Классификация преступлений в сфере таможенного дела

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Уголовное право
  • 83 83 страницы
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 29.06.2014
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Сущность таможенных правонарушений 6
1.1. Таможенные правонарушения: понятие и общая характеристика 6
1.2. Характеристика и анализ видов юридической ответственности в таможенном деле 11
Глава 2. Основные особенности таможенных правонарушителей и исследование практических вопросов ответственности за таможенные правонарушения 25
2.1. Административные правонарушения в таможенном деле 25
2.2 Характеристика составов таможенных преступлений 54
2.3. Практика реализации ответственности за совершение таможенных правонарушений 66
Заключение 82
Список литературы 86
Приложение 88
Фрагмент для ознакомления

Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо осознает общественную опасность своего бездействия и желает их наступления. Мотив и цель для квалификации деяния как преступления значения не имеют.
Субъект преступного посягательства специальный руководитель организации, в обязанности которого входит принятие решения о переводе средств в иностранной валюте в банки.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, которые взимаются с предприятий или физического лица (ст. 194 УК РФ).
Данная статья определяет уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, которое совершается посредством действия или бездействия, которые состоят в сокрытии перемещаемого товара, предоставлении неверной информации о его принадлежности, назначении, цене, в полной или частичной неуплате начисленных таможенных платежей.
Непосредственный объект преступления – отношения, которые регулируют таможенную деятельность.
Предметом преступления представляются таможенные платежи.
Объективная сторона преступления находят свое выражение платежей в крупном размере, которые взимаются с предприятий или физического лица. Виновный уклоняется от обязательных таможенных платежей в крупном размере, который превышает пятьсот тысяч рублей (ч. 1 ст. 194 УК РФ).
Состав преступления материальный, уголовная ответственность наступает с момента уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном или особо крупном размере.
Субъект преступления – общий или специальный. К специальным субъектам в данном случае могут относиться должностное лицо, а также индивидуальный предприниматель.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей, которые носят крупный характер и которые он обязан уплатить, и желает этого.
Квалифицированными признаками рассматриваемого преступления считается совершение его группой лиц по предварительному сговору; в особо крупном размере (ч. 2 ст. 194 УК РФ). Понятие крупного и особо крупного размера дано в примечании к ст. 194 УК РФ.
2.3. Практика реализации ответственности за совершение таможенных правонарушений
Каждый день через таможенную границу РФ перевозится огромное количество товаров, которые перемещаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках осуществления внешнеэкономической деятельности, а также товаров, которые перемещают физические лица для нужд, которые не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.
Все они подлежат обязательному декларированию таможенному органу РФ в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом ТС.
Из практики следует, недекларирование и недостоверное декларирование товаров и транспортных средств преобладает среди административных правонарушений, которые совершаются участниками внешнеэкономической деятельности, а также физическими лицами, которые перемещают товары и транспортные средства через таможенную границу РФ.
Одной из причин этого является значительный объем перемещаемых товаров и транспортных средств при том, что все они подлежат обязательному декларированию при каждом перемещении через таможенную границу РФ.
Представляется, что большое количество таких правонарушений, как недекларирование и недостоверное декларирование, связано также с незнанием участниками хозяйственного оборота и физическими лицами всех реалий действующего законодательства о таможенном регулировании и таможенном контроле, а также об ответственности за правонарушения в области таможенного дела.
В настоящее время недостоверное заявление сведений, которое послужило основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и сведений, послуживших основанием для неприменения запретов или ограничений, которые закреплены согласно законодательству РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, определяет разный размер ответственности.
Если ранее штраф за недостоверное декларирование исчислялся исходя из стоимости предмета административного правонарушения, то в настоящее время фундаментом для исчисления штрафа считается сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов.
Таким образом, законодатель в значительной мере уменьшил размер штрафа за административное правонарушение, которое закреплено в ч. а ст. 16.2 КоАП РФ.
Таким образом, административная ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств определяется ст. 16.2 КоАП РФ.
Часть 1 указанной статьи устанавливает ответственность за недекларирование товаров.
Для наиболее точного понимания о том, что же такое недекларирование в первую очередь уделим внимание такому понятию, как декларирование товаров.
Анализ ТК ТС можно сделать вывод о том, что декларирование – это заявление таможенному органу в таможенной декларации или другим способом в письменной, устной, электронной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, которые необходимы для таможенных целей.
Необходимо отметить тот факт, что транспортные средства, так же как и товары подлежат декларированию. В то же время положения ТК ТС, которые позволяют сформулировать понятие декларирования для товаров, могли бы быть применены соответствующим образом и для транспортных средств.
Письменная форма выражается в подаче таможенной декларации или заявления.
Заявление подается физическим лицом при декларировании несопровождаемого багажа. Декларирование сопровождаемого багажа осуществляется путем пассажирской таможенной декларации.
Товары и транспортные средства, которые перемещаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подлежат декларированию посредством подачи соответствующей таможенной декларации.
При наличии обязанности задекларировать товар письменно недекларированием будет считаться незаявление лицом в письменной форме сведений о товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию, в том числе неподача таможенной декларации или заявления. Устная форма декларирования определена для отдельных категорий товаров, которые перемещаются физическими лицами. Относительно данной формы заявления сведений таможенному органу недекларированием будет являться незаявление физическим лицом сведений о товаре в устной форме. При этом заявление лицом таких сведений в письменной форме не может рассматриваться как недекларирование –физическое лицо имеет право по своему желанию декларировать в письменной форме товары, которые перемещаются им через таможенную границу и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме. Таким образом, устная форма декларирования может быть изменена декларантом на письменную.
Декларирование товаров в конклюдентной форме производится путем совершения физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, которые подлежат декларированию в письменной форме. Указанные действия состоят в проходе лица через специально обозначенное место («зеленый коридор»). В данном случае недекларирование будет заключаться в несовершении указанных действий.
Декларирование в электронной форме заключается в предоставлении сведений таможенному органу в виде электронных документов. Применительно к указанной форме заявления сведений недекларированием будет являться непредоствление сведений в электронном виде, однако в том случае в том случае, если лицо обязано предоставлять таможенному органу документы именно в электронной форме. В настоящее время предоставление сведений на электронном носителе является правом, а не обязанностью декларантом. Несмотря на это, нежелание декларанта воспользоваться электронной формой декларирования не исключает обязанности декларанта задекларировать товары в письменной форме, электронная форма является на сегодняшний день только альтернативой письменной форме декларирования.
Все товары, которые перемещаются через таможенную границу, подлежат декларированию. Также должны быть задекларированы товары, таможенный режим которых меняется, равно как и отходы и остатки, образованные при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления и уничтожения.
Понятие товара используется для таможенных целей в следующем значении: товар – это любое перемещаемое через таможенную границу имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, которые используются для перевозки, к товарам не относятся.
Необходимо отметить, что штатные запасные части, принадлежности и оборудование транспортных средств, используемых для перевозки, а также содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся совместно с транспортными средствами, которые используются для перевозки, рассматриваются как транспортное средство.
Следовательно, можно сделать говорить о том, что декларирование транспортного средства, которое используется для перевозки, рассматривается в том числе и как декларирование его штатных запасных частей, оборудования, а также содержащихся в его штатных баках горюче-смазочных материалов и топлива, если они перевозятся вместе с транспортным средством. Другими словами, вышеуказанные принадлежности транспортного средства не подлежат декларированию отдельно от того транспортного средства, вместе с которым они перемещаются.
Между тем, для таможенного оформления горюче-смазочных материалов и топлива, которые перевозятся вместе с транспортным средством, законодатель предусмотрел ряд особенностей.
Правовые основы для перемещения горюче-смазочных материалов и топлива, необходимых для эксплуатации транспортного средства, установлены ТК ТС.
Указанные нормы позволяют сделать вывод о необходимости декларирования горюче-смазочных материалов и топлива отдельно от транспортного средства.
Помимо этого, действует ряд нормативных правовых актов, однозначно рассматривающих горюче-смазочные материалы и топливо, которые перемещаются вместе с транспортными средствами, как товары.
Указанные нормативные правовые акты предусматривают декларирование горюче-смазочных материалов и топлива (припасов – как определяют их вышеуказанные нормативные правовые акты) отдельно от указанного транспортного средства.
Разумеется, декларирование припасов – оправданная необходимая мера.
Необходимо отметить, что отнесение к ТК ТС штатных запасных частей, принадлежностей и оборудования транспортных средств, используемых для перевозки, к транспортным средствам однозначно свидетельствует об отсутствии необходимости их декларирования отдельно от транспортного средства и в какие-либо противоречия с нормами ТК ТС не вступает.
Несмотря на это между таможенными органами и участниками ВЭД периодически возникают конфликтные ситуации, которые связаны с мнением некоторых должностных лиц таможенных органов о наличии у участников ВЭД обязанности по декларированию штатных запасных частей, перемещаемых в составе транспортного средства, отдельно от самого транспортного средства.
В основном, выводы сделанные нами ранее образуются у таможенных органов относительно таможенного оформления воздушных судов.
Иллюстрацией может служить дело № А72-5581/04-9/529, ЗАО обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления таможенной службы по делу об административном правонарушении. Данным постановлением ЗАО привлекли к административной ответственности по 1 ст. 16.2 КоАП РФ в виде штрафа.
В качестве противоправного деяния, которое составляет объективную сторону состава правонарушения, относительно ЗАО применено нарушение обязанности по декларированию арендованного у иностранного лица авиационного двигателя, который прибыл на территорию Российской Федерации в международном сообщении воздушном судне, владельцем которого являлось ЗАО, демонтированного с воздушного судна и вывезенного с таможенной территории Российской Федерации по грузовой таможенной декларации в таможенном режиме временного вывоза.
Обоснованием требований о признании незаконным и отмене постановления таможенных органов ЗАО, не отрицая фактических обстоятельств дела, сослалось на отсутствие в своих действиях признаков состава правонарушения, которое предусматривается ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Суд установил, что в феврале 2012 г. авиадвигатель по экспортной грузовой таможенной декларации был направлен в Ирландию. Основанием для экспорта авиадвигателя послужила сделка купли-продажи между резидентом Российской Федерации и иностранной организацией. В дальнейшем указанный авиадвигатель был передан заявителю на правах аренды.
В аэропорту Ирландии авиадвигатель был установлен на воздушное судно заявителя.
Далее воздушное судно прибылo в аэропорт «Ульяновск-Восточный» и было офoрмлено по генеральнoй декларации (применяется при таможенном оформлении воздушных судов в сoответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (Чикаго, 07.12.1944), приказу ГТК России от 27.12.2001 № 1255 «Об утверждении правил таможенного оформления и таможенного контроля воздушных судов»).
Исходя из положений генеральной декларации в таможенном отношении было оформлено лишь указанное выше воздушное судно, при этом имело место завершение таможенного режима временного вывоза – временным ввозом.
Далее заявителем был осуществлен демонтаж двигателя, с целью последующей его установки на другое воздушное судно. Таможенный орган о демонтаже не был уведомлен.
В последующем данный авиадвигатель был вывезен ЗАО за пределы таможенной Российской Федерации, при этом в декларации был заявлен временный вывоз.
Пo мнению таможенных органoв, данный двигатель понимается как товар, вследствие чего он должен был быть задекларирован при его ввозе на таможенную территорию РФ по правилам ТК ТС для декларирования товаров с подачей таможенной декларации.
Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд кассационной инстанции руководствовался следующим: так как ЗАО арендовало двигатель у иностранного лица, оно обязано было произвести его декларирование как иностранного товара по прибытии воздушного судна на территорию Российской Федерации. Кроме того, суд посчитал, что при вывозе двигателя с территории Российской Федерации обществом неправомерно заявлен таможенный режим временного вывоза.
Отменяя постановление кассационной инстанции ВАС РФ отметил, что обязанность по декларированию в качестве товаров, которые перемещаются через таможенную границу РФ, оборудования, агрегатов и силовых установок (двигателей), которые установлены на воздушном судне, не определена.
Таким образом, указанный авиациoнный двигатель при ввoзе его на территорию РФ в сoставе силовой установки вoздушного судна не может рассматриваться как инoстранный товар, котoрый подлежит декларированию в силу факта егo аренды у иностранного лица. Рассматривая особенности привлечения к ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ, необходимо обратить внимание на характеристике субъекта недостоверного декларирования, так как установление указанного признака указанного правонарушения зачастую вызывает множество вопросов как у должностных лиц органов таможни так и у участников ВЭД.
Недостоверное декларирование устанавливается ст. 16.2 КоАП РФ как заявление при декларировании тoваров или транспортных средств недoстоверных сведений о тoварах или транспортных средствах.
Декларирование товаров прoизводит декларант или таможенный брoкер (представитель) по выбoру декларанта. Следовательно, субъектом недостоверного декларирования выступает декларант или таможенный брокер, если декларирование производилось таможенным брокером.
Декларантом является лицо, которое декларирует товары или от имени которого декларируются товары. Согласно ТК ТС таможенным брокером является юридическое лицо, которое совершает от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции.
Осуществление таможенным брокером декларирования от имени заинтересованного лица не является основанием для освобождения его от ответственности за недекларирование или недостоверное декларирование товаров или транспортных средств.
Необходимо отметить, что таможенный брокер действует не от собственного имени, а от имени декларанта, ТК ТС определяет, что действия по декларированию совершает таможенный брокер, в следствие чего непосредственно на нем все обязанности, которые сопутствуют этому действию, в том числе обязанность заявлять органам таможни достоверные сведения о товаре.
О наличии указанной обязанности свидетельствует ТК ТС, который закрепляет право таможенного брокера требовать от декларанта представления любых документов и сведений, которые необходимы для таможенного оформления, и получать такие документы и сведения в сроки, которые обеспечивают соблюдение требований таможенного законодательства. Помимо этого таможенный брокер при декларировании товаров вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе до подачи таможенной декларации, брать с разрешения таможенного органа пробы и образцы таких товаров. Следовательно, возможным довод таможенных брокеров в обоснование своей невиновности, связанный с тем, что они только пользуются при декларировании тех сведений, которые получают от получателя или отправителя товаров, и не отвечают за их достоверность, несостоятелен.
Практика свидетельствует о том, что в случае привлечения таможенного брокера к ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ одним из его доводов в подтверждение своей невиновности служит отсутствие в договоре между таможенным брокером и заинтересованным лицом условий об обязанности декларирования товара таможенным брокером.
Между тем, для установления события правонарушения достаточно самого факта недостоверного декларирования таможенным брокером товаров от имени заинтересованного лица.
Не является доказательством отсутствия вины таможенного брокера в совершении недостоверного декларирования указание грузовой таможенной декларации («декларант») сведений о другом лице, так как декларант – это не только лицо, которое совершает действия по декларированию товаров, но также и лицо, от имени которого товары декларируются.
Вместе с этим в вину таможенному брокеру не должно вменяться несовершение действий, которые представляются чрезмерными в обычных условиях делового оборота.
Сложившаяся судебная практика подтверждает возможность привлечения к административной ответственности таможенного брокера за совершение правонарушения, которое предусмотрено ч. 16.2 КоАП РФ.
Общество (заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в виде штрафа.
Решением арбитражного суда заявление удовлетворено. Таможня обратилась с кассационной жалобой на решение суда.
По мнению таможенного органа суд нарушил положения ТК ТС, ст. 365. Таможенный орган указал, что заявитель в нарушение указанных норм заявил недостоверные сведения о таможенной стоимости товара в части расходов на транспортировку и доставку, в результате чего не были уплачены в бюджет таможенные платежи в сумме 12 523,50 руб.
Постановлением кассационной инстанции решение оставлено без изменения. Грузовую таможенную декларацию подавал от имени заявителя и за его счет по договору таможенный брокер.
Все обязанности, которые сопутствуют действиям по декларированию товаров, в том числе и заявление таможенному органу достоверных сведений о товарах, в случае декларирования товаров таможенным брокером возлагаются на последнего.
В соответствии с положениями диспозиции ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ ответственность наступает за заявление недостоверных сведений обязанным лицом, которым в данном случае заявитель не является (дело № Ф09-5555/04АК).
Таким образом, диспозиция ст. 16.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что субъектом ответственности за недекларирование является лицо, в чьи обязанности входит подача декларации, а субъектом ответственности за недостоверное декларирование – лицо, которое подаст декларацию.
Представляется, что в случае осуществления недостоверного декларирования от имени декларанта лицом, не являющимся таможенным брокером, в том числе и физическим лицом, указанное лицо может рассматриваться как субъект правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 16.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 23.8 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, которые предусмотрены ст. 16.2 КоАП РФ, относится к компетенции таможенных органов.
От имени таможенных органов рассматривают дела об административных правонарушениях руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в таможенной сфере (руководитель Федеральной таможенной службы), его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов – об административных правонарушениях, которые совершены физическими лицами.
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по результатам рассмотрения дела, возбужденного по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которые установлена ст. 16.2 КоАП РФ, при необходимости применения относительно лица, которое совершило административное правонарушение, административного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения штраф не назначает, а дело передает соответствующим судьям для решения круга вопросов, которые связаны с ответственностью лиц и назначением им административных наказаний.
Должностное лицо таможенного органа может рассматривать такие дела и принимать по ним решения о необходимости передачи независимо от того, относительно которого лицо возбуждено дело об административном правонарушении и проводилось ли по нему административное расследование.
О передаче дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ выносится определение.
Дело об административном правонарушении, ответственность за совершение которого закреплена ст, 16.2 КоАП, направляется:
а) судьям районных судов – в том случае, если по делу проводилось административное расследование;
б) судьям гарнизонных военных судов – в том случае, если дело возбуждено относиетльно военнослужащих и граждан, которые призваны на военные сборы, в том числе и дело, по которому проводилось административное расследование;
в) мировым судьям – в том случае, если по делу не проводилось административное расследование, за исключением дел, указанных в п. б .
Дело направляется судьям районных судов, гарнизонных военных судов, мировым судьям по месту совершения административного правонарушения. Дело, по которому проводилось административное расследование, направляется судьям по месту нахождения таможенного органа, который проводил указанное расследование.
Дело направляется соответствующим судьям в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о передаче дела судье для рассмотрения. Если окончание данного срока совпадает с нерабочим днем, дело подлежит направлению в течение первого следующего за ним рабочего дня.
Вещественные доказательства, которые хранятся при деле, направляются вместе с делом.
Вещественные доказательства, которые переданы на хранение другим лицам, органам или предприятиям, хранятся в месте, установленным органом таможенной службы, должностное лицо которого произвело их изъятие или наложило арест. О местонахождении указанных вещественных доказательств судью уведомляют в сопроводительном письме.
Другие вещественные доказательства направляются с нарочным или фельдъегерской связью одновременно с делом. При транспортировке таких вещественных доказательств таможенный орган должен обеспечить их сохранность.
Постановлением Пленума ВС РФ от 24 марта 2012 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» обращено внимание судей на необходимость при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении проведения перечисленных в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальных действий в целях выполнения предусмотренных ст. 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Выводы по второй главе.
Административная ответственность за правонарушения таможенной сфере (нарушения таможенных правил) определена гл.16 КоАП РФ.
В Таможенном кодексе Таможенного Союза содержатся статьи, которые касаются преступлений в области таможни, ответственность за такие правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.
Под таможенным преступлением следует понимать общественно опасное, виновное деяние, которое посягает на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств (в том числе применение таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, а также порядок взимания и уплаты таможенных платежей, которые установлены УК РФ.
К таможенным преступлениям относятся:
- контрабанда (ст. 188 УК РФ);
- незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, которое используется при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст, 189 УК РФ);
- невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
- невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 183 УК РФ);
- уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ). Особенностью данных преступлений является то, что все составы таможенных преступлений так или иначе связаны с налоговой и (или) валютной проблематикой, что осложняет их квалификацию и правоприменение в связи со сложностью изучения данных вопросов.
Заключение
В заключение нашей дипломной работы мы сделаем общие выводы по 2 главам исследования. Под правонарушением понимают поведение человека, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям.
Правонарушения разделяют на преступления и проступки (гражданско-правовые, административно-правовые, дисциплинарные).
Структуру правонарушения определяет понятие состава правонарушения, который представляет собой совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, дающих характеристики поведению лица как правонарушение.
Административные правонарушения в таможенной сфере представляют вид юридической ответственности, которая находит свое выражение в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, которое совершило правонарушение. Административная ответственность налагается за определенные таможенные правонарушения.
В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. таможенные преступления объединены в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».
До настоящего времени перечень и содержание таможенных преступлений остается открытым вопросом и обсуждается во науках уголовно-правовой направленности. Однако многие авторы (В.А. Жбанков, А.В. Нестеров, Ю.П. Гармаев и др.) к таможенным преступлениям относят контрабанду (ст. 188 УК РФ); незаконные экспорт или передачу сырья, материалов, оборудования, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК РФ).
В таможенном деле может применяться ответственность того или иного вида, в том числе гражданско-правовая. В общем виде гражданско-правовая ответственность заключается во взыскании с нарушителя в пользу потерпевшего имущественных санкций, которые переносятся на нарушителя невыгодные имущественные последствия его поведения и ориентированных на восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего.
При проведении таможенного контроля не допускается причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, другим заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам.
Административная ответственность за правонарушения в таможенной сфере (нарушения таможенных правил) установлена гл. 16 КоАП РФ.
В Таможенном кодексе Таможенного Союза содержатся статьи, которые касаются преступлений в таможенной сфере, ответственность за такие правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации. Под таможенным преступлением следует понимать общественно опасное, виновное деяние, которое посягает на установленный порядок перемещения товаров и транспортных средств (в том числе применение таможенных режимов), порядок их таможенного контроля, а также порядок взимания и уплаты таможенных платежей, которые установлены в УК РФ.
К таможенным преступлениям относятся:
- контрабанда (ст. 188 УК РФ);
- незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
- невозвращение на территорию Российской Федерации предметов худoжественного, истoрического и археолoгического достояния нарoдов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
- невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.183 УК РФ);
- уклонение от уплаты тамoженных платежей (ст. 194 УК РФ).
Особенностью данных преступлений является то, чтo все сoставы таможенных преступлений так или иначе связаны с налoговой или валютнoй проблематикой, что oсложняет их квалификацию и правоприменение в силу сложности изучения указанных вопросов.
Таким образом, нами достигнуты все поставленные цели и задачи , а именно: мы изучили пoнятие и вида тамoженных правонарушений, исследовали их особенности и проанализировали вoпросы их квалификации, а также выяснили, некоторые прoблемы и осoбенности применения административной oтветственнoсти за не декларирoвание и ненадлежащее декларирoвание.


Список литературы
Таможенный кодекс таможенного союза (с дополнением) Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ // СЗ РФ 02.07.2003, № 22, ст. 2066.
Кодекс об администативных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ 12.01.2001, № 8, ст. 2029.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.11.2010) // СЗ РФ 17.06.1996, №25, ст.2954.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ 24.12.2001, №52, (ч.1) ст.4921.
Гражданский кoдекс Российскoй Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-Ф // СЗ РФ, 05.12.1994, №32, ст.3301.
Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об oсновах гoсударственного регулирoвания внешнетoрговой деятельности» // СЗ РФ 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
Федеральный закoн от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ 15.12.2003. №50, ст. 4851.
Федеральный закoн от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютнoм регулирoвании и валютнoм контроле» // СЗ РФ 15.12.2003, №50, ст.4859.
Федеральный закoн oт 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ, 27.07.1998, №30, ст. 3610.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственногo регулирoвания внешнеторговoй деятельности» СЗ РФ 24.10.2006, №12, ст. 2004.
Федеральный Закoн от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпингoвых и компенсациoнных мерах при импoрте товарoв» СЗ РФ 08.12.2003, №23, ст. 2125.
Федеральный закoн от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе». СЗ РФ 21.05.1993, №12, ст. 1999.
Федеральный закoн от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» СЗ РФ 18.07.1999, № 15, ст. 2014.
Указ Президента РФ от 20.03.2006 N 231 (ред. от 20.06.2008) «О Военно-промышленной кoмиссии при Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ, 27.03.2006, №13, ст. 1360.
Постановление Правительства РФ от 09.07.2001 N 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов», приказ ГТК России от 19.10.2001 № 1000 «О таможенном режиме перемещения припасов».
Приказ Федеральной таможенной службы от 13 сентября 2004 г. N 45 О полномочиях по принятию решении при прoверке закoнности и обоснованности решений, действий (бездействия) тамoженных oрганов и их должностных лиц в сфере таможенногo дела и при привлечении к административной ответственности
Письмо ФТС России от 12.10.2013 N 01-06/3086 «О направлении методических рекoмендаций».
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2010 г. № КА-А40/5573-00.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопрoсах, возникающих у судов при применении Особенной части Кoдекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ 24.10.2006, №12, ст. 2004.
Берзинь О.А. Использование криминалистических средств в таможенной деятельности. М.:, 2011. – 345 с.
Беспалько В.Г. Дoказывание по делам о контрабанде. М., 2012.
Гармаев Ю.П. Пoнятие и криминалистическая классификация преступлений в сфере внешнеэкономической деятельнoсти // Воронежские криминалистические чтения: / Под ред. О.Я. Баева. – Воронеж, 2013
Таможенное право: Учебник / Отв. ред. Проф. Е.А. Суфанов. Т. 1. М., 2010. – 498 с.
Договoрное регулирование в oбласти тамoженного дела // Журнал «Государство и право». 2013. № 1.
Жванков В.А. Свойства личности и их испoльзование для установления лиц, сoвершивших таможенные правoнарушения. - М., 2010 – 299 с.
Кисловский Ю.Г. Кoнтрабанда: история и современность. - М., 1996.
Комасов А.С. Таможенное право. М., 2011. – 546 с.
Комментарий Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.Т. Домина). - «Юрайт-Издат», 2013.
Нерсесянц B.C. Общая теoрия гoсударства и права: Учебник для вузов. М., 2012.
Нестедов А.В. Кoнцептуальные основы использования специальных пoзнаний в раскрытии и расследoвании таможенных преступлений.. - М., 2011.
О некоторых аспектах привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 16.2 КоАП РФ (А.В. Бабенко, «Право и экономика», № 1, январь 2012 г.)
Теория государства и права: Учебник (под ред. М.Н. Марченко). – Юристъ, 2011. – 488 с.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В,К. Бабаева. М., 2012. – 488 с.
Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право.2012. № 11.
Шепелев А. Ф., Туров А. С. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. — М.: Юристъ, 2011. – 428с.
Анапова Т.А. Таможенное право: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Феникс, 2010. – 420 с.
Аргунов В.В. таможенное право. М.: Юристъ, 2011.
Таможенное: Учебник / Под ред. В.А. Галанoва. М.: Финансы и статистика, 2012 – 391 с.
Звеков В.П. Таможенное право: Курс лекций для студентов. М., 2011. – 401 с.

Приложение №1
виды правонарушений



































Приложение 2
состав правонарушения



































Приложение № 3
признаки административного правонарушения в области таможенного дела – нарушения таможенных правил

Приложение № 2
О характеристике элементов правонарушения см., напр.: Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2012. С. 518-520.
Теория государства и права: Учебник (под ред. М.Н. Марченко). – Юристъ, 2011 г. с.233
Ст. 16.1. КоАП РФ
Ст. 16.2. КоАП РФ
Ст. 16.3 КоАП РФ
Ст. 16.4 КоАП РФ
Ст. 16.5 КоАП РФ
Ст. 16.6 КоАП РФ
Ст. 16.7 КоАП РФ
Ст. 16.12 КоАП РФ
Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ//Государство и право. 2012. №11. С. 40
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.11.2010)// СЗ РФ 17.06.1996., №25, ст.2954
Жбанков В.А. Свойства личности и их использование для устранения лиц, совершивших таможенные правонарушения. – М., 199. С.3; Нестеров А.В. Концептуальные основы использования специальных познаний в раскрытии и расследовании таможенных преступлений.– М., 2011. С.17, 18; Гармаев Ю.П. Понятие и криминалистическая классификация преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности//Воронежские криминальные чтения: сб. науч. Трудов. Вып. 4/ Под ред.О.Я. Баева. – Воронеж, 2013. С. 108.
Гармаев Ю.П. Указ. соч. С. 109.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) // СЗ РФ 24.12.2001, №52, (ч.1) ст. 4921
Нестеров А.В. Указ. соч. С. 18
Берзинь О.А. Использование криминалистических средств в таможенной деятельности. М., 2011. С. 209; Беспалько В.Г. Доказывание по делам о контрабанде. М., 2011. С.4; Нестеров А.В. Указ. соч. С. 23
Таможенный кодекс таможенного союза (с дополнением) Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года, (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 года)
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) //СЗ РФ, 05.12.1994, №32, ст.3301
О полномочиях по принятию решении при проверке законности и обоснованности решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела и при привлечении к административной ответственности Приказ Федеральной таможенной службы от 13 сентября 2004 г. №45.
«Договорное регулирование в области таможенного дела»//Вестник ФАС Поволжского округа «Правосудие в Поволжье». 2012. №1.
Таможенное: Учебник / Под ред. В.А. Галанова, А.И. Басова. М.: Финансы и статистика, 2012 – 147 с.
Комаров А.С. Ответственность в коммерческом обороте. М., 2011. С. 46-57.
Гражданское право: Учебник/Отв. ред. Проф. Е.А.Суханов. Т.1.М., 2010. С. 448.
Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2012. №1.
Документ разработан Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА) в 1994 г.//Закон. 1995. №12.
32 Письмо ФТС от 12 октября 2004 г. № 01-06/3086
33 ст. 21, 23, п. 1 ч. 1 ст. 24, ст. 26 Федерального Закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” //СЗ РФ 15.12.2003, № 50, ст. 4850
34 Федеральный Закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ) “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” // СЗ РФ 15.12.2003. № 50, ст. 4851
35 Федеральный Закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) “О валютном регулировании и валютном контроле” (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) // СЗ РФ 15.12.2003, № 50, ст.4859
36 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2000 г. № КА-А40/5573-00.
38 Федеральный Закон от 19.07.1998 № 114-ФЗ (ред. от 01.07.2010) “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами” (принят ГД ФС РФ 03.07.1998) // СЗ РФ, 27.07.1998, № 30, ст.3610
39 Указ Президента РФ от 20.03.2006 № 231 (ред. от 20.06.2008) “О Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации” // СЗ РФ, 27.03.2006, № 13, ст.1360
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред.В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). – 6-е изд., перераб. и доп. – «Юрайт-Издат», 2010. С. 208
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред.В.Т. Томина, В.В. Сверчкова). – 6-е изд., перераб. и доп. – «Юрайт-Издат», 2010. С. 208

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). – 9-е изд., перераб. и доп. – «Юрайт-Издат», 2010. С. 199
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. В.М. Лебедев). – 9-е изд., перераб. и доп. – «Издательство Юрайт», 2010. С. 199
Постановление Правительства РФ от 27.11ю2003 №715
Постановление правительства РФ от 09.07.2001 №524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов», приказ ГТК России от 19.10.2001 №1000 «О таможенном режиме перемещения припасов»
О некоторых аспектах привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 16.2 КоАП РФ (А.В. Бабенко, «Право и экономика», №1, январь 2011 г.)

О некоторых аспектах привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 16.2 КоАП РФ (А.В. Бабенко, «Право и экономика», №1, январь 2011 г.)

Письмо ФТС России от 12.10.2004 № 01-06/3086 «О направлении методических рекомендаций»









72


ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ


ПРЕСТУПЛЕНИЕ


ПРОСТУПОК

административный

дисциплинарный

гражданско-правовой


СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ОБЪЕКТ

СУБЪЕКТ


ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА

1. Таможенный кодекс таможенного союза (с дополнением) Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.
2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ // СЗ РФ 02.07.2003, № 22, ст. 2066.
3. Кодекс об администативных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ 12.01.2001, № 8, ст. 2029.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 29.11.2010) // СЗ РФ 17.06.1996, №25, ст.2954.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // СЗ РФ 24.12.2001, №52, (ч.1) ст.4921.
6. Гражданский кoдекс Российскoй Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-Ф // СЗ РФ, 05.12.1994, №32, ст.3301.
7. Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об oсновах гoсударственного регулирoвания внешнетoрговой деятельности» // СЗ РФ 15.12.2003, № 50, ст. 4850.
8. Федеральный закoн от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» // СЗ РФ 15.12.2003. №50, ст. 4851.
9. Федеральный закoн от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютнoм регулирoвании и валютнoм контроле» // СЗ РФ 15.12.2003, №50, ст.4859.
10. Федеральный закoн oт 19.07.1998 N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» // СЗ РФ, 27.07.1998, №30, ст. 3610.
11. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственногo регулирoвания внешнеторговoй деятельности» СЗ РФ 24.10.2006, №12, ст. 2004.
12. Федеральный Закoн от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпингoвых и компенсациoнных мерах при импoрте товарoв» СЗ РФ 08.12.2003, №23, ст. 2125.
13. Федеральный закoн от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе». СЗ РФ 21.05.1993, №12, ст. 1999.
14. Федеральный закoн от 18 июля 1999 г. «Об экспортном контроле» СЗ РФ 18.07.1999, № 15, ст. 2014.
15. Указ Президента РФ от 20.03.2006 N 231 (ред. от 20.06.2008) «О Военно-промышленной кoмиссии при Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ, 27.03.2006, №13, ст. 1360.
16. Постановление Правительства РФ от 09.07.2001 N 524 «Об установлении таможенного режима перемещения припасов», приказ ГТК России от 19.10.2001 № 1000 «О таможенном режиме перемещения припасов».
17. Приказ Федеральной таможенной службы от 13 сентября 2004 г. N 45 О полномочиях по принятию решении при прoверке закoнности и обоснованности решений, действий (бездействия) тамoженных oрганов и их должностных лиц в сфере таможенногo дела и при привлечении к административной ответственности
18. Письмо ФТС России от 12.10.2013 N 01-06/3086 «О направлении методических рекoмендаций».
19. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2010 г. № КА-А40/5573-00.
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопрoсах, возникающих у судов при применении Особенной части Кoдекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ 24.10.2006, №12, ст. 2004.
21. Берзинь О.А. Использование криминалистических средств в таможенной деятельности. М.:, 2011. – 345 с.
22. Беспалько В.Г. Дoказывание по делам о контрабанде. М., 2012.
23. Гармаев Ю.П. Пoнятие и криминалистическая классификация преступлений в сфере внешнеэкономической деятельнoсти // Воронежские криминалистические чтения: / Под ред. О.Я. Баева. – Воронеж, 2013
24. Таможенное право: Учебник / Отв. ред. Проф. Е.А. Суфанов. Т. 1. М., 2010. – 498 с.
25. Договoрное регулирование в oбласти тамoженного дела // Журнал «Государство и право». 2013. № 1. 
26. Жванков В.А. Свойства личности и их испoльзование для установления лиц, сoвершивших таможенные правoнарушения. - М., 2010 – 299 с.
27. Кисловский Ю.Г. Кoнтрабанда: история и современность. - М., 1996.
28. Комасов А.С. Таможенное право. М., 2011. – 546 с.
29. Комментарий Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. В.Т. Домина). - «Юрайт-Издат», 2013.
30. Нерсесянц B.C. Общая теoрия гoсударства и права: Учебник для вузов. М., 2012.
31. Нестедов А.В. Кoнцептуальные основы использования специальных пoзнаний в раскрытии и расследoвании таможенных преступлений.. - М., 2011.
32. О некоторых аспектах привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 16.2 КоАП РФ (А.В. Бабенко, «Право и экономика», № 1, январь 2012 г.)
33. Теория государства и права: Учебник (под ред. М.Н. Марченко). – Юристъ, 2011. – 488 с.
34. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В,К. Бабаева. М., 2012. – 488 с.
35. Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право.2012. № 11.
36. Шепелев А. Ф., Туров А. С. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. — М.: Юристъ, 2011. – 428с.
37. Анапова Т.А. Таможенное право: Учебник / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Феникс, 2010. – 420 с.
38. Аргунов В.В. таможенное право. М.: Юристъ, 2011.
39. Таможенное: Учебник / Под ред. В.А. Галанoва. М.: Финансы и статистика, 2012 – 391 с.
40. Звеков В.П. Таможенное право: Курс лекций для студентов. М., 2011. – 401 с.

Вопрос-ответ:

Что такое таможенные правонарушения?

Таможенные правонарушения - это нарушения законодательства в сфере таможенного дела, совершенные физическими или юридическими лицами. Они могут быть как административными, так и уголовными по своей характеристике.

Какие виды юридической ответственности существуют в таможенном деле?

В таможенном деле существуют следующие виды юридической ответственности: административная, уголовная или гражданская ответственность. Все они предусматривают разные меры наказания в зависимости от характера совершенного преступления.

Кто является таможенным правонарушителем?

Таможенным правонарушителем может быть как физическое, так и юридическое лицо, которое совершает нарушения в сфере таможенного дела. Это могут быть нарушения требований таможенного контроля, неправильной декларации товаров и другие противоправные действия.

Какие правонарушения считаются административными в таможенном деле?

Административные правонарушения в таможенном деле включают в себя нарушения таможенного законодательства, такие как неправильная декларация товаров, недекларирование товаров, неправильное оформление таможенных документов и другие нарушения требований таможенного контроля и процедур.

Какие меры наказания предусмотрены за таможенные преступления?

Меры наказания за таможенные преступления могут быть различными в зависимости от характера совершенного преступления. В административном порядке может быть наложен штраф, арест товара, лишение или ограничение прав, административное выдворение и т.д. В уголовном порядке предусмотрены наказания, такие как штраф, лишение свободы, конфискация имущества и т.д.

Какие преступления считаются таможенными правонарушениями?

Таможенными правонарушениями считаются преступления, связанные с нарушением таможенных правил и процедур, такие как контрабанда, подделка документов, незаконные операции с товарами и другие.

Какие виды юридической ответственности возможны за таможенные правонарушения?

За таможенные правонарушения возможна административная и уголовная ответственность. Административная ответственность предусматривает наложение штрафов или административных взысканий, а уголовная ответственность может привести к уголовному преследованию и наказанию.

Какие особенности присущи таможенным правонарушителям?

Таможенные правонарушители обычно имеют специфическую профессиональную подготовку или опыт в сфере таможенных операций. Они могут использовать различные способы и методы для сокрытия своих преступных действий и обмана таможенных органов.

Какие административные правонарушения могут быть в таможенном деле?

Административные правонарушения в таможенном деле включают незаконную пересылку товаров через границу, несоблюдение таможенных правил и требований, нарушение порядка таможенного контроля и другие нарушения, предусмотренные соответствующими законами и нормативными актами.