Проективные методы диагностики
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 22 + 22 источника
- Добавлена 19.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ 5
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ 5
1.2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК 8
1.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК 13
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 17
2.1. ЗАДАЧИ И ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВА 17
2.2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.3. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.4. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.5 ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Его психологические проявления: упорство, самоуверенность, упрямство и самоуважение.
Красный цвет – сила. Он олицетворяет: деятельный интерес к окружающему миру, активность, экспансивность, независимость, стремление к постоянному движению, соревнованию, подвижность. Его психологические проявления: жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству, сексуальность.
Желтый цвет – расширение. Он олицетворяет: интерес к окружающему миру, активность, прожектерство, нецелеустремленную любознательность. Его психологические проявления: непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура [13].
К дополнительным цветам относят 6 (коричневый), 7 (черный) и 0 (серый), а 5-й цвет (фиолетовый) является промежуточным. Эти цвета ассоциированы с филогенетически более древними реакциями и, как правило, отвергаются многими испытуемыми. Далее необходимо сгруппировать цвета и распределить по функциям.
Краткая характеристика функций. Функция «+» оценивает желаемые цели или поведение, диктуемое желаемыми целями, т. е. то, к чему стремится человек. Функция «х» характеризует настоящее состояние, существующую ситуацию и поведение, подходящее к существующей ситуации. Функция «=» оценивает черты поведения, которые находятся в резерве, сдерживаются или поведение, неуместное при данном положении вещей. Функция «-» описывает отрицаемые, подавленные свойства, источники беспокойства; черты, несущие тревогу и стресс. Это то, чего человек хотел больше всего хотел бы избежать. Функция «+-» как сочетание того, что несет тревогу и беспокойство, чего хотелось бы избежать в ассимиляции с устремлениями и целями характеризуют существующую проблему или поведение, вызванное стрессом.
2.5 Предполагаемые результаты исследования
Предполагаемы результаты исследования, сформированы в таблице №1 по 50 чел, по мере выборов цветовых предпочтений.
Таблица 1
Результаты ответов по методике цветовой тест М. Люшера у мужчин
1 2 3 4 5 6 7 8 1 красн. фиол зеленый красн. корич. корич. серый черн. 2 синий желтый серый желтый фиол фиол зелен. черн. 3 красн. зеленый черный синий желтый синий корич. серый 4 корич. зеленый красн. желтый зеленый серый черн. фиол. 5 синий красн. корич. красн. желтый фиол черн. серый 6 зеленый фиол. красн. синий желтый черный серый корич. 7 синий зеленый красн. желтый корич. серый черн. фиол. 8 синий зеленый фиол желтый красн. серый черн. корич. 9 фиол. желтый зеленый красн. синий корич. серый черн. 10 синий желтый серый зеленый красн. фиол корич. черн.
В таблице №1 представлены выборы цветов первой группы по методике цветовых отношений. Из представленных результатов следует, что 60% респондентов делает выборы основных цветов на первых позициях, что позволяет судить о нормальном психологическом состоянии пациентов и отсутствии у них явной или срытой психологической патологии.
Из представленных результатов можно сделать вывод, что чаще всего респонденты выбирают желтый цвет, на первых трех позициях. Результаты можно интерпретировать следующим образом: свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый; предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь.
На втором месте синий цвет – респондент мечтатель, склонен к фантазированию, миролюбивый, печальный жалеет себя, часто обижается на мелочи.
На третьем зеленый цвет. Результаты можно интерпретировать следующим образом желание самоутвердиться, понравиться окружающим. Стремление к реальному удовлетворению потребностей.
Следует отметить, что 10% респондентов на первые три позиции поставили коричневый цвет, а 5% респондентов серый цвет. Результаты исследования можно интерпретировать следующим образом: выбор серого цвета говорит об устойчивом стрессовом состоянии, внутреннем конфликте; стремлении уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих, страха одиночества.
Выбор коричневого цвета говорит о том, что респондент испытывает необоснованные страхи.
По результатам данных выборов можно судить о наличии в жизни респондентов психоэмоционального стресса, возможно вызванного определенной жизненной ситуацией.
Таблица 2
Результаты ответов по методике цветовой тест М. Люшера у женщин
Предполагаемы результаты исследования, сформированы в таблице №2 по 50 чел, по мере выборов цветовых предпочтений.
1 2 3 4 5 6 7 8 1 красн. фиол зеленый красн. корич. корич. серый черн. 2 синий желтый серый желтый фиол фиол зелен. черн. 3 красн. зеленый черный синий желтый синий корич. серый 4 корич. зеленый красн. желтый зеленый серый черн. фиол. 5 синий красн. корич. красн. желтый фиол черн. серый 6 зеленый фиол. красн. синий желтый черный серый корич. 7 синий зеленый красн. желтый корич. серый черн. фиол. 8 синий зеленый фиол желтый красн. серый черн. корич. 9 фиол. желтый зеленый красн. синий корич. серый черн. 10 синий желтый серый зеленый красн. фиол корич. черн.
В таблице №2 представлены выборы цветов второй группы по методике цветовых отношений. Из представленных результатов следует, что 50% респондентов делает выборы основных цветов на первых позициях, что позволяет судить о нормальном психологическом состоянии респондентов и отсутствии у них явной или срытой психологической патологии.
Из представленных результатов можно сделать вывод, что чаще всего респонденты выбирают синий цвет – респондент мечтатель, склонен к фантазированию, миролюбивый, печальный жалеет себя, часто обижается на мелочи.
На втором месте желтый цвет, на первых трех позициях. Результаты можно интерпретировать следующим образом: свободный от комплексов, оптимистичный, кокетливый; предпочитает перемены ради перемен. Свои фантазии стремится воплотить в жизнь.
На третьем красный и зеленый цвет. Результаты можно интерпретировать следующим образом желание самоутвердиться, понравиться окружающим, стремление к реальному удовлетворению потребностей, стремление к активности и желание деятельности.
Следует отметить, что 7% респондентов на первые три позиции поставили коричневый цвет, 7% респондентов серый цвет, 5% респондентов черный цвет. Результаты исследования можно интерпретировать следующим образом: выбор серого цвета говорит об устойчивом стрессовом состоянии, внутреннем конфликте; стремлении уйти из неблагоприятной ситуации. Нехватка эмоциональной отзывчивости со стороны окружающих, страха одиночества.
Выбор коричневого и черного цвета говорит о том, что респонденты испытывают необоснованные , один пациент испытывает состояние стресса на высоком уровне.
По результатам данных выборов можно судить о наличии в жизни респондентов психоэмоционального стресса, возможно вызванного определенной жизненной ситуацией.
Заключение
Психодиагностика зарождается благодаря идее измерения и количественного выражения индивидуальных различий, популярной в 50-70-е годы XIX века.
Оформление психодиагностики в качестве самостоятельной области исследований завершается в 20-е гг. XX столетия.
Ф. Гальтон назвал испытания, проводившиеся в его лаборатории, умственными тестами (от англ. “test” - испытание). Этот термин после опубликования статьи Дж. Кэттелла “Умственные тесты и измерения” (“Mind”,1890) приобрел широкую известность.
В заключении следует отметить, что эффективность и адекватность теста подтверждена многолетними исследованиями. Он позволяет определить неосознанные реакции испытуемого и, следовательно, изучить глубинное эмоциональное и физиологическое состояние человека, практически исключив влияние культурно-этнических особенностей.
Проективные методики не адресуются познавательной стороне психики и предназначены для диагностики личности. В них испытуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию, например, дать толкование фигур или пятен неопределенных очертаний (тест Роршаха), интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест ТАТ), нарисовать человека или животное и т.д. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие общие инструкции. Предполагается, что характер ответов испытуемого и его реакции выявляют особенности его личности, которые дают проекцию в его ответах. Диагностика с использованием проективной техники изучает результаты деятельности испытуемого, который обычно не подозревает, какие стороны его личности диагностируются. Проективная методика требует широкой теоретической подготовки психолога и большого опыта по применению методики.
Психофизиологические методики выявляют формально-динамические особенности психики и поведения человека. Согласно сложившимся в современной дифференциальной психофизиологии представлениям, темп, выносливость, работоспособность и другие динамические характеристики человека определяются основными свойствами нервной системы (ее силой, лабильностью, подвижностью, динамичностью).
Выводы:
1) Тест – стандартизованный инструмент психологических измерений, предназначенный для диагностики выраженности у индивида психических свойств и состояний при решении задач. В состав теста входят три компонента: серия кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций); стандартизованная процедура проведения; технология обработки и анализа результатов.
2) Особым направлением психодиагностики стала разработка внетестовых диагностических методов. Это были опросники и проективные техники.
3) Сегодня проективные методики имеют самое широкое применение как метод самодиагностики, мониторинга и коррекции своего психологического состояния; мониторинга психологического состояния спортсменов во время соревнований и тренировочного периода; как метод дифференциальной клинической диагностики и профконсультирования.
4) В настоящее время при тестировании применяют полный и краткий варианты. Полный вариант «Клинический цветовой тест» предполагает предъявление испытуемому 7 типов цветовых таблиц:
1. Таблица оттенков серого.
2. Восьмицветовая таблица.
3. Таблица 4-х основных цветов.
4. Цветовая колонка синего.
5. Цветовая колонка зеленого.
6. Цветовая колонка красного.
7. Цветовая колонка желтого.
Краткий тест «Восьмицветовый субтест» хотя и не дает такой полноты данных, как полный вариант, но в составе пакета тестовых методик оказывается достаточно информативным и надежным инструментом, увеличивающим общую достоверность данных.
Список литературы
Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Апрель Пресс, 2004 – 356 с.
Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. СПб.: Речь, 2007. – 205 с.
Беллак, Л. Эбт, Л. и др. Проективная психология: Пер. с англ. — 2-е изд. — М. Психотерапия, 2010 — с. 416
Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002. — с. 352
Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев, Издательство «Ника-Центр» 1997 — 128 с.
Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум / Д. С. Горбатов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 307 с.
Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Практическое пособие. М.: АСТ, 2004. – 448 с.
Ильин Е.П Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004 – 701 с.
Константинов В.В. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.: Аспект-Пресс, 2002. – 380 с.
Полный тест М. Люшера в практике врача-психофизиолога. Составитель И.И. Цыганок. СПб.: ВМедА, 2002 – 160с.
Психологическая диагностика. Под редакцией Акимовой М.К. Гуревича К.М., СПб.: Питер, 2007. – 652 с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией Крылова А.А. Маничева С.А. СПб.: Питер, 2003 – 560 с.
Практикум по дифференциальной диагностике профессиональной пригодности. Под редакцией Бодрова В.А. М.: ПЕР СЭ, 2004. – 768 с.
Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. СПб.: Речь, 2003. – 249 с.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 315 с.
Суркова, Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Суркова. — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 319.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 315 с.
Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб, 2002. - 480 с.
Шостак В.И., Косенков Н.И. Психофизиология восприятия: как человек воспринимает мир и свое тело. СПб.: РОСК, 2004. – 134 с.
Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. СПб.: Ювента, 2004. – 624 с.
Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. – 368 с.
8
Список литературы
1. Анастази А. Дифференциальная психология. М.: Апрель Пресс, 2004 – 356 с.
2. Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика. СПб.: Речь, 2007. – 205 с.
3. Беллак, Л. Эбт, Л. и др. Проективная психология: Пер. с англ. — 2-е изд. — М. Психотерапия, 2010 — с. 416
4. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002. — с. 352
5. Бурлачук, Л.Ф. Введение в проективную психологию. — Киев, Издательство «Ника-Центр» 1997 — 128 с.
6. Горбатов, Д. С. Общепсихологический практикум / Д. С. Горбатов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 307 с.
7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. Практическое пособие. М.: АСТ, 2004. – 448 с.
8. Ильин Е.П Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004 – 701 с.
9. Константинов В.В. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2006. – 272 с.
10. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. М.: Аспект-Пресс, 2002. – 380 с.
11. Полный тест М. Люшера в практике врача-психофизиолога. Составитель И.И. Цыганок. СПб.: ВМедА, 2002 – 160с.
12. Психологическая диагностика. Под редакцией Акимовой М.К. Гуревича К.М., СПб.: Питер, 2007. – 652 с.
13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под редакцией Крылова А.А. Маничева С.А. СПб.: Питер, 2003 – 560 с.
14. Практикум по дифференциальной диагностике профессиональной пригодности. Под редакцией Бодрова В.А. М.: ПЕР СЭ, 2004. – 768 с.
15. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. СПб.: Речь, 2003. – 249 с.
16. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 315 с.
17. Суркова, Е.Г. Проективные методы диагностики: Психологическое консультирование детей и подростков: Учебное пособие для студентов вузов / Е.Г. Суркова. — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 319.
18. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 315 с.
19. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб, 2002. - 480 с.
20. Шостак В.И., Косенков Н.И. Психофизиология восприятия: как человек воспринимает мир и свое тело. СПб.: РОСК, 2004. – 134 с.
21. Червинская К.Р., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний. СПб.: Ювента, 2004. – 624 с.
22. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. – 368 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики проективных методов диагностики?
Основные характеристики проективных методов диагностики включают следующие аспекты: непрямое измерение психических процессов и состояний, использование символических материалов, высокую степень свободы интерпретации данных, возможность изучения бессознательных аспектов личности, фокус на индивидуальных особенностях, нестандартность подхода, дополнительный контентный уровень, простоту применения и высокую информативность.
В чем суть и основные характеристики проективных методик?
Суть проективных методик заключается в предложении испытуемому определенной стимулирующей ситуации, в результате которой проявляются его индивидуальные особенности, скрытые мотивы и бессознательные процессы. Основные характеристики проективных методик включают непрямость и неявность измерений, использование специальных символических материалов, нестандартность подхода, высокую интерпретационную свободу и возможность изучения личностных особенностей.
Каким образом проективные методы диагностики применяются на практике?
Проективные методы диагностики применяются на практике в рамках психологических исследований, клинической работы и практической психологии. Они могут быть использованы для изучения личности, выявления психических состояний, психологической помощи, психотерапии, подбора персонала, оценки эмоционального состояния и многих других сферах. Применение проективных методов требует специальной подготовки и детального анализа результатов.
Какие задачи и гипотезы могут быть поставлены в исследовании с использованием проективных методов?
В исследовании с использованием проективных методов могут быть поставлены различные задачи и гипотезы. Например, задачей может быть выявление связей между символическими материалами и психическими процессами, исследование влияния определенных внешних факторов на результаты проективных методик, анализ индивидуальных особенностей и т.д. Гипотезы, соответствующие этим задачам, могут быть связаны с предположением о наличии определенных закономерностей и связей в проявлении психических состояний и личностных особенностей.
Какая история возникновения проективных методов диагностики?
История возникновения проективных методов диагностики начинается с конца XIX века, когда были разработаны первые проективные тесты. Одним из первых исследователей в этой области был Герман Роршах, который в 1921 году создал известный Роршаховский тест. С тех пор проективные методы диагностики развивались и использовались в психологии и психиатрии для изучения личности, выявления эмоциональных и психических состояний.
В чем состоит сущность и основные характеристики проективных методик?
Сущность проективных методик заключается в том, что они основаны на предположении, что человек проецирует свои внутренние состояния и конфликты на внешний мир. Это позволяет исследователям расшифровать эти проекции и получить информацию о личности испытуемого. Основные характеристики проективных методик включают неструктурированность, неоднозначность и интерпретативность получаемых данных.
Какие практические аспекты исследования можно использовать при применении проективных методик?
Применение проективных методик в исследованиях позволяет получить информацию о личности испытуемого, его эмоциональном состоянии, мотивациях и конфликтах. Эти методы могут использоваться в области психологии, психиатрии, психотерапии и других смежных областях. Проективные методики обладают высокой гибкостью и могут адаптироваться для разных целей и условий исследования.
Какие задачи и гипотезы можно ставить перед исследованием с применением проективных методов?
Исследования с применением проективных методов могут иметь разные задачи и гипотезы в зависимости от исследуемой области. Например, задачи могут быть связаны с исследованием личности, выявлением эмоциональных состояний, изучением мотивации или психических расстройств. Гипотезы могут предполагать связь между определенными проекциями и определенными характеристиками личности или состояниями.
Какие основные характеристики проективных методов диагностики?
Основными характеристиками проективных методов диагностики являются неструктурированность, многозначность и амбигуитет. Эти методы позволяют получить информацию о внутреннем мире человека, его эмоциональном состоянии, мотивах и личностных особенностях.