Социальная работа по профилактике компьютерной зависимости у подростков (на примере СПб ГБУ
Заказать уникальную дипломную работу- 84 84 страницы
- 85 + 85 источников
- Добавлена 09.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ 6
1.1 Понятие и сущность компьютерной зависимости 6
1.2 Основные принципы профилактики в социальной работе 18
1.3 Особенности социальной работы по профилактике компьютерной
зависимости у подростков 25
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
У ПОДРОСТКОВ 33
2.1 Организация и методологический аппарат эмпирического
исследования 33
2.2 Результаты изучения компьютерной зависимости у подростков 35
2.3 Рекомендации по проведению профилактики компьютерной
зависимости 40
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
Коммуникативное рисование, обсуждение (30 мин.).
Автор: Тарасова Е.Г.
Цель: установление взаимопонимания с партнёром.
Группа делится на пары, у каждой из них свой лист бумаги, на котором совместно выполняется рисунок на определенную тему. При этом, как правило, вербальные контакты исключаются, участники общаются между собой с помощью образов, красок, линий. После окончания рисования с подростками проводится беседа. При этом анализируются не художественные достоинства работ, а те мысли и чувства, которые возникли у них в процессе рисования, а также отношения, сложившиеся между участниками тренинга в ходе работы.
3. Художественные технологии. Рисунок на тему «Мой герб», обсуждение (30 мин.).
Автор: Тарасова Е.Г.
Цель: улучшение навыков самопрезентации.
4. Кофе брейк (15 мин.).
5. Танцевально-двигательные технологии (40 мин.).
Границы
Автор: Козлов В.В.
Цель: работа с ограничениями.
Музыка: разная.
Исполнение: групповое.
6. Музыкальные технологии (15 мин.).
«Энергия»
Автор: Петрушин В.И.
Цель: активизация внутренних сил.
Музыкальный материал: М. Равель. Павана; Болеро.
7. Подведение итогов (15 мин.).
Общее время: 2 часа 30 мин.
Занятие 8.
1. Приветствие (5 мин.).
2. Художественные технологии. Совместное рисование, обсуждение (30 мин.).
Автор: Тарасова Е.Г.
Цель: установление взаимопонимания, улучшение навыков взаимодействия в группе.
Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе. По окончании работы анализируется участие в ней каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими подростками в процессе рисования. Ведущий тренинга анализирует, наблюдая за ходом работы, как каждый выстраивает отношения с другими участниками, как он начинает рисовать, сколько места на листе занимает и т.д.
3. Художественные технологии. Работа с глиной: образное представление себя, обсуждение (30 мин.).
Автор: Тарасова Е.Г.
Цель: улучшение навыков самопрезентации.
4. Кофе брейк (15 мин.).
5. Танцевально-двигательные технологии (15 мин).
Зеркало
Автор: Козлов В.В.
Цели: расширение репертуара движений; развитие внимательности к телесным сигналам; установление эмпатических отношений.
Музыка: нейтральная, среднего темпа.
Исполнение: в парах.
6. Танцевально-двигательные технологии (15 мин.).
Человек и его тень
Автор: Козлов В.В.
Цели: расширение репертуара движений; углубление группового взаимодействия.
Музыка: нейтральная, среднего темпа.
Исполнение: в парах.
7. Музыкальные технологии (15 мин.).
«Радость жизни»
Автор: Петрушин В.И.
Цель: формирование оптимистического мироощущения.
Музыкальный материал: В. Моцарт. Финал «Маленькой ночной серенады»; Ж. Визе. Юношеская симфония (финал); танцевальная музыка из оперетт Р. Штрауса, И. Кальмана, Ф. Легара.
8. Подведение итогов (15 мин.).
Общее время: 2 часа 20 мин.
Занятие 9.
1. Приветствие (5 мин.).
2. Художественные технологии. Дополнительное рисование, обсуждение (30 мин.).
Автор: Тарасова Е.Г.
Цель: установление взаимопонимания, улучшение навыков взаимодействия в группе.
Каждый участник, начав рисовать на своем листе, посылает затем свой рисунок по кругу, а его сосед продолжает этот рисунок, внося в него что-то свое и передавая дальше по цепочке. Таким образом, каждый участник вносит свои дополнения в рисунки других подростков. Затем каждый из участников рассказывает, что он хотел нарисовать и что получилось в результате общей работы. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации рисунка группой и самим автором. Расхождения могут быть обусловлены как наличием в рисунке неосознаваемых автором элементов, так и проекцией на этот рисунок проблем других подростков.
3. Художественные технологии. Работа с глиной «Кто Я?», обсуждение (30 мин.).
Автор: Тарасова Е.Г.
Цель: улучшения навыков самопрезентации.
4. Кофе брейк (15 мин.).
5. Танцевально-двигательные технологии (15 мин.).
Встречи и расставания
Этот процесс основан на конкретном жизненном опыте каждого человека – опыте взаимоотношений. Отношения с другими в нашей жизни имеют разное значение, но одну структуру: они начинаются, развиваются и заканчиваются. В основе многих проблем во взаимоотношениях лежит неумение принимать их процессуальный характер, а также опыт первичных отношений, исследуемый в теории объектных отношений.
Автор: Козлов В.В.
Цели: осознание чувств и стратегий поведения на разных стадиях взаимоотношений; иногда – выбор новых стратегий.
Музыка: эмоциональная, разнообразная, задающая настроение для каждого из этапов.
Исполнение: в парах.
6. Танцевально-двигательные технологии (30 мин.).
Музыкант и музыкальный инструмент
Автор: Козлов В.В.
Цели: обучение умению чувствовать партнера; диагностика межличностных взаимодействий.
Музыка: разная по ритму, настроению.
Исполнение: в парах.
7. Музыкальные технологии (15 мин.).
«Радость любви»
Автор: Петрушин В.И.
Цель: формирование позитивного отношения к миру.
Музыкальный материал: Ф. Шопен. Ноктюрн Еs dur; Концерты для фортепиано с оркестром (средние части).
8. Подведение итогов (15 мин.).
Общее время: 2 часа 35 мин.
Занятие 10.
1. Приветствие (5 мин.).
2. Художественные технологии. Рисунок на тему «Изображение своего состояния», обсуждение (30 мин.).
Автор: Тарасова Е.Г.
Цель: улучшение навыков самопознания и самопрезентации.
Подросткам предлагается изобразить своё состояние (настроение, чувства, мысли, фантазии) в любом виде – конкретном, абстрактном, метафорическом. В частности, предлагается воспользоваться выразительными возможностями цветов, линий и форм.
3. Художественные технологии. Рисунок на свободную тему, обсуждение (30 мин.).
Автор: Тарасова Е.Г.
Цель: осознание и демонстрация своего мироощущения.
4. Кофе брейк (15 мин.).
5. Голосовые упражнения (15 мин).
Автор: Тарасова Е.Г.
Цель: коррекция психоэмоциональных состояний у людей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в коммуникативной сфере. Занятия направлены на формирование оптимистического настроения.
Участникам тренинга предлагается издавать разнообразные звуки, направленные на формирование тех или иных чувств и эмоций.
Таблица 6 Звуки и звукосочетания, применяемые в голосовой арт-терапии
Звук, звукосочетание Достигаемый эффект «И» Улучшение настроения «У» Наполнение мудростью «ЮЯ» Наполнение энергией «СИ» Снятие напряжения «МН» Упрощение жизни в затруднительных ситуациях «ЕСЯ» Очищение, гармонизация «Ш» Релаксация, снятие напряжения «Р» Снятие усталости
6. Танцевально-двигательные технологии (20 мин.).
Разговор по душам
Автор: Козлов В.В.
Цель: развитие эмпатии.
Музыка: фоновая или отсутствие музыки.
Исполнение: в парах.
7. Подведение итогов за весь тренинг (30 мин.).
Общее время: 2 часа 25 мин.
Выводы по второй главе
1. Проведённое нами исследование базировалось на следующих 3 методиках: 1) Тест на интернет-зависимость (К. Янг); 2) Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков); 3) Методика диагностики склонности к различным зависимостям (Г.В. Лозовая). Целью экспериментального исследования стало эмпирическое изучение интернет-зависимости подростков. В соответствии с указанной целью необходимо было решить следующие задачи: 1) провести исследование при помощи вышеописанных методик; 2) проанализировать полученные результаты путём статистического анализа; 3) сделать выводы об особенностях интернет-зависимости подростков. Исследование осуществлялось на базе СПб ГБУ «Невский», выборка включала в себя 50 подростков.
2. Проведя исследование при помощи вышеописанных методик, мы получили следующие результаты. Исследование по тесту на интернет-зависимость (К. Янг) показало, что низкий уровень зависимости зафиксирован у 28% испытуемых, средний – у 56%, высокий – у 16%. Исследование по тесту на интернет-зависимость (С.А. Кулаков) выявило, что низкий уровень зависимости продемонстрировали 20% испытуемых, средний уровень – 58:, высокий – 22%. Исследование по методике диагностики склонности к различным зависимостям выявило, что по параметру «интернет- и компьютерная зависимость» низкий уровень показали 18% испытуемых, средний – 58%, высокий – 24%; по параметру «общая склонность к зависимостям» низкий уровень зафиксирован у 32% подростков, средний – у 42%, высокий – у 26%.
3. С целью анализа особенностей интернет-зависимости у различных подростков мы использовали метод кластеризации. Первый кластер включает в себя 20 подростков (40% испытуемых). Как показывает проведённый анализ, им свойственная средняя степень склонности к зависимости вообще и к интернет-зависимости в частности. Второй кластер охватывает 12 человек (24% испытуемых). У них средняя степень интернет-зависимости, однако есть серьёзные предпосылки для возникновения другого рода зависимостей. Третий кластер включает в себя 10 подростков (20% испытуемых). Они характеризуются отсутствием склонности к каким бы то ни было зависимостям. Четвёртый кластер объединяет собой 8 человек (16% испытуемых). Данные подростки показали высокую склонность к интернет-зависимости, и это является их главной проблемой: их общая склонность к зависимостям находится на среднем уровне. Таким образом, проведённое исследование позволяет заключить, что в социально-психологической коррекции интернет-зависимости нуждаются 16% подростков, а в качестве профилактики социально-психологическую помощь можно предложить ещё 64% испытуемых.
4. Рекомендации по проведению профилактики компьютерной зависимости, на наш взгляд, должны базироваться на психологической помощи, которую могут обеспечить социальные психологи подросткового центра. Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. Психологическая помощь – это ёмкое понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения такого метода, как глубинное интервью, до многообразных техник социально-психологического тренинга, понятий и методов медицинской психотерапии. В общем виде содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.
5. Оптимальным видом профилактики компьютерной зависимости является групповая психологическая помощь, в частности, психологический тренинг. Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии или в результате их сочетания. Разнообразие психологических тренингов велико, однако для них характерны некоторые общие черты: 1) партнёрское общение участников; 2) применение активных методов групповой работы; 3) акцент на взаимоотношениях между участниками группы; 4) наличие более или менее постоянной группы; 5) специфическая пространственная организация; 6) нацеленность на психологическую помощь участникам группы; 7) атмосфера раскованности и свободы общения.
6. На наш взгляд, эффективным способом профилактики компьютерной зависимости является применение арт-технологий – тренингов, осуществляемых при помощи средств художественного творчества. Они хороши тем, что не зависят от культурного опыта и социального положения, отличаются особой «мягкостью» по сравнению с другими методами. Арт-технологии – это методы, использующие невербальный язык искусства для развития личности и дающие возможность контактировать с глубинными аспектами духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Арт-технологии основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведённое нами исследование было посвящено социальной работе по профилактике компьютерной зависимости у подростков (на примере СПб ГБУ «Невский»). Ниже представлены основные выводы.
1. Большинство авторов под аддикцией понимают способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, который позволяет получить удовольствие, снять напряжение и вернуться к реальной жизни. Аддиктивным агентом может быть сигарета, алкоголь, наркотик, секс, которые помогать изменить состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела. Аддикция – это процесс, который имеет невинное начало, развивается и имеет завершение в форме зависимости к аддиктивному агенту. Зависимость (dependence) – состояние, в основе которого лежит непреодолимое влечение, устойчивая эмоциональная, а затем и физиологическая потребность человека к определенной деятельности, которая требует полного повиновения, доставляет быстрое удовольствие, снимает напряжение и выражается в деструктивном (разрушительном) поведении. Человек, находящийся в рабстве какой-либо зависимости, утрачивает ключевое качество личности – свободу воли.
2. Зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах: 1) зависимость от компьютерных игр; 2) интернет-зависимость. У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия. Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой. Среди психологических можно отметить: хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой. К физическим относят: синдром карпального канала; сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна.
3. В ситуации роста негативного влияния компьютерных технологий на личностное развитие подростков на первый план выходит роль профилактических, коррекционно-развивающих и реабилитационных мероприятий. Подростковый центр обладает многими возможностями профилактики компьютерной зависимости, располагает квалифицированными специалистами педагогами, психологами, социальными работниками, дефектологами, способными обеспечить эффективную работу с детьми по профилактике компьютерной зависимости. Они могут помочь родителям грамотно выстроить общение детей с компьютером, свести к минимуму его отрицательное влияние на их психическое и физическое здоровье.
4. Любая профилактическая программа включает определённые виды деятельности по таким направлениям: 1) выявление подростков, склонных к компьютерной аддикции, а также к другим видам аддиктивного поведения; 2) тесное взаимодействие с семьёй; 3) знакомство родителей и детей с информацией о причинах, формах и последствиях компьютерной зависимости; 4) формирование у подростков навыков анализа, критичной оценки получаемой информации, умения принимать правильные решения; 5) предоставление подросткам альтернативных видов деятельности; 6) комплексная работа с подростками, склонными к аддиктивным формам поведения (определение группы «риска», оказание помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению компьютерной зависимости); 7) взаимодействие с другими организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.
5. Цель занятий, проводимых в СПб ГБУ «Невский», заключается в формировании черт независимой личности у подростков 13 – 15 лет. В соответствии с поставленной целью задачи занятий состоят в следующем: 1) развить произвольную регуляцию поведения; 2) сформировать самостоятельность в принятии решений и ответственность за свои действия; 3) развить навыки рефлексии; 4) сформировать позитивное отношение к себе; 5) развить уверенное поведение; 6) овладеть навыками эффективного межличностного взаимодействия; 7) сформировать адекватное мировоззрение. В структуру программы включены 3 основные составляющие: 1) информирование о влиянии компьютерных зависимостей (интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр) на психическое и физическое здоровье подростков; 2) коррекция личностных особенностей, характерных для подростков, склонных к зависимому поведению; 3) формирование поведенческих навыков, облегчающих следование здоровому образу жизни.
6. Проведённое нами исследование базировалось на следующих 3 методиках: 1) Тест на интернет-зависимость (К. Янг); 2) Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков); 3) Методика диагностики склонности к различным зависимостям (Г.В. Лозовая). Целью экспериментального исследования стало эмпирическое изучение интернет-зависимости подростков. В соответствии с указанной целью необходимо было решить следующие задачи: 1) провести исследование при помощи вышеописанных методик; 2) проанализировать полученные результаты путём статистического анализа; 3) сделать выводы об особенностях интернет-зависимости подростков. Исследование осуществлялось на базе СПб ГБУ «Невский», выборка включала в себя 50 подростков.
7. Проведя исследование при помощи вышеописанных методик, мы получили следующие результаты. Исследование по тесту на интернет-зависимость (К. Янг) показало, что низкий уровень зависимости зафиксирован у 28% испытуемых, средний – у 56%, высокий – у 16%. Исследование по тесту на интернет-зависимость (С.А. Кулаков) выявило, что низкий уровень зависимости продемонстрировали 20% испытуемых, средний уровень – 58:, высокий – 22%. Исследование по методике диагностики склонности к различным зависимостям выявило, что по параметру «интернет- и компьютерная зависимость» низкий уровень показали 18% испытуемых, средний – 58%, высокий – 24%; по параметру «общая склонность к зависимостям» низкий уровень зафиксирован у 32% подростков, средний – у 42%, высокий – у 26%.
8. С целью анализа особенностей интернет-зависимости у различных подростков мы использовали метод кластеризации. Первый кластер включает в себя 20 подростков (40% испытуемых). Как показывает проведённый анализ, им свойственная средняя степень склонности к зависимости вообще и к интернет-зависимости в частности. Второй кластер охватывает 12 человек (24% испытуемых). У них средняя степень интернет-зависимости, однако есть серьёзные предпосылки для возникновения другого рода зависимостей. Третий кластер включает в себя 10 подростков (20% испытуемых). Они характеризуются отсутствием склонности к каким бы то ни было зависимостям. Четвёртый кластер объединяет собой 8 человек (16% испытуемых). Данные подростки показали высокую склонность к интернет-зависимости, и это является их главной проблемой: их общая склонность к зависимостям находится на среднем уровне. Таким образом, проведённое исследование позволяет заключить, что в социально-психологической коррекции интернет-зависимости нуждаются 16% подростков, а в качестве профилактики социально-психологическую помощь можно предложить ещё 64% испытуемых.
9. Рекомендации по проведению профилактики компьютерной зависимости, на наш взгляд, должны базироваться на психологической помощи, которую могут обеспечить социальные психологи подросткового центра. Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии. Психологическая помощь – это ёмкое понятие, содержание которого включает в себя многообразие теорий и практик, варьирующихся от специфического применения такого метода, как глубинное интервью, до многообразных техник социально-психологического тренинга, понятий и методов медицинской психотерапии. В общем виде содержание психологической помощи заключается в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержки человеку или сообществу в трудных ситуациях, возникающих в ходе их личностного или социального бытия.
10. Оптимальным видом профилактики компьютерной зависимости является групповая психологическая помощь, в частности, психологический тренинг. Большинство школ групповой психотерапии и тренингов возникли в русле основных направлений мировой психологической науки – психоанализа, бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии или в результате их сочетания. Разнообразие психологических тренингов велико, однако для них характерны некоторые общие черты: 1) партнёрское общение участников; 2) применение активных методов групповой работы; 3) акцент на взаимоотношениях между участниками группы; 4) наличие более или менее постоянной группы; 5) специфическая пространственная организация; 6) нацеленность на психологическую помощь участникам группы; 7) атмосфера раскованности и свободы общения.
11. На наш взгляд, эффективным способом профилактики компьютерной зависимости является применение арт-технологий – тренингов, осуществляемых при помощи средств художественного творчества. Они хороши тем, что не зависят от культурного опыта и социального положения, отличаются особой «мягкостью» по сравнению с другими методами. Арт-технологии – это методы, использующие невербальный язык искусства для развития личности и дающие возможность контактировать с глубинными аспектами духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Арт-технологии основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аветисова, А.А. «За» и «против» компьютерных игр / А.А. Аветисова, А.Е. Войскунский [Текст] // Игра, обучение и Интернет. – М., 2006. – С. 5 – 15.
Аветисова, А.А. «Опыт потока» и общение в групповых ролевых Интернет-играх [Текст] / А.А. Аветисова // Вестник Московского университат. Серия 14. Психология. – 2005 №1. – С. 68 – 69.
Агапов, Е.П. Методы исследования в социальной работе [Текст] / Е.П. Агапов. – М. : Дашков и К, 2013. – 224 с.
Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: Теория и практика [Текст] / А.Ф. Бондаренко. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Класс, 2001. – 336 с.
Бурлаков, И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр [Текст] / И.В. Бурлаков. – М. : Класс, 2000. – 68 с.
Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением [Текст] / М.Е. Бурно. – М. : Медицина, 1989. – 304 с.
Бухановский, А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика [Текст] / А.О. Бухановский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 470 с.
Вачков, И.В. Окна в мир тренинга: Методологические основы субъектного подхода к групповой работе [Текст] / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. – СПб : Речь, 2004. – 256 с.
Введение в профессию «психолог» [Текст] / Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 128 с.
Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета [Текст] / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. - №1. – С. 90 – 100.
Гарашкина, Н.В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе [Текст]: Дис. д-ра пед. наук / Н.В. Гарашкина. – Тамбов, 2004. – 418 с.
Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева. – М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 240 с.
Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х тт. [Текст] / Ж. Годфруа. – М. : Наука, 1992. – 612 с.
Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб : Речь, 2005. – 138 с.
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. – М. : Астрель, 2001. – 983 с.
Даулина, С. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / С. Даулина. – М. : Класс, 2000. – 240 с.
Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска [Текст] / Н.Ф. Дивицына. – М. : Владос, 2008. – 352 с.
Долматова, Н.В. Формирование инициативно-личностной позиции специалиста по социальной работе в процессе профессиональной подготовки [Текст]: Дис. д-ра пед. наук / Н.В. Долматова. – М., 2006. – 321 с.
Дорофеева, Е.В. Формирование профессионального мастерства специалистов по социальной работе в гуманитарных вузах [Текст]: Дис. канд. пед. наук / Е.В. Дорофеева. – М., 2007. – 244 с.
Ерохин, Ю.С. Технология социальной работы: История и современность [Текст]: Дис. д-ра ист. наук / Ю.С. Ерохин. – М., 2002. – 413 с.
Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии [Текст] / В.А. Жмуров. – Элиста : Джангар, 2010. – 864 с.
Захарченко, Н.А. Соотношение психосоциальной и социально-психологической составляющей в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы [Текст]: Дис. канд. психол. наук / Н.А. Захарченко. – Ставрополь, 2006. – 202 с.
Змановская, Е.В. Девинатология: Психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Змановская. – М. : Академия, 2003. – 288 с.
Зритнев, В.В. Оптимизация профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьёй [Текст]: Дис. канд. психол. наук / В.В. Зритнев. – М., 2003. – 170 с.
Иванов, И.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Текст] / И.С. Иванов // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск, 2004. – С. 152 – 179.
Иванов, И.С. Психологические и социокультурные индикаторы игровой зависимости [Текст] / И.С. Иванов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. Т. 14. - №3. – С. 205 – 211.
Иванов, И.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр [Текст] / И.С. Иванов // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск, 2004. – С. 127 – 142.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб : Питер, 2000. – 512 с.
Испулова, С.Н. Профессиональная подготовка студентов университета к индивидуальной социальной работе [Текст]: Дис. канд. пед. наук / С.Н. Испулова. – Магнитогорск, 2003. – 168 с.
Караванова, Л.Ж. Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе в период вузовского обучения [Текст]: Дис. д-ра психол. наук / Л.Ж. Караванова. – М., 2012. – 410 с.
Коваль, С.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе его профессиональной подготовки [Текст]: Дис. канд. пед. наук / С.А. Коваль. – Красноярск, 2006. – 211 с.
Козлов, В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия [Текст] / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. – СПб : Речь, 2010. – 286 с.
Кокоренко, В.Л. Социальная работа с детьми и подростками [Текст] / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. – М. : Академия, 2011. – 256 с.
Кондратьева, Я.В. Организация социальной работы с молодёжью на основе комплексного подхода: На примере Санкт-Петербурга [Текст]: Дис. канд. соц. наук / Я.В. Кондратьева. – СПб, 2005. – 209 с.
Копытин, А.И. Системная арт-терапия [Текст] / А.И. Копытин. – СПб : Питер, 2001. – 224 с.
Кордуэлл, М. Психология. А – Я. Словарь-справочник [Текст] / М. Кордуэлл. – М. : Фаир-Пресс, 2000. – 448 с.
Кулаков, С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков [Текст] / С.А. Кулаков. – М. – СПб : Гардарика, 2003. – 470 с.
Курек, Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте [Текст] / Н.С. Курек. – СПб : Алетейя, 2001. – 225 с.
Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарёва. – Новосибирск : НМИ, 1998. – 48 с.
Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2005. – 352 с.
Личко, А.Е. Подростковая наркология [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. – Л. : Медицина, 1991. – 386 с.
Лыгина, М.А. Философские основания теории социальной работы [Текст]: Дис. д-ра филос. наук / М.А. Лыгина. – СПб, 2011. – 352 с.
Мазур, Ю.О. Социально-психологиченский тренинг личностного роста как средство развития просоциального поведения [Текст]: Дис. канд. психол. наук / Ю.О. Мазур. – Ярославль, 2008. – 213 с.
Макалатия, А.Г. Мотивация в компьютерных играх [Текст] / А.Г. Макалатия // Третья Российская конференция по экологической психологии: Сборник тезисов. – М., 2003. – С. 358 – 361.
Максименко, Е.В. Формирование готовности будущих специалистов по социальной работе к инновациям в профессиональной деятельности [Текст]: Дис. канд. пед. наук / Е.В. Максименко. – Калининград, 2011. – 194 с.
Медведева, Г.П. Социальная работа как вид деятельности общества [Текст]: Дис. д-ра филос. наук / Г.П. Медведева. – М., 2011. – 321 с.
Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д. Менделевич. – М. : Медпресс, 2001. – 432 с.
Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с.
Минкина, О.В. Формирование социально-психологической компетентности будущих специалистов социальной работы [Текст]: Дис. канд. пед. наук / О.В. Минкина. – Ставрополь, 2005. – 195 с.
Мишанина, Ж.Ю. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по социальной работе с семьёй [Текст]: Дис. канд. пед. наук / Ж.Ю. Мишанина. – Калиниград, 2010. – 259 с.
Муниц, Е.С. Формирование социальной компетентности специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе [Текст]: Дис. канд. пед. наук / Е.С. Муниц. – Калининград, 2009. – 287 с.
Мур, Б.Э. Психоаналитические термины и понятия. Словарь [Текст] / Б.Э. Мур, Б.Д. Фаин. – М. : Класс, 2000. – 304 с.
Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы [Текст] / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М. : Владос-Пресс, 2004. – 208 с.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 1997. – 944 с.
Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст] / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М. : Инфра-М, 2014. – 192 с.
Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика [Текст] / В.И. Петрушин. – М. : Владос, 1999. – 176 с.
Платонова, Н.М. Инновации в социальной работе [Текст] / Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. – М. : Академия, 2012. – 256 с.
Полевая, Н.М. Профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе в вузе [Текст]: Дис. канд. пед. наук / Н.М. Полевая. – Благовещенск, 2011. – 235 с.
Прикладная социальная психология [Текст] / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М. : Наука, 1998. – 168 с.
Проценко, Е.Н. Программа курса аддиктологии (психологии зависимости) для школы добровольцев «Милосердие» [Текст] / Е.Н. Проценко. – М. : Наука, 2003. – 256 с.
Психологическая помощь и консультирование в практической психологии [Текст] / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб : Дидактика Плюс, 1999. – 345 с.
Пурнис, Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала [Текст] / Н.Е. Пурнис. – СПб : Речь, 2008. – 176 с.
Сигида, Е.А. Теория и методология практики медико-социальной работы [Текст] / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова. – М.: Инфра-М, 2013. – 240 с.
Сизикова, В.В. Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы [Текст]: Дис. д-ра пед. наук / В.В. Сизикова. – М., 2011. – 361 с.
Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Псиохотехнологии [Текст] / А.П. Ситников. – М. : Наука, 1996. – 128 с.
Собкин, В.С. Подросток: виртуальная и социальная реальность. По материалам социологического исследования [Текст] / В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева // Труды по социологии образования. – М., 2001. – Т. 6. – Вып. 1. – С. 56 – 74.
Соломзес, Дж.А. Наркотики и общество [Текст] / Дж.А. Соломес, В. Чебурсон, Г. Соколовский. – М. : Иллойн, 1998. – 218 с.
Социальная работа [Текст] / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 400 с.
Тарасова, Е.Г. Целительные силы искусства: Арт-педагогические техники и приёмы [Текст] / Е.Г. Тарасова. – Тамбов : ТОИПКРО, 2006. – 256 с.
Технология социальной работы [Текст] / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М. : Владос, 2002. – 240 с.
Тимофеева, Л.П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта [Текст]: Дис. канд. филос. наук / Л.П. Тимофеева. – Тамбов, 2004. – 186 с.
Тихомиров, О.К. Психология компьютерной игры [Текст] / О.К. Тихомиров, Е.Е. Лысенко // Новые методы и средства обучения. – М., 1988. – Вып. 1. – С. 30 – 66.
Фирсов, М.В. Теория социальной работы [Текст] / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М. : Академический Проект, 2009. – 512 с.
Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлечённостью компьютерными играми [Текст] / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1991. - №3. – С. 27 – 39.
Холостова, Е.И. Социальная работа и социальная сплочённость общества [Текст] / Е.И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2014. – 128 с.
Чанько, А.Д, Социально-психологический тренинг как метод воздействия на группу в организации [Текст]: Дис. канд. психол. наук / А.Д. Чанько. – СПб, 2004. – 267 с.
Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований [Текст] / С.А. Шапкин // Психологический журнал. – 1990. – Т. 20. - №1. – С. 86 – 102.
Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения [Текст] / Т.В. Шипунова. – М. : Академия, 2011. – 240 с.
Шогенова, Ф.З. Социальная структура общества как основа моделирования социальной работы [Текст]: Дис. канд. соц. наук / Ф.З. Шогенова. – М., 2006. – 170 с.
Янг, К.С. Диагноз: интернет-зависимость [Текст] / К.С. Янг // Мир Internet. – 2000. - №2. – С. 24 – 29.
Altman, J. The biological, social and clinical bases of drug addiction: Commentary and debate [Текст] / J. Altman, B.J. Everitt, S. Glautier, A. Markou, D. Nutt, R. Oretti, G.D. Phillips, T.W. Robbins // Psychopharmacology. – Berlin, 1996. – V. 125. – P. 285 – 345.
Griffite, M. Co-Dependency: Paradoxical Dependency [Текст] / M. Griffite // Co-Dependency: An American Issue. Pompano Beach, Fla: Health Communications. 1984. – P. 45 – 66.
Longman Active Study Dictionary [Текст]. – Person Education Limited. 2010. – 1040 p.
Marlatt, G.A. Addictive behaviors: etiology and treatment [Текст] / G.A. Marlatt, J.S. Baer, D.M. Donovan, D.R. Kivlahan // Annual Review of Psychology. – 1988. – V. 39. – P. 223 – 252.
Subby, R. Inside the Chemically Dependent Marriage: Denial & Manipulation [Текст] / R. Subby // Co-Dependency: An American Issue. Pompano Beach, Fla: Health Communications. 1984. – P. 92 – 118.
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. – М. : Астрель, 2001. – С. 415.
Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии [Текст] / В.А. Жмуров. – Элиста : Джангар, 2010. – С. 86.
Longman Active Study Dictionary [Текст]. – Person Education Limited. 2010. – 1040 p.
Даулина, С. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / С. Даулина. – М. : Класс, 2000. – С. 164.
Там же.
Там же. – С. 165.
Там же. – С. 167.
Кулаков, С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков [Текст] / С.А. Кулаков. – М. – СПб : Гардарика, 2003. – 470 с.
Бухановский, А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика [Текст] / А.О. Бухановский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 470 с.
Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарёва. – Новосибирск : НМИ, 1998. – 48 с.
Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с. – С. 27.
Marlatt, G.A. Addictive behaviors: etiology and treatment [Текст] / G.A. Marlatt, J.S. Baer, D.M. Donovan, D.R. Kivlahan // Annual Review of Psychology. – 1988. – V. 39. – P. 223 – 252.
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб : Питер, 2000. – 512 с.
Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д. Менделевич. – М. : Медпресс, 2001. – 432 с.
Там же. – С. 118.
Altman, J. The biological, social and clinical bases of drug addiction: Commentary and debate [Текст] / J. Altman, B.J. Everitt, S. Glautier, A. Markou, D. Nutt, R. Oretti, G.D. Phillips, T.W. Robbins // Psychopharmacology. – Berlin, 1996. – V. 125. – P. 285 – 345.
Личко, А.Е. Подростковая наркология [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. – Л. : Медицина, 1991. – С. 35.
Мур, Б.Э. Психоаналитические термины и понятия. Словарь [Текст] / Б.Э. Мур, Б.Д. Фаин. – М. : Класс, 2000. – С. 71.
Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д. Менделевич. – М. : Медпресс, 2001. – С. 59.
Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева. – М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – С. 31.
Кордуэлл, М. Психология. А – Я. Словарь-справочник [Текст] / М. Кордуэлл. – М. : Фаир-Пресс, 2000. – С. 116.
Змановская, Е.В. Девинатология: Психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Змановская. – М. : Академия, 2003. – С. 71.
Соломзес, Дж.А. Наркотики и общество [Текст] / Дж.А. Соломес, В. Чебурсон, Г. Соколовский. – М. : Иллойн, 1998. – 218 с.
Курек, Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте [Текст] / Н.С. Курек. – СПб : Алетейя, 2001. – С. 143.
Проценко, Е.Н. Программа курса аддиктологии (психологии зависимости) для школы добровольцев «Милосердие» [Текст] / Е.Н. Проценко. – М. : Наука, 2003. – 256 с.
Subby, R. Inside the Chemically Dependent Marriage: Denial & Manipulation [Текст] / R. Subby // Co-Dependency: An American Issue. Pompano Beach, Fla: Health Communications. 1984. – P. 92 – 118.
Griffite, M. Co-Dependency: Paradoxical Dependency [Текст] / M. Griffite // Co-Dependency: An American Issue. Pompano Beach, Fla: Health Communications. 1984. – P. 45.
Янг, К.С. Диагноз: интернет-зависимость [Текст] / К.С. Янг // Мир Internet. – 2000. - №2. – С. 24 – 29.
Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 1997. – С. 626.
Социальная работа [Текст] / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – С. 74.
Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: Теория и практика [Текст] / А.Ф. Бондаренко. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Класс, 2001. – С. 12.
Там же.
Психологическая помощь и консультирование в практической психологии [Текст] / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб : Дидактика Плюс, 1999. – 345 с.
Там же.
Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Псиохотехнологии [Текст] / А.П. Ситников. – М. : Наука, 1996. – С. 144.
Прикладная социальная психология [Текст] / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М. : Наука, 1998. – 168 с.
Вачков, И.В. Окна в мир тренинга: Методологические основы субъектного подхода к групповой работе [Текст] / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. – СПб : Речь, 2004. – 256 с.
Введение в профессию «психолог» [Текст] / Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – С. 186.
Введение в профессию «психолог» [Текст] / Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – С. 187.
Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб : Речь, 2005. – 138 с.
Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: Теория и практика [Текст] / А.Ф. Бондаренко. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Класс, 2001. – 336 с.
Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х тт. [Текст] / Ж. Годфруа. – М. : Наука, 1992. – 612 с.
Копытин, А.И. Системная арт-терапия [Текст] / А.И. Копытин. – СПб : Питер, 2001. – С. 10.
Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением [Текст] / М.Е. Бурно. – М. : Медицина, 1989. – С. 3.
Там же. – С. 286.
Копытин, А.И. Системная арт-терапия [Текст] / А.И. Копытин. – СПб : Питер, 2001. – 224 с.
Там же.
Пурнис, Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала [Текст] / Н.Е. Пурнис. – СПб : Речь, 2008. – С. 155.
Козлов, В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия [Текст] / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. – СПб : Речь, 2010. – 286 с.
Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика [Текст] / В.И. Петрушин. – М. : Владос, 1999. – 176 с.
Тарасова, Е.Г. Целительные силы искусства: Арт-педагогические техники и приёмы [Текст] / Е.Г. Тарасова. – Тамбов : ТОИПКРО, 2006. – 256 с.
5
1. Аветисова, А.А. «За» и «против» компьютерных игр / А.А. Аветисова, А.Е. Войскунский [Текст] // Игра, обучение и Интернет. – М., 2006. – С. 5 – 15.
2. Аветисова, А.А. «Опыт потока» и общение в групповых ролевых Интернет-играх [Текст] / А.А. Аветисова // Вестник Московского университат. Серия 14. Психология. – 2005 №1. – С. 68 – 69.
3. Агапов, Е.П. Методы исследования в социальной работе [Текст] / Е.П. Агапов. – М. : Дашков и К, 2013. – 224 с.
4. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: Теория и практика [Текст] / А.Ф. Бондаренко. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Класс, 2001. – 336 с.
5. Бурлаков, И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр [Текст] / И.В. Бурлаков. – М. : Класс, 2000. – 68 с.
6. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением [Текст] / М.Е. Бурно. – М. : Медицина, 1989. – 304 с.
7. Бухановский, А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика [Текст] / А.О. Бухановский. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. – 470 с.
8. Вачков, И.В. Окна в мир тренинга: Методологические основы субъектного подхода к групповой работе [Текст] / И.В. Вачков, С.Д. Дерябо. – СПб : Речь, 2004. – 256 с.
9. Введение в профессию «психолог» [Текст] / Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 128 с.
10. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета [Текст] / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. - №1. – С. 90 – 100.
11. Гарашкина, Н.В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе [Текст]: Дис. д-ра пед. наук / Н.В. Гарашкина. – Тамбов, 2004. – 418 с.
12. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст] / А.В. Гоголева. – М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2002. – 240 с.
13. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х тт. [Текст] / Ж. Годфруа. – М. : Наука, 1992. – 612 с.
14. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. – СПб : Речь, 2005. – 138 с.
15. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. – М. : Астрель, 2001. – 983 с.
16. Даулина, С. Психология и лечение зависимого поведения [Текст] / С. Даулина. – М. : Класс, 2000. – 240 с.
17. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска [Текст] / Н.Ф. Дивицына. – М. : Владос, 2008. – 352 с.
18. Долматова, Н.В. Формирование инициативно-личностной позиции специалиста по социальной работе в процессе профессиональной подготовки [Текст]: Дис. д-ра пед. наук / Н.В. Долматова. – М., 2006. – 321 с.
19. Дорофеева, Е.В. Формирование профессионального мастерства специалистов по социальной работе в гуманитарных вузах [Текст]: Дис. канд. пед. наук / Е.В. Дорофеева. – М., 2007. – 244 с.
20. Ерохин, Ю.С. Технология социальной работы: История и современность [Текст]: Дис. д-ра ист. наук / Ю.С. Ерохин. – М., 2002. – 413 с.
21. Жмуров, В.А. Большая энциклопедия по психиатрии [Текст] / В.А. Жмуров. – Элиста : Джангар, 2010. – 864 с.
22. Захарченко, Н.А. Соотношение психосоциальной и социально-психологической составляющей в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы [Текст]: Дис. канд. психол. наук / Н.А. Захарченко. – Ставрополь, 2006. – 202 с.
23. Змановская, Е.В. Девинатология: Психология отклоняющегося поведения [Текст] / Е.В. Змановская. – М. : Академия, 2003. – 288 с.
24. Зритнев, В.В. Оптимизация профессиональной деятельности специалиста по социальной работе с семьёй [Текст]: Дис. канд. психол. наук / В.В. Зритнев. – М., 2003. – 170 с.
25. Иванов, И.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера [Текст] / И.С. Иванов // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск, 2004. – С. 152 – 179.
26. Иванов, И.С. Психологические и социокультурные индикаторы игровой зависимости [Текст] / И.С. Иванов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. Т. 14. - №3. – С. 205 – 211.
27. Иванов, И.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр [Текст] / И.С. Иванов // Психология зависимости: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Минск, 2004. – С. 127 – 142.
28. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб : Питер, 2000. – 512 с.
29. Испулова, С.Н. Профессиональная подготовка студентов университета к индивидуальной социальной работе [Текст]: Дис. канд. пед. наук / С.Н. Испулова. – Магнитогорск, 2003. – 168 с.
30. Караванова, Л.Ж. Профессионально-личностное развитие специалиста по социальной работе в период вузовского обучения [Текст]: Дис. д-ра психол. наук / Л.Ж. Караванова. – М., 2012. – 410 с.
31. Коваль, С.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе его профессиональной подготовки [Текст]: Дис. канд. пед. наук / С.А. Коваль. – Красноярск, 2006. – 211 с.
32. Козлов, В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия [Текст] / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. – СПб : Речь, 2010. – 286 с.
33. Кокоренко, В.Л. Социальная работа с детьми и подростками [Текст] / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. – М. : Академия, 2011. – 256 с.
34. Кондратьева, Я.В. Организация социальной работы с молодёжью на основе комплексного подхода: На примере Санкт-Петербурга [Текст]: Дис. канд. соц. наук / Я.В. Кондратьева. – СПб, 2005. – 209 с.
35. Копытин, А.И. Системная арт-терапия [Текст] / А.И. Копытин. – СПб : Питер, 2001. – 224 с.
36. Кордуэлл, М. Психология. А – Я. Словарь-справочник [Текст] / М. Кордуэлл. – М. : Фаир-Пресс, 2000. – 448 с.
37. Кулаков, С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков [Текст] / С.А. Кулаков. – М. – СПб : Гардарика, 2003. – 470 с.
38. Курек, Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте [Текст] / Н.С. Курек. – СПб : Алетейя, 2001. – 225 с.
39. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте [Текст] / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарёва. – Новосибирск : НМИ, 1998. – 48 с.
40. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М. : Академия, 2005. – 352 с.
41. Личко, А.Е. Подростковая наркология [Текст] / А.Е. Личко, В.С. Битенский. – Л. : Медицина, 1991. – 386 с.
42. Лыгина, М.А. Философские основания теории социальной работы [Текст]: Дис. д-ра филос. наук / М.А. Лыгина. – СПб, 2011. – 352 с.
43. Мазур, Ю.О. Социально-психологиченский тренинг личностного роста как средство развития просоциального поведения [Текст]: Дис. канд. психол. наук / Ю.О. Мазур. – Ярославль, 2008. – 213 с.
44. Макалатия, А.Г. Мотивация в компьютерных играх [Текст] / А.Г. Макалатия // Третья Российская конференция по экологической психологии: Сборник тезисов. – М., 2003. – С. 358 – 361.
45. Максименко, Е.В. Формирование готовности будущих специалистов по социальной работе к инновациям в профессиональной деятельности [Текст]: Дис. канд. пед. наук / Е.В. Максименко. – Калининград, 2011. – 194 с.
46. Медведева, Г.П. Социальная работа как вид деятельности общества [Текст]: Дис. д-ра филос. наук / Г.П. Медведева. – М., 2011. – 321 с.
47. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д. Менделевич. – М. : Медпресс, 2001. – 432 с.
48. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: Прайм-Еврознак, 2006. – 672 с.
49. Минкина, О.В. Формирование социально-психологической компетентности будущих специалистов социальной работы [Текст]: Дис. канд. пед. наук / О.В. Минкина. – Ставрополь, 2005. – 195 с.
50. Мишанина, Ж.Ю. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов по социальной работе с семьёй [Текст]: Дис. канд. пед. наук / Ж.Ю. Мишанина. – Калиниград, 2010. – 259 с.
51. Муниц, Е.С. Формирование социальной компетентности специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе [Текст]: Дис. канд. пед. наук / Е.С. Муниц. – Калининград, 2009. – 287 с.
52. Мур, Б.Э. Психоаналитические термины и понятия. Словарь [Текст] / Б.Э. Мур, Б.Д. Фаин. – М. : Класс, 2000. – 304 с.
53. Никишина, В.Б. Психодиагностика в системе социальной работы [Текст] / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. – М. : Владос-Пресс, 2004. – 208 с.
54. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 1997. – 944 с.
55. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст] / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. – М. : Инфра-М, 2014. – 192 с.
56. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика [Текст] / В.И. Петрушин. – М. : Владос, 1999. – 176 с.
57. Платонова, Н.М. Инновации в социальной работе [Текст] / Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. – М. : Академия, 2012. – 256 с.
58. Полевая, Н.М. Профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе в вузе [Текст]: Дис. канд. пед. наук / Н.М. Полевая. – Благовещенск, 2011. – 235 с.
59. Прикладная социальная психология [Текст] / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М. : Наука, 1998. – 168 с.
60. Проценко, Е.Н. Программа курса аддиктологии (психологии зависимости) для школы добровольцев «Милосердие» [Текст] / Е.Н. Проценко. – М. : Наука, 2003. – 256 с.
61. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии [Текст] / Под ред. М.К. Тутушкиной. – СПб : Дидактика Плюс, 1999. – 345 с.
62. Пурнис, Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала [Текст] / Н.Е. Пурнис. – СПб : Речь, 2008. – 176 с.
63. Сигида, Е.А. Теория и методология практики медико-социальной работы [Текст] / Е.А. Сигида, И.Е. Лукьянова. – М.: Инфра-М, 2013. – 240 с.
64. Сизикова, В.В. Становление и развитие регионализации профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы [Текст]: Дис. д-ра пед. наук / В.В. Сизикова. – М., 2011. – 361 с.
65. Ситников, А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Псиохотехнологии [Текст] / А.П. Ситников. – М. : Наука, 1996. – 128 с.
66. Собкин, В.С. Подросток: виртуальная и социальная реальность. По материалам социологического исследования [Текст] / В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева // Труды по социологии образования. – М., 2001. – Т. 6. – Вып. 1. – С. 56 – 74.
67. Соломзес, Дж.А. Наркотики и общество [Текст] / Дж.А. Соломес, В. Чебурсон, Г. Соколовский. – М. : Иллойн, 1998. – 218 с.
68. Социальная работа [Текст] / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 400 с.
69. Тарасова, Е.Г. Целительные силы искусства: Арт-педагогические техники и приёмы [Текст] / Е.Г. Тарасова. – Тамбов : ТОИПКРО, 2006. – 256 с.
70. Технология социальной работы [Текст] / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М. : Владос, 2002. – 240 с.
71. Тимофеева, Л.П. Компьютерные игры как фактор приобретения символического опыта [Текст]: Дис. канд. филос. наук / Л.П. Тимофеева. – Тамбов, 2004. – 186 с.
72. Тихомиров, О.К. Психология компьютерной игры [Текст] / О.К. Тихомиров, Е.Е. Лысенко // Новые методы и средства обучения. – М., 1988. – Вып. 1. – С. 30 – 66.
73. Фирсов, М.В. Теория социальной работы [Текст] / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М. : Академический Проект, 2009. – 512 с.
74. Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлечённостью компьютерными играми [Текст] / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1991. - №3. – С. 27 – 39.
75. Холостова, Е.И. Социальная работа и социальная сплочённость общества [Текст] / Е.И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2014. – 128 с.
76. Чанько, А.Д, Социально-психологический тренинг как метод воздействия на группу в организации [Текст]: Дис. канд. психол. наук / А.Д. Чанько. – СПб, 2004. – 267 с.
77. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований [Текст] / С.А. Шапкин // Психологический журнал. – 1990. – Т. 20. - №1. – С. 86 – 102.
78. Шипунова, Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения [Текст] / Т.В. Шипунова. – М. : Академия, 2011. – 240 с.
79. Шогенова, Ф.З. Социальная структура общества как основа моделирования социальной работы [Текст]: Дис. канд. соц. наук / Ф.З. Шогенова. – М., 2006. – 170 с.
80. Янг, К.С. Диагноз: интернет-зависимость [Текст] / К.С. Янг // Мир Internet. – 2000. - №2. – С. 24 – 29.
81. Altman, J. The biological, social and clinical bases of drug addiction: Commentary and debate [Текст] / J. Altman, B.J. Everitt, S. Glautier, A. Markou, D. Nutt, R. Oretti, G.D. Phillips, T.W. Robbins // Psychopharmacology. – Berlin, 1996. – V. 125. – P. 285 – 345.
82. Griffite, M. Co-Dependency: Paradoxical Dependency [Текст] / M. Griffite // Co-Dependency: An American Issue. Pompano Beach, Fla: Health Communications. 1984. – P. 45 – 66.
83. Longman Active Study Dictionary [Текст]. – Person Education Limited. 2010. – 1040 p.
84. Marlatt, G.A. Addictive behaviors: etiology and treatment [Текст] / G.A. Marlatt, J.S. Baer, D.M. Donovan, D.R. Kivlahan // Annual Review of Psychology. – 1988. – V. 39. – P. 223 – 252.
85. Subby, R. Inside the Chemically Dependent Marriage: Denial & Manipulation [Текст] / R. Subby // Co-Dependency: An American Issue. Pompano Beach, Fla: Health Communications. 1984. – P. 92 – 118.
Вопрос-ответ:
Какие методы использует социальная работа для профилактики компьютерной зависимости у подростков?
Социальная работа использует различные методики и подходы, такие как психологическое консультирование, тренинги, групповые занятия, разработка индивидуальных программ для каждого подростка, информационные кампании и предоставление доступа к специальным ресурсам.
Что такое компьютерная зависимость?
Компьютерная зависимость - это психологическое и/или физическое состояние, при котором человек испытывает непреодолимую потребность в постоянном использовании компьютера и интернета. Это может привести к отрыву от реальной жизни, ухудшению физического и психического здоровья, а также социальной изоляции.
Какие особенности социальной работы по профилактике компьютерной зависимости у подростков?
Социальная работа по профилактике компьютерной зависимости у подростков имеет свои особенности, такие как учет возрастных и психологических особенностей подростков, использование интерактивных и привлекательных форм работы, сотрудничество с родителями и школами, и применение индивидуального подхода к каждому подростку.
Какие принципы лежат в основе профилактики компьютерной зависимости в социальной работе?
Основными принципами профилактики компьютерной зависимости в социальной работе являются раннее выявление проблемы, индивидуальный подход к каждому подростку, комплексный подход, включающий работу с подростком, его семьей и образовательными учреждениями, и активное взаимодействие социальных работников с другими специалистами.
Что понимается под понятием "социальная работа по профилактике компьютерной зависимости"?
Социальная работа по профилактике компьютерной зависимости - это сфера профессиональной деятельности, которая направлена на предупреждение и устранение проблемы компьютерной зависимости у подростков. Она включает в себя различные мероприятия, методики и программы, которые способствуют информированию, консультированию и поддержке подростков и их семей в борьбе с компьютерной зависимостью.
Каковы основные принципы профилактики компьютерной зависимости в социальной работе?
Основными принципами профилактики компьютерной зависимости в социальной работе являются: предупреждение, раннее выявление и интервенция, индивидуальный подход к каждому подростку, сотрудничество с родителями и другими специалистами, обучение навыкам противостояния компьютерной зависимости, создание поддерживающей среды.
Какие особенности имеет социальная работа по профилактике компьютерной зависимости у подростков?
Социальная работа по профилактике компьютерной зависимости у подростков имеет следующие особенности: акцент на предупреждение и раннее выявление проблемы, работа с родителями и другими важными взрослыми, индивидуальный подход к каждому подростку, обучение навыкам противостояния компьютерной зависимости, создание поддерживающей среды, сотрудничество с другими специалистами и образовательными учреждениями.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: компьютерная зависимость - это серьезная проблема в современном обществе; социальная работа играет важную роль в профилактике компьютерной зависимости у подростков; основными принципами профилактики являются предупреждение, раннее выявление, индивидуальный подход и сотрудничество с другими специалистами; социальная работа должна обучать подростков навыкам противостояния компьютерной зависимости и создавать поддерживающую среду.
Что такое компьютерная зависимость и с какой целью ее изучают в социальной работе?
Компьютерная зависимость - это патологическое состояние, при котором человек становится зависимым от компьютерных игр, социальных сетей и других виртуальных миров. Ее изучают в социальной работе с целью предупреждения и профилактики данной проблемы у подростков, поскольку она может негативно сказываться на их физическом и психическом здоровье, образовании, социальной адаптации и общении.