Формирование познавательной деятельности у детей на уроках адаптивной физической культуры с сенсорными нарушениями.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 29 29 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 14.12.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 6
1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 15
2.1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ НА УРОКАХ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 15
2.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

Роль показа – метод наглядного обучения, т.е. последовательность, расчлененный показ движений в различном темпе. Пример: ряд упражнений (прыжки, равновесие) лучше показать в боковой проекции, метания – в двух положениях, сбоку и прямо [4, с. 152].
На занятиях по физкультуре важно обогащать внимание детей специальными знаниями по технике и способах выполнения действий: знать специальную терминологию, название частей тела, иметь представление о применении различных движений в жизни; знать название и назначение физкультурного инвентаря, правила ухода за ним, иметь знания о личной гигиене – эти знания позволяют детям более осознанно и самостоятельно заниматься физкультурой. Но эти знания у меня осуществляются на уроках от простых к более сложным, с учетом возрастных особенностей учащихся. Для закрепления этих знаний я провожу тестирования.
На физкультурных занятиях следует создавать условия, при которых дети могут мышечно ощутить движения. Для осознания мышечных ощущений прибегаю к образному объяснению: «носки ног оттяните, сделайте их острыми, как иголочки». Можно использовать прием практической помощи детям. Пример: легкое поглаживание по спине помогает ребенку принять правильное положение тела при подлезании (прогнуть спину). Использую методы, позволяющие ощутить правильное положение тела: удержание мешочка с песком на голове; упражнения у вертикальной стены. «Прочувствовать» движения можно путем повторения двигательных актов, точно соблюдая направление, быстроту, размах движения. Такие приемы способствуют развитию двигательных ощущений, помогают усвоить различия быстроты, направления, силы и амплитуды движения.
2.2. Методические рекомендации к проведению занятий
Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, надо отметить, что специфической направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания.
Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни.
Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых.
Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий, направленных на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации и поэтому между понятиями физической и социальной реабилитации существует диалектическая взаимосвязь. Здесь опорными становятся принципы, разработанные Л.С.Выгодским (опора на сохраненные возможности, зоны ближайшего развития), а также методы деятельностного подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических единиц, одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.
Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-методические основы обучения физической культуре и спорту, физического воспитания, коррекционной педагогики. Актуальность этого положения обусловлена важной ролью двигательного анализатора в развитии высшей нервной деятельности и психических функций человека. Так, известно, что нарушения в тонкой моторике (дифференцированном движении пальцев рук, координации движений рук и ног при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми же механизмами, что и интеллектуальный дефект - нарушением аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в основе которого лежит органическая патология корковых зон двигательно-кинестетического анализатора. Этим обусловлена первичность двигательных нарушений в структуре заторможенного умственного развития человека. Устранение двигательных нарушений или их совершенствование способствует развитию аналитико-синтетической функции коры головного мозга, интеллекта человека.
Благодаря проприоцепции моторика влияет как на развитие психики, так и на состояние вегетативных функций. Учитывая эту закономерность с помощью изменения физического состояния моторного анализатора и его локомоторного аппарата, можно направленно влиять на деятельность различных систем организма, высшие психические функции, на функции анализаторов. В свою очередь процесс физического воспитания и обучения следует строить так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать, проанализировать, осуществлять регуляцию темпа, ритма, координации движений и других характеристик. Необходимо формировать у них способы контроля и самоконтроля за движениями, использовать мотивационные факторы в достижении цели и задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать сущность и необходимость занятий физической культурой, формировать положительное отношение к ним.
Из сказанного становится очевидным, что методы и технологии физического воспитания должны быть направлены, прежде всего на развитие и активизацию познавательной здоровьесберегающей деятельности учащихся, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.
Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития, профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим и психическим возможностям и участие в специальных соревнованиях и Параолимпийском движении.
Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно важное значение.
На сегодняшний день все существующие формы физического воспитания, предназначенные для лиц с ограниченными возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и нозологических групп, а именно - занятия по физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре и другое - сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и называть занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по адаптивной физической культуре.
Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение следует подчеркнуть, что для активизации умственной деятельности на занятиях по физкультуре особо важно создание ярких и точных представлений о движении. При этом важную роль играет опора на наглядность. Двигательные представления формируются через показ движения и объяснение, через оценку и самостоятельное воспроизведение движений. Также на занятиях важно, чтобы ребенок не просто копировал образец учителя, а выполнял движение сознательно, видел новые приемы, способ действия, стремился овладеть ими. Важнейшим средством реализации этого положения является слово. Слово учителя помогает в формировании представлений о движении, создании мыслительного образа. Слово всегда поддерживалось мимикой и жестикуляцией, без этого невозможно достичь внимания детей в полном объеме.
Большее развивающие значение имеет анализ и оценка детьми движений товарищей и самооценка. Оценка должна быть направлена на отдельное, определенное количество движений и иметь различные формы: сравнение движений двух детей (уметь найти общее и различие), определить лучшего в классе, найти, что было нового и красивого в движении. Необходимо направлять внимание детей на качество выполняемого действия, а не просто на процесс выполнения. Предлагаю детям вопросы, заставляющие их мыслить: «Как ты сумел правильно выполнить движение?», «Почему упал?». Предлагаю задания типа: «В какой команде большинство детей правильно выполнили движение?». В начале ребенок овладевает умениями оценивать движения других детей, а затем появляется умение оценивать и свои собственные движения, находить и исправлять ошибки. Для формирования у школьников потребности в совершенствовании своего физического здоровья, повышения интереса к урокам я провожу диагностику, отслеживая ее в дневниках. Диагностика физической подготовленности проводится два раза в учебном году, что позволяет отслеживать состояние физического здоровья школьников, намечать программу его совершенствования. Результативность проявляется в повышении уровня физического здоровья во всех классах, а также появляется у детей целеустремленность, оптимизм, уверенность.
Выводы:
1) Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление, развитие познавательных способностей и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений.
2) Согласно мнению Шапковой Л.В. нарушения двигательной сферы у детей проявляются: а) в снижении уровня развития основных физических качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и рук, скоростно-силовых качеств, скоростных качеств – от 12 до 30%; б) в трудности сохранения статического и динамического равновесия: отставание от нормы в статическом равновесии до 30%, динамическом – до 21%; в) в недостаточно точной координации и неуверенности движений, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы; г) в относительно низком уровне ориентировки в пространстве; д) в замедленной скорости выполнения отдельных движений, темпа двигательной деятельности в целом по сравнению со слышащими детьми.
3) В процессе физических занятий активно развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Создание на уроках проблемной (поисковой) ситуации, развитие у учащихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности.
4) посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенов Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика. Под редакцией Назаровой Н.М. М.: Академия, 2008. – 400 с.
Андреева Л.В. Сурдопедагогика. Под редакцией Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. М.: Академия, 2005. – 576 с.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Педагогика, 1963.
Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. М.: Высшая школа, 2000. – 255 с.
Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. Мн.: Асар, 2007. – 320 с.
Выготский Л.С. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983.
Колесникова Г.И., Кабарухина И.А. Специальная психология и педагогика. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 218 с.
Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 381 с.
Основы специальной коррекционной психологии. Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. – 480 с.
Саенко Ю.В. Специальная психология. М.: Академический проект, 2006. – 192 с.
Специальная психология. Под редакцией Лубовского В.И. М.: Академия, 2009. – 560 с.
Сурдопедагогика. Под редакцией Е.Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
Частные методики адаптивной физической физкультуры. Под редакцией Шапковой Л.В. М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.











2

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенов Л.И., Архипова Б.А. и др. Специальная педагогика. Под редакцией Назаровой Н.М. М.: Академия, 2008. – 400 с.
2. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. Под редакцией Н.М. Назаровой, Т.Г. Богдановой. М.: Академия, 2005. – 576 с.
3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Педагогика, 1963.
4. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. М.: Высшая школа, 2000. – 255 с.
5. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. Мн.: Асар, 2007. – 320 с.
6. Выготский Л.С. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983.
7. Колесникова Г.И., Кабарухина И.А. Специальная психология и педагогика. Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 218 с.
8. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. Ростов на Дону: Феникс, 2006. – 381 с.
9. Основы специальной коррекционной психологии. Под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. – 480 с.
10. Саенко Ю.В. Специальная психология. М.: Академический проект, 2006. – 192 с.
11. Специальная психология. Под редакцией Лубовского В.И. М.: Академия, 2009. – 560 с.
12. Сурдопедагогика. Под редакцией Е.Г. Речицкой. М.: ВЛАДОС, 2004. – 655 с.
13. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
14. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
15. Частные методики адаптивной физической физкультуры. Под редакцией Шапковой Л.В. М.: Советский спорт, 2007. – 608 с.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы изучения проблемы формирования познавательной деятельности у детей с сенсорными нарушениями рассматриваются в данной главе?

В данной главе рассматриваются теоретические основы изучения проблемы формирования познавательной деятельности у детей на уроках адаптивной физической культуры с сенсорными нарушениями. Подробно анализируются особенности детей с нарушением зрения и характеристика детей с нарушением слуха.

Какие особенности имеют дети с нарушением зрения?

Дети с нарушением зрения имеют определенные особенности, которые важно учитывать при формировании их познавательной деятельности на уроках адаптивной физической культуры. Эти особенности могут быть связаны, например, с ограниченностью или полным отсутствием зрительной информации, а также с необходимостью использования альтернативных способов восприятия окружающего мира.

Какова характеристика детей с нарушением слуха?

Дети с нарушением слуха также имеют свои характеристики, которые важно учитывать при формировании их познавательной деятельности на уроках адаптивной физической культуры. Они могут иметь проблемы с восприятием и пониманием звуковой информации, а также с коммуникацией и социализацией. Для таких детей необходимо разработать специальные подходы и методы обучения.

Какие практические аспекты формирования познавательной деятельности у детей с сенсорными нарушениями рассматриваются в данной главе?

В данной главе рассматриваются практические аспекты формирования познавательной деятельности у детей на уроках адаптивной физической культуры с сенсорными нарушениями. Эти аспекты включают в себя разработку и применение специальных учебно-методических материалов и программ, а также использование различных приемов и методов работы с такими детьми.

Какие основные теоретические аспекты изучаются в первой главе статьи?

В первой главе статьи описываются теоретические основы изучения проблемы формирования познавательной деятельности у детей с сенсорными нарушениями на уроках адаптивной физической культуры. Рассматриваются особенности детей с нарушением зрения и характеристика детей с нарушением слуха.

Какие особенности наблюдаются у детей с нарушением зрения?

Дети с нарушением зрения имеют свои особенности, которые описываются в первой главе статьи. Это, например, недостаток информации о внешнем мире, ориентационные проблемы, затруднения в пространственных представлениях и восприятии движения, а также нарушение моторики.

Какие характеристики имеют дети с нарушением слуха?

Дети с нарушением слуха также имеют свои характеристики, которые рассматриваются в первой главе статьи. Они могут испытывать затруднения в коммуникации, восприятии речи и звуков, а также иметь слабое развитие зрительного восприятия и моторики.

Какие практические аспекты формирования познавательной деятельности детей рассматриваются во второй главе статьи?

Во второй главе статьи рассматриваются практические аспекты формирования познавательной деятельности у детей на уроках адаптивной физической культуры. В данной главе разрабатываются методики и подходы, помогающие справиться с особенностями детей с сенсорными нарушениями.

Какие основные проблемы решаются на уроках адаптивной физической культуры для детей с сенсорными нарушениями?

На уроках адаптивной физической культуры для детей с сенсорными нарушениями решаются такие проблемы, как развитие двигательных навыков, сенсорной интеграции, ориентации в пространстве, улучшение коммуникативных навыков и развитие когнитивных способностей.

Какие особенности есть у детей с нарушением зрения?

Дети с нарушением зрения имеют свои особенности в познавательной деятельности. Они могут испытывать трудности в восприятии и анализе информации, зависящей от зрительного восприятия. Также, они могут испытывать проблемы с двигательными навыками, координацией движений и пространственной ориентацией.

Какие характеристики есть у детей с нарушением слуха?

У детей с нарушением слуха есть свои характеристики, которые влияют на их познавательную деятельность. Они могут иметь проблемы с коммуникацией и языком, что затрудняет их способность воспринимать и понимать информацию. Также, они могут испытывать трудности в социальном взаимодействии и адаптации в обществе.

Какие проблемы могут возникать при формировании познавательной деятельности у детей с сенсорными нарушениями на уроках адаптивной физической культуры?

При формировании познавательной деятельности у детей с сенсорными нарушениями на уроках адаптивной физической культуры могут возникать различные проблемы. Например, дети с нарушением зрения могут испытывать трудности в оценке расстояний и ориентации в пространстве. Дети с нарушением слуха могут иметь проблемы с коммуникацией и пониманием инструкций.