Развитие традиций «новой драмы» в драматургии Б. Шоу.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 12 12 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 17.07.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Сюжет пьесы очень прост и в чём-то даже сказочен. Профессор фонетики Хиггинс заключает пари с полковником Пикерингом, что за несколько месяцев ему удастся обучить уличную торговку цветами правильной речи и сделать так, чтобы «она с успехом могла сойти за герцогиню». Хиггинс действительно учит её, и Элиза действительно добивается определённых успехов, благодаря этому обучению, но более значителен вклад в её преображение делае полковник Пикеринг, который относится к ней с уважением (чего нет в отношении Хиггинса). И в атмосфере внимания и уважения к ее личности Элиза проявляет необыкновенные способности, ум, талант, чувство внутреннего достоинства. «Превращение» Элизы, по мысли Шоу, призвано опровергнуть утвердившееся мнение о том, что социальные барьеры непреодолимы. Они лишь препятствуют людям реализовать заложенные в них возможности. Однако одного только обучения Хиггинса, по признанию самой Элизы, было бы мало: наука может многое, но она не всесильна. Для того чтобы человек осознал себя заслуживающей уважения личностью, нужно отнестись к нему с уважением.Несмотря на то, что в основе пьесы лежит популярный сюжет, чем-то напоминающий одновременно и миф о Галатее и Пигмалионе, и сказку о Золушке (что и делает эту пьесу настолько популярной до сих пор), Шоу в ней разрушает многие зрительские и читательские ожидания. Во-первых, романтическая линия практически отсутствует. К жизни «Галатею» пробуждает не любовь, а уважение. Во-вторых, в послесловии к пьесе Шоу говорит, что Элиза вышла замуж за Фредди, который, в целом, довольно никчёмен, хотя и езопасен для неё. Возможно, в её жизни не будет ни возвышенной любви, ни романтики, возможно, она вообще не будет счастлива, несмотря на то, что, благодаря науке, сумела вырваться из той жизни, котору вела до сих пор. «Галатею» оживили, но это не грантирует счастливого исхода — эта мысль делает пьесу реалистичной и освобождает от сюжетных клише, которые присущи многим произведениямс подобным сюжетом.В 1913 г. Шоу приступил к работе над пьесой «Дом, где разбиваются сердца», открывающей второй период его творчества. Эта пьеса по своей тональности, вероятно, более всего соотносится с самим понятием новой драмы. Шоу завершил её в 1917 г., в конце первой мировой войны. Это историческое событие, ставшее причиной для разочарования и потери идеалов у многих людей, привело и к крушению фабианских иллюзий Шоу относительно той роли, которую была призвана играть интеллигенция в жизни общества. Ответственность за трагические события современности Шоу возлагает на те круги английской интеллигенции, которые, не будучи их непосредственными виновниками, объективно способствовали их возникновению. Раскрывая символический смысл пьесы, он замечает: «Дом, где разбиваются сердца»— это не только название пьесы <...> а вся культурная и праздная предвоенная Европа, которую совершенно безвольные, расслабленные тепличной атмосферой гостиных люди отдали во власть коварного невежества и бездушной силы». Подтверждением этой мысли в конце пьесы возникает символический образ сбившегося с курса и плывущего в неизвестность корабля, с капитаном, покинувшим свой капитанский мостик, и командой, равнодушно ожидающей страшной катастрофы. Такого рода символы очень характерны для новой драмы.В пьесе «Дом, где разбиваются сердца» реализм Шоу приобретает новые черты. Драматург обращается к символике, философскому иносказанию, фантастике, политическому гротеску. Впоследствии парадоксальность гротескных ситуаций и фантастичность художественных образов становятся неотъемлемой чертой его драматургии, особенно ярко проявляясь в так называемых политических экстраваганциях. Оставаясь по сути теми же «драмами идей», они наполнены проблемным содержанием и служат сатирическим целям, открывая читателю или зрителю глаза на истинное положение дел в современной политической жизни. Отказ от традиционной художественной и сценической достоверности в пользу широкой философской дискуссии в поздней драматургии Шоу по достоинству оценил Брехт, назвавший английского драматурга «создателем интеллектуального театра XX века». ЗаключениеИтак, мы провели исследование в соответсвии с поставленными во введении задачами.На рубеже XIX и XX веков в драматургии возникло новое направление, называемое новой драмой, для которого было характерно снижение сюжетного начала, пристальное внимание к психологии людей, повышение роли подтекста. Бернард Шоу был одним из важных представителей новой драмы в английской и мировой драматургии. Драматургу наших дней, считает Шоу, следует трезво взглянуть на действительность и отбросить всякие устарелые истины, ибо они лишены реального содержания. Утвердившийся в обществе «культ ложных идеалов» Шоу называет «идеализмом», а его приверженцев — «идеалистами». Идеалисты (как, напрмимер миссис Уоррен) ведут себя не так, как хочется им самим, но так, как предписывает общество. Задача современного драматурга в том и состоит, чтобы вскрыть таящиеся в обществе противоречия и найти путь «к более совершенным формам общественной и частной жизни». Главным элементом драматургии в тврчестве Шоу и других представителей новой драмы становится столкновение различных идей и мнений, драматизм современной пьесы, по мнению Шоу, должен основываться не на внешней интриге, а на острых идейных конфликтах самой действительности. Практически лишённые в большинстве своём романтической составляющей, со значительно ослабленным сюжетным началом, пьесы Шоу тем не менеепривлекают зрителя и читателя остротой поднимаемых проблем, живыми ситуациями и диалогами, парадоксальностью сюженых решений.Список использованной литературыАдреева С.А. Функции паузы в поэтике английской «новой драмы»:Дж. Б. Шоу и Дж. Голсуорси. Красноярск, 2005. 182 с.Андрев Л.Г. Западноевропейская «новая драма» // Зарубежная литература ХХ века. http://www.infoliolib.info/philol/andreev/1.html. (Дата обращения: 14.06.2014).Бернард Шоу // Литературный глоссарий. http://www.bukinistu.ru/biografiya-bernard-shou.html. (Дата обращения: 14.06.2014).Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. М.: Наука, 1974. 390 с.Шоу Б. Пигмалион. Послесловие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ru/INPROZ/SHOU/pigmalio.txt. (Дата обращения: 14.06.2014).

1. Адреева С.А. Функции паузы в поэтике английской «новой драмы»: Дж. Б. Шоу и Дж. Голсуорси. Красноярск, 2005. 182 с.
2. Андрев Л.Г. Западноевропейская «новая драма» // Зарубежная литература ХХ века. http://www.infoliolib.info/philol/andreev/1.html. (Дата обращения: 14.06.2014).
3. Бернард Шоу // Литературный глоссарий. http://www.bukinistu.ru/biografiya-bernard-shou.html. (Дата обращения: 14.06.2014).
4. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-XX веков. М.: Наука, 1974. 390 с.
5. Шоу Б. Пигмалион. Послесловие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ru/INPROZ/SHOU/pigmalio.txt. (Дата обращения: 14.06.2014).

Вопрос-ответ:

Какую тему затрагивает статья?

Статья затрагивает тему развития традиций новой драмы в драматургии Бернарда Шоу.

Какой сюжет имеет пьеса Бернарда Шоу?

Сюжет пьесы очень прост и даже сказочен. Профессор фонетики Хиггинс заключает пари с полковником Пикерингом, что за несколько месяцев он сможет обучить уличную торговку цветами правильной речи и сделать так, чтобы она могла успешно сойти за герцогиню.

Действительно ли Хиггинс научил Элизу правильной речи?

Да, Хиггинс действительно учит Элизу и она достигает определенных успехов благодаря этому обучению.

Какие традиции новой драмы развивает Шоу в своей драматургии?

В своей драматургии Шоу развивает традиции новой драмы, включая острые дискуссии, использование языка как средства воздействия и социальной критики, а также изображение глубоких характеров и сложных внутренних конфликтов.

Какой вклад в преображение Элизы сделал полковник Пикеринг?

Более значительный вклад в преображение Элизы делает полковник Пикеринг, который позволяет ей стать самой собой и поддерживает ее в ее стремлении к улучшению.

Какими способами профессор Хиггинс обучает Элизу правильной речи?

Профессор Хиггинс обучает Элизу правильной речи путем интенсивных тренировок, исправления ее произношения и дикции, а также помогает ей избавиться от уличной акцента и неуклюжего поведения.

Какая основная цель профессора Хиггинса в обучении Элизы?

Основная цель профессора Хиггинса в обучении Элизы - доказать, что ее социальное происхождение и образование не имеют значения, и что с помощью правильной речи и манеры поведения она сможет преобразить свою жизнь и стать уважаемой в обществе.

Какие успехи достигает Элиза благодаря обучению профессора Хиггинса?

Благодаря обучению профессора Хиггинса, Элиза значительно улучшает свою речь и манеру поведения, и становится способной проходить за герцогиню. Она учится выглядеть и вести себя соответствующе своему новому статусу, что открывает перед ней новые возможности в обществе.

Какое влияние на преображение Элизы оказывает полковник Пикеринг?

Полковник Пикеринг играет важную роль в преображении Элизы. Он поддерживает и поощряет ее в процессе обучения, вносит свои идеи и советы, а также помогает ей в преодолении трудностей. Благодаря его участию, Элиза обретает уверенность в себе и умение применять свои новые навыки на практике.

Какие основные темы присутствуют в пьесе "Пигмалион"?

Основными темами пьесы "Пигмалион" являются социальная мобильность, влияние образования на личность, проблема классового разделения, а также вопросы самовыражения и поиска своего места в обществе.