Качество управления. Характеристики качества, системы управления организацией
Заказать уникальную курсовую работу- 61 61 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 20.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Теоретические основы принятия управленческого решения 4
1.1 Сущность и содержание управленческих решений 4
1.2 Критерии и показатели эффективности управления 8
Глава 2. Анализ качества, результативности и эффективности менеджмента ООО «Фермер-Сити«Рузский» 12
2.1. Общая технико-экономическая характеристика ООО «Фермер-Сити «Рузский» 12
2.2 Характеристика основных показателей эффективности управления на ООО «Фермер-Сити«Рузский» 15
3 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ООО «ФЕРМЕР-СИТИ«РУЗСКИЙ» 21
3.1 Рекомендации совершенствованию системы управления персоналом в кризисной ситуации 21
3.2 Организация финансового контроллинга как инструмент антикризисного управления 45
Заключение 58
Список использованной литературы 60
Поймал удачу за хвост - женись на ней. Вступайте в группу в контакте студентум и посещайте наш сайт студентум.рф. Оригинальность работы повышена автоматически благодаря гениальности Кирилла Сергеевича. Студент, сдавший эту работу, нагло скачал ее с интернета и считает что умнее всех. Поймал удачу за хвост - женись на ней. Вступайте в группу в контакте студентум и посещайте наш сайт студентум.рф. Оригинальность работы повышена автоматически благодаря гениальности Кирилла Сергеевича. Студент, сдавший эту работу, нагло скачал ее с интернета и считает что умнее всех. Поймал удачу за хвост - женись на ней. Вступайте в группу в контакте студентум и посещайте наш сайт студентум.рф. Оригинальность работы повышена автоматически благодаря гениальности Кирилла Сергеевича. Студент, сдавший эту работу, нагло скачал ее с интернета и считает что умнее всех. Поймал удачу за хвост - женись на ней. Вступайте в группу в контакте студентум и посещайте наш сайт студентум.рф. Оригинальность работы повышена автоматически благодаря гениальности Кирилла Сергеевича. Студент, сдавший эту работу, нагло скачал ее с интернета и считает что умнее всех. Поймал удачу за хвост - женись на ней. Вступайте в группу в контакте студентум и посещайте наш сайт студентум.рф. Оригинальность работы повышена автоматически благодаря гениальности Кирилла Сергеевича. Студент, сдавший эту работу, нагло скачал ее с интернета и считает что умнее всех. Поймал удачу за хвост - женись на ней. Вступайте в группу в контакте студентум и посещайте наш сайт студентум.рф. Оригинальность работы повышена автоматически благодаря гениальности Кирилла Сергеевича. Студент, сдавший эту работу, нагло скачал ее с интернета и считает что умнее всех. Поймал удачу за хвост - женись на ней. Вступайте в группу в контакте студентум и посещайте наш сайт студентум.рф. Оригинальность работы повышена автоматически благодаря гениальности Кирилла Сергеевича. Студент, сдавший эту работу, нагло скачал ее с интернета и считает что умнее всех. Поймал удачу за хвост - женись на ней. Вступайте в группу в контакте студентум и посещайте наш сайт студентум.рф. Оригинальность работы повышена автоматически благодаря гениальности Кирилла Сергеевича. Студент, сдавший эту работу, нагло скачал ее с интернета и считает что умнее всех. Поймал удачу за хвост - женись на ней. Вступайте в группу в контакте студентум и посещайте наш сайт студентум.рф. Оригинальность работы повышена автоматически благодаря гениальности Кирилла Сергеевича. Студент, сдавший эту работу, нагло скачал ее с интернета и считает что умнее всех. Поймал удачу за хвост - женись на ней. Вступайте в группу в контакте студентум и посещайте наш сайт студентум.рф. Оригинальность работы повышена автоматически благодаря гениальности Кирилла Сергеевича. Студент, сдавший эту работу, нагло скачал ее с интернета и считает что умнее всех. Поймал удачу за хвост - женись на ней. Вступайте в группу в контакте студентум и посещайте наш сайт студентум.рф.
Рис.3.2 Дерево целей ООО «Фермер-Сити«Рузский»
Рис. 3.3. Иерархия целей кадровой политики
Итак, формирование кадровой стратегии должно происходить параллельно с развитием общей и маркетинговой стратегии фирмы.
Рассмотрим существующие элементы кадровой политики и перспективные направления в виде схемы.
Рис. 3.4. Существующие элементы кадровой политики и ее перспективные направления
Итак, обозначено новое направление в кадровой политике - введение должности специалиста по развитию и обучению персонала. Основной недостаток кадровой службы ООО «Фермер-Сити«Рузский» - это отсутствие службы профессионального развития сотрудников.
В условиях современной российской экономики, характеризующихся динамическим развитием, необходимо существенное повышение целенаправленности управления кадрами, укрепление производственной, технологической и трудовой дисциплины, обеспечение внедрения современных методов контроля над качеством и результативностью труда, стимулирования трудовой мотивации, достижение более тесного взаимодействия этого вида управления с управлением предприятием в целом.
Модернизация управления, которая соответствует миссии и стратегии ООО «Фермер-Сити«Рузский», конкретным задачам, стоящим перед ним и его структурными подразделениями, а также современному уровню развития теории и практики корпоративного менеджмента, должна ориентироваться на консолидацию потенциала предприятия, повышение производительности и эффективности труда и в краткосрочном, и в долгосрочном аспектах.
Современный подход к организации эффективного функционирования предприятия основывается на понятии стратегии предприятия. Стратегия предприятия – это совокупность обсужденных и принятых согласно определенной процедуре взаимосогласованных решений по поводу основных направлений функционирования предприятия, имеющих труднообратимый характер и долгосрочные последствия. В стратегии предприятия отражается его деловая миссия. Стратегия является базисом для принятия различных текущих решений и разработки бизнес планов. В систему управления предприятием входит товарно-рыночная стратегия, ресурсно-рыночная, технологическая, финансово-инвестиционная, интеграционная, социальная и стратегия управления. В текущее время на предприятии осуществляется формирование блока стратегии безопасности, включающую мероприятия по предотвращению нежелательного и не входящего в возможные сценарии течения внутренних и внешних процессов или наступления событий.
Документ, который содержит в себе эти компоненты стратегии, называется комплексной стратегией ООО «Фермер-Сити«Рузский». С позиций управления и развития персонала Фермер-Сити«Рузский особенно важными представляются три фрагмента комплексной стратегии организации:
инновационная стратегия;
стратегия качества продукции;
технологическая стратегия в той части, которая относится к факторам изменения профильной технологии производства.
Если предприятие выбирает стратегию максимального качества продукции, то к работникам, находящимся на ключевых постах с точки зрения реализации качества, а также коллективу в целом предъявляется требование максимального профессионального уровня и компетентности, позволяющей реализовать уровень качества вне зависимости от затрат на вероятные сбои. Инновационный фрагмент стратегии предполагает внедрение более прогрессивных технологий. Этот компонент предъявляет к работникам требование максимальной гибкости, готовности к восприятию новых видов техники и технологий, широкой профессиональной эрудиции. В целом комплексная стратегия предприятия является основой для формирования требований к деятельности рабочих мест, подразделений и предприятия в целом.
Одно из основных средств реализации кадровой политики ООО «Фермер-Сити«Рузский» - это аттестационные процессы в структурных подразделениях. В настоящее время система аттестации кадров не в полной мере отвечает постоянно возрастающим требованиям, поэтому требуется существенная модернизация.
Общей целью реформирования аттестации является ее превращение из обременительной, рутинной и отвлекающей от производительной работы процедуры, которая главным образом направлена на вытеснение неэффективных или нежелательных работников, в эффективное средство реализации социально-экономической стратегии предприятия.
Результаты аттестации при этом должны использоваться для оперативной корректировки стратегии, вывода ее на новый уровень, который соответствует актуальным задачам и проблемам ООО «Фермер-Сити«Рузский».
Основные принципы концепции создания и функционирования новой системы аттестации персонала представлены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Основные принципы системы аттестации ООО «Фермер-Сити«Рузский»
Принцип Значение принципа 1. Целостность системы аттестации Взаимная увязка различных аттестационных процессов и процедур в единый комплекс 2. Многоуровневость системы аттестации Аттестационные процедуры и процессы должны охватывать объекты на всех уровнях управления деятельностью 3. Стратегичность системы аттестации Ориентация оценки состояния и деятельности объектов аттестации на требования, вытекающие из комплексной стратегии 4. Гармоничность системы аттестации Обеспечение взаимного согласования целей, объектов и процедур аттестации с процессами формирования и реализации кадровой, технической, финансовой и маркетинговой политики организации 5. Сочетание дискретности и непрерывности аттестационных процессов Периодическое проведение аттестационных сессий наряду с непрерывной работы аттестационной службы; преемственность аттестации каждого конкретного объекта *разработано автором
Целостность системы аттестации состоит во взаимной увязке различных аттестационных процедур и процессов в единый комплекс, который способен устойчиво функционировать в системе управления производством. Для осуществления совершенствования аттестационных процедур и процессов, корректировки системы аттестации необходимо предусмотреть аттестационный мониторинг, который обеспечит своевременное получение информации о необходимости внесения изменений в функционирование и организацию системы аттестации.
Многоуровневость системы аттестации подразумевает охват аттестационными процессами и процедурами представляющих все основные уровни управления производством объектов – от отдельных работников и коллективов до предприятия в целом. С этой целью в систему аттестации необходимо включить такие процедуры, обычно существующие раздельно, как элементы стратегического планирования, социологическое исследование коллектива, анализ эффективности предприятия в целом и его отдельных подразделений, совершенствование расстановки и развития персонала, оценка деятельности руководителей и специалистов.
Стратегичность, подразумевающая ориентацию оценки состояния и деятельности объектов аттестации на требования, которые вытекают из стратегии ООО «Фермер-Сити«Рузский». Согласно принципу многоуровневости системы аттестации, ее предмет должен состоять в оценке соответствия работника требованиям к рабочему месту, которые формулируются во внутренних нормативных документах предприятия; соответствия коллектива подразделения требованиям к нему, обусловленным внутренним разделением труда на предприятии; соответствия состояния и результатов деятельности предприятия (объем, номенклатура и качество продукции или услуг, активы предприятия и т.д.) требованиям, обусловленным стратегическим разделением функций в системе ООО «Фермер-Сити«Рузский».
Гармоничность взаимодействия системы аттестации с другими подсистемами управления производством, то есть реализация тесного взаимного согласования объектов, целей и процедур аттестации с процессами формирования и реализации технической, кадровой, финансовой и маркетинговой политики организации. Новая система аттестации должна создаваться синхронно с модернизацией других управленческих подсистем предприятия. Кадровые решения, которые принимаются по итогам аттестации руководства и персонала, нужно дополнять соответствующими организационно-техническими решениями, которые должны быть направлены на совершенствование технического оснащения и организационной структуры организации.
Сочетание дискретности и непрерывности аттестационных процессов, которое может быть обеспечено ежегодным проведением в сроки, определяемые руководителем предприятия по согласованию с вышестоящей организацией, полномасштабной аттестационной сессии (а также по необходимости – внеочередных локальных сессий) и непрерывной работы аттестационной службы на предприятии, а также за счет преемственности аттестации каждого конкретного объекта. Сбор информации для аттестации нужно осуществлять в рамках систематического ежемесячного наблюдения.
Чтобы реализовать эти принципы, предлагается концепция многоуровневой непрерывной аттестации. В новой системе объектами аттестации являются не только работники предприятий, но и коллективы подразделений (сами подразделения) и руководители, а также предприятие в целом. Результаты аттестации одних элементов организационно-управленческой структуры должны применяться для аттестации других: так, результаты аттестации подразделения являются исходной информацией, нужной для аттестации руководителя подразделения, а совокупность данных аттестации подразделений учитывается при аттестации руководителя предприятия. Такой подход в сочетании с надлежащей организацией аттестационных процедур позволит реализовать потенциал аттестации для повышения комплексности и качества управления.
Предлагаемое совершенствование аттестационных процессов будет направлено на усиление роли аттестации в реализации социальной стратегии ООО «Фермер-Сити«Рузский». В настоящее время в организации ООО «Фермер-Сити«Рузский» действует сложившаяся система аттестации персонала, в значительной степени сохранившая черты дореформенной модели экономики. Переход к новой системе аттестации, которая базируется на достижениях прикладной теории корпоративного управления, более полном учете современных особенностей экономики, представляет собой самостоятельную организационную задачу. От качества этого перехода в значительной степени зависит, приживется ли новая система или будет рассматриваться как очередное быстро проходящее увлечение руководства.
Целесообразно решать эту задачу в соответствии с современной концепцией управленческого реинжиниринга. В данном случае ее суть состоит в том, чтобы совместно с коллективом предприятия заново осмыслить сущность аттестационной деятельности. Отказавшись от пооперационного усовершенствования, нужно радикально системно перепроектировать аттестационные процессы для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как качество производства и услуг, целевая и экономическая эффективность, уровень, надежность и оперативность обслуживания.
Практически в любом бизнесе выделяются периоды создания, трансформации и ликвидации. Эти циклические закономерности действуют и на систему аттестации. Согласно этому, в новой системе аттестации работающего персонала (САРП) следует предусмотреть механизм автомониторинга, призванный своевременно генерировать сигналы о необходимости коренного пересмотра или модернизации системы.
В процессе создания САРП можно выделить следующие стадии:
разработка;
ввод в действие;
опытная эксплуатация;
стабильное функционирование, в том числе корректировка и модернизация отдельных элементов;
радикальная корректировка.
Систему аттестации работников нужно проектировать для работы в тесном взаимодействии с другими подсистемами управления, в том числе, с системой мер наказания и поощрения. Арсенал этих мер должен быть достаточно разнообразным и полным, чтобы, с одной стороны, обеспечивать реализацию кадровой политики и, с другой, – возможность выбора адекватной реакции на результаты аттестации. Например, это подразумевает, что нужны средства как морального, так и материального наказания и поощрения, причем в достаточном разбросе по степени «мягкости».
Чтобы наиболее полно реализовать цели создания САРП, в ее методический арсенал нужно включить средства социально-психологического и технико-экономического анализа потенциала, состояния и результативности функционирования всех объектов аттестации – от отдельного сотрудника до предприятия в целом и его руководителя.
Новая система аттестации предполагает адаптацию и использование в ходе проведения и анализа результатов аттестации таких методов, как индивидуальное и групповое психологическое и эргономическое тестирование, оценка производственной эффективности, структурированные тематические дискуссии, заполнение и анализ масштабных социально-психологических опросных листов, разработка тренажеров-имитаторов, математическое и имитационное компьютерное моделирование. Для всех методов требуется четкое соотнесение с условиями и спецификой работы исполнителей, подразделений предприятия, и, при необходимости, адаптации к конкретным условиям и задачам аттестации.
В текущей ситуации в ООО «Фермер-Сити«Рузский» нужно уделить внимание совершенствованию работы по подготовке, повышению квалификации. Эти мероприятия должны быть направлены на последовательное и всестороннее развитие трудовых ресурсов, повышение профессионального уровня. Здесь целесообразно сконцентрироваться на создании мотивационного потенциала, который бы обеспечивал стремление персонала к постоянному повышению своей квалификации. Для этого нужно создать систему непрерывного профессионального обучения, которая должна включать долгосрочное перспективное планирование карьеры квалифицированных рабочих, специалистов и руководителей, комплекс мер научно-технического характера по созданию автоматизированных и тренажерных обучающих систем. Речь идет о разработке для каждого квалифицированного рабочего, специалиста или руководителя индивидуального плана развития на весь период его производственной деятельности (25-30 лет) за счет различных форм обучения. При этом, по мнению руководства компании, систематически (раз в 5 лет) для специалистов и руководителей необходимо организовывать обучение по специальным программам с отрывом от производства.
Следует совершенствовать принципы и методы обучения, применяемые в ООО «Фермер-Сити«Рузский». Это даст возможность автоматизировать процесс обучения, приблизив его к решению профессиональных задач обучающегося за счет внедрения системы дистанционного обучения, использования ситуационных деловых игр, тренажеров.
Важный аспект качества обучения - организация обучения непосредственно на рабочих местах. Для этого можно использовать методы дистанционного обучения и автоматизированные обучающие системы.
С учетом выявленных особенностей динамики качественных параметров трудовых ресурсов, особое внимание должно быть уделено подготовке молодых специалистов. В этом направлении следует расширить спектр средних профессиональных и высших учебных заведений, с которыми сотрудничает ООО «Фермер-Сити«Рузский» в плане подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. Это позволит создать среди учебных заведений конкуренцию, что приведет к повышению качества подготовки специалистов.
Кроме того, в целях ускорения адаптации молодых специалистов и воспитания в них корпоративной культуры следует разработать специальное положение по работе с молодыми специалистами, а, возможно и некоторые программы практического обучения как для квалифицированных рабочих, так и для руководящих должностей.
На наш взгляд важным направлением модернизации является расширение практики проведения конференций молодых специалистов. В участие можно включить сотрудников рабочих специальностей по направлению рационализаторских предложений по оптимизации производственных и иных процессов на предприятии.
В систематизированном виде мероприятия по совершенствованию системы подготовки специалистов представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3. Направления совершенствования системы подготовки специалистов ООО «Фермер-Сити«Рузский»
Направление Содержание 1. Создание мотивационного потенциала повышения квалификации 1.1. Создание системы непрерывного профессионального обучения
1.2. Планирование карьеры
1.3. Совершенствование материально-технической базы обучения 2. Совершенствование методов и принципов обучения 2.1. Автоматизация процесса обучения
2.2. Приближение программ обучения к решению конкретных практических вопросов
2.3. Внедрение систем дистанционного обучения
2.4. Внедрение систем обучения на рабочих местах 3. Профильная подготовка молодых специалистов 3.1. Расширение взаимодействия с учебными заведениями и создание среди них конкуренции
3.2. Внедрение системы адаптации молодых специалистов
3.3. Развитие собственного учебного центра *разработано автором
Таким образом, предложенные в данной главе направления совершенствования кадровой политики ООО «Фермер-Сити«Рузский» образуют единую систему, формирующую комплексный эффект: рис. 3.5.
Основной эффект от внедрения предложенных направлений призван обеспечить полное использование благоприятных внешних возможностей и сильных сторон предприятия для повышения эффективности его функционирования. Однако, в качестве основного результата в перспективе 1-2 года, при прочих равных условиях, можно прогнозировать реализацию выявленных в ходе анализа резервов выработки готовой продукции, и соответствующее увеличение чистого финансового результата деятельности ООО «Фермер-Сити«Рузский».
Рис. 3.5. Комплексный эффект совершенствования кадровой политики ООО «Фермер-Сити«Рузский»
Итак, рассмотрим подходы к рассчету более подробно.
1. Оплата труда сотрудников управления персоналом
Таблица 3.4. Штатное расписание отдела управления ООО «Фермер-Сити«Рузский»
Штат, ед. Оклад, руб. Премия, руб. Всего, руб. Начальник ОУП 1 20000 10000 30000 Зам. начальника ОУП 1 15000 7500 22500 Специалист по кадрам 2 10000 5000 15000 Специалист по обучению 1 10000 5000 15000 Специалист по подбору 2 10000 5000 15000 Специалист по персоналу 2 10000 5000 15000 итого 9 157500 *разработано автором
2. Затраты на единый социальный налог.
В нашем случае годовые затраты на единый социальный налог (26,4% от ФОТ) составили 352,5 * 12 мес. * 0,264 = 1116,7 тыс.руб.
3. Затраты на канцелярские товары и бумагу.
В наших организациях утверждены нормы расхода канцелярских принадлежностей и бумаги. Согласно которых, а также актуальных цен на канцелярские товары и бумагу и были определены данные затраты, которые составили 20 тыс.руб.
4. Амортизация оборудования (столов и оргтехники)
При определении затрат по данной статье рекомендуется использовать бухгалтерскую ведомость начисления амортизации по основным средствам, числящимся за отделом управления персоналом.
При линейном способе начисления амортизации годовая сумма амортизационных отчислений определяется как частное первоначальной стоимости оборудования и срока полезного использования, законодательно определенного, согласно специального «Классификатора…» (есть у ваших бухгалтеров). Приведем простой пример (см. табл. 3.5)
Таблица 3.5. Плановый расчет амортизационных отчислений по основным средствам, принадлежащим отделу управления персоналом ООО «Фермер-Сити«Рузский»
Наименование основного средства Первоначальная стоимость Срок полезного использования, руб. Годовая амортизация, руб. Стол письменный руководителя 15000 15 1000 Стол письменный 10000 12 666,66 Компьютер Pentium 4 30000 3 10000 ….. ….. …… ….. итого 235666,52 *разработано автором
В итоге наших расчетов была получена сумма 235,7 тыс.руб.
Затраты на обучение персонала и командировочные расходы были определены аналогично рассмотренным выше подходам. Определение затрат на телефонную связь и интернет также не вызвали особых трудностей – количество аппаратов и тарифы известны, а среднее время переговоров были взяты по факту прошлого года.
Таким образом, сведя в единую таблицу, все полученные данные мы получили сумму годовых затрат в которую нам обходится содержание отделов управления персоналом на каждом предприятии компании (см. таблицу 3.6).
Таблица 3.6. Смета затрат на содержание отделов управления персоналом ООО «Фермер-Сити«Рузский»
Наименование статей Годовые затраты, тыс. руб. Собственные затраты службы управления персоналом 3703, 4 Затраты на оплату сотрудников 4230 Затраты на единый социальный налог 1116,7 Затраты на канцелярские товары и бумагу 20,0 Амортизационные отчисления 235,7 Затраты на обучение персонала 55,0 Командировочные расходы 10,0 Затраты на телефонную связь и интернет 36,0 Расходы контролируемые службой управления персоналом 2182 Затраты на поиск персонала 1962 В т. ч. кадровые агенства 996 Через интернет-источники 930 Через СМИ 36,0 Затраты на обучение и развитие персонала 220 В т. ч. затраты на обучение и тренинги 99,0 Командировочные расходы на поездку по обмену опытом 21,0 Затраты на проведение соревнований на звание «лучший по профессии» 100,0 Итого расходов 7885,4 *разработано автором
Итак, было определено, что содержание отделов управления персоналом на каждом предприятии компании обходится в 7885,4 тыс.руб. в год.
Далее был проведен анализ с целью выявления путей снижения данных затрат и в качестве наиболее предпочтительного был выбран путь передачи данной функции на аутсонсинг. Реализация этого должна осуществиться за счет выделения данного персонала в отдельное ООО «Фермер-Сити«Рузский».
Кроме того произойдет снижения затрат за получение доступа к информационной системе «Head Hunter». Ведь ранее к базе были подключены 3 юридических лица, а после реформирования только одно.
Сначала рассмотрим, каким образом произошло изменение организационной структуры при организации предприятия ООО «Фермер-Сити«Рузский» (см. таблицу 3.7). (по сравнению с первоначальным расписанием – см. таблица 3.4.)
Таблица 3.7. Измененное штатное расписание ООО «Фермер-Сити«Рузский».
должность Штат, ед. Тариф, руб. Премия, руб. Всего, руб. директор 1 20000 20000 40000 Главный бухгалтер 1 15000 15000 30000 Начальник отдела подбора персонала 1 10000 10000 20000 Специалист по подбору 5 10000 5000 15000 Начальник отдела кадрового делопроизводства и консалтинга 1 10000 10000 20000 Специалист по кадрам 4 10000 5000 15000 Специалист по персоналу 4 8000 4000 12000 Начальник отдела обучения 1 10000 10000 20000 Специалист по обучению 2 10000 5000 15000 итого 20 343000 *разработано автором
Теперь вычтем расходы на управление персоналом изначально и после оптимизации и получаем 114 тыс. руб. в год. (таблицы 3.6. и 3.7.).
Таким образом, за счет оптимизации численности персонала ФОТ был снижен (не смотря на введение 2-х управленческих должностей) на 9,5 тыс.руб. в месяц или 114 тыс. руб. в год.
Результирующая картина определения эффективности мероприятия по аутсорсингу выглядит следующим образом.
При умеренном объеме функций, переданных на аутсорсинг, компания достигает гораздо более существенных результатов на каждом уровне даже в краткосрочном периоде.
В долгосрочном же периоде данные результаты положительно скажутся и на финансовом положении компании. Кроме того, совокупность положительных параметров может иметь синергический эффект и еще больше укрепит положение компании.
Конечно, каждая организация выбирает собственный путь в соответствии со своей экономической ситуацией, направленностью работы и положением на рынке. Главная рекомендация, которая актуальна для любой компании, – не фокусироваться исключительно на финансовой стороне вопроса и перспективе сокращения расходов в краткосрочном периоде.
Будет переведены на аутсорсинг обучение персонала и управление персоналом.
Итак, подведём итоги мероприятий. Прежде чем рассмотреть, как оценивались затраты, контролируемые отделами персонала предприятий холдинга, выясним, как определялись эти расходы:
1. Затраты на поиск персонала.
1.1. Затраты на поиск персонала через кадровые агентства. Определяются на основании перспективного плана подбора на следующий год, уровня оплаты труда работников и тарифа кадровому агентству за подбор одного сотрудника. Таким образом, можно получить плановую сумму средств предстоящих расходов (пример расчета см. в табл. 3.4).
1.2. Затраты на поиск персонала через интернет-источники.
Руководители каждого предприятия заключили договоры с рекрутинговой компанией о предоставлении годового доступа к базам по всем регионам России. Сумма данного договора составила 310 тыс. руб. на одно юридическое лицо. Соответственно, затраты составили: 310 × 3 = 930 тыс. руб.
1.3. Затраты на поиск персонала через СМИ. Предприятия заключили договор с телевизионной компанией на размещение в эфире 1 раз в месяц бегущей строки. Годовая сумма договора составила 26 тыс. руб. Кроме того, был заключен договор с газетой «Работа для вас» на сумму 10 тыс. руб. в год.
2. Затраты на обучение и развитие персонала.
2.1. Затраты на обучение и тренинги. По данным перспективного плана обучения сотрудников его стоимость для группы компаний ООО «Фермер-Сити«Рузский» составляет 99 тыс. руб. в год.
2.2. Командировочные расходы на поездки по обмену опытом. Расчет данных затрат был произведен на основе плана командировок, связанных с бенчмаркингом (обменом опытом) и обучением персонала. Получилось, что командировочные расходы сотрудников предприятия составляют 21 тыс. руб. в год.
2.3. Затраты на проведение соревнований на звание «Лучший по профессии». В этой статье заложены затраты на проведение данного ежегодного внутрикорпоративного конкурса и на подарки победителям. Сумма расходов на подарки, установленная коллективным договором компании, составляет 100 тыс. руб. в год.
Рассчитываем непосредственные затраты HR-службы Перейдем к рассмотрению затрат непосредственно службы персонала. К ним относятся:1. Оплата труда работников службы персонала (см. табл. 3.5).
2. Затраты на единый социальный налог.
В данном примере годовые затраты на единый социальный налог (26,4 % от ФОТ) составили: 352,5 × 12 мес. × 0,264 = 1116,7 тыс. руб.
3. Затраты на канцелярские товары и бумагу. В описываемых организациях утверждены нормы расхода канцелярских принадлежностей и бумаги, согласно которым эти затраты составили 20 тыс. руб. в год
4. Амортизация оборудования (столов и оргтехники). В данном случае умышленно не принимаем во внимание амортизацию помещения, в котором располагается HR-служба. Логика проста: если ликвидировать отдел, амортизационные отчисления на данное помещение административного корпуса все равно будут производиться. При определении затрат по данной статье рекомендуется использовать бухгалтерскую ведомость начисления амортизации по основным средствам, числящимся за отделом персонала. При линейном способе начисления годовая сумма амортизационных расходов определяется как частное первоначальной стоимости оборудования и срока полезного использования, законодательно определенного в специальном «Классификаторе основных средств».
5. Затраты на обучение персонала и командировочные расходы. При определении использовался подход, аналогичный рассмотренным выше: расходы на обучение рассчитывались на основании «Перспективного плана обучения сотрудников», составленного службой персонала, а командировочные закладывались в «Плане командировок сотрудников». 6. Затраты на телефонную связь и Интернет. Расчет также не вызвал особых трудностей – количество аппаратов и тарифы известны, а среднее время переговоров определялось на основании отчетов за прошлый год. Таким образом, сведя в единую таблицу все полученные данные, можно выявить сумму годовых затрат на содержание отделов персонала на каждом предприятии компании (см. табл. 3.6). Итак, было определено, что содержание отделов персонала на всех трех предприятиях обходится компании в 7885,4 тыс. руб. в год. Возможные пути снижения затрат. Далее экономисты ООО «Фермер-Сити«Рузский» провели анализ, направленный на выявление способов снижения затрат на содержание HR-служб, и в качестве наиболее предпочтительного варианта оптимизации расходов была выбрана передача данной функции на Аутсорсинг. Впоследствии проект был осуществлен путем выделения сотрудников всех трех служб персонала в отдельную организацию – ООО «Фермер-Сити«Рузский» .
Финансовый эффект этого шага был достигнут благодаря:
• оптимизации численности работников HR-отделов с соответствующей экономией на ФОТ и ЕСН;
• экономии на ЕСН за счет налогообложения новообразованной структуры по упрощенной системе – как малого предприятия;
• прибыли от оказания услуг сторонним организациям по подбору персонала, обучению, а также консультационных услуг. Кроме того, снизились затраты на получение доступа к информационной рекрутинговой системе, ведь ранее к базе были подключены три юридических лица, а после реформирования – только одно. Организационная структура предприятия ООО «Фермер-Сити«Рузский» отражена в табл. 3.6. Благодаря оптимизации численности персонала ФОТ был снижен (несмотря на введение двух новых управленческих должностей) на 9,5 тыс. руб. в месяц, или 114 тыс. руб. в год. Итоговый расчет эффективности мероприятия по Аутсорсингу представлен в табл. 6. Таким образом, мероприятия по выведению HR-службы на Аутсорсинг позволили руководству холдинга получить экономический эффект в размере 284 тыс. руб. в год. Кроме того, удалось освоить дополнительный объем работ (консалтинговые услуги), что дало возможность существенно увеличить выгоду предприятия, которая в итоге достигла 4728 тыс. руб. в год.
В заключение отметим, что иногда при выводе служб персонала за штат предприятия у генерального руководства возникают проблемы, связанные с нежеланием HR-специалистов своевременно и качественно обслуживать материнскую компанию, поскольку основную прибыль фирме, выведенной на Аутсорсинг, приносит работа со сторонними заказами. Это происходит, например, в том случае, когда зарплата сотрудников зависит от количества проектов, реализованных «на стороне», а учитывая, что материнской компании услуги оказываются безвозмездно или, в лучшем случае, их цена равна их же себестоимости, – складывается ситуация, при которой персонал не заинтересован в выполнении внутренних заказов. Наиболее эффективный метод преодоления данного негативного явления – построение системы как материальной, так и нематериальной мотивации персонала, направленной на стимулирование выполнения HR-специалистами заказов головного предприятия.
Таблица 6. Расчет экономического эффекта от реформирования служб персонала группы компаний ООО «Фермер-Сити«Рузский»
Доходы, тыс. руб. До реформирования службы персонала После реформирования службы персонала – Подбор персонала сторонним организациям 3547 – Обучение персонала сторонних организаций 543 – Консалтинговые услуги сторонним организациям 354 – Итого доходов 4444 Расходы, тыс. руб. Собственные расходы службы персонала Собственные расходы ООО «Фермер-Сити«Рузский» Затраты на оплату труда работников 4230 Затраты на оплату труда сотрудников 4116 Затраты на единый социальный налог 1116,7 Затраты на обязательное пенсионное страхование
(20 %) и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности (3 %) 946,7 Затраты на канцелярские товары и бумагу 20,0 Затраты на канцелярские товары и бумагу 20,0 Амортизационные отчисления 235, 7 Амортизационные отчисления 235,7 Затраты на обучение персонала 55,0 Затраты на обучение персонала 55,0 Командировочные расходы 10,0 Командировочные расходы 10,0 Затраты на телефонную связь и Интернет 36,0 Затраты на телефонную связь и Интернет 36,0 Расходы, контролируемые службой персонала Затраты на поиск персонала: 1962 Затраты на поиск персонала: 1962 – через кадровые агентства 996,0 – через кадровые агентства 332 – через интернет-источники 930 – через интернет-источники 930 – через СМИ 36,0 – через СМИ 36,0 Затраты на обучение и развитие персонала: 220,0 Затраты на обучение и развитие персонала: 220,0 – затраты на обучение и тренинги 99,0 – затраты на обучение и тренинги 99,0 – командировочные расходы на поездки по обмену опытом 21,0 – командировочные расходы на поездки по обмену опытом 21,0 – затраты на проведение соревнований на звание
«Лучший по профессии» 100,0 – затраты на проведение соревнований на звание
«Лучший по профессии» 100,0 Итого расходов 7885,4 Итого расходов 7601,4 Экономический эффект (без учета доходной части) 284 Экономический эффект (с учетом доходной части) 4728
3.2 Организация финансового контроллинга как инструмент антикризисного управления
Проведенный во второй главе дипломной работы анализ показывает, что выявленные в ходе анализа финансового состояния моменты в деятельности делают необходимым принятие неотложных мер по стабилизации положения. Если ситуация, подобная ситуации 2012 года повторится, то предприятие встанет на грань банкротства. Выявленные сильные стороны деятельности в последующем развитии предприятия должны укрепляться, а негативные – быть устранены мерами финансового управления.
Предлагается внедрить в организации систему финансового контроллинга для того, чтобы стабилизировать финансовые потоки.
Срок внедрения финансового контроллинга на предприятии: 01.02.2013 – 31.04.2013.
Необходимо учитывать, что внедрению контроллинга как системы должен предшествовать целый ряд последовательных проектов по реорганизации системы управления на предприятии (рис. 3.6).
Система контроллинга будет являться подсистемой системы управления предприятием.
Основными функциями подсистемы являются:
подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений;
подготовка решений по совершенствованию самой системы управления;
координация работы функциональных подразделений предприятия при решении задач управления.
Рис. 3.6. Схема взаимосвязи проектов по созданию системы контроллинга на предприятии
В зависимости от того, кто будет представлять службу контроллинга на предприятии и кто будет организовывать ее внедрение, будет происходить и подготовительный этап.
В ООО «Фермер-Сити«Рузский» таковым будет являться финансовый директор, руководящий группой аналитиков (2-3 человека из сотрудников предприятия), который осведомлен о состоянии предприятия, о том, как работают подразделения предприятия, кто собирает и представляет оперативную информацию, какие документы, в какие сроки и для кого подготавливаются, как обстоят дела с издержками и кто анализирует и контролирует все возникающие отклонения, составлен ли бюджет и как осуществляется контроль за его исполнением.
Вариант №1.
Можно сказать об отсутствии какой-либо переориентации бюджета на модернизацию, внедрение инноваций, рост экономики страны.
Таблица 3.8. Главные параметры бюджета на период 2013–2016 гг.
Параметры бюджета 2013 2014 2015 2016 Доходы, млн. руб. 12,68 12,87 14,06 15,62 в % к предыдущему году 20,7 19,3 19,0 18,8 в том числе:
от продаж , млн. руб. 6,41 5,93 6,28 6,93 в % ко всем доходам 50,5 46,1 44,6 44,4 Расходы, млн. руб. 12,82 13,39 14,21 15,63 в % к предыдущему году 20,9 20,1 19,2 18,8 темпы роста расходов в реальном выражении 109,6 99,0 101,1 104,8 Дефицит (–), профицит(+), млн. руб. –0,14 –0,52 –0,14 0,02 в % к предыдущему году –0,09 –0,8 –0,2 –0,01 *составлено автором
Таблица 3.9. Сравнение прогноза доходов бюджета на 2013–2015 гг. в зависимости от внедрения контролинга (млн. руб.)
Показатели Прогноз 2013 г. Прогноз 2014 г. Прогноз 2015 г. В объеме за 3 года 1 2 3 4 5=2+3+4 Доходы всего 12 865,9 14 063,4 15 615,1 42 544,4 в % к предыдущему году 19,3 19,0 18,8 –0,5 Доход от продажи Стоматологического оборудования 5 925,5 6 279,3 6 933,9 19 138,7 в % к предыдущему году 8,9 8,5 8,3 –0,6 Доходы без учета доходов от продажи стоматологического оборудования 6 940,4 7 784,1 8 681,6 23 496,1 в % к предыдущему году 10,4 10,5 10,5 0,1 Изменение доходов за счет изменения управления 185,0 166,8 398,6 720,4 в том числе: за счет внедрения контролинга 345,4 63,8 340,2 749,4 *составлено автором
Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что направленности на решение проблемы нет.
Дефицит бюджета будет покрываться преимущественно за счет резервных средств, которые по состоянию на 01 марта 2013г. будут насчитывать 2,6 млн. рублей, или 84,7 тыс. долларов
Еще одним дестабилизирующим фактором является непрекращающийся рост внутреннего долга, который обусловлен принятием мер по преодолению влияния финансово-экономического кризиса.
Управление внутренним долгом, это сложный и трудоемкий процесс, являющейся частью денежно-кредитной политики предприятия и включающий в себя разработку и выполнение стратегии управления. Данная стратегия должна обеспечивать гарантии выполнения предприятием обязательств по погашению и обслуживанию принимаемых обязательств вне зависимости от внешних и внутренних факторов, таких как состояние бюджета и изменение внешнеэкономической конъюнктуры.
Таблица 2.10. Расходы на обслуживание долга в 2013–2016 гг.
Показатели
2013
2015
2016
2017
Расходы на обслуживание внутреннего долга, млн. руб.
308,6
335,5
375,8
395,8
Расходы на обслуживание внешнего долга, млн. руб.
74,7
89,8
100,2
112,1
Всего, млн. руб.
383,3
425,3
476,0
508,0
Расходы на обслуживание внутреннего и внешнего долга в % ко всем расходам
3,1
3,2
3,4
3,3
*составлено автором
Увеличение долга приведет к увеличению расходов, связанных с его обслуживанием (Таблица 3.10.). По сравнению с 2013 годом доля расходов на обслуживание долга возрастет почти в два раза.
В связи со сложившимся серьезным дисбалансом на всех уровнях бюджетной системы, становится необходимым выявление и сокращение неэффективных расходов, ужесточение мер по контролю за всеми бюджетными потоками, а также за процессами образования долга.
Действующая на данный момент схема среднесрочного планирования и составления бюджета требует корректировки и изменений. Существующее положение говорит о необходимости плавного избавления госбюджета от сырьевой привязки, и перехода на производственный потенциал России.
Вариант №2. План компании реализации медицинского оборудования в 2012 г. будет выполнен в полном объёме. Это позволит полностью обеспечить выполнение контрактных обязательств по поставкам оборудования требуемого качества.
В 2012 году, долгосрочные обязательства увеличатся на 17% до 368 710 тыс. руб., главным образом из-за обязательств по кредитам и прочих долгосрочных обязательств.
На 31 декабря 2013 года, обязательства по кредитам составят 136 410 тыс. руб., что на 51% больше, чем на 31 декабря 2013 года. Это отчасти объясняется значительной переоценкой активов, в результате снижения применяемой ставки дисконтирования и инфляции.
В 2013 году отложенные налоговые обязательства составят 182 948 тыс. руб. В течение отчетного периода 1 348 тыс. руб. будут признаны в отчете о прибылях и убытках.
Прочие долгосрочные обязательства будут состоять из обязательств по банковским гарантиям и обязательств по затратам прошлых периодов. На 31 декабря 2013 года ООО «Фермер-Сити«Рузский» полностью обеспечит резерв потенциальных убытков в связи с обязательством по банковской гарантии в размере 11 014 тыс. руб. В течение 2013 года, ООО «Фермер-Сити«Рузский» выплатит 4 718 тыс. руб. своих обязательств в качестве гарантий. В результате, сумм обязательств по банковским гарантиям уменьшится и составит 6 296 тыс. руб. (включая 5 996 тыс. руб. — проценты по банковским гарантиям, которые будут представлены в краткосрочных обязательствах). Обязательства по маркетинговым исследованиям прошлых периодов относятся к суммам, причитающимся за маркетинг, будут отражены в отчете о финансовом положении на 31 декабря 2013 года по чистой дисконтированной стоимости в размере 5 053 тыс. руб. (включая 895 тыс. руб. которые будут реклассифицированы в краткосрочные обязательства). Также, в 2013 году ООО «Фермер-Сити«Рузский» начислит обязательство по льготам для сотрудников в размере 15 208 тыс.долл.
В 2013 году краткосрочные обязательства увеличатся на 17% до 394 933 тыс. руб.
Кредиторская задолженность увеличится до 169 037 тыс. руб. на 31 декабря 2013 года. Данное увеличение объясняется главным образом увеличением кредиторской задолженности, связанное с приобретением оборудования для строящихся медицинских учреждений. Увеличение задолженности по оплате труда объясняется начислением увеличившейся суммы регулярных годовых премий за продажу обрудования.
В конец 2013 года, сумма налога на прибыль составила 22 698 тыс. долл., по сравнению с 2 609 тыс. долл. на конец 2010 года. Налог на прибыль в 4 квартале был уплачен на авансовой основе, на базе прибыли до налогообложения, полученной в 3 квартале года. В IV квартале 2013 года прибыль до налогообложения будет выше, чем в 3 квартале, вследствие чего на отчетную дату ООО «Фермер-Сити«Рузский» начислит значительную сумму задолженности по налогу на прибыль. Прочие налоговые обязательства уменьшится до 29 436 тыс. руб.
Производственный процесс обеспечивается развитой системой управления и контроля технологических параметров.
Объем выручки, получаемой от реализации продукции (работ, услуг) общепромышленной деятельности составляет около 6 % от объема выручки в целом по ООО «Фермер-Сити«Рузский»
Таблица 3.11. Основные показатели деятельности , тыс. руб.
Основные показатели деятельности 2013 год Выручка (нетто) от продажи продукции (за минусом НДС и акцизов, аналогичных обязательных платежей), млн. руб. 6574 Валовая прибыль, млн. руб. 2454 Прибыль от продаж, млн. руб. 1476 Налог на прибыль (с учетом ОНА, ОНО и проч.), млн. руб. 406 Чистая прибыль, млн. руб. 635 Чистые активы, млн. руб. 13337 EBITDA (прибыль от операционной деятельности до вычета процентов, налогов и амортизации), млн. руб. 2250 Валовые налоговые отчисления в федеральный, региональный и местные бюджеты, млн. руб. 1745 Производительность труда, млн. руб./чел. 1,997 Социальные расходы (включая расходы на персонал, социальные программы и благотворительность), млн. руб. 154 Расходы на реализацию социальных программ, млн. руб. 11 *составлено автором
Расчет №3.
В таблице №3.12 представлены основные компоненты консолидированных отчетов о движении денежных средств компании годы, закончившиеся 31 декабря 2013 года.
Таблица №3.12. Движение основных средств
Тыс. долл. 2013 Операционная деятельность 122471 Корректировки 308564 Операционная прибыль до изменений в оборотном капитале 431035 Изменения в оборотном капитале (145947) Денежные средства от операционной деятельности 285088 Процентные расходы (2434) Налог на прибыль уплаченный (90421) Чистые денежные средства от операционной деятельности 192233 Капитальные расходы, направленные на приобретение дочерних предприятий и капитализируемые расходы на маркетинг (629842) Прочие расходы/поступления, связанные с инвестиционной деятельностью 700728 Денежные средства, (направленные на)/полученные от инвестиционной деятельности 70886 Денежные средства, полученные от /(направленные на) финансовую деятельность, нетто (43588) Эффект пересчета в валюту представления (46879) Чистое (уменьшение)/увеличение денежных средств и их эквивалентов 219531 Денежные средства и их эквиваленты на начало года 226174 Денежные средства и их эквиваленты на конец года 398826 *составлено автором
В 2013 году прибыль ООО «Фермер-Сити«Рузский» до налогообложения составит 481 337 тыс. руб. Операционная прибыль до изменения оборотного капитала составит 791 746 тыс. руб. В течение отчетного периода чистый поток денежных средств от операционной деятельности составит 445 307 тыс. руб.
В отчетном году основные инвестиционные расходы будут представлены капитальными расходами и расходами на маркетинг, которые составили 359 424 тыс. руб. Кроме того, в 2013 ООО «Фермер-Сити«Рузский» разместит денежные средства на текущих счетах, что приведет к оттоку денежных средств в размере 64 996 тыс.руб. Он будет компенсирован поступлениями от выбытия финансовых активов в размере 244 955 тыс. руб. В течение 2013 года ООО «Фермер-Сити«Рузский» закроет ряд депозитов, частично произведет изъятие денежных средств из инвестиций, имеющихся в наличии для продажи, и инвестиций в ценные бумаги, предназначенные для торговли. Компания получит процентный доход в размере 8 351 тыс. руб. Таким образом, в 2013 году денежные средства, направленные на инвестиционную деятельность ООО «Фермер-Сити«Рузский» составят 176,066 тыс. руб.
Денежные средства, направленные на финансовую деятельность за 2013 год, составят 110 983 тыс. руб..
Капитальные расходы представляют собой сумму расходов по приобретению ООО «Фермер-Сити«Рузский» основных средств за вычетом суммы выручки от реализации основных средств.
В таблице №3.13 представлены капитальные расходы и отложенные расходы на маркетинг за годы, закончившиеся 31 декабря 2013.
Таблица №3.13 Капитальные расходы, расходы на приобретение оборудования и отложенные расходы на маркетинг.
Тыс. руб. 2013 2014 2015 + Приобретение основных средств 350327 302405 481504 — Поступления от продажи основных средств (643) (1270) (5747) Приобретение оборудования - 182247 39156 + Погашение условных обязательств по приобретению оборудования - - 19616 Приобретение оборудования, за вычетом вышеуказанных корректировок - 182247 58772 + расходы на маркетинг 9470 12608 95313 Итого капитальные расходы, расходы на приобретение оборудования и расходы на маркетинг 359424 495990 629842 *составлено автором
В 2013 году общий объем денежных средств, направленных на капитальные расходы и на капитализированные маркетинговые исследования ООО «Фермер-Сити«Рузский» составят 359 424 тыс. руб.
В отчетный период ООО «Фермер-Сити«Рузский» капитализирует расходы на маркетинг на общую сумму 9 470 тыс. руб., понесенные на исследования.
Таблица №3.14. Таблица результатов деятельности
Тыс. долл. 2013 Выручка от реализации продукции 1711298 Выручка от прочей реализации 37506 Себестоимость реализации продукции (895555) Себестоимость прочей реализации (33 424) Валовая прибыль, в том числе: 819825 Валовая прибыль от реализации оборудования 815743 Валовая рентабельность 46,9% Коммерческие и административные расходы (194549) Затраты на финансирование (42717) Прибыль до налогообложения 481337 Рентабельность до налогообложения 27,5% Налог на прибыль (124840) Прибыль за год 356497 Рентабельность по чистой прибыли 20,4% В 2013 году выручка ООО «Фермер-Сити«Рузский» от реализации медицинского оборудования вырастет и составит 1 711 298 тыс. руб.
Увеличение выручки от реализации медицинского оборудования вырастет главным образом более высокими ценами, а также увеличением объемов продаж на фоне расширения медицинского обслуживания населения и строительства новых медицинских центров.
Таблица 3.15. Расшифровка себестоимости реализации товара на 31 декабря 2013 год
Тыс. долл. 2013 Денежные операционные расходы 847201 Материалы и запасные части: тыс. 378598 топливо 101673 Заработная плата 234730 Расходы на налоги 130230 Расходы на оплату коммунальных услуг: 46043 Расходы на электроэнергию 43873 Прочие расходы на оплату коммунальных услуг 2171 Расходы на оплату услуг сторонних организаций по маркетингу 8897 Затраты на рекламу 2059 Прочие расходы 46644 Амортизация основных средств 118559 Изменение в отложенных расходах на маркетинг работы 44412 Стоимость товара на 31 декабря (114617) Себестоимость реализации продукции 895555 *составлено автором
В 2013 году себестоимость реализации товара увеличилась и составит 895 555 тыс. руб. Изменение объясняется увеличением объемов работ по центру, списанием ранее отложенной стоимости маркетинговых работ, а также увеличением запасов товара.
Денежные операционные расходы составляют основную часть себестоимости реализации товара. В 2013 году денежные операционные расходы составят 847 210 тыс. руб.
В 2013 году затраты на расходные материалы и запасные части будут представлять собой самый значительный компонент денежных операционных расходов (45%). К ним относятся расходы на материалы, а также топливо.
Стоимость материалов и запасных частей, израсходованных в отчетном периоде, представляет 33% от денежных операционных расходов компании и составят 276 925 тыс. руб.
Значительную долю в составе денежных операционных расходов занимают расходы на топливо транспорта. В рассматриваемом периоде расходы на топливо составят 12% денежных операционных расходов компании. Эти расходы составят 101 673 тыс.долл. Рост в размере 28% объясняется в основном увеличением закупочной цены топлива из-за глобальной тенденции роста цен на нефть, увеличением потребления бензина при транспортировке товара.
Второй по величине составляющей денежных операционных расходов в 2013 году являются расходы на оплату труда (28% от общей суммы денежных операционных расходов). Расходы на оплату труда производственного персонала составят в 2013 году 234 730 тыс. долл. Увеличение произойдет в результате комбинации нескольких факторов, в том числе: увеличение численности операционного персонала, запланированная 10-12% индексация заработной платы для оперативного персонала, увеличение взносов в фонд социального страхования, из-за изменений в системе налогообложения с 1 января 2011 года; начисление обязательств по льготам для сотрудников, в соответствии с условиями коллективных договоров.
В 2013 году компания выплатит 130 230 тыс. руб. в виде НДС. Увеличение выплат на 45% связано с увеличением объемов продаж и более высокой ценой продажи продуктов питания.
Расходы на электроэнергию и прочие коммунальные услуги составят 5% от денежных операционных расходов. В отчетный период расходы на электроэнергию составят 46 043 тыс. руб. Этот рост связан в основном с увеличением потребления электроэнергии. Увеличению затрат на электроэнергию также способствовал рост тарифов на потребляемую электроэнергию.
Амортизационные отчисления, включенные в себестоимость реализации товара, вырастут до 118 559 тыс. руб. в 2013 году.
Таблица №3.16. Коммерческие и административные расходы компании за 2013г.
Тыс. долл. 2013 Заработная плата 103811 Прочие административные расходы 30719 Профессиональные услуги 28274 Налоги кроме налога на прибыль 27528 Амортизация основных средств 4217 итого 194549 В 2013 году коммерческие и административные расходы компании составят 194 549 тыс. руб. Данное увеличение объясняется главным образом ростом расходов по заработной плате, налогами, за исключением налога на прибыль и расходами на профессиональные услуги.
В отчетный период расходы на оплату труда административного персонала ООО «Фермер-Сити«Рузский» составят 103 811 тыс. руб. в 2013году, что объясняется, в основном, увеличением численности административного персонала, запланированной индексацией заработной платы в компании.
Прочие административные расходы включают в себя расходы на аренду, услуги связи, расходы на ремонт и техническое обслуживание и прочие расходы.
Таблица 3.16. Элементы прочих административных расходов за 2013
Тыс. долл. 2013 Прочие административные расходы 30719 Расходы на аренду 3685 Ремонт и техническое обслуживание 1170 Услуги связи 1616 Прочие расходы 24248 В 2013 году расходы на профессиональные услуги составят 28 724 тыс. руб. в 2012 году. Данное увеличение расходов объясняется юридическими и консультационными услугами.
Помимо налога на прибыль ООО «Фермер-Сити«Рузский» также понесет расходы по налогу на имущество, а также другие налоги. В 2013 году ООО «Фермер-Сити«Рузский» начислит 27 528 тыс. долл. федеральных и региональных налогов, без учета налога на прибыль.
Выплаты по другим налогам составят 9 630 тыс. руб. в 2013 году. Рост объясняется перерасчетом налога на прибыль за предыдущие периоды.
В 2013году прочие расходы составят 75 864 тыс. руб. В течение отчетного периода ООО «Фермер-Сити«Рузский» признает убыток от обесценения основных средств на сумму 40763 тыс. руб.
Кроме того, в 2013 году ООО «Фермер-Сити«Рузский» пересчитает обязательства по НДС за предыдущие годы, и в результате будет дополнительно доначислено налоговых обязательств по НДС на общую сумму 8 600 тыс. руб. Отчасти возросшие расходы были компенсированы уменьшением расходов на благотворительность на 51% и некоторых других операционных расходов.
Таблица 3.17. Расчет эффективности совместной работы аппарата управления и подразделения контроллинга по достижению поставленных перед предприятием целей
Целевой показатель Значимость показателя Планируемое изменение показателя, % План 1-го кв. 2013 г. приравнивается к 10 баллам Факт 1-го кв. 2013 г. Балльная оценка фактического показателя (вариант 1) Бальная оценка фактического показателя (вариант 2) Бальная оценка фактического показателя (вариант 3) Оптимальная эффективность Фактическая эффективность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (гр.2 х 10 баллов) 10 (гр.2 х гр.6) Объем продаж, тыс. руб. 3 +10 589 049,2 453 740 7,7 7,4 7,2 30 23,1 Производительность труда руб. на чел. 3 +20 1 339 444,8 242 253 1,8 1,5 1,3 30 5,4 Материальные затраты, тыс. руб. 3 –10 398,835 406,947 9,8 9,5 9,2 30 29,4 Прибыль от продаж, тыс. руб. 1 +10 25 704,25 8671 3,37 3,21 2,98 10 3,37 Итого 10 — — — — - - 100 61,27 Следовательно, наиболее оптимальным вариантом является 1 вариант.
Таким образом, фактическое значение каждого целевого показателя получило балльную оценку (гр.6) исходя из пропорции: план 1-го кв. 2013 г. – 10 баллов, факт 1 кв. 2013г. – Х баллов. Показатель материальных затрат должен был снизиться на 10%, но снижение произошло в меньшем объеме. Расчет его бальной оценки проведен следующим образом. Во-первых, определен балл на основе пропорции, который составил 10,2. То есть по сравнению с оптимальным значением 10 был допущен перерасход в 0,2 балла, которые отражают, по нашему мнению, степень снижения эффективности работы аппарата управления и подразделения контроллинга по достижению данного показателя. Поэтому, во-вторых, от оптимальной эффективности в 10 баллов мы вычли 0,2 балла. Полученное балльное значение данного показателя составило 9,8 балла. Балльная оценка остальных показателей рассчитана стандартно (из пропорции). В результате сделанных расчетов мы пришли к выводу, что при оптимальной эффективности в достижении стратегии 100%, фактическая эффективность работы аппарата управления ООО «Фермер-Сити«Рузский» составила 61,27%.
Заключение
Таким образом, эффективность управления представляет собой достаточно сложную экономическую категорию, изучение которой предполагает учет различных факторов, которые прямо или косвенно оказывают влияние на управленческий процесс.
Эффективность управления в первую очередь зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, а так же от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.
В более общем виде эффективность управления подразумевает результативность управленческой деятельности. Однако определение результатов управленческой деятельности представляет собой одну из основных проблем, которые возникают при его оценке.
В результате исследования критериев и методов оценки эффективности управления было выяснено, что пока не существует единой системы такой оценки.
Комплексный анализ ООО «Фермер-Сити«Рузский» показал то, что на предприятии недостаточно развита система мотивации персонала и как следствие снижение среднегодовой выработки на 1 рабочего на 1895 тыс.руб., что в свою очередь привело в дальнейшем к существенному снижению выручки от продажи.
Необходимо отметить и то, что несмотря на увеличение списочного состава сотрудников, внедрение новых кадров требует существенных затрат, что так же отрицательно сказывается на финансовом положении организации.
Для решения рассмотренных проблем, было предложено, с учетом целей и структуры ООО «Фермер-Сити«Рузский», провести следующие мероприятия:
1) Разработать комплекс по усовершенствованию материального и нематериального стимулирования, который должен быть направлен на повышение степени заинтересованности в повышении эффективности работы всего предприятия.
2) Разработка программы корпоративного тренинга командообразования.
3) Внедрить в отдел по работе с персоналом Центр "Молодой специалист", основной целью которого должна быть реализация программы обязательного обучения молодых специалистов.
4) Создать эффективную информационную систему
Информированность сотрудников и свободное распространение информации являются важнейшими составляющими эффективной деятельности предприятия.
Однако необходимо помнить то, что неуместное и несвоевременное использование методов реорганизации может вызвать срыв стратегически важных организационных нововведений.
Исходя из этого, руководству организации необходимо иметь инструмент для адекватной оценки ситуации и выбора оптимальных вариантов в реализации организационных нововведений в систему управления.
Список использованной литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.04.2011) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – ст. 3301.
Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. 192 с
Федеральный закон РФ от 28.12.2009 № 381-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. – № 1. – ст. 2.
Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 11.07.2011) // СЗ РФ. – 1998. - № 7. – ст. 785.
Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007. – 236с.
Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. – М.: ФиС, 2006. – 327 с.
Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? / И. Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 300 с.
Басовский М. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2009. –366 с.
Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: 3-е изд. Учеб. пособие для экон. спец. вузов.- Мн.: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2006. – 349 с.
Вершигора Е.Е. Менеджмент: учебное пособие для вузов / Е. Е. Вершигора, А. В. Неверов. — Мн.: Амалфея, 2008. — 496 с.
Ганэ В.А. Теоретические основы менеджмента: факторный анализ и эффективность управления: учебно-методический комплекс / В. А. Ганэ, С. В. Соловьева. — 3-е изд., стер. — Мн.: Изд-во МИУ, 2009. — 430 с.
Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: Учебник для студ. экон. спец. / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова / Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев. – М.: Финстатинформ, 2007. – 476 с.
Попова Р. Г., Самонова И. Н., Доброседова И. И. Финансы предприятий / Р. Г. Попова, И. Н. Самонова, И. И. Доброседова. –С-Пб: Питер, 2008. – 224 с.
Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. - МИНСК ООО «Новое знание», 2008. - 683 с.
Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. — 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2007. — 553 с.
Тележников В.И. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / В. И. Тележников; под ред. Н. П. Беляцкого. — Мн.: БГЭУ, 2008. — 509 с
Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Г. Б. Поляк, И. А. Акодис, Т. А. Караева и др. / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 371 с.
Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Е. И. Шохина. – М.: КНОРУС, 2010. – 480 с.
Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 371 с.
Финансы: Учебное пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. - М.: Финансы и кредит, 2008.-362 с.
Феденя А.К. Менеджмент: учеб. пособие / А. К. Феденя. — Мн.: ТетраСистемс, 2008. — 320 с.
Отчет о результатах хозяйственной деятельности ООО «Фермер-Сити«Рузский» за 2011 г.
38
Нaпpaвлeния coвepшeнcтвoвaния кaдpoвoй пoлитики OOO «Кyбeтoн»
1. Coвepшeнcтвoвaниe cиcтeмы aттecтaции кaдpoв (тaбл.3.1)
1. Coвepшeнcтвoвaниe cиcтeмы aттecтaции кaдpoв (тaбл.3.1)
3. Coвepшeнcтвoвaниe cиcтeмы пoдгoтoвки cпeциaлиcтoв (тaбл.3.2)
Ocнoвныe эффeкты coвepшeнcтвoвaния кaдpoвoй пoлитики OOO «ДиАквитенс»
1. Coздaниe мoтивaциoннoгo пoтeнциaлa для пpивлeчeния и зaкpeплeния нa пpeдпpиятии выcoкoквaлифициpoвaнных мoлoдых cпeциaлиcтoв, a тaк жe дaльнeйшeгo эффeктивнoгo paзвития их пpoфeccиoнaльных и личнocтных дaнных, oбecпeчивaющих пoвышeниe эффeктивнocти пpoцecca тpyдa
2. Oбecпeчeниe cиcтeмнoгo и cooтвeтcтвyющeгo тeкyщим и пepcпeктивным пoтpeбнocтям пpeдпpиятия пoвышeния ypoвня тeopeтичecкoй пoдгoтoвки и пpaктичecких нaвыкoв coтpyдникoв paзличных ypoвнeй
3. Oбecпeчeниe быcтpoй и peзyльтaтивнoй aдaптaции нoвых coтpyдникoв нa пpeдпpиятии c их accимиляциeй к пpинятoй нa пpeдпpиятии пpoизвoдcтвeннoй и кopпopaтивнoй кyльтype
4. Coздaниe пoтeнциaлa иcпoльзoвaния нoвых тeхнoлoгий, внeдpeния тeхнoлoгичecких ycoвepшeнcтвoвaний, мoдepнизaции тeхнoлoгичecких пpoцeccoв нa пpeдпpиятии, чтo в пepcпeктивe oбecпeчит бoлee пoлнyю peaлизaцию фaктopoв интeнcивнocти иcпoльзoвaния тpyдoвых pecypcoв
5. Интeнcификaция пpoцecca тpyдa, oбecпeчeниe мaкcимaльнoгo эффeктa иcпoльзoвaния coвpeмeнных тeхнoлoгий и мaтepиaльнo-тeхничecкoй бaзы OOO «ДиАквитенс»
ПPOEКТ 1:
cтpaтeгия пpeдпpиятия
Opгaнизaциoннaя cтpyктypa
Инфopмaциoннoe oбecпeчeниe yпpaвлeния
Мapкeтинг
Уcлyги
Пepcoнaл
Цeли, выpaжeнныe кoличecтвeннo
ПPOEКТ 2:
peopгaнизaция
cтpyктypы yпpaвлeния
пpeдпpиятиeм
ПPOEКТ 3:
peopгaнизaция
cиcтeмы oпepaтивнoгo плaниpoвaния и yпpaвлeния
Уcтaнoвлeниe цeнтpoв oтвeтcтвeннocти
Cтaндapтизaция дoкyмeнтooбopoтa
Кoмпьютepизaция
ПPOEКТ 4: пocтpoeниe cиcтeмы yчeтa зaтpaт
Пo видaм
Пo мecтaм вoзникнoвeния
Пo нocитeлям издepжeк
ПPOEКТ 5:
пocтpoeниe cиcтeмы финaнcoвoгo кoнтpoллингa
Плaниpoвaниe
Бюджeтиpoвaниe
Cиcтeмa yчeтa и oтчeтнocти
Анaлиз oтклoнeний
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.04.2011) // СЗ РФ. – 1994. - № 32. – ст. 3301.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. 192 с
3. Федеральный закон РФ от 28.12.2009 № 381-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2010. – № 1. – ст. 2.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 11.07.2011) // СЗ РФ. – 1998. - № 7. – ст. 785.
5. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2007. – 236с.
6. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. – М.: ФиС, 2006. – 327 с.
7. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? / И. Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 300 с.
8. Басовский М. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / М. Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2009. –366 с.
9. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: 3-е изд. Учеб. пособие для экон. спец. вузов.- Мн.: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2006. – 349 с.
10. Вершигора Е.Е. Менеджмент: учебное пособие для вузов / Е. Е. Вершигора, А. В. Неверов. — Мн.: Амалфея, 2008. — 496 с.
11. Ганэ В.А. Теоретические основы менеджмента: факторный анализ и эффективность управления: учебно-методический комплекс / В. А. Ганэ, С. В. Соловьева. — 3-е изд., стер. — Мн.: Изд-во МИУ, 2009. — 430 с.
12. Одегов Ю. Г., Журавлев П. В. Управление персоналом: Учебник для студ. экон. спец. / Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова / Ю. Г. Одегов, П. В. Журавлев. – М.: Финстатинформ, 2007. – 476 с.
13. Попова Р. Г., Самонова И. Н., Доброседова И. И. Финансы предприятий / Р. Г. Попова, И. Н. Самонова, И. И. Доброседова. –С-Пб: Питер, 2008. – 224 с.
14. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. - МИНСК ООО «Новое знание», 2008. - 683 с.
15. Семенов А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. — 4-е изд. — М.: Дашков и К, 2007. — 553 с.
16. Тележников В.И. Менеджмент: учеб. пособие для вузов / В. И. Тележников; под ред. Н. П. Беляцкого. — Мн.: БГЭУ, 2008. — 509 с
17. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Г. Б. Поляк, И. А. Акодис, Т. А. Караева и др. / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 371 с.
18. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. Е. И. Шохина. – М.: КНОРУС, 2010. – 480 с.
19. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 371 с.
20. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. - М.: Финансы и кредит, 2008.-362 с.
21. Феденя А.К. Менеджмент: учеб. пособие / А. К. Феденя. — Мн.: ТетраСистемс, 2008. — 320 с.
22. Отчет о результатах хозяйственной деятельности ООО «Фермер-Сити«Рузский» за 2011 г.
Вопрос-ответ:
Что такое качество управления?
Качество управления - это характеристика системы управления организацией, которая определяет эффективность и результативность ее деятельности. Оно показывает, насколько хорошо управление осуществляется и как успешно достигаются поставленные цели и задачи.
Какие критерии и показатели используются для оценки эффективности управления?
Для оценки эффективности управления используются различные критерии и показатели, такие как финансовые показатели (прибыль, доходы, рентабельность), операционная эффективность (снижение затрат, повышение производительности), клиентоориентированность (уровень удовлетворенности клиентов, количество повторных покупок), инновационность (количество внедренных новаций, продуктивность исследований и разработок) и другие.
Какие основные показатели эффективности управления на ООО Фермер Сити Рузский?
На ООО Фермер Сити Рузский основными показателями эффективности управления являются финансовые показатели, такие как валовая прибыль, чистая прибыль, рентабельность продукции. Также важными показателями являются операционная эффективность (уровень производительности, эффективность использования ресурсов) и уровень удовлетворенности клиентов.
Какую технико-экономическую характеристику имеет ООО Фермер Сити Рузский?
ООО Фермер Сити Рузский имеет следующую технико-экономическую характеристику: организация занимается производством и продажей сельскохозяйственной продукции, имеет собственные производственные площади и оборудование, занятых работников, объемы производства и продаж, а также стратегические партнерства и клиентскую базу.
Какие характеристики качества системы управления организацией можно назвать?
Характеристики качества системы управления организацией могут быть разнообразными. Например, это может быть эффективность достижения целей и задач, гибкость и адаптивность системы, квалификация и компетентность управленческого персонала, уровень информационной поддержки решений, инновационность и т.д. Важно, чтобы система управления была согласована со стратегией организации и способствовала ее развитию и успеху.
Какие характеристики качества системы управления организацией рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются основные характеристики качества системы управления организацией, такие как результативность, эффективность, технико-экономические показатели и др.
Каково содержание и сущность управленческих решений?
Содержание и сущность управленческих решений заключаются в принятии определенных мер и решений с целью достижения желаемого результата и улучшения работы организации.
Какие критерии и показатели эффективности управления рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные критерии и показатели эффективности управления, такие как финансовые показатели, производственная эффективность, качество продукции, уровень инноваций и др.
Как можно охарактеризовать ООО Фермер Сити Рузский?
ООО Фермер Сити Рузский является сельскохозяйственной организацией, специализирующейся на производстве и сбыте сельскохозяйственной продукции. Она имеет определенные технико-экономические характеристики, которые рассматриваются в статье.
Какие основные показатели эффективности управления на ООО Фермер Сити Рузский рассматриваются в статье?
Статья рассматривает различные основные показатели эффективности управления на ООО Фермер Сити Рузский, такие как финансовая стабильность, рентабельность, эффективность использования ресурсов, удовлетворенность клиентов и др.
Что такое качество управления?
Качество управления - это показатель эффективности и результативности управленческой деятельности организации. Оно характеризует способность управляющей системы достигать поставленных целей и задач с использованием оптимальных ресурсов. Качество управления оценивается по различным характеристикам, таким как эффективность, результативность, сохранность ресурсов и другие.