Социально - психологическое содержание концепции «психологии народов»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 26 26 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 29.06.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ» 5
ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО КОНЦЕПЦИИ ВУНДТА В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 9
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ «ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ» В РОССИИ 14
Глоссарий 17
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Он писал, что человек сам духовно определяет себя, относит себя к данному народу, он может даже «переменить» народ, войти в состав и дух другого народа, но не «произвольно», а путем долгого и упорного труда пересоздания детерминирующего его духовного уклада.
России идеи этой школы развивались в учении лингвиста Александра Афанасьевича Потебни. Она послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также французской социологической школы.
Раскроем основные идеи описательной психологии:
1. Отказ от объяснения природы человека через поиск причин, объяснение и построение гипотез. Главными задачами психологии являются постижение и понимание смысла душевной жизни.
2. Методом описательной психологии является понимание, которое принципиально отличается от интроспекции.
Для понимания характерен целостный подход к человеку, при этом исследователю необходимо отказаться от построения различного рода гипотез, объясняющих причины, и сосредоточиться на простом понимании явлений душевной жизни.
3. Смысловые содержания душевной жизни личности становятся понятными, если постигается направленность данного человека (что для него ценно). Развитие личности рассматривается с точки зрения развития ее ценностей на каждом возрастном этапе, что предполагает качественное изменение ценностей и переход от элементарных к более сложным.
4. Личность является целостной структурой. Она включает в себя одновременно такие сферы, как интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная и волевая сферы. Все эти сферы очень тонко взаимодействуют между собой.
5. Душевная жизнь человека рассматривается не в органическом, а в историческом ключе, человеческая форма жизнедеятельности определяется как воплощение переживаний в творениях культуры.

Глоссарий

Кросскультурная психология – отрасль психологии, которая изучает влияние культуры на поведение человека. Это наука о сходствах и различиях в индивидуальном психологическом функционировании в разных культурных и этнокультурных группах, о взаимоотношениях между психологическими и социокультурными, экологическими и биологическими переменными, а также о возможных изменениях этих переменных.
Мифы – первоначальное содержание представлений в виде контекста восприятия, а также чувства и влечения, связанные с представлениями. Мифы включают в себя фантастические представления человека о мире, а также ценности, идеалы, долженствования.
Народный дух – понятие, введенное Гегелем. Это сверхиндивидуальное, обнаруживающееся в проявлениях объективного духа у представителей одного и того же народа. Это абсолютное начало — дух, рассматриваемый на данном конкретном этапе развития, у данного народа.
Обычаи – способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных социальных ситуациях у данного народа. Они регулируют поведение человека в различных ситуациях.
Психология народов – один из этапов развития социально-психологических знаний, является одним из направлений социальной психологии (этнопсихология). Предмет исследования – особенности психического склада различных рас и народов.
Сверхиндивидуальная душа – душа народа, которая включает в себя богатство языка, мифов и обычаев народа.
Этническая идентификация – процесс отождествления личности с национальной общностью, к которой она принадлежит
Этнические (национальные) стереотипы — широко распространенные традиционно существующие суждения и представления, которые на уровне обыденного сознания имеют обычные люди о представителях разных этнических групп.
Этническое (национальное) сознание - отражение народом своего прошлого, настоящего и будущего бытия в духовной и материальной культуре, а также в обыденном сознании (национальные традиции, обычаи, привычки и пр.).
Этническое (национальное) сознание - отражение народом своего прошлого, настоящего и будущего бытия в духовной и материальной культуре, а также в обыденном сознании (национальные традиции, обычаи, привычки и пр.).
Этнопсихология - отрасль социальной психологии, предметом исследования которой является психология больших групп — народов.



Заключение

Социальная психология – достаточно новая отрасль психологического знания. Находясь на стыке двух фундаментальных наук – психологии и социологии, она располагает собственными теоретическими основами, особой системой построения методологических принципов, имеет достаточно широкие области своего исследования. Это положение делает особенно важным вопрос о социальной функции этой дисциплины и порождает необходимость изучения развития и современного состояния социальной психологии.
Зарубежные концепции внесли значимый вклад в становление социальной психологии, в том числе и отечественной. Многие современные подходы организации совместной деятельности, выстраивания социального взаимодействия базируются на положениях, сформулированные зарубежными исследователями. Становление же собственно социально-психологического знания связывают с появлением первых социально-психологических теорий — «психология народов» Морица Лацаруса и Хеймана Штейнталя. Также весомый вклад в развитие данной концепции внесли работы Вильгельма Вундта. Развитием представлений в области психологии народов занимались такие ведущие исследователи, как Густав Густавович Шпет, Александр Афанасьевич Потебня, Константин Дмитриевич Кавелин, Николай Иванович Надеждин.
Значение исследований психологии народов заключается в том, что они поставили вопрос о необходимости изучения особых факторов социальной психики, влияющих на поведение конкретного человека. В рамках данной концепции исследователями были реализованы попытки рассмотрения сущности индивидуального сознания во взаимодействии с культурой, духовным наследием. Изучение духовной жизни народов, позволит исследователям глубже понять процесс становления и развития того или иного этноса, объяснить закономерности формирования индивидуального сознания человека.
Таким образом, стержневая идея данной концепции заключается в следующем: психология сталкивается с феноменами, истоки которой коренятся не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и это требует появления специального раздела этой науки, который и будет заниматься вышеназванными проблемами. Психология народов, как социально-психологическая концепция, поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, что характеризует психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается этим нечто.
Обращение к социально-психологическому знанию позволит сформировать целостную картину состояния современной науки, будет способствовать более глубокому критическому освоению социально-психологической мысли.

Список используемой литературы

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
Вундт В. Проблемы психологии народов. – М.: Академический проект, - 2011. – 144 с.
Загайнов И.А. , Блинова М.Л. Основы зарубежной социальной психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2012. – 280 с.
Зарубежная социальная психология. Хрестоматия / Леонов Н.И. – М.: Издательство: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2009. – 528 с.
Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
Лебон Г. Психология народов и масс. – М.: Академический проект, 2011. — 238 с.
Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752 с.
Марцинковская Т.Д. История психологии. 4-е изд., стреотип. – М.: академия, 2004. – 544 с.
Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, - 2010. – 432 с.
Почебут Л. Кросс-культурная и этническая психология. – СПб.: Питер, - 2011. – 336 с.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 408 с.
Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. - Д.: 1997
Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003.
Приложения
Основатели «психологии народов»

Немецкий философ и языковед (1823-1899)

Мориц  Лацарус  (15.09.1824 - 14.04.1903), немецкий философ и  психолог

Вильгельм Вундт  (16.8.1832 — 31.8.1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед











20

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А.
Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
2. Вундт В. Проблемы психологии народов. – М.: Академический проект, - 2011. – 144 с.
3. Загайнов И.А. , Блинова М.Л. Основы зарубежной социальной психологии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений – Йошкар-Ола: МОСИ – ООО «СТРИНГ», 2012. – 280 с.
4. Зарубежная социальная психология. Хрестоматия / Леонов Н.И. – М.: Издательство: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2009. – 528 с.
5. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
6. Лебон Г. Психология народов и масс. – М.: Академический проект, 2011. — 238 с.
7. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752 с.
8. Марцинковская Т.Д. История психологии. 4-е изд., стреотип. – М.: академия, 2004. – 544 с.
9. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: учебное пособие. – СПб.: Питер, - 2010. – 432 с.
10. Почебут Л. Кросс-культурная и этническая психология. – СПб.: Питер, - 2011. – 336 с.
11. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 408 с.
12. Сухарев В.А., Сухарев М.В. Психология народов и наций. - Д.: 1997
13. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003.

Вопрос-ответ:

Что такое психология народов?

Психология народов - это научное направление, которое изучает психологические особенности и характеристики различных народов, их коллективное сознание и поведение.

Какую роль играет концепция Вундта в развитии социальной психологии?

Концепция Вундта сыграла значительную роль в развитии социальной психологии, поскольку он впервые предложил исследовать психологию народов и обратил внимание на взаимодействие индивида с его социальной средой.

Какие особенности развития психологии народов можно выделить в России?

В России развитие психологии народов имело свои особенности, связанные с многонациональностью страны. Советские психологи активно исследовали психологию различных народов, однако их подход был часто определен идеологическими и политическими факторами.

Может ли человек изменить свою национальную принадлежность и войти в состав другого народа?

Да, человек может изменить свою национальную принадлежность и войти в состав другого народа. Однако, это процесс сложный и требует изменения сознания и самоидентификации человека.

Какую роль играет самоопределение человека в психологии народов?

Самоопределение человека играет важную роль в психологии народов. Это процесс, при котором человек определяет свою принадлежность к определенному народу и взаимодействует с другими представителями этого народа. Однако, такое самоопределение может быть подвержено изменениям с течением времени и влиянию различных факторов.

Каково социально психологическое содержание концепции психологии народов?

Социально психологическое содержание концепции психологии народов заключается в изучении взаимодействия между психологическими особенностями народов и их социальными характеристиками. Эта концепция исследует, как национальная принадлежность влияет на психологические процессы и поведение людей.

Что такое психология народов?

Психология народов - это область психологии, которая изучает психические процессы и представления людей в контексте их национальной принадлежности. Она исследует, как культура, история и общество влияют на психологические особенности людей, принадлежащих к разным народам.

Какую роль играет концепция Вундта в развитии социальной психологии?

Концепция Вундта имеет важное значение в развитии социальной психологии. Вундт подчеркивал социальное влияние на индивида и занимался изучением различий между разными народами и их психологическими особенностями. Он считал, что психологи должны учитывать национальный и культурный контекст при изучении психологических явлений.

Какие особенности развития психологии народов есть в России?

В развитии психологии народов в России есть несколько особенностей. Во-первых, это учет многонационального состава страны и изучение психологических особенностей разных народов, проживающих на ее территории. Во-вторых, это фокус на изучении культурного контекста и влиянии национальных традиций и ценностей на психологические процессы. В-третьих, это создание методов и техник, адаптированных к специфике психологических и культурных особенностей народов России.

Может ли человек изменить свою народную принадлежность?

Да, человек может изменить свою народную принадлежность, поскольку она определяется духовно. Человек может себя идентифицировать с определенным народом или даже изменить свою принадлежность, если он считает, что больше соответствует другому народу. Однако это не произвол, а результат личного определения себя в духовном, культурном и историческом контексте.