Правовые основы защиты государственной тайны
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 12 + 12 источников
- Добавлена 20.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие государственной тайны в Российской Федерации
2. Законодательство Российской Федерации о государственной тайне
3. Система защиты государственной тайны в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
В связи с этим суд в соответствии с вышеуказанными требованиями Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» сделал правильный вывод о том, что ограничение права заявителя на выезд из Российской Федерации является правомерным не до декабря 2006 года, как это указано в обжалуемых заключениях о его фактической осведомленности в государственных секретах, а до декабря 2005 года.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном отнесении содержащихся в документе № 89-сс, других документах сведений к совершенно секретным проверялись судом и правильно признаны им несостоятельными, поскольку степень секретности этих документов определялась их исполнителями, а не должностными лицами ФГУП «Алмаз» и «Электроаппарат», действия которых обжалуются заявителем.
Верным является вывод суда и о том, что обжалуемые заключения даны правомочными должностными лицами с соблюдением установленного Инструкцией по обеспечению секретности на предприятиях порядка.
Согласно данным инструктивным требованиям руководители подразделений, в которых работают лица, осведомленные в государственных секретах, совместно с РСО определяют фактическую осведомленность и характер секретных сведений, известных указанным лицам. Как следует из материалов дела, оспариваемые заключения даны руководителем военного представительства, в котором проходил службу заявитель, совместно с РСО.
Установив в судебном заседании, что требования, изложенные Дубищевым в заявлении о предоставлении ФГУП «Электроаппарат» сведений, якобы необходимых для заполнения анкеты, не соответствуют вопросам этой анкеты, суд обоснованно признал отказ ФГУП «Электроаппарат» в удовлетворении таких требований правомерным.
При этом суд правильно принял во внимание пропуск заявителем трехмесячного срока для обращения в суд с жалобой, что является самостоятельным основанием к отказу в ее удовлетворении, поскольку достоверно установлено, что ответ ФГУП «Электроаппарат» о непредоставлении запрашиваемых сведений, с которым заявитель связывает нарушение своего права, получен им в феврале 2002 года, а в суд с жалобой он обратился лишь в сентябре того же года, не представив доказательств уважительности причин пропуска такого срока.
Учитывая, что установленное в заключениях ограничение права заявителя на выезд из Российской Федерации до декабря 2005 года признано правомерным, что его право на выезд по существу не нарушено, а одно лишь неправильное определение срока ограничения до декабря 2006 года не причинило заявителю морального вреда, суд обоснованно отказал ему во взыскании компенсации такового.
В соответствии со ст. 92 ГПК РФ на сторону, недобросовестно заявившую неосновательный иск или спор против иска либо систематически противодействовавшую правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела, суд может возложить уплату в пользу другой стороны вознаграждения за фактическую потерю времени.
Отказывая Дубищеву в удовлетворении требований о взыскании такого вознаграждения, суд правильно исходил из того, что доказательств, которые свидетельствовали бы о недобросовестности должностных лиц ФГУП «Алмаз» и «Электроаппарат» в заявлении спора против иска либо их систематическом противодействии правильному и быстрому рассмотрению и разрешению дела, заявитель вопреки требованиям ст. 50 ГПК РСФСР не представил.
При таких обстоятельствах дела решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может".
Решение об отказе в удовлетворении требований Дубищева осталось в силе в связи с тем, что ответчик доказал наличие значимых обстоятельств (которые излагались ранее), подтверждающих обоснованность ограничения Дубищева в праве выезда за пределы РФ.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию можно отметить, что нам удалось достичь поставленной цели дипломной работы в исследовании правовых основ защиты государственной тайны в Российской Федерации, а именно: определить состав сведений, которые могут быть отнесенными к категории государственная тайна, определить понятие государственной тайны, рассмотреть правовые основы регулирования отношений в области защиты государственной тайны, изучить административный режим защиты государственной тайны, сформировавшегося в соответствии с нормативной базой.
На основании проведенного исследования можно прийти к следующим выводам.
Информация, в отношении которой установлен режим государственной тайны, не может одновременно иметь режим коммерческой, служебной или иной тайны. Особенностью режима государственной тайны является то, что в случае санкционированного доступа лица к этой информации, в том числе в связи с выполнением им своих служебных, должностных, трудовых, профессиональных или иных обязанностей, для указанного лица данная информация сохраняет режим государственной тайны. Лицо, которое на законном основании получило доступ к этой информации, обязано соблюдать требования, обусловленные ее режимом как государственной тайны. Сведения, в отношении которых установлен режим государственной тайны, являются информацией, изъятой из оборота.
Главной и определяющей целью законодательства о государственной тайне является задача – избежать возникновения угрозы для безопасности РФ. Угроза безопасности есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
При этом реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, должна определять содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Поэтому главным при решении вопроса об отнесении сведений к государственной тайне, принятии мер по их защите является правильная оценка возможной угрозы объекта безопасности и принятие адекватных мер.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
Конвенция «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минск, 22 января 1993 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1994. – № 2. – Стр. 101.
Соглашение о правовом режиме информационных ресурсов пограничных войск государств-участников СНГ (Москва, 25 ноября 1998 г.) // Бюллетень международных договоров. – 2001. – № 7.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о защите секретной информации в области обороны и оборонной промышленности (Претория, 18 марта 2005 г.) // СПС Консультант Плюс .
Конституция Российской Федерации принятой всенародным голосованием 12.12.1993 года (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ от 18.12.2001 г. (в ред. от 07.02.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4921.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» № 5485-1 от 21.07.1993 г. (в ред. от 15.11.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 41. – Ст. 8220.
Закон Российской Федерации «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ от 03.04.1995 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 15. – Ст. 1269.
Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. - Ст. 3349.
Закон Российской Федерации «О внешней разведке» № 5 от 10 января 1996 г. (в ред. от 14.02.2007 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 143.
Закон Российской Федерации «О государственной охране» № 57-ФЗ от 27 мая 1996 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2594.
Закон Российской Федерации «Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 г. (в ред. от 23.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 23. – Ст. 2750.
Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475.
Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. (в ред. от 15.01.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.
Закон Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. (в ред. от 27.07.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.
.
Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» № 1203 от 30 ноября 1995 г. (в ред. от 10.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4775.
Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке прохождения военной службы» № 1237 от 16 сентября 1999 г. (в ред. от 14.01.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 38. – Ст. 4534.
Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» № 1286 от 6 октября 2004 г. (в ред. от 26.02.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 41. – Ст. 4024.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» № 870 от 4 сентября 1995 г. (22.05.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 37. – Ст. 3619.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» № 1003 от 22 августа 1998 г. (в ред. от 27.05.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 35. – Ст. 4407.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» № 63 от 06 февраля 2010 г. // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 7. – Ст. 762.
Научная литература
Бачило И.Л. Государственно-правовые институты в условиях информационного общества // Институты административного права России / Под ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хамаева. – М., 1999.
Государственная тайна в Российской Федерации / Под ред. М.А. Вуса. – СПб., 2000.
Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации / Под ред. М.А. Вуса и А.В. Федорова. – СПб., 2003.
Зверева Е.А. Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности. – М., 2008.
Елютина Е.В. Правовая регламентация сохранения тайны // Государство и право. – 2002. – № 8. – С. 16-23.
Козлов С.С., Тимошенко В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». – М., 2006.
Косовец А.А. Правовой режим электронного документа // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1997. – № 5.
Ноздрачев А. Тайны на государственной службе // Право и экономика. – 1995. – 27.
Пять лет российскому Закону «О государственной тайне» // Материалы научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23-25 сентября 1998 г. – СПб., 1998.
Салихов И.И. Информация с ограниченным доступом как объект гражданских правоотношений. Автореф. дис.: канд. юрид. наук. – Казань, 2004.
Семенов С.Н. Закон о государственной тайне и секретные образцы промышленной собственности // Патенты и лицензии. – 1996. – № 3.
Семенов С.Н. Правовые проблемы секретных и совершенно секретных изобретений в СССР и Российской Федерации. Дис. : канд. юрид. наук. – М., 1996.
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 9 июня 2003 года по гражданскому делу № 41-ГОЗ-29 // СПС Консультант Плюс: Судебная практика.
определение Верховного суда РФ от 20 мая 2005 года по гражданскому делу № 51-Г05-12 // СПС Консультант Плюс: Судебная практика.
Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 41. – Ст. 8220.
Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации / Под ред. М.А. Вуса и А.В. Федорова. – СПб., 2003. – С. 18.
Бюллетень международных договоров. – 2001. – № 7.
Салихов И.И. Информация с ограниченным доступом как объект гражданских правоотношений. Автореф. дис. : канд. юрид. наук. – Казань, 2004. – С. 14-15, 29-31.
Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.
Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 23. – Ст. 2750.
Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4775.
Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 37. – Ст. 3619.
Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации / Под ред. М.А. Вуса и А.В. Федорова. – СПб., 2003. – С. 27-230.
Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 15. – Ст. 1269.
Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. - Ст. 3349.
Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 143.
Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475.
Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.
Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2594.
Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4921.
Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 35. – Ст. 4407.
Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 7. – Ст. 762.
Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4775.
Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 41. – Ст. 4024.
Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 38. – Ст. 4534.
Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1994. – № 2. – Стр. 101.
СПС Консультант Плюс.
СПС «Гарант».
Козлов С.С., Тимошенко В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». – М., 2006. – С. 43.
СПС Консультант Плюс: Судебная практика.
СПС Консультант Плюс: Судебная практика.
31
2.Соглашение о правовом режиме информационных ресурсов пограничных войск государств-участников СНГ (Москва, 25 ноября 1998 г.) // Бюллетень международных договоров. – 2001. – № 7.
3.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о защите секретной информации в области обороны и оборонной промышленности (Претория, 18 марта 2005 г.) // СПС Консультант Плюс .
4.Конституция Российской Федерации принятой всенародным голосованием 12.12.1993 года (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
5.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации № 174-ФЗ от 18.12.2001 г. (в ред. от 07.02.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. 1). – Ст. 4921.
6.Закон Российской Федерации «О государственной тайне» № 5485-1 от 21.07.1993 г. (в ред. от 15.11.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 41. – Ст. 8220.
7.Закон Российской Федерации «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ от 03.04.1995 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 15. – Ст. 1269.
8.Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 33. - Ст. 3349.
9.Закон Российской Федерации «О внешней разведке» № 5 от 10 января 1996 г. (в ред. от 14.02.2007 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 143.
10.Закон Российской Федерации «О государственной охране» № 57-ФЗ от 27 мая 1996 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 22. – Ст. 2594.
11.Закон Российской Федерации «Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 г. (в ред. от 23.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 23. – Ст. 2750.
12.Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 13. – Ст. 1475.
13.Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. (в ред. от 15.01.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.
14.Закон Российской Федерации «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
15.Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. (в ред. от 27.07.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31 (1 ч.). – Ст. 3448.
16..
17.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» № 1203 от 30 ноября 1995 г. (в ред. от 10.12.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 49. – Ст. 4775.
18.Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке прохождения военной службы» № 1237 от 16 сентября 1999 г. (в ред. от 14.01.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 38. – Ст. 4534.
19.Указ Президента Российской Федерации «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» № 1286 от 6 октября 2004 г. (в ред. от 26.02.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 41. – Ст. 4024.
20.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» № 870 от 4 сентября 1995 г. (22.05.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 37. – Ст. 3619.
21.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» № 1003 от 22 августа 1998 г. (в ред. от 27.05.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 35. – Ст. 4407.
22.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» № 63 от 06 февраля 2010 г. // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 7. – Ст. 762.
Научная литература
23.Бачило И.Л. Государственно-правовые институты в условиях информационного общества // Институты административного права России / Под ред. И.Л. Бачило, Н.Ю. Хамаева. – М., 1999.
24.Государственная тайна в Российской Федерации / Под ред. М.А. Вуса. – СПб., 2000.
25.Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации / Под ред. М.А. Вуса и А.В. Федорова. – СПб., 2003.
26.Зверева Е.А. Правовой режим информации в отношениях с участием субъектов предпринимательской деятельности. – М., 2008.
27.Елютина Е.В. Правовая регламентация сохранения тайны // Государство и право. – 2002. – № 8. – С. 16-23.
28.Козлов С.С., Тимошенко В.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». – М., 2006.
29.Косовец А.А. Правовой режим электронного документа // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 1997. – № 5.
30.Ноздрачев А. Тайны на государственной службе // Право и экономика. – 1995. – 27.
31.Пять лет российскому Закону «О государственной тайне» // Материалы научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23-25 сентября 1998 г. – СПб., 1998.
32.Салихов И.И. Информация с ограниченным доступом как объект гражданских правоотношений. Автореф. дис.: канд. юрид. наук. – Казань, 2004.
33.Семенов С.Н. Закон о государственной тайне и секретные образцы промышленной собственности // Патенты и лицензии. – 1996. – № 3.
34.Семенов С.Н. Правовые проблемы секретных и совершенно секретных изобретений в СССР и Российской Федерации. Дис. : канд. юрид. наук. – М., 1996.
Судебная практика
35.Определение Верховного Суда РФ от 9 июня 2003 года по гражданскому делу № 41-ГОЗ-29 // СПС Консультант Плюс: Судебная практика.
36.определение Верховного суда РФ от 20 мая 2005 года по гражданскому делу № 51-Г05-12 // СПС Консультант Плюс: Судебная практика.
Вопрос-ответ:
Что такое государственная тайна в Российской Федерации?
Государственная тайна в Российской Федерации - это информация, объявленная законом и подлежащая особому режиму доступности из-за ее значимости для безопасности государства.
Какое законодательство Российской Федерации регулирует вопросы государственной тайны?
Законодательством Российской Федерации о государственной тайне являются Федеральный закон "О государственной тайне" и другие нормативные акты, устанавливающие порядок обращения с государственной тайной.
Какова система защиты государственной тайны в Российской Федерации?
Система защиты государственной тайны в Российской Федерации включает в себя различные органы и механизмы, такие как установление специального режима доступа к информации, создание системы классификации государственной тайны, контроль за распространением государственной тайны и наказание за ее незаконное раскрытие.
Какой вывод сделал суд относительно ограничения права заявителя на выезд из Российской Федерации?
Суд в соответствии с Федеральным законом О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию сделал правильный вывод о том, что ограничение права заявителя на выезд из Российской Федерации является законным и основано на охране государственной тайны.
Что такое государственная тайна в Российской Федерации?
Государственная тайна в Российской Федерации - это информация, охраняемая государством в интересах национальной безопасности. Она может касаться различных сфер деятельности, таких как политика, экономика, оборона и т.д. Государственная тайна подразделяется на особую и ограниченного доступа, каждая с разным уровнем секретности.
Какое законодательство регулирует государственную тайну в России?
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне включает ряд законов и нормативных актов. Основным законом является Федеральный закон "О государственной тайне", который устанавливает правила охраны и использования государственной тайны, а также ответственность за ее нарушение. Также существуют другие нормативные акты, регулирующие различные аспекты государственной тайны, например, постановления Правительства Российской Федерации.
Как организована система защиты государственной тайны в России?
Система защиты государственной тайны в России включает несколько уровней секретности. Секретность информации определяется ее важностью и уровнем доступа. Существуют органы и структуры, ответственные за охрану государственной тайны, такие как Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Кроме того, существуют процедуры и требования для лиц, имеющих доступ к государственной тайне, и они должны пройти специальную аттестацию и получить разрешение на работу с секретной информацией.
Правомерно ли ограничение права на выезд из России в случае нарушения государственной тайны?
Суд при наличии достаточных доказательств может принять решение об ограничении права на выезд из Российской Федерации в случае нарушения государственной тайны. Это основывается на Федеральном законе "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", который предусматривает возможность ограничения права на выезд в целях расследования преступлений, угрожающих государственной безопасности или имеющих отношение к государственной тайне. Правомерность таких решений определяется судом на основе представленных доказательств и в соответствии с действующим законодательством.