Средства воздействующего характера в медиатексте 1930-х годов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Филология
  • 29 29 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 30.05.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2
Глава I. Политическая и экономическая обстановка в советской России в 30-е годы 20 века 4
1.1. Индустриализация 4
1.2. Коллективизация сельского хозяйства 5
1.3. Формирование тоталитарного режима 8
1.4. Внешняя политика СССР во второй половине 20-х - начала 30-х гг. 12
Глава II. Средства художественной выразительности и манипулятивные приемы в газете «Ленинградская правда» за сентябрь 1930 года 17
2.1. Анализ статьи «Международные конференции работниц и рабочей молодежи» (Ленинградская правда, 1 сентября 1930 г., № 241) 17
2.2. Анализ статьи «Развертывая сеть крепких поселковых товариществ, подготовим новые миллионы колхозников» (Ленинградская правда, 2 сентября 1930 г., № 242) 18
2.3. Анализ статьи «На штурм прорыва, навстречу 3-ему году пятилетки» («Ленинградская правда», 4 сентября 1930 года, № 244) 21
2.4. Анализ статей «Под знаком массовых боевых демонстраций» и «Расправа фашистского венгерского правительства с демонстрациями рабочей молодежи» («Ленинградская правда», 9 сентября 1930 года, № 249) 23
2.5. Анализ статьи «За марксистско-ленинскую учебу!» («Ленинградская правда», 19 сентября 1930 года, № 259) 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Во-вторых, присутствующее в тексте противопоставление «партия» - «оппортунисты» (левые головотяпы и загибщики) является одним из признаков формирования тоталитарного режима.

2.3. Анализ статьи «На штурм прорыва, навстречу 3-ему году пятилетки» («Ленинградская правда», 4 сентября 1930 года, № 244)

Статья посвящена проблемам индустриализации. Основной ее пафос, прямо выраженный в заголовке лозунгового типа, сводится к жесткой критике предприятий, не выполняющих план пятилетки, борьбе с «правыми оппортунистами и подпевающими им троцкистами», а также к призывам «мощного развертывания ударничества и соцсоревнований».
К основным приемам воздействия, используемым в данной статье, можно отнести следующие:
1) Наличие большого количества модальных слов, пробуждающих к действиям (должен, нужно, надо и др.):
- «надо дать самый решительный отпор проявлениям правого капитулянтства перед трудностями»;
- «сентябрь должен стать месяцем ликвидации образовавшихся прорывов в промфинплане текущего года и боевой подготовки к осуществлению промфинплана 3-его года пятилетки»;
- «нужно обеспечить действительную поддержку каждому почину рабочих масс, направленному к ликвидации прорыва...» и т.п.
2) Использование сниженной лексики с целью резкой критики отрицательных сторон действительности:
- Рабочие Металлического завода им. Сталина <...> организуют жестокую борьбу с летунством, рвачеством, с прогулами, опозданиями, разгильдяйством и расхлябанностью.
3) Призывы, в краткой форме выражающие руководящую идею, задачу или политическое требование:
Беспощадно бить по косности, неповоротливости, бюрократизму хозорганов, профорганизаций и кооперации!
4) Выделение шрифтом основных идей статьи (по всему тексту 15 шрифтовых выделений):
- <...> обращение ЦК ВКП (б) по всем партийным, хозяйственным и комсомольским организациям должно стать боевым руководством и знаменем в борьбе за ликвидацию прорывов текущего хозяйственного года...;
- Лишь один прирост промышленности в 1930/31 году будет равен всей годовой продукции промышленности довоенного периода;
- В августе ленинградская промышленность не сумела добиться перелома в выполнении промфинплана;
- Промфинплан второго года пятилетки по ряду отраслей ленинградской промышленности стоит под угрозой и т.д.
5) Употребление лексики со значением осуждения, порицания:
- ...неприятие на деле самых решительных мер по мобилизации всего рабочего класса для выполнения этой хозяйственной программы недостойно большевиков и представляет собой худший вид правого оппортунизма на практике;
- В дальнейшем не может быть терпимо такое возмутительное пренебрежение к рабочему почину, которое в последний период проявил ряд крупных хозорганов...;
- Пора покончить с таким позорным явлением, когда крупнейшие союзы (например, Обком союза металлистов) не организуют рабочих на борьбу за встречный финплан;
- Под огонь суровой пролетарской самокритики надо взять каждого, кто охлаждает рабочую инициативу в борьбе за пятилетку в 4 года.
5) Использование приема сравнения «лучшего советского» с «худшим капиталистическим»:
- Темпы нашего хозяйственного развития во много раз превышают темпы самых передовых капиталистических стран в лучшую пору развития капитализма.
Выявленные в анализируемой статье приемы воздействия в целом являются характерными для рассматриваемого исторического периода и служат решению основной проблемы – пропаганды грандиозной индустриализации СССР.


2.4. Анализ статей «Под знаком массовых боевых демонстраций» и «Расправа фашистского венгерского правительства с демонстрациями рабочей молодежи» («Ленинградская правда», 9 сентября 1930 года, № 249)
Обе статьи, опубликованные под единой рубрикой «XVI МЮД за рубежом», иллюстрируют пристальный интерес советского государства к политической жизни зарубежных стран и имеют явно идеологическую направленность.
Основные приемы воздействия:
1) Акцент на отрицательных сторонах политики в ряде зарубежных стран, в частности, осуждение действий полиции по отношению к мирным демонстрантам в Германии, Польше, Швеции, Венгрии и Китае.
- Повсеместно полиция вела себя исключительно вызывающе. Полицейские нападали на демонстрантов, снимали транспаранты с революционными лозунгами, арестовывали рабочих за пение революционных песен;
- В Вюртемберге полицейскими дубинками ранено несколько участников демонстрации, причем четверо получили тяжелые ранения;
- В Варшаве полиция несколько раз атаковала и рассеивала демонстрантов. Несколько демонстрантов ранено, арестовано свыше 100 человек
- В Шанхае состоялось несколько демонстраций, разогнанных полицией;
- В Краморсе полиция захватила знамя у демонстрантов. Многие участники демонстрации избиты;
- В Будапеште полицейские с обнаженными шашками напали на рабочих и арестовали 116 человек.
2) Использование статистических данных, показывающих, возможно, преувеличенное стремление зарубежной рабочей молодежи к политическим выступлениям:
- В Берлине перед зданием компартии состоялся митинг, в котором приняло участие 25 тыс. человек;
- В Дюссельдорфе в демонстрации участвовало 13 тыс. человек, <…> в Гамбурге - 10 тыс;
- В Будапеште в демонстрации участвовало несколько сот молодых рабочих.
3) Наличие семантических конструкций, свидетельствующих об ориентации зарубежных рабочих на революционное изменение политического строя по советской модели:
- Население рабочих районов восторженно встречало боевые колонны революционного рабочего молодняка;
- Международный юношеский день ознаменовался новым притоком молодых рабочих в комсомол;
- Демонстранты выкрикивали лозунги: «Да здравствует пролетарская диктатура", "Долой фашистское правительство»;
- На одном из фабричных зданий Будапешта было вывешено красное знамя с лозунгом «Да здравствуют советы».
Таким образом, средства воздействия, используемые в данных статьях, являют пример политико-идеологической обработки советских читателей, которым внушается мысль о том, что во всем мире работающая молодежь готова к революционной борьбе за свои права, и что главным ориентиром для нее является СССР.




2.5. Анализ статьи «За марксистско-ленинскую учебу!» («Ленинградская правда», 19 сентября 1930 года, № 259)

Главная цель данной статьи – пропаганда политической грамотности, массовое освещение задач, провозглашенных XVI съездом партии, связанных с насущной потребностью государства в идеологически подготовленных партийных и рабочих кадрах. Для успешной реализации поставленной цели автор применяет следующие приемы воздействия:
1) Использование большого количества прилагательных в сравнительной и превосходной степени (18 употреблений), демонстрирующих особую важность и актуальность обсуждаемой проблемы:
- Партийная учеба в этом году будет проходить в обстановке величайшего подъема творческой активности пролетарских масс, направленной ... на быстрейшее осуществление задач, поставленных XVI партийным съездом;
- ... все это требует от парторганизаций самого серьезного внимания к делу партийной учебы, к делу еще большего повышения идейно-политического уровня партийных масс;
- Партийное просвещение ...явилось важным рычагом мобилизации партийных и широких рабочих масс для борьбы за генеральную линию партии, для быстрейшего разрешения коренных задач социалистической реконструкции;
- ... организация партийной работы характеризовалась и рядом серьезнейших недостатков;
- Самым крупным из этих недостатков является слабая увязка теоретической учебы с практикой...;
- Отнюдь не исключением были кружки и школы, мимо которых проходили такие важнейшие вопросы, как социалистическое соревнование, ударничество, вербовка рабочих в партию...;
- Многие партийные школы и кружки совершенно не охватывали таких важнейших вопросов, как подъем колхозного движения, хлебозаготовки, налог. А некоторые из этих кружков на время важнейших политических и хозяйственных кампаний распускались вовсе и т.д.
2) Употребление слов и словосочетаний с модальным значением – должно, должен быть, следует, нужно, надо, необходимо – с целью побуждать к активным действиям:
- Учеба должна стать непрерывной!
- Особое внимание следует обратить на привлечение к партийной учебе широких слоев беспартийных рабочих;
- Нужно крепче ударить по деляческим настроениям...
- Необходимо запомнить: партучеба это не монополия культпропов, это дело всей партии;
- Надо своевременно закончить подготовительную работу, чтобы обеспечить нормальный ход партийного просвещения и т.п.
3) Цитирование авторитетных источников, подтверждающих государственную значимость рассматриваемого вопроса:
- В своем постановлении ЦК ВКП (б) указывает, что «охват беспартийных должен быть от 30 до 60 проц. состава партшкол…»;
- XVI партийный съезд отметил, что «широко развернувшийся процесс социалистической реконструкции деревни с особой остротой выдвигает задачу укрепления деревенской партийной организации»;
- «Эта теснейшая связь теоретической учебы с конкретным социалистическим строительством должна выразиться также и в том, что сеть партийного просвещения, особенно ее средние и повышенные звенья, должны получить более четко выраженную установку на подготовку кадров партийного актива для различных отраслей партийной работы» (Из постановления ЦК ВКП (б));
- Нужно крепче ударить ... по всем, кто забывает ленинское положение: «без революционной теории не может быть и революционного движения».
Выявленные приемы воздействия служат, прежде всего, для реализации идеологической программы коммунистической партии.
























Заключение

В курсовой работе на материале нескольких сентябрьских номеров газеты «Ленинградская правда» за 1930 год были рассмотрены основные приемы речевого воздействия на читателя.
Как показал обзор номеров, основное содержание газеты связано с главными темами рассматриваемой эпохи – коллективизацией, индустриализацией, формированием советской идеологии, вниманием к проблемам революционной борьбы в капиталистических странах.
В результате проведенного анализа мы выявили ряд стандартных приемов и средств языкового воздействия, используемые во всех газетных текстах. К ним относятся:
- употребление слов и словосочетаний с модальным значением – должно, должен быть, следует, нужно, надо, необходимо – с целью побуждать к активным действиям;
- использование антитезы (противопоставляется «хорошее советское» с «плохим капиталистическим»);
- использование статистических данных с идеологической целью;
- наличие лозунгов;
- использование прилагательных в сравнительной и превосходной степени с целью подчеркнуть особую важность обсуждаемых проблем;
- использование сниженной лексики с целью резкой критики отрицательных сторон действительности;
- цитирование авторитетных источников, подтверждающих государственную значимость рассматриваемых вопросов.
Проделанная работа позволяет утверждать, что наша гипотеза оказалась верной. Действительно, выявленные языковые приемы использовались с целью воздействия на сознание и эмоции читателей, живущих в эпоху 30-х годов 20 века.
Список использованной литературы

Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М.: Прогресс, 1987. – С. 88 -125.
Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – М.: Прогресс, 1981. – 280 с.
Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: "ЧеРо" совместно с издательством "Юрайт", 2000. – 344 с.
Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. – М.: Высш. шк., 1980. – 224 с.
Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. – 204 с.
Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи: Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия: Учеб. пособие / Ленингр. гос. ин-т им. А.И. Герцена, Яросл. гос. пед. ин-т им. К.Д.Ушинского. – Ярославль: ЯрГУ, 1990. – 81 с.
История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 352с.
Истомин В.Г. История России как цивилизации (история отечества). ХХ век. Учебное пособие. – Ишим, 2012.
Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – Омск: Омск. гос. ун-т, 1999. – 285 с.
Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. (Серия: Тропы практического разума). – М.: Алгоритм, 2002. – 288 с.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – 264 с.

Карнишин В.Ю., Узорова С.А., Беркутов А.А. История России XX века. – Пенза: изд-во ПГУ, 2010. – 158 с.
Куницына В.Н., Казаринова II.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для вузов по специальности "психология". / А.А.Леонтьев; ин-т "Открытое общ во" (Фонд Сороса). – 3-е изд. – М.; СПб.: Смысл; Лань, 2003. – 288 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1976. – 365 с.
Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2010
Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. – М.: Изд. центр «Март», 2004. – 240 с.
Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. – М.: Алгоритм, 2000. – 336 с.
Чудинов А.П. Умение убеждать: практическая риторика: Учебное пособие / Уральский пед. ун-т. – Екатеринбург, 1996. – 91 с.
Шейнов В.П. Психология влияния: скрытое управление, манипулирование и защита от них. – М.: Ось-89, 2002. – 720 с.












30

Список использованной литературы

1. Блакар P.M. Язык как инструмент социальной власти // Язык и моделирование социального взаимодействия. – М.: Прогресс, 1987. – С. 88 -125.
2. Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – М.: Прогресс, 1981. – 280 с.
3. Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. – М.: Прогресс, 1989. – 312 с.
4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: "ЧеРо" совместно с издательством "Юрайт", 2000. – 344 с.
5. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. – М.: Высш. шк., 1980. – 224 с.
6. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. – 204 с.
7. Жельвис В.И. Эмотивный аспект речи: Психолингвистическая интерпретация речевого воздействия: Учеб. пособие / Ленингр. гос. ин-т им. А.И. Герцена, Яросл. гос. пед. ин-т им. К.Д.Ушинского. – Ярославль: ЯрГУ, 1990. – 81 с.
8. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций / Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 352с.
9. Истомин В.Г. История России как цивилизации (история отечества). ХХ век. Учебное пособие. – Ишим, 2012.
10. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – Омск: Омск. гос. ун-т, 1999. – 285 с.
11. Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. (Серия: Тропы практического разума). – М.: Алгоритм, 2002. – 288 с.
12. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987. – 264 с.

13. Карнишин В.Ю., Узорова С.А., Беркутов А.А. История России XX века. – Пенза: изд-во ПГУ, 2010. – 158 с.
14. Куницына В.Н., Казаринова II.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
15. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для вузов по специальности "психология". / А.А.Леонтьев; ин-т "Открытое общ во" (Фонд Сороса). – 3-е изд. – М.; СПб.: Смысл; Лань, 2003. – 288 с.
16. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1976. – 365 с.
17. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2010
18. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. – М.: Изд. центр «Март», 2004. – 240 с.
19. Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. – М.: Алгоритм, 2000. – 336 с.
20. Чудинов А.П. Умение убеждать: практическая риторика: Учебное пособие / Уральский пед. ун-т. – Екатеринбург, 1996. – 91 с.
21. Шейнов В.П. Психология влияния: скрытое управление, манипулирование и защита от них. – М.: Ось-89, 2002. – 720 с.

Вопрос-ответ:

Какой контекст политической и экономической обстановки был в советской России в 1930-х годах?

В 1930-е годы в Советской России происходила индустриализация и коллективизация сельского хозяйства, формировался тоталитарный режим, а также велась активная внешняя политика.

Какие процессы происходили в советской России в 1930-х годах в сельском хозяйстве?

В 1930-х годах в Советской России происходила коллективизация сельского хозяйства, то есть объединение мелких крестьянских хозяйств в коллективные фермы.

Какие средства художественной выразительности и манипулятивные приемы использовались в газете "Ленинградская правда" в сентябре 1930 года?

В газете "Ленинградская правда" в сентябре 1930 года использовались различные средства художественной выразительности, такие как метафоры, эмоциональная окраска текста, а также манипулятивные приемы, например, употребление вводных слов и фраз для создания определенного эффекта на читателя.

Какая была внешняя политика СССР во второй половине 1930-х годов?

Во второй половине 1930-х годов СССР вел активную внешнюю политику, направленную на укрепление своего влияния в международной arene и поддержку коммунистических движений по всему миру. Были заключены различные договоры и соглашения с другими государствами, а также проводились дипломатические мероприятия.

Какие цели преследовались при индустриализации в Советской России в 1930-х годах?

Целями индустриализации в Советской России в 1930-х годах были превращение страны в промышленную державу, увеличение производства и совершенствование технологий, повышение уровня жизни населения и укрепление обороноспособности.

Какая политическая и экономическая обстановка сложилась в советской России в 30-е годы?

В 30-е годы в советской России сложилась сложная политическая и экономическая обстановка. Происходила индустриализация и коллективизация сельского хозяйства, что привело к формированию тоталитарного режима. Внешняя политика СССР также активно развивалась во второй половине 20-х и начале 30-х годов.

Какие средства художественной выразительности использовались в газете "Ленинградская правда" в 1930 году?

В газете "Ленинградская правда" в 1930 году использовались различные средства художественной выразительности, такие как метафоры, аллегории, сравнения и эмоциональное окраска. Эти средства помогали создать эффект и убедить читателя в определенной точке зрения или идее.

Какие манипулятивные приемы можно выделить в медиатексте 1930-х годов?

В медиатексте 1930-х годов можно выделить различные манипулятивные приемы, такие как использование пропаганды, подмена понятий, употребление эмоциональной лексики, искажение фактов и т.д. Эти приемы были часто использованы для убеждения читателей в правильности определенной идеологии или политической линии.