Лингвостилистические особенности хронотопа на материале произведения Толкиена 'Хоббит'
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 04.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Лингвостилистические особенности хронотопа в сказке 6
Заключение 10
Список литературы 12
В сказке много сюжетных линий, изобилующих оригинальной символики (указанием конкретных чисел при обозначении даты, явлений природы, возраста сказочных персонажей); применение магических реквизитов при перемещении в пространстве.Движение, также являясь основной характеристикой пространства, помогает проследить переходы из одной пространственной сферы в другую. Изображение пути, который при соотнесении с определёнными временными координатами, выступает как один из важнейших пространственно-временных классификаторов.Лексемы, вербализующие пространственные и временные отношения в сказке, претерпевают изменения семантической структуры, обретают дополнительные семы («колдовство», «обман», «тайна», «беспокойство», «движение», «усталость», «страх», «загадочность», «подвиг», «единство» и другие), включаются в сложную и разветвленную систему зависимостей, что позволяют им участвовать в формировании и экспликации текстовых смыслов.В «Хоббите» раскрылся филологический талант автора. Текст повести насыщен каламбурами: «mountains –silverfountains», загадкамиБильбо и Голлума, которые побуждают читателя к активному восприятию языка, осознание двойственного значения слова. В «Хоббите» случаются пословицы, упоминаются рунические письмена, «месячные буквы» эльфов, рукописные карты; эти элементы призваны создать иллюзию прошлого, ощущение того, что происходит, как одного из эпизодов истории.ЗаключениеВ сказке описывается нелогическое, невероятное время, поэтому возникают временные лакуны или расширение времени. Так пропуски неважных событий обозначаются особыми формулами «foragesandages». Время дискретно в сказке. В отношении архитектоники и внутренней композиции сказки следует подчеркнуть дискурсивную значимость ее зачина, развертки и концовки. Они – средоточия движения сюжета, времени, фольклорных клише («inhisdaytheriversrunwithgold,7, с.350).Среди временных форм как основного средства выражения временных отношений особое место занимает форма PastSimple, создающего сказочный «климат повествования». Так, маркерами «растяженного» времени могут быть несюжетные глаголы, обозначающие длительность действия, особые фольклорные формулы, в том числе повторение. На синтаксическом уровне неторопливость повествования создает полисиндетон, создающий впечатление увеличения количества событий и уплотнения сюжетного времени. Ускоряют движение сюжета наречия интенсификаторы, наречия времени, выражения времени, сюжетные глаголы событийного типа («nowhehadbecometherealleaderintheiradventure»,7, с.256).Маркерами неожиданных перемен служат сюжетные глаголы прошедшего времени совершенного вида в сочетании с интенсификаторами единичности, контраста. Важной функцией наделяются при этом жесты и волшебные предметы, трансформирующие сказочное время.Специфика сказочного времени связана зачастую с магическими буквами (карта Торина с рунами на ней).Можно утверждать, что свойственный текстам сказок размытый хронотоп связан с хронологией опосредованного типа (летопись времени в Средиземье).Сказке свойственна вневременность (onceuponatime), ведь это чудесный мир выраженный в категориях определенности и неопределенности. Сказочному универсуму присущ «ненаправленный» характер, обеспечиваемый множеством разнообразных перспектив и планов, чудесными превращениями и иррациональными действиями героев. Пространство сказки необычайно безгранично, в то же время, по своей условности оно может быть как конкретным, так и абстрактным, подкрепленным устойчивыми наречными сочетаниями, вымышленными топонимами (Esgaroth), созданными писателем на основе древних языков – ereland – Средиземье (среднеанглийский).Художественное пространство — это сложный, находящийся в постоянном движении механизм. В сказочном пространстве есть две пространственные оси – вертикальная и горизонтальная. С пространственными особенностями связаны понятия свой-чужой (дом-путешествие).«Волшебная сказка как основанный на вымысле вид словесного творчества реализуется в языке посредством системы архетипов, символов, персонажей, семантических полей и пространств» ().В сказке особое строение темпоральной и локальной сеток. Темпоральная сетка волшебных сказок характеризуется по составу такими параметрами как: политемпоральная, многоплановая, глагольная, неопределенная; по ритму переходов — ритмичная, по характеру обусловленности — обусловленная. Локальная сетка волшебных сказок характеризуется следующими свойствами: эксплицитная, смешанная,полилокальная, многоплановая. Сетка обладает рисунком цепочка, имеет ритмичный ритм переходов и является обусловленной.Сказочныйхронотоп, как правило, размыт, т.к. в тексте сказки почти не встречаются точные указания на место и время.Сказка представляет собой вымышленный мир. Здесь представлены знания об обществе и культуре. Она отличается яркостью, образностью. В сказке возможно нелогичное, например, можно оставаться молодым (Бильбо). Здесь возможен переход от будущего к настоящему (предсказания). Список литературы1.Алексеев Сергей «Великие исторические персоны», С.-П.: Вече,2013.2.Бабенко Л.Г. «Лингвистический анализ художественного текста», М.: Флинт, 2003.3.Бахтин М.М. «Лекции по истории зарубежной литературы», Саранск: Издательство Мордовского Университета, 19994.Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах, М.: Языки славянских культур, 1998.5.Королев К.М. «Толкин и его мир: Энциклопедия, Локид-Пресс 20056.Потапова О.С. «Миф и язык в творчестве Толкина» Вести НГТУ им.Лобачевского, №4, 2003.7.J.R.R.Tolkien «The Hobbit», Hammersmith, London, 2006. 8. Соколова, Г.А. «Временная и пространственная концептуализация в немецкой романтической сказке», М.: 20128.Топоров В.Н. «Миф. Ритуал. Символ.Образ.», Прогресс, Культура, 1999.Уайт, Майкл «Толкиен. Биография», С.-П.:Амфора, 2013.10.Хайдеггер М. «Бытие и время» Академический проект, 2013.
1.Алексеев Сергей «Великие исторические персоны», С.-П.: Вече,2013.
2.Бабенко Л.Г. «Лингвистический анализ художественного текста», М.: Флинт, 2003.
3.Бахтин М.М. «Лекции по истории зарубежной литературы», Саранск: Издательство Мордовского Университета, 1999
4.Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 томах, М.: Языки славянских культур, 1998.
5.Королев К.М. «Толкин и его мир: Энциклопедия, Локид-Пресс 2005
6.Потапова О.С. «Миф и язык в творчестве Толкина» Вести НГТУ им.Лобачевского, №4, 2003.
7.J.R.R.Tolkien «The Hobbit», Hammersmith, London, 2006.
8. Соколова, Г.А. «Временная и пространственная концептуализация в немецкой романтической сказке», М.: 2012
8.Топоров В.Н. «Миф. Ритуал. Символ.Образ.», Прогресс, Культура, 199
9.Уайт, Майкл «Толкиен. Биография», С.-П.:Амфора, 2013.
10.Хайдеггер М. «Бытие и время» Академический проект, 2013.
Вопрос-ответ:
Какие особенности лингвостилистического хронотопа можно найти в сказке "Хоббит"?
В сказке "Хоббит" можно найти много сюжетных линий изобилующих оригинальной символикой, указанием конкретных чисел при обозначении даты явлений природы, возраста сказочных персонажей, применение магических реквизитов при перемещении в пространстве.
Какая основная характеристика пространства в сказке "Хоббит"?
Основной характеристикой пространства в сказке "Хоббит" является движение. Оно помогает проследить переходы из одной точки в другую и создает особую атмосферу в произведении.
Какие лингвостилистические особенности присутствуют в хронотопе "Хоббита"?
В хронотопе "Хоббита" можно выделить указание конкретных чисел при обозначении даты явлений природы и возраста сказочных персонажей. Также в сказке применяются магические реквизиты при перемещении в пространстве и оригинальная символика, которая делает текст более интересным и увлекательным.
Что можно сказать о символике и числовых обозначениях в сказке "Хоббит"?
Символика и числовые обозначения в сказке "Хоббит" играют очень важную роль. Они помогают создать особую атмосферу и позволяют лучше понять сюжет и персонажей. Указание конкретных чисел при обозначении даты явлений природы и возраста сказочных персонажей делает текст более реалистичным и убедительным.
Какое пространство можно найти в сказке "Хоббит"?
В сказке "Хоббит" пространство играет очень важную роль. Основной характеристикой пространства является движение, которое помогает проследить переходы из одной точки в другую. Это создает особую атмосферу и делает произведение увлекательным и интересным для читателя.
Какие лингвостилистические особенности хронотопа присутствуют в сказке "Хоббит"?
Лингвостилистическими особенностями хронотопа в сказке "Хоббит" являются использование оригинальной символики, указание конкретных чисел при обозначении даты, явлений природы и возрастов сказочных персонажей, а также применение магических реквизитов при перемещении в пространстве.
Какие сюжетные линии присутствуют в сказке "Хоббит"?
В сказке "Хоббит" присутствует много сюжетных линий, которые раскрываются в процессе путешествия главного героя Бильбо Бэггинса. Одна из сюжетных линий связана с поиском пропавшего дракона Смауга, другая – с сражением пяти армий, а также множество других интересных моментов и приключений.
Какое значение имеет движение в сказке "Хоббит"?
Движение является одной из основных характеристик пространства в сказке "Хоббит". Оно помогает проследить переходы из одной пещеры в другую, перемещение по дорогам и тропам, а также передвижение главного героя и других персонажей по всей фантастической вселенной Толкиена.
Какая роль специфической символики играет в сказке "Хоббит"?
Специфическая символика в сказке "Хоббит" используется автором для создания особой атмосферы и передачи определенных значений. Конкретные числа, указанные автором при обозначении даты и возраста персонажей, добавляют реалистичности и ощущение реального времени. Также магические реквизиты, используемые персонажами при перемещении в пространстве, создают особый мир в сказке "Хоббит".