Познание.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Философия
  • 10 10 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 25.03.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

1. Краткая историческая справка об авторах изречений, смысл изречений
1.1. Антисфен
1.2. Конфуций
1.3. Николай Кузанский
2. Проблема познания в высказываниях, собственная точка зрения
2.1. Объект и субъект познания: влияние субъекта на результаты
познания
2.2. Деление познания на чувственное и рациональное

Фрагмент для ознакомления

Гносеологию нельзя сводить к эпистемологии, хотя эти понятия нередко отождествляются. Гносеология рассматривает наиболее общие проблемы познания, к которым можно относить взаимосвязь объекта и субъекта познания, чувственного и рационального познания, проблему истины и ее критериев.
Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность человека. Например, для Гегеля таким объектом была абсолютная идея. Объект практической деятельности и объект познания обычно совпадают, хотя и не всегда. Так, люди стихийно приспосабливаются к тем или другим законам природы и общества, которые позднее становятся объектом их познания (например, экономические законы).
Объект и субъект познания неразрывно связаны. Субъект в зависимости от запросов своей практической деятельности вычленяет в многообразии объективного мира стороны, которые становятся предметом его познавательной активности, т.е. один и тот же физический предмет может быть различным объектом, как, например, лес для биолога, лесоруба, художника.
Категории субъекта и объекта познания позволяют раскрыть творческий характер познавательной деятельности. Человек не созерцает пассивно объективный мир, а постоянно задает ему вопросы и требует на них ответа.
Думаю, что основной недостаток традиционных теорий познания заключается в том, что субъект познания (человек) понимался в основном как наблюдающее сознание. Не исследовались антропологические характеристики субъекта, человек исчезал как целостное существо. Его единственной функцией признавалась способность получать истинные знания. Но человека нельзя представить как стерильное существо. Он наполнен предрассудками, эмоциями, интересами. Важное место занимают и его причастность к достижениям культуры, способность овладевать ею и создавать новые ценности.
Выделение объекта и субъекта познания помогает лучше понять особенности различных философских концепций, рассматривающих возможность достоверного познания мира. Познаваем ли мир? Как относятся наши знания о мире к самому миру? Насколько они способны давать достоверные сведения о предметах и их сущности? Вот здесь и приходят на помощь категории объекта и субъекта познания.

2.2. Деление познания на чувственное и рациональное
Другой важный момент проблемы познания - деление познания на чувственное и рациональное. Думаю, что стремление рассматривать чувственное и рациональное как ступени познания (от созерцания к абстрактному мышлению), является слишком упрощенным пониманием процесса познания. Нет чистого «созерцания» мира. Оно насыщено идеями, гипотезами, предрассудками и другими «творениями» мышления.
Начальным этапом познавательной деятельности обычно называют чувственное познание. Например, если какой-либо незнакомый предмет вызывает в человеке определенные эмоции, интерес, то он стремится к созданию образа этого предмета, хранит этот образ в своей памяти. Чувственное познание нельзя рассматривать лишь как отражение действительности, тем более копирование. В сущности, те ощущения, которые мы получаем с помощью органов чувств, не являются непосредственным отражением предметов и их физических свойств. Это было известно уже Демокриту, который писал о том, что «по истине существуют лишь атомы и пустота, а вкус, запах и цвет существуют лишь по мнению».
Главная особенность рационального познания выражается в том, что с его помощью исследуют признаки и связи явлений действительности, выясняются законы их строения, функционирования и развития. Его основные формы - понятия, суждения и умозаключения.
Таким образом, из трех вышеперечисленных высказываний философов о проблеме познания, к моей точке зрения ближе высказывание Конфуция: «Познавать, не размышляя, – бесполезно; размышлять, не познавая, – опасно». «Познавать, не размышляя», значит заниматься наблюдением фактов, не пытаясь их теоретически оформить; «размышлять, не познавая», значит рассуждать, не пытаясь установить практическую значимость этих рассуждений, что может привести к опасным заблуждениям.











10

Опубликовано

Опубликовано

Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего образования

"Уфимский государственный университет экономики и сервиса".

Контрольные работы по философии

Познание как форма человеческой деятельности

Выполнила студентка 2 курса группы БИЗ-2

Карапетова Полина

Проверил Деркач В. В.

Уфа 2013.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1.Понятие знания и виды

2.Средства и методы познания

3.Роль практики и истины в познавательном процессе

4.Проблема границ субъекта и объекта познания

Вывод

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Знание является одним из самых важных видов деятельности человека. Во все времена люди стремились познать мир, общество и самих себя. Первоначально, знание человека было весьма несовершенным, оно воплощалось в различных практических навыках и в мифологических представлениях. Однако с появлением философии, а затем и математика, физика, психология, социология, антропология философские начала прогресса в человеческом знании, фрукты, которые все больше влияли на развитие человеческой цивилизации.

Вопросы познания рассматриваются одним из разделов философии - гносеологией (греч. gnosis - знание, logos - слово, учение). И хотя понятие "теория познания" сравнительно недавнее приобретение философии (ввел шотландский философ Дж. Феррером в 1854 г.), на самом деле, проблема познания появились еще в античный период. На протяжении веков различные школы и направления философской мысли, говорил часто противоположные точки зрения на сущность, содержание, структура когнитивного процесса.

Так, например, сторонники эмпирической теории познания (Бэкон, Локк, Гоббс) я думаю, что чувственный опыт единственным источником знаний. Когнитивные личности в зависимости от когнитивных способностей. Это опыт для них является: результатом деятельности органов чувств, либо результатом деятельности разума (комбинирование материала, поставляемого органами чувств).

"Ф. Бэкон различал три основных пути познания:

1. "путь науки" - выделение истин из чистого сознания;

2."путь муравья" - узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения;