Динамика межличностных отношений в группе друзей

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 30 30 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 26.02.2015
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы межличностного общения в трудах отечественных и зарубежных психологов 6
1.1. Межличностное общение как психологический феномен 6
1.2. Виды межличностного общения и его роль в процессе групповой динамики 11
Глава 2. особенности межличностного общения в подростковом возрасте 17
2.1. Психологические особенности подросткового возраста 17
2.2. Динамика межличностного общения в подростковой группе 21
Глава 3. Построение программы эмпирического исследования особенностей динамики межличностного общения подростков в группе друзей 25
3.1. Этапы и выборка исследования 25
3.2. Методы и методики исследования 26
Заключение 28
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Подростки стремятся найти таких друзей, с которыми можно было бы установить доверительные отношения. Само по себе это общение в подростковом возрасте становится более глубоким содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия как дружба и любовь [22]
В подростковом возрасте ярко выражена потребность принадлежности к группе, которая у многих подростков превращается в непобедимое стадное чувство: они не могут ни дня пробыть вне своей компании.
Принадлежность группе позволяет подростку удовлетворить многие его потребности, например потребность в понимании и сопереживании их чувствам, мыслям, идеям, в обеспечении эмоциональной поддержки со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием
Рассмотрим динамику отношений в подростковой группе.
Стадия адаптации.
Подросток попадает в новую для негу группу сверстников. Ему необходимо сначала «оглядеться», понять групповые ценности и нормы, правила поведения. В начале подростов стремится ничем не выделяться в новой компании, поэтому может перенимать привычки и предпочтения новых знакомых в одежде, поведении, времяпрепровождении. Этот «ход» дает возможность подростку показать членам группы, что он может быть «своим».
Стадия индивидуализации
Если подросток очень активно перенимает все вкусы и предпочтения членов группы, в которую он только что вошел, это помогает ему успешно адаптироваться. Однако если подросток перейдет определенную черту в стремлении походить на своих новых друзей, он рискует потерять себя как личность. Поэтому на определенном этапе взаимодействия в новой группе подросток начинает искать пути и способы обозначения своей индивидуализации. Это происходит за счет демонстрации своих интересов и предпочтений, определенных личных успехов, которые были у подростка в прошлом и которые могут иметь определенный успех у новых знакомых. Подросток также демонстрирует свои личностные качества, которые могут способствовать созданию определенного статуса в группе (например, лидерские качества, смелость и т.д.)
Интеграция
Группа оценивает индивидуальные качества, которые демонстрирует новый для нее член. Если эти качества соответствуют групповым ценностям и нормам, и способствуют успеху в совместной деятельности, то подростка принимают в группу, он становится равноправным ее членом. На этом этапе подросток уже имеет прочные межличностные связи с другими участниками группы, считает их своими друзьями.
Круг общения подростков достаточно велик: это семья, школа, новые компании. В процессе общения происходит дальнейшее психическое, личностное и социальное развитие старшеклассника, его социализация (группа сверстников является одним из основных институтов социализации подростка) [21]
Благодаря общению у подростка развивается способность к рефлексии: он может с достаточно высокой долей критичности оценить свои коммуникативные умения и навыки, объективно подойти к оценке коммуникативных способностей своих сверстников, и, замечая у себя определенные трудности, которые возникают в процессе коммуникации, может сознательно работать над их устранением.
Потребность в общении и постоянный поиск новых контактов отличает подростка от других возрастных периодов онтогенеза. Подросток стремится установить близкие эмоциональные контакты, а с другой стороны предпринимает усилия к созданию уединения, ревностно оберегает свое личное пространство от вторжения.
В процессе общения со сверстниками в различных видах групповой деятельности подростков имеет возможность самоутверждаться.
Подросток может быть одновременно включен в несколько групп сверстников: например, класс, спортивная команда, дворовая компания и т.д. В разных компаниях подросток может демонстрировать разные стили поведения, занимать разные позиции, статусы и т.д. [10]
Группа сверстников, в которую включен подросток, подчиняется всем механизмам, которые действуют во всех социальных группах. Так, характеристиками подростковой группы являются такие показатели, как сплоченность и социально – психологический климат
Благоприятный психологический климат группы зависит от того, насколько эмоционально благополучно выстраивается в ней межличностное общение ее членов.
В процессе внутригруппового общения подросток усваивает групповые нормы и ценности, учится сопоставлять свои желания желаниям группы, учитывать мнение своих друзей, у него формируются навыки коллективного взаимодействия, что является основой дальнейшей его адаптации в других социальных группах, например, в трудовом коллективе.
В процессе общения с друзьями у подростка продолжается формирование образа Я, самооценки, уверенности в себе, уровня притязаний, что в конечном итоге составляет его Я концепцию.
В процессе общения с друзьями подросток реализует и еще одну свою потребность – потребность в автономии. Подросток стремится быть самостоятельным, независимым от родителей, это же стремление он находит и у своих друзей. Однако необходимо помнить о том, что попустительское отношение со стороны взрослых к тому, что происходит с подростком в компании может привести к тому, что социально приемлемые формы поведения могут перейти в противоправное [12]
Чувство «мы», которое возникает у подростка под влиянием референтной группы, снижает критичность восприятия информации, что может оказать сильное негативное влияние на личностное и социальное развитие молодого человека. Взрослым нужно помнить о том, что, несмотря на свое стремление к самостоятельности и чувство взрослости, подросток еще обладает небольшим социальным опытом, поэтому необходимо всегда иметь информацию и контроль над тем, что происходит внутри подростковой группы [12]
Таким образом, для становления старшего подростка является важным формирование круга сверстников. Товарищество, дружба, любовь приобретают особую значимость, вызывают массу различных формирования переживании, изменяют мир чувств, углубляют процесс самосознания.

Глава 3. Построение программы эмпирического исследования особенностей динамики межличностного общения подростков в группе друзей
3.1. Этапы и выборка исследования

Итак, цель данной исследовательской работы является изучение динамики межличностного общения подростка к группе друзей
Объект – подростковая группа как социальная система
Предмет – межличностное общение
Гипотеза исследования: динамика межличностного общения подростков в группе сверстников имеет свою специфику
Цель, объект и предмет исследования определили ряд теоретических и практических исследовательских задач:
Рассмотреть понятие межличностного общения;
изучить психологические особенности подросткового возраста;
Разработать программу эмпирического исследования особенностей динамики межличностного общения подростков в группе сверстников
Эмпирическая часть работы была спланирована и проведена по следующим этапам:
Формирование выборки испытуемых;
Выбор методик для диагностики особенностей динамики межличностного общения подростков в группе сверстников;
Диагностика особенностей динамики межличностного общения подростков в группе сверстников;
Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Описание выборки исследования
В исследовании участвовали респонденты в количестве 50 человек. Вся выборки была разделена на 2 группы. В первую группу вошли подростки в возрасте 15-16 лет, обучающиеся в 10- 11-х классах средней школы № ____ г. ____ в количестве 25 человек, из них 13 девочек и 12 мальчиков. В исследовании эта группа значится как «старшеклассники».
Во вторую группу вошли молодые люди в возрасте 17 – 18 лет, закончившие школу и поступающие в профессиональные учебные заведения, в количестве 25 человек, из них 13 юношей и 12 девушек. В исследовании эта группа респондентов значится как «абитуриенты».
Условия проведения исследования: в нормальной обстановке, в дневное время. Исследование проводилось индивидуально, респонденты получали вопросники, письменную инструкцию и бланки для ответов

3.2. Методы и методики исследования

Для определения особенностей взаимоотношений подростков в группе сверстников были отобраны психодиагностические методики, решающие данную задачу:
Тест А. Ассингера "Оценка агрессивности в отношениях",
Тест Т. Лири "Диагностика межличностных отношений"
Методика «Диагностика уровня самооценки» Дембо – Рубинштейн
Социометрия Дж. Морено
Обоснование выбора методик.
Выбранные методики валидны, стандартизированы, являются классическими методиками изучения межличностных отношений
Далее, после проведения диагностики проводился анализ полученных данных и их интерпретация
Для того, чтобы решить задачу выявления особенностей межличностных отношений в группе сверстников, полученные результаты обеих групп респондентов были подвергнуты математической статистической обработке при помощи U – критерия Ианна – Уитни. Данный статистический метод дает возможность выявить наличие или отсутствие существенных различий между исследуемыми выборками.
После проведения статистического анализа производилось обсуждение результатов эмпирического исследования и формулировка выводов.



Заключение

Итак, данная исследовательская работа посвящена изучению особенностей межличностного общения подростков в группе друзей
Общение для подростка является одной из ведущих видов деятельности. Для подростка становится очень важным общение в кругу своих друзей, в подростковой группе. В процессе этого общения происходит психическое, личностное и социальное развитие молодого человека, его социализация.
Общение в кругу друзей формирует у подростка навыки коллективного взаимодействия, чувство «мы», развивает его рефлексию, самоидентификацию, формирует самооценку, Я концепцию.
Зная особенности общения подростков в кругу сверстников, можно выстраивать эффективную коррекционно – развивающую работу по оптимизации его коммуникативной сферы.
Итак, в данной работе мы изучили феномен межличностного общения, рассмотрели психологические особенности подросткового возраста, разработали программу эмпирического исследования динамики межличностного общения подростков в группе друзей.
Список литературы

Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 672 с.
Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения // http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/andreeva_ob/
Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. – М., 2001
Батаршев А. В. Психология личности и общения. — М., 2004
Бодалев А.А. Личность и общение - М.: Педагогика, 1988
Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. — М., 1999
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», 2001. – 352 с.
Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М., 2002
Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. – М.: Смысл, 2003. – 154 с.
Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М., 2004
Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1997
Кон И.С. Психология дружбы. – М., 1973
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2008. – 992 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Академия, 1997
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.  Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1998.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность и общение // Вопросы философии. – 1999. - № 1
Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999
Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
особенности общения подростка со сверстниками // особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками // http://www.psychology-online.net/articles/doc-1093.html
Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм - еврознак, 2002. – 656 с.
Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1999
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 486 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2006. – 144 с.













3

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 672 с.
2. Андреева Г.М. Общение и межличностные отношения // http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/andreeva_ob/
3. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. – М., 2001
4. Батаршев А. В. Психология личности и общения. — М., 2004
5. Бодалев А.А. Личность и общение - М.: Педагогика, 1988
6. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. — М., 1999
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», 2001. – 352 с.
8. Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. — М., 2002
9. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. – М.: Смысл, 2003. – 154 с.
10. Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками. Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии. - М., 2004
11. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. – М., 1997
12. Кон И.С. Психология дружбы. – М., 1973
13. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2008. – 992 с.
14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. - М.: Академия, 1997
15. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002
16. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1998.
17. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
18. Леонтьев А.Н. Деятельность и общение // Вопросы философии. – 1999. - № 1
19. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 1999
20. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000
21. особенности общения подростка со сверстниками // особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками // http://www.psychology-online.net/articles/doc-1093.html
22. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм - еврознак, 2002. – 656 с.
23. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1999
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006
25. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 486 с.
26. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2006. – 144 с.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты изучаются в теоретическом разделе статьи?

В теоретическом разделе статьи изучаются проблемы межличностного общения в группе друзей. Рассматриваются виды межличностного общения, его роль в процессе групповой динамики, а также аспекты межличностного общения в подростковом возрасте.

Что такое межличностное общение?

Межличностное общение - это психологический феномен, в котором люди взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, выражают свои мысли, чувства и потребности. Это процесс коммуникации между людьми, который строится на основе общих знаний, убеждений и ценностей.

Какова роль межличностного общения в процессе групповой динамики?

Межличностное общение играет важную роль в процессе групповой динамики. Оно помогает устанавливать и поддерживать отношения в группе, способствует развитию доверия, сотрудничества и эмоциональной поддержки между участниками. Межличностное общение также влияет на возникновение конфликтов и их разрешение в группе.

Какие особенности межличностного общения в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте межличностное общение имеет свои особенности. Подростки активно исследуют свою личность, стремятся к самостоятельности и независимости, а также ищут своё место в обществе. Межличностное общение в этом возрасте может быть интенсивным, но в то же время непостоянным и подверженным изменениям.

Какова динамика межличностного общения в подростковой группе?

В подростковой группе динамика межличностного общения может быть довольно сложной. Подростки формируют свои социальные связи, конкурируют друг с другом, создаются лидеры и образуются подгруппы. Межличностное общение в подростковой группе может быть интенсивным, но также сопровождаться конфликтами и нестабильностью отношений.

Что изучают российские и зарубежные психологи в области межличностного общения?

Российские и зарубежные психологи изучают различные аспекты межличностного общения, включая его роль в процессе групповой динамики, типы межличностного общения и его психологические особенности.

Что такое межличностное общение?

Межличностное общение - это психологический феномен, в котором люди взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, эмоциями и идеями. Оно является ключевым элементом взаимодействия в группе друзей и влияет на динамику отношений между ними.

Какое значение имеет межличностное общение в процессе групповой динамики?

Межличностное общение играет важную роль в процессе групповой динамики, поскольку через него осуществляется обмен информацией, установление связей и разрешение конфликтов между участниками группы друзей. Оно способствует укреплению отношений и повышению понимания друг друга.

Какие виды межличностного общения существуют?

Существует несколько видов межличностного общения, включая вербальное и невербальное общение, пассивное и активное общение, эмоциональное и информационное общение. Каждый вид общения имеет свои особенности и влияет на отношения в группе друзей по-разному.

Какие психологические особенности подросткового возраста влияют на динамику межличностного общения в группе друзей?

Подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей, таких как стремление к самостоятельности, низкая самооценка, повышенная эмоциональность. Все эти особенности могут повлиять на динамику межличностного общения, формирование отношений и конфликты в группе друзей.

Какие теоретические аспекты изучения проблемы межличностного общения в группе друзей представлены в статье?

Статья представляет теоретические аспекты изучения проблемы межличностного общения в группе друзей, включая его роль в процессе групповой динамики и важность понимания межличностного общения как психологического феномена.