Самостоятельная работа с учебником на уроках географии в специальной коррекционной образовательной школе VIII вида.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика
  • 31 31 страница
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 19.04.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы преподавания географии в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида
1.1. Значение географии для развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1.2. Учебник как важнейшее средство обучения
Глава 2. Организация самостоятельной работы с учебником на уроках географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
2.1. Понятие и сущность самостоятельной работы
2.2. Возможности использования самостоятельной работы на уроках географии в СКОШ VIII вида
2.3. Использование учебника в самостоятельной работе учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Серьезные затруднения возникают у учащихся и тогда, когда они рассматривают явление как причину последующего и как следствие предыдущего, а также когда нужно последовательно установить «причинные цепи» различных явлений. Указанные недостатки и трудности в понимании географической причинности умственно отсталыми школьниками могут быть в значительной мере преодолены, если соблюдать специальные условия работы, т. е. учитывать специфику причинно-следственных связей географического характера и особенности понимания их учащимися (20).
Ученикам вспомогательной школы очень трудно самостоятельно раскрыть причинно-следственные отношения, поэтому организации именно этого метода уделяется значительное количество внимания со стороны учителя.

2.3. Использование учебника в самостоятельной работе учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии
Во психолого-педагогических работах по изучению вопросов методики географии в специальной коррекционной школе VIII вида (В. С. Ликий, Т. И. Пороцкая, В. Н. Синев, А. И. Капустин и др.), отмечается, что основополагающим принципом совершенствования методов обучения на современном этапе является повышение познавательной активности и самостоятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе. Особое внимание в самостоятельной работе, при которой учащиеся, получая знания из книги, одновременно приобретают навыки работы с ней, важно уделить работе с учебником. В отличие от массовой школы, где учебник большей частью используется именно в самостоятельной деятельности школьников, в СКОШ VIII вида работа в учебнике происходит под руководством учителя. Это обусловлено во много тем, что школьники с интеллектуальной недостаточностью при самостоятельной работе с учебником не могут выделить главной мысли, запоминают большей частью второстепенное. Целесообразнее в этом случае разобрать статью из учебника в классе, а для самостоятельной работы школьников предложить задание по ней (18).
А.Г. Григорьянц предлагает приемы работы с учебником географии разделить на группы: а) работа с текстом; 6) работа с вопросами и заданиями; в) работа с иллюстрациями. Географические тексты отличаются особенностями, обусловленными спецификой самого предмета: тесная связь их с географическими картами, большое количество географических названий и терминов, цифровых показателей, иллюстраций. Сочетание приемов работы по учебнику географии с методами и приемами работы над картами, иллюстрациями и устным изложением обеспечит успешное проведение уроков. Основная задача при работе с учебником — научить умственно отсталых учащихся сознательному чтению статей, закрепить знания, усвоенные на уроке при объяснении новой темы (6).
В начале учебного года первый урок в каждом классе учитель начинает со знакомства учащихся с новым для них учебником. Учитель предлагает открыть книгу, прочесть на титульном листе название и фамилию автора, ознакомиться с оглавлением. Следует обратить внимание учащихся на обложки учебников, обилие рисунков, наличие карт и картин, предложить им попытаться раскрыть смысловое значение некоторых из них. Внимание учащихся обращается на дополнительный материал к урокам в виде рассказов, сказок, стихотворений, который помещен во второй части учебников. Дополнительный материал расширяет кругозор детей, служит для закрепления главного, программного, приучает к работе с учебником, так как учащихся СКОШ VIII вида трудно научить получать знания из книг.
Приемы работы с текстом преследуют цель не только понимание географического материала, но и привитие навыков сознательного чтения. Методика работы с текстом учебника географии включает следующее: вводная беседа по теме, чтение статьи учеником в целом или по частям, беседа по содержанию прочитанного, затем объяснение учителя и запись новых слов (терминов, названий) на доске, а учащихся — в тетрадях. Учитель показывает географические объекты на карте, демонстрирует наглядные пособия. Затем учащиеся читают статью по абзацам, а учитель проводит беседу по содержанию каждого прочитанного абзаца. Учитель руководит работой, вовлекая в нее всех учащихся, углубляет и дополняет их ответы интересными сведениями, демонстрирует стенные картины или диапозитивы, если необходимо дать учащимся конкретные представления, которые должны послужить основой формируемого понятия. После разбора текста учащиеся с помощью учителя составляют план и пересказывают статью. Новые географические объекты заново закрепляются по стенной карте и по атласам. В заключение один из сильных учеников класса излагает основное содержание текста (6).
Для углубления самостоятельной работы над учебником проводится выборочное чтение текста по заранее подготовленным заданиям учителя:
1) нахождение того или иного определения понятия;
2) нахождение ответа на вопрос;
3) нахождение в тексте объяснения географического явления (6).
Т.И. Пороцкая указывает, что понимание статей в учебниках географии углубляется с помощью чтения рассказов, помещенных в конце книги, и просмотра рисунков. Многие рассказы отличаются занимательностью и, безусловно, способствуют формированию интереса учащихся к географии, к чтению книг. Чтение этих рассказов целесообразнее предложить в виде самостоятельной работы на дом. Для того чтобы заинтересовать учащихся такого рода домашним заданием, учитель читает в классе несколько строчек из начала рассказа или другой интересный незаконченный отрывок (18).
После каждого параграфа даются вопросы и задания, способствующие формированию навыков самостоятельной работы с учебным материалом. Этот вид работы стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения. А.Г. Григорьянц вопросы и задания учебников подразделяет на группы (6):
1. Вопросы и задания, выполняющие функцию закрепления знаний, например: «Как образуются родники? Как образуются реки? Для чего создают искусственные спутники и ракеты? На контурной карте надпишите материки — Евразию и Африку. Отметьте карандашом границу между Европой и Азией, между Евразией и Африкой. Какие времена года бывают в жарком, холодном и умеренных поясах? Раскрасьте на контурной карте тепловые пояса: жаркий — красным, умеренные — зеленым, холодные — простым карандашом (посмотрите и сравните с рисунком на обложке учебника)».
2. Вопросы и задания, способствующие развитию логического мышления. К ним относятся: «Отчего бывает смена дня и ночи? Почему происходит круговорот воды на Земле? Почему тропические леса сменяются саваннами, а саванны — пустынями? Почему климат Америки отличается большим разнообразием? Почему жизнь в горах труднее, чем на равнине? Почему на Черноморском побережье Кавказа растительность более богатая, чем на Южном берегу Крыма?»
3. Вопросы и задания, требующие применения знаний, полученных при помощи наблюдений; «Понаблюдайте за высотой Солнца, как поднимается оно над горизонтом утром, днем, вечером. В полдень, когда Солнце находится на юге, понаблюдайте, в каком направлении падает тень от предметов (дом, дерево, человек). Определите, на север, на запад, на юг или на восток выходят окна вашего класса, вашей комнаты. Положите на дно ящика лист голубой или синей бумаги. Сверху засыпьте ее тонким слоем песка (сырого). Палочкой проведите реку и ее притоки. Укажите исток и устье, правые и левые притоки».
4. Вопросы и задания, направленные на применение сравнительных характеристик географических понятий: «Чем остров отличается от полуострова? Чем отличается течение равнинных рек от горных? Сравните береговые очертания и поверхность материков Австралии и Африки. Чем Луна отличается от Земли? Отчего происходит затмение Солнца и Луны? Почему Солнце и Луна нам кажутся одинаковыми?» и т. д.
При работе с иллюстрациями создаются условия для закрепления понимания географического материала. Необходимо научить детей обращать внимание на каждый рисунок и тщательно разбираться в нем. Все иллюстрации соответствуют текстам учебника, так как они разъясняют их содержание, уточняют и дополняют. Т.И. Пороцкая указывает, что целесообразно подробно разобрать рисунок до чтения статьи (выделять его основные детали на доске, использовать аналогичную картину или диапозитив и т. д.), тогда при чтении статьи ученикам будет достаточно взглянуть на рисунок, чтобы понять его содержание. Впоследствии при закреплении прочитанного материала можно еще раз вернуться к рисункам, напечатанным в учебнике (18). Однако задания и вопросы к рисункам рекомендуется использовать в самостоятельной работе школьников. Например, в V классе формируется понятие о роднике и ручье. Учитель предлагает рассмотреть соответствующие рисунки и выполнить задания (6):
1. Рассказать, по рисунку, через какие слои вода проходит, какие слои ее задерживают.
2. Показать на рисунке, в каком месте вода выходит па поверхность земли.
3. Показать родник на рисунке.
4. Найти начало ручья — исток.
Подводя итог, учитель уточняет формулировку о различиях между родником и ручьем, формирует представления и понятия, исходя из чувственно-наглядных образов (рисунков) путем индукции. В других случаях рисунки могут быть использованы и для конкретизации понятий и подтверждения выводов, сделанных путем дедукции. Рисунки учебника выполняют большую познавательную функцию, поэтому учителю следует приучать детей работать с ними. Каждый рисунок учащиеся должны уметь анализировать. Эта работа часто происходит одновременно с изучением текста, иногда она проводится после его изучения, а в некоторых случаях предшествует ему. Работа с рисунками учебника обязательно сочетается с работой по картам, т. е. нахождением иллюстрируемого объекта (6).
Таким образом, работа с учебником находит широкое применение в специальной коррекционной школе VIII вида как при изучении нового материала, так и при его закреплении. Работа с учебником необходима на всех этапах урока, так как учащиеся должны усвоить новую тему на самом уроке. Сочетание рассказа и работы с учебником — важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Читая материал по учебнику после рассказа учителя, учащиеся не только закрепляют изученный материал на уроке, но и сравнивают объяснение учителя с материалом учебника. Чтение текста учебника после изложения материала учителем помогает умственно отсталым детям лучше осмысливать и глубже усваивать учебный материал. Самостоятельная работа с учебником помогает школьникам с интеллектуальной недостаточностью закрепить географический материал, прививает интерес к предмету, к чтению, а также воспитывает такое личностное качество как самостоятельность.

Заключение

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что уроки географии играют важную роль в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также выступают важнейшим средством коррекции имеющихся недостатков познавательной и личностной сферы. Географический материал в целом способствует повышению познавательной активности школьников, позволяет корригировать недостатки внимания, формировать умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные задания. Изучение географии предполагает активное функционирование таких важнейших психических процессов, как воображение, речь, память.
Важнейшим источником знаний в обучении географии служит учебник. Он в значительной мере определяет объем и глубину подлежащих усвоению знаний, задает темп продвижения учащихся от незнания к знанию. Использование учебника географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для освоения предмета учащимися. При этом учебники должны быть написаны в соответствии с учебной программой для этих школ, удовлетворять и соответствовать потребностям школьников, учитывать их возрастные и интеллектуальные особенности.
Одним из методов работы на уроках географии является самостоятельная работа позволяет, которая позволяет повысить степень умственной активности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. В СКОШ VIII вида на уроках географии используется такой метод как самостоятельная работа школьников, направленная на вооружение учащихся необходимыми практическими навыками и умением переносить эти навыки на другие виды деятельности. При этом включение учебника в самостоятельную деятельность школьников опирается на ряд приемов: работа с текстом, работа с заданиями и вопросами, работа с иллюстрациями.
Использование самостоятельной работы с учебником на уроках географии повышает интерес школьников с интеллектуальной недостаточностью к предмету, воспитывает в них инициативность, самостоятельность, желание узнать новое.



Литература

Аксенова А.К., Антропов А.П., Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы: Русский язык, математика, история, этика, природоведение, география, естествознание, изобразительная деятельность, домоводство, музыка, физическая культура: Сборник. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 2006. – 296 с.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
Байбородова А.В. Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе. – М.: Владос, 2008.
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 224 с.
Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: «География». — М.: Просвещение, 1987.
Григорьянц А.Г. Методика обучения географии во вспомогательной школе/ А. Г. Григорьянц.- Ташкент: Укитувчи, 1980. – 163 с.
Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. – М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983. - 240с.,
Кабелко И.В. Сочетание методов обучения при изучении природных зон во вспомогательной школе // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – М., 1987
Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. О новых учебниках по географии для специальной (коррекционной) школы 8 вида. //Коррекционная педагогика. – 2004. - №4.
Малкин И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся. // Приложение к журналу «Народное образование». - №10. - 1966. - С.13-23
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
Перминова, Л. М., Мартемьянова Т.Ю. Конструирование школьного учебника: логико-дидактический подход / Педагогика. – 2006. - №8. -. –С. 24-29
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.
Подвальная Е.В. Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности процесса обучения географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Автореф. дисс… к.пед.наук. – М., 2010.
Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.
Практикум по методике обучения географии / В.Д. Сухаруков, Д.П. Финаров и др. – М.: Академия, 2010.
Синев В. Н., Стожок Л. С.Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. – Киев: Радянська школа, 1977
Соломина Е.Н., Лифанова Т.М. География России: 7 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 2006
Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: Астрель, 2007.
Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе.// Педагогика. – 2005. - №4. – С. 10-18













2

Литература

1.Аксенова А.К., Антропов А.П., Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы: Русский язык, математика, история, этика, природоведение, география, естествознание, изобразительная деятельность, домоводство, музыка, физическая культура: Сборник. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 2006. – 296 с.
2.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985.
3.Байбородова А.В. Матвеев А.В. Обучение географии в средней школе. – М.: Владос, 2008.
4.Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 224 с.
5.Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования: «География». — М.: Просвещение, 1987.
6.Григорьянц А.Г. Методика обучения географии во вспомогательной школе/ А. Г. Григорьянц.- Ташкент: Укитувчи, 1980. – 163 с.
7.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. – М.: Учпедгиз, 1961. - 239 с.
8.Зуев Д.Д. Школьный учебник. - М.: Педагогика, 1983. - 240с.,
9.Кабелко И.В. Сочетание методов обучения при изучении природных зон во вспомогательной школе // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – М., 1987
10.Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.
11.Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. О новых учебниках по географии для специальной (коррекционной) школы 8 вида. //Коррекционная педагогика. – 2004. - №4.
12.Малкин И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся. // Приложение к журналу «Народное образование». - №10. - 1966. - С.13-23
13.Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
14.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
15.Перминова, Л. М., Мартемьянова Т.Ю. Конструирование школьного учебника: логико-дидактический подход / Педагогика. – 2006. - №8. -. –С. 24-29
16.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.
17.Подвальная Е.В. Мультимедийные презентации как средство повышения эффективности процесса обучения географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Автореф. дисс… к.пед.наук. – М., 2010.
18.Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.
19.Практикум по методике обучения географии / В.Д. Сухаруков, Д.П. Финаров и др. – М.: Академия, 2010.
20.Синев В. Н., Стожок Л. С.Коррекционная работа на уроках географии и естествознания во вспомогательной школе. – Киев: Радянська школа, 1977
21.Соломина Е.Н., Лифанова Т.М. География России: 7 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Изд. 3-е. – М.: Просвещение, 2006
22.Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: Астрель, 2007.
23.Хуторской А.В. Место учебника в дидактической системе.// Педагогика. – 2005. - №4. – С. 10-18

Вопрос-ответ:

Зачем изучать географию в специальной коррекционной образовательной школе VIII вида?

Изучение географии имеет важное значение для развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Оно позволяет им лучше понять мир и самим сориентироваться в нем, развивает познавательные способности и интерес к окружающей среде.

Почему учебник является важным средством обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках географии?

Учебник представляет структурированную и систематизированную информацию, которая позволяет учащимся с интеллектуальной недостаточностью лучше освоить материал. Он становится основой для организации самостоятельной работы, позволяет закрепить пройденный материал и развить навыки самостоятельного изучения.

Как организовывается самостоятельная работа с учебником на уроках географии в специальной коррекционной школе VIII вида?

Самостоятельная работа с учебником проводится в форме индивидуальных или групповых заданий. Учащиеся могут самостоятельно изучать главы учебника, решать задачи и тесты, а также проводить исследования по интересующим их темам. Учитель осуществляет контроль и помощь при выполнении заданий.

Какие проблемы встречаются при организации самостоятельной работы с учебником на уроках географии?

Одной из главных проблем является недостаток мотивации учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Они могут испытывать затруднения с пониманием информации в учебнике или с постановкой задач. Также возникают проблемы с организацией работы в группе, если ученики имеют различный уровень возможностей.

Какие методы помогают преодолеть проблемы при организации самостоятельной работы с учебником на уроках географии?

Для преодоления проблем необходимо использовать дифференцированный подход к каждому учащемуся, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Можно также использовать различные методы: визуализацию материала с помощью схем, карт или иллюстраций, адаптированные учебники с упрощенным текстом, использование игровых элементов и интерактивных заданий.

Какая роль играет география в развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью?

География играет важную роль в развитии учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Она помогает расширить их кругозор, развить способности к пространственному мышлению, логике, анализу и синтезу информации. Кроме того, изучение географии помогает развивать социальные и коммуникативные навыки.

Почему учебник является важным средством обучения?

Учебник является важным средством обучения, потому что он предоставляет структурированную информацию, систематизирует знания, помогает учащимся ориентироваться в материале. Он содержит различные задания и упражнения, которые позволяют закрепить полученные знания и развить навыки самостоятельной работы и анализа информации.

Как организуется самостоятельная работа с учебником на уроках географии в специальной коррекционной школе?

Самостоятельная работа с учебником на уроках географии в специальной коррекционной школе организуется путем предоставления учащимся конкретных заданий из учебника, которые они должны выполнить самостоятельно. Учитель объясняет материал, демонстрирует примеры, затем учащиеся работают с учебником, отвечая на вопросы, выполняя задания или анализируя карты и диаграммы.

Какие преимущества имеет работа с учебником на уроках географии в специальной коррекционной школе?

Работа с учебником на уроках географии в специальной коррекционной школе имеет ряд преимуществ. Во-первых, учащиеся получают систематизированную информацию, которая корректируется под их особенности и возможности. Во-вторых, учебник содержит различные задания и упражнения, позволяющие закрепить полученные знания и развить навыки самостоятельной работы и анализа информации. Наконец, работа с учебником помогает учащимся овладеть основами географической терминологии и развить навыки чтения и понимания текста.

Какое значение имеет география для развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью?

География имеет большое значение для развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Она помогает им узнавать мир, познавать окружающую среду, развивать пространственное мышление и ориентацию. Географические знания также помогают учащимся понимать причинно-следственные связи и развивать критическое мышление.

Как учебник помогает в организации самостоятельной работы на уроках географии в специальной коррекционной школе VIII вида?

Учебник является важнейшим средством обучения на уроках географии. Он дает учащимся основные знания по предмету, содержит разнообразные задания, карты и иллюстрации. С помощью учебника учащиеся могут самостоятельно изучать новый материал, выполнять задания, повторять пройденное и консолидировать свои знания. Учебник также позволяет учителю планировать уроки и организовывать работу на уроках географии.