Влияние темперамента на акцентуацию черт характера

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психодиагностика
  • 24 24 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 17.07.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Определение и сущность характера 5
1.1 Понятие о характере. Формирование характера 5
1.2 Понятие акцентуации характера и его сущность 9
Глава 2. Характер и темперамент 12
Заключение 23
Список литературы 24



Фрагмент для ознакомления

Подростков с данной акцентуацией характеризует: уязвленное самолюбие, недовольство собой и нарушения равновесия в отношениях с окружающими.Шизоидный тип акцентуации характеризуется замкнутостью, отчужденностью, автономностью подростка, трудностями установления близких отношений, эмпатии, самовыражения в общении – это обусловливает выбор недоверчиво-скептического и зависимо-послушного стилей межличностных отношений. Причем выражение этих стилей весьма специфично – в силу закрытости, отчужденности подростка недоверчиво-скептический стиль проявляется в настороженных, пристальных взглядах на партнера, увеличении дистанции, уходе от вербализаций; зависимо-послушный стиль проявляется в молчаливом согласии и автоматическом выполнении требуемых действий. Подростков с данной акцентуацией характеризует:трудности межличностных контактов; неустойчивость внутреннего состояния, затрудняющее целенаправленное поведение; эмоциональная напряженность;черты обособленности; признаки внутриличностного конфликта, связанного с преувеличенным ощущением непонятости окружающими;повышенная чувствительность к критике.Эпилептоидная акцентуация подростка связана с использованием независимо-доминирующего и прямолинейно-агрессивного стилей отношений, что проявляется в повышенной возбудимости, требовательности к другим, авторитарности, доминантности, вспышках агрессии в ситуациях общения. Подростки не выносят критики, отстаивают свою правоту силой, стремятся подчинить себе более слабых сверстников, выместить на них свои деструктивные эмоции; а если это не получается, прибегают к манипулятивным стратегиям – шантаж, лесть, обман.Подростков с данной акцентуацией характеризует: склонность к упорному отстаиванию своего мнения, неуступчивость, категоричность в утверждении собственной независимости,уверенность в своей правоте;внешнеобвиняющая реакция на неблагоприятную коммуникативную ситуацию.Подростки с истероидной акцентуацией, любящие находиться в центре внимания, участвовать лишь в тех коммуникативных ситуациях, где они будут заведомо успешны, приняты, одобрены, актуализируют властно-лидирующий стиль межличностных отношений, подкрепляющий их эгоцентризм. Их демонстративность, болезненное чувство Я, нетерпимость к усмешкам, обидным словам, безразличию, затрудняют сотрудничество, не позволяет уступать в конфликтных ситуациях, соглашаться даже с теми идеями, которые им близки.Подростков с данной акцентуацией характеризует:экспансивность высказываний и поведения; эмоциональная вовлеченность, стремление к переживанию сильных ощущений; оригинальность и нешаблонность коммуникативных действий, направленных на яркую самопрезентацию;настойчивость в отстаивании индивидуалистичности, что значительно усложняет адаптацию к условиям коммуникативной ситуации.Неустойчивый тип акцентуации положительно не связан ни с одним из стилей межличностных отношений, что говорит о нестабильности, неустойчивости коммуникативных характеристик: с одной стороны, подростки не любят быть зависимыми, подчиняться другим; но с другой стороны не готовы к лидерству, бояться проявлять независимость и агрессивность. Их отличает безынициативность, леность, низкие коммуникативные притязания, апатия. Отрицательные связи с сотрудничающе-конвенциальным и ответственно-великодушным стилями показывают их несостоятельность в коллективной деятельности: неумение согласовывать стратегии поведения с партнерами, трудности слушания и взаимопонимания, нежелание брать на себя ответственность, неумение прощать, помогать, проявлять альтруизм. Подростков с данной акцентуацией характеризует:потребность в сопричастности, спокойствию, стремление к вживанию в разные социальные роли, колебание настроения в зависимости от степени принятия окружением, успешности своих действий.Конформный тип акцентуации положительно связан спокорно-застенчивым и зависимо-послушным стилями межличностных отношений, что позволяет им «оставаться в тени», «думать, как все», не привлекать к себе внимания, подчинять внешним требованиям. Несомненно, это приводит к трудностям самопонимания и самовыражения в общении, страху апробации новых моделей коммуникативного поведения, ригидности и неадекватности в ситуации общения. Отрицательные связи с независимо-доминирующим и прямолинейно-агрессивным стилями отношений указывают на трудности автономизации, индивидуализации общения, ведения диалога, отстаивания собственной позиции, выражения недовольства и несогласия, вступления в цивилизованную конфронтацию. Подростков с данной акцентуацией характеризует: трудности выбора подростками пути решения возникающих в общении проблем, внутренняя напряженность, тревожность, причины которой зачастую не осознаются.Актуальные коммуникативные трудности подростков с различными типами акцентуаций характера представлены в таблице 1.Таблица 1. Актуальные коммуникативные трудности подростков с различными типами акцентуаций характераИтак, акцентуации характера связаны с риском деструктивного, агрессивного поведения. Подростки с заострением индивидуальных черт, которое в западной психологии называют «трудный темперамент», в ситуации межличностного общения более зависимы от внешних обстоятельств и собственных непосредственных побуждений; слабо контролируют собственную коммуникативную активность; проявляют импульсивность, вспыльчивость, агрессивность; склонны к защитным формам поведения – все это создает у подростков многочисленные коммуникативные трудности.ЗаключениеАкцентуации характера – чрезмерно усиленные и выраженные отдельные черты характера или их сочетаний, проявляемые в избирательном отношении личности к психологическим воздействиям определенного рода, делающих личность уязвимой по отношению к психотравмирующим воздействиям среды при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим сторонам действительности.Акцентуации характера связаны с риском деструктивного, агрессивного поведения. Черты характера и темперамента органически связаны и взаимодействуют друг с другом в единой целостности человека, образуя неделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.Каждый тип акцентуаций связан с определенными базовыми, содержательными, инструментальными и рефлексивными коммуникативными трудностями, что выражается в негативном восприятии себя или партнера, сложностях коммуникативного планирования; затрудняет координацию планов и намерений с другими людьми, мешает взаимопониманию; негативно сказывается на процессах влияния и взаимодействия, вызывает барьеры адекватного самовыражения и рефлексии.Список литературыАнаньев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ,1969.Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. Собр. соч. в 6 т. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. Т. 5.Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000.Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во МГУ, 1988. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1964.Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. Монография. – М.: Волгогр. гос. техн. ун-т, 2000.Ошевский Д.С., Мартынова И.Р. Копинг-стратегии подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии // Психологическая наука и образование: Электронный журнал. – 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psyedu.ru.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Наука, 1998.Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2003.

Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ,1969.
2. Выготский Л. С. К вопросу о динамике детского характера. Собр. соч. в 6 т. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. Т. 5.
3. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М.: Изд-во МГУ, 1988.
5. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995.
6. Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1964.
7. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.
9. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. М., 1996.
10. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. Монография. – М.: Волгогр. гос. техн. ун-т, 2000.
11. Ошевский Д.С., Мартынова И.Р. Копинг-стратегии подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии // Психологическая наука и образование: Электронный журнал. – 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psyedu.ru.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Наука, 1998.
13. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.
14. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. – СПб.: Речь, 2003.

Вопрос-ответ:

Что такое акцентуация характера?

Акцентуация характера - это выделение и усиление отдельных черт характера, что делает их вышеобычными и наблюдаемыми в поведении человека. Это не психическое расстройство, а особенность индивидуального развития личности.

Какие типы акцентуации характера существуют?

Существует несколько типов акцентуации характера, включающих гипертимический, дистимический, циклотимический, эмотивный, аффективный, неустойчивый, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, астенический и закрытый типы.

Как темперамент влияет на акцентуацию черт характера?

Темперамент играет важную роль в формировании акцентуации характера. Каждый тип темперамента может способствовать развитию определенных черт акцентуации, например, холерики более подвержены эпилептоидной акцентуации, а флегматики - астенической акцентуации.

Какие особенности характеризуют шизоидный тип акцентуации?

Шизоидный тип акцентуации характеризуется замкнутостью, отчужденностью и автономностью. Люди с такой акцентуацией могут проявлять пониженную социальную адаптацию и иметь проблемы в установлении близких отношений с окружающими.

Что происходит с подростками, у которых есть акцентуация характера?

Подростки с акцентуацией характера могут испытывать уязвленное самолюбие, недовольство собой и нарушения равновесия в отношениях с окружающими. Это может привести к конфликтам и проблемам в общении.

Как можно определить акцентуацию характера и что она означает?

Акцентуация характера представляет собой выраженное усиление отдельных черт характера, которое не достигает уровня патологического расстройства. Для определения акцентуаций характера используются различные методы психологической диагностики, включая анкетирование и психологические тесты.

Какие черты характера характеризуют шизоидный тип акцентуации?

Шизоидный тип акцентуации характеризуется замкнутостью, отчужденностью и автономностью. У людей с данным типом акцентуации могут проявляться проблемы в общении и нарушения в отношениях с окружающими.

Какие черты характера могут быть свойственными подросткам с акцентуацией характера?

У подростков с акцентуацией характера часто наблюдаются уязвленное самолюбие, недовольство собой и нарушения равновесия в отношениях с окружающими. Эти черты могут влиять на их поведение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми.