Умственное развитие в процессе обучения детей счету

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 11 11 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 21.06.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Влияние обучения счету на умственное развитие дошкольников 4
Заключение 10
Список литературы 11
Фрагмент для ознакомления

Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные способности обусловливают его осмысление. Таким образом, в основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей – мышление. При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых. Основная цель развития познавательных способностей направлена на целенаправленное развитие всех компонентов, а также их взаимодействия в конкретной познавательной деятельности. Практика показывает, что недостаточно, например, развивать у ребенка память или работать над развитием воображения. У ребенка может быть прекрасная память, но при этом он совершенно не умеет осмысливать имеющуюся информацию и интерпретировать ее.ЗаключениеТаким образом, можно сказать, что развитие математических представлений – представлений об окружающем с точки зрения математики – включает в себя формирование представлений о таких свойствах и признаках как цвет, форма, величина, пространственное положение, количество и другие характеристики объектов окружающего мира. Умение считать формируются на основе развития сенсорных способностей (восприятие) и математических способностей. В основе последних лежит такой познавательный процесс как мышление, процесс развития этих способностей состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстрагирование, аналогия и др.) Развитие всех перечисленных приемов «является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой области познания, в том числе и в математике».Математические способности относятся к группе ранних способностей, что является бесспорным историческим фактом и подтверждением того, что начинать развивать их необходимо уже в дошкольном возрасте.Если обратиться к практике, то можно отметить следующее: успешными, способными в математике многие педагоги в дошкольном образовании считают любознательных детей, т.е. мы опять возвращаемся к понятию «познавательная активность», «познавательный интерес», которые являются показателем сформированности так называемых «познавательных способностей»Познавательные способности – это такие качества, которые помогают ребенку исследовать окружающий мир, устанавливать связи, выявлять причины, предвидеть следствие, экспериментировать, сравнивать, формулировать выводы и умозаключения.Познавательные способности можно подразделить на две большие группы: сенсорные способности и интеллектуальные. Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира. Интеллектуальные способности обусловливают его осмысление. Таким образом, в основе сенсорных познавательных способностей лежит такой познавательный процесс, как восприятие, а в основе интеллектуальных познавательных способностей – мышление. При этом остальные познавательные процессы (внимание, память, воображение) выступают в этой иерархии как условия активной и успешной реализации как первых, так и вторых. Основная цель развития познавательных способностей направлена на целенаправленное развитие всех компонентов, а также их взаимодействия в конкретной познавательной деятельности. Практика показывает, что недостаточно, например, развивать у ребенка память или работать над развитием воображения. У ребенка может быть прекрасная память, но при этом он совершенно не умеет осмысливать имеющуюся информацию и интерпретировать ее.Список литературыАльтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. – М., 1984. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике: учеб.пособие.- М.: Вербум –М; Академия, 2003. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д,, Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для студентов средних педагогических заведений. - М., 1998 - 160 с. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. – М.: Просвещение, 2005. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н. Математика для дошкольников. – М., Просвещение,1992Зак А.З. Познавать играя. Развитие познавательных способностей у детей 5 – 12 лет. - М., 1993. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет. – М., 2004. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авторы-составители Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1997. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.-368 с. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.- 256 с .

Список литературы
1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет. Форма. Количество. – М., 1984.
2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
3. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике: учеб.пособие.- М.: Вербум –М; Академия, 2003.
4. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д,, Михайлова З.А. Обучение математике в детском саду: Практические, семинарские и лабораторные занятия; Для студентов средних педагогических заведений. - М., 1998 - 160 с.
5. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. – М.: Просвещение, 2005.
6. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н. Математика для дошкольников. – М., Просвещение,1992
7. Зак А.З. Познавать играя. Развитие познавательных способностей у детей 5 – 12 лет. - М., 1993.
8. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет. – М., 2004.
9. Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авторы-составители Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб., 1997.
10. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1974.-368 с.
11. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.- 256 с .

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказывает обучение счету на умственное развитие дошкольников?

Обучение счету способствует развитию интеллектуальных и сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Считать числа и выполнять простые математические операции требует активного использования мышления и восприятия. Такой умственный тренинг способствует развитию логического и абстрактного мышления, а также улучшению способности к анализу и решению проблем. Более того, обучение счету улучшает концентрацию внимания и память у детей.

Какие познавательные процессы лежат в основе сенсорных способностей?

Сенсорные способности обусловлены непосредственным восприятием окружающего мира. В основе сенсорных познавательных способностей лежит процесс восприятия, который включает в себя восприятие форм, цветов, звуков, запахов и текстур. Дети развивают сенсорные способности через игровую деятельность, экспериментирование и взаимодействие со средой.

Какое влияние оказывает обучение счету на развитие интеллектуальных способностей?

Обучение счету способствует развитию интеллектуальных способностей у детей. Через изучение математики и счета дети развивают логическое и абстрактное мышление, улучшают способность к аналитическому мышлению и решению проблем. Обучение счету также требует использования памяти и концентрации внимания, что способствует их улучшению у детей.

Какими способностями обусловлено осмысление окружающего мира?

Осмысление окружающего мира обусловлено интеллектуальными способностями. Через мышление дети анализируют и понимают информацию, которую получают от сенсорных органов. Они выстраивают логические связи, распознают и классифицируют объекты, а также делают выводы на основе имеющихся данных. Интеллектуальные способности также позволяют детям развивать творческое мышление и воображение.

Какое влияние имеет обучение счету на умственное развитие детей?

Обучение счету положительно влияет на умственное развитие детей. Оно способствует развитию математических и логических способностей, улучшает память, внимание и мышление. Дети, которые регулярно занимаются счетом, обладают более развитыми когнитивными навыками и обучаются легче в школе.

Какие познавательные способности лежат в основе сенсорных и интеллектуальных способностей?

Сенсорные способности обусловливают непосредственное восприятие окружающего мира, а интеллектуальные способности обусловливают его осмысление. Восприятие лежит в основе сенсорных познавательных способностей, а мышление - в основе интеллектуальных познавательных способностей.

Какие преимущества есть у детей, которые занимаются счетом?

У детей, которые занимаются счетом, есть несколько преимуществ. Во-первых, они развивают математические и логические навыки, которые очень полезны в повседневной жизни и в школе. Во-вторых, у них улучшается память, внимание и мышление. В-третьих, такие дети обучаются легче в школе и имеют более развитые когнитивные способности.

Какие еще позитивные эффекты можно получить от обучения счету?

Обучение счету помогает развить навыки саморегуляции и концентрации, улучшает координацию движений и пространственное воображение. Также это упражнение для мозга, которое способствует его развитию и формированию новых связей между нейронами.