Суициды в детском и подростковом возрасте.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 20 20 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 24.03.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Суицид: сущность, характеристика, основные подходы к изучению
2. Особенности проявления суицидов в детском и подростковом возрасте
3. Возможности предотвращения самоубийств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Исследователи выделяют ряд признаков, по которым можно распознать подростка, задумавшего суицид:
1. Словесные признаки. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Подростки могут:
-Прямо или косвенно намекать о своем намерении: "Лучше бы мне умереть". "Я больше не буду ни для кого проблемой". "Тебе больше не придется обо мне волноваться". "Скоро все проблемы будут решены". "Вы еще пожалеете, когда я умру!"…
-Косвенно намекать о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого проблемой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться".
-Много шутить на тему самоубийства.
- Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
2. Поведенческие признаки:
– в еде – есть слишком мало или слишком много;
– во сне – спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде – стать например неряшливым;
- в школьных привычках – пропускать занятия, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
3. Ситуационные признаки. Человек может решиться на самоубийство если:
-Социально изолирован, чувствуют себя отверженным.
-Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом); алкоголизм – личная или семейная проблема);
-Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
-Предпринимал раньше попытки суицида.
-Имеет склонность к самоубийству впоследствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
-Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
-Слишком критически настроен по отношению к себе.
Таким образом, проблема суицида в подростковой среде имеет тесную взаимосвязь с особенностями межличностных отношений и проблемой девиантного поведения. При этом в психолого – педагогической науке тема суицида подростков разработана, однако требуются дополнительные исследования, поскольку увеличивается количество факторов, негативно воздействующих на личность подростка (Интернет, компьютерные игры и т.д.). Зачастую родители не знают о чем и как говорить с детьми о смерти, разговоры на данную тему практически во всех семьях являются закрытыми. В связи с этим возникает необходимость оказания психологической помощи по вопросам суицидальности не только подросткам, но и родителям.

3. Возможности предотвращения самоубийств

В настоящее время проблема предотвращения суицида разрешается с помощью оказания комплексной помощи ряда специалистов, среди которых психологи, психиатры, врачи – суицидологи занимают одно из важнейших мест. Особое место занимают психологические центры, телефоны доверия и т.д.
Э. Шнейдман указывает на необходимость психотерапии самоубийцы [11]. Направления работы специалистов (педагога-психолога, психотерапевта) по профилактике депрессии и суицидов включают следующие действия:
1. Провести с ребенком работу по снятию негативных эмоций, которые у него копятся:
-помочь разобраться в чувствах и отношениях подростка с окружающими,
-обучить социальным навыкам и умениям преодоления стресса,
-оказать подростку социальную поддержку с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д.,
-при необходимости включить подростка в группу социально-психологического тренинга,
-провести психокоррекционные занятия по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
2. Психолог должен рассказать учителям и родителям, что такое суицид, как выглядит депрессивный подросток. Ведь классическое представление о том, что это ребенок с грустными глазами, не всегда соответствует действительности.
Для предотвращения суицидальных попыток при наличии суицидального поведения психологу необходимо:
-снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации,
-уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение,
-формировать компенсаторные механизмы поведения,
-формировать адекватное отношение к жизни и смерти у ребенка.
Таким образом, предотвращение самоубийств – проблема не индивидуальная для каждого человека, а социальная – как показатель развития общества. При этом такая глобальная проблема требует к себе внимательного подхода и комплексного разрешения ряда специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психологической и социологической литературы показал, что суицид представляет собой весьма актуальную проблему современного общества. Ни для кого не секрет, что суицидальное поведение широко распространено в подростковой и молодежной среде. Основными причинами суицидов в данном возрасте являются: семейные конфликты, негативные отношения с друзьями, школьные проблемы, безответная любовь и т.д. Однако с увеличением негативных роликов в сети Интернет, доступностью компьютерных игр негативного содержания, с распространением в подростковой и молодежной субкультурах таких течений как эмо, готы и т.д., можно отметить только рост показателей суицидов в данном возрасте. В данной работе были проанализированы признаки, по которым можно определить склонность ребенка к суициду, его намерения, выявить суицидальное поведение.
В заключении хотелось бы отметить, что суицидальный ребенок, подросток – это дети, которые имеют проблемы, большей частью психологического или социального характера. Неблагополучие в семье, школе, в группе сверстников, непринятие со стороны взрослых существующих проблем ведет ребенка к одиночеству. Ему некому высказать свою боль, свою тяжесть, накопившуюся в душе. Как правило, с родителями у подростков складываются противоречивые отношения, поскольку взрослые считают подростков все еще детьми и занимают большей частью авторитарную позицию, нежели демократическую. Так или иначе, но рассматривая дилемму «суицид – геройство или слабость», на мой взгляд, это все же слабость, нежелание решить проблему или безвыходное положение, в котором подросток просто не может справиться со своей проблемой. Суицид – это ситуация запутавшегося в себе ребенка, в которой взрослый вовремя не смог поддержать, придти на помощь, подобрать нужные слова, оказаться другом. Конечно, первыми людьми, которые должны оказаться рядом с подростком в такой ситуации, должны быть родители. И поэтому самой главной мерой профилактики суицида в детском и подростковом возрасте является установление благоприятных детско – родительских отношений и именно родители должны выстраивать так отношения, чтобы ребенок мог доверять и знать, что в случае опасности он всегда может найти поддержку у родителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. — № 4.
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1998. – 399 с.
Змановская Е.В. Девиантология. – М.: Академия, 2004. 288 с.
Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 2000.
Калабеков И.Г. российские реформы в цифрах и фактах. [электронный ресурс]// http://kaivg.narod.ru/
Куликов А.В. Суицидальное поведение у детей и подростков с эндогенными заболеваниями. // Журнал неврологии и психиатрии. – 2007. - №8. – С. 15-23.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: Медицина, 1981
Масагутов Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков. // Вопросы психологии. – 2003. - №3. С. 35
Психология подростка/Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003 – 480 с.
Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 576 с.
Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы. / Пер. с. англ. – М.: Смысл, 2001. – 315 с.











2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. — № 4.
2.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1998. – 399 с.
3.Змановская Е.В. Девиантология. – М.: Академия, 2004. 288 с.
4.Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 2000.
5.Калабеков И.Г. российские реформы в цифрах и фактах. [электронный ресурс]// http://kaivg.narod.ru/
6.Куликов А.В. Суицидальное поведение у детей и подростков с эндогенными заболеваниями. // Журнал неврологии и психиатрии. – 2007. - №8. – С. 15-23.
7.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М.: Медицина, 1981
8.Масагутов Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков. // Вопросы психологии. – 2003. - №3. С. 35
9.Психология подростка/Под ред. А. А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003 – 480 с.
10.Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. – М.: Новое литературное обозрение, 2001. – 576 с.
11.Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы. / Пер. с. англ. – М.: Смысл, 2001. – 315 с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы к изучению суицидов существуют?

Существует несколько основных подходов к изучению суицидов. Один из них - эпидемиологический подход, который предполагает анализ статистических данных о суицидах в определенной популяции. Другой подход - психологический, который изучает психологические факторы, связанные с возникновением суицидальных мыслей и поведения. Также существуют социологический и медицинский подходы к изучению суицидов.

Какие особенности проявления суицидов в детском и подростковом возрасте?

Суициды в детском и подростковом возрасте имеют свои особенности. Например, ребенок или подросток может проявлять повышенную агрессивность, чувство одиночества, изменение настроения, нарушение сна и аппетита. Они также могут проявлять суицидальные намерения через разговоры о смерти, письма или сообщения в социальных сетях. Важно учитывать эти особенности при предотвращении суицидов в данной возрастной группе.

Какие возможности есть для предотвращения самоубийств?

Для предотвращения самоубийств существуют различные возможности. Важно проводить информационные кампании о предупреждении суицидов, чтобы повысить осведомленность об этой проблеме. Также необходимо развивать сеть поддержки для детей и подростков, чтобы они имели возможность обратиться за помощью. В школах можно проводить психологические тренинги и консультации, чтобы помочь молодым людям справиться с трудностями и стрессом.

Какими слевесными признаками можно распознать подростка, задумавшего суицид?

Подросток, задумавший суицид, может давать намеки на свое душевное состояние. Например, он может говорить о том, что у него нет смысла жить, что его никто не понимает или что он чувствует себя бесполезным. Эти намеки могут быть как прямыми, так и косвенными. Важно внимательно слушать и обращать внимание на высказывания подростка, чтобы своевременно оказать ему поддержку и помощь.

Какие основные подходы существуют к изучению суицидов?

Основные подходы к изучению суицидов включают эпидемиологический, медико-биологический, психологический и социологический подходы. Эпидемиологический подход основан на изучении статистических данных о количестве и характеристиках суицидов. Медико-биологический подход исследует физиологические и генетические факторы, которые могут влиять на суицидальное поведение. Психологический подход изучает психологические особенности и причины, приводящие к суицидам. Социологический подход анализирует социальные факторы, такие как социальное окружение, культурные и экономические условия, влияющие на суициды.

Какие особенности проявления суицидов в детском и подростковом возрасте?

В детском и подростковом возрасте суицидальное поведение может проявляться через различные признаки. Один из них - словесные признаки, когда подросток намекает на свое душевное состояние, выражает мысли о самоубийстве. Другие признаки включают изменение поведения, ухудшение учебных успехов, изоляцию от друзей и семьи, чрезмерную агрессивность или пассивность, наличие ран или ссадин на теле. Распознать подростка, задумавшего суицид, может быть сложно, но внимательность и забота окружающих могут помочь предотвратить трагедию.

Какие возможности есть для предотвращения самоубийств?

Для предотвращения самоубийств необходимо знать признаки, которые могут указывать на задумчивость подростка. Люди из ближнего окружения должны обратить внимание на изменения в поведении, речи или настроении подростка и обратиться за помощью к профессионалам. Важно предоставить психологическую поддержку, создать доверительные отношения и своевременно реагировать на сигналы тревоги. Для предотвращения самоубийств также необходимо снизить доступность средств для суицида, популяризировать и обеспечить доступ к услугам психологической помощи и кризисным центрам.

Какие основные подходы к изучению суицидов в детском и подростковом возрасте?

Основные подходы к изучению суицидов в детском и подростковом возрасте включают анализ статистических данных, психологические исследования, анализ социокультурных факторов и исследования рисковых групп.

Какие особенности проявления суицидов можно наблюдать в детском и подростковом возрасте?

Суициды в детском и подростковом возрасте могут проявляться через изменение поведения, нарушение сна и аппетита, утрата интереса к ранее любимым занятиям, возникновение депрессивных состояний, угрозы самоубийством или упоминание о смерти, попытки самоповреждения и суицидальные письма или записки.

Какие возможности предотвращения самоубийств есть?

Возможности предотвращения самоубийств включают раннее выявление признаков суицидальной мысли или попыток, оказание психологической поддержки, консультации специалистов в области психиатрии и психологии, создание безопасной среды для детей и подростков, осведомленность родителей, учителей и медицинских работников о признаках и факторах риска суицида.

Какие служат словесные признаки подростка, задумавшего суицид?

Словесные признаки подростка, задумавшего суицид, могут включать выражение отчаяния, негативного отношения к жизни, желания умереть, частые упоминания смерти, прощальные слова, намеки на планы суицида и отсутствие надежды на будущее.

Какие рисковые группы существуют в отношении суицидов в детском и подростковом возрасте?

Рисковыми группами в отношении суицидов в детском и подростковом возрасте являются дети и подростки с психическими расстройствами, семейные и социально-экономические проблемы, наличием насилия в семье, историей суицидальных попыток, жертвами буллинга или систематическо потому гнобления, а также с подверженностью к воздействию вредных социальных контекстов.