Формирование УУД при изучении орфографии
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 04.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I Теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классах 5
1.1 Требования ФГОС 5
1.2 Понятие УУД 8
1.3 Формирование УУД при изучении орфографии 10
Глава II Разработка конспектов уроков по русскому языку по теме «Орфография» 16
2.1 Модельный урок по теме «Безударные гласные в корне слова» 16
2.1 Модельный урок по теме «Правописание парных и непарных согласных в конце слова» 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Приложение 29
Цель: учить школьников подбирать к словам с парными звонкими и глухими согласными проверочные слова; способствовать развитию речи и орфографической зоркости; совершенствовать навыки общения и соблюдения правил поведения в образовательном процессе.Главная дидактическая цель занятия: обеспечить формирование УУД при освоении практических навыков работы с орфограммой «Парные и непарные согласные в конце слова».Личностные результаты урока: осознание личностного смысла изучения учебного материала.Метапредметные результаты: определение последовательности выполнения заданий и упражнений с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;- осуществление поиска необходимой информации в учебнике и справочниках.Предметные: обеспечение усвоения орфограммы-гласной; формирование практических навыков выбора согласных букв и обозначения орфограммы на письме.Тип урока: комбинированный.Задание урокаФормирование УУД1. Знакомство со словарными словами.Метод: фонетические ассоциации. Словарные слова: багаж, билет, пассажир.Багаж – рисунок: носильщик и багаж – Носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!».Билет - рисунок: автобус. Автобус сигналит: «Би-би, купи билет!»Пассажир – рисунок: касса вокзала. Пассажир берет билет в кассе.Цель: пополнение словарного запаса слов.Личностные УУД: формировать личностное отношение к языку и другим видам искусства.Регулятивные УУД: планировать последовательность своей деятельности на всех этапах урока.Познавательные УУД: формировать активность учебно-познавательной деятельности.Коммуникативные УУД: формировать навыки диалогической речи.2. Лингвистический анализ текста. Первый снег.Поздней осенью выпадает первый снег. Все ждут с нетерпением появления пушистых снежинок. Снег выпадает всегда неожиданно и поздней ночью. Первый снег преображает землю: делает её нарядной, как будто покрывает белой скатертью и белыми пушистыми узорами. Особенно преображаются деревья. Из-под снега виднеются зеленые ветви елей и сосен. Березки покрываются серебристым инеем и блестят. - разбейте текст на микротемы;- озаглавьте каждую часть;- спишите первую часть текста;- выпишите подчеркнутые слова и подумайте о сложности их написания;- сформулируйте правило проверки данных слов.Цель: повторить изученный материал и подготовить учащихся к восприятию новой информации по орфографии.Личностные УУД: формировать точность выполнения задания; понимать эмоциональный настрой одноклассников при выполнении совместной деятельности.Регулятивные УУД: преодолевать препятствия и сложности в ходе выполнения задания на основании волевой саморегуляции.Познавательные УУД: производить структурирование знаний и практических навыков.Коммуникативные УУД: выявлять и фиксировать в громкой речи трудности выполнения задания.3. Решение орфографической задачи: знакомство с правилом и применение орфографического правила – Инструкция-схема:1. ? 2. ? =! 3. ! (примечание к уроку).Пирог, мак, лес, мороз, холод.Цель: научить определять разновидность орфограммы и применять способ действия по конкретной памятке-схеме.Личностные УУД: формирование целеустремленности и готовности преодолевать трудности работы с орфографическим правилом.Регулятивные УУД: составлять план рассуждения и последовательность реализации этого плана в практической деятельности.Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи между изученными орфограммами.Коммуникативные УУД: постигать навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками; проговаривать выполнение своих действий по схеме.4. Письмо по памяти.Меня частенько просят, ждут, А только покажусь, то прятаться начнут (дождь).Бело покрывало на земле лежало.Лето пришло, оно все сошло (лед).- прослушайте загадки и воспроизведите их по памяти;- объясните правописание слов-отгадок.Цель: развитие психических феноменов, способствующих качественному усвоению орфографических правил.Личностные УУД: эмоционально воспринимать фольклорный материал и адекватно выражать свои эмоции.Регулятивные УУД: высказывать предположение на основанииучебного материала.Познавательные УУД:устанавливать связь между учебными действиями и личной мотивацией выполнения задания.Коммуникативные УУД: развитие компетентности общения.5. Чистописание:- письмо по образцу;- звукобуквенный анализ слова лошадь.Цель: развивать навыки каллиграфии и умения производить звукобуквенный анализ слов.6. Работа по теме урока:А). Составьте словосочетания «прилаг. + сущ. с парной или непарной согласной в конце слова:Неуклюжий (медведь), колючий (еж), высокий (жираф), горбатый (верблюд), белый (заяц), пятнистый (леопард).Б). Работа в группах: подберите к каждому слову проверочное, обозначьте графически орфограмму.1 группа: сугроб, ястреб, плод, плот, уж.2 группа: обувь, моряк, труд, пруд, прут, экипаж.3 группа: город, завод, обед, четверг, гусь.Цель: учить ставить учебные задачи при освоение орфограммы на практике; проговаривать цель в виде вопроса, на который надо ответить в ходе выполнения заданий. Личностные УУД: суметь ответить на вопрос: для чего надо изучать данную орфограмму?Регулятивные УУД:контролировать способ действия при выполнении заданий и его результаты с целью коррекции знаний и навыков.Познавательные УУД: формировать навыки обобщения и классификации слов по орфографическому признаку.Коммуникативные УУД: уметь на практике точно и полно выражать свои мысли в соответствии с коммуникативной задачей урока.7. Контроль учителя. Клоуз-тест. 1 вариант «Силач».Муравьи разрыхлили землю, сверху она поросла … , а под ягодой зародился гриб. Мало-помалу, напирая своей упругой шляпкой, он поднял вверх над собой целый … с брусникой и сам, совершенно белый, показался на свет. (М. Пришвин).Карта текста: Пропущенные слова: брусникой, свод.Клоуз-тест. 2 вариант.Один зуб был глуп. … конфеты и поплатился за это. Хруп! – и где зуб? Нет ничего. … сгрызли его.(М. Кротов )Карта текста: Пропущенные слова: сгрызенный, грыз, конфеты.Цель: проверить промежуточные знания по изученной орфограмме.Личностные УУД: формировать личностный моральный выбор на основании поставленной цели.Регулятивные УУД:Познавательные УУД: строить конкретные выводы по результатам индивидуальной деятельности. Коммуникативные УУД: оформлять высказывание в виде предложений или небольшого связного текста на основании выполненного задания.8. Рефлексия. Что вы должны помнить о правописании парных согласных?В конце слова, без сомненья, происходит оглушенье. Говорим мы – плод, проверяем – плоды.Говорим мы сад, проверяем – сады.Что мы узнали о правописании непарных звонких и глухих согласныхЦель: научить адекватно оценивать свои действия на основании предложенной таблицы: 1.Задание урока (номер).2. Что делали? – Что я делал (а)?3. Что наблюдали? – Что я увидел (а)?4. Оценка своей деятельности.Примечание к уроку:Инструкция к применению орфографического правила.1). Произнеси слово, определи «опасноеместо» (?)2). Измени слово так, чтобы после согласного слышался гласный звук, и проблема будет решена (?!).3). Напиши букву согласного звука (!).Образец рассуждения ученика, пользующегося схемой.Сначала произнесу слово снег - [сн′эк]. В слове снег на конце слышится глухой согласный звук [к], ему доверять нельзя – это «опасное место», так как на письме этот звук может отправить за себя букву «г» или букву «к». Изменю это слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук [снега, снегом, о снеге]. Следовательно, в слове [снег] пишу букву согласного звука [г]. Проблема решена.Необходимо подчеркнуть, что в ходе систематической работы по теме «Орфография» формируются универсальные учебные действия, которые обеспечивают уровень функциональной грамотности каждого школьника. Данный фактор обеспечивается на развитии способностей учащихся ставить учебные цели и реализовать их в практической деятельности через решение орфографической задачи. Успешное развитие УУД на уроках русского языка достигается коммуникативно-ориентированными заданиями: они способствуют повышению мотивации учения, так как младших школьников меняется подход к выполнению заданий или упражнений, в том числе, к выбору способов деятельности. Вариативность и нестандартность формулировки заданий позволяет школьникам моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала. Все формы и виды заданий были построены на формировании и активизации навыков критического мышления и творческого подхода к выполнению заданий. Следовательно, изучение орфографии в начальной школе в свете требований ФГОС основано на системно-деятельностной подходе к каждому школьнику, на осознании обучающихся использовать орфографические навыки в устной и письменной речи. Необходимо подчеркнуть особую актуальность и востребованность орфографических правил на письме: орфографические навыки служат показателем письменной речи. ЗаключениеТеоретическое и практическое исследование проблем развития УУД позволило определить, что универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Психологами и педагогами доказано: в основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательных и учебных мотивов, учебной цели и задачи, учебных действий и операций; выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора .На уроках русского языка в начальной школе происходит постепенный переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных тем программы к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.Педагогическое исследование было построено на анализе содержания УМК в начальном курсе русского языка «Школа России», «Перспектива», «Начальная школа XXI века», авторской программы и учебников Т.Г. Рамзаевой, Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Система нового подхода (ФГОС) к изучению темы «Орфография», предложенная ведущими методистами, направлена на «максимальное раскрытие и совершенствование личностных качеств каждого школьника. Личностно-ориентированный урок русского языка ставит главным действующим лицом конкретных учащихся с их индивидуальными наследственными природными задатками и возможностями. Главной задачей в обучении и воспитании становится не только пополнение знаний по теме, но и создание условий для развития индивидуально-личностных качеств учащихся на основе их уровня мышления, памяти, внимания, воображения и темпа деятельности на уроках. Младшие школьники имеют своеобразные возрастные черты характера: коллективизм, взаимопомощь, общительность, эмоциональность, любознательность, подражательность. Эти особенности важно и необходимо учитывать при выборе технологии обучения, использования инновационных педагогических методов и приемов. На наш взгляд, особую роль занимают групповые формы работы, которые прослеживают систему межличностных отношений, способствуют самоутверждению личности. Эффективность групповой работы способствует быстрому усвоению программного материала, так как происходит прямое и активное вовлечение всех учащихся в сам процесс достижения цели. В центре всей деятельности – решение проблем учащимися в группе, самостоятельный поиск альтернативных решений: если отдельный ученик может оставить путь, то группа имеет тенденцию продолжать движение. Совместный поиск решения поставленной учебной задачи способствует формированию и развитию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных действий. Сложность реализации поставленных задач при изучении орфографии кроется в трудности быстрого постижения орфографической задачи: большинство учащихся начальной школы быстро запоминают орфограмму-правило, однако реализовать на практике иногда не могут. Эта сложность приводит учителя к переосмыслению целей и задач урока, к выбору комплексных заданий, направленных на результативность урока, на системное и последовательное развитие универсальных учебных действий.Список использованной литературы1. Веселова Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников: Проблемы, поиски, решения // - Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 8. - С. 63-68.2. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования // Сборник «Начальное образование в России». – Москва: Просвещение, 2004. – 98с.3. Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников: Монография под общ.ред. Т.Е. Демидовой. – Москва: Издательский Дом РАО, 2004. – 170с.4. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 4. - С. 18-21.5. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е..Русский язык. 2 класс. М.: Просвещение, 2006. С.98.6. Ковалева Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий. – Москва: Просвещение, 2009. – 98с.7 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. – Москва, 2002. - № 4. - С. 3-31.8. Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: автореф. дис... д. пед. наук Н.А. Лошкаревой. – Москва, 2000. – 190с.9. Мурзина Н.П. От «новых стандартов» к инновационной деятельности педагогов школы // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 4. - С. 3-7. 10. Образовательные программы УМК «Школа России». Русский язык. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.11. Пенюшева С.Н. Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе. – Москва, 2009. – 178с.12. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ. пед. колледжей. – Москва: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – 2 изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2010. – 204с. – (Стандарты второго поколения).14. Программа Русский язык. 1-4 классы. УМК Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева. «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баланс, 2010.15. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс. М.: Просвещение 2009. С. 149.16. Сборник рабочих программ системы учебников «Перспектива» 1-4 классы; М: Просвещение, 2011.17. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. - № 10. – С. 11-14.18. Скоморохова М.И., Леонюк С.П. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 16-21.19. Чутко Н.Я. Учебная задача, задание и развитие младших школьников // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 85-87.Электронные ресурсы: 20. Беляева Т.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/563542/ПриложениеПриложение 1Модель системы УУДРисунок 1. Модель системы УУД
1. Веселова Н.Н. Формирование учебных умений у младших школьников: Проблемы, поиски, решения // - Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 8. - С. 63-68.
2. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования // Сборник «Начальное образование в России». – Москва: Просвещение, 2004. – 98с.
3. Демидова Т.Е. Формирование общеучебных умений у младших школьников: Монография под общ.ред. Т.Е. Демидовой. – Москва: Издательский Дом РАО, 2004. – 170с.
4. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 4. - С. 18-21.
5. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е..Русский язык. 2 класс. М.: Просвещение, 2006. С.98.
6. Ковалева Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий. – Москва: Просвещение, 2009. – 98с.
7 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании. – Москва, 2002. - № 4. - С. 3-31.
8. Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: автореф. дис... д. пед. наук Н.А. Лошкаревой. – Москва, 2000. – 190с.
9. Мурзина Н.П. От «новых стандартов» к инновационной деятельности педагогов школы // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - № 4. - С. 3-7.
10. Образовательные программы УМК «Школа России». Русский язык. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.
11. Пенюшева С.Н. Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе. – Москва, 2009. – 178с.
12. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ. пед. колледжей. – Москва: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.
13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – 2 изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2010. – 204с. – (Стандарты второго поколения).
14. Программа Русский язык. 1-4 классы. УМК Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева. «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баланс, 2010.
15. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2 класс. М.: Просвещение 2009. С. 149.
16. Сборник рабочих программ системы учебников «Перспектива» 1-4 классы; М: Просвещение, 2011.
17. Семенова Г. Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников // Школьный психолог. – 2004. - № 10. – С. 11-14.
18. Скоморохова М.И., Леонюк С.П. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников // Начальная школа. - 2009. - № 4. - С. 16-21.
19. Чутко Н.Я. Учебная задача, задание и развитие младших школьников // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 85-87.
Электронные ресурсы:
20. Беляева Т.П. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/563542/
Вопрос-ответ:
Что такое УУД и как они формируются при изучении орфографии?
УУД - это универсальные учебные действия, которые развиваются и формируются в процессе обучения. При изучении орфографии УУД формируются путем выполнения различных заданий, направленных на правильное написание слов, понимание правил орфографии и применение этих правил на практике.
Какие требования ФГОС предъявляются к формированию УУД на уроках русского языка в начальных классах?
Согласно требованиям ФГОС, на уроках русского языка в начальных классах необходимо формировать такие УУД, как умение анализировать и синтезировать звуки и слова, правильно писать слова по орфограммам, использовать словари и другие справочные материалы, осуществлять контроль и самоконтроль за правильностью выполнения заданий по орфографии.
Как происходит формирование УУД при изучении орфографии?
Формирование УУД при изучении орфографии осуществляется через последовательное выполнение таких заданий, как написание слов по озвучиванию, подбор слов с правильным написанием, осознанное применение правил орфографии при составлении текстов и выполнении письменных заданий. Это позволяет развивать у детей навыки и умения правильно писать слова и применять правила орфографии в практической деятельности.
Как разработать конспекты уроков по русскому языку на тему "Орфография"?
Для разработки конспектов уроков по русскому языку на тему "Орфография" необходимо определить цели и задачи урока, выбрать материалы для работы, разработать последовательность действий и заданий для учащихся, а также предусмотреть методы контроля и самоконтроля. В конспектах уроков можно использовать модельные уроки по отдельным темам орфографии, которые помогут учащимся лучше понять и применить правила правописания.
Какие темы орфографии можно рассмотреть на уроке русского языка?
На уроке русского языка по теме "Орфография" можно рассмотреть такие темы, как написание безударных гласных в корне слова, правописание парных и непарных согласных в конце слова, правописание гласных звуков после шипящих, правописание сочетаний звуков. Каждая тема может быть разработана в виде модельного урока со своими целями, задачами и последовательностью выполнения заданий.
Какие требования предъявляются к формированию УУД при изучении орфографии?
В соответствии с ФГОС, формирование универсальных учебных действий (УУД) при изучении орфографии должно быть направлено на развитие коммуникативной компетенции учащихся, умений правильно писать и читать на русском языке. УУД в данной области включают различные аспекты орфографии, такие как правила правописания звуков, спряжения глаголов, приписные знаки и др. Развитие УУД осуществляется через систематическую работу на уроках русского языка в начальных классах.
Что означает понятие УУД?
Универсальные учебные действия (УУД) представляют собой комплекс навыков, знаний, умений и способов деятельности, необходимых для успешной учебно-познавательной деятельности учащихся. Формирование УУД является целью образования и предполагает систематическое развитие этих действий на протяжении всего обучения.
Как происходит формирование УУД при изучении орфографии?
Формирование УУД при изучении орфографии осуществляется на уроках русского языка в начальных классах. Преподаватель использует различные методы и приемы, которые помогают учащимся осознать правила орфографии, развить навыки правильного написания слов. В процессе работы проводятся упражнения, игры, мнемонические приемы, которые способствуют запоминанию правил.
Какой модельный урок можно провести по теме "Безударные гласные в корне слова"?
Модельный урок по теме "Безударные гласные в корне слова" можно провести следующим образом: в начале урока учитель рассказывает учащимся о безударных гласных в корне слова, объясняет правила их написания. Затем проводятся упражнения, в которых учащиеся должны правильно написать слова с безударными гласными. Для закрепления материала проводятся игры и задания, направленные на активное использование правил орфографии в практике.
Какие требования предъявляются к универсальным учебным действиям при изучении орфографии?
Требования ФГОС представляются в статье и включают в себя формирование следующих универсальных учебных действий: умение правильно писать слова, умение различать звуки и буквы, умение находить правильные пары букв и звуков, умение применять правила орфографии в практической деятельности.
Каким образом формируются универсальные учебные действия при изучении орфографии?
Универсальные учебные действия формируются путем проведения уроков по русскому языку по теме "Орфография". В рамках этих уроков ученики получают знания о правилах орфографии, учатся их применять на практике, развивают навыки анализа и синтеза слов, учатся правильно писать слова.