Система управления государственным долгом в РФ : основные проблемы и напрвления оптимизации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Бюджетные системы
  • 32 32 страницы
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 06.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Сущность и причины формирования государственного долга
1.2 Виды и формы государственного долга РФ
1.3 Система управления государственным долгом: основные режимы и инструменты
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РФ
2.1 Анализ управления внешнего долга в Российской Федерации в 2009-2011 гг
2.2 Анализ управления внутреннего долга в Российской Федерации в 2009-2011 гг
2.3 Влияние конъюнктуры финансового рынка на показатели
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Фрагмент для ознакомления

Наиболее привлекательной, из перечисленных с точки зрения российских властей, может, является схема реструктуризации по «плану Бреди», которая предусматривает списание 30-35% от общей суммы долга, а также оказание кредитной поддержки со стороны международных финансовых организаций.
Для России в силу сложившейся экономической ситуации вопросы, касающиеся использования государственного внутреннего долга в качестве инструмента макроэкономической политики государства, имеют важное значение. Особую остроту данная проблема приобрела в связи с финансовым кризисом, который негативно отразился на экономике в целом, и привел к отказу правительства от выполнения своих обязательств по долгу и принудительной реструктуризации этого долга. Использование государственного внутреннего долга как инструмента воздействия на экономические процессы в условиях реформ позволило российскому правительству создать цивилизованный рынок государственных долговых обязательств, но его становление и развитие характеризовалось рядом особенностей, которые оказывали негативное влияние на экономику России.
Огромные размеры и быстрый рост государственного внутреннего долга практически во всех развитых рыночных странах, начиная с 70-ых годов XX века, поставил перед экономистами серьезную проблему выработки подходов к управлению государственного внутреннего долга с учетом ее позитивного и негативного влияния на экономику государства:
во-первых, рост государственного внутреннего долга может выступать в качестве сильнейшего стимулирующего средства для развития экономики страны, оказывая позитивное воздействие на состояние денежного обращения, динамику и темпы экономического роста, инфляцию, уровень потребления, объемы инвестиций и сбережений;
во-вторых, выбор неэффективных инструментов и форм финансирования дефицитов бюджета, нерациональное использование средств, полученных от государственных займов, могут привести к серьезным негативным последствиям для экономического развития национальной экономики.
Государственный внутренний долг - явление достаточно сложное и обусловленное рядом причин, действующих в специфической обстановке конкретного государства, его воздействие на экономику страны получает индивидуальную окраску. Поэтому непосредственное перенесение практического и теоретического опыта развитых рыночных государств в области использования государственного внутреннего долга в качестве инструмента макроэкономической политики на российскую почву представляется невозможным, прежде всего по той причине, что источники формирования и роста государственной внутренней задолженности имеют совершенно иные корни. В отличие от практики развитых рыночных стран, где государственный внутренний долг выступает в качестве дополнительного источника бюджетных доходов, формирование и рост российского государственного внутреннего долга преимущественно является результатом резкого сокращения налогооблагаемой базы в связи с сильнейшим падением объема производства в стране и нарастанием напряженности в бюджетной сфере. Неограниченный рост государственной внутренней задолженности и расходной бюджетной статьи по его обслуживанию, в свою очередь, оказывает негативное влияние на экономику страны.
Недостаточная теоретическая разработка отечественными экономистами проблем влияние государственного внутреннего долга на экономику России представляет собой серьезное препятствие для выработки стратегической политики правительства в области управления государственным внутренним долгом. Таким образом, в настоящее время особо актуальным является исследование особенностей формирования и роста государственного внутреннего долга на основе международной теории и практики в данной области, оценка воздействия роста государственного внутреннего долга на макроэкономические процессы в России.
Итак, в завершении по работе можно сделать вывод, что вообще изучение процессов влияния государственного внешнего и внутреннего долга на экономические процессы необходимо с целью разработки программ по их дальнейшему регулированию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственные финансы относятся к той группе финансовых отношений, которая наиболее строго регламентируется государством. Как уже отмечалось, основными звеньями сферы государственных финансов являются:
государственный бюджет;
внебюджетные фонды;
государственный кредит.
Так, в процессе написания работы было выяснено, что важным звеном государственных финансов является государственный долг.
Государственный долг представляет собой совокупность финансовых отношений, регулируемых нормами финансового права, при которых государство осуществляет заем денег у юридических, физических лиц, а также у других государств на основе возвратности, платности (кроме беспроцентных займов денежных средств, применяемых в исключительных случаях), срочности и добровольности.
Можно также отметить, что государственный долг представляет собой денежные отношения, в которых органы власти и управления всех уровней выступают в качестве заемщика, кредитора и поручителя.
Было выяснено, что деятельность государства в области государственного долга не ограничивается теми случаями, когда оно выступает в роли заемщика. Государство может выступать и в роли кредитора в отношениях с другими государствами
В той части, где государство выступает в роли заемщика, государственный долг в зависимости от вида кредитора, рынка размещения займов, валюты и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний долг государства.
Государство берет займы для налаживания и стабилизации экономики.
Было также выяснено, что на возможность погашение государственных внутренних и внешних займов существенное виляние уже оказывает мировой кризис.
Вообще, мировой финансовый кризис 2008 года - финансово-экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.
Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.
В настоящее время в условиях сложившегося кризиса роль государства в России заметно усилилась. Государство активно регулирует денежный рынок (коротких денег, депозитных вкладов и др.); рынок ценных бумаг (фондовый, долговых обязательств и т.п.); валютный рынок (долларов, евро, валютных облигаций и т. п.).
Итак, проявления мирового кризиса в российской экономике подвели решительную черту под вопросом о том, является ли Россия частью мировой экономики, или нет. К сожалению, следует признать: кризисное состояние российской экономики лишь наполовину, если не меньше, обусловлено внешними, общемировыми тенденциями. Другая половина причин кризиса обусловлена особенностями российской экономики. Мировой кризис лишь обострил существующие проблемы.
В процессе написания работы было также выяснено, что государственный внутренний и внешний долг существенное влияние оказывает на экономические процессы в стране. Так, в завершении необходимо отметить, что для обеспечения экономической безопасности РФ и сохранения ее макро показателей необходимо проведение активной политики по сдерживанию и ликвидации кризисных явлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г., 1 января 2010 г.) // СПС «Гарант
Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2009. - 320 с.
Воронин, Ю. Управление государственным долгом // Экономист. – 2008. - № 1
Государства Евросоюза накопили долги, угрожающие финансовой стабильности объединения // Экономические известия.- 2010.- 11 марта.- №37 (1270)
Данилов, Ю. А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика [Текст] / Ю. А. Данилов. – М.: Пересвет, 2009. – 431 с.
Дейкин, А. И. Государственный долг [Текст] / А. И. Дейкин // Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А. Д. Некипелов. – М.: АСТ, 2008.- 548 с.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» // Счетная палата Российской Федерации.- 2008
Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг: «Положение ЦБР от 25.03.2003 г. N 219-П» // Вестник Банка России. – 2008. - № 40
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-438 с.
Стахович, Л. В. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом // Финансы и кредит. – 2008. - № 15
Трифонов А. Оценка развития мировой экономики и значений основных показателей экономики России до конца 2009 года // Банк-Электроника.- 2009.- 9 октября
Фамичев Д.И. Государственный бюджет и долг. М.: Финансы и статистика, 2008.- 218 с.
Федякина, Л. Н. Мировая внешняя задолженность [Текст]: теория и практика урегулирования / Л. Н. Федякина. – М.: Альянс, 2009. – 212 с.
Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М: «Проспект», 2009.-530 с.
Финансы и кредит: учеб. для вузов / под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой . - М. : Высшее образование, 2009. - 575 с.
Шабалин А. Динамика государственного долга// Экономист. – 2010. - № 4.
Шагжиева, Т. С. Организационно-правовые основы обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2008. - № 5
MONTHLY STATEMENT OF THE PUBLIC DEBT OF THE UNITED STATES // Economy.- 2009.- 31 октября
Официальный сайт: www.budgetrf.ru (дата обращения 04.04.2011 г.)


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Динамика объемов и структуры внешнего долга в 2008-2011 годах
2008 год 2009 год 2010 год 2011 год (проект) млрд. долл. США струк-
тура
% млрд. долл. США струк-
тура
% млрд. долл. США млрд. долл. США струк-
тура
% Государственный внешний долг, всего 46,7 100 43,3 100 43,9 100 45,0 100 Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юриди- ческих лиц 11,0 23,6 10,3 23,8 9,1 20,7 7,9 17,6 Государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте 32,8 70,2 29,5 68,1 28,0 63,8 26,7 59,3 Государственные гарантии в иностранной валюте 2,9 6,2 3,5 8,1 6,8 15,5 10,4 23,1


Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2009. - 320 с., с. 127

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г., 1 января 2010 г.) // СПС «Гарант
Дейкин, А. И. Государственный долг [Текст] / А. И. Дейкин // Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А. Д. Некипелов. – М.: АСТ, 2008.- 548 с., с. 58
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г., 1 января 2010 г.) // СПС «Гарант
Федякина, Л. Н. Мировая внешняя задолженность [Текст]: теория и практика урегулирования / Л. Н. Федякина. – М.: Альянс, 2009. – 212 с., с. 127
Данилов, Ю. А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика [Текст] / Ю. А. Данилов. – М.: Пересвет, 2009. – 431 с., с. 382-398
MONTHLY STATEMENT OF THE PUBLIC DEBT OF THE UNITED STATES // Economy.- 2009.- 31 октября
MONTHLY STATEMENT OF THE PUBLIC DEBT OF THE UNITED STATES // Economy.- 2009.- 31 октября
Трифонов А. Оценка развития мировой экономики и значений основных показателей экономики России до конца 2009 года // Банк-Электроника.- 2009.- 9 октября
Государства Евросоюза накопили долги, угрожающие финансовой стабильности объединения // Экономические известия.- 2010.- 11 марта.- №37 (1270)
Официальный сайт: www.budgetrf.ru
Воронин, Ю. Управление государственным долгом // Экономист. – 2008. - № 1. – С. 58-67.
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» // Счетная палата Российской Федерации.- 2008
Официальный сайт: www.budgetrf.ru (дата обращения 04.04.2011 г.)
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-438 с., с. 215

Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг: «Положение ЦБР от 25.03.2003 г. N 219-П» // Вестник Банка России. – 2008. - № 40. – С. 2-14
Шагжиева, Т. С. Организационно-правовые основы обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2008. - № 5. –С. 73-82.
Стахович, Л. В. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом // Финансы и кредит. – 2008. - № 15. – С. 56-63
Фамичев Д.И. Государственный бюджет и долг. М.: Финансы и статистика, 2008.- 218 с., с. 154

Финансы и кредит: учеб. для вузов / под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой . - М. : Высшее образование, 2009. - 575 с., с. 305

Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М: «Проспект», 2009.-530 с., с. 436
Шабалин А. Динамика государственного долга// Экономист. – 2010. - № 4.












9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля 2007 г., 1 января 2010 г.) // СПС «Гарант
2.Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2009. - 320 с.
3.Воронин, Ю. Управление государственным долгом // Экономист. – 2008. - № 1
4.Государства Евросоюза накопили долги, угрожающие финансовой стабильности объединения // Экономические известия.- 2010.- 11 марта.- №37 (1270)
5.Данилов, Ю. А. Рынки государственного долга: мировые тенденции и российская практика [Текст] / Ю. А. Данилов. – М.: Пересвет, 2009. – 431 с.
6.Дейкин, А. И. Государственный долг [Текст] / А. И. Дейкин // Популярная экономическая энциклопедия / гл. ред. А. Д. Некипелов. – М.: АСТ, 2008.- 548 с.
7.Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» // Счетная палата Российской Федерации.- 2008
8.Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг: «Положение ЦБР от 25.03.2003 г. N 219-П» // Вестник Банка России. – 2008. - № 40
9.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2008.-438 с.
10.Стахович, Л. В. Необходимость и сущность управления государственным внутренним долгом // Финансы и кредит. – 2008. - № 15
11.Трифонов А. Оценка развития мировой экономики и значений основных показателей экономики России до конца 2009 года // Банк-Электроника.- 2009.- 9 октября
12.Фамичев Д.И. Государственный бюджет и долг. М.: Финансы и статистика, 2008.- 218 с.
13.Федякина, Л. Н. Мировая внешняя задолженность [Текст]: теория и практика урегулирования / Л. Н. Федякина. – М.: Альянс, 2009. – 212 с.
14.Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М: «Проспект», 2009.-530 с.
15.Финансы и кредит: учеб. для вузов / под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой . - М. : Высшее образование, 2009. - 575 с.
16.Шабалин А. Динамика государственного долга// Экономист. – 2010. - № 4.
17.Шагжиева, Т. С. Организационно-правовые основы обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2008. - № 5
18.MONTHLY STATEMENT OF THE PUBLIC DEBT OF THE UNITED STATES // Economy.- 2009.- 31 октября
19.Официальный сайт: www.budgetrf.ru (дата обращения 04.04.2011 г.)


Вопрос-ответ:

Каковы основные проблемы системы управления государственным долгом в РФ?

Основные проблемы системы управления государственным долгом в РФ включают высокую степень зависимости от внешних факторов, слабую прозрачность и эффективность управления, недостаток оперативности в принятии решений, недостаточное разнообразие инструментов управления, а также проблемы в сборе, анализе и использовании данных о долге.

Какие направления оптимизации системы управления государственным долгом в РФ можно выделить?

В рамках оптимизации системы управления государственным долгом в РФ можно выделить несколько направлений, включающих улучшение прозрачности и эффективности управления, усовершенствование механизмов принятия решений, повышение оперативности в управлении, разнообразие инструментов и методов управления, а также улучшение системы сбора, анализа и использования данных о долге.

В чем состоит сущность и причины формирования государственного долга?

Сущность формирования государственного долга заключается в необходимости покрытия бюджетного дефицита, то есть разрыва между доходами и расходами государства. Принципы рынка и рыночной экономики лежат в основе формирования государственного долга, так как государство занимает средства у инвесторов, которые платят проценты по этим займам. Причины формирования государственного долга могут быть различными, включая финансирование инфраструктурных проектов, социальных программ, экономических реформ и т.д.

Какие виды и формы государственного долга существуют в РФ?

В РФ существует несколько видов и форм государственного долга, включая внутренний и внешний долг. Внутренний долг представляет собой займы, привлеченные государством на внутреннем рынке, главным образом через размещение государственных облигаций. Внешний долг представляет собой займы, привлеченные государством на международном рынке, а также займы, предоставленные международными финансовыми организациями.

Какая система управления государственным долгом в России?

Система управления государственным долгом в России включает ряд инструментов, таких как учет и мониторинг долга, прогнозирование его динамики, разработка стратегии его управления, а также использование различных финансовых инструментов для покрытия дефицита бюджета. Основными органами, ответственными за управление государственным долгом в РФ, являются Министерство финансов и Центральный банк. Вместе они разрабатывают и реализуют стратегию управления долгом, определяют объемы и сроки размещения государственных займов, проводят аукционы и торги по размещению государственных облигаций, а также осуществляют контроль за процессом погашения долга.

Какие основные проблемы существуют в системе управления государственным долгом в России?

Одной из основных проблем системы управления государственным долгом в России является высокая зависимость от внешних факторов, таких как изменения мировых цен на нефть и газ, изменения курса рубля и мировых финансовых рынков. Это делает управление долгом более сложным и нестабильным. Кроме того, существует проблема неэффективного использования заемных средств, когда заимствуются деньги для финансирования текущих расходов, а не для инвестиций в развитие экономики. Еще одной проблемой является высокий уровень долговой нагрузки, который создает давление на бюджет и может привести к неплатежеспособности. Также существуют проблемы с прозрачностью и открытостью системы управления долгом, а также с коррупцией в данной области.

Каковы основные проблемы системы управления государственным долгом в РФ?

Основные проблемы системы управления государственным долгом в РФ включают недостаточную прозрачность и отсутствие гарантий для инвесторов, высокую стоимость заемных средств и неэффективное использование заемных средств.

Какие направления оптимизации можно предложить для системы управления государственным долгом в РФ?

Для оптимизации системы управления государственным долгом в РФ можно предложить следующие направления: повышение прозрачности и улучшение гарантий для инвесторов, снижение стоимости заемных средств и повышение эффективности использования заемных средств.

Какие виды и формы государственного долга существуют в РФ?

В РФ существуют различные виды и формы государственного долга, включая внутренний и внешний долг, краткосрочные и долгосрочные займы, облигации, кредиты и другие инструменты заемного финансирования.

Какие режимы и инструменты используются в системе управления государственным долгом в РФ?

В системе управления государственным долгом в РФ используются различные режимы и инструменты, такие как выпуск облигаций, привлечение кредитов, взаиморасчеты с другими странами, учет долга и его погашение.