Взгляды К. Маркса и П. Бурдье на природу классового конфликта.
Заказать уникальное эссе- 9 9 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 11.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Это субъективистский взгляд, однако, он не сводит природу классового конфликта только к экономическому полю и экономическим отношениям производства, а рассматривает во всем многообразии и противоречии многомерного социального пространства.
Говоря о классовом конфликте, П. Бурдье акцентирует внимание на объективном пространстве, «детерминирующим соответствия и несоответствия». Таким образом, в основе классового конфликта, по мнению Бурдье, лежит символическая власть, т.е. власть, конструирующая мир. Однако в целом данная концепция может рассматриваться как пополнение теоретических воззрений Маркса, попытки показать, что не только материальные факторы влияют на нематериальные, но существует и обратный процесс.
Классовая борьба у Маркса, связана больше с экономикой, чем с политикой, однако он связывал с ней и государственный контроль над экономикой, который становится все более актуальным и сегодня. Однако при этом нельзя забывать, что Маркс понимал государство как орган, подчиняющийся обществу, а не стоящий над ним. В этом он и видел главную сущность свободы.
Пытаясь решить эту проблему, и понять природу социального, Маркс исходил из признания труда как специфически человеческой деятельности. Именно производственные отношения являются первичными, определяющими. Они складываются независимо от воли и желания людей, являются объективными. Их совокупность представляет собой базис, исходя из которого, формируются классовая, политическая и духовная структуры общества. Общественное бытие в конечном счете определяет общественное сознание, т.е. экономической (классовое) первично, а субъективное (нематериальное) - вторично. Необходимо обратить внимание на это «в конечном счете», т.к. материальный базис не напрямую определяет духовную сторону нашей жизни, а через сложную систему опосредований, а, кроме того, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и, в свою очередь, может влиять на базис. Это и предопределяет классовые конфликты по Марксу.
Итак, изменившиеся реалии начала ХХ в. сформировали потребность в осмыслении новых аспектов классового конфликта, дополнить марксистскую теорию новыми положениями. П. Бурдье в своих работах, посвященных социологии политики, «символическим капиталам» различных классов стремился показать, что в социальном мире, а не только в символике, языке, мифах и т.п., существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, способные направлять или подавлять их практики или представления: «С помощью конструктивизма я хочу показать, что существует социальный генезис, с одной стороны, схем восприятия, мышления и действия, которые являются составными частями того, что я называю габитусом, а с другой стороны - социальных структур и, в частности, того, что я называю полями или группами”. У П. Бурдье уже СМИ становятся решающей силой в символической борьбе классов за право формировать и утверждать определенную (заданную) систему представлений о легитимном порядке.
Таким образом, взгляды К. Маркса и П. Бурдье исходят из признания классовой структуры общества, однако разница в понимании природы классового конфликта заключается в оценке сущности класса: у Маркса он имеет экономическую природу, а у Бурдье класс – это многофакторный феномен.
Литература
Белл Д. Алексис Токвиль на перекрестках истории// Свободная мысль. - 2005.- № 12. - С.102-112.
Бурдье П. Рынок символической продукции // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. - М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. – С.213 -221.
Бурдье. Социальное пространство и генезис «классов» // Бурдье П. Социология политики. пер. с фр. М., 1993. - 336 с.
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Начала. Choses dites. - M. 1994. – С.123-135.
Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. - М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. – 356 с.
Маркс К. и Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч., т. 4, стр. 424 - 430.
Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Собр соч. Т.20. - С.291 – 292.
Маркс К. Избранное // Антология мировой политической мысли: В 5 т. - М., 1997 . - Т.1. - С.763 -816.
Маркс К. Письмо к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. // Собр. соч. Т.28. – С.422-427.
Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. ПСС. - Т.33. - С. 96.
Ойзерман Т. Марксизм как идеология // Свободная мысль. – 1999. - № 3, 5.
Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002. – 783 с.
Самарская Е.А. Маркс, Гегель и коммунизм // Вопросы философии. 2004. № 8. - С.70-81.
Сорель Ж. Социализм и насилие // http://www.syndikalist.narod.ru/sorel/sorel1.htm.
Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Собр соч. Т.20. - С.291 – 292.
Ленин В.И. ПСС. - Т.33. - С.96.
Маркс К. Письмо к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. // Собр. соч. Т.28. – С.422-427.
Белл Д. Алексис Токвиль на перекрестках истории// Свободная мысль. - 2005.- № 12. - С.102.
Маркс К., Энегльс Ф. Манифест Коммунистической партии. – Собр.соч. Т.4. – С.426 -430.
Сорель Ж. Социализм и насилие // http://www.syndikalist.narod.ru/sorel/sorel1.htm
См.: Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002. - С.171.
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Начала. Choses dites. - M. 1994. – С.123.
См.: Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. - М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. – С.25-34.
Бурдье П. Рынок символической продукции // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. - М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. – С.213.
Бурдье. Социальное пространство и генезис «классов» // Бурдье П. Социология политики. пер. с фр. М., 1993. - 336 с.
Там же.
Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. – С.56.
1
1. Белл Д. Алексис Токвиль на перекрестках истории// Свободная мысль. - 2005.- № 12. - С.102-112.
2. Бурдье П. Рынок символической продукции // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. - М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. – С.213 -221.
3. Бурдье. Социальное пространство и генезис «классов» // Бурдье П. Социология политики. пер. с фр. М., 1993. - 336 с.
4. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // Бурдье П. Начала. Choses dites. - M. 1994. – С.123-135.
5. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. - М.: Институт экспериментальной социологии, 2005. – 356 с.
6. Маркс К. и Энгельс, Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч., т. 4, стр. 424 - 430.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Собр соч. Т.20. - С.291 – 292.
8. Маркс К. Избранное // Антология мировой политической мысли: В 5 т. - М., 1997 . - Т.1. - С.763 -816.
9. Маркс К. Письмо к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 г. // Собр. соч. Т.28. – С.422-427.
10. Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. ПСС. - Т.33. - С. 96.
11. Ойзерман Т. Марксизм как идеология // Свободная мысль. – 1999. - № 3, 5.
12. Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб., 2002. – 783 с.
13. Самарская Е.А. Маркс, Гегель и коммунизм // Вопросы философии. 2004. № 8. - С.70-81.
14. Сорель Ж. Социализм и насилие // http://www.syndikalist.narod.ru/sorel/sorel1.htm.
Вопрос-ответ:
Какие взгляды на природу классового конфликта высказывают Карл Маркс и Пьер Бурдье?
Карл Маркс рассматривает классовый конфликт в экономическом поле и экономических отношениях производства, в то время как Пьер Бурдье уделяет внимание объективному пространству и соответствиям в нем.
В чем отличие между подходом Карла Маркса и Пьера Бурдье к пониманию классового конфликта?
Карл Маркс считает, что классовый конфликт обусловлен экономическими отношениями производства, в то время как Пьер Бурдье акцентирует внимание на объективном пространстве и соответствиях в нем.
Что акцентирует внимание Карл Маркс в своем подходе к пониманию классового конфликта?
Карл Маркс уделяет основное внимание экономическому полю и экономическим отношениям производства при анализе классового конфликта.
Какие аспекты классового конфликта рассматривает Пьер Бурдье в своей теории?
Пьер Бурдье акцентирует внимание на объективном пространстве и соответствиях между различными социальными субъектами, которые детерминируют классовый конфликт.
В чем основная разница между подходами Карла Маркса и Пьера Бурдье к классовому конфликту?
Карл Маркс считает, что классовый конфликт обусловлен экономическими отношениями производства, в то время как Пьер Бурдье акцентирует внимание на объективном пространстве и соответствиях между различными социальными субъектами.
В чем заключается субъективистский взгляд К. Маркса на природу классового конфликта?
Согласно взглядам Маркса, классовой конфликт обусловлен противоречиями в экономической сфере и отношениях производства. Он видит классовый конфликт как результат борьбы между пролетариатом и буржуазией за контроль над средствами производства.
Каким образом Маркс рассматривает классовый конфликт?
Маркс рассматривает классовый конфликт во всем его многообразии и противоречии, не сводя его только к экономическим отношениям производства. Он утверждает, что классовая борьба проникает во все сферы общественной жизни и является движущей силой исторического развития.
В чем основная идея П. Бурдье о классовом конфликте?
По мнению Бурдье, классовый конфликт имеет объективную природу и определяется соответствием и несоответствием в социальном пространстве. Он подчеркивает роль структурных факторов, таких как образование, профессия, богатство и другие, в формировании классовых противоречий.
Какую роль играет объективное пространство в теории классового конфликта П. Бурдье?
Объективное пространство, согласно Бурдье, определяет классовые противоречия и структурирует социальные отношения. Он считает, что конфликт между классами возникает из-за различий в распределении власти, капитала и других ресурсов в обществе.
В чем отличие взглядов К. Маркса и П. Бурдье на природу классового конфликта?
Отличие заключается в том, что Маркс склонен видеть классовый конфликт прежде всего как экономическую борьбу между пролетариатом и буржуазией, в то время как Бурдье подчеркивает роль объективных факторов в формировании классовых противоречий в социальном пространстве.