Современные тенденции развития предприятий различных форм собственности
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 18.03.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Многообразие форм собственности как основа эффективного функционирования экономики
2. Особенности хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности
3. Пути совершенствования деятельности предприятий различных форм собственности.
Заключение
Список литературы
Приложения
Этот путь преодоления обособления коллективных собственников — путь весьма перспективный для нынешнего состояния экономики.
В российской экономике сохраняется целый ряд актуальных проблем, без скорейшего разрешения которых невозможно говорить о дальнейших перспективах развития государственной собственности. До сих пор не налажена система управления госимуществом (включая принадлежащие государству акции).
В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной собственности и последствия уже проделанных продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий. Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно.
В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.
В настоящее время в России формируется мощная возвратная волна, связанная с переходом от масштабной приватизации к активной национализации. При этом национализация происходит в относительно мягкой форме – путем построения мощного корпоративного государственного сектора. Между тем такой процесс никак нельзя классифицировать как нормальный процесс: многие страны если и выстраивали мощный корпоративный сектор, то в рамках частного, а не государственного сектора. Вывод очевиден – российский частный сектор не оправдал ожиданий, потребность в крупном бизнесе в стране давно назрела, а частный сектор не может удовлетворить ее; поэтому государство, в конечном счете, и берет на себя функцию выстраивания корпоративного сектора в стране. Фактически российское государство просто вынуждено заполнить пустующую нишу. Нечто похожее происходит и в Китае, что лишний раз подтверждает безальтернативность присутствия государства в корпоративном секторе двух стран. Сегодня во многих странах мира активно действуют корпорации-гиганты из России и Китая, но все эти гиганты – государственные
Задача по построению инновационной экономики, которая уже не первый год провозглашается государством, очень актуальна, но частные российские корпорации не смогли ее решить. При этом нет уверенности, что и государственные корпорации создадут пресловутую инновационную экономику, но частные компании в этой сфере себя уже полностью дискредитировали. Поэтому корпоративный госсектор – это не субъективный, а объективный процесс.
Поэтому оптимальный выход в данном случае – развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Такое взаимодействие при использовании адекватных региональных стратегий позволит увеличить темпы роста ВВП, повысить эффективность бюджетного сектора экономики, снизить издержки всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.
В современном понимании партнерство государства и бизнеса представляет институциональный и организационный альянс между государством и частными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы могут существенно различаться в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остается источником и ускорителем процесса инновационного развития и приращения общественного богатства. Институциональная среда, в которой партнерство существует, представляет собой относительно новую ступень в развитии партнерских отношений, проявившуюся в период либерализации и призванную сыграть важную роль в совершенствовании рыночных структур и экономики в целом. Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. При этом рациональное использование государственного капитала является необходимым условием удовлетворительной динамики как развитой, так и развивающейся рыночной экономики. С другой стороны, именно частное предпринимательство отличает мобильность, высокая эффективность использования ресурсов, склонность к инновациям. Использовать преимущества обеих форм собственности без глубоких социальных перемен и потрясений как раз и оказывается возможным в рамках разнообразных форм и методов государственно-частного партнерства (ГЧП, Public-Private Partnership – РРР). В настоящее время, при непосредственном участии бизнеса, в России создан достаточно обширный спектр институтов развития и форм ГЧП: торгово-промышленные палаты, особые экономические зоны, технопарки, Инвестиционный фонд Российской Федерации, ОАО "Российская венчурная компания" и т.д.. Задача развития ГЧП может быть успешно решена не только за счет эффективного взаимодействия власти и бизнеса, но и при активном участии в инвестиционном процессе институтов развития, финансовых организаций, в том числе международных.
Мировой опыт реализации ГЧП показывает, что экономическая политика и практика партнерства государства и частного сектора формируются в контексте основных положений теории смешанной экономики. Создавая и поощряя отношения партнерства, государство пополняет арсенал эффективных методов ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, который, в свою очередь, пользуясь государственными активами и гарантиями, привносит в производство организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности.
В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной собственности, сколько ее монополии. Госсобственность должна сохранить в перспективе весомую роль. При этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа.
Заключение
Современная экономика - это многоукладная экономика. Национальное хозяйство должно представлять собой единство взаимосвязанных, и конкурирующих в соревновании за потребителя, различных форм собственности. В современной России наблюдается довольно пёстрая картина существования форм и видов собственности,
Одной из специфических черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством. В настоящее время при переходе к рынку происходит разгосударствление экономики России и разгосударствление собственности.
Разгосударствление — это процесс перевода собственности в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства самими предприятиями.
Таким образом, в современной экономике России наиболее значимым оказывается вопрос о реальном содержании тех или иных форм собственности, о том, как и среди кого распределены права собственности и как, в сущности, работник взаимодействует со средствами производства: на основе отчуждения или единства. Для отечественной экономики, где права собственности слабо развиты, а сами формы собственности неустойчивы, эти вопросы приобретают особую значимость.
Есть немало людей, которые, например, считают государственную собственность наилучшим социально-экономическим устройством или рассматривают частную собственность как естественный образ жизни и способ решения всех проблем (примером подобного многообразия полярных мнений тому служат приведенные выше позиции компетентных ученых и исследователей экономической ситуации России).
Реорганизация отношений собственности — это сложный бюрократический процесс, в котором люди выходят на совершенно новый уровень деловой жизни, сталкиваются с необходимостью переговоров и экспертных консультаций, вовлекаются в круговорот ответственных документов, связанных с куплей и продажей акций, имущественными сделками, обязательствами и гарантиями.
Список литературы
Конституция Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации. – М,: Право 2008 – 420 с.
ПП № 567-ПП от 24 июля 2008г. О плане действий по развитию частно-государственного партнерства в г. Москве на 2008-2011 годы
Федеральный закон № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"
Абдуллаев Н. Формирование государственного сектора экономики //Международный журнал "Проблемы теории и практики управления". – 2005. - № 3.
Аукуционек С., Жуков В., Капелюшников Р. Доминирующие категории собственников и их влияние на хозяйственное поведение предприятий. Источник - http://www.libertarium.ru
Балацкий Е.В. Национальные модели корпоративного сектора экономики / http://www.kapital-rus.ru18.07.2008
Волостнов Н.С. Спецификация прав собственности государственных предприятий // Российский экономический журнал. – 2006 - №5. – с. 23- 32.
Гельвановский М.И. Конкурентоспособность российской экономики: выбор стратегии/ Материалы конференции Второго международного форума «Высокие технологии оборонного комплекса»,АО»ЭКОС», М.., 2007, с.53-56
Грудцына Л, Государственная регистрация юридических лиц: практические рекомендации //"Адвокат" – 2007. № 12
Дерябина М.А. Доклад на секционном ученом совете научного направления "Теория экономики" "Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства". // Сайт Института экономики РАН (http://www.inecon.ru/ru/i>ndex.php?go=Content&id=29). С.19-20.
Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в РФ // Юридический мир - 2008. № 1 С. 34 - 41
Ермишин П.Г. Основы экономической теории. Источник - http://enbv.narod.ru
Жуков В.И. Реформы в России: 1985-1995 гг. – М., 2007 – 256 с.
Козин, М. Н. Диалектика развития государственного и частного секторов экономики в России [Текст] / М. Н. Козин, Е. П. Мартышов // Аудит и фин. анализ. - 2008. - № 4. - С. 432-441. - М. : Издательский дом "Компьютерный аудит", 2008.
Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: Учебник. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007 – 280 с.
Маточкин Е.Л. Влияние современных тенденций развития прав собственности на процесс моделирования корпоративного управления // Cборник научных статей «Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития», СПб.: Институт бизнеса и права, 2008
Организация производства и управления предприятием: Учебник/Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родинов В.Б. и др.; Под ред. О.Г. Туровца. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.-544 с. –(Высшее образование).
Осадчая И., Осадчий Н.Становление крупных бизнес – структур в России и их взаимоотношения с государством // Наука и жизнь. 2007. №2.
Особенности организации финансов предприятий различных форм собственности. Источник - http://finkantora.ru от 04 Янв 2009
Регионы России. Социально-экономические показатели - 2009г. / Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
Сильвестров С. Партнерство государства и частного сектора // «Экономика России: ХХI век» 2006, - № 18
Создание бизнеса /Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б. Клейнера – М.: «КОНСЭКО», 2008 – 320 с..
Тришкина Н.А. Экономика организации (предприятия)/ Учебный курс (учебно-методический комплекс). – М.: МИЭМП, 2010
Чернышев О., Калашникова Е. Развитие государственно-частного партнерства в России / Доклад на конференции "Благотворительность - лучшие традиции российского общества"17.02.2009, http://lonly.at.ua
Экономика предприятия: учебное пособие / В.Н. Смагин. – 2-е изд., испр. М.:КНОРУС, 2007. – 160с.
Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2007. №2.- С.:13-14.
http://vasilievaa.narod.ru
http://www.finance0.ru/?id=363
http://duch.ucoz.ru/
Приложения
Приложение 1
Оборот организаций (юридических лиц) в 2009 году по Российской Федерации в разрезе форм собственности
Наименование Оборот организации (без НДС, акцизов и других аналогичных платежей)-всего в том числе отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами продано товаров, приобретенных для перепродажи продано сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, приобретенных ранее для производства продукции А 1 2 3 4 Всего по России 52219313134 32842445672 19142116726 234750736 РОССИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 36459814167 24764873887 11499524126 195416154 Государственная собственность 3517934219 3199524976 302528917 15880325 Федеральная собственность 2665971019 2491216178 162033205 12721635 Собственность субъектов Российской Федерации 851231829 707577427 140495712 3158690 Муниципальная собственность 760685393 686907361 71987935 1790096 Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 88782280 80561609 7991735 228936 Частная собственность 26379798479 16183741391 10039469808 156587279 Смешанная российская собственность 5585228431 4590816840 973525627 20885964 ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 7420250639 3321095847 4084409402 14745391 СОВМЕСТНАЯ РОССИЙСКАЯ И ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 8339248328 4756475937 3558183199 24589191
Приложение 2
Затраты на производство и продажу продукции (товаров, работ и услуг) организаций (юридических лиц) по Российской Федерации в 2009 году в разрезе форм собственности (тысяч рублей) Наименование Затраты на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг) из затрат на производство продукции Материальные затраты Расходы на оплату труда Единый социальный налог Амортизация основных средств Прочие затраты А 1 2 3 4 5 6 Всего по России 32681980218 17605896072 5105859096 1017237571 2285104358 6667883122 РОССИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 24325024675 13010593928 4222945064 858252826 1421740784 4811492073 Государственная собственность 3395050140 1333708620 1024512941 215661811 284463121 536703647 Федеральная собственность 2660912780 1037708244 809808005 171131495 233393479 408871557 Собственность субъектов Российской Федерации 732925330 295898102 214419720 44465879 51050942 127090687 Муниципальная собственность 734829523 363508642 212189692 46548686 29576971 83005533 Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 76030935 34719818 20642359 3739917 1762734 15166108 Частная собственность 15849790849 8807691999 2409611741 478580444 803177619 3350729046 Смешанная российская собственность 4229382101 2457590623 538423677 110903013 301563469 820901320 ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 3605716472 1722347341 453626206 78242770 345241816 1006258339 СОВМЕСТНАЯ РОССИЙСКАЯ И ИНОСТРАННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ 4751239072 2872954804 429287826 80741975 518121758 850132710
Ермишин П.Г. Основы экономической теории. Источник - http://enbv.narod.ru
Гражданский кодекс Российской Федерации. – М,: Право 2008 – 420 с.
Грудцына Л, Государственная регистрация юридических лиц: практические рекомендации //"Адвокат" – 2007. № 12
Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: Учебник. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007 – 280 с
http://duch.ucoz.ru/
Маточкин Е.Л. Влияние современных тенденций развития прав собственности на процесс моделирования корпоративного управления // Cборник научных статей «Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития», СПб.: Институт бизнеса и права, 2008
Волостнов Н.С. Спецификация прав собственности государственных предприятий // Российский экономический журнал. – 2006 - №5. – с. 23- 32
Абдуллаев Н. Формирование государственного сектора экономики //Международный журнал "Проблемы теории и практики управления". – 2005. - № 3.
http://vasilievaa.narod.ru
http://www.kapital-rus.ru18.07.2008
Балацкий Е.В. Национальные модели корпоративного сектора экономики / http://www.kapital-rus.ru, 18.07.2008
Тришкина Н.А. Экономика организации (предприятия)/ Учебный курс (учебно-методический комплекс). – М.: МИЭМП, 2010.
Регионы России. Социально-экономические показатели - 2009г. / Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
Аукуционек С., Жуков В., Капелюшников Р. Доминирующие категории собственников и их влияние на хозяйственное поведение предприятий. Источник - http://www.libertarium.ru
Особенности организации финансов предприятий различных форм собственности. Источник - http://finkantora.ru от 04 Янв 2009
http://www.finance0.ru/?id=363
Сильвестров С. Партнерство государства и частного сектора // «Экономика России: ХХI век» 2006, - № 18
http://lonly.at.ua
Чернышев О., Калашникова Е. Развитие государственно-частного партнерства в России / Доклад на конференции "Благотворительность - лучшие традиции российского общества"17.02.2009
37
2
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. – М,: Право 2008 – 420 с.
3.ПП № 567-ПП от 24 июля 2008г. О плане действий по развитию частно-государственного партнерства в г. Москве на 2008-2011 годы
4.Федеральный закон № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"
5.Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в РФ
6.Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях"
7.Абдуллаев Н. Формирование государственного сектора экономики //Международный журнал "Проблемы теории и практики управления". – 2005. - № 3.
8.Аукуционек С., Жуков В., Капелюшников Р. Доминирующие категории собственников и их влияние на хозяйственное поведение предприятий. Источник - http://www.libertarium.ru
9.Балацкий Е.В. Национальные модели корпоративного сектора экономики / http://www.kapital-rus.ru18.07.2008
10.Волостнов Н.С. Спецификация прав собственности государственных предприятий // Российский экономический журнал. – 2006 - №5. – с. 23- 32.
11.Гельвановский М.И. Конкурентоспособность российской экономики: выбор стратегии/ Материалы конференции Второго международного форума «Высокие технологии оборонного комплекса»,АО»ЭКОС», М.., 2007, с.53-56
12.Грудцына Л, Государственная регистрация юридических лиц: практические рекомендации //"Адвокат" – 2007. № 12
13.Дерябина М.А. Доклад на секционном ученом совете научного направления "Теория экономики" "Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства". // Сайт Института экономики РАН (http://www.inecon.ru/ru/i>ndex.php?go=Content&id=29). С.19-20.
14.Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в РФ // Юридический мир - 2008. № 1 С. 34 - 41
15.Ермишин П.Г. Основы экономической теории. Источник - http://enbv.narod.ru
16.Жуков В.И. Реформы в России: 1985-1995 гг. – М., 2007 – 256 с.
17.Козин, М. Н. Диалектика развития государственного и частного секторов экономики в России [Текст] / М. Н. Козин, Е. П. Мартышов // Аудит и фин. анализ. - 2008. - № 4. - С. 432-441. - М. : Издательский дом "Компьютерный аудит", 2008.
18.Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: Учебник. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007 – 280 с.
19.Маточкин Е.Л. Влияние современных тенденций развития прав собственности на процесс моделирования корпоративного управления // Cборник научных статей «Социально-экономическое положение России в новых геополитических и финансово-экономических условиях: реалии и перспективы развития», СПб.: Институт бизнеса и права, 2008
20.Организация производства и управления предприятием: Учебник/Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родинов В.Б. и др.; Под ред. О.Г. Туровца. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008.-544 с. –(Высшее образование).
21.Осадчая И., Осадчий Н.Становление крупных бизнес – структур в России и их взаимоотношения с государством // Наука и жизнь. 2007. №2.
22.Особенности организации финансов предприятий различных форм собственности. Источник - http://finkantora.ru от 04 Янв 2009
23.Регионы России. Социально-экономические показатели - 2009г. / Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
24.Сильвестров С. Партнерство государства и частного сектора // «Экономика России: ХХI век» 2006, - № 18
25.Создание бизнеса /Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б. Клейнера – М.: «КОНСЭКО», 2008 – 320 с..
26.Тришкина Н.А. Экономика организации (предприятия)/ Учебный курс (учебно-методический комплекс). – М.: МИЭМП, 2010
27.Чернышев О., Калашникова Е. Развитие государственно-частного партнерства в России / Доклад на конференции "Благотворительность - лучшие традиции российского общества"17.02.2009, http://lonly.at.ua
28.Экономика предприятия: учебное пособие / В.Н. Смагин. – 2-е изд., испр. М.:КНОРУС, 2007. – 160с.
29.Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2007. №2.- С.:13-14.
30.http://vasilievaa.narod.ru
31.http://www.finance0.ru/?id=363
32.http://duch.ucoz.ru/
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет многообразие форм собственности для эффективного функционирования экономики?
Многообразие форм собственности является основой для эффективного функционирования экономики. Различные формы собственности (частная, государственная, коллективная и др.) позволяют создать конкуренцию между предприятиями, стимулировать инновации и развитие, обеспечивать разнообразие товаров и услуг на рынке.
Какие особенности хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности существуют?
Особенности хозяйственной деятельности предприятий разных форм собственности зависят от их правового статуса и целей. Например, частные предприятия чаще всего стремятся к максимизации прибыли, государственные предприятия могут иметь социальные функции. Коллективные предприятия, в свою очередь, ориентированы на удовлетворение потребностей членов коллектива.
Какие пути совершенствования деятельности предприятий различных форм собственности существуют?
Существует множество путей совершенствования деятельности предприятий различных форм собственности. Некоторые из них включают внедрение инноваций, повышение качества продукции или услуг, оптимизацию производственных процессов, развитие системы управления и контроля, улучшение коммуникации с клиентами итп. Конкретные пути зависят от специфики отрасли и целей предприятия.
Какое значение имеет путь преодоления обособления коллективных собственников для современного состояния экономики?
Путь преодоления обособления коллективных собственников является весьма перспективным для современного состояния экономики. Это позволяет повысить эффективность работы коллективных предприятий, улучшить их конкурентоспособность, привлечь инвестиции и стратегические партнерства. Такой путь может способствовать развитию экономики в целом и улучшить условия труда и жизни работников.
Какое значение имеет многообразие форм собственности в экономике?
Многообразие форм собственности является основой для эффективного функционирования экономики. Оно позволяет развиваться различным видам предприятий и стимулирует конкуренцию, что благотворно сказывается на развитии и росте экономики в целом.
Какие особенности хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности можно выделить?
Особенности хозяйственной деятельности предприятий различаются в зависимости от их формы собственности. Например, государственные предприятия могут быть ориентированы на выполнение государственных задач и обладать определенными привилегиями, частные предприятия в большей степени зависят от рыночных условий, а смешанные предприятия могут объединять в себе черты обоих форм собственности.
Какие пути совершенствования деятельности предприятий различных форм собственности можно предложить?
Совершенствование деятельности предприятий различных форм собственности можно осуществлять через улучшение условий работы и стимулирование инноваций. Например, государственные предприятия могут получать дополнительные государственные заказы, частные предприятия - налоговые льготы, а смешанные предприятия - доступ к новым технологиям и инвестициям.
Каковы перспективы развития предприятий различных форм собственности?
Перспективы развития предприятий различных форм собственности зависят от многих факторов, таких как экономическая ситуация, политическая стабильность и наличие инноваций. Одним из перспективных путей развития является уменьшение государственного сектора в экономике и развитие частных предприятий, которые могут более гибко реагировать на изменения в рыночных условиях.