Факторы риска для аптечной организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика здравоохранения
  • 36 36 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 10.07.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
1. Актуальность темы 3
2. Предметы исследования 5
3. Практическое значение полученных результатов 8
4. Классификация рисков 15
5. Сущность рисков 18
6. АнализпятисилПортера (Porter five forces analysis) 24
7. SWOT-анализ 27
8. Частные случаи (редкости) 33
9. Заключение 34
10. Используемая литература 36
Фрагмент для ознакомления

Под первой частью понимают анализ и оценку собственного потенциала аптеки. Анализ внутреннего потенциала аптечной организации дает возможность определить ее сильные и слабые деловые стороны, оценить их взаимосвязь с факторами внешней среды. Сильные стороны организации представляют собой достоинства и преимущества, выделяющие аптеку среди конкурентов. Слабые стороны - это недочеты аптеки, подлежащие исправлению, чтобы конкуренты не смогли использовать их как свои преимущества.Под второй частью анализа понимают анализ внешней среды. Внешняя среда состоит из:- микросреды, образованной силами, непосредственно касающимися самого организации и его возможностей удовлетворения запросов потребителей (то есть поставщиками, дистрибьюторами, конкурентами, собственно потребителями);- макросреды, образованной силами, неконтролируемыми со стороны организации, то есть демографическими, экономическими, правовыми, культурными, природными и научно-техническими факторами окружения.Основная задача внешнего анализа - определить и понять возможности и угрозы, которые могут иметь место в настоящем или возникнуть для аптечного организации в будущем.Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению "матрицы SWOT-анализа".Сильные стороны аптечной организации - то, в чем она преуспело, или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Например, имеющийся опыт, наличие современного торгового оборудования, высокая квалификация персонала, широкий ассортимент лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, гибкая ценовая политика, возможности оперативно заказывать и получать товар, долговременные контакты с дистрибьюторами и производителями лекарственных средств и т.п.Слабые стороны аптечной организации - это отсутствие чего-то важного для функционирования организации или то, в чем аптека на текущий момент уступает конкурентам. В качестве примера можно привести узкий ассортимент лекарственных препаратов и товаров медицинского назначения, низкий уровень сервиса, недостаточная квалификация персонала, неэффективность системы управления товарными запасами, недоразвитость системы сбора маркетинговой информации, затратный принцип ценообразования и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа считаются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые реально может использовать предприятие.Большая часть необходимой для проведения SWOT-анализа информации уже имеется в распоряжении, к ней относят отчеты бухгалтерии, отделов, результаты опроса сотрудников и т.д. Лучше всего привлечь к сбору и анализу данной информации нескольких ключевых сотрудников аптеки, так как в одиночку легко упустить какую-либо важную деталь.Что касается информации об изменении такого фактора внешней среды организации как рынок отрасли, то её обычно получают, используя специализированные источники. Это продиктовано в первую очередь экономическими соображениями т.к. позволить содержать себе штат финансовых и консалтинговых аналитиков может позволить далеко не каждая организация и часто информацию подобного характера проще купить. В число источников такой информации на территории РФ выступают:- специализированные периодические информационные издания местного и общероссийского уровня ("Фармацевтическое обозрение", "Фармацевтический вестник")- организации и ассоциации специализирующиеся на проведении исследований и изучению рынков (Российское бизнес-сообщество, РБК, ООО Консалтинг-групп и др.)- органы здравоохранения и фармации региона (министерство здравоохранения, лицензионный комитет и т.д.).Техника проведения анализа1). Определение сильных и слабых сторон аптечной организации- составить перечень параметров, по которому будет оцениваться предприятие;- по каждому параметру определить, что является сильной стороной организации, а что слабой;- из всего перечня выбрать наиболее важные сильные и слабые стороны и занести их в матрицу SWOT-анализа.Для оценки аптеки можно воспользоваться следующим списком параметров:А). Организация (может оцениваться уровень квалификации сотрудников, их заинтересованность в развитии организации, уровень менеджмента и т.п.).Б). Финансы (оценивается финансовая устойчивость организации, прибыльность и т.п.).В). Инновации (обращается внимание на количество в ассортименте аптеки перспективных новинок, внедрение современных форм торговли (открытый доступ), эффективность работы новых отделов (гомеопатический, фитотерапии, аромотерапии, отдела медицинской техники, ортопедии и т.д.), сроки окупаемости средств, вложенных в открытие новых отделов и т.п.).Г). Маркетинговые действия (берется в расчет полнота ассортимента, уровень цен, эффективность рекламных мероприятий, репутация организации, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг и т.п.).Далее следует заполнить таблицу. Делается это следующим образом: в первый столбец записывается параметр оценки, а во второй и третий - те сильные и слабые стороны организации, которые существуют в этой области. После составления таблицы из списка преимуществ и недостатков выбирается 5-8 наиболее важных параметров, на которые возможно повлиять с максимальной эффективностью.Составляется матрица анализа (схема 4).Схема 4. Матрица SWOT-анализа.2). Определение рыночных возможностей и угрозМетодика определения рыночных возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных и слабых сторон аптечного организации:- следует составить перечень параметров, по которому будет оцениваться рыночная ситуация;- по каждому параметру определяется, что может стать возможностью, а что - угрозой для организации;- из всего перечня выбираются наиболее важные возможности и угрозы и заносятся в матрицу SWOT-анализа.Как правило, оценку рыночных возможностей проводят по следующим факторам:1. Факторы спроса (целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на фармацевтическую продукцию и т.п.).2. Факторы конкуренции (следует учитывать количество основных конкурентов, их месторасположение, формы торговли конкурентов, их активность и т.п.).3. Экономические факторы (валютный курс, уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.).4. Социально-демографические факторы (численность и половозрастная структура населения, в месте расположения аптеки, социальный статус населения и т.п.).После заполнения таблицы 2, как и в первом случае, необходимо выбрать из всего списка возможностей и угроз наиболее важные. Для этого каждую возможность (или угрозу) нужно оценить по двум параметрам: "Насколько высока вероятность того, что это случится?" и "Насколько это может повлиять на предприятие?". Следует выбрать те события, которые произойдут с большой долей вероятности и окажут заметное влияние на рентабельность аптеки. Эти 5-10 возможностей и примерно столько же угроз занесите в соответствующие ячейки матрицу.Итак, матрица SWOT-анализа заполнена. Однако это еще не все. Нужно сделать последний шаг и сопоставить имеющиеся у аптечного организации сильные и слабые стороны с рыночными возможностями и угрозами.3). Сопоставление сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами рынка.Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны организации и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для развития организации, а также какие проблемы необходимо решать в первую очередь.8. Частные случаи (редкости)Весьма значимы риском для аптечной организации, что качается и аптек Волгограда, является ситуация, когда оптовое предприятие уходит на процедуру лицензирования. В этом случае возрастает нагрузка на другого поставщика, что приводит к увеличению интервала обработки заказа и доставки фармацевтических товаров в аптеку с 12 часов до 2-3 дней. В результате этого в аптеках наблюдается образование дефектуры, вследствие чего имеет место неудовлетворенный спрос в ЛС и потеря продаж. Установлено, что задержка и несвоевременность доставки товара может привести к потере аптеки на 20%. Дополнительный риск для аптеки – неудовлетворительные результаты приемочного контроля: несоответствие или отсутствие документов, подтверждающие качество товара (72,38%); нарушение целостности упаковки (6,75%); несоответствие маркировки товара (5,52%); расхождение фактического товара с указанным в сопроводительных документах (3,07%); поставка забракованной серии товара (3,07%); наличие отказов в заказе-заявке (1,23%). По данным мониторинга, за 5 месяцев перечисленные выше причины могут привести к потере товарооборота в аптеке на 24.5%. Результаты исследования показали, что случаи порчи товара, изменение свойств лекарственных препаратов, истечение срока годности до момента их реализации, нерациональные и несвоевременные закупки товара, достаточно часто возникающие в процессе работы аптеки, также сокращают экономические резервы аптечной организации на 5-10%.9. ЗаключениеСовременный этап в развитии экономики России характеризуется значительным интересом как руководителей-практиков, так и теоретиков к проблемам оценки и управления различными видами рисков, в том числе и маркетинговыми. Под маркетинговыми, или коммерческими, рисками подразумевают большую группу комплексных рисков, связанных с вероятностью возникновения потерь во время сбыта продукции (услуг), а также при взаимодействии с контрагентами и партнерами в процессе организации продаж. По источникам возникновения они классифицируются непосредственно на сбытовые риски, риски взаимодействия с контрагентами и партнерами и риски непредвиденной конкуренции. С коммерческими рисками тесно связаны другие виды рисков, например: транспортные, экономические, политические, — которые могут являться источниками возникновения коммерческих рисков, а также нередки случаи преобразования одного риска в другой. Но если многие риски являются общими для любой коммерческой деятельности, то существует ряд рисков, характерных только для определенной отрасли. Эти риски, связанные с профессиональной деятельностью, отличаются по характеру, количеству и степени угрозы для бизнеса. Анализ литературных источников показал, что имеют также отличия риски в производственной сфере, оптовом и розничном звене одной и той же отрасли. В настоящее время выявление, идентификация факторов риска и оценка степени их угрозы относятся к наиболее важным задачам маркетингового анализа деятельности производственного предприятия. Оценка риска включает в себя регулярный анализ риска, идентификацию источников их возникновения, определение возможных масштабов последствий проявления факторов риска и определение роли каждого источника в общем профиле риска данного предприятия. Управление риском включает в себя разработку и реализацию экономически обоснованных для фармацевтического предприятия рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение уровня риска до приемлемого уровня. Управление риском опирается на результаты оценки степени риска, экономический анализ потенциала и среды функционирования предприятия, действующую и прогнозируемую базу хозяйствования, экономико-математические методы, маркетинговые и другие исследования. Анализ литературных источников показал, что вопросам риска в предпринимательской деятельности стало уделяться больше внимания, однако проблема рисков в сбытовой деятельности фармацевтических предприятий, компаний и оптовых фирм остается достаточно сложной и недостаточно изученной. Потери, которые несут субъекты фармацевтического рынка, могут быть в значительной мере минимизированы при правильной оценке рисков и умении грамотно управлять ими.В связи с вышесказанным, целью нашей работы явилось определение основных видов рисков, которым подвергаются аптечные организации, выявление частоты их возникновения, последствий риска и возможных мер профилактики, для чего были собраны данные в интернете, где с помощью метода экспертных оценок было проведено исследование в розничной сети аптек России. Исследование включило в себя экспертную оценку рисков, связанных с кадровым обеспечением аптечного предприятия, системой товародвижения, коммуникационной политикой (продвижение, реклама, мерчандайзинг и т. д.), системой ценообразования, движением товара по складу. Оценивалось наличие определенных видов рисков в конкретной аптеке, частота их возникновения, последствия и меры профилактики, применяемые руководством для снижения степени риска.10. Используемая литератураБушуева И. В., Червоненко Н. М., Заричная Т. П. и др. Риски и потери в фармацевтическом производстве // Здобутки та перспективирозвиткууправлінняфармацевтичнимиорганізаціями в умовахринковоїекономіки. Тез.доп. міжнародної наук.- практ. конф.— Харків, 2003.— С. 67–69.Корінєв В. Л. Ризиковаситуація: особливостівиборуціновоїстратегії і тактики // Маркетинг в Україні.— № 3.— 2000.— С. 26–29.Лапуста М. Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности.— М.: ИНФРА-М, 1998.— 224 с.Посилкіна О. В. Управлінняпроектнимиризиками у фармацевтичномувиробництві // Здобутки та перспективирозвиткууправлінняфармацевтичнимиорганізаціями в умовахринковоїекономіки. Тез. доп. міжнародної наук.-практ. конф.— Харків, 2003.— С. 30–34.Старостіна А. О., Кравченко В. А. Ризик-менеджмент: теорія та практика. Навч. посіб.— К.: ІВЦ «Видавництво «Політехніка», 2004.— 200 с.Устенко О. Л. Теория экономического риска.— К.: МАУП, 1997.— 164с.Ушкалова Е. Экономика безопасности // Ремедиум.— № 3 (61).— 2002.— С. 27–31.Чернов В. А. Анализ коммерческого риска / Под ред. М. И. Баканова.— М.: Финансы и статистика, 1998.— 128 с.Баканова Е. П., Марченко Е.А. Некоторые аспекты коммуникационных отношений аптечного предприятия – поставщик// Новая аптека.-2002.-№7.-С.32-35.http://xn--80abvgahogpku8bxe.xn--p1ai/mnczfr.htmlhttp://www.provisor.com.ua/archive/2004/N20/art_05.phpГранатуров В.М. Проблемы оценки и учета экономического риска при принятии рыночныхрещшений// Маркетинг в России и за рубежом.-1998.-№6http://apteka.uz/publish/doc/text99615_kardiocerebralnaya_disfunkciya_faktory_riska_i_vozmojnosti_citoprotektivnoy_terapiiГромовик Б.П. Логистические информационные технологии // Провизор.-2002.-№6.-С.18-26Дорофеева В.В. Организация мерчендайзинга в аптеке ..Российские аптеки.-2002.-№5.-С.41-45.vgmu.ru/files/1964.pdfhttp://pharm-business.ru/therapy/1183http://xn----7sbajmdh1a4ajaftv.xn--p1ai/index/0-18Кузубова Ж.Л. Стратегии поведения фармацевтической организации в условиях конкуренции // Новая аптека.-2003.-№2.-С.-36-43.Рыжкова М.В., Сбоева С.Г. Закупочная логистика фармацевтических организаций // Экономический вестник фармации.-2003.-№3.-С.47-54.

Используемая литература
1. Бушуева И. В., Червоненко Н. М., Заричная Т. П. и др. Риски и потери в фармацевтическом производстве // Здобутки та перспективирозвиткууправлінняфармацевтичнимиорганізаціями в умовахринковоїекономіки. Тез.доп. міжнародної наук.- практ. конф.— Харків, 2003.— С. 67–69.
2. Корінєв В. Л. Ризиковаситуація: особливостівиборуціновоїстратегії і тактики // Маркетинг в Україні.— № 3.— 2000.— С. 26–29.
3. Лапуста М. Г., Шаршукова Л. Г. Риски в предпринимательской деятельности.— М.: ИНФРА-М, 1998.— 224 с.
4. Посилкіна О. В. Управлінняпроектнимиризиками у фармацевтичномувиробництві // Здобутки та перспективирозвиткууправлінняфармацевтичнимиорганізаціями в умовахринковоїекономіки. Тез. доп. міжнародної наук.-практ. конф.— Харків, 2003.— С. 30–34.
5. Старостіна А. О., Кравченко В. А. Ризик-менеджмент: теорія та практика. Навч. посіб.— К.: ІВЦ «Видавництво «Політехніка», 2004.— 200 с.
6. Устенко О. Л. Теория экономического риска.— К.: МАУП, 1997.— 164с.
7. Ушкалова Е. Экономика безопасности // Ремедиум.— № 3 (61).— 2002.— С. 27–31.
8. Чернов В. А. Анализ коммерческого риска / Под ред. М. И. Баканова.— М.: Финансы и статистика, 1998.— 128 с.
9. Баканова Е. П., Марченко Е.А. Некоторые аспекты коммуникационных отношений аптечного предприятия – поставщик// Новая аптека.-2002.-№7.-С.32-35.
10. http://xn--80abvgahogpku8bxe.xn--p1ai/mnczfr.html
11. http://www.provisor.com.ua/archive/2004/N20/art_05.php
12. Гранатуров В.М. Проблемы оценки и учета экономического риска при принятии рыночныхрещшений// Маркетинг в России и за рубежом.-1998.-№6
13. http://apteka.uz/publish/doc/text99615_kardiocerebralnaya_disfunkciya_faktory_riska_i_vozmojnosti_citoprotektivnoy_terapii
14. Громовик Б.П. Логистические информационные технологии // Провизор.-2002.-№6.-С.18-26
15. Дорофеева В.В. Организация мерчендайзинга в аптеке ..Российские аптеки.-2002.-№5.-С.41-45.
16. vgmu.ru/files/1964.pdf
17. http://pharm-business.ru/therapy/1183
18. http://xn----7sbajmdh1a4ajaftv.xn--p1ai/index/0-18
19. Кузубова Ж.Л. Стратегии поведения фармацевтической организации в условиях конкуренции // Новая аптека.-2003.-№2.-С.-36-43.
20. Рыжкова М.В., Сбоева С.Г. Закупочная логистика фармацевтических организаций // Экономический вестник фармации.-2003.-№3.-С.47-54.

Вопрос-ответ:

Какой предмет исследования рассматривается в статье?

В статье рассматривается предмет исследования факторов риска для аптечной организации.

Какая актуальность темы рассматривается в статье?

В статье рассматривается актуальность темы факторов риска для аптечной организации.

Какое практическое значение имеют полученные результаты исследования?

Полученные результаты исследования имеют практическое значение в области аптечной организации.

Что представляет собой классификация рисков в аптечной организации?

Классификация рисков в аптечной организации представляет собой систематизацию различных видов рисков, с которыми она может столкнуться.

Что такое SWOT анализ и как он применяется в статье?

SWOT анализ - это метод анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз аптечной организации. Он применяется для определения ее конкурентных преимуществ и потенциальных рисков.

Какова актуальность темы "Факторы риска для аптечной организации"?

Тема "Факторы риска для аптечной организации" является актуальной, так как аптечные организации сталкиваются с различными рисками, которые могут негативно повлиять на их деятельность и финансовое положение. Изучение и анализ этих факторов риска позволяет разработать стратегии и меры по их минимизации, что способствует более эффективному управлению аптечной организацией.

Какие предметы исследования включает статья о факторах риска для аптечной организации?

Статья включает исследование различных предметов, связанных с рисками для аптечной организации, включая анализ внутреннего потенциала аптеки, классификацию рисков, анализ Портера пяти сил, анализ SWOT и другие. Все эти предметы исследования предназначены для выявления и анализа факторов риска и разработки соответствующих стратегий управления.

Какое практическое значение могут иметь полученные результаты в исследовании факторов риска для аптечной организации?

Полученные результаты исследования факторов риска для аптечной организации имеют важное практическое значение. Они позволяют определить, какие конкретные риски могут возникнуть и как они могут повлиять на деятельность аптечной организации. На основе этих результатов можно разработать стратегии и меры по минимизации рисков, что способствует более эффективному управлению и защите интересов аптечной организации.