Изменения в когнитивной сфере при различных состояниях (работоспособность, стрессовые состояния, релаксация).
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 26.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мотивационной сферы личности и стрессовой ситуации 5
1.1. Мотивационно-ценностная сфера личности: понятие, функции, закономерности развития 5
1.2 Виды мотивации 7
Глава 2. Стресс и особенности стрессогенных ситуаций в деятельности 11
2.1 Понятие и сущность стресса 11
2.2 Проблема появления стрессогенной ситуации 14
Глава 3. Пути выявления актуального эмоционального состояния в стрессогенной ситуации 17
3.1 Понятие актуального эмоционального состояния 17
3.2 Определение актуального эмоционального состояния в стрессогенной ситуации 19
Заключение 22
Список литературы 24
Основными задачами алгоритмированного этого тренинга являются активизация социальной позиции участников группы, реструктуризация и гармонизация их мотивационной сферы, коррекция неблагоприятных состояний, а также развитие процессов социальной перцепции, расширение «каталога деятельностей», освоение конкретных приемов и методов эффективного решения проблем в стрессовой ситуации.
При реализации этой программы важно придерживаться следующих правил работы:
1. Основным средством социально – психологической поддержки является обращение к индивидуальному опыту человека совладания с жизненными трудностями, к сформированным в этом опыте навыкам саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях, стратегиям поведения в них, - то есть обращению к внутреннему ресурсу человека.
2. Важным аспектом в работе с группами по формированию стрессоустойчивости является активизация личностной саморегуляции: оказание помощи в обнаружении новых и восстановлении прежних ценностей, которые несут в себе позитивную, содержательную нагрузку.
3. Работа в группе должная быть сориентирована на оптимизацию деятельностного уровня саморегуляции, для чего следует осуществлять пошаговую отработку последовательных функций саморегуляции в стрессовой ситуации.
4. Отработка умений саморегуляции должна производиться при постоянном обращении к конкретным ситуациям индивидуального опыта.
5. Важным этапом в работе с группой является диагностический этап. Диагностические процедуры, используемые в рамках тренинговой работы, не только позволяют диагностировать индивидуальные особенности, не и «запускать процессы рефлексии», помогая человеку более ясно осознавать личностные возможности разрешения стрессовой ситуации.
6. Использование результатов диагностирования компонентов субъективного опыта и регуляторных умений позволит сориентировать тренинговые техники на конкретных участников группы, тем самым социально-психологическая помощь будет формироваться соответственно особенностям адресата, с учетом его индивидуально - своеобразного жизненного опыта, в котором закрепились определенные личностные смысловые установки по отношению к себе, окружающим людям, своим достижениям и неудачам.
Таким образом, социальная поддержка оказывает существенное влияние на формирование стрессустойчивости с психосоматикой и предотвращение развития кризисных состояний.
Заключение
Эмоциональным нарушениям как составляющей социального неблагополучия в последнее время уделяется значительное внимание со стороны исследователей.
Установлено, что устойчивые отрицательные эмоции выполняют дезорганизующую роль в общей активности индивида любой тип длительных отрицательных переживаний является основным фактором эмоциональной и поведенческой агрессии, безволия и разного рода зависимости, вызывает рассогласование между потребностью в самосохранении, самозащите и осознанием той или иной угрозы для жизни в ситуации риска с последующим принятием неадекватного поведенческого решения; ведет к искажениям ведущих потребностей.
Доказано, что превышение оптимального уровня стресса оказывает негативное воздействие на соматическое и эмоциональное состояние и протекание когнитивных процессов, а также снижают продуктивность труда.
Непосредственно в стрессогенной ситуации могут возникать элементы пограничных состояний и признаки измененного состояния сознания.
Длительное пребывание в стрессогенных условиях или регулярное воздействие стрессовых раздражителей истощает организм и ослабляет иммунитет, что создает риск развития психогенных заболеваний.
Эмоциональное состояние – это результат проявления конкретной эмоции, вызванной социальной ситуацией или потребностями личности. В этом случае эмоция проявляет свою социальную функцию.
Эмоциональное состояние доказывает завершенность данной функции. Если это состояние позитивное, то оно свидетельствует об адекватной социализации индивида в сложившихся условиях.
Отрицательное состояние требует своевременной психологической коррекции. Суть ее заключается в социализации базовых положительных и отрицательных эмоций.
Изменение отношения к ситуации успешно осуществляется с помощью методов когнитивной (рационально-эмотивной) психотерапии. Изменение поведения – задача поведенческих методов психотерапии.
Снизить уровень стресса без изменения стрессогенной ситуации и вызванных ею когниций можно с помощью обучения нервно-мышечной релаксации и других релаксирующих воздействий (физиотерапии, противотревожной фармакотерапии, седативной фитотерапии и т.п.).
Следует отметить, что релаксационные тренинги формально относятся к поведенческим методам психотерапии, а значит, психотерапевтические задачи (изменение отношения, изменение поведения, снижение уровня стресса) могут быть успешно решены с помощью когнитивных и поведенческих методов психотерапии.
Список литературы
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Учебное пособие. -3-е издание, Изд-во: Медицина, 2000. - 496 с.
2. Александровский Ю.А. Психические расстройства: диагностика и терапия в общемедицинской практике. М., 2007.
3. Бартош Т.П., Бартош О.П., Вассерман Л.И. Комплексное психофизиологическое и медико-психологическое исследование подростков, проживающих в экстремальных условиях Северо-Востока России //Сибирский психологический журнал.- 2008.- № 30. - С.77-81.
4. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
5. Булгакова О.С. Психосоматическая нормализация в современном мире // Журнал «Фундаментальные исследования». 2008. №6. С.56-57.
6. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал.- 2002.- №1.- С. 5-17.
7. Вартанова И.И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей // Мир психологии. 2008. № 3 (55). C. 131-142.
8. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2 т. Т. 1. – М.: Смысл, 2006. – 448 с.
9. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал.- 2004.- №6.- С. 21-28.
10. Губарева Л. И., Будкевич Р. О., Агаркова Е. В. Психофизиология: Учеб. пособие. М.: Владос, 2007. - 189 с.
11. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Патофизиология. Т.1 Общая патофизиология (с основами иммунопатологии). Учебник для студентов медВУЗов. – СПб: ЭлБи-СПб, 2008.
12. Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
13. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003.- № 5. -С.55-67.
14. Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра. М.: Практическая медицина, 2011.
15. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. – 144 с.
16. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: Психологическая антропология стрес-са. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.
17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства // Питер, 2010.
18. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: «Академия», 2007.
19. Психология эмоций/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: изд-во Московского ун-та, 1993.
20. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение. м.: Психотерапия, 2007.
21. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики.- СПб.: Речь, 2003.
22. Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность,2-е изд. СПб., 2003
23. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности/ Г.Х. Шингаров; Ред. К.К. Платонов.- М.: Наука, 1971.- 223 с.
24. Штарик С. Ю. Взаимосвязь повышенного уровня тревоги и артериальной гипертонии // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2010. - № 2 (59). – С. 69-73.
25. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях/ Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука.- Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001.- 494 с.
Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность,2-е изд. СПб., 2003, с. 35
Вартанова И.И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей // Мир психологии. 2008. № 3 (55). C. 131-142.
Вартанова И.И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей // Мир психологии. 2008. № 3 (55). C. 131-142.
Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003.- № 5. -С.55-67.
Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность,2-е изд. СПб., 2003
Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях/ Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука.- Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001.
Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006.
Александровский Ю.А. Психические расстройства: диагностика и терапия в общемедицинской практике. М., 2007.
Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях/ Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука.- Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001, с. 78.
Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях/ Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука.- Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001, с. 89
Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях/ Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука.- Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001, с. 137
Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал.- 2004.- №6.- С. 21-28.
2
МОТИВАЦИЯ
СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
МОТИВЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
МОТИВАЦИЯ
ПОТРЕБНОСТЬ В УЧЕНИИ
ЦЕЛЬ
ОТНОШЕНИЕ И ИНТЕРЕС
СМЫСЛ УЧЕНИЯ
МОТИВ УЧЕНИЯ
ЭМОЦИИ
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Учебное пособие. -3-е издание, Изд-во: Медицина, 2000. - 496 с.
2. Александровский Ю.А. Психические расстройства: диагностика и терапия в общемедицинской практике. М., 2007.
3. Бартош Т.П., Бартош О.П., Вассерман Л.И. Комплексное психофизиологическое и медико-психологическое исследование подростков, проживающих в экстремальных условиях Северо-Востока России //Сибирский психологический журнал.- 2008.- № 30. - С.77-81.
4. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
5. Булгакова О.С. Психосоматическая нормализация в современном мире // Журнал «Фундаментальные исследования». 2008. №6. С.56-57.
6. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б. К психологической теории ситуации // Психологический журнал.- 2002.- №1.- С. 5-17.
7. Вартанова И.И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей // Мир психологии. 2008. № 3 (55). C. 131-142.
8. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2 т. Т. 1. – М.: Смысл, 2006. – 448 с.
9. Виноградова Л.В. Интеллектуальный контроль как способ интерпретации эмоционально-трудных жизненных ситуаций // Психологический журнал.- 2004.- №6.- С. 21-28.
10. Губарева Л. И., Будкевич Р. О., Агаркова Е. В. Психофизиология: Учеб. пособие. М.: Владос, 2007. - 189 с.
11. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Патофизиология. Т.1 Общая патофизиология (с основами иммунопатологии). Учебник для студентов медВУЗов. – СПб: ЭлБи-СПб, 2008.
12. Залевский Г.В. «Некоторые проблемы психологии здоровья и здорового образа жизни» - Сибирский психол. журнал, №35, 2010, с. 6-11
13. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования /И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003.- № 5. -С.55-67.
14. Краснов В.Н. Расстройства аффективного спектра. М.: Практическая медицина, 2011.
15. Киршбаум Э. И., Еремеева А. И. Психические состояния. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. – 144 с.
16. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса: Психологическая антропология стрес-са. – М.: Академический проект, 2009. – 943 с.
17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства // Питер, 2010.
18. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. – М.: «Академия», 2007.
19. Психология эмоций/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер.- М.: изд-во Московского ун-та, 1993.
20. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение. м.: Психотерапия, 2007.
21. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики.- СПб.: Речь, 2003.
22. Хекхаузен Х., Мотивация и деятельность,2-е изд. СПб., 2003
23. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности/ Г.Х. Шингаров; Ред. К.К. Платонов.- М.: Наука, 1971.- 223 с.
24. Штарик С. Ю. Взаимосвязь повышенного уровня тревоги и артериальной гипертонии // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2010. - № 2 (59). – С. 69-73.
25. Эмоции человека в нормальных и стрессовых условиях/ Под общ. ред. А.И. Яроцкого, И.А. Криволапчука.- Гродно: Изд-во Гродн. гос. ун-та, 2001.- 494 с.
Вопрос-ответ:
Что такое работоспособность?
Работоспособность - это психофизиологическое состояние человека, которое позволяет ему справляться с задачами и требованиями работы. Она зависит от различных факторов, таких как уровень усталости, концентрации внимания, эмоционального состояния и т. д.
Какие изменения происходят в когнитивной сфере при стрессовых состояниях?
В стрессовых состояниях наблюдаются различные изменения в когнитивной сфере. Например, человек может испытывать трудности с концентрацией внимания, памятью и принятием решений. Также могут возникать проблемы с мышлением и снижаться когнитивные функции в целом.
Как релаксация влияет на работоспособность человека?
Релаксация может положительно влиять на работоспособность человека. Она помогает снять стресс и напряжение, улучшает концентрацию внимания, повышает эффективность и производительность работы. Релаксационные практики, такие как медитация, дыхательная гимнастика и йога, помогают восстановить силы и улучшить работоспособность.
Какие виды мотивации существуют?
Существуют различные виды мотивации, такие как внутренняя и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация основана на личных интересах, ценностях и потребностях человека. Внешняя мотивация возникает при наличии внешнего стимула, такого как награда или избежание наказания. Также существуют мотивы связанные с удовлетворением потребностей, ростом и самореализацией.
Что такое стресс и какие ситуации могут вызвать стресс?
Стресс - это состояние, которое возникает в ответ на угрозу, опасность или ситуацию, требующую адаптации. Ситуации, которые могут вызвать стресс, разнообразны и могут быть связаны с работой, личными отношениями, финансовыми проблемами и т. д. Это могут быть напряженные ситуации, конфликты, потери, переживания неудач и даже положительные события, требующие адаптации.
Какие изменения происходят в когнитивной сфере при различных состояниях работоспособности?
Изменения в когнитивной сфере при различных состояниях работоспособности могут быть различными. В состоянии высокой работоспособности человек может проявлять лучшую концентрацию внимания, улучшенное запоминание и быстроту мышления. Однако при переутомлении, сонливости или стрессе когнитивные функции могут снижаться, проявляясь, например, в затруднении сосредоточения, замедлении мышления или забывчивости.
Что такое мотивационно-ценностная сфера личности и как она развивается?
Мотивационно-ценностная сфера личности - это совокупность мотивов и ценностей, которые ориентируют и мотивируют человека в его деятельности. Она развивается в процессе жизни человека под влиянием различных факторов: личностных особенностей, образования, социального окружения и т.д. Мотивационно-ценностная сфера формируется путем усвоения ценностей, оценки и выбора целей, а также регуляции мотивации и стремления к достижению этих целей.
Какие виды мотивации существуют?
Существует несколько видов мотивации. Одним из них является внешняя мотивация, которая возникает под воздействием внешних стимулов, таких как похвала, награда или наказание. Вторым видом является внутренняя мотивация, которая исходит из самого человека и основана на его собственных целях, интересах и ценностях. Также существует деструктивная мотивация, которая приводит к негативным последствиям, и конструктивная мотивация, которая способствует развитию и достижению положительных результатов.
Какие изменения происходят в когнитивной сфере при различных состояниях работоспособности?
Изменения в когнитивной сфере при различных состояниях работоспособности могут быть разные. Например, при повышенной работоспособности у человека наблюдается улучшение сосредоточенности внимания, повышение креативности и быстроты решения задач. В то же время, при пониженной работоспособности могут возникать проблемы с концентрацией внимания, ухудшение памяти и медленность мышления.
Чем определяется мотивационно-ценностная сфера личности?
Мотивационно-ценностная сфера личности определяется комплексом личных ценностей, интересов и мотивов. Она формируется на основе индивидуального опыта, общественных ценностей, образа жизни и социальных ролей. Мотивационно-ценностная сфера личности является важным фактором, определяющим мотивацию деятельности и поведение человека.
Что такое стресс и какие особенности имеют стрессогенные ситуации в деятельности?
Стресс - это состояние психофизиологической реакции организма на угрожающие ситуации или внутренние конфликты. Стрессогенные ситуации в деятельности могут быть связаны с высокой нагрузкой, неопределенностью, конфликтами, отсутствием контроля и другими факторами. Они могут вызывать у человека чувство беспомощности, тревогу, физическое напряжение и отрицательное влияние на когнитивные функции.
Какими путями можно выявить актуальный эмоциональный фон человека?
Актуальный эмоциональный фон человека можно выявить различными путями, например, путем наблюдения за его невербальными выражениями (мимика, жесты, позы), анализа его речи (интонация, выбор слов, выражения эмоций) и реакции на внешние события. Также можно использовать психологические методики и опросники для оценки эмоционального состояния человека.