Современная практика, проблемы и перспективы финансирования образовательных учереждений

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 71 71 страница
  • 49 + 49 источников
  • Добавлена 18.06.2014
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 7
1.1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 16
1.3. ОСОБЕННОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 22
2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (НА ПРИМЕРЕ МОУ СОШ 1 СЕВЕРОУРАЛЬСКА) 28
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МБОУ СОШ 1 СЕВЕРОУРАЛЬСКА И АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
2.2. АНАЛИЗ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАНА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ СОШ 1 СЕВЕРОУРАЛЬСКА 34
2.3. АНАЛИЗ ПЛАНОВЫХ И ФАКТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНА ФИНАНСОВО-ХОЗЯСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ СОШ 1 СЕВЕРОУРАЛЬСКА ЗА 2011-2013 гг. 44
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71

Фрагмент для ознакомления

В бюджетных учреждениях практически единственным мотивом к осуществлению предпринимательской деятельности является возможность иметь в распоряжении как можно большее количество свободных денежных и материальных ресурсов, которыми оно может распоряжаться самостоятельно. Более активно это проявляется в тех учреждениях, в которых недостаточно развита система стимулирования труда персонала и руководителей, принимающих участие в осуществлении предпринимательской деятельности.
Среди мотивов к осуществлению предпринимательской деятельности так же важное значение имеет возможность приобрести современную офисную технику, мебель, служебные помещения и т.д. Это может быть осуществлено за счет формируемых доходов, остающихся после возмещения затрат и уплаты налогов, т.е. за счет прибыли.
В современных сложных условиях развития экономики России необходимо сохранять многоканальное поступление средств на развитие образования и самостоятельность образовательных учреждений в расходовании внебюджетных средств.
Как видно из анализа, проведенного во второй главе, внебюджетные средства занимают небольшой процент в финансах МБОУ СОШ №1, и их рост происходит медленнее, чем рост бюджетного финансирования
На наш взгляд, определенные трудности возникают из-за необходимости учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.
Так же, напрашивается вывод, что, во-первых, образование больше не может быть бесплатным и должно о себе позаботиться, во-вторых, управлению образованием необходимо реально придать государственно-общественный характер посредством вовлечения потребителей услуги в процесс образования через “покупку” образовательных услуг.
Проблему недостаточности бюджетных средств в МБОУ СОШ №1 предлагается решить при помощи создания дополнительных занятий по иностранному языку для подготовки выпускников в ВУЗЫ.
Произведем расчет эффективности расходов от внедрения платной услуги по дополнительным занятиям иностранным языком для поступающих в ВУЗы учеников.
Услуга оказывается двум группам учеников в количестве 12 человек в течение 6 месяцев.
Для начала рассчитаем калькуляцию стоимости данной услуги.
Для полного и корректного формирования цены платной дополнительной образовательной услуги все расходы распределяются на прямые и косвенные.
Прямые расходы – расходы, непосредственно связанные с услугой и потребляемые в процессе ее оказания:
- расходы на оплату труда основного персонала (педагогического), непосредственно участвующего в процессе оказания услуг;
-начисления на выплаты по оплате труда основного персонала;
- прямые материальные затраты (расходы на приобретение инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, учебно-наглядных пособий, методических материалов и других расходных материалов, используемых непосредственно в процессе оказания платной дополнительной образовательной услуги);
- амортизация оборудования, приобретенного за счет предпринимательской деятельности и используемого непосредственно в процессе образования.
Косвенные расходы - расходы, необходимые для обеспечения деятельности учреждения, но непосредственно не относящиеся к процессу оказания платной дополнительной образовательной услуги:
- расходы на оплату труда общеучрежденческого персонала (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала);
- начисления на выплаты по оплате труда общеучрежденческого персонала;
- материальные затраты (затраты на горюче-смазочные материалы, услуги связи, расходы на приобретение канцелярских товаров, моющих средств);
В состав затрат, относимых на себестоимость услуги не включаются:
- - расходы на капитальный ремонт и новое строительство;
-суммы пеней, штрафов и других санкций за нарушение договорных обязательств.
Муниципальное образовательное учреждение устанавливает следующие нормативы по позициям затрат:
а) нормативы ставок почасовой оплаты труда работников, непосредственно оказывающих платную дополнительную образовательную услугу;
б) норматив оплаты труда управленческого и обслуживающего персонала в размере не более 30% от суммы оплаты труда основного персонала;
в) норматив прямых материальных расходов на:
- канцелярские товары из расчета 100 руб. на 1 слушателя при курсе посещения 15 часов;
- учебно-наглядные и методические материалы из расчета 150 руб. на 1 слушателя при курсе посещения 15 часов;
г) норматив хозяйственных расходов в размере 30% от прямых материальных расходов, но не более 500 рублей;
д) норматив рентабельности в размере 20% от себестоимости платной дополнительной образовательной услуги;
е) наполняемость групп – 12 человек;
Цена единицы платной дополнительной образовательной услуги для учащегося определяется по формуле:
Цу = (Сб + Р) : Ку………………………(1)
где
Цу – цена единицы платной дополнительной образовательной услуги для 1 учащегося;
Сб – себестоимость платной дополнительной образовательной услуги;
Р – рентабельность;
Ку – количество учащихся.
Расчет себестоимости платной дополнительной образовательной услуги определяется по формуле:
Сб = Пря + Кос , …………………………………..(2)
где
Пря – прямые расходы (руб.);
Кос – косвенные расходы (руб.).
Коммунальные услуги в себестоимости платной услуги (табл. 10)
Таблица 10-Расчет себестоимости по коммунальным услугам

Расчет коммунальных услуг Сумма в месяц На общую площадь здания На помещение 242,5 кв. м. Количество учеников На 1 ребенка 1 2 3=гр.2/5018,5 4=гр.3*242,5 5 6=гр.4/гр.5 Водоснабжение и водоотведение 3000 0,60 144,96 12 12,08 Тепловая энергия 5800 1,16 280,26 12 23,36
Электроэнергия 15000 2,99 724,82 12 60,40 Итого 23800 4,74 95,84 Амортизационные отчисления 24780 4,94 1197,4 48 24,95
Расчет стоимости платной дополнительной образовательной услуги в части оплаты коммунальных услуг определяется исходя из фактических объемов потребления топливно-энергетических ресурсов, определенных расчетным путем по фактическим объёмам потребления услуг в натуральном выражении по действующим нормам расхода и тарифам на момент планирования стоимости коммунальных услуг.
Расчет стоимости платной дополнительной образовательной услуги в части возмещения затрат на амортизацию зданий и сооружений осуществляется исходя из размеров амортизации зданий и сооружений в расчете на 1 кв.м. площади учреждения пропорционально занимаемой площади и времени оказания платной дополнительной образовательной услуги. Расходы на заработную плату представлены в табл.11
Таблица 11- Расходы на заработную плату педагогического персонала
Персонал Кол-во детей Кол-во месяцев Кол-во занятий в месяц Стоимость 1 часа Итого з.п. Стоимость на 1 ребенка 1 2 3 4 5 6=гр.4*гр.5 7=Гр.6/гр.2 Педагогический 12 6 75 200 15000 1250 АУП 12 6 75 46,7 3500 291 УВП 12 6 75 33,33 2500 208 Заработная плата 1749
Начисления на зп.(30,2%) 528,2 Расходы на оплату труда рассчитываются на основании договоров между руководителем образовательного учреждения и работником , занятым в предоставлении платной дополнительной образовательной услуги.
Прямые расходы -на оплату труда педагогического персонала рассчитываются по формуле:

ЗПп = Ст час х К час, ………………………………(3)
где
ЗПп – заработная плата педагогического персонала;
СТ час - заработная плата педагогического персонала в час( на условиях договора);
К час – количество часов оказания платной услуги.
Косвенные расходы - на оплату труда управленческого и обслуживающего персонала, занятого обеспечением платной дополнительной образовательной услуги рассчитываются по формуле :
ЗУО= ТС час х К час, (4)
где
ЗУО- заработная плата управленческого и обслуживающего персонала;
ТС- тарифная ставка управленческого и обслуживающего персонала в час;
Кчас - количество часов для обеспечения платной дополнительной образовательной услуги.
Начисления на выплаты по оплате труда устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в процентах от фонда оплаты труда.

Нз = Зт х Н, ……………………………………(5)
где

Нз - начисления на выплаты по оплате труда;
Н – установленный законодательством процент начислений на фонд оплаты труда;
Зт - расходы на оплату труда.
Расходы на развитие материально-технической базы в себестоимости услуги представлены в таблице 3.4
Таблица 12-Расходы на развитие материально-технической базы
Показатели На 1 группу На 1 учащегося Приобретение материалов 1000 83,33 Приобретение основных средств 1500 125
Таким образом, расходы на предоставление данной платной услуги сложатся:
25,84+24,95+1749,0+528,2+83,33+125=2536,32 рубля в месяц
Расчет цены платной дополнительной образовательной услуги осуществляется по формуле:
Ц = Сб + Р ,……………………………………….(6)
где
Ц – цена платной дополнительной образовательной услуги;
Сб – себестоимость платной дополнительной образовательной услуги(руб.);
Р – рентабельность (руб.).
Рентабельность возьмем за 20%
Ц=2536,32+507,26=3043,58 руб. в месяц
Рассчитаем доходы от предоставления данной услуги (табл.13)
Таблица 13- Доходы от предоставления платной услуги

Цена услуги, руб. Кол-во месяцев Количество детей Доходы, тыс. руб. 1 2 3 4=гр.1*гр.2*гр.3 3043,58 6 12 219,1
Рассчитаем эффективность от предоставления услуги на 1 группу (табл.14)



Таблица 14-Эффективность от предоставления платной услуги на 1 группу

Наименование В год, тыс. руб. Доходы 219,1 Расходы, 182,6 в том числе Коммунальные услуги 1,8 Амортизация оборудования 1,1 Заработная плата и начисления 164,0 Развитие материально-технической базы 15,7 Прибыль 36,5 Налог на прибыль (20%) 7,3 Эффективность 29,2
Таким образом, от оказания платной услуги по подготовке двух групп по 12 человек по английскому языку для поступления в ВУЗы будет получен экономический эффект в сумме 58,4 тыс. руб.
Если бы группа была одна, то дополнительные доходы составили бы совсем незначительную сумму в масштабах учреждения-24,2 тыс.руб. Но в данном случае рассматривается не только экономический, но и социальный аспект- образовательная деятельность, поэтому данную услугу будем считать перспективной.
Оценим, как повлияет внедрение данной услуги на показатели плана финансово-хозяйственной деятельности (в части внебюджетного финансирования).
Для начала распределим расходы на оказание услуги по статьям бюджетной классификации.
Таблица 15 –Распределение расходов по статьям бюджетной классификации
КОСГУ тыс. руб. 211 «Заработная плата» 252,0 213 «Начисления» 76,0 290 «Прочие расходы» 20,4 340 «Увеличение стоимости основных средств» 31,4 Всего 379,8
Как видим из таблицы, в расходах наибольший удельный вес занимает заработная плата и начисления (86,3%) и расходы на увеличение стоимости материальных запасов (8,3%). Динамика расходов на внедрение мероприятия представлена на рис.13.
РРисунок13 –Динамика расходов на внедрение мероприятий, тыс.руб.
Доходы от внедрения мероприятий составят 438,2 тыс.руб.
На основе полученных результатов составим бюджет на 2014 год. Расходы возьмем на уровне 2013 года, с учетом расходов, которые будут осуществляться по причине внедрения мероприятий по укреплению доходной базы. Так же направим на расходы полученную прибыль от организации платных курсов (табл.16).





Таблица 16 – Прогнозные показатели источников финансирования школы с учетом внедрения предложений
2014, тыс.руб. Предложено, тыс. руб. Направление прибыли, тыс. руб. Всего с учетом предложений, тыс.руб. Изменения (+, -) Бюджетное финансирование, тыс.руб. 13808,0 13808,0 Внебюджетное финансирование, тыс.руб. 5846 438,2 6284,2 +438,2 Расходы 5846 379,8 58,4 6284,2 +438,2 Заработная плата (211) 252,0 252,0 +252,0 Прочие выплаты (212) Начисления (213) 76,0 76,0 +76,0 Услуги связи (221) Транспортные услуги (222) Коммунальные услуги (223) Услуги по содержанию имущества (225) Прочие услуги (226) 20,8 20,8 +20,8 Прочие расходы (290) 20,4 20,4 +20,4 Увеличение стоимости основных средств (310) 725,0 37,6 762,6 +37,6 Увеличение стоимости материальных запасов (340) 5121,0 31,4 5152,4 +31,4 Поскольку сумма дополнительной прибыли невелика, то погашение за счет нее кредиторской задолженности или приобретение необходимого оборудования для учебного процесса представляется малоперспективным. Дополнительно полученную прибыль в сумме 58,4 тыс.руб. предлагается направить:
1. Большую часть прибыли направим на приобретение современных учебников и пособий для занятий английским языком, с целью более качественного оказания платной услуги -37,6 тыс.руб..
2. Остальную прибыль предлагается направить на мероприятия, способствующие эффективности планирования и расходования средств бюджета, поскольку от качества данной работы зависит и качество образовательного процесса.
Анализ финансов учреждения показал, что мало внимания экономической службой школы уделяется эффективной работе по снижению кредиторской задолженности. В школе не проводится экономический анализ, поскольку работники не владеют современными методами его проведения. Во многом причиной данных недостатков является отсутствие источника актуальной правовой информации, которой может стать справочно-информационная система Консультант Плюс, а так же своевременное посещение работниками экономической и бухгалтерской службы курсов по повышению квалификации. Система Консультант Плюс находится в кабинете директора.
Предлагается:
1.Приобрести сетевую версию программы Консультант-Плюс. Расходы в месяц на обслуживание и обновление составят дополнительно 1,1 руб.-13,2 тыс.руб.
2.Организовать посещение курсов по эффективному планированию и расходованию бюджетных средств-7,6 тыс. руб.
Охарактеризуем эффективность направления дополнительных средств на мероприятия (табл.17)
Таблица 17- Эффективность направления прибыли на предложенные мероприятия
Предложение Затраты Эффективность Результат Перейти на сетевую версию Консультант Плюс, рассчитанную на 4 автоматизированных рабочих места (АРМ). Стоимость сетевой версии 13,2 тыс. руб.
Если считать, что на организацию за грубые нарушения в организации финансов был наложен штраф 30 тыс.руб., то установление данной версии в следующем году сэкономит 16,8 тыс.руб. Данная версия позволит бухгалтерам и экономистам владеть актуальной правовой информацией.

Окончание таблицы 17
Обязательное повышение квалификации всех бухгалтеров и экономистов, работающих в школе Стоимость курсов повышения квалификации для одного участника-7600 руб. Всего в организации 5 работников бухгалтерской службы, т.е.7600*5=38,0 тыс.руб. Пройти предлагается главному бухгалтеру и главному экономисту, а потом провести внутренний семинар в организации. Экономия - 22,8 тыс.руб. экономическая и бухгалтерская служба будет владеть современными методами анализа финансовых ресурсов, что приведет к стабилизации финансового положения школы.
Таким образом, дополнительные средства, полученные от внедрения платной образовательной услуги в сумме 58,4 тыс.руб. предложено направить на:
Повышения качества учебного процесса (приобретение учебников) в сумме 37,6 тыс.руб.;
Улучшение качества финансового менеджмента в учреждении в сумме 20,8 тыс. руб.
Внедрение платной образовательной услуги МБОУ СОШ №1 можно использовать данный расчет для расчета себестоимости и эффективности других услуг, а именно изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программ по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом; репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения и др.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетным учреждением является государственное или муниципальное учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным или муниципальным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Источниками финансирования бюджетных учреждений являются средства соответствующих бюджетов. Кроме бюджетного финансирования бюджетные учреждения получают и внебюджетное финансирование, но его место в финансах образования пока невелико.
Основными направлениями финансирования бюджетных учреждений являются: заработная плата работников отраслей, коммунальные услуги, налоговые платежи, инвестиционные расходы, прочие расходы.
В настоящее время проведен ряд мер, положительно повлиявших на развитие и финансирование бюджетных учреждений образования в Российской Федерации:
- введение прогрессивного и экономически целесообразного порядка финансирования бюджетных расходов через органы казначейства;
-привлечение дополнительных источников на финансирование образования;
-активизация работы по реструктуризации бюджетной сети, которая должна работать эффективно и быть ориентированной на конечный результат;
-принятие Федерального Закона 83-ФЗ, нацеленного на формирование новых организационно-правовых форм учреждений.
Но, постоянно растущие в целом расходы на обеспечение потребностей населения в образовательных услугах являются серьезной причиной все более пристального внимания к проблеме эффективного расходования средств в здравоохранении. Поэтому все более очевидной в нашей стране становится необходимость применения методов экономической оценки в образовании.
Важная роль при этом должна отводиться проблеме управления эффективностью использования ресурсов с помощью анализа, планирования деятельности организаций этой сферы, выработки и реализации инновационных решений, оценки результативности использования финансовых и материальных средств, а также с помощью различных форм контроля.
В настоящей дипломной работе проведен анализ планирования и исполнения расходов Муниципального бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №1г.Североуральска.
В результате анализа в учреждении образования выявлены следующие недостатки:
- неудовлетворительный уровень планирования;
-неудовлетворительное исполнение смет расходов;
-образование кредиторской и дебиторской задолженности;
-незначительный вес в расходах учреждений внебюджетных источников.
По результатам анализа разработаны мероприятия по увеличению доходов учреждения, к которым относится внедрение платной услуги по дополнительным занятиям иностранным языком для поступающих в ВУЗы учеников. Эффект от проведенных мероприятий составит 58,4 тыс. руб.
Дополнительные средства, полученные от внедрения платной образовательной услуги в сумме 58,4 тыс.руб. предложено направить на:
Повышения качества учебного процесса (приобретение учебников) в сумме 37,6 тыс.руб.;
Улучшение качества финансового менеджмента в учреждении в сумме 20,8 тыс. руб.
Увеличение средств, поступающих в бюджетное учреждение от оказания им услуг на платной основе позволит увеличить доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности с целью направления их на текущие нужды школы.
Эти меры помогут реализовать главное направление реформы бюджетной политики, необходимое для решения стратегических задач, стоящих пред экономикой России на современном этапе- не наращивание расходов, а повышение эффективности использования ресурсов бюджетной системы и, в частности, ресурсов образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации: официальный текст.- М: Омега-Л, 2008.
Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст.- М.: Эксмо, 2013.-224с.
Гражданский кодекс Российской Федерации: официальный текст. -М.: Эксмо,2010
Об образовании : Федеральный закон от 29.12.20012 N 273-ФЗ
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 г. №174-ФЗ
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010, № 83-ФЗ
Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 год: Распоряжение Правительства РФ 30 июня 2010 года № 1101-р
О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599
Об утверждении общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений: Приказ Министерства Финансов РФ от 20.11.2007 г. № 112-н
О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: Приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н
О порядке составления и предоставления годовой, квартальной отчетности бюджетных и автономных учреждений// Приказ Министерства Финансов РФ № 33-н от 25.03.2011 г.: Приказ Министерства финансов от 23.12.2010 № 191н
О бюджетной классификации РФ: Приказ Минфина России от 01.08.2013 г. №65-Н
Приказ Министерства образования РФ от 3 февраля 2012 г. № 78 г. "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации"
О федеральном бюджете на 2011г. и на плановый период 2012г. и 2013г.г.": Федеральный Закон от 13 декабря 2010 года №357-ФЗг.
О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.г. : Федеральный Закон от 30 ноября 2011 года №371-ФЗг

Алешин. С.М. Нефедоров В.П. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях/ под ред. Алешина С.М.- М., 2005 
Борисов, А.С. Финансирование системы образования РФ на основе нормативно - подушевого метода /Борисов А.С // Экономика образования. – 2010. - № 6.
Бюджетная система России: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-издат, 2007
Бюджет и бюджетная система: учебник / под.ред. М.П.Афанасьев, А.А.Беленчук, И.В.Кривогов.-М.:Юрайт, 2009.-784 с.
Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 г.г //Финансы.-2012.-№7.-с.3
Валова С. Бюджетная отчетность в 2011 году: изучаем новую инструкцию/ Валова С//Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение.-2011.-№2
Вифлеемский, А.Б. К вопросу об эффективности использования бюджетных средств в образовании / А.Б. Вифлеемский // Экономика образования. – 2010. - № 1. - С. 52-65
Гайзатуллин Р.Р. Повышение эффективности использования бюджетных средств в республике Татарстан /Гайзатуллин Р.Р. // Финансы.-2009.-№3.-с.19
Гарнов И.Ю, Реорганизация бюджетных учреждений / И.Ю. Гарнов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2010.- N 18
Гервиц Л.Я., Масталыгина Н.А., Финансовое планирование и анализ в бюджетных учреждениях /под редакцией Гервиц Л.Я.- М:. ЭКАР. 2008. – 420 с.
Гришаев С.П. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" / С.П. Гришаев // Хозяйство и право.- 2010.- N 8
Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях/ под редакцией Данилова Е.Н – М.: Интерпрессервис, 2008.
Климанов В.В., Гринфельдт Е.С. О реструктуризации бюджетных учреждений в регионах/Климанов В.В.// Финансы.-2007.-№4.
Климов А.В. Новые формы и статус бюджетных учреждений. Учет. Отчетность. Налоги / А.В.  Климов // Нормативные акты для бухгалтера.- 2010.- N 23
Лапушинская, Г.К. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных учреждений новых типов/Г.К.Лапушинская // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2010. - № 9
Левицкий М.Л. Шевченко Т.Н.От бюджетной сметы к плану финансово-хозяйственной деятельности/М.Л.Левицкий//Менеджер образования.-2012.-№1
Опальская А.Л., Опальский А.Ю. Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения: учет и налогообложение/ А.Л.Опальская //"Налоговый вестник".-2010.-№5
Панков Д.А., Головкова Е.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций /под редакцией А.Д.Панкова- М.: Новое знание, 2003 
Привезенцев В. Привлечение и использование внебюджетных средств в системе образования /В.Перевезенцев//«Образовательное право».-2009.-№52
Привезенцев В. «Проблемы разработки индикаторов эффективности бюджетных расходов в сфере образования»/В.Перевезенцев// «Образовательное право».-2008.-№41
Саакян Т. Бюджетные учреждения: ожидания реформы/ Саакян//Бюджет.-2010.-№3
Сизонова О. Комментарий к Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" / О. Сизонова // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера.- 2010.- N 8, 9
Самборский, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях:учебник  / В.И. Самборский, А.А. Грищенко,  Сулицкий, В.Н.-М.:Прогресс.-2007
Сенчагов В.К. и др. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник.- М.: ТК Велби, Проспект, 2007.-719с.
Утвержден порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет (планов финансово-хозяйственной деятельности) государственных учреждений//БИНО: Бюджетные учреждения.-2011.-№1
Федина Г.М. О порядке формирования государственного задания (комментарий к постановлению Правительства РФ от 02.09.2010 N 671) / Г.М. Федина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2010.- N 22
Финансы бюджетной организации: учебник для ВУЗов /Под ред. Поляка. М: Вузовский учебник, 2005.
Яговкина В.А. Вопросы совершенствования функционирования государственных и муниципальных учреждений/ В.А.Яговкина //Финансы.-2012.-№1
Госкомстат России [Электронный ресурс]: официальный сайт Госкомстата России,2013.-Режим доступа: www.grs.ru
Федеральное Казначейство [Электронный ресурс]: Режим доступа http:// www.roskazna.ru
Официальный сайт Псковской области.-Режим доступа: http:// www.pskov.ru
Устав МБОУ СОШ №1 от 15.5.2011 г. №285
Финансовые отчеты МБОУ СОШ №1 за 2012-2013 гг.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА МБОУ СОШ №1




ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Сравнительный баланс МБОУ СОШ №1  за 2012-2013 г.г.в тыс.руб.
  значения на конец года
 
  2012 % 2013 % Откл., тыс.руб. АКТИВ           1.Нефинансовые активы           Основные средства (балансовая стоимость 010100000) 12566,3   13181,2   614,9 Амортизация основных средств (01041000-010407000) 10891,3   11525,3   634,0 Основные средства (остаточная стоимость) 1675 19,3 1655,9 17,5 -19,1 Материальные запасы (010500000) 7728,2 89,2 8604,40 91,1 876,2 Вложения в нефинансовые активы         0,0 Итого по разделу 1 9403,0 108,5 10260,3 108,6 857,1 2.Финансовые активы         0,0 Денежные средства учреждения (020100000) 799,1   851,3 -104,9 52,2 Расчеты по доходам (020500000) -32,2 -0,4 -58,4 -0,6 -26,2 Расчеты по выданным авансам (020600000) 2,4     0,0 -2,4 Расчеты по ущербу имуществу (020900000)   0,0     0,0 Прочие расходы с дебиторами (021000000) -1504,3 0,0 -1604,5 -17,0 -100,2 Итого по разделу 2 -735 -8,5 -811,6 -8,6 -76,6 Баланс 8668,2 100.0 9448,7 100,0 780,5 ПАССИВ         0,0 3.Обязательства         0,0 Расчеты по принятым обязательствам (030200000) 1096,6   1152,8   56,2 Расчеты по платежам в бюджеты (030300000), в том числе -28,9   -60,4   -31,5 Итого по разделу 3 1067,7 12,3 1092,4 11,6 24,7 4.Финансовый результат 7600,5 87,7 8356,3 88,4 755,8 Финансовый результат учреждения (040100000) 7600,5   8356,3   755,8 БАЛАНС 8668,2 100,0 9448,7  100,0 780,5
Об образовании: Федеральный закон от 29.12.20012 N 273-ФЗ

Госкомстат России: официальный сайт Госкомстата России,2013.-Режим доступа: www.grs.ru

Составлено автором на основании сайта Госкомстата России,2014.-Режим доступа: www.grs.ru
Вифлеемский, А.Б. К вопросу об эффективности использования бюджетных средств в образовании / А.Б. Вифлеемский // Экономика образования. – 2010. - № 1. - С. 52-65
Составлено автором на основании Закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений
Климов А.В. Новые формы и статус бюджетных учреждений. Учет. Отчетность. Налоги / А.В.  Климов // Нормативные акты для бухгалтера.- 2010.- N 23

Составлено автором на основании Федерального Закона Об образовании от 29.12.20012 N 273-ФЗ

О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: Приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н

Рисунок составлен автором на основе данных отчетов об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2011-2012 год и бюджета на 2013.// www.roskazna.ru
Дашковская О. Нацпроект “Образование”: планы и прогнозы на 2012 год/Дашковская О // Первое сентября. – 2011. – № 1.

Таблица составлена автором на основании данных сайта Приоритетные национальные проекты // www.rost.ru

Официальный сайт Псковской области.-Режим доступа: http:// www.pskov.ru

Лапушинская, Г.К. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных учреждений новых типов/Г.К.Лапушинская // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2010. - № 9

О бюджетной классификации РФ: Приказ Минфина России от 01.08.2013 г. №65-Н


Опальская А.Л., Опальский А.Ю. Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения: учет и налогообложение/ А.Л.Опальская //"Налоговый вестник".-2010.-№5

Привезенцев В. Привлечение и использование внебюджетных средств в системе образования /В.Перевезенцев//«Образовательное право».-2009.-№52

Устав МБОУ СОШ №1 от 15.5.2011 г. №285

Составлено автором на основании финансовых отчетов МБОУ СОШ №1 за 2012-2013 гг.

Составлено автором на основании финансовых отчетов МБОУ СОШ №1 за 2012-2013 гг.
Составлено автором на основании финансовых отчетов МБОУ СОШ №1 за 2012-2013 гг.

О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: Приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н
Левицкий М.Л. Шевченко Т.Н.От бюджетной сметы к плану финансово-хозяйственной деятельности/М.Л.Левицкий//Менеджер образования.-2012.-№1

Таблица составлена автором на основании финансовых отчетов МБОУ СОШ №1 за 2011-2013 гг.
Таблица составлена автором на основании финансовых отчетов МБОУ СОШ №1 за 2011-2013 гг.

Там же
Панков Д.А., Головкова Е.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций /под редакцией А.Д.Панкова- М.: Новое знание, 2003 
Таблица составлена автором на основании финансовых отчетов МБОУ СОШ №1 за 2011-2013 гг.

Там же
Привезенцев В. Привлечение и использование внебюджетных средств в системе образования /В.Перевезенцев//«Образовательное право».-2009.-№52
Об образовании : Федеральный закон от 29.12.20012 N 273-ФЗ













47



От бюджетов различных уровней

Финансирование на муниципальное задание

Доходы образовательного учреждения

Целевые и адресные бюджетные программы

Неналоговые доходы

Иная приносящая доход деятельность

Безвозмездные поступления

Финансирование собственности от учредителя

Образовательные кредиты

Целевой капитал

Цели Закона 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

повышение качества государственных (муниципальных) услуг

повышение доступности государственных (муниципальных) услуг

повышение эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Конституция Российской Федерации: официальный текст.- М: Омега-Л, 2008.
2 Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст.- М.: Эксмо, 2013.-224с.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации: официальный текст. -М.: Эксмо,2010
4 Об образовании : Федеральный закон от 29.12.20012 N 273-ФЗ
5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ
6 Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 г. №174-ФЗ
7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010, № 83-ФЗ
8 Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 год: Распоряжение Правительства РФ 30 июня 2010 года № 1101-р
9 О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599
10 Об утверждении общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений: Приказ Министерства Финансов РФ от 20.11.2007 г. № 112-н
11 О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения: Приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н
12 О порядке составления и предоставления годовой, квартальной отчетности бюджетных и автономных учреждений// Приказ Министерства Финансов РФ № 33-н от 25.03.2011 г.: Приказ Министерства финансов от 23.12.2010 № 191н
13 О бюджетной классификации РФ: Приказ Минфина России от 01.08.2013 г. №65-Н
14 Приказ Министерства образования РФ от 3 февраля 2012 г. № 78 г. "Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации"
15 О федеральном бюджете на 2011г. и на плановый период 2012г. и 2013г.г.": Федеральный Закон от 13 декабря 2010 года №357-ФЗг.
16 О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.г. : Федеральный Закон от 30 ноября 2011 года №371-ФЗг

17 Алешин. С.М. Нефедоров В.П. Анализ исполнения смет расходов, контроль и ревизия в бюджетных учреждениях/ под ред. Алешина С.М.- М., 2005
18 Борисов, А.С. Финансирование системы образования РФ на основе нормативно - подушевого метода /Борисов А.С // Экономика образования. – 2010. - № 6.
19 Бюджетная система России: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-издат, 2007
20 Бюджет и бюджетная система: учебник / под.ред. М.П.Афанасьев, А.А.Беленчук, И.В.Кривогов.-М.:Юрайт, 2009.-784 с.
21 Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 г.г //Финансы.-2012.-№7.-с.3
22 Валова С. Бюджетная отчетность в 2011 году: изучаем новую инструкцию/ Валова С//Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение.-2011.-№2
23 Вифлеемский, А.Б. К вопросу об эффективности использования бюджетных средств в образовании / А.Б. Вифлеемский // Экономика образования. – 2010. - № 1. - С. 52-65
24 Гайзатуллин Р.Р. Повышение эффективности использования бюджетных средств в республике Татарстан /Гайзатуллин Р.Р. // Финансы.-2009.-№3.-с.19
25 Гарнов И.Ю, Реорганизация бюджетных учреждений / И.Ю. Гарнов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2010.- N 18
26 Гервиц Л.Я., Масталыгина Н.А., Финансовое планирование и анализ в бюджетных учреждениях /под редакцией Гервиц Л.Я.- М:. ЭКАР. 2008. – 420 с.
27 Гришаев С.П. Комментарий к Федеральному закону от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" / С.П. Гришаев // Хозяйство и право.- 2010.- N 8
28 Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях/ под редакцией Данилова Е.Н – М.: Интерпрессервис, 2008.
29 Климанов В.В., Гринфельдт Е.С. О реструктуризации бюджетных учреждений в регионах/Климанов В.В.// Финансы.-2007.-№4.
30 Климов А.В. Новые формы и статус бюджетных учреждений. Учет. Отчетность. Налоги / А.В. Климов // Нормативные акты для бухгалтера.- 2010.- N 23
31 Лапушинская, Г.К. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных учреждений новых типов/Г.К.Лапушинская // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2010. - № 9
32 Левицкий М.Л. Шевченко Т.Н.От бюджетной сметы к плану финансово-хозяйственной деятельности/М.Л.Левицкий//Менеджер образования.-2012.-№1
33 Опальская А.Л., Опальский А.Ю. Предпринимательская деятельность бюджетного учреждения: учет и налогообложение/ А.Л.Опальская //"Налоговый вестник".-2010.-№5
34 Панков Д.А., Головкова Е.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций /под редакцией А.Д.Панкова- М.: Новое знание, 2003
35 Привезенцев В. Привлечение и использование внебюджетных средств в системе образования /В.Перевезенцев//«Образовательное право».-2009.-№52
36 Привезенцев В. «Проблемы разработки индикаторов эффективности бюджетных расходов в сфере образования»/В.Перевезенцев// «Образовательное право».-2008.-№41
37 Саакян Т. Бюджетные учреждения: ожидания реформы/ Саакян//Бюджет.-2010.-№3
38 Сизонова О. Комментарий к Федеральному закону от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" / О. Сизонова // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера.- 2010.- N 8, 9
39 Самборский, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях:учебник / В.И. Самборский, А.А. Грищенко, Сулицкий, В.Н.-М.:Прогресс.-2007
40 Сенчагов В.К. и др. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник.- М.: ТК Велби, Проспект, 2007.-719с.
41 Утвержден порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет (планов финансово-хозяйственной деятельности) государственных учреждений//БИНО: Бюджетные учреждения.-2011.-№1
42 Федина Г.М. О порядке формирования государственного задания (комментарий к постановлению Правительства РФ от 02.09.2010 N 671) / Г.М. Федина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2010.- N 22
43 Финансы бюджетной организации: учебник для ВУЗов /Под ред. Поляка. М: Вузовский учебник, 2005.
44 Яговкина В.А. Вопросы совершенствования функционирования государственных и муниципальных учреждений/ В.А.Яговкина //Финансы.-2012.-№1
45 Госкомстат России [Электронный ресурс]: официальный сайт Госкомстата России,2013.-Режим доступа: www.grs.ru
46 Федеральное Казначейство [Электронный ресурс]: Режим доступа http:// www.roskazna.ru
47 Официальный сайт Псковской области.-Режим доступа: http:// www.pskov.ru
48 Устав МБОУ СОШ №1 от 15.5.2011 г. №285
49 Финансовые отчеты МБОУ СОШ №1 за 2012-2013 гг.

Вопрос-ответ:

Какая роль и значение образования в государстве?

Образование играет важную роль в развитии государства, так как обеспечивает передачу знаний и навыков новому поколению, формирует его культурные и интеллектуальные ценности, а также способствует социальной мобильности и профессиональному развитию индивидов.

Какие существуют особенности бюджетного финансирования образовательных учреждений?

Одной из особенностей бюджетного финансирования образовательных учреждений является то, что основным источником финансирования являются средства из государственного бюджета. При этом, бюджетное финансирование образования может быть как целевым (направлено на определенные программы или проекты), так и оперативным (предоставление финансовых средств на текущие нужды учреждения).

Какие существуют особенности внебюджетного финансирования образовательных учреждений?

Особенностью внебюджетного финансирования образовательных учреждений является то, что оно осуществляется за счет дополнительных источников, не связанных с государственным бюджетом. Такие источники могут включать в себя плату за обучение, финансовую поддержку от коммерческих организаций или частных лиц, а также доходы от деятельности учреждения (например, аренда помещений).

Какие есть проблемы в финансировании образовательных учреждений в России?

В России существует ряд проблем в финансировании образовательных учреждений. Одной из них является недостаточное финансирование, которое может приводить к низкому уровню материально-технической базы, нехватке учебников и преподавателей, а также недостаточной оплате труда педагогических работников. Также имеются проблемы с распределением и использованием финансовых средств, а также с недостаточной прозрачностью и контролем в системе финансирования образования.

Какую роль и значение имеет образование в государстве?

Образование играет ключевую роль в развитии государства, поскольку оно обеспечивает формирование граждан с высоким уровнем знаний, компетенций и навыков. Образование способствует социальной мобильности, экономическому росту и процветанию страны.

Какие учреждения образования выделяют? Какие особенности у каждого типа учреждений?

Учреждения образования делятся на дошкольные, общеобразовательные, профессиональные и высшее образование. Дошкольные учреждения ориентированы на детей дошкольного возраста, образовательные учреждения обеспечивают базовое образование, профессиональные учреждения готовят специалистов определенной области, а высшее образование предоставляет возможность получения высшего образования для дальнейшей профессиональной карьеры.

Какие особенности бюджетного финансирования учреждений образования?

Бюджетное финансирование образовательных учреждений предполагает финансовую поддержку со стороны государства. Главной особенностью является то, что расходы на образование покрываются за счет государственного бюджета, что позволяет обеспечить все необходимые условия для обучения учащихся и развития учебных заведений.

Какие особенности внебюджетного финансирования учреждений образования?

Внебюджетное финансирование учреждений образования представляет собой дополнительные источники финансирования, не связанные с государственным бюджетом. Особенностью внебюджетного финансирования является наличие платных услуг, договоров с физическими и юридическими лицами, а также привлечение спонсорской помощи из внешних источников.