Особенности мышления у детей дошкольного возраста

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 23 23 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 06.07.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Мышление как психологический процесс 3
Организация эксперимента 6
Анализ результатов 12
Заключение 21
Литература 23

Фрагмент для ознакомления

Но при сравнении образца со своей моделью не видели ошибок, соответственно, не могли исправить ошибки.Сравнительные результаты распределения дошкольников по уровням выполнения задания представлены на следующем рисунке (Рисунок 3). Рисунок 3 - Сравнительные результаты умений анализировать образец( в % от общего числа детей ЭГ и КГ)Таким образом, уровень развития таких операций логического мышления как сравнение, анализ и синтез у дошкольников с ЗПР находится на недостаточном уровне развития. Результаты выполнения методики «Исключение лишнего».3 дошкольника КГ (Кирилл Х., Мария С., Олег Т. – 30%)справились с заданием на высоком уровне. Дошкольники правильно и самостоятельно назвали родовое понятие для обозначения: 1) объединенных в одну группу предметов (слов); 2) «лишней» картинки. Ошибок ученики практически не допускали. 5дошкольников КГ (50%) справился с заданием на уровне выше среднего. Правильно исключил лишнее слово. Но испытывал затруднения при определении родового понятия для серии слов и «лишнего» слова: Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор; Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.2 дошкольника КГ (20%), 5дошкольников ЭГ (50%)справились с заданием на среднем уровне. Дети практически самостоятельно выделили «лишнее» слово. Трудности определения лишнего слова были в ряду: Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор; Дом, мачта, машина, корова, дерево. Практически во всех рядах слов ученики не смогли правильно определить родовое понятие, давали описательное понятие. Например: шнурки – ими завязывают обувь, чтоб не упала. Молоток, клещи, пила, топор - есть у папы, он ими ремонтирует. 5дошкольников ЭГ (50%)справились с заданием на уровне ниже среднего. Ученики затруднялись в определении лишнего слова, родового понятия. Детям требовалась помощь экспериментатора. Например, в ряду Молоко, сливки, сало, сметана, сыр, лишнее слово «молоко», потому что его можно пить.В ряду Береза, сосна, дерево, дуб, ель – не смогли определить лишнее слово, т.к. это все деревья.Сравнительные результаты распределения дошкольников по способности к обобщению и абстрагированию представлены на рисунке (Рисунок 4).Рисунок 4 - Сравнительные результаты способности к обобщению и абстрагированию( в % от общего числа детей ЭГ и КГ)Анализ результатов показал, что умение дошкольников с ЗПР обобщать и абстрагировать развито на среднем и ниже среднего уровне, что недостаточно для речевого и интеллектуального развития.Исходя из полученных результатов, дошкольники ЭГ и КГ были распределены по следующим группам:Высокий уровень развития операций логического мышления у 2 дошкольников КГ (Мария С., Олег Т. – 20%). Дети могут самостоятельно применять и использовать логические операции. Уровень выше среднего отмечен у 6 дошкольников КГ (Игорь Г., Инга Р., Кирилл Х., Константин З., Ольга Б., Сергей И. – 60%). Дошкольники могут самостоятельно познавать окружающий мир, используя логические операции. Наблюдаются незначительные ошибки, которые дошкольники исправляют самостоятельно, испытывают незначительные трудности при выполнении сложных операций анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования.Средний уровень развития логических операций мышления наблюдался у2 дошкольников КГ (Евгений З., Елизавета Ф. – 20%) и 7 дошкольников ЭГ (Александр П., Анатолий У., Анна М., Борис Л., Виталий Ш., Дарья Г., Дмитрий К. – 70%). Дошкольники могут применять операции мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, но с помощью со стороны взрослых.Уровень ниже среднего – 3 дошкольника ЭГ (Василий Ж., Венера В., Виктор Н. – 30%) Затруднено применение операций мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, используются внешние характеристики. Сравнительное распределение дошкольников по уровням развития мышления и мыслительных операций представлено на следующем рисунке (Рисунок 5).Рисунок 5 - Распределение дошкольников по уровням развития мышления и мыслительных операций (в % от общего числа детей ЭГ и КГ)Как видно, уровень развития мышления и мыслительных процессов у дошкольников с ЗПР существенно отличается от уровня развития дошкольников из КГ. Дошкольникам с ЗПР характерны следующие трудности:- трудности в определении родо-видовых понятий, обобщающих слов, нахождении сходств и различий;- оперирование внешними признаками при выполнении логических операций;- фрагментарность знаний, недостаточный уровень развития других когнитивных процессов, которые оказывают влияние на мышление и мыслительные операции - внимания, памяти, речи.Следовательно, данные дошкольники нуждаются в проведении работы развитию логического мышления.ЗаключениеПознание невозможно без такого мыслительного процесса как мышление. Выделяют разные виды мышления: теоретическое и эмпирическое; наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Каждый вид мышления имеет свои особенности, функции. Логическое мышление реализуется в таких операциях мышления, как, анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, абстракция, конкретизация. В старшем дошкольном возрасте начинает появляться словесно-логическое мышление. В данном возрасте оно несовершенно. Первоначально дошкольники могут выполнять только простые логические операции на конкретном материале, но постепенно ученики начинают сравнивать, анализировать и т.п. объекты не только по внешним признакам, но и по абстрактным, на основе собственного опыта и умозаключений. Для выяснения особенностей мышления была определена контрольная группа дошкольников с нормой развития в количестве 10 человек и экспериментальная группа дошкольников с ЗПР в количестве 10 человек.Для изучения уровня развития логических операций мышления были применены методики «Определение понятий, выяснение причин, сходства и различий», «Анализ образца», «Выделение существенного», «Исключение лишнего».Анализ результатов методик также показал, что уровень развития операций логического мышления у дошкольников с ЗПР недостаточен для дальнейшего успешного обучения в школе. Так, были выделены следующие группы дошкольников в зависимости от уровня развития логических операций: Высокий уровень развития операций логического мышления у 2 дошкольников КГ. Дети могут самостоятельно применять и использовать логические операции. Уровень выше среднего отмечен у 6 дошкольников КГ. Дошкольники могут самостоятельно познавать окружающий мир, используя логические операции. Наблюдаются незначительные ошибки, которые дошкольники исправляют самостоятельно, испытывают незначительные трудности при выполнении сложных операций анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования.Средний уровень развития логических операций мышления наблюдался у2 дошкольников КГ и 7 дошкольников ЭГ. Дошкольники могут применять операции мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, но с помощью со стороны взрослых.Уровень ниже среднего – 3 дошкольника ЭГ. Затруднено применение операций мышления сравнения, анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, используются внешние характеристики. ЛитератураБехтерева Н.П., Гоголицын Ю.П., Кропотов Ю.Д., Медведев С.В. Нейрофизиологические основы мышления. Л.: Наука, 1985.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1985Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1998. – 150с.Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5Детская психология: Учеб.пособие. / Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько – Минск.: Университетское, 1988. – 399с.Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 2004. – 416с.Мышление: процесс, деятельность, общение. / Под ред. Брушлинского А.В. – М.: Наука, 1982. – 452с.Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. — 4-е  изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004

Литература
1. Бехтерева Н.П., Гоголицын Ю.П., Кропотов Ю.Д., Медведев С.В. Нейрофизиологические основы мышления. Л.: Наука, 1985.
2. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1985
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1998. – 150с.
4. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. – Т.5
5. Детская психология: Учеб.пособие. / Под. Ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько – Минск.: Университетское, 1988. – 399с.
6. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 2004. – 416с.
7. Мышление: процесс, деятельность, общение. / Под ред. Брушлинского А.В. – М.: Наука, 1982. – 452с.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
9. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004


Вопрос-ответ:

Какие особенности есть у мышления детей дошкольного возраста?

Мышление детей дошкольного возраста отличается от мышления взрослых. У детей в этом возрасте преобладает образное мышление, они часто оперируют конкретными предметами и событиями. Также у детей дошкольного возраста наблюдается недостаток логического мышления и абстрактного мышления.

Как проводился эксперимент по организации мышления детей дошкольного возраста?

Эксперимент проводился путем предъявления детям образцов и просьбы сравнить их с моделью. У детей была задача найти ошибки в образце и исправить их. Отмечено, что дети исправляли ошибки только в тех случаях, когда видели разницу между образцом и моделью.

Какие результаты были получены при проведении эксперимента?

При анализе результатов эксперимента было обнаружено, что дети дошкольного возраста имеют сложности в выполнении заданий по анализу образца. Большинство детей не замечали ошибок в образце и, соответственно, не могли исправить их. Из общего числа детей, только небольшая часть смогла анализировать образец и находить в нем ошибки.

Какие уровни выполнения задания были обнаружены у детей дошкольного возраста?

При анализе результатов были выявлены различные уровни выполнения задания со стороны детей дошкольного возраста. Некоторые дети успешно находили и исправляли ошибки в образце, тогда как другие не обращали на них внимание и не исправляли. Детей можно было разделить на группы в зависимости от их умения анализировать образец.

Какие литературные источники были использованы в статье?

В статье были использованы различные литературные источники для подтверждения и научной обоснованности полученных данных. Список использованных источников можно найти в конце статьи.

Какое значение имеет мышление у детей дошкольного возраста?

Мышление является важным психологическим процессом у детей дошкольного возраста. Оно позволяет им анализировать информацию, решать проблемы, развивать критическое и логическое мышление.

Как организован эксперимент для изучения особенностей мышления у детей дошкольного возраста?

Для изучения особенностей мышления у детей дошкольного возраста был проведен эксперимент, в ходе которого детям демонстрировался образец, а затем они должны были выполнить задание по его анализу.

Какие результаты были получены в ходе эксперимента по изучению особенностей мышления у дошкольников?

По результатам эксперимента было выявлено, что дошкольники имеют разные уровни выполнения задания по анализу образца. Некоторые из них успешно справляются с задачей, а другие испытывают затруднения. Распределение дошкольников по уровням выполнения задания представлено на графике.

В чем заключается значение анализа образца для дошкольников?

Анализ образца является важным этапом развития мышления у дошкольников. Он помогает им развивать наблюдательность, умение сравнивать и находить различия, а также формировать понятия и ассоциации.

Какие выводы можно сделать из проведенного исследования?

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что развитие мышления у детей дошкольного возраста происходит постепенно и индивидуально. Некоторые дети проявляют более высокие умственные способности и лучше анализируют образец, в то время как другие нуждаются в дополнительной поддержке и тренировке.

Какие особенности присущи мышлению у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста мышление отличается от мышления взрослых. Оно более непосредственное, конкретное, необразованное и неполноценное. Дети воспринимают мир прежде всего через сенсорные ощущения и образы, абстрактное мышление в этом возрасте формируется постепенно. Также у детей дошкольного возраста ярко выражена эгоцентричность мышления, они не всегда способны перейти от своей собственной точки зрения к точке зрения других людей.