Сложные случаи склонения имён существительных

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 26.06.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ лингвистической литературы по проблеме изучения сложных случаев склонения имен существительных 5
1.1 Типы склонений имен существительных 5
1.2 Анализ школьных учебников по русскому языку в 5-11 классах 8
Глава 2. Экспериментальная работа с учащимися старших классов при изучении сложных случаев склонения имен существительных 15
2.1 Констатирующий эксперимент 15
2.2 Программа формирующего эксперимента 20
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 29




Фрагмент для ознакомления

Менее чем через год он остался сиротой и дальше всего добивался сам… (По Л. Серовой)Б) 1 вариант заданий по тексту:- Выпишите из текста имена собственные.- Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.- Выпишите по 2-3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.- Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.- Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.- Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.- Сделайте морфологический разбор указанных слов.В) 2 вариант заданий по тексту:- Выпишите из текста имена существительные, вызывающие сомнение в определении склонения. Определите склонение и аргументируйте, используя грамматические нормы склонения существительных - Определите тип склонения у существительных: генотип, время, явление, одаренность, биография, ограничения, мастерство.- Просклоняйте данные существительные, выделите основу слов и окончание.7. Прочтите информационный материал по теории и выполните задание: «Русские фамилии на -ов, -ин, -ын по происхождению связаны с притяжательными прилагательными, поэтому склоняются тоже по смешанному склонению. Надо отметить, что для этого типа склонения нет строгой системы окончаний, слова с разными суффиксами имеют разный набор.Например, слова «волчий» и «Ветров» совпадают не во всем наборе окончаний, а только в именительном и творительном падежах. Первый всегда совпадет с окончанием субстантивного склонения, второй даст окончание, равное адъективному. В связи с этим, сформировано правило о различии в правописании творительного падежа у русских фамилий на –ов, -ин, иностранных фамилий на -ов, -ин, а также у названий населенных пунктов на -ов, -ев, -ин, -ово, -ино. Русские фамилии приобретают окончание смешанного (и адъективного) склонения –ым: с Никитиным, Бородиным. Иностранные фамилии и географические названия склоняются по 2 субстантивному склонению и имеют окончание -ом – с Дарвином, под Бородином»[15].Задание: вставьте нужное окончание в форму творительного падежа существительного и определите сложность выполнения задания.1). Под Огнев… решено построить новый аэропорт. Окончательное решение принято главой концерна «Трест «Заимка». 2). Рокотов… и Левитан… нельзя не восхищаться – портреты одного и пейзажи другого составляют подлинную сокровищницу русской культуры. 3). Дарвин… создано странное учение, предполагающее происхождение Перова с Иванов… от шимпанзе с гиббон…..4). В селе Березов…прошли великие гуляния. В Никонов… построили новый молочный завод «ЭКОНИВА». 5). Под Новосибирск… были проведены Олимпийские старты, в которых приняли участи около тысячи человек. Необходимо отметить, что основной материал для отработки сложных случаев склонения имен существительных можно брать из тренировочных заданий ЕГЭ.Таким образом, практическое исследование по теме «Сложные случаи склонения имен существительных» показало востребованность данной темы. Соблюдение грамматических и стилистических норм в речевых ситуациях очень важно, так как правильное употребление слов и построение предложений показывает уровень образованности человека, уровень его владения родным языком. Ошибки в окончании имен существительных или их отсутствие указывают на то, достаточно ли владеет человек ресурсами языка и развито ли у него грамматическое или стилистическое чутье. Диагностическая работа определила уровень усвоения старшеклассниками темы «Склонение имен существительных». Некоторые ошибки стали настолько частыми, что школьники их почти не замечают их. Этот факт определяет значимость подготовки выпускников к осознанному овладению речевой культурой. Важно в любом коммуникативном процессе тщательно следить за своей речью и делать все возможное для того, чтобы она была грамотной и мотивированной.Для решения проблем было подобрано ряд заданий, способствующих совершенствованию навыков работы по определению типов склонения. Подобранные задания соответствуют уровню старшеклассников и требованиям программы по русскому языку и культуре речи. ЗаключениеИзучение лингвистической и методической литературы по проблемам изучения склонения имен существительных в старших классах отражает главный фактор: сегодня эта тема актуальна и востребована временем, так как грамотное владение падежными формами слова влияет на уровень культуры социума, в частности, в образовательном процессе.Современные лингвисты (А.А. Зализняк, В.А. Плотникова-Робинсон, И.Г. Милославский) рассматривают склонение в русском языке в качестве обобщенной категории: ими выделено три основных типа для всех частей речи: 1) субстантивное (склонение существительных, местоимений-существительных и количественных числительных); 2) адъективное (склонение прилагательных, порядковых числительных, субстантивированных прилагательных и причастий и собственно причастий); 3) смешанное (местоимений-существительных он, она, оно, они; местоимений-прилагательных, собирательных и неопределенно-количественных числительных)[6, с.79].Специфика подачи материала о типах склонения в русском языке в старших классах обусловлена тем, что данная грамматическая категория изучается на основе самостоятельной работы с теоретическим материала. В каждом учебнике русского языка даются схемы-правила или алгоритм, требующий размышления. Все упражнения направлены на осмысление учащимися склонения не только как морфологической, но и как орфографической категории, во многом определяющей роль существительного в предложении и словосочетании: форма падежа существительного непосредственно связана с его ролью в предложении.Новыми для учащихся 5-6 классов служат сведения об особенностяхсклонения и правописания существительных на -ия, -ий, -ие, а также о разносклоняемых и неизменяемых (несклоняемых) именах существительных. Этому материалу отводится значительная часть времени. Опора на схемы и таблицы помогает организовать работу над правописанием окончаний существительных в единственном числе и множественном числе. Однако при работе над падежными формами мало уделено времени на определение типов склонения. В работе над разносклоняемыми и несклоняемыми именами необходимо сосредоточить внимание на нормах употребления этих существительных в речи, поэтому так важно научиться употреблять их в разных падежах, правильно согласовывать с ними другие слова.Анализ методической литературы показал, что существует комплекс упражнений, способствующих эффективному усвоению старшеклассниками сложных случаев склонения имен существительных.В этот комплекс входят упражнения на определение грамматической категории склонения у конкретного слова или слов, выбранных согласно типам склонения. Выбор заданий в старших классах необходимо строить на материале тренировочных заданий и текстов ЕГЭ. Это помогает качественно и целенаправленно подготовиться к итоговой работе. Таким образом, падежная система русского языка достаточно сложна для изучения и преподавания в школе. Падежи, характеризуясь множеством значений, предстают как материал, нуждающийся в изучении не только в теоретическом плане, но и практическом. Список литературы1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - М.: Логос, 2002. - 528 с. 2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): учеб.пособ. для студ. филол. спец. ун-тов. - М.: Высшая школа, 1982. - 614 с. 3. Грамматика современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1970.- 580с.4. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - М., 2004.5. Еськова Н.А. Трудности словоизменения существительных: Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Язык современной печати».- М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати, 2008. - 190с.6. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. – М., 2008.7. Калакуцкая Л.П. Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке. М., 1984; 2012. - 278с.8. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 240 с.9. Программа курса «Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Г. Гольцовой. - М.: Русское слово, 2012.10. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. - М., 2010.11. Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школы, ЕГЭ [Электронный ресурс]// URL: http://school.edu.ru12. Русская грамматика: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. Т. 1/ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. - 783 с. (АГ - 80)13. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. ун-тов/ Под ред. В.А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2010. – 800 с. 14. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч. 2. Словообразование. Морфология/ Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – М.: Просвещение, 2001. – С. 93-125.15. Телешкола. Интернет-школа. Просвещение.RU [Электронный ресурс]// URL: http://teleschool.demo.metric.ru/ПриложениеПриложение 1Варианты учебников русского языка1. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и другие; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010. – 384с.2. Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / В.В. Бабайцева, А.В. Глазков, М.В. Дубровина и другие. – М.: Дрофа, 2009.- 320 с.3. Русский язык: Учебное пособие. 5 класс / под ред. С.И. Львовой. М: Мнемозина, 2013.4. Русский язык: Сборник заданий. 6-7 классы: Пособие для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. – М.: Дрофа, 2009.- 320 с.5. Русский язык: Практика. 6 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений/ Г.К. Лидман-Орлова, А.Ю. Купалова, С.Н. Молодцова и другие; Под ред. Г.К. Лидман-Орловой. – М.: Дрофа, 2011.- 288 с.6. Русский язык: Практика. 7 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений/ С.Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и другие; Под ред. С.Н. Пименовой. – М.: Дрофа, 2004.- 240 с.7. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012. – 272 с.8. Русский язык: Практика. 8 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и другие; Под ред. Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2008.- 272 с.9. Русский язык: Сборник заданий. 8-9 классы: Пособие для школ и классов с углубленным изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы» / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. – М.: Дрофа, 2009.- 272 с.10. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001. – 272 с.11. Русский язык: Практика. 9 класс: Пособие для общеобразовательных учреждений/ Ю.С. Пичугов, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова и другие; Под ред. Ю.С. Пичугова. – М.: Дрофа, 2004.- 208 с.12. Русский язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни) / Г.Ф. Хлебинская. – М.: Мнемозина, 2012. – 255 с.13. Русский язык. 10-11 классы: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2011. – 384 с.Приложение 2Диагностический материал по теме «Склонение имен существительных»1. Выберите правильный вариант написания географических названий.1). В поселке Линево проживают 19648 человек. В Линеве проживают 19648 человек. 2). В поселке Маслянино расположен Свято-Никольский собор. В Маслянине расположен Свято-Никольский собор3). В городе Черепаново работает историко-краеведческий музей, а в восточной части Черепаново действует храм СимеонаВерхотурского. В Черепанове работает историко-краеведческий музей, а в восточной части Черепаново действует храм СимеонаВерхотурского.4). В селе Венгерово есть множество деревянных домов, а также несколько многоэтажных зданий советского периода.В Венгерове есть множество деревянных домов, а также несколько многоэтажных зданий советского периода.2. Запишите имена существительные по типам склонения.Верблюд, медведица, столовая, такси, подруга, мешок, планетарий, лягушка, доверие, снегирь, кофе, жизнь, пень, фасоль, время, кино, морковь, картофель, парикмахерская, тюль, радио, блюдце, лекарство, рабочий, мать, путь, дитя, мороженое, запятая, знамя.3. Распределите аббревиатуры на два столбика – склоняемые, несклоняемые: НГПУ, ОРВИ, ЗАГС, ГД, ВУЗ, МХАТ, ГОСТ, СНГ.Приложение 3Результаты диагностики учащихся 11 класса по теме «Сложные случаи склонения имен существительных»Имя 1 задание2 задание3 заданиеОб.к. баловУровень Андрей А.. 27312среднийВиктор Б.28313среднийИрина В.29213среднийАлена Г.28313среднийАртем Д.29314среднийСаша Е.29314среднийМарина К.211316среднийГалина К.215320высокийРоман Л.26311среднийВера М.215320высокийВероника Н.27312среднийСтас Н.29314среднийПетр П.211316среднийОльга П.29314среднийИгорь Р.215320высокийСергей Р.29314среднийИлья С.29314среднийНаташа С.214319высокийОлег С.27312среднийРита Т. 26311среднийКатя Т.26311среднийВлад У.215320высокийНадежда Ф.26311среднийЮрий Х.27312среднийИнна Я.215320высокий

Список литературы

1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
2. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): учеб. пособ. для студ. филол. спец. ун-тов. - М.: Высшая школа, 1982. - 614 с.
3. Грамматика современного русского литературного языка. - М.: Просвещение, 1970.- 580с.
4. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - М., 2004.
5. Еськова Н.А. Трудности словоизменения существительных: Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Язык современной печати».- М.: Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати, 2008. - 190с.
6. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. – М., 2008.
7. Калакуцкая Л.П. Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке. М., 1984; 2012. - 278с.
8. Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология: Учебное пособие для студентов филологических факультетов государственных университетов. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 240 с.
9. Программа курса «Русский язык. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Н.Г. Гольцовой. - М.: Русское слово, 2012.
10. Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. - М., 2010.
11. Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школы, ЕГЭ [Электронный ресурс]// URL: http://school.edu.ru
12. Русская грамматика: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. Т. 1/ Гл. ред. Н.Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. - 783 с. (АГ - 80)
13. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. ун-тов/ Под ред. В.А. Белошапковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2010. – 800 с.
14. Современный русский язык. В 3-х частях. Ч. 2. Словообразование. Морфология/ Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов. – М.: Просвещение, 2001. – С. 93-125.
15. Телешкола. Интернет-школа. Просвещение.RU [Электронный ресурс]// URL: http://teleschool.demo.metric.ru/

Вопрос-ответ:

Какие сложные случаи склонения имен существительных рассматриваются в статье?

Статья рассматривает различные типы сложных случаев склонения имен существительных.

Какие типы склонения имен существительных рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются типы склонения имен существительных, включая сложные случаи склонения.

В каких классах был проведен эксперимент с учащимися?

Эксперимент был проведен с учащимися старших классов, включая 5-11 классы.

Какой вид эксперимента был проведен с учащимися старших классов?

Был проведен констатирующий эксперимент и программа формирующего эксперимента.

Какая литература была использована при анализе проблемы склонения имен существительных?

Для анализа проблемы склонения имен существительных была использована лингвистическая литература и школьные учебники по русскому языку.

Какие типы склонений имен существительных рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные типы склонений имён существительных.

Что было проанализировано в школьных учебниках по русскому языку?

В статье проанализированы школьные учебники по русскому языку в 5-11 классах.

Какой эксперимент был проведен с учащимися старших классов?

С учащимися старших классов был проведен констатирующий и формирующий эксперименты.

На какую тему написана статья?

Статья написана на тему "Сложные случаи склонения имён существительных".

Какие главы включает в себя статья?

Статья включает в себя две главы: "Теоретический анализ лингвистической литературы по проблеме изучения сложных случаев склонения имен существительных" и "Экспериментальная работа с учащимися старших классов при изучении сложных случаев склонения имен существительных".

Какие типы склонений имен существительных описывает данная статья?

Данная статья описывает различные типы склонений имен существительных.

Какие результаты экспериментальной работы с учащимися были получены в данной статье?

В данной статье были получены результаты экспериментальной работы с учащимися старших классов по изучению сложных случаев склонения имен существительных.