Конституция РФ 1993 г.:история создания.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Отечества
  • 41 41 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 07.07.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ КОНСТИТУЦИИ 1990-1991 гг.
2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В 1992 г.
2.1. Деятельность Конституционной комиссии в 1992 г.
2.2. Альтернативные проекты Конституции
2.3. Корректировки основного проекта Конституции перед VI съездом народных депутатов (апрель 1992)
3. КОНСТИТУЦИЯ 1993 ГОДА КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ МЕЖДУ ПАРЛАМЕНТОМ И ПРЕЗИДЕНТОМ
3.1. Создание и деятельность Конституционного совещания
3.2. Принятие «президентского проекта» Конституции
3.3. Дискуссии о легитимности и критические оценки Конституции 1993 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Стоит сослаться на заключение Института законодательства и сравнительного правоведения по тексту Конституции РФ, ученые которого раньше проведения всенародного голосования в 1993 г. представили свой высокопрофессиональный правовой анализ Основного Закона, в котором обращалось внимание на значительные недостатки проекта Конституционного совещания: «Проект новой Конституции Российской Федерации, одобренный Конституционным совещанием, вопреки некоторым оптимистическим оценкам, с юридической точки зрения невозможно признать проектом, готовым к принятию. Не отрицая наличия положительных сторон в данном проекте Конституции, приходится констатировать, что многие вопросы в этом проекте решены противоречиво либо недостаточно последовательно...».
Как известно, среди других была проведена экспертиза Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы) проекта и текста Конституции Российской Федерации, подготовленного Конституционным совещанием, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., на которую предпочитают ссылаться некоторые участники Конституционного совещания 1993 года (которая поступила уже после принятия Конституции РФ на всенародном голосовании). Хотим лишь отметить, как в данной экспертизе за фасадом «дипломатических» формулировок поверхностной оценки Конституции РФ: «...Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., не содержит положений, противоречащих характеристикам демократического государства, и основывается на принципах законности и уважения прав человека», скрываются, если посмотреть более внимательно, все-таки очень много сильных критических оценок по содержанию проекта и текста Конституции РФ.
Хотим уточнить, как была придумана данными экспертами сложно реализуемая миссия в отношении Конституционного Суда РФ: «...органам государственной власти, и в частности Конституционному Суду Российской Федерации, надлежит разъяснять текст принятой Конституции и заполнять возможные пробелы с целью достижения необходимого равновесия между ветвями власти. Комиссия придает особое значение той роли, которую возьмет на себя Конституционный Суд Российской Федерации в укреплении правового государства в России» (ст. 95).
По Конституции РФ Конституционному Суду РФ принадлежит действительно право толковать нормы Конституции РФ, но в акте о толковании он, при всем желании, не может улучшить концепцию нормы в соответствии с принципами справедливости, равно как и изменить суть нормы. Акт толкования должен основываться на самой концепции нормы и Конституции в целом. Если, допустим, норма устанавливает несбалансированные конституционно-правовые отношения, КС РФ не может неким магическим образом их сбалансировать. В этом отношении позиция экспертизы Европейской комиссии за демократию через право выглядит, по крайней мере, экстравагантной.
Надо констатировать, что Комиссия предвидела по-своему, но Конституционный Суд РФ сделал совершенно наоборот – начал «подразумевать» и за эти годы расширял полномочия Президента РФ. Речь идет о созданных «подразумеваемых полномочиях», «скрытых полномочиях» Президента РФ, явлении, на которое своевременно обратили внимание некоторые российские конституционалисты. Можно привести примеры: расширение сферы регулирования в пользу указов Президента РФ, установление права Президента РФ выдвигать трижды одну и ту же кандидатуру на пост Председателя Правительства, решение о соответствии Конституции нормы Федерального закона, отменяющей прямые выборы руководителей исполнительной власти субъектов РФ.
За текст действующей Конституции РФ, как бы положительно или отрицательно он ни был оценен, должны отвечать только участники Конституционного совещания 1993 г.
Сложно было бы отрицать, что положительные концепции, некоторые конституционные принципы, некоторые конкретные нормы, например, из основ конституционного строя, имеют свое начало в Конституционной комиссии. Но, как обоснованно заключал О. Г. Румянцев, комментируя «Основы конституционного строя» в Конституции РФ: «...большая часть их заимствована из проекта Конституционной комиссии. Но положения об устройстве власти подчас сводят на нет декларируемые верные принципы».
Остается неоспоримым факт, что ряд (кстати, лучших) положений действующей Конституции РФ были взяты порой механически из текста проекта Конституционной комиссии, над которым участники Конституционного совещания весьма скрупулезно поработали.
Конституционная комиссия, несмотря на все возможные, специально созданные тогда ограничения, на тактические маневры и целенаправленные действия нейтрализовать ее деятельность, внесла значительный и положительный вклад в создание некоторых глав (в первую очередь, главы о правах человека) действующего текста Конституции России.
Это особенно хорошо видно при внимательном изучении 20 томов материалов Конституционного совещания.
Ни для кого не секрет, что первый Президент России, которому принадлежит окончательное решение заменить Конституционную комиссию Конституционным совещанием, открыто и официально признавал, что некоторые положения прописаны лучше в тексте проекта Конституционной комиссии, нежели в тексте проекта Конституционного совещания.
Таким образом, референдум по Конституции, объявленный президентом, поставил демократические силы России перед трудным выбором: узаконить выход президента, не имевшего права назначать референдум, за рамки конституционного поля, утвердить далеко не совершенный и чреватый серьезными политическими обострениями проект или втянуть общество в новый виток противостояния. Возможности улучшить проект на том этапе были исключены: ответ «да» или «нет» предполагал пакетное решение по Конституции в целом вместе с теми последствиями, которые могло повлечь ее одобрение или отклонение.
Если бы проект был отклонен на референдуме, конституционный кризис, державший страну в политическом напряжении, вступил бы в еще более острую фазу при отсутствии легитимных органов власти и нарастании борьбы «всех против всех», с отвлечением сил общества от решения громоздившихся экономических и социальных проблем. В этом не хотели себе отдавать отчет те демократы, которые призывали голосовать против Конституции. Причудливым образом они оказались на одной позиции с национал-коммунистами, со всеми, исповедующими принцип «чем хуже, тем лучше». Позиция по референдуму обозначила первый серьезный раскол среди российских демократов со всеми вытекавшими из него последствиями. А итоги референдума навязали демократам, сторонникам правового подхода, еще более жестокое испытание: признавать объявленные результаты или нет, хотя не было уверенности в том, что они соответствуют действительным. Поведение главы Центризбиркома Н. Рябова, упорно отказывавшегося предоставить детальную информацию об итогах референдума, которую трижды запрашивала Государственная Дума, вызывало самые серьезные подозрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, отправной точкой в работе над новой, ныне действующей российской Конституцией, можно считать принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете. На первом съезде народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия (во главе с Б.Н. Ельциным, тогда еще Председателем Верховного Совета РСФСР), силами которой был подготовлен первый проект новой Конституции и представлен на обсуждение пятому Съезду народных депутатов РСФСР. Проект не был принят, и было вынесено решение о его доработке. Тем временем, в стране, продолжавшей жить по прежней конституции, шло углубление экономического и политического кризиса. Положения Основного закона страны все больше и больше расходились с проводимыми грандиозными политическими и экономическими преобразованиями, глубоко затрагивающими основы общественного строя. Принимаемые конституционные изменения и дополнения, общее число которых превысило триста поправок, не могли решить задачу так необходимой обществу конституционной реформы, так как вносили лишь еще большую несогласованность, противоречивость и критическую коллизионность в действующие правовые нормы.
Однако, очередной, шестой Съезд народных депутатов РСФСР также не стал принимать новую Конституцию, а ограничился лишь одобрением общей концепции конституционных реформ в России.
Конституционное совещание, созванное в 1993 году Президентом Российской Федерации, стало переломным пунктом в деле подготовки новой российской Конституции. К работе в Конституционном совещании было привлечено более 800 человек, которые были разделены и входили в пять групп. Первую группу составили представители федеральных органов власти, в которую вошли народные депутаты Российской Федерации, представители Президента, фракций, депутатского корпуса, Академии наук Российской Федерации. Вторая группа состояла из представителей органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Третья, самая малочисленная группа состояла из представителей местного самоуправления. В четвертую группу вошли представители от партий и общественных движений, профессиональных союзов, религиозных конфессий. Пятая группа представляла товаропроизводителей и предпринимателей. К работе Конституционного совещания были приглашены представители от всех видов судов и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
К началу работы Конституционного совещания поступило и было обработано более двух тысяч поправок, замечаний и предложений, к ранее опубликованному проекту Конституции, что предопределило горячие споры и столкновения различных мнений при обсуждении текста проекта Конституции. В дебатах, разгоревшихся на заседаниях Конституционного совещания, переосмысливались старые правовые формы и представления, формировались принципиально новые оценки и ориентиры, шло зарождение новых демократических, гуманистических правовых институтов.
В результате, к июлю 1993 года Конституционное совещание подготовило свой, новый проект Конституции, предусматривающий республиканскую форму правления, приоритет прав человека, разделение властей, частную собственность, федерализм. Интересно отметить, что в подготовленном проекте уже тогда идеи парламентского режима правления сопровождались положениями, обеспечивающими главенствующую политическую роль Президента Российской Федерации, что обеспечивало правовые основы для утверждения сильной президентской власти в стране.
После трагических событий октября 1993 года доработка проекта Конституции велась созданной Президентом представительной комиссией с участием ученых и практиков. На этом этапе главным образом был проведен учет предложений и замечаний, полученных от субъектов Российской Федерации. Безусловно, нашли в нем отражение и уроки событий октября 1993 года. Над окончательным проектом Конституции работали Государственная и Общественная палата Конституционного совещания, объединившие прежние пять групп.
Окончательный проект Конституции был вынесен 12 декабря 1993 года на общероссийский референдум, по результатам которого Конституция Российской Федерации вступила в силу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Батурин Ю. В поисках несуществующей процедуры // Сравнительное конституционное обозрение. – 2006. – №2. – С. 167-178.
Батурин Ю. Конституция как искусство в классической развязке в классической трагедии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 2004. – №2. – С. 147-158.
Вестов Ф. А. Политико-правовые предпосылки формирования института правового государства в России в 90-е годы XX столетия // Известия Саратовского университета. Сер.: Экономика. Управление. Право. – 2009. – Т.9. – Вып.2. – С. 59-64.
Витрук Н. О социально-правовой сущности и легитимности Конституции Российской Федерации 1993 года // Российское правосудие. – 2008. – №2. – С. 4-12.
Гаврюсов Ю. Конституция России: уроки пятнадцатилетнего регулирования // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2008. – №6. – С. 17-23.
Земцов Б. Уроки Конституции 1993 года // Российская история. – 2010. – №1. – С. 93-100.
Изотова Л. Проекты Конституции РФ, подготовленные политическими партиями и объединениями в 1990-1993 гг // Парламентаризм в России: проблемы и перспективы. – 2006. – C. 408-415.
Маркова Е. Становление российской государственности в 90-х гг. XX в. // Вестник Читинского государственного университета. – 2008. – №4. – С. 98-106.
Медушевский А. Российская Конституция 1993 года в сравнительно-историческом контексте // Отечественная история. – 2008. – №6. – С. 28-51.
Медушевский А. Российская конституция в мировом политическом процессе:к десятилетию Конституции РФ 1993 г // Мир России. – 2003. – Т.12. – №3. – С. 62-103.
Миронов А.Н. Конституция Российской Федерации 1993 года: смыслологический анализ. – СПб.: Изд-во Роза мира, 2005. – 236 с.
Митюков М. К истории Конституции Российской Федерации 1993 года // Право и политика. – 2005. – № 4. – С. 112-120.
Пихоя Р. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. – 2002. – №4. – С. 64-77.
Румянцев О. Из истории создания Конституции Российской Федерации. О работе Конституционной комиссии (1990-1993 гг. ). Ч. 2 1991 год // Государство и право. – 2008. – №10. – С. 5-13.
Румянцев О. К истории создания Конституции Российской Федерации (июль – сентябрь 1993 г.) // Государство и право. – 2009. – №11. – С. 76-84.
Скуратов Ю. Развитие конституции российской федерации 1993 года: поправки в конституцию или конституционная реформа? // Российский юридический журнал. – 2009. – №3. – С. 40-47.
Стенограмма встречи с участниками конституционного процесса 1990-1993 гг. (Москва, Российская академия правосудия, 16 декабря 2008 г.) // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – №1. – С. 30-44.
Тарасова Е. Конституционные кризисы 1992-1993 годов в России. – СПб., 2007. – 207 с.
Шейнис В. Конституция 1993 года и российская политическая система // Отечественная история. – 2008. – №6. – С. 3-28.
Шейнис В. Российская конституция 1993 год в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. – 2002. – №8. – С. 4-35.

Батурин Ю. В поисках несуществующей процедуры // Сравнительное конституционное обозрение. – 2006. – №2. – С. 167.
Шейнис В. Российская конституция 1993 год в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. – 2002. – №8. – С. 5.
Вестов Ф. А. Политико-правовые предпосылки формирования института правового государства в России в 90-е годы XX столетия // Известия Саратовского университета. Сер.: Экономика. Управление. Право. – 2009. – Т.9. – Вып.2. – С. 60.
Земцов Б. Уроки Конституции 1993 года // Российская история. – 2010. – №1. – С. 93.
Маркова Е. Становление российской государственности в 90-х гг. XX в. // Вестник Читинского государственного университета. – 2008. – №4. – С. 98.
Медушевский А. Российская Конституция 1993 года в сравнительно-историческом контексте // Отечественная история. – 2008. – №6. – С. 29.
Миронов А.Н. Конституция Российской Федерации 1993 года: смыслологический анализ. – СПб.: Изд-во Роза мира, 2005. – С. 65.
Миронов А.Н. Конституция Российской Федерации 1993 года: смыслологический анализ. – СПб.: Изд-во Роза мира, 2005. – С. 90.
Пихоя Р. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. – 2002. – №4. – С. 65.
Румянцев О. Из истории создания Конституции Российской Федерации. О работе Конституционной комиссии (1990-1993 гг. ). Ч. 2 1991 год // Государство и право. – 2008. – №10. – С. 7.
Стенограмма встречи с участниками конституционного процесса 1990-1993 гг. (Москва, Российская академия правосудия, 16 декабря 2008 г.) // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – №1. – С. 31.
Тарасова Е. Конституционные кризисы 1992-1993 годов в России. – СПб., 2007. – С. 55.
Шейнис В. Конституция 1993 года и российская политическая система // Отечественная история. – 2008. – №6. – С. 5.
Шейнис В. Российская конституция 1993 год в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. – 2002. – №8. – С. 6.
Скуратов Ю. Развитие конституции российской федерации 1993 года: поправки в конституцию или конституционная реформа? // Российский юридический журнал. – 2009. – №3. – С. 42.
Митюков М. К истории Конституции Российской Федерации 1993 года // Право и политика. – 2005. – № 4. – С. 113.
Гаврюсов Ю. Конституция России: уроки пятнадцатилетнего регулирования // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2008. – №6. – С. 18.
Изотова Л. Проекты Конституции РФ, подготовленные политическими партиями и объединениями в 1990-1993 гг // Парламентаризм в России: проблемы и перспективы. – 2006. – C. 410.
Батурин Ю. Конституция как искусство в классической развязке в классической трагедии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 2004. – №2. – С. 148.
Вестов Ф. А. Политико-правовые предпосылки формирования института правового государства в России в 90-е годы XX столетия // Известия Саратовского университета. Сер.: Экономика. Управление. Право. – 2009. – Т.9. – Вып.2. – С. 61.
Земцов Б. Уроки Конституции 1993 года // Российская история. – 2010. – №1. – С. 95.
Медушевский А. Российская конституция в мировом политическом процессе:к десятилетию Конституции РФ 1993 г // Мир России. – 2003. – Т.12. – №3. – С. 65.
Митюков М. К истории Конституции Российской Федерации 1993 года // Право и политика. – 2005. – № 4. – С. 115.
Шейнис В. Российская конституция 1993 год в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. – 2002. – №8. – С. 10.
Изотова Л. Проекты Конституции РФ, подготовленные политическими партиями и объединениями в 1990-1993 гг // Парламентаризм в России: проблемы и перспективы. – 2006. – C. 411.
Батурин Ю. Конституция как искусство в классической развязке в классической трагедии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 2004. – №2. – С. 150.
Тарасова Е. Конституционные кризисы 1992-1993 годов в России. – СПб., 2007. – С. 90.
Шейнис В. Конституция 1993 года и российская политическая система // Отечественная история. – 2008. – №6. – С. 6.
Стенограмма встречи с участниками конституционного процесса 1990-1993 гг. (Москва, Российская академия правосудия, 16 декабря 2008 г.) // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – №1. – С. 32.
Миронов А.Н. Конституция Российской Федерации 1993 года: смыслологический анализ. – СПб.: Изд-во Роза мира, 2005. – С. 109.
Медушевский А. Российская конституция в мировом политическом процессе: к десятилетию Конституции РФ 1993 г // Мир России. – 2003. – Т.12. – №3. – С. 66.
Медушевский А. Российская Конституция 1993 года в сравнительно-историческом контексте // Отечественная история. – 2008. – №6. – С. 32.
Батурин Ю. В поисках несуществующей процедуры // Сравнительное конституционное обозрение. – 2006. – №2. – С. 170.
Витрук Н. О социально-правовой сущности и легитимности Конституции Российской Федерации 1993 года // Российское правосудие. – 2008. – №2. – С. 7.
Румянцев О. К истории создания Конституции Российской Федерации (июль - сентябрь 1993 г. ) // Государство и право. – 2009. – №11. – С. 78.
Тарасова Е. Конституционные кризисы 1992-1993 годов в России. – СПб., 2007. – С. 109.
Румянцев О. К истории создания Конституции Российской Федерации (июль - сентябрь 1993 г. ) // Государство и право. – 2009. – №11. – С. 80.
Медушевский А. Российская конституция в мировом политическом процессе:к десятилетию Конституции РФ 1993 г // Мир России. – 2003. – Т.12. – №3. – С. 65.
Батурин Ю. Конституция как искусство в классической развязке в классической трагедии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 2004. – №2. – С. 151.
Витрук Н. О социально-правовой сущности и легитимности Конституции Российской Федерации 1993 года // Российское правосудие. – 2008. – №2. – С. 9.
Земцов Б. Уроки Конституции 1993 года // Российская история. – 2010. – №1. – С. 95.
Стенограмма встречи с участниками конституционного процесса 1990-1993 гг. (Москва, Российская академия правосудия, 16 декабря 2008 г.) // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – №1. – С. 32.
Румянцев О. К истории создания Конституции Российской Федерации (июль - сентябрь 1993 г. ) // Государство и право. – 2009. – №11. – С. 80.
Митюков М. К истории Конституции Российской Федерации 1993 года // Право и политика. – 2005. – № 4. – С. 118.
Маркова Е. Становление российской государственности в 90-х гг. XX в. // Вестник Читинского государственного университета. – 2008. – №4. – С. 99.
Пихоя Р. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. – 2002. – №4. – С. 68.
Тарасова Е. Конституционные кризисы 1992-1993 годов в России. – СПб., 2007. – С. 105.
Вестов Ф. А. Политико-правовые предпосылки формирования института правового государства в России в 90-е годы XX столетия // Известия Саратовского университета. Сер.: Экономика. Управление. Право. – 2009. – Т.9. – Вып.2. – С. 61.
Земцов Б. Уроки Конституции 1993 года // Российская история. – 2010. – №1. – С. 98.
Изотова Л. Проекты Конституции РФ, подготовленные политическими партиями и объединениями в 1990-1993 гг // Парламентаризм в России: проблемы и перспективы. – 2006. – C. 412.
Медушевский А. Российская Конституция 1993 года в сравнительно-историческом контексте // Отечественная история. – 2008. – №6. – С. 32.
Шейнис В. Российская конституция 1993 год в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. – 2002. – №8. – С. 28.
Гаврюсов Ю. Конституция России: уроки пятнадцатилетнего регулирования // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2008. – №6. – С. 20.
Медушевский А. Российская Конституция 1993 года в сравнительно-историческом контексте // Отечественная история. – 2008. – №6. – С. 40.
Стенограмма встречи с участниками конституционного процесса 1990-1993 гг. (Москва, Российская академия правосудия, 16 декабря 2008 г.) // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – №1. – С. 33.
Скуратов Ю. Развитие конституции российской федерации 1993 года: поправки в конституцию или конституционная реформа? // Российский юридический журнал. – 2009. – №3. – С. 43.
Пихоя Р. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. – 2002. – №4. – С. 70.












45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Батурин Ю. В поисках несуществующей процедуры // Сравнительное конституционное обозрение. – 2006. – №2. – С. 167-178.
2.Батурин Ю. Конституция как искусство в классической развязке в классической трагедии // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. – 2004. – №2. – С. 147-158.
3.Вестов Ф. А. Политико-правовые предпосылки формирования института правового государства в России в 90-е годы XX столетия // Известия Саратовского университета. Сер.: Экономика. Управление. Право. – 2009. – Т.9. – Вып.2. – С. 59-64.
4.Витрук Н. О социально-правовой сущности и легитимности Конституции Российской Федерации 1993 года // Российское правосудие. – 2008. – №2. – С. 4-12.
5.Гаврюсов Ю. Конституция России: уроки пятнадцатилетнего регулирования // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2008. – №6. – С. 17-23.
6.Земцов Б. Уроки Конституции 1993 года // Российская история. – 2010. – №1. – С. 93-100.
7.Изотова Л. Проекты Конституции РФ, подготовленные политическими партиями и объединениями в 1990-1993 гг // Парламентаризм в России: проблемы и перспективы. – 2006. – C. 408-415.
8.Маркова Е. Становление российской государственности в 90-х гг. XX в. // Вестник Читинского государственного университета. – 2008. – №4. – С. 98-106.
9.Медушевский А. Российская Конституция 1993 года в сравнительно-историческом контексте // Отечественная история. – 2008. – №6. – С. 28-51.
10.Медушевский А. Российская конституция в мировом политическом процессе:к десятилетию Конституции РФ 1993 г // Мир России. – 2003. – Т.12. – №3. – С. 62-103.
11.Миронов А.Н. Конституция Российской Федерации 1993 года: смыслологический анализ. – СПб.: Изд-во Роза мира, 2005. – 236 с.
12.Митюков М. К истории Конституции Российской Федерации 1993 года // Право и политика. – 2005. – № 4. – С. 112-120.
13.Пихоя Р. Конституционно-политический кризис в России 1993 года: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. – 2002. – №4. – С. 64-77.
14.Румянцев О. Из истории создания Конституции Российской Федерации. О работе Конституционной комиссии (1990-1993 гг. ). Ч. 2 1991 год // Государство и право. – 2008. – №10. – С. 5-13.
15.Румянцев О. К истории создания Конституции Российской Федерации (июль – сентябрь 1993 г.) // Государство и право. – 2009. – №11. – С. 76-84.
16.Скуратов Ю. Развитие конституции российской федерации 1993 года: поправки в конституцию или конституционная реформа? // Российский юридический журнал. – 2009. – №3. – С. 40-47.
17.Стенограмма встречи с участниками конституционного процесса 1990-1993 гг. (Москва, Российская академия правосудия, 16 декабря 2008 г.) // Государственная власть и местное самоуправление. – 2009. – №1. – С. 30-44.
18.Тарасова Е. Конституционные кризисы 1992-1993 годов в России. – СПб., 2007. – 207 с.
19.Шейнис В. Конституция 1993 года и российская политическая система // Отечественная история. – 2008. – №6. – С. 3-28.
20.Шейнис В. Российская конституция 1993 год в исторической ретроспективе // Новый исторический вестник. – 2002. – №8. – С. 4-35.

Вопрос-ответ:

Какие были первые проекты Конституции РФ в 1990-1991 гг?

Первые проекты Конституции РФ были представлены несколькими депутатами народного собрания в 1990-1991 годах. Одним из них был проект А.В. Васильева, разработанный в 1990 году. Он предлагал разделение полномочий между Федерацией и Республиками, образование Законодательной, Исполнительной и Судебной власти на федеральном и региональном уровнях.

Как проходил конституционный процесс в 1992 году?

В 1992 году проходил интенсивный конституционный процесс. В этот период была создана Конституционная комиссия, задачей которой было разработать проект Конституции РФ. Были представлены альтернативные проекты Конституции, в том числе проект Ю.Ю. Шахтарина и проект Н.И. Рыжкова. Окончательный проект Конституции был доработан перед V съездом народных депутатов в апреле 1992 года.

Как создавалась и функционировала Конституционная комиссия в 1992 году?

Конституционная комиссия была создана в 1992 году с целью разработки проекта Конституции РФ. В ее состав вошли представители различных политических партий и объединений. Комиссия проводила обширную работу по анализу существующих законов и конституций, а также согласованию различных вариантов статей проекта Конституции. Ее работа завершилась в апреле 1992 года.

Какие были альтернативные проекты Конституции в 1992 году?

В 1992 году были представлены несколько альтернативных проектов Конституции. Один из них был предложен Ю.Ю. Шахтариным, который предлагал сохранить единство федерации, но давать республикам большую автономию. Другой проект был разработан Н.И. Рыжковым, который предлагал федеративное государство без президента, с расширенными полномочиями для парламента и специальными органами для решения конфликтов между субъектами РФ.

Какие были первые проекты Конституции в 1990-1991 годах?

В начале 1990-х годов были представлены несколько проектов Конституции, включая проекты от коммунистов, либералов и других политических сил. Одним из первых проектов был проект Конституции, разработанный КПСС, который предполагал сохранение единственной партии и власти Совета Министров.

Как развивался конституционный процесс в 1992 году?

В 1992 году была создана Конституционная комиссия, которая работала над основным проектом Конституции РФ. Одновременно с этим, существовали и альтернативные проекты, такие как проект Конституции Юрия Германа, который предлагал более радикальные изменения.

Какие корректировки были внесены в основной проект Конституции перед VI съездом народных депутатов в апреле 1992 года?

Перед VI съездом народных депутатов в апреле 1992 года были внесены некоторые корректировки в основной проект Конституции. Например, были изменены положения о разделении властей и роли президента, а также введены гарантии прав граждан.

Как Конституция 1993 года стала инструментом борьбы между парламентом и президентом?

Конституция 1993 года стала инструментом борьбы между парламентом и президентом благодаря созданию и деятельности Конституционного совещания, которое принципиально не согласилось с проектом Конституции президента. В результате был принят президентский проект Конституции, который повысил полномочия президента и снизил роль парламента.

Как проходило принятие президентского проекта Конституции?

Принятие президентского проекта Конституции проходило после проведения Конституционного референдума в 1993 году. На референдуме поддержку проекту выразило более 58% избирателей. После этого, Конституция была принята Верховным Советом РФ и вступила в силу.

Какие были первые проекты Конституции РФ в 1990-1991 гг?

В начале 1990-х гг. было предложено несколько проектов Конституции РФ. Один из первых был представлен в 1990 г. С.С. Шараповым. Его проект предусматривал создание супергосударства, объединяющего Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан. Еще одним проектом, предложенным в 1990 г., был проект В.С. Аксенова, который предлагал сделать Россию конфедерацией.

Как осуществлялся конституционный процесс в 1992 г.?

В 1992 г. деятельность по разработке Конституции РФ была возложена на Конституционную комиссию. Она была создана Верховным Советом РФ и включала представителей всех политических сил. Одновременно с тем, были разработаны альтернативные проекты Конституции, такие как проект Г.А. Зюганова и проект С.А. Шахрая. Перед VI съездом народных депутатов в апреле 1992 г. основной проект Конституции был подвергнут корректировкам.