Музыка французского Ренессанса: авторы, истоки, традиции
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 05.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Музыка Французского Ренессанса в контексте культуры европейского гуманизма 5
1.1 Особенности Французского Ренессанса в контексте культуры эпохи Возрождения 5
1.2 Авторы и истоки Французского Ренессанса 8
Глава 2. Традиции музыки Французского Ренессанса 11
2.1. Шансон и его авторы 11
2.2. Французский мадригал и его авторы 19
Заключение 21
Список литературы 23
Каждое его построение зависело от одной строки и было маркировано каденцией на последних ее слогах (рифма). Но в таких общих структурных рамках Лежен смог допустить имитационный склад, смог создать отдельные распевы слов и даже сделать вариационно-полифоническую разработку тематического материала, которую осуществил в песне «Маmignonne», где целых восемь частей (последовательно для 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 голосов) написаны на одну изящную, легко взлетающую темку.Цикл «Весна» содержит песни, посвященные поэзии природы, цветам, птицам (жаворонку, соловью, ласточке, щегленку...), а также большое количество любовно-лирических произведений, то простодушных, то несколько жеманных, изобилующих античными мифологическими мотивами или иными признаками поэтической стилизации (например, в духе искусства трубадуров). Его современники ценили композитора и восхищались его музыкой, но впоследствии он был забыт достаточно быстро, его известность нельзя было сравнить с известностью, например, Жанекена с его «программными шансонами». Когда звучат произведения Лежена, стоит отдать должное той мягкой пластичности мелодии, которые он создал. В них чувствуется зрелость гармонического чувства, но при этом его «ритмический пульс» достаточно искусственен и спобоствуют созданию монотонии целого.Рядом с Леженом его современник ЭусташКурруа (1549-1609), тоже умелый и хорошо образованный музыкант, кажется более бледным в своих «Versmesures a 1antique», хотя он в них более полифоничен.2.2. Французский мадригал и его авторыМадригал (итал. madrigalе) - один из основных жанров многоголосной хоровой музыки. Ранний, средневековый мадригал (Якопо да Болонья, ФранческоЛандино) представлял собой двух- или трехголосное произведение, в котором использовались приемы имитационной полифонии. Инструментальное сопровождение служило для поддержки голосов или представляло собой интермедии-«отыгрыши». Как правило, мадригал сочинялся в строфической форме, но обязательно содержал заключительный «ритурнель», в котором появлялся новый музыкальный материал.В эпохе Возрождения мадригал испытал на себе влияние фроттолы. И являясь одним из высших достижений своего времени, ренессансный мадригал оставался формой полифонической (четырех-, пяти- или шестиголосной), но в нем в достаточной мере проявлялось и гомофонное (вертикальное, аккордовое) начало.Если говорить об истоках, то у мадригала они уходя корнями в народную поэзию, в старинные итальянские одноголосные пастушьи песни. Как профессиональное произведение, мадригал появился только в XIV веке, т.е. в эпоху Раннего Возрождения.Одним из первых поэтов, кто начал сочинять мадригал как текст для музыки, стал Ф. Саккетти. Кроме него в числе ведущих авторов музыкальныхмадригаловXIV векаможно назватьДж. да Фиренце, Дж. да Болонья, Ф. Ландино. Мадригалы вышеперечисленных авторов – это вокальное (иногда с участием инструментов) 2-3-голосное произведение на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы. В мадригалах можно выделить куплет и рефрен (обычно на текст заключения), и в них характерно богатство мелизматичских украшений в верхнем голосе. Но также создавались мадригалы и канонического склада, родственные качче. В XV веке мадригал смог вытеснить из композиторской практики существовавшие разновидности фроттолы – итальянской светской многоголосой песни. В 30-х годахXVIвека, т. е. в эпоху Высокого Возрождения, мадригал возникает вновь, быстро распространяется в европейских странах и вплоть до появления оперы остаётся самым значительным жанром профессиональной светской музыки.Мадригал оказался той музыкальной формой, которая была способна гибко передавать оттенки поэтического текста. И именно это его свойство отвечало новым художественным требованиям намного больше, чем фроттола, которая была достаточно скована по структуре. Мадригал оказался музыкальной формой, способной гибко передавать оттенки поэтического текста; поэтому он более отвечал новым художественным требованиям, чем фроттола с её структурной скованностью. Появление музыкальногомадригала после более чем столетнего перерыва стимулировалось возрождением в поэзии лирических форм XIV века («петраркизм»). Виднейший из «петраркистов» П. Бембо особо выделял и ценил мадригал как свободную форму. Эта композиционная особенность - отсутствие строгих структурных канонов - становится одной из характерных черт нового музыкального жанра. Название «мадригал» в XVI веке по существу связывалось не столько с определённой формой, сколько с художественным принципом свободного выражения мыслей и чувств. Поэтому мадригал смог воспринять наиболее радикальные устремления своей эпохи, став «точкой приложения многих действующих сил».ЗаключениеНепреходящее значение эпохи Ренессанса для культуры и искусства Западной Европы давно осознано историками и стало общеизвестным. У истоков литературы Возрождения, на грани со средними веками возвышается гениальная личность Данте, а завершает эпоху великий Шекспир, связывая ее с последующим развитием духовной культуры. В истории изобразительных искусств проявление духа Ренессанса ранее всего ощутимо в живописи Джотто; итоги же блистательного и мощного художественного движения по-разному дают о себе знать в искусстве многих итальянских живописцев, скульпторов, архитекторов во главе с Микеланджело, а также в творчестве крупнейших немецких и нидерландских мастеров. Музыка эпохи Возрождения, в свою очередь, представлена рядом новых и влиятельных творческих школ, славными именами ФранческоЛандини во Флоренции XIV века, ГийомаДюфаи и ИоханнесаОкегема в XV веке, ЖоскенаДепре в начале XVI столетия и плеядой классиков строгого стиля в итоге Ренессанса - Палестриной, Орландо Лассо. Названные имена выдающихся музыкантов - всего лишь единицы среди великого их множества, ярко одаренных, пытливых, изобретательных, оригинальных, сложившихся в благотворной художественной атмосфере Ренессанса. Это произошло отнюдь не одновременно в разных странах Европы. В Италии начало новой эпохи наступило для музыкального искусства в XIV веке. Нидерландская школа сложилась и достигла первых вершин в XV, после чего ее развитие все ширилось, а влияние так или иначе захватывало и мастеров иных национальных школ. Признаки Возрождения отчетливо проявились во Франции в XVI веке, хотя ее творческие достижения были велики и бесспорны еще в предыдущие столетия. К XVI веку относится подъем искусства в Германии, Англии и некоторых других странах, входящих в орбиту Возрождения. И все же со временем новое творческое движение стало определяющим для Западной Европы в целом и по-своему отозвалось в странах Восточной Европы. Итак, в музыкальном искусстве западноевропейских стран явные черты Возрождения выступают, хотя и с некоторой неравномерностью, в пределах XIV-XVI веков. Для всей этой эпохи в целом характерны непрестанное интенсивное движение, борьба, а порой и взаимопроникновение отдельных направлений, и все же она обладает в итоге исторической цельностью именно как эпоха в истории духовной культуры человечества. Соотношение Ренессанса и средних веков по-разному оценивается историками искусства: одни отрицают даже существование исторического рубежа между ними, другие, напротив, склонны игнорировать какие бы то ни было связи между культурой Возрождения и предшествующих столетий. Для новейшего искусствоведения капиталистических стран в значительной мере характерна так называемая медиевизация Ренессанса, то есть стирание реальных граней между подлинным Ренессансом как определенным историческим периодом и собственно средними веками как таковыми. Однако прямо противоположная точка зрения, полностью исключающая исторические связи Ренессанса с наследием средних веков, тоже была бы не диалектичной, а следовательно, не правомочной в науке. Художественная культура Ренессанса, в частности музыкальная культура, вне сомнений не отвернулась от лучших творческих достижений позднего средневековья. Новые художественные направления не только противопоставляли себя старым, но ив известной мере развивали, преображая, например, полифоническую традицию прошлого. Начало Возрождения в ряде стран (кроме Италии) в особенности трудно отделить от того, что непосредственно ему предшествовало. Однако уже возникновение ранней итальянской школы Arsnova, ход дальнейшего развития и, более всего, итоги его в XVI веке всецело побуждают оценивать всю эпоху как особый исторический период, знаменующий конец средневековья и переход к новому времени.Список литературыБедуш Е., Кюрегян Т. Ренессансная песня. Москва: Композитор, 2007Бобкова, М. С. Французский Ренессанс: Раннее Новое Время, книга для чтения по истории. Москва, 2006ГильомдеМашо. Пролог к «Сказанию о саде». Перевод со среднефранцузского Михаила Сапонова // Старинная музыка, 2000, №4, с.16-19Грубер Р. И. История музыкальной культуры. – М., 1941–1959. – Т.1. Ч.2; Т. 2. Ч.1.Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М., 1956Евдокимова Ю. К., Симакова Н.А. Музыка эпохи возрождения: 15 век. – М., 1982Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения. Cantuspriusfactus и работа с ним. М., 1982Конен В. Д. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса // Этюды о зарубежной музыке. – М., 1975Коннов В.Н. Нидерландские композиторы XV — XVI веков: Популяр.моногр. Л., 1984Кравченко, А. И. Культурология. Москва, 2002ЛебедевС.Н. Super omnesspeciosa. Латинская поэзия в музыке Гильома де Машо // Старинная музыка, 2004, №№3-4, с.33-38Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: В 2 кн. Изд. 2-е, перераб. Кн. 1: От античности к XVIII веку. М., 1986Материалы из архива музыки Реннессанса: http://manfredina.ru/Мировая художественная культура. От истоков до XVII века: учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г.И. Данилова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1986Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Л., 1975Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. Вып. 1. М., 1978Сапонов М.А. «Стройные формой любовные песни»: Манифест эпохи Arsnova // Старинная музыка, 2000, №4, с.14-15Сапонов М.А. Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма. Сборник статей. Составитель В.Н. Холопова.- М.: Музыка, 1978Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М., 1985Энциклопедический словарь юного музыканта/Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. - М.: Педагогика, 1985
2. Бобкова, М. С. Французский Ренессанс: Раннее Новое Время, книга для чтения по истории. Москва, 2006
3. ГильомдеМашо. Пролог к «Сказанию о саде». Перевод со среднефранцузского Михаила Сапонова // Старинная музыка, 2000, №4, с.16-19
4. Грубер Р. И. История музыкальной культуры. – М., 1941–1959. – Т.1. Ч.2; Т. 2. Ч.1.
5. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. М., 1956
6. Евдокимова Ю. К., Симакова Н.А. Музыка эпохи возрождения: 15 век. – М., 1982
7. Евдокимова Ю.К., Симакова Н.А. Музыка эпохи Возрождения. Cantuspriusfactus и работа с ним. М., 1982
8. Конен В. Д. К вопросу о стиле в музыке Ренессанса // Этюды о зарубежной музыке. – М., 1975
9. Коннов В.Н. Нидерландские композиторы XV — XVI веков: Популяр.моногр. Л., 1984
10. Кравченко, А. И. Культурология. Москва, 2002
11. ЛебедевС.Н. Super omnesspeciosa. Латинская поэзия в музыке Гильома де Машо // Старинная музыка, 2004, №№3-4, с.33-38
12. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года: В 2 кн. Изд. 2-е, перераб. Кн. 1: От античности к XVIII веку. М., 1986
13. Материалы из архива музыки Реннессанса: http://manfredina.ru/
14. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века: учеб.для 10 кл. общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля / Г.И. Данилова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005
15. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. М., 1986
16. Пэрриш К., Оул Дж. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха. Л., 1975
17. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. Вып. 1. М., 1978
18. Сапонов М.А. «Стройные формой любовные песни»: Манифест эпохи Arsnova // Старинная музыка, 2000, №4, с.14-15
19. Сапонов М.А. Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо // Проблемы музыкального ритма. Сборник статей. Составитель В.Н. Холопова.- М.: Музыка, 1978
20. Симакова Н.А. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М., 1985
21. Энциклопедический словарь юного музыканта/Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. - М.: Педагогика, 1985
Вопрос-ответ:
Какие особенности характеризуют музыку французского Ренессанса?
Музыка французского Ренессанса отличается своеобразием и изысканностью. Она часто сочетает полифоническое пение с сильным ритмическим акцентом. Также характерным для этого периода является использование модальности, богатство гармонических приемов и разнообразие композиционных структур.
Каковы истоки и авторы французского Ренессанса?
Французский Ренессанс имел свои истоки в Италии, где в это время происходило активное развитие гуманизма и искусства. Один из ключевых авторов французского Ренессанса - Гийом Дюфэ. Он был известен своими мадригалами и шансонами, которые оказали значительное влияние на французскую музыкальную традицию.
Какой музыкальный жанр был характерен для французского Ренессанса?
Один из основных жанров музыки французского Ренессанса - шансон. Шансон был популярной формой пения, сочетающей словесное и музыкальное искусство. Он часто имел небольшую форму и отличался изысканностью мелодических линий и гармонических отношений.
Какие авторы были известны своим творчеством в области шансона?
Среди авторов шансона французского Ренессанса можно назвать Клемана Жансена, Клемента Жанкена и Адриена Монта. Их произведения отличались изысканной мелодикой и интеллектуальными текстами, которые часто воспевали любовь и природу.
Какими были особенности французского мадригала?
Французский мадригал был еще одним популярным жанром музыки французского Ренессанса. Он отличался более сложной полифонической структурой и использованием разнообразных ритмических приемов. Авторы таких мадригалов, как Клеман Жансен и Антуан де Феве, писали произведения, которые поражали своей гармоничностью и технической сложностью.
Что такое музыка французского Ренессанса?
Музыка французского Ренессанса - это музыкальное направление, которое развивалось во Франции в период Ренессанса (14-16 века). Отличительными чертами этого направления были использование полифонии, богатство гармонии и изысканный мелодический стиль.
Какие особенности характеризуют французский Ренессанс в контексте культуры эпохи Возрождения?
Французский Ренессанс в контексте культуры эпохи Возрождения характеризовался стремлением к гармонии, проявлением интереса к науке, литературе и искусству. Также в этот период наблюдался рост музыкального образования и знания музыкальных инструментов.
Кто были авторы и истоки французского Ренессанса?
Авторами и истоками французского Ренессанса были композиторы и музыканты такие, как Жоскен де Пре, Жан Мули, Клод Леже, Гийом Дюфаи и многие другие. Они внесли значительный вклад в развитие музыкального искусства и стали основоположниками новых музыкальных жанров и стилей.
Что представляют собой шансон и французский мадригал в контексте музыки французского Ренессанса?
Шансон и французский мадригал являются двумя основными жанрами музыки французского Ренессанса. Шансон - это песни на французском языке, обычно с аккомпанементом музыкальных инструментов. Французский мадригал - это полифоническое произведение, написанное для нескольких голосов и имеющее стихотворный текст на французском языке.