Внешнеторговая политика и ее основные виды и инструменты

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая экономика
  • 37 37 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 18.06.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА 5
1.1. Внешнеторговая политика государства: понятие, принципы, виды 5
1.2. Методы государственного регулирования внешнеторговой политики 13
1.3. Факторы внешнеторговой политики государства в современных условиях 14
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 17
2.1. Правовые аспекты реализации внешнеторговой политики РФ 17
2.2. Динамика внешнеторговой деятельности РФ 19
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 24
3.1. Проблемы регулирования внешнеторговых отношений в современных условиях 24
3.3. Основные направления улучшения внешнеторговой политики РФ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А

Фрагмент для ознакомления

Для того, чтобы обеспечить эффективность системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, необходим поиск путей решения указанных в данном пункте проблем.3.3. Основные направления улучшения внешнеторговой политики РФВнешнеэкономическая стратегия Российской Федерации базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Концепции внешней политики России, долгосрочных стратегий и программ развития отдельных отраслей и регионов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.Необходимость принятия Стратегии определяется тем, что в долгосрочной перспективе в области внешнеэкономических связей Российской Федерации складывается качественно новая ситуация по сравнению с предшествующим периодом. Это обусловлено как системными изменениями в мировой экономике и внешнеэкономических отношениях Российской Федерации, так и необходимостью перехода российской экономики на инновационный путь развития.Таблица 3.1Основные индикаторы внешнеэкономической политики России до 2020 годав млрд. долл.Показатель2015 г.2020 г.Экспорт товаров, всего638903Экспорт топливно-энергетических товаров375484Экспорт машин и оборудования55122Импорт, всего683943В среднесрочной перспективе положительный результат от вступления в ВТО следующие:выгода для России составит 7,3 % от объёма российского потребления (или 3,4% ВВП).В долгосрочной перспективе положительный результат от вступления в ВТО определен тем, что благодаря улучшению инвестиционного климата, выгода может вырасти до 24% от объёма потребления. Суммарно к долгосрочным интересам России следует, по-видимому, отнести следующие:1. Необходимость превратить систему внешнеторговых связей России, в частности, в рамках организации сотрудничества с ВТО в двигатель прогресса экономики России.2. Постоянный мониторинг внешней обстановки в мире, положения России на мировой арене, в частности, в аспекте организации сотрудничества с ВТО. На основе наблюдений необходима коррекция внешнеторговой политики в том или ином направлении.3. Организация эффективных и тесных связей России как со странами СНГ (в частности, в аспекте функционирования Таможенного союза), так и со странами дальнего зарубежья (особое внимание должно быть уделено сотрудничеству в рамках ВТО).4. Ориентация внешнеторговой политики на отслеживание наиболее благоприятного для расширения экспорта вектора развития внешнеторговой деятельности. Поиск направлений по снижению импортной зависимости российской экономики.5. Ориентация внешнеторговой политики на инновационно-инвестиционный путь развития, содействие развитию национальной обороны, защита отечественного рынка от недобросовестной конкуренции.6. Ориентация на поддержание стратегически важных отраслей экономики России в долгосрочной перспективе (нефтяной промышленности, газовой промышленности, угольной промышленности, химического производства и проч.).В рамках долгосрочной стратегии развития внешнеторговой политики России необходимо обеспечить планомерный и результативный рост отношений со странами – участницами ВТО. Основная задача экспортной стратегии при этом – повышение экспортного потенциала России и ориентация на обеспечение внешнеэкономической безопасности страны и достижение национальных интересов. Для современной России существенны внешнеэкономические угрозы, которые в современных условиях глобализации и расширения сфер присутствия на мировых рынках существенно возросли. Для современной внешнеэкономической политики России целесообразна ориентация на политику протекционизма, которая позволит повысить конкурентные преимущества экономики страны.Протекционизм - это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национальных секторов, с другой - может привести к усилению монополий, застою и снижению конкурентоспособности экономики.Основные меры национальной экспортной политики России, направленной на поддержку экспортного потенциала производителей и стимулирование спроса на продукцию экспортеров в среднесрочной перспективе должны заключаться в следующем:дальнейшее расширение практики применения лизинговых технологий, обеспечивающей переоснащение основных фондов экспортеров современным оборудованием (авиастроение, железнодорожные и морские перевозки, энергомашиностроение);поощрение процессов слияния и поглощения в среде основных экспортеров для повышения их экономической концентрации и конкурентоспособности на мировом рынке;стимулирование роста услуг экспортеров по послепродажному обслуживанию и технической поддержке экспортируемой продукции (авиастроение, энергомашиностроение);формирование механизма страхования экспортных операций на федеральном уровне (авиастроение, железнодорожные и морские перевозки, сельскохозяйственная продукция, энергомашиностроение);совершенствование инструментов таможенно-тарифного регулирования, обеспечивающих конкурентные преимущества отечественным экспортерам на внешнем рынке (производство минеральных удобрений, сельскохозяйственная продукция, авиастроение, машиностроение).Также необходима активизация участия с международными организациями. По состоянию на середину 2014 года вопрос о вступлении России в ВТО завершен, Россия является полноправным участником организации. Для дальнейшего стимулирования внешнеэкономической деятельности и обеспечения внешнеторговой безопасности была сформирована экспортная стратегия, одним из направлений которой является совершенствование таможенно-тарифной политики. В период 2014-2016 гг.таможенно-тарифная политика будет осуществляться в принципиально новых организационно-институциональных и экономических условиях. Произойдет восстановление докризисных объемов внешнеторгового оборота, в более совершенной форме будет функционировать наднациональный механизм принятия решений во внешнеэкономической сфере.Основные меры национальной экспортной политики, направленной на поддержку экспортного потенциала производителей и стимулирование спроса на продукцию экспортеров должны заключаться в следующем:Содействие развитию лизингового рынка России, а также стимулирование развития денежно-кредитной политики как в отношении кредитования населения, так и для предпринимательских структур (позволит обеспечить в перспективе рост отечественного авиастроения, железнодорожного сектора экономики России, энергомашиностроения и проч.).Ориентация на дальнейшее стимулирование притока инвестиций в экономику страны посредством содействия сделок по слияниям и поглощениям.В целом, ориентация на совершенствование таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в России (особенно важна ориентация на сотрудничество в рамках ВТО).В качестве вывода по работе целесообразно отметить, что организация внешнеторговой политики в векторе дальнейшего направления и развития необходима, поскольку вовлечение России в мирохозяйственные отношения в средне и долгосрочной перспективах обеспечит повышение ее конкурентных позиций на мировой арене.Ориентация на обеспечение внешнеэкономической безопасности необходима, поскольку она обеспечивает устойчивость экономической безопасности России в целом. К началу XXI века в России была сформирована принципиально новая система регулирования внешнеторгового обмена, пришедшая на смену всеобъемлющему государственному контролю.  С течением времени данная система развивалась и совершенствовалась и по состоянию на 2014 год можно говорить об эффективном регулирование внешнеэкономической деятельности с ярко выраженным акцентом на обеспечение внешнеэкономической безопасности.ЗАКЛЮЧЕНИЕВсе задачи, поставленные во введении к работе, были решены. В первую очередь, важно отметить, что современная экономика больше не представляет собой обособленную систему экономик стран мира, а может быть определена как взаимоувязанный комплекс национальных экономик, ориентированный на расширение и тесноту мирохозяйственных связей.Для России для целей обеспечения дальнейшего вовлечения в систему мирохозяйственных связей необходима активизация сотрудничества с международными организациями, при этом, как было выяснено, особенно остро в течении длительного периода времени стоял вопрос о присоединении России к ВТО (начало переговоров о вступлении было положено еще в 1994 году и лишь в августе 2012 года Россия явилась участницей организации).Для России развитие отношений в рамках международных организаций складывается в двух аспектах:развитие Тройственного таможенного союза,развитие отношений с ВТО.Сотрудничество в рамках функционирования Тройственного таможенного союза (союза Россия – Беларусь – Казахстан) организовано по состоянию на 2014 год на эффективном уровне, постоянное внимание уделено совершенствованию нормативно-правового вектора в указанном секторе.Важно обеспечить эффективное сотрудничество в рамках ВТО. Всемирная торговая организация – это институт, организующий правила игры на мировом рынке, - международная организация, которая явилась преемницей Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) в 1994 году.Наиболее важным шагом в разрешении вышеуказанного недостатка представляется допуск России к полноправному участию в международном разделении труда, что в свою очередь диктует вступление нашей страны во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Во многом проблема присоединения России к ВТО осложняется наличием ряда особенностей экономической системы и государственного устройства России, а также объективными сложностями переходного периода.Было выяснено, что Россия с 1994 года пытается вступить в ВТО. В настоящее время (по состоянию на 2014 год) Россия является полноправным участником ВТО. В рамках написания работы также определили особенности организации внешнеторговой деятельности России, на основе чего можем сделать вывод, что внешнеторговая деятельность России в рассматриваемый период 2011 – 2013 гг. активно развивалась как в аспекте экспортных операций, так и в отношении импорта.Можно сделать вывод, что экспорт, импорт в динамике за 2011 – 2013гг. характеризовались тенденцией к росту. Также выяснено, что экспортные отношения России в 2011 – 2013гг. преобладали над импортными, за счет чего в данный промежуток времени прослеживалось положительное Сальдо торгового баланса России.Стимулирование экспортно-импортных отношений (внешнеэкономической деятельности) является в современных условиях важным направлением торговой политики многих развитых стран, в том числе и России, при этом, существенна роль активизации сотрудничества с международными организациями, развитие интеграционных процессов и совершенствование ТНК.В качестве собственных рекомендаций можем предложить необходимость повышения таможенного контроля экспортно - импортных операций в рамках взаимоотношений о странами мира, совершенствование нормативно – законодательной базы в рамках осуществления внешнеторговой деятельности в целом, дальнейшее содействие развитию внешнеторговых связей в рамках сотрудничества с международными организациями, развития интеграционных процессов и совершенствования ТНК.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫТаможенный кодекс Таможенного союза // СПС «Гарант»Федеральный закон от 27.10.2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в России» // СПС «Гарант»Федеральный закон «О таможенном тарифе» № 5003-1 от 21.05.93 (с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ) // СПС «Гарант»Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.- М.: М.: Экономистъ, 2009. – 366 с.Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи: учеб.пособие / И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. – М.: «Силена», 2009. - 511с.Батурин А. Внутреняя социальная политика Канады.//Иммигрант и турист.- 2011.- сентябрьБункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2009. - 320 с.Вступление в ВТО и Россия // Экономика.- 2011.- 27 ноябряГлущенко Ю. Иракская нефть: геополитика и будущее мирового нефтяного рынка // Аналитические обзоры РИСИ.- 2011.- №1Гуревич А.М. Мировая экономика.- Киев: «Диво», 2011.-501 с.Жамишев Б. Реальные возможности Таможенного союза / Б. Жамишев/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №4Захаров Н. Внешнеэкономические связи.- М.: АСТ, 2012.- 399 с.Иванов С.И. Основы экономической теории. Книга 2.- М.: Вита-пресс, 2010.- 427 с. Левин Р. Внешнеэкономическая деятельность государства //Вопросы Экономики.- 2010.- 12 апреля.- № 13 (563)Мадиярова Д.М. Стратегия формирования внешнеэкономической деятельности. - Алматы: Экономика, 2010.-648 с.Маслов Я. Предпринимательское право за рубежом.- М.: АСТ, 2009.- 992 с.Маргунов И.А. Внешнеторговая деятельность.- М.: АСТ, 2011.- 402 с. Семенов К.А. Международные экономические отношения.- М.: Гардарика, 2009.-631 с.Цыганков П.А. Теория международных отношений. – М.: Гардарика, 2009.- 488 с.Шаховский В.Б. Мировая экономика.- М.: «АСТРА», 2009.- 367 с.Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2011. — 816 с.Экспорт и импорт России // Россия в цифрах. Федеральная служба государственной статистики – 2013Официальный сайт: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d6/26-19.htm (дата обращения 15.05.2013 г.)Официальный сайт: http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d6/26-28.htm (дата обращения 15.05.2013 г.)Электронный ресурс http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/HSE2012/2012-04-04db.pdf (дата обращения 15.05.2013 г.)ПРИЛОЖЕНИЕ АСистема нетарифных ограничений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таможенный кодекс Таможенного союза // СПС «Гарант»
2. Федеральный закон от 27.10.2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в России» // СПС «Гарант»
3. Федеральный закон «О таможенном тарифе» № 5003-1 от 21.05.93 (с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ) // СПС «Гарант»
4. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.- М.: М.: Экономистъ, 2009. – 366 с.
5. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи: учеб. пособие / И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. – М.: «Силена», 2009. - 511с.
6. Батурин А. Внутреняя социальная политика Канады.//Иммигрант и турист.- 2011.- сентябрь
7. Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2009. - 320 с.
8. Вступление в ВТО и Россия // Экономика.- 2011.- 27 ноября
9. Глущенко Ю. Иракская нефть: геополитика и будущее мирового нефтяного рынка // Аналитические обзоры РИСИ.- 2011.- №1
10. Гуревич А.М. Мировая экономика.- Киев: «Диво», 2011.-501 с.
11. Жамишев Б. Реальные возможности Таможенного союза / Б. Жамишев/ Таможенное регулирование & Таможенный контроль. – 2010. - №4
12. Захаров Н. Внешнеэкономические связи.- М.: АСТ, 2012.- 399 с.
13. Иванов С.И. Основы экономической теории. Книга 2.- М.: Вита-пресс, 2010.- 427 с.
14. Левин Р. Внешнеэкономическая деятельность государства //Вопросы Экономики.- 2010.- 12 апреля.- № 13 (563)
15. Мадиярова Д.М. Стратегия формирования внешнеэкономической деятельности. - Алматы: Экономика, 2010.-648 с.
16. Маслов Я. Предпринимательское право за рубежом.- М.: АСТ, 2009.- 992 с.
17. Маргунов И.А. Внешнеторговая деятельность.- М.: АСТ, 2011.- 402 с.
18. Семенов К.А. Международные экономические отношения.- М.: Гардарика, 2009.-631 с.
19. Цыганков П.А. Теория международных отношений. – М.: Гардарика, 2009.- 488 с.
20. Шаховский В.Б. Мировая экономика.- М.: «АСТРА», 2009.- 367 с.
21. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. С. Булатова. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2011. — 816 с.
22. Экспорт и импорт России // Россия в цифрах. Федеральная служба государственной статистики – 2013
23. Официальный сайт:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d6/26-19.htm (дата обращения 15.05.2013 г.)
24. Официальный сайт:
25. http://www.gks.ru/bgd/regl/b10_13/IssWWW.exe/Stg/d6/26-28.htm (дата обращения 15.05.2013 г.)
26. Электронный ресурс
http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Presentations/HSE2012/2012-04-04db.pdf (дата обращения 15.05.2013 г.)

Вопрос-ответ:

Что такое внешнеторговая политика и какие принципы ее регулирования?

Внешнеторговая политика - это совокупность мер и действий государства, направленных на регулирование внешнеэкономических отношений с другими странами. Основными принципами регулирования внешнеторговой политики являются принципы равноправия, взаимовыгодности, внешней независимости и диверсификации.

Какие методы государственного регулирования применяются в внешнеторговой политике?

В внешнеторговой политике используются различные методы государственного регулирования, включая введение таможенных пошлин, квот на импорт и экспорт, санкций, субсидирование экспорта, заключение двусторонних и многосторонних торговых соглашений и т.д.

Какие факторы влияют на внешнеторговую политику государства в современных условиях?

В современных условиях внешнеторговую политику государства влияют различные факторы, включая экономические, политические, социальные и технологические факторы. Это могут быть изменения в мировой экономике, политические конфликты, изменения в торговых партнерах и т.д.

Какие аспекты внешнеторговой политики РФ анализируются в условиях глобализации?

В условиях глобализации анализируются правовые аспекты реализации внешнеторговой политики РФ, включая соглашения с другими странами, участие в международных организациях, применение международных стандартов и норм. Также анализируются экономические аспекты, такие как объемы экспорта и импорта, баланс торговли, уровень конкурентоспособности и т.д.

Какие инструменты используются внешнеторговой политикой государства?

Внешнеторговая политика государства использует различные инструменты, включая договоры и соглашения, таможенные и торговые барьеры, аккумуляцию капитала, установление торговых блоков и союзов, участие в международных организациях и т.д.

Что такое внешнеторговая политика и какие у неё принципы?

Внешнеторговая политика - это система действий и мер, которые принимает государство для регулирования внешнеторговых отношений. К основным принципам внешнеторговой политики относятся принцип недискриминации, принцип взаимности, принцип защиты национальных интересов и принцип многосторонности.

Какие методы государственного регулирования используются во внешнеторговой политике?

Во внешнеторговой политике государства используются различные методы государственного регулирования, включая тарифы, квоты, лицензирование, субсидирование экспорта, антидемпинговые меры, технические и санитарно-гигиенические стандарты, а также договорные и международно-правовые механизмы.

Какие факторы влияют на внешнеторговую политику государства в современных условиях?

В современных условиях внешнеторговую политику государства влияют различные факторы, такие как экономические условия, политические и геополитические факторы, интересы отдельных отраслей и компаний, международные организации и соглашения, а также национальные интересы и цели.

Какие правовые аспекты реализуются при выполнении внешнеторговой политики РФ?

При реализации внешнеторговой политики РФ учитываются различные правовые аспекты, такие как международное торговое право, договоры и соглашения с другими странами, правовые нормы и стандарты, а также внутреннее законодательство Российской Федерации.

Какие основные виды и инструменты внешнеторговой политики существуют?

Основные виды внешнеторговой политики включают экспортную политику, импортную политику и балансовую политику. К инструментам внешнеторговой политики относятся таможенные пошлины, квоты на импорт и экспорт, технические и санитарно-гигиенические стандарты, а также долгосрочные торговые соглашения и договоры.

Что такое внешнеторговая политика?

Внешнеторговая политика - это комплекс мер и действий, которые осуществляются государством для регулирования внешнеторговых отношений, установления условий для международной торговли и защиты национальных экономических интересов.