Электоральные стратегии российских партий
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 25.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1 Теоретические основы изучения электората, электоральных предпочтений и поведения
1.1 История развития избирательной системы и электорального поведения
1.2 Особенности электоральных предпочтений граждан
2 Исследования электоральных стратегий российских партий
Заключение
Список использованных источников
А губернатор Владимирской области вообще уверен, что ЕР может превысить прогнозы социологов. «Я глубоко убежден, что в период сложных процессов, преобразований необходима партия парламентского большинства, способная оперативно вырабатывать и принимать законы, позволяющие решать имеющиеся проблемы», – заявил в интервью Первому каналу глава региона Николай Виноградов.
В том, что ЕР соответствует названным критериям, эксперты не сомневаются. Директор Фонда исследований проблем демократии Максим Григорьев считает: «Те проблемы, которые есть сейчас в России, не могут не наносить ущерб политического власти. Но при этом мы видим то, что «Единая Россия» активизирует свою деятельность». В частности, эксперт отмечает большую антикризисную работу, проводимую партией. «Сейчас партия находится в мобилизованном состоянии», – резюмирует Григорьев.
Ту же особенность поведения партии-лидера отмечает и Сергей Марков. По словам политолога, она «создала не предвыборные штабы, а антикризисные комитеты. Информация оттуда часто становится законопроектами – так появился закон о защите взявших ипотечный кредит, программа помощи потерявшим работу и проект по поддержке сельского хозяйства». Председатель правления ВЦИОМа, член Общественной палаты Леонид Давыдов также объясняет солидное преимущество ведущей парламентской партии над конкурентами тем, что «никаких внятных альтернатив тому, что предлагает «Единая Россия», на сегодняшний день нет». И потому электоральные предпочтения «логичны на сегодняшний момент».
В целом же, как считают эксперты, основу высокого авторитета «Единой России» у избирателей составляет своеобразное «плато рейтинга» – стабильное число голосов, получаемое партией от своих сторонников. В частности, директор Института политики и государственного права Виталий Иванов отмечает: несмотря на то что «электоральная база сейчас, в свете происходящих социально-экономических процессов, подвергается эрозии, серьезных сдвигов это не повлечет». По мнению же президента фонда «Общественное мнение» Александра Ослона, стабильность высоких рейтингов ЕР стала объективным фактом: «Не так уж много у населения опор, этим и примечательно отношение к партии», – отмечает социолог. На круглом столе «Выборы-2009: тенденции и прогнозы» социологи и политологи отметили, что участники выборов вне зависимости от прогнозов заинтересованы в здоровой состязательности избирательных кампаний. Не зря партии, за редким исключением, идут на подписание соглашений «За честные выборы», в которых обязуются вести борьбу чисто, без использования черных технологий. Так, Леонид Давыдов считает, что идея подписания таких соглашений «сама по себе хорошая», а Александр Ослон называет складывающуюся традицию «приятной и полезной». Участники круглого стола сошлись на том, что в результате выборы, которые состоятся 1 марта, будут «открытыми и прозрачными», то есть соответствовать самым высоким принятым в мире стандартам.
Таким образом, можно сделать вывод, что исследование электоральных стратегий партий способно дать актуальную и весьма полезную информацию, на основе которой могут быть построены прогнозы данных выборов. При этом чаще всего результаты исследований электоральных предпочтений граждан используются субъектами, непосредственно участвующие в избирательном процессе.
Заключение
Таким образом, подведем основные итоги проделанной работы.
Выявлено, что политическая власть возникает только в обществе и представляет собой один из видов общественных взаимодействий и отношений. Выборы – это особая категория политических практик, которые возникают в процессе формирования органов публичной власти в том случае, если в этом участвует население. Регулярные свободные выборы являются в настоящее время необходимым условием функционирования демократических политических систем. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством. Порядок и правила их проведения закрепляются в конституциях и других конституционно-правовых актах конкретных государств. Существует несколько моделей электорального выбора («демократические выборы», «безальтернативные выборы», «партикуляристские девиации», «конкурентные выборы без выбора»), каждая из которых представляет собой определенный механизм избирательного поведения. Также были рассмотрены основы возникновения института избирательного права в РФ.
Отмечено, что факторы электорального поведения, формируемого на основе предпочтений, принято рассматривать в рамках социологического, социально-психологического и рационально-инструментального подходов. Согласно первому подходу, электоральное поведение людей определяется их принадлежностью к большим социальным группам, а также их положением в системе социальных расколов: между центром и периферией, городом и селом, государством и церковью, собственниками и рабочими. Во втором подходе в качестве основы электорального поведения лежит приверженность партии (партийную идентификацию), формирующаяся у людей в процессе первичной социализации. Согласно третьему подходу в процессе голосования люди выбирают ту партию, позицию (идеологию и политику), которую они оценивают (на основе программы партии или результатов пребывания у власти) как более выгодную лично для себя. Также было выявлено, что особенностями воздействия факторов электорального поведения являются связь между поведением избирателей и их принадлежностью к основным социально-профессиональным группам и с местом жительства избирателей; влияние приверженности партии и рационального выбора; зависимость от таких причин социального и культурного порядка как возраст, образование и доход. Также необходимо учитывать гендерный фактор, а именно особенности поведения мужчин и женщин.
Было выявлено, что исследование электоральных стратегий партий способно дать актуальную и весьма полезную информацию, на основе которой могут быть построены прогнозы данных выборов. При этом чаще всего результаты исследований электоральных предпочтений граждан используются субъектами, непосредственно участвующие в избирательном процессе.
Таким образом, цель данной курсовой работы, которая заключалась в анализе особенностей электоральных стратегий российских партий, была достигнута.
Список использованных источников
Артемов Г.П. Политическая социология [Текст] / Г.П. Артемов. – М.: Логос, 2002. – 280 с.
Ахременко А.С. Пространственное моделирование электорального выбора: развитие, современные проблемы и перспективы [Текст] / А.С. Ахременко // Полис. – 2007. – № 1. – С. 153-167.
Бабосов Е.М. Общая социология [Текст]: учебное пособие / Е.М. Бабосов. – Минск: «Тетра Системс», 2004. – 640 с.
Бойков В.Э. Конституция, власть и народ: Россия 1990-х гг. – начала ХХI века [Текст] / В.Э. Бойков // Социс. – 2009. – № 1. – С. 62-67.
Волков Ю.Г. Социология: история и современность [Текст] / Ю.Г. Волков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 668 с.
Гаджиев К.С. Политология [Текст] / К.С. Гаджиев – М.: Логос, 2006. – 488 с.
Князев Ю. Социальные функции современного государства [Текст] / Ю. Князев // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – №1. – С. 28-39.
Кравченко А.И. Социология [Текст]: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2006. – 512 с.
Лавриненко В.Н. Социология [Текст]: учебник / В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
Масионис Дж. Социология [Текст] / Дж. Масионис. – СПб.: Питер, 2004. – 752 с.
Мельник В.А. Политология [Текст]: учебник/ В.А. Мельник. – Минск: Высшая школа, 2002. – 544 с.
Общая социология [Текст]: учебное пособие / под ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 с.
Осипов Г.В. Социология [Текст] / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2005. – 888 с.
Панов П.В. Выборы в России: институциональная перспектива [Текст] / П.В. Панов // Полис. – 2008. – № 5. – С. 99-111.
Петухов В.В. Российская идентичность в социологическом измерении [Текст] / В.В. Петухов // Полис. – 2008. – № 1. – С. 67-90.
Пугачев В.П. Введение в политологию [Текст]: учебник / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 477 с.
Соловьев А.И. Политология [Текст] / А.И. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 559 с.
Социология [Текст] / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1036 с.
Социология [Текст] / сост. А.А. Грицанов. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
Социология [Текст] / сост. И.Г. Широкова. – М.: Приор, 2001. – 96 с.
Социология [Текст]: учебное пособие / под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков: ИМП «Рубикон», 2005. – 416 с.
Филатова О.Г. Общая социология [Текст] / О.Г. Филатова. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении [Текст] / И.С. Шушпанова // Социс. – 2008. – № 2. – С. 59-63.
Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru
Предпочтения россиян не меняются [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru
Общая социология: учебное пособие / под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – С. 636.
Социология: учебное пособие / под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков: ИМП «Рубикон», 2005. – С. 343.
Социология / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Маркетинг, 2002. – С. 147.
Социология: учебник / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 176.
Панов П.В. Выборы в России: институциональная перспектива // Полис. – 2008. – № 5. – С. 100.
Мельник В.А. Политология: учебник/ В.А. Мельник. – Минск: Высшая школа, 2002. – С. 24
Панов П.В. Выборы в России: институциональная перспектива // Полис. – 2008. – № 5. – С. 102.
Панов П.В. Выборы в России: институциональная перспектива // Полис. – 2008. – № 5. – С. 102-103.
Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении// Социс. – 2008. – № 1. – С. 62.
Петухов В.В. Российская идентичность в социологическом измерении // Полис. – 2008. – № 1. – С. 72.
Бойков В.Э. Конституция, власть и народ. Россия 1990-х гг. – начала ХХ века // Социс. – 2009. – № 1. – С. 64.
Масионис Дж. Социология. – СПб.: Питер, 2004. – С. 559.
Панов П.В. Выборы в России: институциональная перспектива // Полис. – 2008. – № 5. – С. 107-108.
Артемов Г.П. Политическая социология: учебное пособие. – М.: Логос, 2005. – С. 225.
Артемов Г.П. Политическая социология: учебное пособие. – М.: Логос, 2005. – С. 225.
Ахременко А.С. Пространственное моделирование электорального выбора: развитие, современные проблемы и перспективы // Полис. – 2007. – № 1. – С. 153-167.
Артемов Г.П. Политическая социология: учебное пособие. – М.: Логос, 2005. – С. 226-227.
Масионис Дж. Социология. – СПб.: Питер, 2004. – С. 554.
Всероссийский центр изучения общественного мнения. – Режим доступа: http://wciom.ru
Предпочтения россиян не меняются. – Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11485.html?no_cache=1&cHash=5e05284158
Предпочтения россиян не меняются. – Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/11485.html?no_cache=1&cHash=5e05284158
25
2.Ахременко А.С. Пространственное моделирование электорального выбора: развитие, современные проблемы и перспективы [Текст] / А.С. Ахременко // Полис. – 2007. – № 1. – С. 153-167.
3.Бабосов Е.М. Общая социология [Текст]: учебное пособие / Е.М. Бабосов. – Минск: «Тетра Системс», 2004. – 640 с.
4.Бойков В.Э. Конституция, власть и народ: Россия 1990-х гг. – начала ХХI века [Текст] / В.Э. Бойков // Социс. – 2009. – № 1. – С. 62-67.
5.Волков Ю.Г. Социология: история и современность [Текст] / Ю.Г. Волков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 668 с.
6.Гаджиев К.С. Политология [Текст] / К.С. Гаджиев – М.: Логос, 2006. – 488 с.
7.Князев Ю. Социальные функции современного государства [Текст] / Ю. Князев // Проблемы теории и практики управления. – 2008. – №1. – С. 28-39.
8.Кравченко А.И. Социология [Текст]: учебник / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2006. – 512 с.
9.Лавриненко В.Н. Социология [Текст]: учебник / В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 448 с.
10.Масионис Дж. Социология [Текст] / Дж. Масионис. – СПб.: Питер, 2004. – 752 с.
11.Мельник В.А. Политология [Текст]: учебник/ В.А. Мельник. – Минск: Высшая школа, 2002. – 544 с.
12.Общая социология [Текст]: учебное пособие / под ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 654 с.
13.Осипов Г.В. Социология [Текст] / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2005. – 888 с.
14.Панов П.В. Выборы в России: институциональная перспектива [Текст] / П.В. Панов // Полис. – 2008. – № 5. – С. 99-111.
15.Петухов В.В. Российская идентичность в социологическом измерении [Текст] / В.В. Петухов // Полис. – 2008. – № 1. – С. 67-90.
16.Пугачев В.П. Введение в политологию [Текст]: учебник / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 477 с.
17.Соловьев А.И. Политология [Текст] / А.И. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 559 с.
18.Социология [Текст] / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – 1036 с.
19.Социология [Текст] / сост. А.А. Грицанов. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.
20.Социология [Текст] / сост. И.Г. Широкова. – М.: Приор, 2001. – 96 с.
21.Социология [Текст]: учебное пособие / под ред. В.П. Андрущенко, Н.И. Горлача. – Харьков: ИМП «Рубикон», 2005. – 416 с.
22.Филатова О.Г. Общая социология [Текст] / О.Г. Филатова. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
23.Шушпанова И.С. Гражданское общество в социологическом измерении [Текст] / И.С. Шушпанова // Социс. – 2008. – № 2. – С. 59-63.
24.Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru
25.Предпочтения россиян не меняются [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы изучения электората и электорального поведения существуют?
Существуют различные теоретические подходы к изучению электората и электорального поведения. Одна из самых распространенных теорий - это модель рационального выбора, которая предполагает, что избиратели принимают свои решения на основе расчета своих интересов, ожидаемых результатов и стоимости участия в выборах. Другие подходы включают социально-психологическую теорию, которая уделяет внимание влиянию социальных и психологических факторов на электоральное поведение, и культурно-историческую теорию, которая связывает предпочтения и поведение избирателей с историческими и культурными контекстами.
Как развивалась избирательная система и электоральное поведение в России?
Избирательная система и электоральное поведение в России прошли через несколько этапов. После распада СССР и принятия новой Конституции в 1993 году была введена многопартийная система и проведены первые свободные выборы. В последующие годы происходили изменения в избирательной системе, включая переход от пропорциональной к смешанной системе, а также изменения в порядке формирования партийных списков и распределения мандатов. Вместе с этим развивались исследования электорального поведения российских избирателей, которые помогали политическим партиям лучше понимать предпочтения и мотивации своих избирателей.
Какие особенности электоральных предпочтений граждан есть в России?
В России существуют различные особенности электоральных предпочтений граждан. Одна из таких особенностей - высокий уровень поддержки правящей партии "Единая Россия". Эта партия имеет широкую поддержку и стабильно высокие результаты на выборах, что может быть связано с различными факторами, такими как пропаганда, ресурсное обеспечение и т.д. Также в России существует некоторый уровень недоверия к политическим партиям и электорат часто проявляет некомпетентность в оценке политической ситуации и анализе предлагаемых программ.
Какие теоретические основы изучения электората электоральных предпочтений и поведения?
Теоретические основы изучения электората включают такие концепции, как социальная классификация, система ценностей, социальная идентификация, политическая социализация, экономические факторы и т.д. Исследования электората направлены на выявление предпочтений и поведения избирателей в контексте этих теоретических основ.
Как развивалась избирательная система и электоральное поведение в России?
История развития избирательной системы и электорального поведения в России связана с политическими изменениями в стране. После развала СССР и создания Российской Федерации, проводились различные реформы избирательной системы, включая введение двустороннего пропорционального представления и изменение порядка выборов. Электоральное поведение избирателей также менялось в зависимости от политической ситуации и социально-экономических факторов.
Какие особенности электоральных предпочтений граждан России?
Особенности электоральных предпочтений граждан России могут включать в себя такие факторы, как влияние политических партий, национальные и религиозные идентификации, экономические интересы, уровень образования и т.д. Например, некоторые избиратели могут предпочитать партии, которые обещают улучшение экономической ситуации, тогда как другие могут ориентироваться на политические идеологии или национальные интересы.
Какие исследования проводятся по электоральным стратегиям российских партий?
В сфере исследований электоральных стратегий российских партий проводится широкий спектр работ. Например, изучаются программы и обращения партий к избирателям, анализируются результаты выборов и опросы общественного мнения, проводятся интервью и фокус-группы с политическими активистами и избирателями. Такие исследования помогают понять, какие стратегии используют партии и как они взаимодействуют с избирателями.
Какие теоретические основы изучения электората электоральных предпочтений и поведения?
Изучение электората электоральных предпочтений и поведения основывается на нескольких теоретических подходах. Это включает социологические теории, которые анализируют социальные, экономические и политические факторы, влияющие на предпочтения избирателей, а также психологические теории, которые исследуют эмоциональные и мотивационные аспекты электорального поведения. Кроме того, используются политические теории, которые анализируют идеологические и стратегические аспекты действий политических партий.
Как исторически развивалась избирательная система и электоральное поведение в России?
Избирательная система и электоральное поведение в России прошли существенные изменения в течение истории. В советский период существовала однопартийная система, где избиратели не имели реального выбора. После распада СССР произошел переход к многопартийной системе, где избиратели получили больше возможностей для выражения своих предпочтений. Однако, электоральное поведение в России остается сложным и многогранним, и влияние политических партий на избирателей по-прежнему является объектом исследований.
Какие особенности имеют электоральные предпочтения граждан России?
У граждан России есть различные электоральные предпочтения, которые могут быть связаны с их политическими убеждениями, экономическим положением, социальным статусом и другими факторами. Некоторые граждане придерживаются идеологических принципов, выбирая партии, которые совпадают с их ценностями и взглядами. Другие ориентируются на экономические факторы, такие как уровень жизни, занятость, стоимость жизни и т.д. Есть также те, кто голосует по "формальному" соображению, т.е. ради стабильности и сохранения статуса-кво.
Какие теоретические основы изучаются при изучении электората и его предпочтений?
Изучение электората и его предпочтений базируется на различных теоретических основах, таких как социальная психология, политическая социология, политическая экономия и другие. В рамках этих наук анализируется влияние различных факторов на электоральное поведение, таких как политические убеждения, социальный статус, экономические интересы, социальная среда, групповая идентичность и т.д.
Какие особенности электоральных предпочтений граждан?
Особенности электоральных предпочтений граждан могут быть различными и зависят от множества факторов. Некоторые из них включают политические убеждения, экономические интересы, социальную среду, групповую идентичность, образование и многое другое. Например, некоторые граждане могут отдавать предпочтение партии, которая поддерживает определенную экономическую политику, в то время как другие могут ориентироваться на партию, уделяющую больше внимания социальным вопросам. Все эти факторы влияют на электоральные предпочтения граждан.