Принципы единства и централизации прокурорского надзора

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Прокурорский надзор
  • 15 15 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 20.06.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Прокурорский надзор как вид государственной деятельности 5
Глава 2. Принцип единства прокурорского надзора 10
Глава 3. Принцип централизации прокурорского надзора 12
Заключение 15
Список литературы 16
Фрагмент для ознакомления

Обеспечение верховенства закона, единства законности может быть достигнуто в полной мере только при одном внешнем подчинении — высшим органам РФ.Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на территории всей страны. Принцип централизации обеспечиваетединство прокурорской практики. Исходя из положений данного принципа, каждый вышестоящий прокурор несет ответственность за деятельность нижестоящих и в случае необходимости может взять выполнение полномочий последних на себя, а также поручить им выполнение своих полномочий.Наряду с установленной системой подчинения внутри прокурорской системы в литературе выделяют так называемую внешнюю разновидность подчинения (подчинение прокурорской системы высшим органам государственной власти РФ – Президенту и Федеральному Собранию).Внешнее подчинение, по мысли представителей данного подхода, проявляется в том, что высшие органы государственной власти назначают и освобождают от должности Генерального прокурора и его заместителей, на Генеральном прокуроре лежит обязанность ежегодно представлять данным органам государственной власти доклад о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Однако, на наш взгляд, такой подход неверен. То, что Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности при участии Президента и Совета Федерации Федерального Собрания продиктовано интересами поддержания равновесия в системе органов государственной власти страны, это элемент системы «сдержек и противовесов». К тому же, например, судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность аналогично процедуре назначения на должность Генерального прокурора РФ, однако о подчинении Президенту и Федеральному Собранию судебной системы и Верховного Суда РФ никто не говорит. Более того, современная модель российской прокуратуры не вписывается в триаду конституционно закрепленных ветвей единой государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Шобухин В.Ю. предлагает рассматривать прокуратуру как элемент надзорно-контрольной власти – четвертой разновидности единой государственной власти с провозглашением в Конституции РФ – и считаем необходимым реформировать органы прокуратуры с учетом данных позиций. Отнесение органов прокуратуры к отдельной (самостоятельной) ветви государственной власти тем более исключает возможность подчинения ее государственным органам иных ветвей (в частности, Президенту и Федеральному Собранию), поскольку противоречит системе «сдержек и противовесов».Ежегодные доклады Генерального прокурора палатам Федерального Собрания и Президенту о состоянии законности и о проделанной работе – проявление гласности в деятельности российской прокуратуры. Здесь можно говорить о подотчетности Генерального прокурора данным органам государственной власти, но не о подконтрольности. Подконтрольность предполагает возможность непосредственного вмешательства и самостоятельного устранения недостатков в деятельности подконтрольных органов. Применительно к деятельности прокурорской системы ни Президент, ни Совет Федерации такими полномочиями не располагают.ЗаключениеПрокурорский надзор как особый вид государственной власти в нынешних условиях должен только усиливаться и прежде всего в направлении защиты прав и свобод человека и гражданина. Должна быть упорядочена правоваянеприкосновенность должностных лиц, осуществляющих надзор иконтроль, она должна распространяться лишь на служебнуюдеятельность.Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что право должно быть ориентировано, устремлено. В сравнении с правовыми нормами, соответствующими той или иной эпохе, определенному историческому периоду, принципы права отличаются большей устойчивостью, остаются неизменными в течение длительного времени.Исследование принципов единства и централизации дает возможностьобратиться к первичным методологическим аспектам прокурорскогоправа, связанным с решением вопроса о юридической природе даннойотрасли права, степени ее автономности в рамках российской национальной правовой системы. Принципы права — это не только идеи, но инормативно закрепленные постулаты. Именно благодаря исследованию принциповпрокурорского права можно получить цельноеобобщенное представление о состоянии дел всовременной российской прокуратуре.Некоторые авторы объединяют принципы единства и централизации прокурорского надзора в один – принцип единства и централизации, что обусловлено их содержательной близостью. Они во многом взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Однако суть принципов единства и централизации различна. Оба принципа следует рассматривать в качестве самостоятельных.Список литературыДеришев Ю. В. Прокуратура Российской Федерации : учебное пособие / Ю.В. Деришев. Омск, 2003.Звягинцев А., Орлов Ю. Око государево // Человек и закон. 1997. № 1.Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб.пособие. Екатеринбург, 1999. Конин Н.М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004. Контрольные органы и организации России: учеб. / под ред. А.П. Гуляева. М., 2000. Меркулов Е.С. Конституционныйпринцип единства системы государственной власти в Российской Федерации: к вопросу о содержании и практической реализации // Современное рос.общество: право, образование, экономика : сб. науч. ст. Петропавловск-Камчатский, 2006.Настольная книга прокурора. М., 2002.Орлов М. Нет прокуратуры – нет проблемы? // Законность. 2003. № 1. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учеб. / под ред. А. Ф. Смирнова. М., 2005. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2003. Степанов И. М. Конституция и политика. М.: Наука, 1984.Терехов А. А. Аудит. М., 1998. Шобухин В. Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. Шобухин В. Ю. Прокуратура – основа надзорно-контрольной власти в России // Государство и право. 2007. № 11.

1. Деришев Ю. В. Прокуратура Российской Федерации : учебное пособие / Ю.В. Деришев. Омск, 2003.
2. Звягинцев А., Орлов Ю. Око государево // Человек и закон. 1997. № 1.
3. Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб.пособие. Екатеринбург, 1999.
4. Конин Н.М. Административное право России. М.: Юристъ, 2004.
5. Контрольные органы и организации России: учеб. / под ред. А.П. Гуляева. М., 2000.
6. Меркулов Е.С. Конституционныйпринцип единства системы государственной власти в Российской Федерации: к вопросу о содержании и практической реализации // Современное рос.общество: право, образование, экономика : сб. науч. ст. Петропавловск-Камчатский, 2006.
7. Настольная книга прокурора. М., 2002.
8. Орлов М. Нет прокуратуры – нет проблемы? // Законность. 2003. № 1.
9. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учеб. / под ред. А. Ф. Смирнова. М., 2005.
10. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2003.
11. Степанов И. М. Конституция и политика. М.: Наука, 1984.
12. Терехов А. А. Аудит. М., 1998.
13. Шобухин В. Ю. Правовой статус прокуратуры и прокурорских работников Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.
14. Шобухин В. Ю. Прокуратура – основа надзорно-контрольной власти в России // Государство и право. 2007. № 11.

Вопрос-ответ:

Какие принципы являются основой прокурорского надзора?

Основой прокурорского надзора являются принципы единства и централизации.

Что означает принцип единства прокурорского надзора?

Принцип единства прокурорского надзора означает, что надзор осуществляется одним органом - прокуратурой.

Какие преимущества обеспечивает принцип централизации прокурорского надзора?

Принцип централизации прокурорского надзора обеспечивает единую законность на всей территории страны и возможность оперативного реагирования на нарушения закона.

Почему централизация органов прокуратуры необходима?

Централизация органов прокуратуры необходима для обеспечения единой законности на всей территории страны и координации работы прокурорских органов.

Как можно обеспечить верховенство закона и единую законность при прокурорском надзоре?

Верховенство закона и единая законность могут быть достигнуты при одном внешнем подчинении прокурорских органов высшим органам РФ.

Что такое прокурорский надзор?

Прокурорский надзор - это вид государственной деятельности, направленной на обеспечение верховенства закона и законности в обществе. Он осуществляется прокурорами, которые контролируют исполнение законов и преследуют правонарушителей.

Какие принципы лежат в основе прокурорского надзора?

Принципы единства и централизации являются основными принципами прокурорского надзора. Принцип единства предполагает создание единой системы прокуратуры, где каждый прокурор подчиняется вышестоящим органам, что позволяет обеспечить единство и целостность прокурорской деятельности. Принцип централизации предусматривает концентрацию полномочий прокуратуры в высших органах, что способствует более эффективной реализации прокурорского надзора.

Для чего необходима централизация органов прокуратуры?

Централизация органов прокуратуры необходима для обеспечения единой законности на всей территории страны. Она позволяет установить единые стандарты и принципы работы прокуроров, а также координировать их действия. Благодаря централизации можно достичь большей эффективности и согласованности прокурорского надзора.

Что предполагает принцип единства прокурорского надзора?

Принцип единства прокурорского надзора предполагает внешнее подчинение всех прокуроров вышестоящим органам РФ. Это означает, что каждый прокурор должен действовать в соответствии с едиными принципами и целями прокуратуры, чтобы обеспечить единство и целостность прокурорской деятельности на всей территории страны.

Как можно обеспечить верховенство закона и единство законности?

Обеспечение верховенства закона и единства законности может быть достигнуто путем одного внешнего подчинения вышестоящим органам РФ. Это означает, что все прокуроры должны подчиняться единым правилам и принципам, которые определяются вышестоящими органами. Таким образом, создается единая система прокуратуры, которая гарантирует соблюдение законности и обеспечивает верховенство закона на всей территории страны.

Какие принципы лежат в основе прокурорского надзора?

В основе прокурорского надзора лежат принципы единства и централизации. Принцип единства заключается в том, что прокурорский надзор осуществляется одним органом - прокуратурой, которая имеет исключительное право на осуществление надзора за соблюдением законности. Принцип централизации предполагает, что этот орган должен иметь единые стандарты и процедуры, а также координировать и контролировать деятельность прокуратурных органов по всей территории РФ.

Для чего необходима централизация прокурорского надзора?

Централизация прокурорского надзора необходима для обеспечения единой законности на всей территории РФ. Она позволяет установить единые стандарты и процедуры для всех прокурорских органов, а также координировать и контролировать их деятельность. Благодаря централизации прокурорский надзор становится более эффективным, так как позволяет предотвратить произвол и коррупцию в прокуратуре, а также обеспечить соблюдение законности во всех сферах государственной деятельности.