Судебная реформа 1922 г.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 29.12.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Предпосылки формирования новой судебной системы в 1922 г.
1.1. Слом старой правоохранительной и судебной системы и формирование судебной системы после Великой октябрьской социалистической революции
1.2. Состояние советской судебной системы накануне судебной реформы 1922г.
2. Судебная реформа 1922 г.: порядок осуществления и результаты
2.1. Классификация дореформенных судебных органов Советской России
2.2. Нормативно-правовое регулирование и структура новой судебной системы РСФСР в 1922 г.
2.3. Полномочия правоохранительных органов по осуществлению правосудия в результате реформы 1922 г.
Заключение
Список использованной литературы
Данные ограничения были обусловлены стремлением советской власти не допустить в состав судебных органов представителей бывших эксплуататорских классов. Естественно, что при таком подходе профессиональные знания кандидата в судьи ценились значительно ниже, чем политический опыт работы в советских органах.
Также в Положении подчеркивалось, что народными заседателями могли избираться все трудящиеся РСФСР, обладавшие правом избирать и быть избранным в местные советы. Народные заседатели избирались на промышленных предприятиях, в воинских частях, волостных и сельских советах. Важно отметить, что в Положении устанавливались существенные ограничения по классовому составу народных заседателей: 50% должны были избираться от рабочих; 35% - от волостей и селений; 15% - от воинских частей. Такие же требования были установлены и к кандидатам в народные заседатели. Особое внимание здесь обращалось на социально-классовый состав. Одной из основных частей судебной реформы 1922 г. являлось восстановление таких правовых институтов, как прокуратура и адвокатура, которые были распущены в первые же дни после Октябрьской революции.
Необходимость создания прокуратуры не вызывала споров среди юристов страны, спорным был вопрос о том, какими функциями ее наделить. Весной 1922 года Наркомюст вошел в правительство с проектом об учреждении прокуратуры как органа, который должен наблюдать за деятельностью следственных органов и поддерживать обвинение в суде, а также осуществлять надзор за законностью вообще. Предложенный вариант вызвал ожесточенные споры во ВЦИК.
Во-первых, ряд деятелей коммунистической партии относились к понятию «законность» как к чему-то временному, неизбежному придатку допущенных в период НЭПа капиталистических отношений и противопоставляли ей революционную целесообразность. Прокуратура, по их мнению, являлась временным образованием.
Во-вторых, споры возникли о ее подчиненности. Прокурор, утверждали противники создания прокуратуры в виде независимого органа, не должен стоять вне системы местных советских законов.
В-третьих, возложение на прокуратуру надзора за законностью действий всех органов власти, по мнению некоторых противников проекта, должно было привести к дублированию уже существовавшей Рабоче-крестьянской инспекции, и поэтому следовало общий надзор исключить из функций прокуратуры, ограничив ее только судебной работой, как это было в дореволюционной России. Огромное влияние на создание прокуратуры оказала известная статья В.И. Ленина, написанная 20 мая 1922 года – «О «двойном» подчинении и законности». В ней он обосновал принцип единства социалистической законности. Указал на ошибочность требования, вытекающего из желания «сохранить законность калужскую, в отличие от законности казанской», требовал, чтобы понимание законности было одинаковым по всей Республике.Вторая важная часть ленинского тезиса заключалась в строгом подчинении прокуроров только по вертикали, для того, чтобы местные советские и партийные органы не могли оказывать на них давление. Именно эти принципиальные моменты и легли в основу Положения о прокурорском надзоре 1922 года. Тем не менее, 28 мая 1922 г. ВЦИК было принято Положение о прокуратуре.
На прокуратуру возлагалось:
осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);
наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ;
поддержание обвинения в суде;
наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
Созданная прокуратура, однако, не стала самостоятельным органом, как это было прописано в Положении. Центральная прокуратура РСФСР входила в качестве IV отдела в состав Наркомюста РСФСР. Работой прокуратуры руководил заместитель Народного комиссара, старший помощник прокурора Республики. Нарком одновременно являлся и прокурором Республики. После того, как советская власть уничтожила институт частных поверенных и присяжных поверенных, она сразу же начала издавать декреты о суде, в которых обеспечивались права и интересы обвиняемого и потерпевшего в судебном процессе.
Кроме того, о регулировании систематизации актов о суде и самих судебных актов можно вести речь лишь с 26 мая 1922 г. – даты принятия третьей сессией ВЦИК постановления «Об адвокатуре». По этому закону в губерниях создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции; не разрешалось совмещение должности члена коллегии с занятием иной должности в государственном учреждении или предприятии (кроме выборных и профессорско-преподавательских должностей в учебных заведениях); коллегия управлялась президиумом, избираемым общим собранием её членов; сфера деятельности коллегии не ограничивалась судебными рамками – «основная работа коллегии выражается в консультациях и пропаганде права». В соответствии с Положением в систему судебных органов включались и народные следователи, которые работали при соответствующих следственных участках, губернских судах и Верховном суде РСФСР. При отделе прокуратуры Наркомата юстиции РСФСР состояли также народные следователи, которым поручалось расследование дел особой государственной важности. Следователи при следственных участках назначались губернским судом и утверждались губернским исполкомом советов и Наркоматом юстиции. Следователи при губернских судах, Верховном суде и Наркомате юстиции назначались на должность соответствующими органами, при которых они функционировали. Важно при этом отметить, что «следователь был свободен от какой-либо административной зависимости от прокурора, последний имел право давать следователю указания о направлении и дополнении расследования, о мере пресечения». В том случае, когда между прокурором и следователем возникали разногласия, они «решались судом, только суд обладал полномочиями наложения на следователей взысканий».
Заключение
Несомненно, судебная реформа 1922 г. явилась позитивным событием в истории страны. Жизнеспособность варианта трехзвенной системы судебных органов, основы которого были заложены именно во время рассматриваемой реформы, подтверждена многолетней практикой деятельности судов, а некоторые её идеи и принципы сохраняют актуальность и в наши дни. В целом даже пока сохраняется установленный в период судебной реформы порядок кассационного и надзорного производства по уголовным делам до сегодняшнего дня.
Детальный анализ материалов судебной реформы 1922 г. позволяет сделать вывод о ее неплохой теоретической проработанности. Но, несмотря на качественную теоретическую основу, реформа, к сожалению, не выдержала столкновения с жизненными реалиями, что в дальнейшем и привело к трансформации ее первоначальной сущности.
Делая общие выводы судебной реформы 1922 года можно скачать, что:
1. Нормативные акты судебной реформы предусматривали созданиеформально независимой от администрации системы органов юстиции (суда, прокуратуры и адвокатуры). Однако фактическая зависимость органов юстиции от партийных организаций сохранилась.
2. Органы юстиции действовали под негласным руководством партийных органов, которое проявлялось в назначении и смещении кадров, принятии организационных решений, даче указаний по конкретным делам. Методами руководства выступали непосредственные указания, предварительное утверждение решений «советских» органов, создание партийной ячейки суда и прокуратуры и партийной фракции в коллегии защитников.
3. Руководящая роль Коммунистической партии в значительной мере ограничивала провозглашенную актами реформы централизацию судебно-прокурорской системы. На примере Петрограда можно наблюдать, как при формальном соблюдении установленной законом процедуры кадровые и иные управленческие решения в судебной сфере сначала принимались губернскими партийными органами, а затем уже реализовывались в «советском» и «судебном» порядке.
4. Ликвидация чрезвычайных органов (Верховного трибунала, губернских революционных трибуналов) привела к появлению чрезвычайной процедуры рассмотрения политически значимых уголовных дел в судах общей юрисдикции. Борьба с политическими противниками режима приобрела новые формы (военная и военно-транспортная коллегии Верховного суда, уголовно-судебное отделение губернского суда, военные трибуналы).
5. Несмотря на, казалось бы, полное отрицание новым руководством дореволюционной юридической системы, некоторые институты были из нее заимствованы. В ходе судебной реформы произошел возврат от принципа 14 «единого народного суда» к разделению дел по родовой подсудности. Тогда же была создана прокуратура, сочетающая черты надзорной (до 1864 г.) и обвинительной (после 1864 г.) прокуратуры Российской империи. При создании адвокатуры за основу приняли ее дореволюционную модель.
6. Судебная реформа 1922 г. носит следы борьбы Наркомата юстиции с другими центральными ведомствами (Наркоматом труда, Наркоматом земледелия, Советом труда и обороны) и с местными Советами за властные полномочия. Так, созданные в 1922 г. судебные и квазисудебные органы специальной компетенции (особые трудовые сессии, земельные и арбитражные комиссии) представляют собой различные варианты компромисса между Наркоматом юстиции и другими ведомствами. Прокуратура в составе Наркомата юстиции была задумана для ограничения влияния губернских исполкомов в сфере юстиции.
Итак, рассмотрев Судебную реформу 1922 г. через призму времени и опыта советских и российских правоведов, историков, юристов, можно подвести итог этим историко-правовым изысканиям: именно в Судебной реформе 1922 г. был заложен тот базис, те основы, которые во многом предопределили дальнейшее развитие как советской судебной системы, так , впоследствии, и российской. Она сыграла свою роль, и немаловажную, в формировании нашей современности, наших реалий. Вышеназванная реформа помогла объединить активность суда и сторон в сборе доказательств, которая является уникальной и не характерной для других основных правовых систем. Полагаем, что её разработка и принятие обусловлены в первую очередь социокультурными причинами. Российская модель сочетания активности суда и сторон в собирании доказательств является самобытной и заслуживает самой высокой оценки.
Столь объективные предпосылки к проведению судебной реформы просто не могли не привести к тем результатам, которые могли наблюдать её современники и которые получили если не полное своё отражение, то хотя бы тень в нашей современности.
Уже ушли в прошлое многие государственные институты, - о некоторых из них попросту забыли, другие же, напротив, с новыми функциями и общим наполнением возрождаются вновь (мировые судьи, присяжные заседатели, судебные приставы и т.п.). Не это ли является лучшим подтверждением того, что исторический опыт всегда полезен? На наш взгляд – несомненно. Именно опираясь на него, мы строим сейчас в России правовое государство. И за советом в этом строительстве мы не раз обратимся, в первую очередь, к нашей истории.
Список использованной литературы
1. Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность — М.: ИНИОН РАН, 2007.
2. Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. - 2000. 376 с.
3. Буков В. А. Суд и общество в Советской России: у истоков тоталитаризма. М.: Изд-во Российской правовой академии Минюста России, 1992. С. 119.
4. Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. — Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1969.
5. Власов В. И. История судебной власти в России. Книга вторая,1917 - 2003 годы — М.: Компания Спутник, 2004.
6. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007 г., с. 145
7. История государства и права СССР. Под редакцией Титова Ю.П. Часть 1. - М.: Юридическая литература, 2008 г., с. 251
8. История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева – 1998.
9. Каар Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923 гг. – М.,1995.
10. Кожевников М.В. История советского суда. 1917 - 1947гг — М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1948.
11. Краснов Ю.К. История государства и права России. - М.: Российское педагогическое агентство, 2007 г., с. 289
12. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы в 6 т. Т.5 - Советское государство — М.: МЫСЛЬ, 2003.
13. Мартинович И. И. История суда в Белорусской ССР, 1917 - 1960 гг — Минск: Изд-во М-ва высш., среднего специального и профессионального образования БССР, 1961.
14. Мельгунов С. П. Красный террор в России. М., 1990. C. 242.
15. Петухов Н.А. История военных судов России — М.: Норма, 2005.
16. Платонов С. Ф. «Лекции по русской истории». - Москва, издательство «Высшая школа», 2003.
17. Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской России (1917-1922 гг.) М.: Наука, 1990.
18. Стецовский Ю. И. История советских репрессий. Т. 1. М.: Знак-СП, 1997
19. Титов Ю.П.,Чистяков О.И. Хрестоматия по ИГП СССР. - М.: Юридическая литература, 2006 г., с. 345
20. Учебник: История отечественного государства и права (часть II ) – М.,1999
Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность — М.: ИНИОН РАН, 2007.
Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность — М.: ИНИОН РАН, 2007.
Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность — М.: ИНИОН РАН, 2007.
Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность — М.: ИНИОН РАН, 2007.
Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность — М.: ИНИОН РАН, 2007.
Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность — М.: ИНИОН РАН, 2007.
Бабенко В.Н. Судебная система России: история и современность — М.: ИНИОН РАН, 2007.
Власов В. И. История судебной власти в России. Книга вторая,1917 - 2003 годы — М.: Компания Спутник, 2004.
Власов В. И. История судебной власти в России. Книга вторая,1917 - 2003 годы — М.: Компания Спутник, 2004.
Власов В. И. История судебной власти в России. Книга вторая,1917 - 2003 годы — М.: Компания Спутник, 2004.
Власов В. И. История судебной власти в России. Книга вторая,1917 - 2003 годы — М.: Компания Спутник, 2004.
Власов В. И. История судебной власти в России. Книга вторая,1917 - 2003 годы — М.: Компания Спутник, 2004.
Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы в 6 т. Т.5 - Советское государство — М.: МЫСЛЬ, 2003.
Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы в 6 т. Т.5 - Советское государство — М.: МЫСЛЬ, 2003.
Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы в 6 т. Т.5 - Советское государство — М.: МЫСЛЬ, 2003.
Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы в 6 т. Т.5 - Советское государство — М.: МЫСЛЬ, 2003.
Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007 г., с. 145
Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы в 6 т. Т.5 - Советское государство — М.: МЫСЛЬ, 2003.
Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007 г., с. 145
Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007 г., с. 145
Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007 г., с. 145
Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007 г., с. 145
34
2. Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. - 2000. 376 с.
3. Буков В. А. Суд и общество в Советской России: у истоков тоталитаризма. М.: Изд-во Российской правовой академии Минюста России, 1992. С. 119.
4. Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. — Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1969.
5. Власов В. И. История судебной власти в России. Книга вторая,1917 - 2003 годы — М.: Компания Спутник, 2004.
6. Исаев И.А. История государства и права России. - М.: Юристъ, 2007 г., с. 145
7. История государства и права СССР. Под редакцией Титова Ю.П. Часть 1. - М.: Юридическая литература, 2008 г., с. 251
8. История Государства и права России: Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева – 1998.
9. Каар Э. История Советской России. Большевистская революция 1917-1923 гг. – М.,1995.
10. Кожевников М.В. История советского суда. 1917 - 1947гг — М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1948.
11. Краснов Ю.К. История государства и права России. - М.: Российское педагогическое агентство, 2007 г., с. 289
12. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы в 6 т. Т.5 - Советское государство — М.: МЫСЛЬ, 2003.
13. Мартинович И. И. История суда в Белорусской ССР, 1917 - 1960 гг — Минск: Изд-во М-ва высш., среднего специального и профессионального образования БССР, 1961.
14. Мельгунов С. П. Красный террор в России. М., 1990. C. 242.
15. Петухов Н.А. История военных судов России — М.: Норма, 2005.
16. Платонов С. Ф. «Лекции по русской истории». - Москва, издательство «Высшая школа», 2003.
17. Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской России (1917-1922 гг.) М.: Наука, 1990.
18. Стецовский Ю. И. История советских репрессий. Т. 1. М.: Знак-СП, 1997
19. Титов Ю.П.,Чистяков О.И. Хрестоматия по ИГП СССР. - М.: Юридическая литература, 2006 г., с. 345
20. Учебник: История отечественного государства и права (часть II ) – М.,1999
Вопрос-ответ:
Какими были предпосылки формирования новой судебной системы в 1922 г?
После Великой октябрьской социалистической революции произошел слом старой правоохранительной и судебной системы, в результате чего возникла необходимость в формировании новой судебной системы. До революции судебная система в России была абсолютно неподготовлена к решению задач социалистической перестройки. В связи с этим был проведен ряд реформ, в том числе и судебная реформа 1922 года.
Какое состояние имела советская судебная система до проведения судебной реформы 1922 г?
Советская судебная система до проведения судебной реформы 1922 года находилась в состоянии хаоса и неустойчивости. Дореформенные суды были неэффективными и коррумпированными, а правоохранительные органы не всегда соблюдали закон и произвольно преследовали граждан. В результате уничтожения старой системы, возникла потребность в новой, более справедливой и эффективной судебной системе.
Какие меры были предприняты при проведении судебной реформы 1922 года?
При проведении судебной реформы 1922 года была осуществлена классификация дореформенных судебных органов в Советской России. Также было проведено нормативно-правовое регулирование и определена структура новой судебной системы. В результате реформы были созданы новые судебные органы, сфокусированные на принципах справедливости и равноправия, что позволило улучшить состояние и эффективность судебной системы.
Каков порядок осуществления и какие результаты принесла судебная реформа 1922 года?
Судебная реформа 1922 года была проведена в несколько этапов. На первом этапе была осуществлена классификация дореформенных судебных органов, а на втором - проведено нормативно-правовое регулирование и определена структура новой судебной системы. Результатом реформы стало создание новых судебных органов, которые смогли повысить справедливость и эффективность судебной системы в Советской России.
Какие были предпосылки формирования новой судебной системы в 1922 году?
Одной из предпосылок формирования новой судебной системы в 1922 году был слом старой правоохранительной и судебной системы после Великой октябрьской социалистической революции. В результате революции были уничтожены бывшие судебные органы, и требовалась создание новой судебной системы. Еще одной предпосылкой было состояние советской судебной системы накануне судебной реформы, которая нуждалась в реставрации и усовершенствовании.
Какой порядок осуществления и каких результатов была достигнута судебная реформа 1922 года?
Судебная реформа 1922 года осуществлялась в несколько этапов. Сначала произошло классификация дореформенных судебных органов Советской России, затем было проведено нормативно-правовое регулирование и создание структуры новой судебной системы. Как результат этой реформы было создано новое единое судебное пространство, работающее на основе принципов социалистического правопорядка и классовой борьбы. Эта реформа значительно улучшила качество судебных процессов и повысила доверие граждан к системе правосудия.
Что можно сказать о сломе старой правоохранительной и судебной системы после Великой октябрьской социалистической революции?
После Великой октябрьской социалистической революции старая правоохранительная и судебная система в России была полностью разрушена. Это произошло в результате революционных событий и действий большевиков, которые стремились создать новую судебную систему, основанную на принципах социалистического правопорядка. Слом старой системы был необходимым шагом для формирования новой судебной системы, которая должна была служить интересам рабочего класса и трудовых масс.
Какие предпосылки привели к формированию новой судебной системы в 1922 году?
Одной из главных предпосылок формирования новой судебной системы в 1922 году был слом старой правоохранительной и судебной системы, произошедший после Великой октябрьской социалистической революции. Это событие вызвало необходимость создания новых органов правосудия, которые отвечали бы интересам рабочего класса и народа. Еще одной предпосылкой стала неудовлетворенность состоянием советской судебной системы, ее неспособность решать свои задачи и осуществлять справедливый правосудный процесс.