Дистанционное библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей. Анализ работы библиотеки по дистанционному обслуживанию на примере одной из библиотек г.Новосибирска.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 16.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Теоретические аспекты дистанционного библиотечно-библиографического обслуживания читателей 4
2. Анализ деятельности Новосибирской государственной областной библиотеки по дистанционному библиотечно-библиографическому обслуживанию читателей 13
Заключение 26
Список использованных источников 27
Проект был поддержан и профинансирован Министерством культуры Новосибирской области.Цель проекта – на базе Новосибирской государственной областной научной библиотеки создать «Видеоархив Новосибирской области» как систему сбора, хранения и эффективного использования региональной кинодокументалистики с соблюдением требований авторского права.Традиционно хранителями исторической информации являются архивы и музеи. Однако особенности функционирования этих учреждений ограничивают доступность этой информации для широкой публики. Включение видеоархива в библиотечную систему позволяет использовать ее возможности в части предоставления электронной информации, а так же делает принципиально возможным широкий доступ пользователей к кинодокументальным материалам.В настоящее время основу «Видеоархива НСО» составляет цикл документальных фильмов о районах и городах Новосибирской области «Историко-культурная антология «Сказания о Земле Новосибирской». Масштабный проект к 75-му юбилею области выполняет студия документального фильма «Хронограф». Каждая «история» рассказывает о территориальном образовании через творчество самодеятельных артистов, народных мастеров декоративно-прикладного искусства, деятельность музеев, библиотек и других учреждений культуры.В дальнейшем «Видеоархив НСО» будет пополняться историческими хрониками и документальными фильмами разных студий о Новосибирске и Новосибирской области, о людях, оставивших заметный след в истории своего района, города или области в целом, о наших выдающихся земляках, прославивших Новосибирскую область.Каталог материалов «Видеоархива НСО» доступен через Интернет. В соответствие с авторскими соглашениями часть материалов будет находиться полностью в свободном доступе, какие-то материалы можно будет просмотреть только в стенах библиотеки, какие-то можно будет скачать и использовать в образовательных, культурно-просветительских и презентационных целях, в том числе на коммерческих условиях.Электронная библиотека маршала А.И.Покрышкина.Каталог НГОНБ. отражает все виды документов, хранящиеся в основных и подсобных фондах библиотеки, содержит объединение следующих электронных каталогов НГОНБ:• Книги и продолжающиеся издания;• Ноты;• Электронные и мультимедиа ресурсы;• Периодические издания.«Электронный каталог НГОНБ» работает в реальном режиме времени и является основным справочным аппаратом библиотеки, отражающий весь фонд библиотеки.«Электронный каталог НГОНБ» ведется с 1992 г., хронологический охват с 16 века по текущий год. На 01.01.2014 электронный каталог НГОНБ содержал свыше 950 000 библиографических записей. Пополнение каталога – ежедневно. Электронный каталог «Объединенная база краеведческих статей» – это сводный краеведческий областной информационный ресурс. Содержит описания произведений из книг краеведческой тематики, российской и региональной прессы, отражающих публикации по краеведению. Основной массив библиографических записей охватывает период с 1992 года по настоящее время. Электронный каталог (База данных) «Мобильная библиотека» отражает фонд первого в Новосибирской области библиомобиля«Комплекс информационно-библиотечного обслуживания» (КИБО). «Библиотека на колесах» предназначена специально для населенных пунктов, где нет библиотек. Электронный каталог «Мобильная библиотека» имеет сегодня более 3000 библиографических записей на документы, в основном это книги и компакт диски (CD-ROM, DVD).Сводный каталог библиотек НСО. Сводный каталог библиотек НСО (СКБ НСО) в 2013 году превысил 1 млн. 750 тыс., библиографических записей, среди которых описания периодики, книг, электронных и нотных изданий, аналитики, краеведческих ресурсов, фильмов и звукозаписей. Ежедневное пополнение каталога – более 700 записей.СКБ НСО включает в себя документы из фондов 55-ти библиотек г.Новосибирска и Новосибирской области, среди которых Новосибирская государственная областная научная библиотека, Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького, 12 библиотечных систем г. Новосибирска во главе с Центральной городской библиотекой им. К. Маркса, 36-ти муниципальных библиотек НСО и другие.СКБ НСО обеспечивает высокое качество поиска информации благодаря тому, что записи в СКБ НСО создают специально обученные преподавателями НГОНБ каталогизаторы библиотек-участниц проекта. В течение 2013 года проведено 8 семинаров для сотрудников библиотек области, на которых прошел обучение работе в OPAC-Global 101 специалист из 39-ти библиотек города и области.Новосибирская библиотечная корпорация. Цифровая библиотека «Электронная сибирь». Цифровая библиотека «Электронная Сибирь» создана в рамках одноименного проекта, поддержанного грантом Президента Российской Федерации в 2010 г. (Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 2010 года № 182-pn «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства»).Проект направлен на интеграцию электронных краеведческих ресурсов Сибири для повышения эффективности их использования в научных, образовательных, культурных целях. В рамках проекта отработана модель взаимодействия и скоординирована деятельность по оцифровке сибирских изданий.Проект реализуют четыре центральные библиотеки Кемеровской, Новосибирской, Томской областей и Алтайского края. Каждая библиотека-участник является создателем, держателем и распространителем своей части Электронной библиотеки и сохраняет за собой право самостоятельно определять политику, темпы, специфику перевода своих фондов в цифровой формат. Электронная библиотека открыта для партнерского участия всех библиотек региона, учреждений культуры и образования, разделяющих идеи формирования цифровой библиотеки и согласных с целями, задачами и принципами ее построения и развития.Анализируя электронные ресурсы Новосибирской государственной областной библиотеки, стоит отметь, достаточно богатые информационные ресурсы, представленные на сайте библиотеки.Проанализируем представленные ресурсы в соответствии с современными методами дистанционного библиотечно-библиографического обслуживания читателей. Таблица 1 – Наличие современных методов дистанционного библиотечно-библиографического обслуживания в НГОБМетод обслуживанияНаличиеОбслуживание по скайпунетОбслуживание в режиме диалоганетФормирование и обслуживание читательских форумовнетАбонементное дистанционное обслуживание читателейестьДистанционные читательские конференциинетДистанционное обслуживание читателей через удаленные библиотечные порталыестьНа основе проведенного анализа использования методов современного дистанционного библиотечно-библиографического обслуживания читателей в Новосибирской государственной областной библиотеке, можно сделать вывод, что используются только два метода – абонементное дистанционное обслуживание читателей и дистанционное обслуживание читателей через удаленные библиотечные порталы.Также необходимо отметить, что наличие такого ресурса как «Медиатека» имеет только два видео, что говорит об отсутствии работы развитием данного электронного ресурса.В соответствии с выводами, как основополагающие рекомендации, предлагается:– способствовать дальнейшему развитию представленных на сайте библиотеки электронных ресурсов, а также наполнение раздела «Медиатека»;– сформировать и обслуживать читательский форум.Необходимость рекомендации о создании формирования и обслуживания читательского форума обосновывается отсутствием коммуникативных элементов в библиотечной системе Новосибирской государственной областной библиотеки, а также привлечением большего количества пользователей библиотечными ресурсами и их культурным обогащением.Коммуникативная деятельность представляет собой сложную многоканальную систему взаимодействий людей. Так, Г.М. Андреева основными процессами коммуникативной деятельности считает коммуникативный (обеспечивающий обмен информацией), интерактивный (регулирующий взаимодействие партнеров в общении) и перцептивный (организующий взаимовосприятие, взаимооценку и рефлексию в общении).Человеку необходима позитивная самооценка, которая достигается посредством развития личности, образования, культурного роста.Коммуникативно-направленная деятельность библиотеки – это система целенаправленного влияния на читателя/пользователя с целью формирования языковых, разговорных, практических, социальных, мыслительных, коммуникативных умений, способствующих выработке поведенческих навыков, необходимых для ориентирования в мире.Форум в свою очередь будет выступать в качестве дискуссионного метода получения культурного обогащения.ЗаключениеЗадачи поставленные во введении решены. В первой части работы рассмотрены современные варианты и режимы дистанционногопредоставления библиотечных услуг, определены основные позитивныесвойства этого вида обслуживания. Показано, что основные критерии привыборе информационных режимов обслуживания – качество услуг иэкономическая целесообразность.В практической части проанализирована деятельность Новосибирской государственной областной научной библиотеки в сфере дистанционного библиотечно-библиографического обслуживания читателей.На основе проведенного анализа использования методов современного дистанционного библиотечно-библиографического обслуживания читателей в Новосибирской государственной областной библиотеке, можно сделать вывод, что используются только два метода – абонементное дистанционное обслуживание читателей и дистанционное обслуживание читателей через удаленные библиотечные порталы.Также необходимо отметить, что наличие такого ресурса как «Медиатека» имеет только два видео, что говорит об отсутствии работы развитием данного электронного ресурса.В соответствии с выводами, как основополагающие рекомендации, предлагается: способствовать дальнейшему развитию представленных на сайте библиотеки электронных ресурсов, а также наполнение раздела «Медиатека» и сформировать и обслуживать читательский форум.Необходимость рекомендации о создании формирования и обслуживания читательского форума обосновывается отсутствием коммуникативных элементов в библиотечной системе Новосибирской государственной областной библиотеки, а также привлечением большего количества пользователей библиотечными ресурсами и их культурным обогащением.Список использованных источниковАлешин Л.И. использование аудиотехнических средств в библиотеке. – М.: Либерия, 2010. – 205 с.Амлинский Л.З. Дистанционное библиотечно-информационное обслуживание: каким ему быть? –Электронный ресурс в формате PDF.Библиотерапия: задачи, подходы, методы. / Сост.О.Л.Кобачек. – М.: Либерия, 2009. – 127 с. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание. – М.: Либерия, 2011. – 168 с.Грибков Д.Н. Виртуальное обслуживание как средство совершенствования библиотечного обслуживания // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 12. – С. 41–44. Езова С.А. Библиотека – центр человеческого общения // Библиотековедение. – 2010. – №15. – 122-125.Жабина Г.С., Симунина Т.Н.Опираясь на традиции, внедрять новое. (К 60-летию Научной библиотеки Пензенской государственной сельскохозяйственной академии) // Там же. – 2011. – № 10. – С. 98–107.Жабко Е.Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика / Е.Д. Жабко; Рос. нац. б-ка. – С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006. – 387 с.Медянкина И.П. Проблемы и возможности организации информационно-библиотечного сопровождения учебного процесса в системе дистанционного образования / И. П. Медянкина // Там же. – № 7. – С. 18–26.Официальный сайт Новосибирской государственной областной библиотеки – www.ngonb.ruРазвитие информационного общества на территории Орловской области (2011–2018 годы): Долгосрочная областная целевая программа от 6 дек. 2010 г. – Режим доступа: http://www.orel-region.ru/index.php?head=17 &part=19&docid=1911. – Загл. с экрана.Разумова Э. Г. Технологические аспекты реализации онлайнового справочно-библиографического обслуживания удаленных пользователей (на примере Виртуальной справочной службы РНБ «Спроси библиографа») / Э. Г. Разумова // Информационный бюллетень РБА. – 2005. – № 35. – С. 136, 137.
1. Алешин Л.И. использование аудиотехнических средств в библиотеке. – М.: Либерия, 2010. – 205 с.
2. Амлинский Л.З. Дистанционное библиотечно-информационное обслуживание: каким ему быть? – Электронный ресурс в формате PDF.
3. Библиотерапия: задачи, подходы, методы. / Сост.О.Л.Кобачек. – М.: Либерия, 2009. – 127 с.
4. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание. – М.: Либерия, 2011. – 168 с.
5. Грибков Д.Н. Виртуальное обслуживание как средство совершенствования библиотечного обслуживания // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 12. – С. 41–44.
6. Езова С.А. Библиотека – центр человеческого общения // Библиотековедение. – 2010. – №15. – 122-125.
7. Жабина Г.С., Симунина Т.Н.Опираясь на традиции, внедрять новое. (К 60-летию Научной библиотеки Пензенской государственной сельскохозяйственной академии) // Там же. – 2011. – № 10. – С. 98–107.
8. Жабко Е.Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика / Е.Д. Жабко; Рос. нац. б-ка. – С.-Петербург: Российская национальная библиотека, 2006. – 387 с.
9. Медянкина И.П. Проблемы и возможности организации информационно-библиотечного сопровождения учебного процесса в системе дистанционного образования / И. П. Медянкина // Там же. – № 7. – С. 18–26.
10. Официальный сайт Новосибирской государственной областной библиотеки – www.ngonb.ru
11. Развитие информационного общества на территории Орловской области (2011–2018 годы): Долгосрочная областная целевая программа от 6 дек. 2010 г. – Режим доступа: http://www.orel-region.ru/index.php?head=17 &part=19&docid=1911. – Загл. с экрана.
12. Разумова Э. Г. Технологические аспекты реализации онлайнового справочно-библиографического обслуживания удаленных пользователей (на примере Виртуальной справочной службы РНБ «Спроси библиографа») / Э. Г. Разумова // Информационный бюллетень РБА. – 2005. – № 35. – С. 136, 137.
Вопрос-ответ:
Что такое дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание пользователей?
Дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание пользователей - это форма обслуживания читателей библиотеки, которая позволяет получать доступ к информационным ресурсам и услугам библиотеки без присутствия в самой библиотеке. Это может включать доступ к электронным каталогам, онлайн-базам данных, электронным книгам и журналам, консультации библиотекаря по электронной почте или чату, удаленное получение копий документов и многое другое.
Каким образом дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание может быть организовано?
Организация дистанционного библиотечно библиографического обслуживания может включать использование различных технических средств и информационных ресурсов. Например, библиотека может предоставлять своим читателям удаленный доступ к электронным базам данных или электронным книгам через интернет. Также библиотекари могут оказывать консультации и помощь читателям по электронной почте, чату или телефону. Возможны также другие формы организации дистанционного обслуживания в зависимости от возможностей и потребностей конкретной библиотеки.
Какие преимущества имеет дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание?
Дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание имеет ряд преимуществ для пользователей. Во-первых, оно позволяет получать доступ к информации и услугам библиотеки в любом месте и в любое время, что особенно удобно для пользователей, которые не могут или не хотят посещать физическую библиотеку. Во-вторых, дистанционное обслуживание позволяет сэкономить время и силы на поездки в библиотеку, особенно если она находится в другом городе или даже стране. Кроме того, дистанционное обслуживание может быть более быстрым и удобным, так как пользователи могут получать информацию и услуги в режиме реального времени.
Как работает дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание?
Дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание позволяет пользователям получать информацию и услуги библиотеки удаленно, без необходимости посещения физического здания библиотеки. В основе этого обслуживания лежат различные интернет-технологии, такие как электронные каталоги, удаленный доступ к электронным ресурсам, электронная доставка документов и др. Пользователи могут заказывать книги, статьи, аудио- и видеоматериалы, а также получать ответы на свои вопросы через онлайн-консультацию.
Какие преимущества имеет дистанционное обслуживание пользователей?
Дистанционное обслуживание пользователей имеет ряд преимуществ. Во-первых, это удобство - пользователи могут получать доступ к информации и услугам библиотеки в любом месте и в любое время. Во-вторых, это экономия времени и средств - нет необходимости тратить время на посещение библиотеки и дорогу до нее, а также на оплату услуги по копированию или доставке документов. В-третьих, это расширенные возможности - благодаря дистанционному обслуживанию пользователи могут получать доступ к электронным ресурсам, которые не доступны в физической библиотеке.
Каковы основные этапы работы библиотеки по дистанционному обслуживанию?
Основные этапы работы библиотеки по дистанционному обслуживанию включают следующие: 1) Создание и размещение электронных каталогов и баз данных; 2) Организация удаленного доступа пользователя к электронным ресурсам; 3) Реализация системы онлайн-консультации и получение запросов от пользователей; 4) Обработка запросов и предоставление информации или обслуживания пользователей; 5) Организация доставки документов в электронном или печатном виде; 6) Оценка качества и эффективности дистанционного обслуживания и внесение корректив в работу библиотеки, если необходимо.
Что такое дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание пользователей?
Дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание пользователей - это способ предоставления библиотечных услуг, при котором пользователи могут получать информацию, выбирать и заказывать книги и другие материалы удаленно, не посещая физическую библиотеку.
Какие преимущества дистанционного библиотечного обслуживания?
Дистанционное библиотечное обслуживание имеет ряд преимуществ. Во-первых, пользователи могут получать доступ к библиотечным ресурсам и услугам из любого места и в любое время. Во-вторых, оно позволяет экономить время и силы читателей, так как им необходимо только подключение к интернету. В-третьих, дистанционное обслуживание расширяет возможности пользователей, так как они могут получать информацию и заказывать материалы из других библиотек или даже других городов.
Какие услуги предоставляет Новосибирская государственная областная библиотека через дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание?
Новосибирская государственная областная библиотека предоставляет через дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание следующие услуги: электронный каталог, через который можно искать и заказывать книги и другие материалы; электронные версии книг и журналов для доступа удаленно; электронные базы данных с научными статьями и другими источниками информации; услуги по подготовке информационных портфелей и многое другое.
Каким образом происходит доставка заказанных материалов читателям через дистанционное библиотечное обслуживание в Новосибирской государственной областной библиотеке?
Доставка заказанных материалов в Новосибирской государственной областной библиотеке через дистанционное обслуживание может происходить почтой или курьерской службой. Читатели могут указать удобный для них адрес доставки. Также может быть предоставлена возможность скачивания электронных версий материалов напрямую с сайта библиотеки.
Что такое дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание?
Дистанционное библиотечно библиографическое обслуживание - это вид обслуживания читателей, который осуществляется удаленно, без посещения библиотеки. При таком обслуживании пользователи могут заказывать книги, получать информацию и консультации, а также пользоваться электронными ресурсами библиотеки через интернет.