Влияние индивидуально-типологических особенностей на развитие интеллекта ребёнка
Заказать уникальную дипломную работу- 81 81 страница
- 42 + 42 источника
- Добавлена 31.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния индивидуально – типологических особенностей на развитие интеллекта ребенка дошкольного возраста
1.1.Изучение индивидуально – типологических особенностей личности как психолого – педагогическая проблема
1.2. Понятие и сущность интеллекта в психологии
1.3. Взаимосвязь особенностей темперамента ребенка дошкольного возраста и его интеллектуального развития
Глава 2 Эмпирическое исследование влияния индивидуально – типологических особенностей на развитие интеллекта ребенка дошкольного возраста
2.1. Методы и методика исследования
2.2. Анализ полученных данных
2.3. Практические рекомендации по развитию интеллекта ребенка дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Речь холериков развита, они строят предложения, однако слова проговаривают не четко: речь холериков очень быстрая и громкая, имеет богатую интонацию.
Обращаются к реальным участникам игры (сверстникам), выстраивают диалоги с воображаемыми участниками игры, подражают голосам персонажей мультиков, демонстрирует их характерные особенности. Дети - холерики проявляют воображение в процессе подбора игрушек – заместителей, дают им названия; у холериков есть любимые игрушки. Игровые действия разнообразны, адекватны игровой ситуации, развернуты, однако действия партнеров по играм, в которых участвуют дети - холерики, не отличаются согласованностью из-за вспыльчивости и демонстративности холериков.
Холерики склонны жестко отстаивать свое желание играть определенной игрушкой на определенной территории, могут проявлять выраженные агрессивные действия в отношении других ребят; не склонны уступать.
Холерики очень демонстративны, любят, когда их хвалят, ситуации неуспеха переживают сильнее, чем ситуации успеха; помогают воспитателю наводить порядок, расставлять игрушки по местам, организовывать ребят с целью, чтобы их похвалили.
Если холерики придумывают игру, то они не склонны заранее подбирать персонажей и игрушки, которые им необходимы, игровой сюжет развивается по ходу игры. Игровая среда в группе холерикам нравится, однако они склонны активно вносить свои изменения в игровую среду, преобразовывая ее под особенности своей игры.
Холерики общаются со сверстниками очень активно, однако склонны настаивать на своем, брать на себя роль лидера.
В целом игровая активность детей - холериков характеризуется выраженность активностью и подвижностью, стремлением отстоять свое желание, взять на себя роль лидера, могут проявлять агрессивность по отношению к другим детям.
Эти дети очень возбудимы, демонстративны, капризны. В состоянии возбуждения становятся неуправляемыми. Воспитателю необходимо приложить усилия, чтобы успокоить их.
Особенности игровой активности детей – флегматиков следующие.
Дети – флегматики мало общительны со сверстниками и взрослыми, к незнакомым людям относится настороженно, инициативны в собственных игровых замыслах, однако редко сами выступают инициатором игрового сюжета, чаще присоединяются к детям, претендующим на роль лидера; в процессе игры соблюдают принятые правила; в игре отмечается небольшая импровизация, склонны проигрывать один сюжет несколько раз, замысел развивается в процессе самой игры. Чаще содержанием игры выступают взаимоотношения между людьми – бытовые и социальные; содержание игр менее разнообразно, чем у сангвиников и холериков.
Сюжеты игр разнообразны: проигрываются профессиональные стороны жизни людей, семейные взаимоотношения, ситуации, связанные с жизнью самих детей (посещение детского сада, больницы, праздники, день рождения, посещение цирка и зоопарка, работы с автомобилем в гараже и т.д.); флегматики не объединяет в одну игру несколько событий, берется один сюжет; источники игровых сюжетов – жизнь самих детей, сказки, мультики и компьютерные игры, подражание взрослым.
В игре при взаимодействии с другими сверстниками дети - флегматики общается с ребятами при помощи речи, однако она отличается некоторой вялостью, невыраженной мимикой и пантомимикой. Речь детей - флегматиков развита, он строят предложения, слова проговаривают четко, все звуки произносит четко, однако речь характеризуется медлительностью и невыраженностью интонаций.
Обращаются к реальным участникам игры (сверстникам), выстраивают диалоги с воображаемыми участниками игры. Дети - флегматики проявляют воображение в процессе подбора игрушек – заместителей, дают им названия; у детей – флегматиков есть одна – две любимые игрушки. Игровые действия разнообразны, адекватны игровой ситуации, развернуты, действия партнеров по играм, в которых участвуют флегматики, отличаются согласованностью.
Флегматики не склонны жестко отстаивать свое желание играть определенной игрушкой на определенной территории, агрессивных действий в отношении других ребят не проявляют; в общении со сверстниками склонны уступать.
Если флегматики придумывают игру, то он заранее очень тщательно подбирают персонажей и игрушки, которые им необходимы. Игровая среда в группе флегматикам нравится, они не склонны вносить свои изменения в игровую среду, преобразовывая ее под особенности своей игры.
Флегматики предпочитают одиночные и спокойные игры, однако общаются со сверстниками и в групповых играх.
В целом игровую деятельность детей – флегматиков можно охарактеризовать как спокойную, уравновешенную. Флегматики не стремятся на лидирующую роль, мало подвижны, предпочитают играть любимыми игрушками и проигрывают излюбленные игровые сюжеты. Речь флегматиков спокойная, тихая, характеризуется бедностью интонаций и мимики.
Адаптивные способности у детей флегматиков невысокие, характеризуются медленным привыканием к новым стимулам, проявляют к ним осторожность. Психическая активность характеризуется устойчивостью и хорошей работоспособностью.
Дети – меланхолики отличаются следующими особенностями в процессе игровой деятельности.
Дети – меланхолики мало общительны со сверстниками и взрослыми, к незнакомым людям относится очень настороженно, могут даже демонстрировать страх.
Дети - меланхолики инициативны в собственных игровых замыслах, однако редко сами выступают инициатором игрового сюжета, чаще присоединяются к детям, претендующим на роль лидера; в процессе игры соблюдают принятые правила; в игре отмечается небольшая импровизация, склонны проигрывать один сюжет несколько раз, замысел развивается в процессе самой игры. Чаще содержанием игры выступают взаимоотношения между людьми – бытовые и социальные; содержание игр менее разнообразно, чем у сангвиников и холериков.
Сюжеты игр разнообразны: проигрываются профессиональные стороны жизни людей, семейные взаимоотношения, ситуации, связанные с жизнью самих детей (посещение детского сада, больницы, праздники, день рождения, посещение цирка и зоопарка, работы с автомобилем в гараже и т.д.); меланхолики не объединяют в одну игру несколько событий, берется один сюжет; источники игровых сюжетов – жизнь самих детей, сказки, мультики и компьютерные игры, подражание взрослым.
В игре при взаимодействии с другими сверстниками дети - меланхолики общаются с ребятами при помощи речи, однако она отличается некоторой вялостью, невыраженной мимикой и пантомимикой. Речь детей - меланхоликов развита, он строят предложения, слова проговаривают четко, все звуки произносит четко, однако речь характеризуется медлительностью и невыраженностью интонаций. Также меланхолики отличаются стеснительностью и боязливостью, поэтому будут молчать в присутствии посторонних людей.
Обращаются к реальным участникам игры (сверстникам), выстраивают диалоги с воображаемыми участниками игры. Дети - меланхолики проявляют воображение в процессе подбора игрушек – заместителей, дают им названия; у детей – меланхоликов есть одна – две любимые игрушки. Игровые действия разнообразны, адекватны игровой ситуации, развернуты, действия партнеров по играм, в которых участвуют меланхолики, отличаются согласованностью.
Меланхолики не склонны жестко отстаивать свое желание играть определенной игрушкой на определенной территории, агрессивных действий в отношении других ребят не проявляют; в общении со сверстниками склонны уступать. Эти дети очень ранимы, у них преобладает отрицательный эмоциональный фон.
Игровая среда в группе меланхоликам нравится, они не склонны вносить свои изменения в игровую среду, преобразовывая ее под особенности своей игры. Меланхолики очень болезненно реагируют на любые изменения в окружающей их среде.
Меланхолики предпочитают одиночные и спокойные игры, однако общаются со сверстниками и в групповых играх.
В целом игровую деятельность детей – меланхоликов можно охарактеризовать как спокойную, однако мало уравновешенную. Меланхолики не стремятся на лидирующую роль, мало подвижны, предпочитают играть любимыми игрушками и проигрывают излюбленные игровые сюжеты одни. Речь меланхоликов спокойная, тихая, характеризуется бедностью интонаций и мимики.
Адаптивные способности у детей - меланхоликов слабые, характеризуются очень медленным привыканием к новым стимулам, проявляют к ним осторожность. Психическая активность характеризуется неустойчивостью и слабой работоспособностью, быстрой истощаемостью.
Далее мы проанализировали данные, полученные в ходе диагностики особенностей интеллектуальной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Общий уровень интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста в зависимости от типа темперамента представлен в таблице 3.
Таблица 3
Общий уровень интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста в зависимости от типа темперамента
респондент тип темперамента общий уровень интеллектуального развития в баллах общий уровень интеллектуального развития Вика Б Сангвиник 11 высокий Тимур Е. Сангвиник 10 высокий Лера И. Сангвиник 9 выше ср Паша Л. Сангвиник 11 высокий Артем В. холерик 8 выше ср Костя К. холерик 9 выше ср Маша М. холерик 9 выше ср Виталик Р. холерик 9 выше ср Аня Ю. флегматик 8 выше ср Настя Г. меланхолик 5 средний Как видно из таблицы, дети – сангвиники демонстрирую высокий и выше среднего общий уровень интеллектуального развития. Дети – холерики демонстрируют уровень интеллекта выше среднего, также как и флегматик. Ребенок с меланхоличным типом темперамента демонстрирует средний уровень интеллектуального развития.
Средние значения общего уровня интеллектуального развития в зависимости от типа темперамента представлены в таблице 4 и диаграмме 3.
Таблица 4
Средние значения общего уровня интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста в зависимости от типа темперамента
Тип темперамента Общий уровень интеллектуального развития Сангвиник 9,8 Холерик 8,8 Флегматик 8 Меланхолик 5
Как видно из таблицы 4 и диаграммы 3, средние значения общего уровня интеллектуального развития детей – сангвиников выше на 1 балл, чем у детей – холериков.
Флегматики, хотя и демонстрируют результаты выше среднего, однако эти результаты ниже, чем у холериков.
Дети с меланхоличным типом темперамента имеют средние результаты по общему уровню интеллектуального развития.
Диаграмма 3
Однако является неверным утверждение, что дети с разным типом темперамента имеют разный уровень интеллектуального развития.
Скорее речь идет именно об уровне интеллектуальной активности, которая и обуславливается особенностями протекания нервных и психических процессов в младшем дошкольном возрасте.
Подтверждение данного предположение приведено в таблице 5, где показаны результаты диагностики мыслительных операций детей младшего дошкольного возраста: анализа, синтеза, сравнения и классификации.
Таблица 5
Особенности мыслительных операций детей младшего дошкольного возраста
тип темперамента Анализ Синтез Сравнение Классификация итого Уровень развития интеллекта Вика Б Сангвиник 3 3 2 3 11 высокий Артем В. холерик 2 3 1 2 8 выше ср Настя Г. меланхолик 1 1 2 1 5 средний Тимур Е. Сангвиник 2 3 3 2 10 высокий Лера И. Сангвиник 2 3 2 2 9 выше ср Костя К. холерик 3 1 3 2 9 выше ср Паша Л. Сангвиник 3 3 3 2 11 высокий Маша М. холерик 1 3 2 3 9 выше ср Виталик Р. холерик 2 3 1 3 9 выше ср Аня Ю. флегматик 2 2 2 2 8 выше ср
Как видно из таблицы, дети – сангвиники обладают большей стабильностью и уравновешенностью психических процессов и работоспособностью: все мыслительные операции выполняют примерно на одном уровне.
Дети – сангвиники обладают хорошей работоспособностью, быстрой врабатываемостью, однако у них отмечается снижение работоспособности и качества выполнения заданий в результате снижения интереса. Скорость выполнения заданий – в общем высокая.
Общий уровень выполнения мыслительных операций в результате данных особенностей – высокий.
Дети – холерики обладают меньшей стабильностью и уравновешенностью психических процессов и работоспособностью: все мыслительные операции выполняют в основном на высоком уровне, однако отмечаются спады в результатах, вызванные снижением концентрации внимания, отвлекаемостью, снижением интереса, переключаемостью на посторонние объекты.
Дети – холерики обладают хорошей работоспособностью, быстрой врабатываемостью, однако работоспособность у них не стабильна, отмечаются спады, в результате чего снижается результативность выполнения заданий. Скорость выполнения заданий – в общем высокая, однако не стабильная.
Общий уровень выполнения мыслительных операций в результате данных особенностей – выше среднего, но результаты несколько ниже, чем у сангвиников из-за свойственных холерикам нестабильности протекания психических процессов.
Дети – флегматики обладают высокой стабильностью и уравновешенностью психических процессов и работоспособностью: все мыслительные операции выполняют на высоком уровне, спадов в результатах не отмечается, можно отметить высокий уровень концентрации внимания, стабильность интереса, способностью удержать внимание на необходимом объекте.
Дети – флегматики обладают высокой работоспособностью, однако медленной врабатываемостью, и медленным темпом работы, в результате чего результативность деятельности достигает уровня выше среднего.
Общий уровень выполнения мыслительных операций в результате данных особенностей – выше среднего, но результаты несколько ниже, чем у сангвиников и холериков из-за скорости протекания психических процессов.
Дети – меланхолики обладают низкой стабильностью и уравновешенностью психических процессов и работоспособностью: все мыслительные операции выполняют в основном на среднем уровне, однако отмечаются спады в результатах, вызванные снижением концентрации внимания, отвлекаемостью, снижением интереса, переключаемостью на посторонние объекты, утомляемостью.
Дети – меланхолики обладают низкой работоспособностью, медленной врабатываемостью, однако работоспособность у них не стабильна, отмечаются спады, в результате чего снижается результативность выполнения заданий. Скорость выполнения заданий – в общем средняя, однако не стабильная.
Общий уровень выполнения мыслительных операций в результате данных особенностей – средний, но результаты несколько ниже, чем у сангвиников, холериков и флегматиков из-за свойственных меланхоликам нестабильности протекания психических процессов и слабости нервной системы.
Далее мы использовали методы математической статистики для подтверждения или опровержения выдвинутой нами гипотезы о том, что тип темперамента оказывает влияние на особенности интеллектуальной активности детей младшего дошкольного возраста.
В нашем исследовании мы использовали с этой целью коэффициент корреляции Браве – Пирсона.
Корреляционный анализ — метод обработки статистических данных, заключающийся в изучении коэффициентов корреляции между переменными. При этом сравниваются коэффициенты корреляции между одной парой или множеством пар признаков для установления между ними статистических взаимосвязей.
Цель корреляционного анализа — обеспечить получение некоторой информации об одной переменной с помощью другой переменной. В случаях, когда возможно достижение цели, говорят, что переменные коррелируют.
В самом общем виде принятие гипотезы о наличии корреляции означает, что изменение значения переменной «А», произойдет одновременно с пропорциональным изменением значения «Б».
Корреляция отражает лишь линейную зависимость величин, но не отражает их функциональной связности.
Результаты приведены в таблице 6.
Таблица 6
Расчет корреляции между показателями типа темперамента детей младшего дошкольного возраста и показателями общего уровня интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста
респондент тип темперамента итого Уровень развития интеллекта тип т Вика Б Сангвиник 11 высокий 4 Артем В. холерик 8 выше ср 3 Настя Г. меланхолик 5 средний 1 Тимур Е. Сангвиник 10 высокий 4 Лера И. Сангвиник 9 выше ср 4 Костя К. холерик 9 выше ср 3 Паша Л. Сангвиник 11 высокий 4 Маша М. холерик 9 выше ср 3 Виталик Р. холерик 9 выше ср 3 Аня Ю. флегматик 8 выше ср 2 10 ср 8,9 3,10 S 1,73 0,99 XY 290 r 0,91
Как видно из таблицы, показатель корреляции равен 0,91 – это значимая корреляция.
Таким образом, наше предположение о том, что тип темперамента оказывает влияние на особенности интеллектуальной активности детей младшего дошкольного возраста, подтвердилась.
2.3. Практические рекомендации по развитию интеллекта ребенка дошкольного возраста
Знание черт темперамента детей младшего дошкольного возраста позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий.
Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью деятельностью, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали, заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции детей требуют и различной педагогической тактики.
Педагоги знают, что изменения распорядка дня, условий предметно – развивающей среды, окружения и людей влияют на общую активность детей младшего дошкольного возраста.
Некоторые дети легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже в рамках одной и той же активности или деятельности. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на занятиях, удерживают их интерес на высоком уровне.
Предметом особой заботы педагогов чаще всего бывают дети – холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у детей – холериков развивать отстающий тормозной процесс.
От этих детей следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими детьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, инициативность следует поощрять.
Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.
На детей меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим детям ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность.
Очень важно помочь им войти в детский коллектив, включиться в общую игру или деятельность, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих детей надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.
Внимание педагога должны привлекать дети – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания – они спокойны, никому не мешают.
У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.
У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.
В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях “тепличного” воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности.
Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую работу педагогов по развитию эмпатии, усидчивости.
Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность, то есть приобретать и повышать произвольность психических процессов, что является одним из важнейших условий успешности обучения в школе.
У представителей разного типа темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ребенка нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого - другие.
Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях детского сада и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек.
Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.
Задача педагога заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.
Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей младшего дошкольного возраста, мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия для развития и обучения, устранять причины возможной дезадаптации, и, следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить и развить мотивацию к познавательной активности, сделать интересной его жизнь.
Заключение
Данная исследовательская работа посвящена одной из актуальных тем психологии и дошкольной педагогики – изучению влияния индивидуально – типологических особенностей детей младшего дошкольного возраста на их интеллектуальное развитие.
Дошкольное детство – период активного физического и психического развития ребенка.
Этот возрастной этап характеризуется большими изменениями, которые происходят в эмоциональной, интеллектуальной и личностной сфере ребенка.
Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития многих способностей ребенка, в том числе и интеллектуальных.
Чем старше становится ребенок, тем более активно он взаимодействует с окружающей его средой, преобразуя и познавая ее. Благодаря этому возрастает количество установленных связей между предметами и явлениями, с которыми дошкольник сталкивается в окружающей действительности, что в свою очередь обеспечивает психическое развитие подрастающего индивида.
Однако процесс психического и интеллектуального развития происходит неразрывно друг от друга, а взаимообуславливает друг друга.
В результате, целью данного исследования было изучение влияния индивидуально – типологических особенностей ребенка младшего школьного возраста на процесс его интеллектуального развития.
В качестве рабочей гипотезы выступило предположение о том, что у детей младшего дошкольного возраста преобладают такие типы темперамента, как холерик и сангвиник. Тип темперамента оказывает влияние на особенности интеллектуальной активности детей младшего дошкольного возраста.
В данной исследовательской работы мы изучили понятие и сущность темперамента в психолого – педагогической литературе; изучили понятие и сущность интеллекта в психолого – педагогической литературе; рассмотрели взаимосвязь особенностей темперамента ребенка дошкольного возраста и его интеллектуального развития; эмпирически изучили влияние индивидуально – типологических особенностей детей младшего дошкольного возраста на процесс их интеллектуального развития; дали практические рекомендации по развитию интеллекта ребенка исходя из его индивидуально – типологических особенностей.
Для выявления темперамента мы метод опроса родителей, который помог нам определить типы темперамента детей младшего дошкольного возраста; для выявления особенностей интеллектуального развития и активности мы использовали метод наблюдения, а также тестовые задания, направленные на диагностику особенностей мыслительных операций детей младшего дошкольного возраста.
В результате диагностики мы выявили детей с разными типами темперамента: одни из них активные, подвижные, более общительные, другие работают медленнее, долго думают, менее эмоциональны.
Мы рассмотрели зависимость типа темперамента и особенностей протекания мыслительных операций.
В связи с этим мы разработали рекомендации для педагогов с целью осуществления индивидуального подхода по интеллектуальному развитию к детям младшего дошкольного возраста с разным типом темперамента.
В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у детей – холериков развивать отстающий тормозной процесс.
От этих детей следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе.
На детей меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим детям ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность.
У флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.
У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе и обобщении теоретического материала по проблеме влияния индивидуально – типологических особенностей на развития интеллекта детей младшего школьного возраста, подборе психодиагностических методик, определяющих тип темперамента ребенка младшего школьного возраста и особенности его интеллектуального развития.
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по развитию интеллекта ребенка исходя из его индивидуально – типологических особенностей.
Также результаты проведенного исследования могут быть полезны для построения более эффективной программы по всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка в рамках учебно – воспитательного процесса в детском саду.
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология М., 2003
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. – 349 с.
Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1988
Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н.Павловой. - М., 1986
Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5
Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. – М., 1997
Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М., 1985
Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М., 2004
Дробинская А.О. Правильно ли развивается ваш ребенок и надо ли обращаться за помощью: Книга для тех, кому это интересно. – М., 2004. – 64 с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 2003
Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 138 - 142
Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сокина. - М., 1984
Истратова О.Н. Большая книга детского психолога /О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д., 2008
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2004
Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997
Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. – М., 1964
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1997
Небылицын В.Д. основные свойства нервной системы человека // Избранные психологические труды / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М., 1990
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2008
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, - М., 2004
Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2002
Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб., 2003
Первушина В.Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? – СПб., 2007
Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5. - с. 21 - 27
Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ред. - сост. Г.В. Бурменская. - М., 2003
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2002.
Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000
Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. – СПб., 1999
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М., 1979
Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 19-32.
Сидоркина Т.Ю. Влияние индивидуально – типологических особенностей часто болеющих детей младшего дошкольного возраста на процесс адаптации к ДОУ // http://sibsedu.kspu.ru/index.php?option=content&task=view&id=250
Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984
Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
Солдатова О.Г., Юденко О.Н., Лысенко В.Н. Темперамент, психосоматическая конституция и резервы здоровья. - Красноярск, 2007
Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М., 1982
Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М., 1985
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. - М., 2000
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2006
http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/8.html
Мерлин В.С, Очерки теории темперамента. – М., 1964. – С. 47-49
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2008. – С. 554 - 555
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – С. 79
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2008. – С. 555
Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984. – С. 68
Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М., 1982
http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/8.html
http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/8.html
Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998. – С. 196
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 2003
Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сокина. - М., 1984. – С. 78 - 79
Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 138 - 139
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 2003
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. - М., 2000. – С. 49 - 53
Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М., 1985
Истратова О.Н. Большая книга детского психолога /О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д., 2008. – С. 48
Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002. – С. 182
Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002. – С. 184
Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002. – С. 184
Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 373
Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002. – С. 187
Сидоркина Т.Ю. Влияние индивидуально – типологических особенностей часто болеющих детей младшего дошкольного возраста на процесс адаптации к ДОУ // http://sibsedu.kspu.ru/index.php?option=content&task=view&id=250
81
3
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология М., 2003
2.Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. – 349 с.
3.Венгер Л.А. Педагогика способностей. – М., 1988
4.Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л.Н.Павловой. - М., 1986
5.Выготский Л.С. Проблема развития способностей. // Вопросы психологии. - 1996. - № 5
6.Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. – М., 1997
7.Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М., 1985
8.Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М., 2004
9.Дробинская А.О. Правильно ли развивается ваш ребенок и надо ли обращаться за помощью: Книга для тех, кому это интересно. – М., 2004. – 64 с.
10.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М., 2003
11.Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 138 - 142
12.Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сокина. - М., 1984
13.Истратова О.Н. Большая книга детского психолога /О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д., 2008
14.Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
15.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М., 2004
16.Маклаков А.Г. Общая психология. — М., 2008
17.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997
18.Мерлин В.С. Очерки теории темперамента. – М., 1964
19.Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1997
20.Небылицын В.Д. основные свойства нервной системы человека // Избранные психологические труды / Под ред. Б.Ф. Ломова. – М., 1990
21.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2008
22.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, - М., 2004
23.Пантюхина Г.В., Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2002
24.Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб., 2003
25.Первушина В.Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? – СПб., 2007
26.Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // До¬школьное воспитание. – 1996. - № 5. - с. 21 - 27
27.Психология человека от рождения до смерти. /Под общ. ред. А.А. Реана. – М., 2002
28.Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Ред. - сост. Г.В. Бурменская. - М., 2003
29.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2002.
30.Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2000
31.Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. – СПб., 1999
32.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально – психологических различий. – М., 1979
33.Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека //Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 19-32.
34.Сидоркина Т.Ю. Влияние индивидуально – типологических особенностей часто болеющих детей младшего дошкольного возраста на процесс адаптации к ДОУ // http://sibsedu.kspu.ru/index.php?option=content&task=view&id=250
35.Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. - М., 1984
36.Словарь практического психолога /Сост С.Ю. Головин. – Минск, 1998
37.Солдатова О.Г., Юденко О.Н., Лысенко В.Н. Темперамент, психосоматическая конституция и резервы здоровья. - Красноярск, 2007
38.Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. – М., 1982
39.Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. – М., 1985
40.Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Дошкольники. - М., 2000
41.Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2006
42.http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychology_of_person/8.html
Вопрос-ответ:
Какие особенности личности ребенка влияют на его интеллектуальное развитие?
Особенности личности ребенка, такие как темперамент, активность, уровень адаптивности, мотивация и интересы, могут влиять на его интеллектуальное развитие. Так, например, ребенок с высокой активностью может более успешно развивать свои интеллектуальные способности, в то время как ребенок с низким уровнем адаптивности может испытывать трудности в усвоении новой информации.
Что такое интеллект и как он определяется в психологии?
Интеллект - это способность человека мыслить, решать задачи, усваивать новую информацию и применять ее в практической деятельности. В психологии интеллект обычно определяется через различные тесты и шкалы, которые измеряют уровень интеллекта по разным аспектам, таким как логическое мышление, способность к анализу и синтезу информации, а также креативность и способность к решению проблем.
Влияет ли темперамент ребенка на его интеллектуальное развитие?
Да, темперамент ребенка может оказывать влияние на его интеллектуальное развитие. Например, ребенок с активным темпераментом может проявлять больший интерес к учебе и лучше усваивать новую информацию, в то время как ребенок с пассивным темпераментом может испытывать трудности в мотивации и сосредоточении, что может затруднять его интеллектуальное развитие.
Какие еще факторы могут влиять на интеллектуальное развитие дошкольника?
Помимо индивидуально типологических особенностей личности, на интеллектуальное развитие дошкольника могут влиять и другие факторы, такие как социокультурная среда, воспитание, образование, а также генетические предпосылки. Например, дети, воспитываемые в стимулирующей и поддерживающей среде, могут развиваться интеллектуально лучше, чем дети, воспитываемые в менее поддерживающей среде.
Насколько типологические особенности личности могут влиять на развитие интеллекта ребенка дошкольного возраста?
Типологические особенности личности могут оказывать значительное влияние на развитие интеллекта ребенка дошкольного возраста. Например, дети с активным темпераментом могут проявлять большую исследовательскую активность и быстрее усваивать новую информацию. В то же время, дети с пассивным темпераментом могут быть более осторожными и медленнее в усвоении новых знаний.
Какие теоретические аспекты изучения влияния индивидуально типологических особенностей на развитие интеллекта ребенка дошкольного возраста существуют?
Существуют различные теоретические подходы к изучению влияния индивидуально типологических особенностей на развитие интеллекта ребенка дошкольного возраста. Например, некоторые исследования сосредотачиваются на изучении связи между темпераментом ребенка и его интеллектуальным развитием, в то время как другие исследования фокусируются на изучении влияния личностных характеристик, таких как эмоциональная устойчивость или экстраверсия, на развитие интеллекта.
Что такое интеллект и какова его сущность в психологии?
Интеллект является сложным психологическим понятием, которое отражает способность человека мыслить, понимать и решать задачи. Он связан с такими когнитивными процессами, как восприятие, внимание, память и решение проблем. Сущность интеллекта состоит в способности адаптироваться к новой информации, преодолевать трудности и применять полученные знания в практических ситуациях.
Как связаны особенности темперамента ребенка дошкольного возраста и его интеллектуальное развитие?
Особенности темперамента ребенка дошкольного возраста могут оказывать влияние на его интеллектуальное развитие. Например, дети с активным темпераментом могут быть более любознательными и быстрее осваивать новую информацию, что способствует их интеллектуальному развитию. В то же время, дети с пассивным темпераментом могут быть более осторожными и избирательными в получении новых знаний, что может отразиться на их интеллектуальном развитии.
Какие индивидуально типологические особенности влияют на развитие интеллекта ребенка дошкольного возраста?
Индивидуально типологические особенности, такие как темперамент, эмоциональная устойчивость, деятельность, внимание и т. д., могут существенно влиять на развитие интеллекта ребенка дошкольного возраста. Например, дети с активным темпераментом часто проявляют большую исследовательскую активность, что способствует развитию их познавательных способностей.
Что подразумевается под интеллектом в психологии?
В психологии интеллектом обычно называют способность мыслить, решать проблемы, обучаться и адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Интеллект включает различные когнитивные функции, такие как восприятие, память, внимание, метакогнитивные процессы и творческое мышление.