Коррекционно-развивающая работа психолога по развитию речи детей с нарушением слуха.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 18 18 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 15.07.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:
Введение
1. Общая характеристика развития детей, имеющих нарушения слуха
2. Роль психолога в развитии детей, имеющих нарушения слуха
3. Особенности развития речи у детей с нарушенным слухом
Заключение
Список литературы:


Фрагмент для ознакомления

При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики учитываются периоды артикуляции звука. Выполнение упражнений сочетается с демонстрацией рисунка.
При проведении занятий с глухими детьми необходимо исходить из того, что приоритет следует отдавать подвижным играм, которые имеют свои особенности: образность, выполнение движений с полной отдачей двигательных способностей (элементы соревнования); вольность движений; выполнение целостных движений и отдельных движений без глубокой регламентации затраченных усилий; внезапное изменение ситуаций; творческая инициативность действий; присвоении отдельным членам игры соответствующих ролей.Прослушать
Словарь - Открыть словарную статью

Языковые игры используются для развития понимания направленной к детям речи, формирования правильного произношения, продуктивной устной речи, лексико-грамматической стороны устной речи, словарного состава.
Программа коррекции развития глухих детей строится в соответствии с системой дидактических принципов: общих (активности, сознательности, доступности, наглядности, индивидуального подхода, последовательности и систематичности) и специальных (интенсивного развития слухового восприятия, опоры на предметно-практическую деятельность, активизации речевого общения).
Наиболее эффективным и рациональным методом коррекции является игровой, в котором сочетается артикуляционная и пальчиковая гимнастика, речевые и подвижные игры. Такое сочетание позволяет сократить сроки нивелирования разницы в уровне физического развития, психомоторных функций и познавательной деятельности у глухих детей старшего дошкольного возраста.
При этом отсутствие слуха заставляет находить специальные формы сочетания наглядного и словесного обучения. Информацию, которая содержит словесные компоненты и передается во время игры, были разделены на две группы: первая группа объединяет информацию, направленную на описание оборудования, наглядных пособий (рисунков), вторая группа включает информацию, необходимую для описания двигательных действий при выполнении речевых и подвижных игр. Первая группа сообщений подается детям непосредственно в процессе игровой деятельности, вторые предназначены для подачи до и после игры.
Наиболее эффективным вариантом является комплекс информации, представленной в графическом виде в сопровождении наглядных средств. Частью такого комплекса являются учебные пособия, журналы для детей данной возрастной группы. В зависимости от контингента детей, особенностей их подготовки, конкретного назначения самого сообщения его форма может варьироваться.
Таким образом, ранняя психокоррекционная и развивающая работа с глухими детьми позволяет определенным образом нивелировать разницу в развитии речи между ними и слышащими сверстниками.







Заключение
По итогам проведенного исследования установлено, что под влиянием коррекционной работы происходят значительные сдвиги в развитии речи и познавательной деятельности детей с нарушениями слуха.
Эффективность коррекционного воздействия на психофизическое развитие детей достигается путем различного сочетания и варьирования артикуляционной и пальчиковой гимнастики, речевых и подвижных игр, использования предметно-практической деятельности, при рациональном соотношении словесных, наглядных и практических методов.
Речевые ограничения детей старшего дошкольного возраста в нарушением слуха проявляются в ограниченном объеме лексического запаса, недостаточном овладении некоторыми понятиями учебного и жизненного плана и в меньшей степени по сравнению со слышащими детьми в уровне овладения игровыми приемами. В связи с этим занятия с детьми данной категории требуют более широкого привлечения наглядных компонентов, упрощения словарно-грамматических форм изложения учебного материала.
Психокоррекционные и развивающие занятия оказывают положительное влияние на уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста, что позволяет некоторым образом нивелировать различия по основным показателям с их здоровыми сверстниками.
Под влиянием коррекционно-воспитательных действий у детей происходит повышение уровня развития познавательной деятельности. Это проявляется в том, что такие дети более осознанно начинают воспринимать поставленные перед ними задачи, цели. У них появляются навыки планирования необходимых действий и последовательного их исполнения; расширяется словарный и лексический запас, отмечается достаточно продуктивное использование ими предложенной помощи, что позволяет сделать развернутым процесс постепенного осмысления диагностического материала.
Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы, для дальнейшего изучения которой, по нашему мнению, актуальным для специальной коррекционной психологии является вопрос о психофизиологических механизмах воздействия психомоторной сферы, познавательного и речевого развития различных категорий аномальных детей, в том числе со сложной структурой дефекта; усовершенствования содержания компенсаторных программ коррекционного воздействия на их развитие и технологии реализации таких программ с учетом индивидуальных и типологических особенностей детей.
Прослушать





















Список литературы:
Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. – М.: Сфера, 2006. – 128 с.
Бурлакова М.К. Коррекция сложно-речевых расстройств. – М.: Просвещение, 1998. – 189 с.
Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей // Обобщенный доклад по опубликованным работам. - М.: АПН РСФСР, 1972. - 56 с.
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: Просвещение, 2001. – 112 с.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Академия, 2000. – 280 с.
Крет Я.В. Коррекция психофизического развития глухих детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - К., 2000. -241 с.
Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии. – М.: Академия, 1998. – 400 с.
Реабилитационная педагогика на рубеже ХХІ века, научно-методический сборник. – К.: Литера, 1999. – 190 с.
Розанова Г.В. Развитие двигательной памяти у глухих и слышащих школьников // О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей. - М.: Просвещение, 1962. - 75 с.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1998. – 416 с.
Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005. – 400 с.
Фомичова Л.И. Развитие интеллекта и проектирование обучения (слышащие, глухие и слабослышащие дошкольники). – К.: Международная финансовая агенция, 1997. - 234 с.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 1999. – 460 с.
Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков // Адаптивная физическая культура. - СПб., 2002, № 4 (12). - С. 14-19.
Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Педагогика. - 1963. -215с.
Фомичова Л.И. Развитие интеллекта и проектирование обучения (слышащие, глухие и слабослышащие дошкольники). – К.: Международная финансовая агенция, 1997. - 234 с.
Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии. – М.: Академия, 1998. – 400 с.
Байкина Н.Г., Мутьев А.В., Крет Я.В. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков // Адаптивная физическая культура. - СПб., 2002, № 4 (12). - С. 14-19.
Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей // Обобщенный доклад по опубликованным работам. - М.: АПН РСФСР, 1972. - 56 с.
Фомичова Л.И. Развитие интеллекта и проектирование обучения (слышащие, глухие и слабослышащие дошкольники). – К.: Международная финансовая агенция, 1997. - 234 с.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 1999. – 460 с.
Бурлакова М.К. Коррекция сложно-речевых расстройств. – М.: Просвещение, 1998. – 189 с.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Академия, 2000. – 280 с.
Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. – М.: Сфера, 2006. – 128 с.









2

Список литературы:
1.Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. – М.: Сфера, 2006. – 128 с.
2.Бурлакова М.К. Коррекция сложно-речевых расстройств. – М.: Просвещение, 1998. – 189 с.
3.Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей // Обобщенный доклад по опубликованным работам. - М.: АПН РСФСР, 1972. - 56 с.
4.Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.: Просвещение, 2001. – 112 с.
5.Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Академия, 2000. – 280 с.
6.Крет Я.В. Коррекция психофизического развития глухих детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. психол. наук. - К., 2000. -241 с.
7.Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии. – М.: Академия, 1998. – 400 с.
8.Реабилитационная педагогика на рубеже ХХІ века, научно-методический сборник. – К.: Литера, 1999. – 190 с.
9.Розанова Г.В. Развитие двигательной памяти у глухих и слышащих школьников // О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей. - М.: Просвещение, 1962. - 75 с.
10. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1998. – 416 с.
11. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005. – 400 с.
12. Фомичова Л.И. Развитие интеллекта и проектирование обучения (слышащие, глухие и слабослышащие дошкольники). – К.: Международная финансовая агенция, 1997. - 234 с.
13. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Аркти, 1999. – 460 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития речи у детей с нарушением слуха?

У детей с нарушением слуха развитие речи происходит несколько медленнее, чем у детей без таких нарушений. Они могут иметь проблемы с артикуляцией звуков, сложности с пониманием речи и ограниченным словарным запасом. Однако с помощью коррекционно развивающей работы психолога, дети с нарушением слуха могут значительно улучшить свои навыки общения и развития речи.

Какую роль играет психолог в развитии детей с нарушением слуха?

Психолог играет важную роль в развитии детей с нарушением слуха. Он помогает детям развить навыки коммуникации, артикуляции и понимания речи. Психолог также обеспечивает психологическую поддержку и мотивацию для детей, чтобы помочь им преодолеть трудности, связанные с нарушением слуха. Коррекционно развивающая работа психолога включает в себя использование специальных методик и упражнений, направленных на развитие речи и общения детей с нарушением слуха.

Какие есть особенности развития речи у детей с нарушенным слухом?

У детей с нарушением слуха есть несколько особенностей развития речи. Они могут испытывать трудности с артикуляцией звуков, пониманием речи и недостаточным словарным запасом. Для развития речи у этих детей необходимо использовать специальные методики и упражнения, которые помогут им улучшить коммуникативные навыки. Коррекционно развивающая работа психолога ориентируется на эти особенности и помогает детям с нарушением слуха развить свои навыки речи и общения.

Какие периоды артикуляции звука учитываются при подборе упражнений для артикуляционной гимнастики?

При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики учитываются все периоды артикуляции звука. Это включает в себя возникновение звука, закрепление его артикуляции и автоматизацию правильного произношения. Психолог подбирает упражнения, которые помогают детям с нарушением слуха развивать и укреплять свои артикуляционные навыки, чтобы они могли говорить более четко и понятно.

Какие особенности развития речи у детей с нарушением слуха?

У детей с нарушением слуха имеются определенные особенности в развитии речи. Они могут испытывать трудности с произношением звуков, формированием правильной артикуляции, слуховым восприятием и пониманием речи других людей. Кроме того, такие дети часто имеют ограниченный словарный запас и слабо развитые навыки общения. В связи с этим, психологическая коррекция речи играет важную роль в развитии детей с нарушением слуха.

Какова роль психолога в развитии детей с нарушением слуха?

Роль психолога в развитии детей с нарушением слуха заключается в проведении коррекционно-развивающих занятий, направленных на улучшение речевых навыков у таких детей. Психолог помогает развивать артикуляционные навыки, слуховое восприятие, понимание речи и общение. Он также работает социально-психологической адаптацией ребенка в обществе и помогает формировать его полноценное эмоциональное развитие.

Какие упражнения включаются в артикуляционную гимнастику для детей с нарушением слуха?

В артикуляционную гимнастику для детей с нарушением слуха включаются разнообразные упражнения, которые помогают развивать артикуляционные органы и улучшать произношение звуков. Например, это могут быть упражнения на массаж и тренировку языка, губ, щек и других артикуляционных органов. Также очень полезно использование визуальных подсказок, таких как демонстрация рисунка для каждого звука.

Какие литературные источники рекомендуется использовать при работе с детьми с нарушением слуха?

При работе с детьми с нарушением слуха рекомендуется использовать специализированную литературу о коррекционной психологии и развитии речи таких детей. Некоторые из таких источников включают в себя книги и статьи на эту тему, в которых описываются особенности развития речи у детей с нарушением слуха и представлены методики и упражнения для работы с ними.