Общество как социокультурная система. Личность и общество

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 18 18 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 20.03.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
I.Общество как социокультурная система. Личность и общество
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Стремление к идеалу формирует общество как качество стали формирует сплав. «Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть... Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе-образце, становится стимулом и регулятором его развития».
Так как человек функционирует в системе общества, то мотивы и цели диктуются не только личными интересами и потребностями, но и потребностями общества. И, наоборот, в ходе развития в обществе создаются такие условия, которые порождают у субъекта определенные соответствующие мотивы и цели.
Э. Фромм в «Душе человека» так выразил свою жизненную позицию, установку, свое кредо: «Я верю, в способность человека к самосовершенствованию. Способность к совершенствованию означает, что человек может достичь своей цели, но вовсе не означает, что он должен ее достичь. Если индивид не делает выбор в пользу жизни, если он не растет, он неизбежно превратится в разрушителя, в живой труп. Греховность и утрата самости столь же реальны, как добродетель и жизненность. Они для человека вторичны, если выбор его заключается в том, чтобы не осуществлять первичные возможности. Я верю, что лишь в исключительных случаях человек рождается святым или преступником. Большинство из нас предрасположены и к добру, и к злу, хотя соответствующее влияние этих наклонностей у разных людей различно. Поэтому наша судьба в значительной мере определяется теми влияниями, которые формируют данные наклонности».
Поэтому неотъемлемым элементом общественной структуры и существования личности в обществе является феномен морали и нравственности. Конечно, на протяжении долгой и противоречивой истории нравственности каждый класс, каждое общество пыталось приспособить её к своим интересам, оправдать с её помощью свой образ жизни. В философских теориях о морали на первый план выпячивалась то одна, то другая её черта. В отличии от других форм общественного сознания, мораль способна решать разнообразные социально-исторические задачи, ей объективно присуща многуфункциональность. Вот почему она может укреплять, охранять определенный строй, а может – разрушать, подтачивать его. Сплачивать людей в едином порыве, действии – и разобщать их. Раскрывать человеку ценность, смысл его существования – и уводить его в царство несбыточных грез и предрассудков. Вызывать у человека радостную, высшую удовлетворенность – и казнить его беспощадным судом совести, ощущением неисправной вины. Мораль многолика и исторически изменчива, так как на каждом этапе социально-исторического развития человеческого общества ей приходится решать разные по содержанию задачи. Вместе с тем, мораль обладает целостностью, устойчивостью, последовательностью в развитии – всем тем, что позволяет говорить о ней как об особом, качественно своеобразном и едином явлении общественной жизни. Мораль избирательна, она вызывает в мышлении напряженный поиск ценностно-нормативного смысла поступка и всего поведения человека с общепринятой системой ценностей. Моральная оценка – это особы, ориентирующий человека акт, выражающий предпочтение определенной нормы поведения и повелевающий действовать в соответствии с ней. Но она ставит эти вопросы не как теоретико-познавательные, а как практически-поведенческие, в оценочно-повелительной форме, вот почему мировоззренческие предпочтения отдельной личности формируют в конечном результате общественной строй. Общественная мораль требует определить ценность человека, его место в мире, смысл его жизни, его отношение к людям, его ответственность и выбор конечной цели – идеала. Вот как О. Вейнингер характеризует социокультурную систему и роль в ней личности: «Культура как идея, с логической стороны, есть индивидуальная проблема, с этической – надындивидуальная проблема, с этической – надындивидуальная задача. Культура как отношение индивидуума к идее есть влечение к теоретической проблеме в мышлении, влечение к практической задаче в деятельности. Таким образом, культура одновременно надындивидуальна, как идея, и индивидуальна как идеал».


Заключение

1. Культура и социальная жизнедеятельность людей теснейшим образом взаимосвязаны.
2. Феномены понятий культуры и социума многообразны и перекликаются со множеством научных определений, культурологических теорий, концепций.
3. Сегодня общество как социокультурная система – рассматривается в единстве социальных и культурных аспектов единой социокультурной реальности и каждое общество в своем историческом развитии подчиняется этому закону последовательности и взаимовлияния. Поэтому социум не может существовать вне культуры, а личность вне социума и культуры.
4. Каждый человек – элемент культуры и социума одновременно. В социокультурном аспекте необходимо рассматривать человека и социум, личность и общество как неразделимо взаимосвязанные понятия.
5. Культура, в контексте воспитания и образования воспринимается как нечто дополняющее и даже исправляющее человеческую природу, а иногда и противостоящее ей.
5. На становление личности, на систему его ценностей огромное влияние оказывает сложившийся менталитет общности. Так как человек функционирует в системе общества, то мотивы и цели диктуются не только личными интересами и потребностями, но и потребностями общества.
6. Огромна потребность развитой человеческой личности в принадлежности к сообществу людей, социальной группе.
7. Социальная составляющая (личность), определяет социальную природу человека, и отражает общественно-экономические отношения и историю общества. Личность проходит свой жизненный путь, во время которого осуществляется процесс социализации.
8. Личность в обществе – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения человека в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
9. Личность определяет человека через систему его отношений к себе, к людям, к окружающему миру. В то же время, существуют неизменные образцы, идеалы, так сказать алгоритмы, которые влияют на общественное сознание.
10. Неотъемлемым элементом общественной структуры и существования личности в обществе является феномен морали и нравственности. Поэтому мировоззренческие предпочтения отдельной личности формируют в конечном результате общественной строй.





Список литературы
Философия культуры. Становление и развитие.- СПб.: Издательство «Лань», 1998. – 448 с.
Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001., 408 с.
Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотипное. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 528 с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз», 1994 – 339 с. часть I
Маейрс, Д. Социальная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.
Вейнингер О. Последние слова; Пол и характер: Сборник/Пер. с нем. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. – 416 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
Фромм Э. Душа человека: Перевод. - М.: Республика, 1992. - 430 с.
Философия культуры. Становление и развитие.- СПб.: Издательство «Лань», 1998. – 448 с., стр. 9
Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001., стр.360
Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. , стр.36-38
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотипное. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. , стр.306
Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. , стр.47
Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз», 1994, часть I, стр. 35

Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001. , стр.360
Маейрс, Д. Социальная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 1999., стр. 31
Вейнингер О. Последние слова; Пол и характер: Сборник/Пер. с нем. – Мн.: ООО «Попурри», 1997., стр. 171
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999., стр. 527
Фромм Э. Душа человека: Перевод. - М.: Республика, 1992., стр. 328
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999., стр. 532
Амосов Н. Наука и жизнь // Огонёк. Декабрь. 1998 г. №14, стр.18
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с., стр. 531
Фромм Э. Душа человека: Перевод. - М.: Республика, 1992., стр. 371
Вейнингер О. Последние слова; Пол и характер:Сборник/Пер. с нем. – Мн.:ООО «Попурри», 1997., стр. 176









2

1.Философия культуры. Становление и развитие.- СПб.: Издательство «Лань», 1998. – 448 с.
2.Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2001., 408 с.
3.Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
4.Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. 3-е изд., стереотипное. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 528 с.
5.Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
6.Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издательство «Союз», 1994 – 339 с. часть I
7.Маейрс, Д. Социальная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 688 с.
8.Вейнингер О. Последние слова; Пол и характер: Сборник/Пер. с нем. – Мн.: ООО «Попурри», 1997. – 416 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
10. Фромм Э. Душа человека: Перевод. - М.: Республика, 1992. - 430 с.

Вопрос-ответ:

Какие тенденции формируют общество?

Стремление к идеалу формирует общество, а идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть. Это лучшие тенденции, которые стимулируют и регулируют развитие общества.

Что формирует сплав общества?

Сплав общества формируется качеством стали. Стремление к идеалу и лучшие тенденции, воплощенные в образце, становятся стимулом и регулятором развития общества.

Что представляет собой идеал?

Идеал представляет собой не то, каков человек в действительности, а то, каким он желал бы быть. Идеалы общества отражают лучшие ценности и стремления людей.

Как идеалы влияют на развитие общества?

Идеалы, воплощенные в образцах, стимулируют и регулируют развитие общества. Они являются целями, к которым стремится общество, и влияют на принятие решений и развитие стратегий.

Какое влияние оказывают личность и общество друг на друга?

Личность и общество взаимно влияют друг на друга. Личность формируется под влиянием общественных норм и ценностей, а общество развивается благодаря индивидуальным усилиям и стремлениям людей. Они взаимодействуют и влияют на процессы социализации и развития культуры.

Что формирует общество?

Общество формируют стали и сплавы, а также стремление к идеалу.

Что представляет собой идеал?

Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть. Это лучшие тенденции, которые стимулируют и регулируют развитие общества.

Какие факторы являются стимулом и регулятором развития общества?

Факторами, стимулирующими и регулирующими развитие общества, являются лучшие тенденции, которые воплощаются в образце идеала.

Какие материалы формируют общество?

Общество формируют стали и сплавы, а также стремление к идеалу.