Представления о политической науке Н. Макиавели и Г.Гроция
Заказать уникальное эссе- 12 12 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 04.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Гроция как бы дед-уктивным путем выводится в качестве следствия из начал естественного права.Сущность верховной власти сост-оит, по Г.Гроцию, в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (в качесве так называемого«совершенного союза»), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц – сообразно законам и нравам того или иного народа.Рассмат-ривая классификацию форм правления, данную различными авторами (Аристотель, Цицерон, Сенека и пр.), Г.Гроций упоминает царскую (единодержавную) власть, власть знатнейших вельмож, свободную гражданскую общину, демократическую республику и т. д.Форма правления, по его оценке, не имеет сущест-венного значения: «народ может избрать любой образ правле-ния, ибо тот или иной право-порядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, о чем суждения людей весьма расходятся, но с точ-ки зрения осуществления в нем воли лю-дей». Вместе с тем очевидны как его отрицательное отнош-ение к тирании (которое основано на насилии и где отсутс-твует правопорядок), так и предпочтение, отдаваемое единоличной и аристократической формам правления.Хотя по своим политическим убеждениям он был аристократически ориентированным буржуазным мыслителем и сторонником правления представителей торгово-промышленной верхушки голландского общества, однако он не отвергал и демократическую форму правления.Не отрицая саму возможность суверенитета народа (принадлежности ему верховной власти), Г.Гроций вместе с тем приложи-л много у-силий для опровержения мнения, будто «верховная власть всюду и без изъятия принадлежит народу, так что государей, которые злоупотребляют своей властью, следует низлагать и карать».Специальное вним-ание Г.Гроций уделяет вопросу о праве под-данных сопротивляться верховной власти или подчиненным органам, действующим по уполно-мочию верховной власти. В целом он считал, что собственные права и свободы подданных (во всяком случае те из них, которые свя-заны с действиями по сопрот-ивлению властям) прекращаются с заключением соглашения об учрежд-ении государства и гражданс-кой власти. При этом пра-ву подданных на сопротивление властям он противопоставляет «закон о непротивлении»,отступления от которого допустимы лишь в случае крайней необход-имости и при условии, если вооруженное сопроти-вление подданных насилию начальствующих лиц не причинит величайшего потрясения государству или не приведет к гибели многих неповинных. Политико-правовое учение Г.Гроция как во внутригосударственных, так и в международных отношениях нацелено на утверждение правовых начал и достиже-ние мира.Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и прежде всего проблем войны и мира, Г.Гроций критиковал распространенное мнение, что война совершенно несовместима с правом. «Невозможно, – подчерки-вал он, – не только согласиться с измышлениями некоторых, будто во время войны прекращаются все права, но и даже не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, так соблюдая границы п-рава и добросовестности».В целом для всего учения Г.Гроция о войне и мире весьма характерен миротворческий пафос. Показательны в этой связи и его суждения о том, что «войны ведутся ради заключения мира» и что мир является «конечной целью войны».Учение Г.Гроция о праве войны и мира было ориентировано на формирование нового типа миро-вого сообщества, основанного на рацион-ально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдаемого суверенными государствами. Огромный вклад Г.Гроция в разработку новой светской доктрины права международного общения дало основание для именования его «отцом международного права».Существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения» оказало учение Г.Гроция о естественном и внутригосударственном праве, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права.Г.Гроций и Н.Макиавелли олицетворяют в области политики те две силы, которые борются между собой в человеческой истории: Н.Макиавелли представляет в своих сочинениях теорию грубой силы, которая пролагает себе путь, не разбирая средств и приемов для достижения поставленных целей (т.е. когда цели оправдывают средства); Г.Гроций - теорию нравственной силы, которая покоряет людей своими внутренними свойствами. Соответственно с этим, и его система естественного права основана прежде всего на признании известных нравственных начал для сознания людей, помимо каких бы то ни было внешних опор и авторитетов. В отыскании внутренних основ естественного права состоит главная философская задача его книги.Список использованных источниковГрафский В. Г. История политических и правовых учений: учеб. – 2 –е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2006. – 608 с. Гриф МО.Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1956.История политических и правовых учений: Учебник для ВУЗов. Под общ. ред. проф. В.С. Нерсесянца - М., 2003.История политических и правовых учений: Учебник для ВУЗов. Нерсесянц В. С. - М, 2000.Макиавелли Н. Государь: Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. – СПб., 2000.
2) Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1956.
3) История политических и правовых учений: Учебник для ВУЗов. Под общ. ред. проф. В.С. Нерсесянца - М., 2003.
4) История политических и правовых учений: Учебник для ВУЗов. Нерсесянц В. С. - М, 2000.
5) Макиавелли Н. Государь: Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. – СПб., 2000.
Вопрос-ответ:
Какие представления о политической науке высказывает Н. Макиавелли?
Н. Макиавелли считает, что политическая наука должна изучать реальные политические процессы, отбрасывая идеализированные представления. Он высказывает мнение о необходимости использования хитрости и коварства в политике и рассматривает политическую власть как способ достижения целей и сохранения государственной стабильности.
Какое мнение высказывает Г. Гроций о сущности верховной власти?
Г. Гроций считает, что сущность верховной власти заключается в том, что это власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. По его мнению, верховная власть является суверенной властью, и ее общим носителем является государство в целом.
В чем заключаются различия между представлениями Н. Макиавелли и Г. Гроция о политической власти?
Н. Макиавелли считает, что политическая власть должна быть основана на хитрости и коварстве, а Г. Гроций подчеркивает важность суверенной верховной власти, которая не зависит от других властей. Они имеют разные подходы к пониманию политической власти и проявления политической мудрости.
Какое значение придают Н. Макиавелли и Г. Гроций политической науке?
Н. Макиавелли и Г. Гроций оба придают большое значение политической науке. Н. Макиавелли считает, что она должна изучать реальные политические процессы, а Г. Гроций рассматривает ее как важную составляющую для понимания суверенной верховной власти.
Как можно охарактеризовать представления Н. Макиавелли и Г. Гроция о политической власти?
Представления Н. Макиавелли и Г. Гроция о политической власти можно охарактеризовать как различные. Н. Макиавелли подчеркивает важность использования хитрости и коварства, в то время как Г. Гроций сосредоточивается на понятии верховной суверенной власти, которая не зависит от других властей.
Какие представления о политической науке имеют Н Макиавели и Г Гроция?
Н Макиавели и Г Гроция имеют различные представления о политической науке. Н Макиавели считает, что политическая наука должна изучать методы сохранения и укрепления власти, даже если это противоречит моральным нормам. Г Гроций, напротив, подходит к политической науке с точки зрения естественного права и справедливости.
Как Г Гроций рассматривает связь между верховной властью и суверенитетом?
Г Гроций считает, что суверенитет является основным признаком верховной власти. По его мнению, суверенитет принадлежит государству в целом и обозначает, что его действия не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти.
Что представляет собой сущность верховной власти по мнению Г Гроция?
По мнению Г Гроция, сущность верховной власти состоит в том, что это власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Такая верховная власть является суверенной властью.
Кто является носителем верховной власти или суверенитета по Г Гроции?
Носителем верховной власти или суверенитета по Г Гроции является государство в целом. Суверенитет принадлежит государству и является его основным признаком.
Какова связь между началами естественного права и представлениями Г Гроции о верховной власти?
Представления Г Гроции о верховной власти выводятся в качестве следствия из начал естественного права. Он рассматривает суверенитет государства как основу естественного права и политической организации.