История изучения античной живописи Северного Причерноморья

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 25 25 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 14.07.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Исследование искусства Северного Причерноморья 6
Глава 2. Исследования скифского искусства 17
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Скифский звериный стиль как художественное явление, его происхождение, содержание и средства выражения анализируется и в работах Е. В. Переводчикова, В. И. Клочко. В. Ю. Мурзина, С.А. Есаяна, М.Н. Погребова и д.р.
Таким образом, можно сделать вывод о тщательной научной проработке истории и культуры скифов, в частности, скифского звериного стиля. Но при этом важно отметить, что трактовки сюжетов и анализ пластических особенностей скифских изображений именно всадников недостаточно глубоки, чаще всего подобные сцены просто упоминаются, без какого-либо анализа.
Заключение

В заключение необходимо подвести итоги работы. В данной курсовой было проведено исследование истории изучения античной живописи Северного Причерноморья.
В ходе работы было выявлено, что рост интереса к отечественной истории в начале XIX в. вызвал стремление к изучению и сохранению памятников Северного Причерноморья. Своеобразное и яркое искусство античных городов северного Причерноморья составляет существенную часть их культурной истории. Оно может быть понято только в тесной связи с конкретно историческими условиями, которые создали предпосылки для его появления и развития. Поэтому характер научных исследований, рассмотренных в данной работе различен: от общих исторических и историографических обзоров работы В. Латышева и М. Ростовцева до узких исследований конкретных памятников в трудах А.П. Ивановой и Г.И. Соколова.
Объем публикаций, посвященных античной живописи Северного Причерноморья, неизмеримо больше, чем может вместить в себя данная курсовая работа, поэтому была предпринята попытка обозначить ключевые труды известных русских и советских ученых, историков и искусствоведов.
Анализ материала не оставляет сомнения, что вся тематика изобразительного творчества эпохи ранних кочевников так или иначе связана с кругом мифологизированных представлений о жизни и смерти, с понятием цикличности и необходимой широтой сакральных образов в самом широком понимании. Этим объясняется не только выбор сюжета, изображаемого мифа, но и тщательная проработка античными мастерами всех черт богов и героев, зооморфных образов, какими было богато скифское искусство.
С огромным сожалением приходится констатировать, что многие описанные учеными еще начала ХХ века бесценные для науки памятники, столь важные для понимания особенностей культурно-исторического развития Боспора, к концу столетия оказались фактически утраченными. Данное обстоятельство объясняет насущную необходимость дальнейшего исследования и сохранившихся памятников, в том числе и с целью их сохранения. И изучения уже утраченного наследия античной живописи Северного Причерноморья для создания их компьютерных реконструкций. Только такие объёмные реконструкции позволяют нам с большей или меньшей степени достоверности представить облик склепов, расположение росписей, соотношение их друг с другом и т.д. Увы, за небольшим исключением, только таким образом современный человек может «войти» в древние склепы Боспора, оценить всё их своеобразие, полюбоваться настенными росписями.

Список литературы

Античные города северного Причерноморья. Очерки истории и культуры. - М.-Л.: 1955.
Античные государства Северного Причерноморья /Под ред. Г.А. Кошеленко, И. Т. Крутиковой, B.C. Долгорукова. М., 1984.
Артамонов М.И. Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья: Сб. ст. Л., 1968.
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. - Прага; Л., 1966.
Блаватский В.Д. Искусство Северного Причерноморья. Античная эпоха М., 1947.
Бойко А.Г. Произведение изобразительного искусства как предмет искусствоведения и музейной педагогики второй половины XIX - XX вв. Дисс... канд. искусствовед. 17.00.04 / РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб, 2003.
Галанина Л.Г., Доманский Л.В., Смирнова Г.И. Скифы: Путеводитель по выставке. Л., 1981.
Гёрц К.К. О значении истории искусства. Вступит, лекция, чит. 5 окт. 1857 г. - [М.], 1857.
Гюнцбург К. Первый год Московского Голицынского Музея (1865). - М.: Университ. типогр., 1866.
Ернштедт Е. В. Монументальная живопись Северного Причерноморья (Общий обзор памятников живописи) // Античные города Северного Причерноморья. Очерки истории и культуры. — М. — Л., 1955.
Жебелев С. А. Северное Причерноморье. Исследования и статьи по истории Северного Причерноморья античной эпохи. М.-Л. АН СССР. 1953.
Жебелев С.А. Пантикапейские Ниобиды. - Петроград, 1901.
Жебелев С.А. Северное Причерноморье. - М.-Л., 1953
Иванова А. П. О некоторых особенностях боспорской живописи. Античные города Северного Причерноморья. — Т. I. — М. — Л., 1955. — С. 406—436.
Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. — Киев, 1961.
Ильинская В. А. Образ коня и быка в раннескифском искусстве// Тезисы докладов III Всесоюзной конференции по вопросам скифо-сарматской археологии (скифо-сибирский «звериный» стиль). М., 1972.
Кондаков Н.П. Греческие терракотовые статуэтки в их отношении к искусству, религии и быту. - Одесса: Франко-русская тип. Л. Даникана, 1879.
Кузьмина Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов// Скифы и сарматы. Киев, 1977.
Кузьмина Е.Е. Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве "звериного" стиля евразийских степей скифской эпохи// Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 1987.
Латышев В.В. Эпиграфические данные о государственном устройстве Херсонеса Таврического // ЖМНП. 1884. Июнь. С. 35–77.
Лукомский Г.К. Архитектура на римских выставках // Аполлон. - 1911. - № 10.
Манцкевич А.П. Золотой гребень из кургана Солоха .:Л. 1962
Манцкевич А.П. Курган Солоха.: Л. 1987.
Мастера искусства об искусстве. - Т. 7. - М.: Искусство, 1970.
Павлуцкий Г.Г. О жанровых сюжетах в греческом искусстве до эпохи эллинизма. Изд. 2-е, испр. и доп. - Киев: Тип. C.B. Кульженко, 1897.
Памяти Дмитрия Яковлевича Самоквасова. - М.: Синодальная типогр., 1912.
Переводчикова Е. В. Язык древних образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи.:М. 1994
Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. М., 1986.
Раевский Д.С. Скифские каменные изваяния в системе религиозно-мифологических представлений ираноязычных народов евразийских степей //Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности. М., 1983.
Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Пг.: Огни, 1918.
Ростовцев, М.И. Античная декоративная живопись на юге России. Т. I. Атлас / М.И. Ростовцев. – СПб., 1913. – 112 табл.
Ростовцев, М.И. Античная декоративная живопись на юге России. Том. II. / М.И. Ростовцев. – СПб.: тип. Акад. Наук, 1914 – 537 с., XVII л. илл. (текст)
Свенцицкая И.С. Изучение античного наследия в университетах России во второй половине XIX в. // Античное наследие в культуре России / Под общ. ред. Г.С. Кнабе. - М.: Изд. РНИИ культ, и природ, наследия, 1995. - С. 230-244.
Скифский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М. 1976.
Соколов Г.И. Искусство Боспорского царства. М., 1999.
Соколов Г.И. Ольвия и Херсонес (ионическое и дорическое искусство). М., 1999.
Соколов, Г.И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства / Г.И. Соколов. – Л.: Аврора, 1973.
Фармаковский Б.В. Лекции по истории искусств. - СПб.: Литогр. Ю. Семечкиной, 1908 - 1909.
Фармаковский Б.В. Ольвия. - М.: Тов-во Скоропечатни А.А. Легенсон, 1915.

Цит. по: Свенцицкая И.С. Изучение античного наследия в университетах России во второй половине XIX в. - С. 238.
Там же.
Цит. по: Лукомский Г.К. Архитектура на римских выставках // Аполлон. - 1911. - № 10. -С. 39.

Свенцицкая К.С. Изучение античного наследия в университетах России во второй половине XIX в. - С. 236; Фролов Э.Д. Русская наука об античности: Историографические очерки. - С. 205.
Гюнцбург К. Первый год Московского Голицынского Музея (1865). - М.: Университ. типогр., 1866.-С. 7-8.
Герц К.К. О значении истории искусства. - С. 7 - 8.
Цит. по: Павлуцкий Г.Г. О жанровых сюжетах в греческом искусстве до эпохи эллинизма.- С. 34-35.
Цит. по: Мастера искусства об искусстве. - Т. 7. - М.: Искусство, 1970. - С. 230.
Цит. по: Кондаков Н.П. Греческие терракотовые статуэтки... - С. 2. См. также: Фармаковский Б.В. Лекции по истории искусств. 1908 - 1909. - С. 35.
Бойко А.Г. Произведение изобразительного искусства как предмет искусствоведения и музейной педагогики второй половины XIX - XX вв. Дисс. ...канд. иск. - С. 44.
Цит. по: Там же. - С. 180.
Цит. по: Фармаковский Б.В. Ольвия. - М.: Тов-во Скоропечатни А.А. Легенсон, 1915. - С. 36.
Латышев В.В. Эпиграфические данные о государственном устройстве Херсонеса Таврического // ЖМНП. 1884. Июнь. С. 35–77; Его же. Исследования об истории и государственном строе города Ольвии. СПб., 1887; Его же. Краткий очерк истории Боспорского царства // ПОNТIКА. СПб., 1909; Ростовцев М.И. Римские гарнизоны на Таврическом полуострове и Ай-Тодорская крепость // ЖМНП. 1900. Март. С. 140–158; Его же. Античная декоративная живопись на юге России. В 2-х тт. Т. I. СПб., 1913. Т. II. Атлас. СПб., 1914; Его же. Научное значение истории Боспорского царства // Сборник к 40-летию профессорской деятельности Н.И. Кареева. СПб., 1914. С. 195–210; Его же. Военная оккупация Ольвии римлянами // ИАК. 1915. Вып. 58. С. 1–16; Его же. К истории Херсонеса в эпоху ранней Римской империи // Сб. статей в честь гр. П.С. Уваровой. Древности. Т. XXVI. М., 1916; Его же. Понт, Вифиния, Боспор // Русский исторический журнал. 1917. № 1–2. С. 110–130; Его же. Скифия и Боспор // ВДИ. 1989. № 1. С. 192–206; № 2. С. 183–197; № 3. С. 184–203; № 4. С. 124–133; 1990. № 1. С. 175–183; Его же. Эллинство и иранство на Юге России. М., 2003.
Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Пг.: Огни, 1918. - С. V - VII, 6.
Свенцицкая И.С. Изучение античного наследия в университетах России во второй ноловине XIX в. // Античное наследие в культуре России / Под общ. ред. Г.С. Кнабе. - М.: Изд. РБШИ культ, и природ. наследия, 1995. - С. 230.
Ростовцев, М.И. Античная декоративная живопись на юге России. Т. I. Атлас / М.И. Ростовцев. – СПб., 1913. – 112 табл. Ростовцев, М.И. Античная декоративная живопись на юге России. Том. II. / М.И. Ростовцев. – СПб.: тип. Акад. Наук, 1914 – 537 с., XVII л. илл. (текст)
Памяти Дмитрия Яковлевича Самоквасова. - М.: Синодальная типогр., 1912. - С. 27.
Там же. - С. 28.
Памяти Дмитрия Яковлевича Самоквасова. - С. 32 - 33.
Античные города северного Причерноморья. Очерки истории и культуры. - М.-Л.: 1955.
Жебелев С.А. Северное Причерноморье. - М.-Л., 1953
Жебелев С.А. Пантикапейские Ниобиды. - Петроград, 1901.
Ернштедт Е. В. Монументальная живопись Северного Причерноморья (Общий обзор памятников живописи) // Античные города Северного Причерноморья. Очерки истории и культуры. — М. — Л., 1955.
Там же. – С. 285.
Иванова А. П. О некоторых особенностях боспорской живописи. Античные города Северного Причерноморья. — Т. I. — М. — Л., 1955. — С. 406—436.
Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. — Киев, 1961.
Соколов, Г.И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства / Г.И. Соколов. – Л.: Аврора, 1973. Соколов Г.И. Ольвия и Херсонес (ионическое и дорическое искусство). М., 1999.
Соколов Г.И. Искусство Боспорского царства. М., 1999.
Раевский Д.С. Скифские каменные изваяния в системе религиозно-мифологических представлений ираноязычных народов евразийских степей //Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности. М., 1983. С. 43.
Е. Е. Кузьмина. Мифология и искусство скифов и бактрийцев.: М. 2002
Райс Т. «Скифы: строители степных пирамид» М. : Центрполиграф, 2004
С. И. Руденко. Искусство Алтая и Передней Азии.: М. 1961
. А.П. Манцевич. Золотой гребень из кургана Солоха .:Л. 1962
Е. Ф. Королькова. Властители степей. СПб.: Гос.Эрмитаж .:СПб.2006 и др.
Скифо-Сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М. 1976
Либеров П.Д. Локальные особение связей с внешним миром // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976.
Шкурко А.И. О локальных различиях в искусстве Лесостепной Скифии // Скифо-сибирский звериный стиль в иск сстве на Евразии. ., 1976.
Раевский Д.С. К характеристике основных тенденций в истории скифского искусства //
Художественные памятники и проблемы культуры Востока Л., 1985
Х. фон Галль. Сцена поединка всадников на серебряной вазе Косики. Истоки восприятия одного иранского мотива в Южной России. «Вестник древней истории». «Наука». 1997. № 2.












2

1. Античные города северного Причерноморья. Очерки истории и культуры. - М.-Л.: 1955.
2. Античные государства Северного Причерноморья /Под ред. Г.А. Кошеленко, И. Т. Крутиковой, B.C. Долгорукова. М., 1984.
3. Артамонов М.И. Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья: Сб. ст. Л., 1968.
4. Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. - Прага; Л., 1966.
5. Блаватский В.Д. Искусство Северного Причерноморья. Античная эпоха М., 1947.
6. Бойко А.Г. Произведение изобразительного искусства как предмет искусствоведения и музейной педагогики второй половины XIX - XX вв. Дисс... канд. искусствовед. 17.00.04 / РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб, 2003.
7. Галанина Л.Г., Доманский Л.В., Смирнова Г.И. Скифы: Путеводитель по выставке. Л., 1981.
8. Гёрц К.К. О значении истории искусства. Вступит, лекция, чит. 5 окт. 1857 г. - [М.], 1857.
9. Гюнцбург К. Первый год Московского Голицынского Музея (1865). - М.: Университ. типогр., 1866.
10. Ернштедт Е. В. Монументальная живопись Северного Причерноморья (Общий обзор памятников живописи) // Античные города Северного Причерноморья. Очерки истории и культуры. — М. — Л., 1955.
11. Жебелев С. А. Северное Причерноморье. Исследования и статьи по истории Северного Причерноморья античной эпохи. М.-Л. АН СССР. 1953.
12. Жебелев С.А. Пантикапейские Ниобиды. - Петроград, 1901.
13. Жебелев С.А. Северное Причерноморье. - М.-Л., 1953
14. Иванова А. П. О некоторых особенностях боспорской живописи. Античные города Северного Причерноморья. — Т. I. — М. — Л., 1955. — С. 406—436.
15. Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. — Киев, 1961.
16. Ильинская В. А. Образ коня и быка в раннескифском искусстве// Тезисы докладов III Всесоюзной конференции по вопросам скифо-сарматской археологии (скифо-сибирский «звериный» стиль). М., 1972.
17. Кондаков Н.П. Греческие терракотовые статуэтки в их отношении к искусству, религии и быту. - Одесса: Франко-русская тип. Л. Даникана, 1879.
18. Кузьмина Е.Е. Конь в религии и искусстве саков и скифов// Скифы и сарматы. Киев, 1977.
19. Кузьмина Е.Е. Сюжет борьбы хищника и копытного в искусстве "звериного" стиля евразийских степей скифской эпохи// Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск, 1987.
20. Латышев В.В. Эпиграфические данные о государственном устройстве Херсонеса Таврического // ЖМНП. 1884. Июнь. С. 35–77.
21. Лукомский Г.К. Архитектура на римских выставках // Аполлон. - 1911. - № 10.
22. Манцкевич А.П. Золотой гребень из кургана Солоха .:Л. 1962
23. Манцкевич А.П. Курган Солоха.: Л. 1987.
24. Мастера искусства об искусстве. - Т. 7. - М.: Искусство, 1970.
25. Павлуцкий Г.Г. О жанровых сюжетах в греческом искусстве до эпохи эллинизма. Изд. 2-е, испр. и доп. - Киев: Тип. C.B. Кульженко, 1897.
26. Памяти Дмитрия Яковлевича Самоквасова. - М.: Синодальная типогр., 1912.
27. Переводчикова Е. В. Язык древних образов. Очерки искусства евразийских степей скифской эпохи.:М. 1994
28. Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. Проблемы мировоззрения ираноязычных народов евразийских степей I тысячелетия до н.э. М., 1986.
29. Раевский Д.С. Скифские каменные изваяния в системе религиозно-мифологических представлений ираноязычных народов евразийских степей //Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в древности. М., 1983.
30. Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Пг.: Огни, 1918.
31. Ростовцев, М.И. Античная декоративная живопись на юге России. Т. I. Атлас / М.И. Ростовцев. – СПб., 1913. – 112 табл.
32. Ростовцев, М.И. Античная декоративная живопись на юге России. Том. II. / М.И. Ростовцев. – СПб.: тип. Акад. Наук, 1914 – 537 с., XVII л. илл. (текст)
33. Свенцицкая И.С. Изучение античного наследия в университетах России во второй половине XIX в. // Античное наследие в культуре России / Под общ. ред. Г.С. Кнабе. - М.: Изд. РНИИ культ, и природ, наследия, 1995. - С. 230-244.
34. Скифский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М. 1976.
35. Соколов Г.И. Искусство Боспорского царства. М., 1999.
36. Соколов Г.И. Ольвия и Херсонес (ионическое и дорическое искусство). М., 1999.
37. Соколов, Г.И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства / Г.И. Соколов. – Л.: Аврора, 1973.
38. Фармаковский Б.В. Лекции по истории искусств. - СПб.: Литогр. Ю. Семечкиной, 1908 - 1909.
39. Фармаковский Б.В. Ольвия. - М.: Тов-во Скоропечатни А.А. Легенсон, 1915.

Вопрос-ответ:

Кто исследовал искусство Северного Причерноморья?

Искусство Северного Причерноморья исследовали Е. В. Переводчиков, В. И. Клочко, В. Ю. Мурзин, С. А. Есаян, М. Н. Погребов и другие ученые.

Что изучали в работах о скифском искусстве?

В работах о скифском искусстве анализировались происхождение, содержание и средства выражения скфского звериного стиля.

Какие выводы можно сделать о истории и культуре скифов?

Можно сделать вывод о тщательной научной проработке истории и культуры скифов.

Кто изучал искусство Северного Причерноморья?

Искусство Северного Причерноморья изучали Е. В. Переводчиков, В. И. Клочко, В. Ю. Мурзин, С. А. Есаян, М. Н. Погребов и другие ученые.

Что анализировали в работах о скифском искусстве?

В работах о скифском искусстве анализировалось происхождение, содержание и средства выражения скфского звериного стиля.

Когда начали изучать античную живопись Северного Причерноморья?

Изучение античной живописи Северного Причерноморья началось в XIX веке.

Какие исследования проводились в области скифского искусства?

Исследования в области скифского искусства включали анализ содержания и средств выражения скифского звериного стиля.

Какие работы рассматривают скифский звериный стиль?

Скифский звериный стиль рассматривается в работах Е.В. Переводчикова, В.И. Клочко, В.Ю. Мурзина, С.А. Есаяна, М.Н. Погребова и других исследователей.

Какое заключение можно сделать о истории и культуре скифов?

История и культура скифов были тщательно научно проработаны исследователями.

Какие факты известны об искусстве Северного Причерноморья?

О искусстве Северного Причерноморья известны факты, свидетельствующие о его исследовании и изучении в XIX веке.

Какие были результаты исследования искусства Северного Причерноморья?

Исследования искусства Северного Причерноморья привели к выявлению особенностей и развития живописи и других видов искусства в этом регионе. Были изучены характерные темы, мотивы и стили, а также обнаружены связи между искусством Северного Причерноморья и другими культурами. Результаты исследования позволили лучше понять историю и развитие этого региона и его вклад в общекультурное наследие.

Какие исследования проводились в области скифского искусства?

В области скифского искусства проводились исследования, нацеленные на изучение скифской живописи и других художественных проявлений этой культуры. Были исследованы характерные элементы и стили, анализировались средства выражения и содержание скифского искусства. Исследователи, такие как Е. В. Переводчиков, В. И. Клочко, В. Ю. Мурзин, С. А. Есаян и М. Н. Погребов, внесли значительный вклад в понимание истории и культуры скифов.