Тема №6 "Учебные заведения Царского Села"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 30 30 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 01.10.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
История учебных заведений Царского Села 4
Первое учебное заведение Царского Села –
Городское Мужское Четырехклассное Училище 6
Императорский Царскосельский Лицей 8
Царскосельское Женское Училище Духовного Ведомства 12
Царскосельская Мариинская Женская Гимназия 15
Царскосельская Императорская Николаевская Гимназия 17
Краткая характеристика Женского Приходского Училища 21
Частная Школа совместного обучения Е.С. Левицкой 22
Царскосельское Реальное Училище императора Николая II 26
Царскосельская Женская Гимназия Министерства Народного Просвещения 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Надо сказать, что, пройдя через немалые трудности, ей удалось в сентябре этого же года (1900) открыть подготовительный и первый классы совместного обучения, куда поступили 3 мальчика и 7 девочек.
Единомышленником и сторонником идей Левицкой был знаменитый поэт, филолог, директор Николаевской мужской гимназии И.Ф. Анненский, которой оказывал всяческую поддержку и принял большое участие в становлении и развитии школы.
Положение вещей изменилось, в основном, благодаря посещению школы императрицы Александры Федоровны в 1905 году. Она тщательно осмотрела школу, присутствовала на занятиях и внеклассных мероприятиях и одобрила идею совместного обучения и мальчиков, и девочек. После этого, в школе открылись V, VI и VII классы, была разработана окончательная программа обучения, которое составляло в общей сложности 7,5 лет – 7 на непосредственное обучение и полгода на повторение. Частная школа совместного обучения Е.С. Левицкой по своему статусу ничуть не уступала классическим гимназиям. После окончания данного учебного заведения молодые люди и девушки на равных правах могли поступать в университет, а молодые люди еще и получали льготы по воинской повинности.
Школа являлась полным пансионатом, однако были здесь и приходящие мальчики и девочки. В школу, по большей части, принимали детей состоятельных родителей, поскольку плата за обучение была довольно высокой.
Жилые и учебные здания, а также территория школы находились за городом и располагали спортивными площадками и огромным полем, где дети могли проводить время на свежем воздухе, заниматься, играть и резвиться. В главном здании находились классы, физический и научный кабинеты, библиотека, актовый и музыкальный залы, химическая лаборатория, гимнастический зал, а также приемная. В жилых домах располагались комнаты для мальчиков и девочек, разделенные на две половины с наличием воспитателей, в одном здании для младших классов, в другом здании – для старших. А также имелись кухня, баня, лазарет для больных детей, свои собственные конюшни и коровник, и огромный каток.
Здания школы располагались за городом не случайно, считалось, что только вдали от городского шума, среди просторов и красоты природы можно было воспитать гармонично развивающуюся личность ребенка, соседство с природой, занятия и прогулки на свежем воздухе способствовали также укреплению физического и психического здоровья. Далее перейдем к рассмотрению триады нравственного, физического и умственного развития, что являлось основными постулатами, которым подчинялся весь процесс обучения и распорядок дня.
Следует отметить также, что в школе работал сильный педагогический коллектив, талантливые преподаватели и педагоги. Среди них были крупный советский литературовед В.Е. Евгеньев-Максимов, известный археолог Р.Х. Лапер, ученый Н.С. Холин, известная советская писательница О.Д Форш, деятель славянского «сокольского» движения Р.И. Тодт. Во многом благодаря этим людям осуществлялось достижение высоких идеалов частной школы Е.С. Левицкой.
Итак, основными принципами нравственного воспитания в школе считались воспитание воли ребенка и управление своими желаниями, уважение к себе и окружающим, самостоятельность, честность и открытость, смелость и мужество, любовь к труду и дисциплине, порядочность. К каждому ребенку требовался свой индивидуальный подход, способствующий не формированию или переделыванию ребенка, а работе над ним, развитию его сильных сторон, неразвившихся творческих способностей и талантов, осторожное и полное такта объяснение ему своих проступков или недостатков. Грубость, принижение, забитость, страх, лицемерие, ничего этого не было в школе, как не было и оценок, наблюдалась лишь искренняя похвала и тактично сделанные детям замечания. Так, например, старшим никогда не делали замечаний в присутствии младших. Уважение и самоуважение – вот, что было главным.
В школе царило самоуправление, создавались детские клубы, и даже действовал товарищеский суд. Если, например, ученик считал, что ему несправедливо было сделано замечание, он мог высказать свое мнение по этому поводу в присутствии воспитателей и заведующей, но не в качестве жалобы или обиды, а в качестве разъяснения данного вопроса и высказывании своей точки зрения.
Клубы действовали как для младших, так и для средних и старших школьников, являясь закрытыми по возрастной категории, но не для воспитателей. Они совместные для мальчиков, и девочек, и, как правило, воспитатели не присутствуют на собраниях или мероприятиях в клубах, а лишь изредка заходят, чтобы посмотреть, какая атмосфера царит в клубе, соблюдается ли общий порядок, нередко ученики сами приглашают воспитателей для каких-нибудь интересных умственных занятий и игр.
Школьная жизнь была отчасти строгая и могла казаться трудной, но ни в коем случае она не было скучной, серой и удручающей. Все было направлено на создание некоторой непринужденности, легкости общения и веселости. Наряду со строгим режимом и обязательными занятиями, часто устраивали вечеринки, где дети могли играть, читать друг другу вслух, декламировать стихотворения, петь, танцевать и веселиться. Это были скорее вечеринки домашнего характера. Но иногда организовывали и более сложные вечеринки, и праздники, в частности, гимнастические праздники на свежем воздухе, к которым необходимо было готовиться заранее.
Каждому ученику, даже самым маленьким, родители всегда выделяли небольшую сумму денег – карманные деньги, на поездки, на почту и различные мелкие расходы, которыми каждый распоряжался сам на свое личное усмотрение в течение определенного периода времени. Это приучало детей к бережливости, расчету и предусмотрительности, поскольку каждый ребенок следил сам за своими классными и личными вещами, одеждой, обувью, предметами в комнате и содержал их в полном порядке. В обучение руководствуются, как уже было замечено, индивидуальным подходом, а также используют методы и методики, учитывая возрастные и умственные способности каждого ученика.
Занятия в школе обычно начинались в 8 утра и продолжались до 1 часа дня, а послеобеденное время было посвящено внеклассным занятиям и мероприятиям, таким как занятия искусствами (рисование, лепка, пение, музыка, танцы), чтение литературных произведений, практика иностранных языков (немецкий, французский и английский), занятия ручным трудом и экскурсии. Большое место в обучении занимали занятия физическими упражнениями – утренняя гимнастика, утренний пробег или прогулки на свежем воздухе, вечерние занятия спортом для старшеклассников, все это должно было способствовать укреплению и развитию физического здоровья учеников.
Царскосельское Реальное Училище императора Николая II
Реальное Училище было вторым средним учебным заведением для мальчиков к началу XX века в Царском селе. Оно, в отличие от классического образования, предоставляло реальное образование и давало практические знания. Иными словами, оно имело склонность и направленность к изучению точных наук, в особенности физики и химии.
Необходимость создания училища возникла по причине того, что к концу XIX века в Царском Селе существовало только одно среднее учебное заведение для мальчиков – Императорская Николаевская Гимназия, где было ограничено количество учебных мест. Многим Царскосельским жителям приходилось отдавать своих детей в Петербургские средние учебные заведения, что было далеко и дорого. Поэтому, в 1902 году было принято решение открыть в Царском Селе реальное училище, покровителем которого стал император Николай II, в честь которого и было названо данное учебное заведение. В училище на тот момент существовали основные отделения в V и VI классах, дополнительный VII класс и пансионат.
Училище находилось в 4-х этажном здании (3 основных и 1 подвальный), где размещаются классные комнаты, кабинет директора, библиотека, актовый и гимнастический залы, физическая и химическая лаборатория, физический кабинет и класс, естественно-научный и исторический кабинеты, чертежный, рисовальный и оркестровые классы, буфет, столовая, а также церковь и огромный сад.
Однако полностью сформировалось Реальное Училище только к 1908 году, с этого времени в нем существует подготовительный, 6 основных и дополнительный классы, по окончанию которого молодые люди имеют право поступать в университет. Программа обучения Училища охватывает такие предметы, как закон Божий, русский язык, математика, физика, география, естествознание, история, чистописание, рисование, черчение, пение, иностранные языки – немецкий, французский, музыка и танцы. Занятия по точным наукам проходили в отдельных, специально оборудованных кабинетах со всем необходимым количеством приборов, инструментов, образцов и экспонатов. Удивительно, что занятия по точным наукам, особенно по физике и химии регулярно посещали дети императорской семьи и высокопоставленных лиц Российской империи. Наряду с занятиями по обязательным предметам в училище проходили разного рода внеклассные мероприятия, способствующие эстетическому развитию учащихся – музыкально-поэтические вечера, лекции, гимнастические праздники, совершали экскурсии, устраивали выставки и посещали музеи. Для преподавания искусств имелись также свои специальные классы и кабинеты, например, рисовальный и оркестровый, устраиваются выставки ученических работ, в училище действует хор, состоящий из 30 человек, занятия музыкой, в основном, происходят на духовых и великорусских инструментах. Со своими музыкальными программами ученики обычно выступали на всех музыкальных вечерах и праздниках.
Происходившие в истории последующие события – первая мировая война, революция, гражданская война, голод и разруха не могли не отразиться на деятельности Реального Училища. Во время первой мировой войны здесь располагался лазарет, а после революции училище продолжало существовать в виде других учебных заведений. Сначала оно получило название школы имени Пушкина, затем детскосельской школой, школой-интернатом, школой с углубленным изучением эстетических предметов. Таким образом, Реальное Училище не потеряло историю своего существования, оно лишь приобрело новые названия и новые назначения.
В заключение рассказа хотелось бы назвать тех, кто вышел из стен Реального Училища императора Николая II. Среди учеников училища были в основном дети дворян и представителей высших сословий, меньшую часть занимали дети мещан и сельского сословия, а также были дети иностранных подданных. Яркими и талантливыми выпускниками были писатель, искусствовед Э.Ф. Голлербах, композитор В.М. Дешевов, художники О.Ю. Клевер, Л.А. Шульц, экономист С.Ф. Глазунов.

Царскосельская Женская Гимназия Министерства Народного Просвещения
Последним в хронологической истории учебным заведением Царского Села, о котором я хотела бы упомянуть, является Женская гимназия Министерства Народного Просвещения.
«Зародышем» данного учебного заведения явилось частное училище, основанное в 1897 году. Идея основания училища принадлежала одной из замечательных талантливых преподавательниц Царскосельской Женской Мариинской Гимназии – М.А. Никитиной.
В 1904 году училище выросло в гимназию, в которой было 8 основных и один подготовительный класс. Женская гимназия являлась средним учебным заведением классического типа для обучения и воспитания девиц, по окончанию которого они имели право поступать в университет.
Гимназия считалась казенным учебным заведением и существовала на средства Министерства Народного Просвещения. Так как плата за обучение была сравнительно высокой – 100 рублей в год, основная масса поступивших учениц была дворянского происхождения, остальные были дети мещан, крестьянского сословия и совсем незначительная часть духовного звания.
Процесс обучения строился и протекал по тем же основным принципам, что и в других средних учебных заведениях Царского Села.
Изучаемыми предметами были православное, лютеранское и римско-католическое законоучение (закон Божий), иностранные языки (немецкий, французский), русский язык, математика, физика, история, география, а также занятия искусствами (пение, рисование, музыка, чистописание, рукоделие).
Здание гимназии находилось на пересечении Магазейной и Конюшенной улиц, пока в 1910-1912 годах для нее не было построено специальное здание, разработанное по особому проекту архитектором и зодчим А.Р. Бахом, где впоследствии размещался Дом творчества юных.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы отметить, что Царское Село отличалось развитой системой образования. Среди учебных заведений нам известны такие, которые пользовались статусом высших учебных заведений и находились наравне с дорогостоящими известными университетами Петербурга.
Практически все учебные заведения на протяжении всей истории своего существования находились под пристальным вниманием и покровительством членов Императорской фамилии, а также высокопоставленных лиц Российской империи, что было, конечно же, не случайно. Все члены императорской семьи всегда с особой тщательностью и щепетильностью заботились о процветании и благосостоянии своего «райского уголка» под названием Царское Село, заложенным первоначально как загородная резиденция русских царей.
Поэтому каждый из них внес свою определенную лепту в развитие и становление, а также изменение облика Царского Села.
Из стен учебных заведений Царского Села вышла целая плеяда ярких и талантливых людей, выдающихся деятелей науки, культуры, искусства, литературы, имена которых надолго останутся в памяти современников.
Этим мы обязаны, прежде всего, мощному высококвалифицированному профессорско-преподавательскому составу, который отличал учебные заведения Царского Села любовью к знаниям, преданностью к своей профессии и долгом перед Российским Государством.
Царское Село имело богатую и удивительную историю развития и становления. Оно является важнейшим городом-спутником великого Петербурга.
Ныне город Пушкин имеет развитую систему образования. В нем есть средние общеобразовательные школы, детские сады, школы интернаты, детские музыкальные и художественные школы, специализированные школы по изучению иностранных языков, высшие учебные заведения, военные институты.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Баранова Л. Воспоминания сторожила города. Царскосельская газета. 2000. №106
Бунатян Г.Г. Город муз. – Лен. Издательство. СПб., 2001
Вильчковский С.Н. Царское Село. Творчество Р.Голике и А.Вильборг. 1911
Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811 – 1817): бумаги I-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом. СПб., 1911.
Кобеко Д. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811 – 1843. – Типография В. Ф. Киршбаума, 1911. – 554 стр.
Ласточкин С.Я., Рубежанский Ю.Ф. Царское Село – резиденция русских монархов. СПб., 2000
Мещанинов М.Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. СПб., 2000
Орелкин П. Царскосельское городское училище. Царское Село: Исторический очерк. 1894
Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Русское женское образование в начале XX вв.: Приобретения и потери. Мир истории. 2000. №6
Пунин Н. Мир светел любовью. Дневники. Письма. 2002
Сведения об Императорской Николаевской Гимназии в Царском Селе. 1898-1899 учебный год. СПб., 1900
Сочагин А. Царское Село в открытках конца XIX – начала XX века. СПб., 2002
Шалыт А. От школы – до гимназии искусств. Царскосельская газета. 2001. №100
Электронная библиотека www.wikipedia.org































31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баранова Л. Воспоминания сторожила города. Царскосельская газета. 2000. №106
2.Бунатян Г.Г. Город муз. – Лен. Издательство. СПб., 2001
3.Вильчковский С.Н. Царское Село. Творчество Р.Голике и А.Вильборг. 1911
4.Грот К. Я. Пушкинский лицей (1811 – 1817): бумаги I-го курса, собранные академиком Я. К. Гротом. СПб., 1911.
5.Кобеко Д. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811 – 1843. – Типография В. Ф. Киршбаума, 1911. – 554 стр.
6.Ласточкин С.Я., Рубежанский Ю.Ф. Царское Село – резиденция русских монархов. СПб., 2000
7.Мещанинов М.Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. СПб., 2000
8.Орелкин П. Царскосельское городское училище. Царское Село: Исторический очерк. 1894
9.Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Русское женское образование в начале XX вв.: Приобретения и потери. Мир истории. 2000. №6
10.Пунин Н. Мир светел любовью. Дневники. Письма. 2002
11.Сведения об Императорской Николаевской Гимназии в Царском Селе. 1898-1899 учебный год. СПб., 1900
12.Сочагин А. Царское Село в открытках конца XIX – начала XX века. СПб., 2002
13.Шалыт А. От школы – до гимназии искусств. Царскосельская газета. 2001. №100
14. Электронная библиотека www.wikipedia.org

Вопрос-ответ:

Какие учебные заведения находились в Царском Селе?

В Царском Селе находились различные учебные заведения, такие как: Городское Мужское Четырехклассное Училище, Императорский Царскосельский Лицей, Царскосельское Женское Училище Духовного Ведомства, Царскосельская Мариинская Женская Гимназия, Царскосельская Императорская Николаевская Гимназия, Женское Приходское Училище, Частная Школа совместного обучения Е.С. Левицкой, Царскосельское Реальное Училище и другие.

Какая история учебных заведений Царского Села?

История учебных заведений Царского Села насчитывает несколько веков. Они были созданы еще во времена Российской империи. Начиная с Городского Мужского Четырехклассного Училища в 1765 году и заканчивая Царскосельским Реальным Училищем в 1917 году. За время своего существования они играли важную роль в образовательной системе империи и воспитывали множество талантливых и успешных людей.

Каким было первое учебное заведение Царского Села?

Первым учебным заведением Царского Села было Городское Мужское Четырехклассное Училище. Оно было открыто в 1765 году и предназначалось для обучения мальчиков из местного населения. Учебный план включал предметы, такие как грамматика, арифметика, верховная риторика, современные языки и др.

Каким было Царскосельское Женское Училище Духовного Ведомства?

Царскосельское Женское Училище Духовного Ведомства было основано в 1856 году и было одним из крупнейших женских учебных заведений в Царском Селе. В училище девочки получали образование в религиозной сфере. Обучение включало изучение церковного пения, основ православной веры, церковной истории и других духовных дисциплин.

Какие учебные заведения существовали в Царском Селе?

В Царском Селе существовали различные учебные заведения, такие как Городское Мужское Четырехклассное Училище, Императорский Царскосельский Лицей, Царскосельское Женское Училище Духовного Ведомства, Царскосельская Мариинская Женская Гимназия, Царскосельская Императорская Николаевская Гимназия и другие.

Какие были первые учебные заведения в Царском Селе?

Первым учебным заведением в Царском Селе было Городское Мужское Четырехклассное Училище, основанное в 1820 году. Позже были созданы Императорский Царскосельский Лицей и Царскосельская Мариинская Женская Гимназия.

Какое учебное заведение было основано для девочек в Царском Селе?

Для девочек в Царском Селе было основано Царскосельское Женское Училище Духовного Ведомства. Оно было создано в 1807 году и предоставляло девочкам образование с уклоном в религиозные и духовные науки.

Какое учебное заведение в Царском Селе предоставляло образование для мальчиков и девочек?

В Царском Селе существовала частная Школа совместного обучения Е.С. Левицкой, которая предоставляла образование для мальчиков и девочек. Она была основана в 1882 году и была одной из немногих школ в России, где дети обоих полов могли получить образование вместе.