Память, память как сквозной компонент всех психических процессов.Виды памяти(кратковременная, оперативная, долговременная и др; образная,моторная, эмоциональная).Мнемические процессы(запоминание, сохранение,воспроизведение, забывание,реминесценция и др.). Модели памяти.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 21.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Память как сквозной компонент всех психических процессов 3
Виды памяти 6
Процессы памяти 12
Модели и теории памяти 17
Заключение 29
Использованные источники и литература 30
По данным ряда исследователей, количество объединенных во фразу слов, которые запоминают испытуемые, в несколько раз превосходит количество запоминаемых ими, при прочих равных условиях, бессвязных слов.Зависимость воспроизведения от смыслового содержания была выявлена в работе А.Г. Комм особым экспериментальным приемом, заключавшимся в том, что испытуемым предлагалось воспроизвести один и тот же материал по разному плану. Оказалось, что с изменением интерпретации и общего плана рассказа изменяется подбор и воспроизводимых деталей: при одном плане и одной интерпретации воспроизводятся и выпадают одни части, при другом плане и другой интерпретации – другие части.Другой момент, обнаружившийся в тех же опытах, заключается в том, что при воспроизведении осмысленных текстов слова текста (особенно непривычные) и грамматические конструкции, особенно сложные, заменяются при воспроизведении другими, более легкими и привычными, но так, что смысл при этом сохраняется. А. Бине и К. Бюлер делают из этого тот вывод, что запоминаются не столько сами слова и предложения, сколько те мысли, которые ими обозначаются. Из этого вытекает, что хотя запоминание мыслей совершается в речевой форме, однако нельзя сводить смысловую память (запоминание мыслей) к речевой памяти. Но, выдвигая это само по себе правильное положение, Бине и Бюлер в соответствии с общими тенденциями своего учения о «чистой» мысли вовсе разрывают и внешне противопоставляют друг другу запоминание мыслей и запоминание слов, т. е. мышление и речь в процессе запоминания.Концепция, которая была представлена А. Бине и К. Бюлером, выдвигает на передний план смысловое содержание, опираясь на тот бесспорный факт, что запоминание смыслового содержания не совпадает механически с запоминанием речевой формы, в которой оно дано. Исследования этих ученых отчетливо вскрыли роль осмысливания в запоминании и показали, что осмысленное запоминание подчинено иным закономерностям, чем механическое воспроизведение на основе ассоциаций по смежности. При воспроизведении осмысленного текста его основные, наиболее существенные по смыслу части воспроизводятся значительно лучше; забывается по большей части второстепенное, несущественное. Несущественное, таким образом, отсеивается, существенные же по смыслу части как бы вычленяются из смежных с ними, но существенно по смыслу с ними не связанных частей, объединяясь в памяти с теми, с которыми их связывает смысловой контекст. Таким образом, вместо механического воспроизведения смежных частей, которое должно было бы иметь место согласно законам ассоциации, фактически при запоминании и воспроизведении осмысленного текста происходит значительно более сложный процесс смыслового отбора, в результате которого преимущественно закрепляется наиболее существенное для данного субъекта, основной смысловой остов текста. Самый текст при этом подвергается более или менее значительной реконструкции. Воспроизведение в этих случаях определяется не смежностью, а может совершаться вопреки связям по смежности, в соответствии со смысловыми связями.Представители данного направления пытались превратить процесс памяти в воспроизведение чистых мыслей, вовсе не зависящих от какой-либо речевой формы. Поскольку они разрывают и внешне противопоставляют друг другу запоминание мыслей и запоминание слов, они неизбежно приходят к выводам, смыкающимся с антагонистической, казалось бы, теорией Эббингауза, в которой смысловое содержание, хотя и с противоположной тенденцией, также отрывается от словесного текста.В современной науке все большее признание приобретает теория, которая в качестве основного понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта.К числу закономерностей общего порядка, выражающих значение смысловых связей и играющих существенную роль в работе памяти, следует отнести еще то, что можно назвать функциональным принципом в работе памяти. Он играет особенно существенную роль в процессе припоминания.Многочисленные наблюдения, которые у нас в этом направлении накопились и которые легко может сделать всякий, побуждают нас считать все указанные факты проявлением общей закономерности и выдвинуть функциональный принцип или закон воспроизведения по функциональному признаку как один из общих законов памяти.Этим функциональным принципом, в частности, объясняется, по-видимому, один тоже повседневный и все же, как будто парадоксальный факт: мы часто помним, что чего-то не помним; при припоминании забытого, если нам подвернется не то, что мы старались вспомнить, мы сейчас же сознаем или чувствуем: нет, это не то. Таким образом, мы знаем, что мы забыли, хотя, казалось бы, что, раз это забыли, мы этого не знаем. В действительности у нас в этих случаях обычно есть некоторое функциональное знание о связях, в которых стоит забытое нами. Припоминая, мы очень часто ищем носителя определенных, более или менее ясно осознанных функций, связей. В процессе припоминания мы из них исходим, и, когда нам как будто вспоминается забытое, мы проверяем, то ли нам вспомнилось, что мы хотели припомнить, по тому, как всплывшее в памяти входит в эти связи. Отождествляя всплывшее в памяти с искомым или отвергая его как не то, что мы хотели припомнить, мы в значительной мере базируемся на некотором смысловом контексте, из которого исходит припоминаниеГештальтпсихологией использовалась совокупность фактов, которые свидетельствуют о роли структурного объединения материала в процессе запоминания. Представители этого направления сделали попытку превратить структуру в такой же всеобщий принцип, каким являлась ассоциация для сторонников ассоциативной теории. Структурирование признается единственной и универсальной основой памяти.Основное понятие гештальтпсихологии – понятие гештальта (от нем. Gestalt – образ), что означает изначально целостную структуру. Психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов памяти в мозге по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. В гештальтпсихологии принцип целостности выступает как изначально данный, и законы гештальта (как и законы ассоциаций) действуют вне и помимо воли и сознания самого человека.Стремление психической деятельности к завершенности проявляется также в том, что неоконченное действие, невыполненное намерение оставляет след в виде напряжения в системе психики. Это напряжение стремится разрядиться (в реальном или символическом плане). Следствием сохраняющегося напряжения является, к примеру, эффект незавершенного действия, который состоит в том, что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем содержание оконченного. Отсутствие целостности, завершенности порождает не только напряжение, но способствует внутренним конфликтам, неврозам.Основной принцип теории памяти, по гештальту, заключается в том, что анализ отдельных элементов ассоциации не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть – только часть и никакого представления о целом не дает.Таким образом, вся многообразная деятельность памяти опять сведена к одной форме. Вместо универсального закона ассоциации гештальтисты пытаются установить универсальный принцип структуры.Наряду с перечисленными теориями памяти существуют и, так называемые, биохимические теории.Эти теории предполагают образование новых белковых веществ (нейропептидов и других) при долговременном запоминании.Вначале, непосредственно после воздействия раздражителя, в нервных клетках происходит электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках (кратковременное запоминание), а далее на ее основе возникает собственно биохимическая реакция со структурными изменениями нейрона, обеспечивающая долговременную память (двухступенчатый характер механизма запоминания). Экспериментально получены данные о важной роли рибонуклеиновой кислоты (РНК) и олигопептидов в осуществлении функции запоминания.Наиболее волнующими в последние годыстали эксперименты, отражающие попытку переноса памяти от одного животного к другому. В ходе исследований было выяснено, что если обучить планарию (плоский червь) тому, что после вспышки света всегда появляется электрический разряд, а затем умертвить ее и скормить другой планарии, то оказывается, что приобретенный первой планариейопыт частично передается второй. Безусловно, планарияпредставляет из себясравнительно примитивный организм, который вполне может обладать особыми механизмами научения, не имеющими никакого значения для понимания процессов памяти у высших организмов. Однако имеются данные об успешности подобного опыта на мышах и крысах. Учеными был осуществлен перенос памяти о выработанных условных рефлексах от одной особи к другой с помощью инъекций гомогената мозга предварительно обученного животного-донора.Существует довольно много теорий, поддерживающих воззрения о структурных или химических изменениях в самом мозге при накоплении информации в процессе жизни.Запоминание и научение тесно связаны между собой. Даже простейшие формы научения основаны на том, что то или иное событие запоминается. Нейрофизиологи выделяют три основных типа научения:1) Привыкание или габитуация. Этот процесс выражается в том, что организм перестает реагировать на постоянно действующий раздражитель;2) Сенситизация. Под этим термином понимается возникновение реакции на раздражитель, бывший ранее нейтральным;3) классическое, или павловскоеобуславливание.Все характеристики нервных связей, образующихся во времени, и прежде всего степень их прочности, являются обусловленными характером подкрепления, которое и является мерой жизненной (биологической) целесообразности какого - либо действия. Вероятным также является то, что прохождение любого нервного импульса через группу нейронов оставляет также в буквальном смысле слова физический след после себя. Физическая материализация этого следа отражается в электрических и химико-механических изменениях синапсов, облегчающих вторичное прохождение импульсов по знакомому пути. Элементарную нейронную цепь, обеспечивающую память, можно представить в виде замкнутой петли – возбуждение проходит весь круг и начинает новый. Данный процесс длительной циркуляции импульсов в нейронных цепях называется реверберацией.Представление о циклах нейронной активности многие исследователи считают материальным субстратом памяти. Нейронных ансамблей (каждый порядка 100-300 клеток) огромное множество. В каждом из них храниться информация о каком-либо объекте памяти в виде устойчивого волнового узора. Чем больше нейронов мозга оказываются вовлеченными в ритм какого-то пульсирующего ансамбля, тем выше вероятность осознания соответствующего образа.Задействованными и актуализированными являются не все единицы памяти одновременно, а лишь их небольшое число. Данное число служит мерой объема внимания. Вследствие циклических колебаний возбудимости нейронных ансамблей образы долговременной памяти, в том числе и образы вспоминаемых и произносимых слов, актуализируются не одномоментно, а по очереди, при этом некоторые из них чаще, другие реже. При совпадении моментов актуализации нескольких образов, такие единицы памяти могут объединиться. Таким образом, происходит выработка новых понятий, а так же процесс научения и реализации актов творчества.ЗаключениеПамять является одним из важнейших процессов человеческой психики. На ее основе строится любое обучение, овладение какими либо общими или специальными навыками и умениями.Исходя из представленного материала, можно сделать вывод о том, что в истории изучения процессов памяти с теоретических и практических позиций можно выделить три принципиально отличные друг от друга концепции. Одна из них была представлена Г. Эббингаузом и его последователями. Ее существенный минус состоит в том, что она вовсе исключает значение смыслового содержания и смысловых связей в работе памяти, поскольку механизм запоминания, согласно ей, сводится исключительно к внешним ассоциативным связям по смежности. Другая концепция, представленная А. Бине и К. Бюлером, выдвинула на передний план смысловое содержание, опираясь на неоспоримые факты, свидетельствующие о том, что запоминание смыслового содержания не совпадает механически с запоминанием речевой формы, в которой оно дано.Третья концепция является принципиально отличной как от первой, так и от второй. Она исходит из единства мышления и речи и вскрывает это единство в процессе запоминания и воспроизведения.Использованные источники и литератураИсточники:http://www.bibliotekar.ruhttp://bookucheba.comhttp://psyera.ruhttp://www.psyworld.ruhttp://www.p-lib.ruhttp://gtmarket.ruhttp://filosof.historic.ruhttp://psylib.org.uahttp://ru.wikipedia.orghttp://psyera.ruЛитература:С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000 г.
Источники:
1) http://www.bibliotekar.ru
2) http://bookucheba.com
3) http://psyera.ru
4) http://www.psyworld.ru
5) http://www.p-lib.ru
6) http://gtmarket.ru
7) http://filosof.historic.ru
8) http://psylib.org.ua
9) http://ru.wikipedia.org
10) http://psyera.ru
Литература:
С.Л.Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000 г.
Вопрос-ответ:
Что такое память и какие виды памяти существуют?
Память - это способность человека запоминать, сохранять, воспроизводить информацию. В психологии выделяют несколько видов памяти: кратковременная (оперативная), долговременная, образная, моторная, эмоциональная.
Какие мнемические процессы происходят при работе памяти?
Мнемические процессы включают запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание информации. Запоминание - это процесс приобретения и закрепления информации в памяти; сохранение - процесс, который позволяет сохранить информацию в памяти на длительное время; воспроизведение - это возможность вспомнить и восстановить ранее запомненную информацию; забывание - процесс потери и исчезновения информации из памяти.
Что такое модели памяти?
Модели памяти - это теоретические конструкции, которые объясняют и описывают принципы и механизмы работы памяти. Они помогают понять и изучить процессы, происходящие в человеческой памяти. Примерами моделей памяти являются многоступенчатая модель памяти, модель рабочей памяти, модель долговременной памяти.
Какие вопросы изучаются в теоретической части статьи?
В теоретической части статьи изучаются понятие памяти и ее виды, мнемические процессы (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание) и модели памяти.
Какие особенности памяти рассматриваются в психологии?
В психологии рассматриваются различные особенности памяти, такие как емкость памяти, устойчивость запоминания, время восстановления информации, влияние эмоционального состояния на запоминание и воспроизведение и другие.
Что такое память и какие виды памяти существуют?
Память - это способность человека или животного запоминать, хранить и восстанавливать информацию. Виды памяти включают кратковременную оперативную память, долговременную память, образную память, моторную память, эмоциональную память и другие.
Какие мнемические процессы связаны с памятью?
Мнемические процессы включают запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание и реминесценцию. Запоминание - это процесс усвоения информации. Сохранение - это процесс долгосрочного хранения информации. Воспроизведение - это процесс восстановления сохраненной информации. Забывание - это процесс потери информации из памяти. Реминесценция - это процесс восстанавливания ранее забытой информации.
Какие модели памяти существуют?
Существуют различные модели памяти, такие как модель трех систем, модальная модель памяти и сетевая модель памяти. Модель трех систем включает сенсорную, кратковременную оперативную и долговременную память. Модальная модель памяти представляет память как систему трех типов: иконическую память, эхическую память и вербальную память. Сетевая модель памяти основана на представлении памяти как сети связанных концептов.
Какие теоретические аспекты изучаются в психологии памяти?
В психологии изучаются различные теоретические аспекты памяти, такие как механизмы запоминания, процессы хранения информации, механизмы воспроизведения и многие другие. Эти аспекты помогают понять, как работает память и какие факторы могут влиять на ее функционирование.
Какие особенности памяти изучаются в психолого-педагогической литературе?
В психолого-педагогической литературе изучаются различные особенности памяти, такие как ее развитие у детей разного возраста, методы развития памяти, связь памяти с другими психологическими процессами и т.д. Эти исследования помогают педагогам разработать эффективные методики обучения и тренировки памяти.