Меры федерального вмешательства и ответственность органов государственной власти субъектов РФ за нарушение конституции РФ и федеральных законов
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 31.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Институт федерального вмешательства
2. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации
3. Основания федерального вмешательства
4. Ответственность органов государственной власти субъектов РФ за нарушение конституции РФ и федеральных законов
Заключение
Список использованных источников
Способ фиксации ответственности в конституционном и уставном законодательстве неизбежно сказывается на характере ее практической реализации. Провозглашение ответственности в форме принципа или ее регламентация в составе других основных начал определяют особое место этой категории в системе конституционных норм и общественных отношений. Конституционные нормы-принципы в силу своей обобщенности, универсальности и повышенной юридической значимости имеют приоритет перед другими юридическими нормами и обладают прямым действием.
Конституционные и уставные положения об ответственности должны излагаться четко и предельно ясно. Отсылка к иным законодательным актам допустима, но она не может быть абстрактной. Вполне вероятно, чтобы основания привлечения к ответственности за нарушения норм конституций и уставов излагались в самих основных региональных документах. Важно, чтобы при этом перечень оснований, условий и последствий привлечения органов государственной власти субъекта к ответственности был исчерпывающим.
Список использованных источников
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа"// Российская газета. 2004. 26 марта.
Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 23. Ст. 2277.
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)// "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"//"Собрание законодательства РФ", 2002. N 5. Ст. 375.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и п. 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом" // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2320.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424.
Конституция Соединенных Штатов Бразилии // Конституции зарубежных государств. Американский континент. Ереван: "Мхитар ГОШ", 1998. С. 723.
Конституция Австрийской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 522.
Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2000. N 6;
Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001. С. 216;
Анненкова В.Г. Федеральное вмешательство как способ обеспечения территориального единства государства // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 1. С. 38.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 307.
Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 408.
Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. N 5.
Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000. С.258
Виноградов В.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2004. N 2. С. 218.
Гончаров И.В. Федеральное вмешательство как способ контроля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 2.
Игнатов А.В. Федеральное вмешательство: понятие, принципы и система мер // Право и политика. 2005. N 5(65); Ливеровский А.А. Федеральное вмешательство // Журнал российского права. 2002. N 9
Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2002. N 2
Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000. С 378
Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО "Издательский дом "Городец"; "Формула права", 2004. С. 582
Ливеровский А.А. Федеральное вмешательство // Журнал российского права. 2002. N 9.
Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. N 1.
Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 364.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000. С. 333.
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424.
Там же.
См., например: Игнатов А.В. Федеральное вмешательство: понятие, принципы и система мер // Право и политика. 2005. N 5(65); Ливеровский А.А. Федеральное вмешательство // Журнал российского права. 2002. N 9
Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 408.
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3205.
Подробнее см.: Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2000. N 6; Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. N 5; Ливеровский А.А. Федеральное вмешательство // Журнал российского права. 2002. N 9; Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2002. N 2 и др.
См.: Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001. С. 14 - 16; Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000; Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000 и др.
Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. N 1. С. 41 - 49.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000. С. 233.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 307.
Анненкова В.Г. Федеральное вмешательство как способ обеспечения территориального единства государства // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 1. С. 38.
Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 364.
Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.Н. Указ. соч. С. 28.
См.: Виноградов В.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2004. N 2. С. 210 - 218; Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО "Издательский дом "Городец"; "Формула права", 2004. С. 549 - 582 и др.
Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. N 5. С. 21 - 30.
Виноградов В.А. Указ. соч. С. 210.
Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа"// Российская газета. 2004. 26 марта.
Конституция Австрийской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 22.
Конституция Соединенных Штатов Бразилии // Конституции зарубежных государств. Американский континент. Ереван: "Мхитар ГОШ", 1998. С. 74.
Примечание. Это: сохранение целостности государства, иностранная интервенция или интервенция другого штата, серьезное нарушение общественного порядка, обеспечение свободной деятельности ветвей власти штата, реорганизация финансов штата, обеспечение действия федерального закона или судебного решения и обеспечение действия конституционных принципов. См.: Конституция Соединенных Штатов Бразилии // Конституции зарубежных государств. Американский континент. Ереван: "Мхитар ГОШ", 1998. С. 72 - 73.
Понятие "формы реализации института федерального вмешательства" использует И.В. Гончаров. См.: Гончаров И.В. Федеральное вмешательство как способ контроля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 2. С. 25 - 27.
Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 23. Ст. 2277.
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"(принят ГД ФС РФ 22.09.1999)// "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005
Примечание. Такое замещение не является выборами - это назначение посредством голосования. Аналогичная процедура предусмотрена, к примеру, для судей высших судов Российской Федерации. Согласно пп. "ж" ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации это полномочие определено как назначение на должность.
Примечание. Новым оно, конечно, не является. В 1996 г. Конституционный Суд Российской Федерации уже рассматривал проблему назначения глав администраций субъектов Федерации в контексте "обеспечения" принципа единства исполнительной власти в России. По мнению Конституционного Суда, назначение не противоречит нормам Конституции, если рассматривается как временная мера и "не отрицает принцип выборности глав исполнительной власти, вытекающий из статьи 3 (часть 2) Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи со статьей 32, закрепляющей право граждан избирать органы государственной власти". См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и п. 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом" // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2320.
Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.
Примечание. Такой закон действительно стал бы "гарантией прав и Российской Федерации, и ее субъектов". См.: Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.Н. Указ. соч. С. 22.
Практика "федеральных указов для субъекта" уже имела место в России: таковы были Указы Президента Российской Федерации об участии населения Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа в выборах в органы государственной власти Тюменской области в 1996 г.
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)// "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005
Постановлении от 4 апреля 2002 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ". 2002. N 15. Ст. 1497.
31
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
2.Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа"// Российская газета. 2004. 26 марта.
3.Федеральный конституционный закон "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ //Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 23. Ст. 2277.
4.Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)// "Собрание законодательства РФ", 18.10.1999, N 42, ст. 5005
5.Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"//"Собрание законодательства РФ", 2002. N 5. Ст. 375.
6.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" и п. 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом" // СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2320.
7.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3424.
8.Конституция Соединенных Штатов Бразилии // Конституции зарубежных государств. Американский континент. Ереван: "Мхитар ГОШ", 1998. С. 723.
9.Конституция Австрийской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. С. 522.
10.Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 2000. N 6;
11.Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2001. С. 216;
12.Анненкова В.Г. Федеральное вмешательство как способ обеспечения территориального единства государства // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 1. С. 38.
13.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 307.
14.Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000. С. 408.
15.Барциц И.Н. Институт федерального вмешательства: потребность в разработке и система мер // Государство и право. 2001. N 5.
16.Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2000. С.258
17.Виноградов В.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2004. N 2. С. 218.
18.Гончаров И.В. Федеральное вмешательство как способ контроля Российской Федерации за деятельностью своих субъектов // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 2.
19.Игнатов А.В. Федеральное вмешательство: понятие, принципы и система мер // Право и политика. 2005. N 5(65); Ливеровский А.А. Федеральное вмешательство // Журнал российского права. 2002. N 9
20.Кондрашев А.А. Конституционно-правовые способы федерального принуждения: проблемы теории и реализации в Конституции Российской Федерации // Государство и право. 2002. N 2
21.Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нарушение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000. С 378
22.Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: ОАО "Издательский дом "Городец"; "Формула права", 2004. С. 582
23.Ливеровский А.А. Федеральное вмешательство // Журнал российского права. 2002. N 9.
24.Лучин В.О. Ответственность в механизме реализации Конституции // Право и жизнь. 1992. N 1.
25.Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С. 364.
26.Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд. М.: Дело, 2000. С. 333.
Вопрос-ответ:
Какие меры предусмотрены для федерального вмешательства?
Для федерального вмешательства предусмотрены следующие меры: принудительное прекращение действия незаконного акта, приостановление акта или решения, оспариваемого в суде, или акта или решения, не соответствующего федеральному закону, до принятия судом соответствующего решения, а также прекращение деятельности органа государственной власти, учреждения или организации, осуществляющих деятельность не в соответствии с федеральным законом.
Какова конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации?
Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации заключается в том, что нарушение конституции РФ и федеральных законов субъектами Федерации может быть основанием для федерального вмешательства и принятия мер по прекращению незаконной деятельности органов государственной власти, учреждений или организаций.
По каким основаниям может производиться федеральное вмешательство?
Федеральное вмешательство может производиться по следующим основаниям: нарушение конституции РФ и федеральных законов, отказ субъекта Федерации исполнять обязанности, предусмотренные конституцией РФ и федеральными законами, создание условий для осуществления власти в нарушение конституции РФ и федеральных законов, нарушение прав и свобод граждан и юридических лиц, предусмотренных конституцией РФ и федеральными законами.
Как органы государственной власти субъектов РФ могут нести ответственность за нарушение конституции РФ и федеральных законов?
Органы государственной власти субъектов РФ могут нести ответственность за нарушение конституции РФ и федеральных законов путем применения мер федерального вмешательства, таких как прекращение незаконного акта, приостановление акта или решения, оспариваемого в суде, прекращение деятельности органа государственной власти и других.
Каковы основания федерального вмешательства в деятельность органов государственной власти субъектов РФ?
Основаниями федерального вмешательства являются нарушение конституции РФ, федеральных законов или международных договоров РФ, а также по своему усмотрению в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Какие меры федерального вмешательства могут быть применены в отношении органов государственной власти субъектов РФ?
Мерами федерального вмешательства могут быть: предупреждение, объявление замечаний, отзыв ряда полномочий, введение непосредственного исполнения федеральных законов или решения о несоответствии законов иного субъекта РФ конституции РФ или федеральным законам.
Какова конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации за нарушение конституции РФ и федеральных законов?
Субъекты Федерации могут нести конституционно-правовую ответственность в форме предупреждения или замечаний, а также по решению суда в виде ограничения или лишения полномочий или их снятия.
Какие меры ответственности могут быть применены к органам государственной власти субъектов РФ за нарушение конституции РФ и федеральных законов?
Органы государственной власти субъектов РФ могут нести ответственность, в том числе уголовную, административную или дисциплинарную, в зависимости от характера и тяжести нарушений.
Каким образом фиксируется ответственность органов государственной власти субъектов РФ за нарушение конституции РФ и федеральных законов?
Органы государственной власти субъектов РФ могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством, а также по решению судебных органов, которые фиксируют их нарушения и применяют соответствующие меры ответственности.
Какие меры предусмотрены для федерального вмешательства в деятельность органов государственной власти субъектов РФ?
Федеральное вмешательство может сопровождаться различными мерами, такими как эмиссарства, введение прямого управления, роспуск органов государственной власти, привлечение к административной или уголовной ответственности и др. Выбор мер зависит от конкретной ситуации и уровня нарушения законодательства.