новые подходы в управленческой деятельности в ДОУ
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 01.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Содержание и организация инновационной деятельности
2. Эффективность управления персоналом дошкольного образовательного учреждения
Заключение
Причины внедрения инноваций в дошкольные образовательные учреждения разнообразные, о чем свидетельствует анкетирование, в котором участвовали руководители ДОУ г. Москва.
Таким образом, каждый сотрудник в той или иной степени планирует свою карьеру, ориентируясь на потребности, реальную оценку имеющихся социально-экономических условий, реализацию своих ожиданий.
Следовательно, построение деловой карьеры становится составной частью управления персоналом ДОУ и влияет на качество всего воспитательно-образовательного процесса.
Главными причинами, побуждающими внедрять новшества в практику работы дошкольного учреждения, являются: стремление повысить уровень профессионального мастерства педагогов (93%), качество учебно-воспитательного процесса (78%), престиж и конкурентоспособность образовательного учреждения (53%); желание быть в курсе основных направлений развития системы дошкольного образования (48%), возможность предоставить педагогам условия для самореализации (44%), неудовлетворенность педагогов работой всего учреждения (14%). Анализ ответов на данный вопрос позволяет сказать, что основными причинами внедрения инноваций в ДОУ являются повышение профессиональной квалификации педагогов, качества образовательного пространства и, как следствие, повышение престижа и конкурентоспособности своего дошкольного учреждения.
Внедрение инноваций сопровождается рядом трудностей, которые были выделены руководителями ДОУ в результате опроса. Основными трудностями являются слабая материальная база (69%); отсутствие материальной заинтересованности коллектива и руководителя во внедрении инноваций (56%); недостаточный уровень подготовленности руководителя к осуществлению инновационной деятельности в ДОУ (52%); недостаточный уровень общеобразовательной и квалификационной подготовки педагогического коллектива (49%); отсутствие научных и методических разработок по данной проблеме (36%). На последнее место было поставлено отсутствие у руководителя и у коллектива внутренних мотивов в развитии инновационных процессов (8%).
Анализ выделенных руководителями трудностей позволяет сказать, что отсутствие материальной заинтересованности педагогов и руководителей тормозит внедрение инноваций в образовательный процесс дошкольного учреждения и в управление ДОУ, но в то же время заведующие не в полной мере учитывают внутреннюю мотивацию своих подчиненных.
Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, в том числе и дошкольного. При изменяющемся образовании не может быть устаревшей системы управления, но и обновление системы управления требует определенного времени. Внедрение инноваций в сферу управления не означает радикальных изменений, а предполагает постепенное обновление и совершенствование методов и средств управления, управленческих технологий, содержания управленческих функций.
На необходимость подготовки руководителя к внедрению инноваций указывают ряд исследователей: В. Н. Казакова, М. С. Таратухина, Г. В. Гетманова, А. М. Моисеев и др. Также руководители ДОУ, участвовавшие в нашем исследовании, отмечают, что подготовленность руководителей к инновационной деятельности является важным условием успешного внедрения управленческих инноваций(52%).
Опираясь на исследования ученых-экономистов П. И. ВагановаГ. В. Гетмановой и др., мы внесли уточнения в понятие «управленческие инновации». Управленческие инновации руководителя ДОУ – это целенаправленные изменения, внесение элементов нового в содержание управленческих функций, в средства, методы, технологию и организацию процесса управления с целью улучшения системы управления дошкольного учреждения в целом или частично. Управленческие инновации касаются прежде всего процесса управления ДОУ, в частности управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения. Используя категорию «управленческие инновации», было введено понятие «инновационная управленческая деятельность руководителя дошкольного учреждения». Инновационная управленческая деятельность руководителя дошкольного учреждения – это деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению управленческих инноваций, внедрение их в практику управления, что приводит к качественным изменениям и развитию дошкольного учреждения.
Инновационная управленческая деятельность, с нашей точки зрения, включает обновленные по содержанию управленческие функции и профессиональную готовность руководителя к инновационной управленческой деятельности.
Профессиональная готовность руководителя к инновационной управленческой деятельности включает формирование у руководителя мотивационной готовности к данной деятельности, развитие качеств руководителя-новатора, формирование представлений и знаний о сущности инноваций, формирование управленческих действий (умений и навыков), необходимых для осуществления инновационной деятельности. Разберем каждый из компонентов.
Управление ДОУ в современных условиях предполагает коренные изменения и в личностно-профессиональных качествах руководителя, что с разной полнотой раскрывается в исследованиях: Ю. К. Бабанского, Е. В. Давыткиной, В. А. Караковского, Р. Л. Кричевского, А. Н. Морозовой, О. В. Никифоровой, А. Н. Нурмухамедовой, В. Б. Ольшанского, Л. В. Поздняк, М. М. Поташника, С. В. Савиной, В. А. Сластенина, И. В. Тимофеевой, Р. Х. Шакурова и др.
Все авторы сходятся во мнении, что для успешного управления современный руководитель должен обладать определенными личностными и профессиональными характеристиками. К личностным характеристикам относятся доминантность, уверенность в себе, эмоциональнаяответственность, надежность в выполнении задания, независимость, ценностные ориентации, коммуникативные качества, умение делегировать полномочия.
К профессиональным качествам относятся знание основ современного менеджмента, теории и практики управления, владение организационными навыками, дидактикой и частными методиками, умение создавать эффективную педагогическую команду, способность видеть перспективы развития своей организации.
Для современного инновационного управления дошкольным учреждением, кроме вышеназванных качеств, руководителю необходимо обладать новыми качествами руководителя-новатора (А. М. Моисеев, А. Н. Нурмухамедова, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова, В. А. Розанова и др.). Важными и необходимыми качествами руководителя-новатора сегодня становятся: творческий потенциал, способность к инновациям, развитые рефлексивные способности, овладение новым содержанием управленческих функций, куда входят прогнозирование деятельности учреждения, программирование развития, экспертная оценка инновационных и экспериментальных проектов.
Вторым компонентом готовности к инновациям является овладение руководителем определенными знаниями об инновациях. Раскрытие сущности инноваций в управлении требует от руководителя понимания понятийно-терминологического аппарата, который используется в педагогической литературе: «инновации», «новшество», «нововведения», «инновационная деятельность», «инновационный процесс» и др.
Детский сад как самостоятельный организм представляет собой довольно сложную структуру, в которую входят разные компоненты: совокупность целей; деятельность; сообщество взрослых и детей; внутренняя и внешняя среда; управление, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в единое целое. В этом контексте новшества могут коснуться любого компонента, тем самым побуждая к жизни инновационный процесс различного характера. Именно поэтому заведующий ДОУ должен иметь представления о типах инноваций.
Интересна типология, предложенная Л. В. Поздняк, в основе которой лежат четыре критерия: инновационный потенциал, механизм его осуществления, объем и последствия инноваций и совершенно новый критерий, которого нет в других типологиях, – особенности инновационного процесса. По инновационному потенциалу Л. В. Поздняк выделяет следующие инновации: радикальные, комбинированные, модифицированные; по особенностям механизма осуществления: единичные – диффузные; завершенные – незавершенные; успешные – неуспешные; по объемам, целям, социальным последствиям: точечные; системные, многочисленные; стратегические. По особенностям инновационного процесса инновации подразделяют: абсолютная новизна (нет аналогов); относительная новизна (местная, в данном ДОУ, регионе); целесообразная новизна. Данную типологию можно применить к любому компоненту образовательного процесса в ДОУ, в том числе и к управленческой деятельности.
Достоинством данной типологии является то, что Л. В. Поздняк вводит понятие относительности инновации, и таким образом новшество, вводимое одной заведующей в свою деятельность, для другой заведующей новшеством может не быть.
Третьим компонентом готовности руководителя к инновационной управленческой деятельности является формирование мотивационной готовности к данной деятельности, куда можно отнести наличие позитивного отношения у руководителей к внедрению инноваций, развитие творческого потенциала и формирование позиции исследователя-новатора.
Четвертый компонент готовности к инновационной управленческой деятельности – это овладение руководителем комплексом управленческих действий, куда вошли аналитические, планово-проектные, организационные, контрольно-экспертные умения.
Проведенное нами исследование 59 руководителей ДОУ по определению их профессиональной готовности к инновационной деятельности показало, что большинство заведующих (93%) положительно относятся к внедрению инноваций в управленческую деятельность, но отсутствуют знания о сущности инноваций и недостаточный уровень управленческих действий для осуществления инновационного процесса. Особую трудность вызывает планирование, организация, экспертная оценка инновационной деятельности.
Заключение
Управление персоналом ДОУ — это комплексное, целенаправленное воздействие на коллектив и отдельных работников в целях создания оптимальных условий для творческого, инициативного и созидательного труда для достижения целей образовательного учреждения.
Цели и задачи инноваций определяются на основе тщательного анализа текущей обстановки в ДОУ, с одной стороны, и прогнозов его развития – с другой.
В условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.
Качество и эффективность инновационной деятельности в современном ДОУ напрямую зависят от выбора ее содержания и организации.
Таким образом, наше исследование позволяет сделать вывод, что повышение качества управления дошкольным образовательным учреждением возможно через внедрение управленческих инноваций в деятельность заведующих, но руководителей необходимо готовить к инновационной управленческой деятельности.
Список использованной литературы
Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. - 2004. - № 4. - С. 11.
Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч. I: Практ. пособие: Для рук. ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. — 127 с.
Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч.II: Концептуальное, программное и методическое обеспечение: Практ. пособие: Для рук. и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2002. — 190 с.
Маркова Л. С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Структура, содерж., перспектив. планирование работы: Практ. пособие / Упр. ДОУ. — М.: Аркти, 2006. — 77 с.
Митин С.Н. Управление педагогическими системами: психотерапевтический подход / Моск. пед. гос. ун-т, Междунар. акад. наук пед. образования, Ульян. гос. ун-т. — М. — Ульяновск, 2002. — 245 с.
Основные проблемы документационного обеспечения управленческой деятельности / Матвеева Г.В. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. – № S2. – С. 140-143.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для рук. и практ. работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др. — М.: Аркти, 2008. — 94 с.
Профессиональная готовность руководителя дошкольного образовательного учреждения к инновационной управленческой деятельности / Кузнецова Е.Б. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 76-2. – С. 150-154.
Профессионально-личностный потенциал руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе его подготовки / Абрамян А. // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. – С. 56-57.
Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении / Яковлева Г.В. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2009. – № 2. – С. 97-104.
Троян А. Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: Учеб. пособие / Магнитогор. гос. ун-т. — Магнитогорск, 2010. — 122 с.
Управление инновационной и экспериментальной деятельностью на основе научного анализа: Калугина Т.Г. – Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 14. – С. 36-40.
Управление качеством дошкольного образования \ Майер А. А., Богославец Л. Г. – Издательство: Сфера, 2009 – 128 с.
Управление качеством образования / Под редакцией М. М. Поташника. Изд-во Педагогическое общество России, 2006 – 448 с.
Управление качеством образования: Менеджмент в образовании: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. Поташника М.М. – М., 2004 – 448 с.
Управление педагогическим коллективом: менеджмент персонала: Дидакт. и метод. материалы для слушателей курсов ИПКРО – рук. шк. / Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования; Сост. В. В. Елисеев. — Ульяновск, 2002. — 68 с.
Условия профессионального роста руководящих работников дошкольных учреждений / Насырова Л.Г. // Казанский педагогический журнал. – 2008. – Т. 60. – № 6. – С. 65-70.
Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004. – 261 с.
Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5. - С.55-61.
Что должен знать руководитель дошкольного учреждения: Метод. пособие для рук. и воспитателей дошкол. образоват. учреждений: Из опыта работы / Авт.-сост. И. А. Кутузова. — М.: Просвещение, 2007. — 157 с.
3
1.Исследовательский подход в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. - 2004. - № 4. - С. 11.
2.Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч. I: Практ. пособие: Для рук. ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. — 127 с.
3.Колодяжная Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. Ч.II: Концептуальное, программное и методическое обеспечение: Практ. пособие: Для рук. и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. — Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2002. — 190 с.
4.Маркова Л. С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Структура, содерж., перспектив. планирование работы: Практ. пособие / Упр. ДОУ. — М.: Аркти, 2006. — 77 с.
5.Митин С.Н. Управление педагогическими системами: психотерапевтический подход / Моск. пед. гос. ун-т, Междунар. акад. наук пед. образования, Ульян. гос. ун-т. — М. — Ульяновск, 2002. — 245 с.
6.Основные проблемы документационного обеспечения управленческой деятельности / Матвеева Г.В. // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. – № S2. – С. 140-143.
7.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для рук. и практ. работников ДОУ / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др. — М.: Аркти, 2008. — 94 с.
8.Профессиональная готовность руководителя дошкольного образовательного учреждения к инновационной управленческой деятельности / Кузнецова Е.Б. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 76-2. – С. 150-154.
9.Профессионально-личностный потенциал руководителя дошкольного образовательного учреждения в системе его подготовки / Абрамян А. // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. – С. 56-57.
10.Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении / Яковлева Г.В. // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2009. – № 2. – С. 97-104.
11.Троян А. Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: Учеб. пособие / Магнитогор. гос. ун-т. — Магнитогорск, 2010. — 122 с.
12.Управление инновационной и экспериментальной деятельностью на основе научного анализа: Калугина Т.Г. – Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 14. – С. 36-40.
13.Управление качеством дошкольного образования \ Майер А. А., Богославец Л. Г. – Издательство: Сфера, 2009 – 128 с.
14.Управление качеством образования / Под редакцией М. М. Поташника. Изд-во Педагогическое общество России, 2006 – 448 с.
15.Управление качеством образования: Менеджмент в образовании: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. Поташника М.М. – М., 2004 – 448 с.
16.Управление педагогическим коллективом: менеджмент персонала: Дидакт. и метод. материалы для слушателей курсов ИПКРО – рук. шк. / Ульян. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования; Сост. В. В. Елисеев. — Ульяновск, 2002. — 68 с.
17.Условия профессионального роста руководящих работников дошкольных учреждений / Насырова Л.Г. // Казанский педагогический журнал. – 2008. – Т. 60. – № 6. – С. 65-70.
18.Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004. – 261 с.
19.Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5. - С.55-61.
20.Что должен знать руководитель дошкольного учреждения: Метод. пособие для рук. и воспитателей дошкол. образоват. учреждений: Из опыта работы / Авт.-сост. И. А. Кутузова. — М.: Просвещение, 2007. — 157 с.
Самопрезентация в управленческой деятельности
Содержание
Введение
Глава 1 Самопрезентация как основа в управленческой деятельности
1.1.Основы самопрезентации при приеме на работу
1.2.Самопрезентация в публичном выступлении
1.3. Шаляпинская система самопрезентации
Глава 2. Эффективность самопрезентации в управленческой деятельности
2.1. Проведение тренинга по повышению эффективности самопрезентации в управленческой деятельности
Вывод
Литература
Приложение
Введение
Каждый из нас все время играет роли. Отца, дочери, покупателя, продавца, начальника, подчиненного, и так далее, Каждая роль предполагает набор действий, жестов и слов. Иными словами, требует от человека определенного поведения. И это поведение должно быть, по возможности, естественно. Вероятно, мы не сможем понять человека, который будет вести себя в трамвае, так как он вел бы себя в ванной. Или человека, смотрящего концерт симфонической музыки, так как он привел бы к дискотеке. И, если человек приходит на собеседование для устройства на работу в качестве менеджера по продажам с ирокезом ярко красного цвета на голове, то, возможно, прямо говоря, не слишком понимаю. Точно так же, как, если он придет на дискотеку в смокинге с бабочкой. Одним словом - учитесь себя подавать. Учитесь быть самопрезентабельными.
Самопрезентация - это то, что человек представляет сам по себе. Слово &';отправить&';, как правило, связанные с подачей стол в ресторане. Как хорошо служил нам продукт кулинарного искусства, будет во многом зависеть и наше настроение. Это важно, так как в этом случае ведут себя официанты. Так величественно и даже высокомерным, что иногда даже становится как-то неловко &';простота&';.
Встречи с незнакомыми людьми-это всегда напряжение. Секрет эффективной самопрезентации, быть может, чтобы "расслабить" собеседника, заставить его думать, что общаться с вами легко. И предприниматели здесь не является исключением.
Как вы знаете, в мире существуют и высокообразованные "нули", и менее образованные, не являются и талантливые люди, но те, кто знают, как правильно продавать что-то ниже, чем они. Советы специалистов в области человеческих ресурсов часто сводятся к следующему:
• учатся правильно оценивать важность;
• вы работаете постоянно над их личности;