смысл откровения о грехопадении в кратком сопоставлении с его аналогами в других религиях
Заказать уникальный реферат- 32 32 страницы
- 14 + 14 источников
- Добавлена 16.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Христианство: понятие первородного греха 4
1.1 Первородный грех и его последствия 4
1.2 Грехопадение и свободная воля человека 7
1.3 Концепция искупления первородного греха Иисусом Христом и условия спасения 9
1.4 «Первородный грех» в православии, католицизме и протестантизме 14
1.4.1 Православие 14
1.4.2 Католицизм 15
1.4.3 Протестантизм 16
2. Ислам: нравственная несовершенность человека в Коране 18
2.1 Бог и человек 18
2.2 Адам в Коране 22
2.3 Иисус в Коране 24
2.4 Греховность человека в исламе 24
3. Иудаизм: отрицание первородного греха 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Грех в исламе имеет только нравственное основание – грех не является следствием испорченной природы человека. Грех, как в иудаизме и христианстве, также понимается как нарушение человеком своих обязанностей перед Богом.
5) Человек, соответственно, нуждается не в искуплении, а в постоянном руководстве Бога. Принятие божественного руководства, данного в пророках и Писаниях, является достаточным основанием для восстановления изначального состояния праведности, в котором был создан человек, и обретения спасения. В этом сходство с иудаистской концепцией самосовершенствования души.
6) В отличие от христианской концепции, через непослушание Богу Адам совершает ошибку прежде всего нравственную, а не бытийственную, т. е. исправимую путем раскаяния и принятия воли и руководства Бога. В христианстве, как известно, отсутствует упоминание о раскаянии Адама. Иудаизм же рассматривает Адама как образец покаяния.
7) Коран все же оставляет последнее слово в любом вопросе за Богом.
3. Иудаизм: отрицание первородного греха
Иудаизм не приемлет учения о первородном грехе.
Учение о грехе в иудаизме основано на концепции, согласно которой любой греховный поступок всегда является преступлением против Бога, неподчинением Его воле. Как ослушника проклинает Бог Адама, вкусившего от запретного древа (Быт. 3:17).
В начале книги Бытия – книги, священной как для иудеев, так и для христиан, – рассказывается о том, как Первый человек, Адам, совершил свой первый грех: в райском саду, нарушив запрет Бога, он вкусил от плода дерева познания добра и зла. Это грехопадение повлекло за собой вселенскую катастрофу – изгнание первых людей из рая. И иудаизм, и христианство согласны в том, что последствия греха Адама люди несут на себе до сих пор.
Однако в вопросе о последствиях грехопадения прародителей для их потомков христианство и иудаизм принципиально расходятся в своих концепциях. Эти расхождения заключаются в следующем.
Если христианство намекает на то, что вина за грех Адама является наследственной в том смысле, что человеческая природа с тех пор повреждена и испорчена, то иудаизм полностью отрицает подобную идею. Сам термин «первородный грех» неприемлем для иудаизма. Иудаизм со всей определенностью утверждает, что каждый человек, кем бы он ни был, получает от рождения чистую душу, и только от его собственного выбора зависит – сделать ее грешной и «виновной перед Богом», или же сделать ее праведной и чистой; спастись или погибнуть. Ежедневная утренняя молитва иудея начинается со слов: «Бог мой! Душа, которую Ты дал мне, – чиста...».
Христианство также принимает идею совершенствования души, не принимая при этом идею чистой души от рождения. Как известно, согласно христианской концепции, после первородного греха душа человека от рождения более склонна к греху.
Это принципиальное различие обосновывается следующим образом. После грехопадения в раю, прародители Адам и Ева, в соответствии с предупреждением Бога (Быт. 2:17), должны были умереть. Однако, как известно, физическая смерть Адама наступила в возрасте 930 лет (Быт. 5:5). Из этого следует, что смерть, о которой говорил Бог, была не физической, а духовной. Иначе говоря, произошло разъединение душ прародителей с Богом, и их покинула благодать Божия. Благодать, о которой неоднократно говорится в Ветхом Завете, очевидно, имеет самое непосредственное влияние на душу человека, в частности, на такие ее стороны, как чувства, ум, волю. В связи с этим, указанные стороны души без благодати Божией должны были повредиться, то есть должен был исказиться образ Божий. Далее, поскольку рождение есть создание из себя себе подобного, то и потомки Адама и Евы должны рождаться с поврежденным образом Божиим, или с уклонением к греху. В Ветхом Завете грешное состояние человека, являющееся следствием его врожденного уклонения к греху, характеризуется, например, словами: «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:12).
В контексте рассуждений о первородном грехе обнаруживается еще одно кардинальное различие между иудаизмом и христианством, касающееся вопроса о роли дьявола в деле грехопадения Адама и о его свободе воли.
В иудаизме ангелы вообще и «сатан» в частности, в отличие от человека, мыслятся как существа, не наделенные свободой воли. Это орудия, служебные духи, которые, проявляя расторопность внутри предписанной им миссии, заведомо лишены каких-либо собственных интересов. В частности, миссия сатана – осуждать человека, то есть провоцировать человека на поступки, противные его достоинству и назначению, и отмечать грехи. Сатан выступает на Божественном Суде как обвинитель человека перед Богом, как «небесный прокурор», но отнюдь не как независимый судья, не как «противник Бога».
Из этого, в свою очередь, следует, что дьявол (в образе змея), искушая Еву и Адама (Быт. 3:1-5), действовал по велению Бога. Однако, с данной точки зрения становится совершенно не понятным почему же тогда дьявол, являющийся только послушным орудием Бога, был проклят и наказан Богом (Быт. 3: 15).
Христианская позиция прямо противоложна иудейской: «Должно знать, что ангелы, будучи разумными, суть свободны, и, как сотворенные, также – и изменчивы. И [это] показал дьявол, который был создан от Творца добрым, но самовластно сделался изобретателем порока, также и те силы, которые отпали вместе с ним, то есть, демоны; между тем, остальные чины ангелов пребывали в добре» (Иоанн Дамаскин).
Таким образом, в вопросе о греховности природы человека позиция иудаизма заключается в следующем.
1) Иудаизм в корне отрицает утверждение о существовании первородного греха. В отличие от христианства, иудаизм утверждает, что наказание за непослушание Адама было телесным, но не духовным.
В книге Бытие говорится о том, что Адаму запрещено вкушать плоды от определенного дерева, и дано предостережение – «в день в который вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17). Но известно, что Адам жил еще столетия после того, как нарушил повеления Бога. Согласно иудаизму, этот стих из Бытия говорит о буквальной смерти, т.е. Адам в наказание получил процесс старения и, в конечном итоге, смерть.
2) Потомки ослушавшегося Адама не рождаются грешными. Иудаизм, основанный на законах Торы, утверждает: человек сотворен «по образу и подобию» Создателя. Человек обладает свободой воли от Бога и способен духовно совершенствоваться. Человек, следовательно, способен отличать добро от зла и делать выбор.
3) Отсюда следует, что человеческая природа никак не испорчена проступком Адама: душа с самого начала наделена чистотой и по природе праведна. Грех есть отказ исполнять волю Бога – он не передается по наследству. Новорожденный младенец рождается абсолютно чистым нравственно: он еще ничего не успел сделать в этой жизни, ни хорошего, ни плохого, он пришел в мир, не умея ни говорить, ни ходить, не имея вообще никаких знаний.
4) Иудаизм утверждает, что человек может совершенствовать свою душу, преодолевая таким образом грех, с помощью изучения и следования заповедям Священного писания, Торы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, понятие первородного греха (грехопадения) является одним из основных христианских понятий. Согласно христианской трактовке, смысл этого понятия заключается в том, что человек теряет свою непосредственную связь с Богом и свое изначальное совершенное бытие после того, как, будучи искушенным дьявольским змеем, нарушает единственный запрет Бога. Грехопадение становится началом человеческой истории.
Первый человек, Адам, был создан из ничего (буквально – из праха). Душа человека как его сущность «вдыхается» Богом, и с момента своего сотворения бессмертна. Человеку по своей природе свойственны такие качества Бога, как способность любить и свобода воли.
Совершая первородный грех, человек отдаляется от Бога, изгоняется из рая, познает нужду и страдания. При наличии бессмертной души, тело человека становится смертным. «Смерть – возмездие за грех» (Рим 6:23). Вся человеческая история после грехопадения мыслится как история греха.
Если, согласно христианскому учению, цель сотворения человека – это любовь ко всему и, прежде всего, к Богу, то главной жизненной задачей человека должно стать волевое стремление вновь приблизиться к Богу, преодолев образовавшуюся пропасть, преобразиться.
Второй важный момент в «истории греха» – миссия Христа. Если совершенный Адамом грех – это грех всего человеческого рода («все согрешили в Адаме»), то Иисус своими муками на кресте искупил грехи человеческие и дал человечеству шанс на спасение.
В Коране, аналогично Библии, также говорится о заповеди, данной прародителям в раю, подстрекательстве к ее нарушению со стороны дьявола, грехопадении прародителей и их изгнании из рая. В Коране, в отличие от библейского изложения, прародители: были заранее предупреждены о том, что дьявол их враг (Коран 7: 22); раскаялись в своем грехе (Коран 7: 23); были прощены (Коран 20: 122).
В исламе, в отличие от христианской традиции, тема первородного греха и испорченности человеческой природы как таковой не развивается. Грех в исламе имеет только нравственное основание – грех не является следствием испорченной природы человека. Человек нуждается в постоянном руководстве Бога, через которое он обретает путь к своему спасению.
Согласно иудаизму, противопоставив свою волю Божественной, Адам положил начало всеобщему разделению и вражде. Мировое добро, орудиями которого являются Тора, должно победить разделение, порождаемое грехом, и восстановить первоначальную гармонию всего сущего. Однако человек способен преодолеть свою греховность собственными силами еще до всеобщего спасения и независимо от него, хотя полная победа над грехом ожидается лишь с приходом Мессии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Коран. – М.: Белый город, 2012. 376 с.
Священное Писание. – СПб.: Симпозиум, 1997. 476 с.
Бородавко Д.А. Религиоведение: Хрестоматия. [Электронный ресурс]. [М.], [2010].
Давыденков О., иерей. Введение в догматическое богословие. Режим доступа: http://modernlib.ru/books/davidenkov_oleg/katehizis_vvedenie_v_dogmaticheskoe_bogoslovie_kurs_lekciy/read/ (дата обращения: 29.05.2014).
Добросельский П.В. О первородном грехе и искусственном зарождении. Режим доступа: http://www.pagez.ru/olb/383.php (дата обращения: 01.06.2014).
Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. Режим доступа: http://mission-center.com/islams/zhur.htm (дата обращения: 02.06.2014).
Журавский А.В. Адам в Коране и мусульманской традиции. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-510742.html (дата обращения: 02.06.2014).
Лебедев В., Викторов В. Религиоведение. [Электронный ресурс]. [М.], [2013].
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – [М.,] 2001. URL: http://krotov.info/library/12_l/os/sky_21.htm (дата обращения: 3.06.2014)
Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404 (дата обращения: 1.06.2014).
Пинес Ш. Иудаизм, христианство, ислам. Парадигмы взаимовлияния. М.: Наука, 2012. 367 с.
Священник Михаил Богатырев: «Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом»./Православие и современность. URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bog-stal-chelovekom-dlya-togo-chtoby-chelovek-mog-stat-bogom (дата обращения: 02.06.2014).
Электронная еврейская энциклопедия. Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/11300 (дата обращения: 03.06.2014).
Яблоков И.Н. Основы религиоведения. [Электронный ресурс]. [М.], [2008].
Яблоков И.Н. Основы религиоведения. [Электронный ресурс]. [М.], [2008].
Яблоков И.Н. Основы религиоведения. [Электронный ресурс]. [М.], [2008].
Цит. По: Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404 (дата обращения: 1.06.2014).
Цит. По: Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404 (дата обращения: 1.06.2014).
Лебедев В., Викторов В. Религиоведение. [Электронный ресурс]. [М.], [2013].
Цит. По: Там же.
Цит. По: Лебедев В., Викторов В. Религиоведение. [Электронный ресурс]. [М.], [2013].
Цит. По: Там же.
Бородавко Д.А. Религиоведение: Хрестоматия. [Электронный ресурс]. [М.], [2010].
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – [М.,] 2001. URL: http://krotov.info/library/12_l/os/sky_21.htm (дата обращения: 3.06.2014)
Бородавко Д.А. Религиоведение: Хрестоматия. [Электронный ресурс]. [М.], [2010].
Священник Михаил Богатырев: «Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом»./Православие и современность. URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bog-stal-chelovekom-dlya-togo-chtoby-chelovek-mog-stat-bogom (дата обращения: 02.06.2014).
Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – [М.,] 2001. URL: http://krotov.info/library/12_l/os/sky_21.htm (дата обращения: 3.06.2014)
Цит. По: Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – [М.,] 2001. URL: http://krotov.info/library/12_l/os/sky_21.htm (дата обращения: 3.06.2014)
Там же.
Там же.
Давыденков О., иерей. Введение в догматическое богословие. Режим доступа: http://modernlib.ru/books/davidenkov_oleg/katehizis_vvedenie_v_dogmaticheskoe_bogoslovie_kurs_lekciy/read/ (дата обращения: 03.06.2014).
Добросельский П.В. О первородном грехе и искусственном зарождении. Режим доступа: http://www.pagez.ru/olb/383.php (дата обращения: 01.06.2014).
Добросельский П.В. О первородном грехе и искусственном зарождении. Режим доступа: http://www.pagez.ru/olb/383.php (дата обращения: 01.06.2014).
Там же.
Добросельский П.В. О первородном грехе и искусственном зарождении. Режим доступа: http://www.pagez.ru/olb/383.php (дата обращения: 01.06.2014).
Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. Режим доступа: http://mission-center.com/islams/zhur.htm (дата обращения: 02.06.2014).
Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. Режим доступа: http://mission-center.com/islams/zhur.htm (дата обращения: 02.06.2014).
Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. Режим доступа: http://mission-center.com/islams/zhur.htm (дата обращения: 02.06.2014).
Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. Режим доступа: http://mission-center.com/islams/zhur.htm (дата обращения: 02.06.2014).
Там же.
Журавский А.В. Адам в Коране и мусульманской традиции. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-510742.html (дата обращения: 02.06.2014).
Журавский А.В. Адам в Коране и мусульманской традиции. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-510742.html (дата обращения: 02.06.2014).
Журавский А.В. Адам в Коране и мусульманской традиции. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-510742.html (дата обращения: 02.06.2014).
Там же.
Электронная еврейская энциклопедия. Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/11300 (дата обращения: 03.06.2014).
Электронная еврейская энциклопедия. Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/11300 (дата обращения: 03.06.2014).
Цит. По : Там же.
Электронная еврейская энциклопедия. Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/11300 (дата обращения: 03.06.2014).
3
2. Священное Писание. – СПб.: Симпозиум, 1997. 476 с.
3. Бородавко Д.А. Религиоведение: Хрестоматия. [Электронный ресурс]. [М.], [2010].
4. Давыденков О., иерей. Введение в догматическое богословие. Режим доступа: http://modernlib.ru/books/davidenkov_oleg/katehizis_vvedenie_v_dogmaticheskoe_bogoslovie_kurs_lekciy/read/ (дата обращения: 29.05.2014).
5. Добросельский П.В. О первородном грехе и искусственном зарождении. Режим доступа: http://www.pagez.ru/olb/383.php (дата обращения: 01.06.2014).
6. Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. Режим доступа: http://mission-center.com/islams/zhur.htm (дата обращения: 02.06.2014).
7. Журавский А.В. Адам в Коране и мусульманской традиции. Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-510742.html (дата обращения: 02.06.2014).
8. Лебедев В., Викторов В. Религиоведение. [Электронный ресурс]. [М.], [2013].
9. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – [М.,] 2001. URL: http://krotov.info/library/12_l/os/sky_21.htm (дата обращения: 3.06.2014)
10. Можно ли жить не греша? Христианский взгляд. Режим доступа: http://biblepravda.com/page.php?id=404 (дата обращения: 1.06.2014).
11. Пинес Ш. Иудаизм, христианство, ислам. Парадигмы взаимовлияния. М.: Наука, 2012. 367 с.
12. Священник Михаил Богатырев: «Бог стал человеком для того, чтобы человек мог стать богом»./Православие и современность. URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/bog-stal-chelovekom-dlya-togo-chtoby-chelovek-mog-stat-bogom (дата обращения: 02.06.2014).
13. Электронная еврейская энциклопедия. Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/11300 (дата обращения: 03.06.2014).
14. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. [Электронный ресурс]. [М.], [2008].
Вопрос о смысле жизни в учении nt откровения
Вопрос о смысле жизни в учении nt откровения
Несмелов В. И.
На первых страницах Библии рассказывается замечательное событие, о значении которого у нас обыкновенно говорят только богословы, хотя оно представляет он не менее глубокий и философский интерес. Там говорится, что под влиянием чуждой нашему миру злобно-разумной силы человек перестал удовлетворяться наличной действительности и хотел сделать бог. Следовательно, он создал относительно себя иллюзию и, на основании этой иллюзии, отклонил их действительное положение в мире в пользу другого положения – не существующие, а только желательного. Но, как идея этого желательного положения, было отрицание реальности, то само собой разумеется, что и реальность может заключать в себе отрицание человека иллюзии. На каждом шагу она говорила человеку, что он не бог, и ничего: голод и холод, и всякие другие напасти, она постоянно разрушала претензий человека на особое положение в мире и постоянно утверждал полную зависимость от случайных щедрот природы. Но одно уже то, что человек может привлечь в себе желание божественной жизни, которые не могли быть выполнены, с их действительным в мире и отвергнуть это положение, одно уже это само по себе доказывает, что человек не случайное порождение земли и не раб природы. В конце концов, просто животное, никогда не создает о себе никаких иллюзий, и поэтому никогда не отрицал существующих для него реальности. Для простого животного, даже чувство боли жестокой, даже болезненные страдания насильственной смерти он не отрицает реальность, но только неизменно утверждают, что они; потому что в области животного мысли любое страдание ограничивается, только, в сознание тот факт, что вмесве с приятных явлений жизни, в реальности, существует и явлений неприятных, и, если они есть, то с ними ничего сделать, потому что это реальность. Если бы животные стали совещаться, в противном случае, они могли бы, конечно, и отрицать реальность, и если будет отказано, то вы можете приложить усилия, чтобы изменить его, и если бы искали его, возможно, изменить хоть что-то заявили бы миру об этих стремлениях, но нет такого заявления от начала веков мир не видел. Животные живут только потому, что они появились на свет, и только человек живет, потому что он может сделать в их жизни.