Теория. Создание систем в ИТ. Обзор систем и экспериментов в психолингвистике.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Информационные технологии
  • 31 31 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 19.06.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 4
Эксперимент как метод познания 4
Этапы и схема психолингвистического эксперимента 5
Ассоциативный эксперимент и его разновидности 7
Метод семантического дифференциала 10
Методика дополнения и методика заканчивания предложения 12
Методы косвенного исследования семантики, градуальное шкалирование и методика определения грамматической правильности 15
Опросник, методика прямого толкования слова и классификация 17
ИС ВААЛ 19
ИС в сети Интернет 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Система позволяет:
давать оценку неосознаваемому эмоциональному воздействию фонетической структуры слов на подсознание человека;
создавать новые слова с заданными фоносемантическими свойствами;
давать оценку неосознаваемому эмоциональному воздействию фонетической структуры текстов на подсознание человека;
задавать свойства желаемого воздействия и целенаправленно корректировать тексты по выбранным критериям с целью получения необходимого эффекта влияния;
оценивать звуко-цветовые характеристики слов и текстов;
выполнять словарный анализ текстов;
проводить полноценный контент-анализ текста по большому числу специально созданных встроенных категорий и категорий, которые задает сам пользователь;
выделять темы, затрагиваемые в текстах, и проводить на основе этого автоматическую категоризацию;
эмоционально-лексический анализ текстов;
иметь настройки на различные социальные и профессиональные группы людей, которые могут быть определены на основе используемой ими лексики;
осуществлять вторичный анализ данных путем их визуализации, факторного и корреляционного анализа.
ИС реализована в виде набора DLL-библиотек, которые подключаются к наиболее популярному текстовому редактору Word for Windows. Просто в главном меню появляется новый пункт. Такой способ реализации позволяет одновременно сохранить для пользователя привычную удобную среду редактирования документов и в то же время максимально облегчает освоение системы ВААЛ.
В настоящее время пользователями данной ИС являются государственные структуры, крупные банки, рекламные компании, издательские фирмы, газеты, коммерческие предприятия. Она нашла успешное применение при проведении кампаний по выборам депутатов Государственной Думы, выборов Президента России в предыдущие годы. Также систему ВААЛ используют в исследовательских целях психологи, психотерапевты, лингвисты, практики НЛП. Во многом возможности ее практического применения ограничены лишь богатством фантазии людей.
Для оценки фоносемантического воздействия в системе ВААЛ можно использовать либо 20 шкал, представленных следующими прилагательными русского языка: прекрасный, светлый, нежный, радостный, возвышенный, бодрый, яркий, сильный, стремительный, медлительный, тихий, суровый, минорный, печальный, темный, тяжелый, тоскливый, угрюмый, устрашающий, зловещий, либо 24 шкалы, представленных парами антонимичных прилагательных русского языка: хороший - плохой, красивый - отталкивающий, радостный - печальный, светлый - темный, легкий - тяжелый, безопасный - страшный, добрый - злой, простой - сложный, гладкий - шероховатый, округлый - угловатый, большой - маленький, грубый - нежный, мужественный - женственный, сильный - слабый, холодный - горячий, величественный - низменный, громкий - тихий, могучий - хилый, веселый - грустный, яркий - тусклый, подвижный - медлительный, быстрый - медленный, активный - пассивный.
Всем звукам русского языка по этим шкалам сопоставлены оценки. Специальные формулы позволяют на основе этих оценок сопоставить оценки отдельным словам и целым текстам. Эти оценки не осознаются людьми, но особым образом поставленные эксперименты показывают, что воздействие на подсознание имеет место и что оно довольно сильное.
Известно, что японцы потратили несколько миллионов долларов на то, чтобы найти приятное для уха западноевропейца название, результат – Сони.
При оценке слова по монополярным шкалам каждая шкала представлена с помощью прилагательного русского языка, числовой оценки от -100% до +100% и цветной полосы синего или красного цвета в зависимости от знака числовой оценки. Длина полосы пропорциональна абсолютной величине числовой оценки. Это позволяет наглядно изобразить распределение оценок по всем шкалам.
Если оценка по конкретной шкале положительна (красный цвет), то это означает, что соответствующий признак, представленный названием шкалы, выражен в фоносемантике слова. Если оценка отрицательна (синий цвет), соответствующий признак в фоносемантике слова подавлен. Если же оценка отличается от нейтральной в пределах погрешности измерений, то она представлена темно-серым цветом.
На рис. 1 показана оценка слова ВААЛ, проведенная с использованием одноименного проекта по монополярным шкалам.
Рис.1. Оценка слова ВААЛ по монополярным шкалам
При оценке слова по биполярным шкалам каждая шкала представлена с помощью пары антонимичных прилагательных русского языка, числовой оценки от -100% до +100% и цветной полосы синего или красного цвета. Длина полосы пропорциональна абсолютной величине числовой оценки.
Два антонима представляют как бы два противоположных полюса оценки. Если в слове преобладает оценка левого прилагательного, рисуется красная полоска влево от центральной числовой оценки. Если преобладает оценка правого прилагательного, рисуется синяя полоска вправо от центральной числовой оценки. Если же оценка отличается от нейтральной в пределах погрешности измерений, то она представлена темно-серым цветом.
На рис. 2 показана оценка слова ВААЛ, проведенная с использованием одноименного проекта по биполярным шкалам.
Рис.2. Оценка слова ВААЛ по биполярным шкалам
Для генерации псевдослов пользователю предоставляется возможность указать, чтобы эти слова обладали требуемым эмоциональным воздействием на подсознание. В диалоговом окне выбора характеристик можно установить желаемые характеристики по двум наборам шкал.
Для определения эмоционального воздействия текстов в ИС имеется диалоговое окно, которое состоит из пяти страниц. Оно содержит гистограммы оценок текста по биполярным и монополярным шкалам, гистограммы профилей оценок по биполярным и монополярным шкалам и гистограмму звуко-цветовой оценки текста.
Система ВААЛ позволяет не только оценить весь текст, но и представить, как изменялись те или иные оценки на протяжении текста. Для этого текст разбивается на 25 примерно равных кусков и вычерчивается соответствующая гистограмма. Оценки могут быть пошаговыми и накопленными (рис. 3).
Рис.3. Пример оценки текста
Система ВААЛ включает в себя ряд модулей, позволяющих проводить полноценный контент-анализ текстов. Некоторые из этих модулей уникальны, так как реализуют методы, не представленные ни в одной из коммерческих систем для компьютерного контент-анализа.
Категории эмоционально-лексической оценки позволяют оценить эмоциональный фон текста. Эмоции включают непосредственное переживание значимости действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его деятельности («состояние»), прогноз результатов деятельности («ожидания») и оценка личности, деятельности или результатов деятельности другими людьми («оценка»).
Эмоциональный контекст деятельности описывается людьми не только через использование соответствующих собственно эмоциональных (радость, радостный, грусть, грустный), но и «общеоценочных» (хорошо, плохо) слов. Также эмоциональный контекст задается номинализациями, используемыми для называния других участников ситуации. Строго говоря, использование эмоциональных слов для описания ситуации (события) является следствием проекции и антропофикации самой ситуации (т.е. рассматривание ситуации как субъекта самой себя), предметов, природных явлений и т.д., так или иначе считающихся важным говорящим для описания ситуации. Соответственно, для выявления эмоционального фона ситуации необходим учет следующих групп слов:
общеоценочные слова (хорошо, плохо, тяжело и т.д.);
прилагательные и номинализации, используемые для описания и оценки человека, включая наиболее распространенные метафоры;
глаголы, описывающие эмоциональные реакции человека.
На рис. 4 приведен пример контент-анализа текста.
Рис. 4. Пример контент-анализа текста
Эмоционально-лексические оценки рассчитываются как средние величины по каждой из шкал. Если полученная оценка положительна, то строка гистограммы имеет красный цвет, если отрицательна – синий. В нижней части окна приведены:
количество эмоционально-оценочных слов в тексте;
процент эмоционально-оценочных слов от всех слов анализируемого текста;
нормальный процент эмоционально-оценочных слов в русском языке / жанре.
Тексты и слова оценивают сразу по многим параметрам, которые трудно охватить одним взглядом, чтобы сказать насколько похожи или насколько отличаются друг от друга эти слова и тексты. Факторный анализ данных позволяет не только уменьшить размерность пространства признаков, но и выявить среди них наиболее информативные.
В системе ВААЛ производится сведение пространства признаков к трем наиболее информативным факторам. Это позволяет наглядно визуализировать результаты анализа в псевдо-трехмерном пространстве (рис. 5).
Рис. 5. Пример факторного анализа
Справа в таблице находятся пронумерованные имена из первого столбца таблицы данных. Слева на фоне темно-серого квадрата нарисованы цифры, обведенные окружностями. Каждая цифра соответствует номеру имени. Визуализация производится в псевдо-трехмерном пространстве. Диаметр окружности вокруг цифры соответствует степени близости.
Кнопки слева внизу позволяют пользователю производить вращение в пространстве. Это позволяет более интуитивно представить взаиморасположение имен в пространстве. Скорость вращения можно регулировать. Три левых крайних кнопки соответствуют трем фиксированным проекциям в двумерное пространство. Имеется возможность распечатать результаты факторного анализа на принтере. Факторизация производится методом центроидов.
Информация о проекте ВААЛ доступна в сети Интернет по адресу http://www.vaal.ru.
ИС в сети Интернет
В настоящее время в сети Интернет можно найти ИС, имеющие отношение к психолингвистике.
Например, по адресу http://tesaurus.ru/dict/dict.php расположен информационный ресурс под названием «Русский ассоциативный словарь». Пользователь может ввести любое слово и получить результат в виде количества реакций на стимул, количества различных и одиночных реакций на стимул. Информация может быть представлена с учетом таких фильтров, как пол, сравнение полов, возраст и профессия испытуемых.
На рис.6 приведен фрагмент результата по запросу «родители».

Рис.6. Результат по запросу «родители»
Заключение
В работе приведена схема психолингвистического эксперимента, которую можно показать в виде формулы: S→█→R, где S – стимул, R – реакция испытуемого, а между ними связь через «черный ящик», которым является участник эксперимента. Методика проведения ассоциативного эксперимента наиболее ярко иллюстрирует традиционную схему психолингвистического эксперимента. Самой важной характеристикой любой ассоциативной связи является ее вероятностный характер. Ассоциативные нормы фиксируются в соответствующих словарях.
В работе перечислены методики, используемые при проведении экспериментов в психолингвистике, а именно: семантический дифференциал, дополнение и заканчивание предложения, косвенное исследование семантики, градуальное шкалирование, определение грамматической правильности, опросник, прямое толкование слова и классификация.
В полном психолингвистическом исследовании должно присутствовать сочетание методов наблюдения и эксперимента, на основании результатов которых строится модель (теория), в том числе включающая функциональную реализованную модель, на основании которой может быть разработана компьютерная программа.
В курсовой работе рассмотрена ИС ВААЛ и приведены экранные формы, дающие представление о ее функциональных возможностях. Также дана ссылка и показана форма из информационного ресурса «Русский ассоциативный словарь», позволяющая получать информацию по реакциям на стимул.
В самых разнообразных исследованиях необходимо и важно проведение грамотного эксперимента.
Список использованной литературы
Белянин, В.П. Психолингвистика. Учебник. / В.П. Белянин. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232 с. – ISBN 5-89349-371-0 (Флинта), 5-89502-421-1 (МПСИ).
Глухов, В.П. Основы психолингвистики. / В.П. Глухов. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 352 с. – 2008. – ISBN 978-5-17-030476-9, 978-5-271-11285-0
Залевская, A.A. Введение в психолингвистику. Учебник / А.А. Залевская. – М.: Научная библиотека МГУ, 1999. – 348 с. – ISBN 5-7281-0282-4.
Кавинкина, И.Н. Психолингвистика. Уч. Пособие. / И.Н. Кавинкина. – Гродно, ГрГУ, 2010. – 284 с. – ISBN 978-985-515-235-5.
Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. Учебник. / А.А. Леонтьев. – СПб: М. Смысл, 2003. – 287 с. – ISBN: 5-8114-0488-3.
Психолингвистика: учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – ISBN 5-9292-0144-7.
Фрумкина, P.M. Психолингвистика. / Р.М. Фрумкина. – Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с. – ISBN 5-7695-0726-8.
Эксперимент в психолингвистике: Конспекты лекций и методические рекомендации. Учебное пособие для вузов / Е.В. Ягунова. – СПб: Издательство «Остров», 51 с.
Проект ВААЛ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vaal.ru.
Русский ассоциативный словарь». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tesaurus.ru/dict/dict.php.
Белянин, В.П. Психолингвистика. Учебник / В.П. Белянин. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. – с.129-150.









31


1. Белянин, В.П. Психолингвистика. Учебник. / В.П. Белянин. – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232 с. – ISBN 5-89349-371-0 (Флинта), 5-89502-421-1 (МПСИ).
2. Глухов, В.П. Основы психолингвистики. / В.П. Глухов. – М.: АСТ, Астрель, 2008. ¬– 352 с. – 2008. – ISBN 978-5-17-030476-9, 978-5-271-11285-0
3. Залевская, A.A. Введение в психолингвистику. Учебник / А.А. Залевская. – М.: Научная библиотека МГУ, 1999. ¬ – 348 с. – ISBN 5-7281-0282-4.
4. Кавинкина, И.Н. Психолингвистика. Уч. Пособие. / И.Н. Кавинкина. – Гродно, ГрГУ, 2010. – 284 с. – ISBN 978-985-515-235-5.
5. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики. Учебник. / А.А. Леонтьев. – СПб: М. Смысл, 2003. – 287 с. – ISBN: 5-8114-0488-3.
6. Психолингвистика: учебник для вузов / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – ISBN 5-9292-0144-7.
7. Фрумкина, P.M. Психолингвистика. / Р.М. Фрумкина. – Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с. – ISBN 5-7695-0726-8.
8. Эксперимент в психолингвистике: Конспекты лекций и методические рекомендации. Учебное пособие для вузов / Е.В. Ягунова. – СПб: Издательство «Остров», 51 с.
9. Проект ВААЛ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vaal.ru.
10. Русский ассоциативный словарь». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tesaurus.ru/dict/dict.php.

Вопрос-ответ:

Какие этапы и схема психолингвистического эксперимента?

Психолингвистический эксперимент состоит из следующих этапов: формулирование проблемы, составление списка задач, выбор участников эксперимента, разработка экспериментальных материалов, проведение эксперимента, обработка и анализ данных, интерпретация результатов и написание отчета.

Какие разновидности ассоциативного эксперимента существуют?

Существуют различные методы проведения ассоциативного эксперимента, включая свободные, привязанные и напряженные ассоциации, а также ассоциации по ассоциативным полям и ассоциации на репрезентативных наборах слов.

Что такое метод семантического дифференциала?

Метод семантического дифференциала представляет собой метод психолингвистического исследования, при котором участникам предлагается оценить значение и отношение к определенным объектам или понятиям с помощью шкалы с противоположными характеристиками.

Как работает методика дополнения и методика заканчивания предложения?

Методика дополнения представляет собой метод, при котором участникам предлагается продолжить предложение, которое уже начато. Методика заканчивания предложения предполагает, что участники должны закончить предложение, которое им приведено в начальной форме.

Что представляют собой методы косвенного исследования семантики?

Методы косвенного исследования семантики включают градуальное шкалирование и методику определения грамматической правильности. Градуальное шкалирование представляет собой метод оценки линейной шкалы, на которой участники оценивают степень соответствия слова или предложения определенной характеристике. Методика определения грамматической правильности позволяет участникам оценить правильность грамматического построения предложения.

Какие основные этапы есть в психолингвистическом эксперименте?

В психолингвистическом эксперименте можно выделить три основных этапа: планирование, проведение и анализ данных. На этапе планирования определяются цели эксперимента, выбираются методы и инструменты, составляются экспериментальные условия. Проведение эксперимента включает в себя непосредственное проведение опытов, сбор данных и контроль экспериментальных условий. Анализ данных включает обработку полученных результатов, статистический анализ и интерпретацию данных.

Какими методами можно проводить ассоциативный эксперимент?

Ассоциативный эксперимент можно проводить с помощью различных методов. Один из наиболее распространенных методов - это методика свободного ассоциирования, когда испытуемым предлагается называть первое слово, которое приходит им в голову при условии слышания определенного стимула. Также можно использовать методику ограниченного ассоциирования, когда испытуемым предлагается выбрать одно из предложенных слов или внести свой вариант из предопределенного списка.

Как работает метод семантического дифференциала?

Метод семантического дифференциала используется для изучения семантической перцепции слов. Испытуемому предлагается оценить значение слова по определенным параметрам, таким как положительность/отрицательность, большинство/меньшинство, громкость/тишина и т. д. Он выставляет оценку на шкале между двумя противоположными понятиями, что позволяет определить семантические оттенки значения слова и сравнить его с другими словами.

Какие методики используются для изучения семантики предложений?

Для изучения семантики предложений используются методика дополнения и методика заканчивания предложения. В методике дополнения испытуемым предлагается продолжение незаконченного предложения с помощью подходящего слова или выражения. Это позволяет изучить ментальное представление испытуемых об объекте или ситуации. В методике заканчивания предложения испытуемым предлагается закончить заданное предложение исходя из своего понимания и оценки предмета, явления или ситуации.

Какие этапы и схема психолингвистического эксперимента?

Психолингвистический эксперимент состоит из следующих этапов: формулировка гипотезы, разработка экспериментального дизайна, набор и подготовка участников эксперимента, проведение эксперимента, обработка полученных данных, анализ результатов и интерпретация их с помощью статистических методов. Схема психолингвистического эксперимента может быть представлена следующим образом: вводный этап - описание задачи эксперимента, задание и инструкции для участников; экспериментальный этап - предъявление стимулов и сбор данных; завершающий этап - обработка и анализ данных, выводы исследования.

Какие методы применяются в психолингвистическом эксперименте для исследования семантики?

В психолингвистике для исследования семантики применяются различные методы, включая ассоциативный эксперимент, метод семантического дифференциала, методика дополнения и заканчивания предложения, методы косвенного исследования, градуальное шкалирование и методика определения грамматической правильности, опросник и методика прямого толкования слова. Каждый из этих методов позволяет получить информацию о значениях слов и выявить связи между ними в контексте психолингвистического эксперимента.