Конфликты в коллективе старшеклассников. Возможные пути решения.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 23.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Конфликты в коллективе старшеклассников
1.1.Межличностные конфликты
1.2.Причины конфликтов, возникающих в коллективе старшеклассников
Глава 2. Возможные пути решения конфликтов коллективе старшеклассников
2.1. Формы работы со старшеклассниками по преодолению конфликтных ситуаций
2.2. Программа тренинга «Конфликт и его преодоление»
Заключение
Список литературы
Как одной из наиболее эффективных форм работы со старшеклассниками может быть предложен тренинг «Конфликт и методы его преодоления». 2.2. Программа тренинга «Конфликт и его преодоление»Целевая аудитория тренинга «Конфликт и его преодоление» - учащиеся средних и высших учебных заведений. Отличительной особенностью молодых людей, девушек и юношей, достигших возраста 14-17 лет, является то, что именно в этом возрасте человек начинает вступать во множество коммуникативных контактов, что неизбежно может приводить к возникновению конфликтов и конфликтных ситуаций. Естественно, что такие конфликтные ситуации заставляет задумываться, осмысливать свои возможности, потребности, притязания. Цели, задачи и структура программы.Программа преодоления конфликтов в себе призвана оказать помощь студентам, оказавшимся в такой трудной ситуации как конфликт. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:Формирование информационного пространства;Развитие навыков психорегуляции;Обучение методам преодоления конфликтов;осознание участниками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;формирование эффективных навыков поведения в конфликте.Тренинг «Конфликт» рекомендуется проводить на добровольной основе в свободное от занятий время. Этапы проведения:Подготовительный;Основной;Заключительный. Для того чтобы работа в рамках реализации программы «Конфликт и его преодоление» была эффективной, необходимо соблюдать ряд правил.Целесообразно организовать и провести данный тренинг во внеурочное время, так как для осознанной работы необходимо уединение и покой, минимум отвлечения. Кроме того участники располагают запасом времени, что является важным и влияет на качество усвоения материала и овладения приемами и техниками психорегуляции. Необходимо соблюдать принцип добровольности. Тогда на занятия придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощи, а случайных людей не будет. Это важно, так как содержательная работа возможна только в доброжелательной обстановке, в атмосфере доверия, взаимопонимания. Оборудование и материалы.Аудитория по возможности должна иметь место для работы участников над письменными заданиями, а также место для проведения упражнений, в том числе подвижных. Необходимо позаботиться о визитках. Барьеров в общении быть не должно. Специфика такой работы заключается в непосредственном воздействии на личность участника и достижении психотерапевтического эффекта. Учебно-тематическое планирование№ занятияТемаСодержание занятияКоличество часов1Такие разные конфликты – такие разные все мыТест САН (самочувствие, активность, настроение), упражнение «Интервью», упражнение «Разведчики», теоретический материал «Конфликт».2Стили поведения в конфликтной ситуацииБольшая игра «Конец света»3Вместе мы сможем все!Сюжетно-ролевая игра «Мельница», лекционный материал – стадии протекания конфликтов, упражнение «Конфликт невербально»4Разбор полетовУпражнение сказка5Разногласия в нашей жизниТеоретическая информация, упражнение «Ложная уникальность», ситуативная игра «Аэропорт»ЗаключениеОсновной целью данной реферативной работы был анализ причин возникновения конфликтных ситуаций среди старшеклассников, а также анализ возможных путей преодоления и решения конфликтов в коллективе. В первой главе мы рассмотрели определение межличностных конфликтов в целом, а также выделили наиболее важные причины, по-нашему мнению, которые оказывают наибольшее влияние на возникающие конфликтные ситуации среди старшеклассников. Вторая глава была посвящена возможным путям по решению и преодолению уже сложившихся конфликтов и их профилактику. Нами была представлена разработка программы, по преодолению конфликтного поведения у учащихся старших классов. Развивающие занятия могут быть проведены как самим психологом, так и совместно с классным руководителем. В реализации этой программы необходима поддержка администрации школы. Мы выяснили, что конфликты сопровождают нашу жизнь везде, начиная от детского сада, заканчивая работой, везде, где есть взаимодействие человека друг с другом, есть конфликт. И скорее всего, не прав тот человек, который говорит, что конфликта можно было избежать, его не надо избегать, им нужно научиться управлять, а начинать нужно, прежде всего, с самого себя. В этом может оказать неоценимую помощь разработанный нами тренинг. Список литературыБачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учеб.-метод, пособие. — М.: Ось-89, 2002.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М.: ЧеРо, 2000.Гришина Н.В. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С. Кармина. — СПб.: Лань, 2000.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.Лебедева М.М. Урегулирование социальных конфликтов // Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1997.Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.;М.:Прайм-Еврознак;Олма-Пресс,2004. - 510 с.:ил. - (Мэтры психологии).Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: Когито-Центр, 2001.Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2002.Росс Л., НисбетР. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. — М.: Аспект Пресс, 1999.Семенова ЕМ. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. — Мн.: Тесей, 1999.
1.Бачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учеб.-метод, пособие. — М.: Ось-89, 2002.
2.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М.: ЧеРо, 2000.
3.Гришина Н.В. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.С. Кармина. — СПб.: Лань, 2000.
4.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
5.Лебедева М.М. Урегулирование социальных конфликтов // Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
6.Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 1997.
7.Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.;М.:Прайм-Еврознак;Олма-Пресс,2004. - 510 с.:ил. - (Мэтры психологии).
8.Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. — М.: Когито-Центр, 2001.
9.Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб., 1994.
10.Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
11.Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. — СПб.: Речь, 2002.
12.Росс Л., НисбетР. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. — М.: Аспект Пресс, 1999.
13.Семенова ЕМ. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учеб. посо¬бие. — М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002.
14.Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
15.Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. — Мн.: Тесей, 1999.
Вопрос-ответ:
Какие конфликты могут возникать в коллективе старшеклассников?
Старшеклассники могут столкнуться с межличностными конфликтами, например, из-за разногласий во взглядах и интересах. Они также могут иметь конфликты, связанные с распределением ресурсов, таких как внимание учителя или статус среди своих сверстников. Кроме того, возможны конфликты, связанные с личными отношениями и общением.
Какие причины могут вызывать конфликты в коллективе старшеклассников?
Конфликты могут возникать из-за различных причин. Некоторые из них могут быть связаны с разными ценностями и убеждениями старшеклассников, а также с разными интересами и жизненными путями. Непонимание друг друга и недостаток коммуникативных навыков также могут стать причинами конфликтов в коллективе старшеклассников.
Какие есть возможные пути решения конфликтов в коллективе старшеклассников?
Для решения конфликтов в коллективе старшеклассников можно использовать различные подходы. Один из них - введение программы тренинга по преодолению конфликтных ситуаций. Другой вариант - участие в формах работы со старшеклассниками, направленных на преодоление конфликтов и улучшение межличностного взаимодействия.
Какие формы работы можно использовать для преодоления конфликтных ситуаций среди старшеклассников?
Для преодоления конфликтных ситуаций среди старшеклассников можно организовать различные формы работы, например, групповые тренинги по развитию навыков коммуникации и разрешения конфликтов. Также можно проводить индивидуальные консультации и беседы с участниками конфликта.
Какая программа тренинга может помочь старшеклассникам преодолеть конфликты?
Одной из эффективных программ тренинга по преодолению конфликтов для старшеклассников может быть программа "Конфликт и его преодоление". В рамках этой программы участники могут узнать о разных типах конфликтов, научиться разрешать их и развивать навыки конструктивного общения.
Какие бывают конфликты в коллективе старшеклассников?
Межличностные конфликты
Почему возникают конфликты в коллективе старшеклассников?
Причины могут быть разные, например, различия во взглядах, соревнование, недоверие друг к другу и т. д.
Какие пути решения конфликтов в коллективе старшеклассников?
Формы работы со старшеклассниками по преодолению конфликтных ситуаций и тренинги.
Какая программа тренинга может помочь в преодолении конфликтов?
Одна из программ тренинга - "Конфликт и его преодоление".
Какие ещё источники информации по этой теме можно использовать?
Список литературы может быть хорошим источником дополнительной информации.
Какие могут быть причины конфликтов, возникающих в коллективе старшеклассников?
Причины конфликтов в коллективе старшеклассников могут быть разными. Возможно, это различия в характерах и мировоззрении, конкуренция за лидерство или популярность, споры по поводу разного мнения или интересов, непонимание и некорректное общение между собой.
Как преодолевать конфликты в коллективе старшеклассников?
Для преодоления конфликтов в коллективе старшеклассников можно применять различные методы. Важно обсудить самих участников конфликта, выслушать каждую сторону и постараться найти компромиссное решение. Также полезно проводить тренинги и работать над коммуникативными навыками старшеклассников, чтобы улучшить их взаимодействие друг с другом.