На выбор из списка
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 06.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Современные аспекты логопедии 4
Заключение 13
Список литературы 14
Состыковка этих двух важнейших показателей функциональной системы устной речи в онтогенезе формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста, свидетельством чего является наличие у детей различных психолингвистических показателей неплавности речи.Неустойчивость физических параметров устной речи в целом более характерна для дошкольного возраста, что, по-видимому, связано с незрелостью мозговых ритмических процессов. Д. А. Фарбер указывает на постепенность формирования параметров альфа-ритма ЭЭГ с периода новорожденности до зрелого возраста и акцентирует внимание на значении фактора синхронизации ритмической электрической активности различных областей коры в организации состояния оперативного покоя, обеспечивающего оптимальную готовность к реализации когнитивной деятельности.Появление дизритмии или аритмии приводит к тому, что вся речевая функциональная система становится недостаточно полноценной или вовсе несостоятельной в тех или иных условиях реализации (например, в состоянии эмоционального стресса). С этой точки зрения, показатели неплавности речи являются свидетельством того, что созревание ритма речи — наиболее поздно развивающийся и сложный процесс. Неплавность речи, то есть дизритмия протекания речевого процесса, может быть как этапом онтогенеза, так и признаком речевой патологии. Речевая патология со всей очевидностью демонстрирует, что нарушение речевой функциональной системы в любом звене (изолированное нарушение произносительной стороны, слоговой структуры слова, речевого дыхания, просодической стороны речи, плавности речевого высказывания) связано в первую очередь с расстройством ритмической регуляции речевой функции в целом и внутри каждого компонента (подсистемы). Физиологами, в свою очередь, доказано, что у детей с нарушениями речевого развития сочетание дисфункции регуляторных структур ствола с нарушением коркового ритмогенеза, отражающим функциональную незрелость коры, обусловливает тяжесть расстройства и трудности педагогического коррекционного воздействия. Включение внешней ритмической стимуляции в коррекцию некоторых речевых расстройств способно «собрать» всю программу таким образом, что результат действия будет соответствовать заданной модели. Другими словами, «навязывание» ритма речевой деятельности с помощью зрительных, слуховых, тактильных афферентаций будет способствовать развитию координационного взаимодействия всех отделов речевого аппарата.ЗаключениеАнализ исследований речи показывает, что в логопедии накоплен достаточный опыт в области разработки нормативного звукопроизношения при дислалии, дизартрии, комплексных систем нормализации плавности речи при заикании, развития связной речи при алалии. Несмотря на эти достижения, изучение ритмических процессов речи находится на начальном этапе исследования. В настоящее время логопедия как педагогика не имеет в своем арсенале таких технологий и инструментария, которыми располагает физиология для изучения компонентов функциональной системы речи. В то же время интегративный характер логопедии как научного знания на современном этапе требует более широкого включения инструментальных методов исследования речевой функции в целях изучения механизмов речевых расстройств и обоснования педагогических воздействий.Список литературыАнохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. — М. : Наука, 1975.Белякова Л. И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. Белякова Л. И. Эволюционный аспект исследования регуляторных механизмов речевой функции / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. — 2010. — № 5.Гранстрем М. П. Формирование речевых ритмических стереотипов во время довербального периода развития речи / М. П. Гранстрем // XX съезд Физиологического общества имени И. П. Павлова : тезисы докладов. — М. : Русский врач, 2007. Павлов И. П. Избранные труды / И. П. Павлов. — М., 1951.Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. — СПб. : Питер, 2011. Санкт-Петербургский зимний симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ftp://ftp5.dns-systems.net/~yur002/SWLW/index.shtmlФилатова Ю. О. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием : учеб.-метод. пособие / Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. Н. Прокопенко ; под ред. Л. И. Беляковой. — М. : Национальный книжный центр, 2011.Шеповальников А. Н. Анализ пространственно-временной организации ЭЭГ — путь к познанию нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга / А. Н. Шеповальников, М. Н. Цицерошин // Журн. высш. нервн. деятельности. — 2009. — Т. 57. — № 6. Элм П. Э. Двойная премоторная модель заикания и клаттеринга : неврологический аспект / П. Э. Элм // Теоретические основы нарушений плавности речи: коллективная монография / под ред. Ю. О. Филатовой. — М.: Национальный книжный центр, 2012.
1. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. — М. : Наука, 1975.
2. Белякова Л. И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
3. Белякова Л. И. Эволюционный аспект исследования регуляторных механизмов речевой функции / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. — 2010. — № 5.
4. Гранстрем М. П. Формирование речевых ритмических стереотипов во время довербального периода развития речи / М. П. Гранстрем // XX съезд Физиологического общества имени И. П. Павлова : тезисы докладов. — М. : Русский врач, 2007.
5. Павлов И. П. Избранные труды / И. П. Павлов. — М., 1951.
6. Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. — СПб. : Питер, 2011.
7. Санкт-Петербургский зимний симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ftp://ftp5.dns-systems.net/~yur002/SWLW/index.shtml
8. Филатова Ю. О. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием : учеб.-метод. пособие / Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. Н. Прокопенко ; под ред. Л. И. Беляковой. — М. : Национальный книжный центр, 2011.
9. Шеповальников А. Н. Анализ пространственно-временной организации ЭЭГ — путь к познанию нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга / А. Н. Шеповальников, М. Н. Цицерошин // Журн. высш. нервн. деятельности. — 2009. — Т. 57. — № 6.
10. Элм П. Э. Двойная премоторная модель заикания и клаттеринга : неврологический аспект / П. Э. Элм // Теоретические основы нарушений плавности речи: коллективная монография / под ред. Ю. О. Филатовой. — М.: Национальный книжный центр, 2012.
Вопрос-ответ:
Какие показатели функциональной системы устной речи формируются у детей в онтогенезе?
Состыковка этих важных показателей функциональной системы устной речи формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Это свидетельство наличия у детей различных психолингвистических показателей неплавности речи.
Что характерно для дошкольного возраста в отношении физических параметров устной речи?
Неустойчивость физических параметров устной речи в целом более характерна для дошкольного возраста. Предполагается, что это связано с незрелостью мозговых функций.
Как формируются психолингвистические показатели неплавности речи у детей?
Психолингвистические показатели неплавности речи формируются у детей постепенно в онтогенезе. Они являются свидетельством состыковки важнейших показателей функциональной системы устной речи на протяжении всего дошкольного возраста.
Почему неустойчивость физических параметров устной речи характерна для дошкольного возраста?
Неустойчивость физических параметров устной речи в целом более характерна для дошкольного возраста из-за незрелости мозговых функций детей в этом возрасте. С возрастом эти параметры становятся более стабильными и развиваются.
Какие показатели неплавности речи могут наблюдаться у детей в онтогенезе?
В онтогенезе у детей могут наблюдаться различные психолингвистические показатели неплавности речи, которые могут быть типичными для данного возраста. Это может включать запинки, повторения слов или фраз, непоследовательность в речи и другие явления.
Как формируется состыковка показателей функциональной системы устной речи в онтогенезе?
Состыковка этих двух важнейших показателей функциональной системы устной речи в онтогенезе формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Чему является наличие у детей различных психолингвистических показателей неплавности речи?
Наличие у детей различных психолингвистических показателей неплавности речи свидетельствует о постепенной формировке состыковки показателей функциональной системы устной речи в онтогенезе.
Какая особенность характерна для дошкольного возраста в отношении физических параметров устной речи?
Более неустойчивые физические параметры устной речи в целом более характерны для дошкольного возраста, что скорее всего связано с незрелостью мозговых процессов.
Как формируется состыковка показателей функциональной системы устной речи в онтогенезе?
Состыковка показателей функциональной системы устной речи в онтогенезе формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста, при наличии у детей различных психолингвистических показателей неплавности речи.
Что скорее всего обуславливает неустойчивость физических параметров устной речи в дошкольном возрасте?
Неустойчивость физических параметров устной речи в дошкольном возрасте скорее всего обусловлена незрелостью мозговых процессов, что проявляется в более неустойчивой речи в целом.
Какие аспекты логопедии рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются современные аспекты логопедии, а именно отношение между орофациальными параметрами и психолингвистическими показателями речи у детей дошкольного возраста.
Какая связь существует между орофациальными параметрами и психолингвистическими показателями речи у детей дошкольного возраста?
Согласно статье, связь между орофациальными параметрами (физическими показателями устной речи) и психолингвистическими показателями речи у детей дошкольного возраста формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста, и наличие различных психолингвистических показателей неплавности речи является свидетельством этой связи.