Политический PR во время Хрущевской
Заказать уникальную курсовую работу- 259 259 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 23.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Советский политический пиар
1. Зарождение публичной политики в СССР и необходимость в политическом пиаре во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг.
2. Инструменты политического пиара в период «хрущёвской оттепели»
Глава 2. Международный имидж Н. Хрущева.
1. Роль прессы в формирования международного имиджа Н. Хрущева
2. Этапы формирования международного имиджа Н. Хрущева
Заключение
Список использованной литературы
Сам Хрущев использовал публичные встречи с зарубежными журналистами как средство укрепления собственных позиций в рамках компартии, а также для создания и продвижения на Западе положительного международного образа СССР.§2. Этапы формирования международного имиджа Н. ХрущеваПо мнению Зубкова С., «процесс формирования международного имиджа Н. С. Хрущева ориентированного на западную аудиторию, прошел несколько этапов. Первый этап (1955 – 1957 гг.) являлся подготовительным. Международный имидж Советского Союза этого периода выступал в двуликом образе «вождей-близнецов» (Булганина и Хрущева), как называла первых лиц советской политики западная пресса. Второй этап (1958 – август 1959 г.) стал началом профессиональной деятельности по формированию международного имиджа Н. Хрущева как целевого проекта, представляющего собой спланированные пропагандистские акции. Политические, организационные и научно-технические предпосылки для реализации полномасштабного пиар-проекта «Хрущев для мира» в 1957 г.».Во-первых, как мы уже упоминали выше, к этому времени были обозначены приоритеты СССР в научно-техническом соперничестве с Западом в связи с успешной реализацией в СССР космической программы. Были созданы объективные предпосылки для выстраивания диалога на равноправном основании. Во-вторых, с советской политической цены были устранены влиятельные конкуренты Н. Хрущева, а именно – «антипартийная группа» и группировка маршала Жукова. Хрущев стал единоличным лидером, укрепив свои позиции внутри высшего слоя советской партийной номенклатуры. Во-вторых, мы считаем целесообразным еще раз подчеркнуть этот момент, необходимые организационные условия для создания положительного международного образа Хрущева были обусловлены трансформацией советской внешнеполитической пропаганды.«Наиболее успешным периодом с точки зрения реализации проекта формирования позитивного образа Хрущева на Западе был третий этап (сентябрь 1959 г. – апрель 1960 г.). На этот период пришелся пик популярности советского лидера в западном мире. Ключевую роль в процессах презентации и восприятия Хрущева сыграли два события – визит в США в сентябре 1959 г. и визит во Францию в марте 1960 г. концепция имиджа Хрущева в этот период точно соответствовала задачам советской внешней политики. Благодаря усилиям самого Хрущева и работающих на него пропагандистских институтов образ Советского Союза в глазах западного мира приобретает ряд положительных черт. За Хрущевым закрепляет имидж лидера-миротворца». Несмотря на то обстоятельство, что в этот период мировые лидеры так и не смогли прийти к конкретным договоренностям по основным международно-политическим проблемам, положительные изменения на мировой арене были значительными, и они были обусловлены развитием имиджевой, презентационной сферы, а отнюдь не прорывами в области принятия политических решений.Четвертый этап отсчитывают от визита Хрущева во Францию до Карибского кризиса (октябрь 1962 г.). В этот период происходит определенная акцентуация силовой составляющей в международном образе Хрущева. Эти изменения в концепции международного имиджа советского лидера объясняется сменой тактических задач СССР на мировой арене и привело к определенным репутационным издержкам – образ Хрущева-миротворца в восприятии западной аудитории сменился на противоположный, воплощавший угрозу мировому порядку. Конструктивный выход из Карибского кризиса, подписание межгосударственного соглашения между СССР и США о запрете ядерных испытаний в трех средах, а также другие политические решения привели к позитивному репозиционированию имиджа Хрущева на мировой арене. Таким образом, новые международно-политические вызовы оказали непосредственное влияние на формирование международного имиджа Хрущева.Стратегии формирования и репрезентации образа Хрущева для западной аудитории. Стратегический имидж Хрущева создавался для решения конкретных задач советской внешней политики, а в тактическом отношении образ Хрущева был контекстуально-обусловленным. Советские пропагандисты, формируя международный имидж советского лидера, учитывали индивидуальные особенности его поведения, его способности к самопрезентации. Личный качества Хрущева определяли формат для конструирования его имиджа – Хрущева относят к лидерам «кооперативного типа», которые менее конфликты и стараются минимизировать перспектива военных действий для решения международно-политических проблем. Они предпочитают личные встречи с зарубежными партнерами вместо кабинетной политики. Соответственно, имидж Хрущева всегда выстраивался под конкретный контекст и носил чисто инструментальный характер.Стиль поведения Хрущева в международно-политических вопросах отличался прагматизмом. Поведение Хрущева в период Карибского кризиса свидетельствует о его гибкости в принятии решений и способность изменять тактику в критических ситуациях. Не обходилось и без курьезов. Поведение Хрущева на сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1960 г. продемонстрировало способность советского лидера в «перформансам и импровизациям». Его часто упрекали в импульсивности и эмоциональной неустойчивости, н, вполне вероятно, это было частью имиджевой тактики в конкретной ситуации. «В процессе работы над международным имиджем Хрущева советским службам пропаганды пришлось преодолевать распространенные стереотипы восприятия Хрущева, существовавшие на Западе. Во-первых, в западных средствах массовой информации за Хрущевым закрепилась репутация «аграрника», специалиста по сельскому хозяйству, что создавало препятствия для позиционирования его в качестве первого лица государства. Во-вторых, негативное влияние на международный имидж Хрущева оказывало его восприятие как «наследника» Сталина и нового советского диктатора. Преодоление этих стереотипов происходило не только благодаря принятию конструктивных политических решений, но и в результате использования пиар-технологий».Соответственно, одной из основных имиджевых ролей Хрущева было позиционирование в качестве анти-сталиниста. На Запад транслировали три основным смысла - Хрущев – миротворец, «полномочный представитель СССР», «полномочный представитель лагеря социализма». Содержание и акценты официальной биографии Хрущева было направлено на закрепление в массовом сознании именно этих представлений. Однако необходимо признать, что образ Хрущева-миротворца с сомнением воспринимался западной аудиторией после Берлинского кризиса. Кроме того, Хрущев постоянно повторял постулат о «неизбежной гибели капитализма в исторической перспективе». Что касается позиционирования Хрущева как «полномочного представителя социалистического лагеря», этот образ также был неоднозначно воспринят на Западе. Во-первых, Хрущев, как уже отмечалось выше, не отличался ни высоким уровнем образования, ни харизмой. Во-вторых, даже на уровне дипломатического протокола совмещение двух масштабных ролей, а именно – «полномочного представителя СССР» и «полномочного представителя коммунистического блока» создавало проблемы. Мы не будем подробно останавливаться на визуальных характеристиках имиджа Хрущева. Советская внешнеполитическая пропаганда с трудом отказалась от военизированного стиля советских лидеров. «Аграрный стиль» Н. Хрущева, несомненно, соответствовал его личности, но с иронией воспринимался на Западе. Однако Хрущев достаточно удачно, за исключением истории с ботинком на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, символический язык жестов. Например, во время зарубежных визитов он совершал поездки в открытых автомобилях, часто обменивался рукопожатиями с рядовыми гражданами. На символическом уровне для повышения привлекательности собственно имиджа Хрущев использовал достижения советской гражданской авиации, прибыв в США на новом самолете ТУ-114, продемонстрировав первенство СССР в научно-технической сфере. Вербальная составляющая имиджа Хрущева успешно работала на «внутреннем рынке», но на международной арене некоторые эксцентричные выражения Хрущева («мы вас закопаем) способствовали нарастанию негативных представлений об образе советского лидера. Выражение «мы вас закопаем» было произнесено Хрущевым на приеме в Москве в ноябре 1956 г. в беседе в американскими дипломатами. Хрущев хотел акцентировать внимание зарубежных гостей на различиях капиталистической и социалистической систем. Вполне вероятно, что недостаток начитанности и «культурной рафинированности» не позволили Хрущева эффектно обыграть тезис Маркса о том, что социализм является «могильщиком капитализма». Разумеется, когда Н. Хрущеву приходилось выступать перед специальной аудиторией, ему готовили речи высококвалифицированные специалисты. Однако советский лидер часто переходил на спонтанную импровизацию во время своих выступлений: «А сейчас я немного оторвусь от текста». Мы не можем не остановиться подруге на крылатом выражении Хрущева «Мы вам еще покажем кузькину мать» - впервые эта фраза была произнесена советским лидером во время его беседы с вице-президентом США Р. Никсоном на Национальной выставке США в Москве в 1959 г. Трудности перевода привели к скандальной популярности этого выражения. Однако западная пресса однозначно толковала эти слова как образное выражение угрозы. ЗаключениеВ узком плане, в период «хрущевской оттепели» мы выделяем следующие виды политического пиара. Во-первых, это советский политический газетный текст в целях манипулирования сознанием массовой аудитории. Во-вторых, политическим пиаром можно назвать все средства формирования международного имиджа Н. С. Хрущева в средствах массовой информации. В-третьих, мы не можем не упомянуть масштабный пиар проект «Хрущев для мира», целью которого было создание позитивного образа СССР и его руководителя. На наш взгляд, вышеперечисленные моменты выражают содержание политического пиар Очень популярным видом политических пиар-текстов в период «хрущевской оттепели» были лозунги марксистко-ленинского толка, но слегка видоизмененные. В период правления Н. С. Хрущева на фоне главной программной политической идеи – «движения к коммунистическому будущему (планировалось создать материальные условия коммунистического строя к 1980 г.) КПСС выдвинула лозунг «Наше поколение будет жить при коммунизме!». Крупной формой политических пиар-текстов можно назвать политическую программу – этот вид был очень развит в СССР вообще и в период «хрущевской оттепели» в частности. Политические программы предназначались только для внутренней политической пропаганды.Важнейшей частью политического пиара в период «оттепели» было формирование международного имиджа Н. С. Хрущева в средствах массовой информации. Информационным обеспечением проекта «Хрущев для мира» занимались «советские службы внешнеполитической пропаганды – Совинформбюро, ТАСС, АПН, Государственный комитет по культурным связям с зарубежными странами, Главное управление по радиовещанию и телевидению, международные издательства». Пропагандистские структуры были существенно реорганизованы для успешного продвижения позитивного образа Хрущева за рубежом. Во-первых, была повышена оперативность подачи информации. Во-вторых, стали изучаться запросы зарубежной аудитории для усовершенствования формы и содержания советской пропагандистской продукции. Уже в конце 1950-х гг. начались процессы визуализации информации, это было обусловлено, разумеется, распространением телевидения. Институты советской внешнеполитической пропаганды начали изучать и практиковать новые информационные форматы и механизмы их влияния на зарубежную публику.Список использованной литературыОльшанский Д.В. Политический PR.. СПб., 2003. Гудков Д.Б. Прецедентные феномены в текстах политического дискурса // ЯзыкСМИ как объект междисциплинарного исследования. . М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.Тортунова И. А. К вопросу о жанровой классификации политических пиар-текстов. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. . М.:МАКС Пресс, 2006. . Вып. 32. . 108 с., стр. 80 – 81.Якобсон С., Лассвелл Г. Д. Первомайские лозунги в Советской России. Политическая лингвистика. - Выпуск (1)21. - Екатеринбург, 2007. - С. 123-141. Послевоенное развитие СССР. Замедление темпов роста советской экономики, стр. 289// http://ecsocman.hse.ru/data/493/654/1219/chap22.pdfВ блокнот агитатору// http://magmetall.ru/pdf/1964-01-22_04.pdfА.И. Уткин История России, 1945-2008г., с.83-85Титов А. Партия против государства: реформа аппарата ЦК КПСС при Никите Хрущеве. Неприкосновенный запас, №83 (3), 2012// http://www.nlobooks.ru/node/2287Молдованова Е. С. Развитие средств массовой информации в 1950-60-е гг. Журнал публикаций аспирантов и докторантов// http://www.jurnal.org/articles/2008/hist9.htmlБоффа Дж. Идеологический реванш: новый политический климат. Научно-просветительский журнал Скепсис// http://scepsis.net/library/id_3229.htmlЗубков С. А. «Лицом к лицу»: формирование международного имиджа Н. С. Хрущева в средствах массовой информации. Новый исторический вестник, №15, 2006.Васильева Л. Н. Кремлёвские жёны. — Москва: Вагриус, Вышэйшая школа, 1993. — 544 с.Зубков С. А. Формирование международного имиджа Н. С. Хрущева (1955 – 1964 гг.). Автореф.на соис.учен.степ.канди.историч.наук, Москва, 2007, стр. 24. Бурлацкий Ф. М. Н. Хрущев и его советники – красные, черные, белые, Москва. 2002, стр. 232. Даутова Р. В. Н. С. Хрущев и зарубежная журналистика. Вестник Удмуртского университета. История и филология, 2011. Вып. 1, стр. 117//http://vestnik.udsu.ru/2011/2011-051/vuu_11_051_16.pdf
1. Ольшанский Д.В. Политический PR.. СПб., 2003.
2. Гудков Д.Б. Прецедентные феномены в текстах политического дискурса // ЯзыкСМИ как объект междисциплинарного исследования. . М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.
3. Тортунова И. А. К вопросу о жанровой классификации политических пиар-текстов. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. . М.:МАКС Пресс, 2006. . Вып. 32. . 108 с., стр. 80 – 81.
4. Якобсон С., Лассвелл Г. Д. Первомайские лозунги в Советской России. Политическая лингвистика. - Выпуск (1)21. - Екатеринбург, 2007. - С. 123-141.
5. Послевоенное развитие СССР. Замедление темпов роста советской экономики, стр. 289// http://ecsocman.hse.ru/data/493/654/1219/chap22.pdf
6. В блокнот агитатору// http://magmetall.ru/pdf/1964-01-22_04.pdf
7. А.И. Уткин История России, 1945-2008г., с.83-85
8. Титов А. Партия против государства: реформа аппарата ЦК КПСС при Никите Хрущеве. Неприкосновенный запас, №83 (3), 2012// http://www.nlobooks.ru/node/2287
9. Молдованова Е. С. Развитие средств массовой информации в 1950-60-е гг. Журнал публикаций аспирантов и докторантов// http://www.jurnal.org/articles/2008/hist9.html
10. Боффа Дж. Идеологический реванш: новый политический климат. Научно-просветительский журнал Скепсис// http://scepsis.net/library/id_3229.html
11. Зубков С. А. «Лицом к лицу»: формирование международного имиджа Н. С. Хрущева в средствах массовой информации. Новый исторический вестник, №15, 2006.
12. Васильева Л. Н. Кремлёвские жёны. — Москва: Вагриус, Вышэйшая школа, 1993. — 544 с.
13. Зубков С. А. Формирование международного имиджа Н. С. Хрущева (1955 – 1964 гг.). Автореф.на соис.учен.степ.канди.историч.наук, Москва, 2007, стр. 24.
14. Бурлацкий Ф. М. Н. Хрущев и его советники – красные, черные, белые, Москва. 2002, стр. 232.
15. Даутова Р. В. Н. С. Хрущев и зарубежная журналистика. Вестник Удмуртского университета. История и филология, 2011. Вып. 1, стр. 117//http://vestnik.udsu.ru/2011/2011-051/vuu_11_051_16.pdf
Вопрос-ответ:
Какая роль прессы в формировании международного имиджа Н. Хрущева?
Пресса играла важную роль в формировании международного имиджа Н. Хрущева. С помощью газетных статей, телевизионных программ и радиоинтервью, пресса активно распространяла идеи и политическую позицию Хрущева. Она помогла создать образ лидера, который стремится к прогрессу и мирному сосуществованию с Западом. Пресса также информировала международную общественность о визитах Хрущева за рубеж и его встречах с другими главами государств. Это позволяло улучшать имидж Н. Хрущева за пределами СССР.
Какими инструментами пользовались для политического PR в период Хрущевской оттепели?
В период Хрущевской оттепели использовались различные инструменты политического PR. Один из основных инструментов была пропаганда. Для этого использовались газеты, журналы, радио и телевидение. Партийные руководители идентифицировались с успехами страны и ведущей партии, что способствовало формированию их положительного образа в глазах населения. Также активно использовались публичные встречи с зарубежными журналистами и государственными деятелями, которые помогали привлечь внимание иностранной прессы.
Какие этапы можно выделить в формировании международного имиджа Н. Хрущева?
Формирование международного имиджа Н. Хрущева проходило в несколько этапов. Первый этап пришелся на период после его вступления в должность Генерального секретаря ЦК КПСС в 1953 году. На этом этапе активно использовались встречи с зарубежными журналистами и деятелями, которые помогли привлечь внимание западной прессы к Хрущеву и его идеям. Второй этап связан с поездкой Хрущева в США в 1959 году, где он произнес знаменитую речь в ООН. Это событие привлекло глобальное внимание и помогло Хрущеву укрепить свой имидж мирового лидера. Третий этап пришелся на период 1960-х годов, когда Хрущев активно участвовал в зарубежных форумах и встречах, продвигая антиимпериалистическую идеологию и инициативы.
Какие инструменты политического пиара использовались в период Хрущевской оттепели?
В период Хрущевской оттепели использовались различные инструменты политического пиара, такие как публичные выступления, пресс-конференции, создание положительного имиджа с помощью СМИ, использование телевидения и радио для распространения пропаганды, а также организация публичных мероприятий и встреч с зарубежными деятелями.
Как пресса влияла на формирование международного имиджа Н. Хрущева?
Пресса играла важную роль в формировании международного имиджа Н. Хрущева. С помощью политического пиара и медийных методов коммуникации, пресса активно рассказывала о достижениях Хрущева, его внутренней и внешней политике, создавая положительный образ его лидерства и реформ в СССР. Пресс-релизы, интервью, статьи и публикации о Хрущеве в зарубежных изданиях способствовали укреплению его международного статуса.
Каковы были этапы формирования международного имиджа Н. Хрущева?
Формирование международного имиджа Н. Хрущева проходило в несколько этапов. Сначала был этап активных путешествий Хрущева за рубеж, где он встречался с лидерами других стран, проводил переговоры и заключал договоры. Затем был этап использования пресс-релизов и публикаций о Хрущеве в зарубежных изданиях, чтобы распространять положительную информацию о его лидерстве. На последующих этапах использовалось телевидение и радио для показа публичных выступлений Хрущева и интервью с ним, что помогало создавать позитивный образ лидера СССР.
Какие инструменты политического пиара использовал сам Хрущев для формирования международного имиджа?
Сам Хрущев использовал различные инструменты политического пиара для формирования международного имиджа. Он активно проводил публичные встречи и переговоры с зарубежными журналистами, чтобы донести свои идеи и взгляды до международной аудитории. Кроме того, Хрущев давал интервью для зарубежных СМИ, участвовал в телевизионных передачах и радиобеседах, используя эти средства массовой информации для распространения своей политической программы и создания позитивного образа перед международной общественностью.
В какой период был зарожден политический пиар в СССР?
Политический пиар начал зарождаться во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов.