Сопоставление планов клуатров романских монастырей с античными перистильными дворами.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 15 15 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 02.06.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Античные перистильные дворы 6
Глава 2. Романские клуатры 10
Заключение 14
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

В общем, квадрат, в противоположность кругу, знаменует земное, материальное начало.
«Специально предназначенная для прогулок, для того, чтобы каждый из братьев мог на ходу неспешно размышлять над прочитанным в книгах, галерея представляет Творение, сведенное, благодаря послушанию и смирению, к своим первоначальным основам, к четырем элементам видимого естества - воздуху и огню, земле и воде, вырванным из вихря суетного движения - к Земле Обетованной».
Продуманная идея Paradisus Claustralis поддерживалась и утверждалась не только четкой организацией архитектурных форм, привлекательностью и поучительностью скульптурных композиций, но и особым уходом за небольшим садом внутри двора. Растения тщательно отбирались и взращивались, это не были высокие, заслоняющие солнечный свет деревья, предпочтение отдавалось кустарникам. Чаще всего во дворе был фонтан, миниатюрный водоем или простая умывальня, а символическое значение воды бесконечно разнообразно в Средние века.
Клуатр окружен значимыми и необходимыми для жизни общины строениями: одна галерея неизменно примыкает к церкви, здесь же и зал Капитула (как уже упоминалось, в Сен-Галл местом сбора монахов служила галерея клуатра, прилегающая к храму), дормиторий, рефекторий (трапезная) и кухня, кладовые, с ними часто соседствуют библиотека и скрипторий, как это было в Клюни, в аббатстве Муассак от церкви вдоль клуатра с запада идет капелла св.Жюльена. Иногда еще и в XII веке, книги не только переписывались, но и хранились в клуатре. А в монастыре Ла Дорад в Тулузе к нему примыкает гостиница.
Колонны и столбы крытых галерей клуатра богато и разнообразно украшались скульптурой: декоративные и повествовательные капители, рельефы, фигуры апостолов. Даже суровые цистерцианцы, отвергавшие декоративное убранство храмов, украшали колонны монастырских дворов орнаментальными капителями, которые оживляли их холодную и упорядоченную архитектуру (как, например, в Фонтенэ).
Необходимо подчеркнуть, что в клуатре все изображения адресованы исключительно монахам, при этом само устройство крытых галерей и назначение монастырского двора навевало состояние задумчивости, тишины. Архитектурное его построение предполагает, что капители здесь круглые, в отличие от нефов церкви, и изображение опоясывает их. Пластика рельефов клуатра сложна и разнообразна, а композиционные приемы предполагают многочисленные варианты решений.
Именно в скульптуре клуатров наиболее четко и последовательно представлены циклы скульптуры: Страсти, эсхатологические, агиографические, монастырские. Однако особое значение имеют и орнаментально- декоративные мотивы - бесконечно разнообразные, оживленные фигурами или головами, изображениями животных и птиц, исполненных с особой, именно "романской" фантазией. Можно сказать, что в клуатре неповествовательные мотивы скульптуры органично включены не только в пластическую, но, возможно, и в символическую программу.
Существует и иной тип построения, где взаимоотношение рельефных композиций капителей более сложное, и нельзя четко выделить единый принцип организации скульптуры. Такие клуатры, как в аббатстве Муассак, раскрываются перед созерцающим подобно богатейшему манускрипту, где повествовательные сцены перемежаются орнаментами.
Думается, что в конце XI - первых десятилетиях XII веков стремительно развивается не только архитектура и приемы строительства, но и скульптура, преображаются также и принципы формирования ансамбля, в том числе и клуатров.

Заключение

Таким образом, можно сделать итоговый вывод. Несмотря на внешне похожую структуру перистильных дворов античности и романских монастырских клуатров, существуют различия и конструктивного, и философского характера.
Идея античного перистиля строится на идее попытки человека соревноваться с природным. Все, что уже переделано в природе, подлежит дополнительному усовершенствованию. Через устроенные божественным прародителем водные кольца перекидываются мосты, а сквозь земляные кольца прорываются каналы. Идеальное место жизни создается трудами легендарных атлантов, а все, что остается от реальности, надлежит упорядочивать и переустраивать еще и еще.
Трудно утверждать нечто определенное относительно происхождения клуатра, но, по всей видимости, это именно средневековая форма монастырской архитектуры. Его прообразом можно считать и греческий перистиль, и римский атриум, хотя в отличие от них клуатр не является частью строения.
Романская эпоха - век монастырей, именно в их стенах рождается это возвышенное, одухотворенное, изысканно-фантастическое и удивительно реальное, витиеватое и суровое искусство.
Галереи раннехристианских базилик и преддверия церквей сирийских монастырей могли быть местом сбора и молений, но здания не окружали двор с четырех сторон, т.е. не было прочного архитектурного обрамления, кроме того, дворы были зачастую неправильной формы (L - образные, к примеру). Исключения составляют церкви V века в южной Сирии - святых Сергия и Бахуса в Умм-ис-Сураб и ид-Дер, где группа сооружений в два этажа создает небольшой открытый атриум с колоннадами.
Все же классический клуатр появился именно в обителях Бенедиктинского Устава, отличных от свободно скомпонованных ирландских монастырей. Принципиальное их различие в том, что ирландский план отвечал идее восточных (египетских и сирийских) дермиториев - lavra, основанных на концепции индивидуального спасения.

Список литературы

Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров,- М., 1972.
Добиаш-Рождественская O.A. Культура западноевропейского Средневековья,- М., 1987.
Карсавин Л.П. Монашество в Средние Века. - СПб., 1992.
Касперявичус М.М. Функции религиозной и светской символики. - Л., 1990.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.,1993.
Нессельштраус Ц.Г. Многозначность изображений библейских сюжетов в средневековом искусстве. - Проблема интерпретации литературных образов в изобразительном искусстве.- Л., 1989.
Платон. Сочинения. В 3-х тт. М.: Философия, 1971. – Т. 3.
Цицерон. Философские трактаты / Сост. и авт. вст. статьи Г.Г. Майоров. Пер. М.И.. Рижского. - М., 1985.
Шуази О. История архитектуры. М.: Из-во В.Шевчук. 2005.

Терехова Г.Л. Философия архитектуры. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. – С. 45.
Карсавин Л.П. Монашество в Средние Века. - СПб., 1992
Добиаш-Рождественская O.A. Культура западноевропейского Средневековья,- М., 1987
Шуази О. История архитектуры. М.: Из-во В.Шевчук. 2005.
Платон. Сочинения. В 3-х тт. М.: Философия, 1971. – Т. 3. – С. 557.
Там же.
Цицерон. Философские трактаты / Сост. и авт. вст. статьи Г.Г. Майоров. Пер. М.И.. Рижского. - М., 1985. - С. 152.
Шуази О. История архитектуры. М.: Из-во В.Шевчук. 2005.
Карсавин Л.П. Монашество в Средние Века. - СПб., 1992
Касперявичус М.М. Функции религиозной и светской символики. - Л., 1990
Карсавин Л.П. Монашество в Средние Века. - СПб., 1992
Там же.
Нессельштраус Ц.Г. Многозначность изображений библейских сюжетов в средневековом искусстве. - Проблема интерпретации литературных образов в изобразительном искусстве.- Л., 1989
Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров,- М., 1972.












3

Список литературы

1. Даркевич В.П. Путями средневековых мастеров,- М., 1972.
2. Добиаш-Рождественская O.A. Культура западноевропейского Средневековья,- М., 1987.
3. Карсавин Л.П. Монашество в Средние Века. - СПб., 1992.
4. Касперявичус М.М. Функции религиозной и светской символики. - Л., 1990.
5. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.,1993.
6. Нессельштраус Ц.Г. Многозначность изображений библейских сюжетов в средневековом искусстве. - Проблема интерпретации литературных образов в изобразительном искусстве.- Л., 1989.
7. Платон. Сочинения. В 3-х тт. М.: Философия, 1971. – Т. 3.
8. Цицерон. Философские трактаты / Сост. и авт. вст. статьи Г.Г. Майоров. Пер. М.И.. Рижского. - М., 1985.
9. Шуази О. История архитектуры. М.: Из-во В.Шевчук. 2005.

Вопрос-ответ:

Чем отличаются античные перистильные дворы от романских клуатров?

Античные перистильные дворы были характерны для античного периода и представляли собой внутренний двор с колоннадой по периметру. Романские клуатры, с другой стороны, были типичны для романского стиля и представляли собой внешний двор с открытыми аркадами.

Какие особенности были характерны для античных перистильных дворов?

Античные перистильные дворы отличались наличием колоннады по периметру, что создавало столбовые аркады вокруг двора. Они также могли иметь сады, фонтаны и статуи. Перистильные дворы использовались как места отдыха и прогулок.

Что представляют собой романские клуатры?

Романские клуатры - это внешние дворы монастырей в романском стиле. Они часто имели форму прямоугольника или квадрата и окружали главную церковь монастыря. Клуатры имели открытые аркады, по которым монахи могли прогуливаться и размышлять.

Какую роль играют галереи в романских клуатрах?

Галереи в романских клуатрах служат местом для прогулок и размышлений монахов. Они представляют собой длинные проходы с открытыми аркадами, которые окружают внутренний двор клуатра. Монахи могут читать и размышлять на ходу, наслаждаясь природой и красотой клуатра.

Что символизирует круглый формат античных перистильных дворов?

Круглый формат античных перистильных дворов символизирует небесное и духовное начало. Он представляет собой связь с высшими сферами и приносит чувство священности. В отличие от него, квадратный формат романских клуатров символизирует земное и материальное начало.

Какие материалы использовались при строительстве романских клуатров?

При строительстве романских клуатров использовались различные материалы, такие как камень, кирпич и дерево. Основные стены и арки клуатров строились из камня, а крыши - из керамической черепицы. В некоторых случаях использовался также кирпич. Внутреннее убранство клуатров обычно отделывалось деревом, что создавало теплую и уютную атмосферу.

Какие были особенности устройства античных перистильных дворов?

Античные перистильные дворы были организованы вокруг центрального дворика с колоннадами. Колонны поддерживали перистиль, который представлял собой ряд колонн, образующих галерею вокруг дворика. Такое организация пространства создавала ощущение гармонии и прекрасного порядка. Перистильные дворы служили местом отдыха и прогулок, а также местом для осуществления религиозных обрядов.

Какую роль играли романские клуатры в жизни монастырей?

Романские клуатры играли важную роль в жизни монастырей. Они были основным местом для прогулок и отдыха монахов. В клуатрах часто находились сады и галереи, где монахи могли размышлять и медитировать. Клуатры также служили местом для проведения религиозных обрядов и церемоний. Они были символом монастырской жизни и отражали ее духовные и физические аспекты.

Каким образом романские клуатры связаны с античными перистильными дворами?

Романские клуатры были вдохновлены античными перистильными дворами и в некоторой степени ими подражали. Оба архитектурных элемента имеют похожую структуру - центральный дворик с колоннадой вокруг него. Однако романские клуатры имеют свои особенности и отличия от античных перистильных дворов. Они часто имели дополнительные элементы, такие как сады и галереи, а также имели религиозное значение в контексте монастырской жизни.

Какие планы сопоставляются в статье?

В статье сопоставляются планы античных перистильных дворов и романских клуатров.

Чем отличаются античные перистильные дворы и романские клуатры?

Античные перистильные дворы имеют форму круга, являются символом земного материального начала, предназначены для прогулок и размышлений. Романские клуатры, напротив, имеют форму квадрата и символизируют духовное начало. Они служат местом для молитвы и тихого общения.

Что представляет собой галерея в романских клуатрах?

Галерея в романских клуатрах представляет собой место для прогулок и размышлений. Она специально предназначена для того, чтобы каждый монах мог на ходу неспешно размышлять над прочитанным в книгах. Галерея представляет собой своеобразное "Творение", сведенное благодаря послушанию и смирению к своим первоначальным взглядам.