№ 8 Прогнозирование и планирования, как функция управления
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 9 + 9 источников
- Добавлена 31.08.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1.Теоретические основы планирования и прогнозирования 4
1.1.Сущность планирования и прогнозирования 4
1.2.Методы планирования и типы планов 10
2.Применение планирования на практике 15
2.1.Стратегическое планирование 15
2.2.Тактическое планирование 19
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Традиционно оценивают эффективность деятельности предприятий независимо от субъекта оценки с помощью финансовых показателей.
Исследования, проведенные Renaissance Worldwide и журналом СFО Маgаsine среди 200 крупнейших западноевропейских компаний, установили, что около 50% компаний строят собственные системы оценки эффективности, основанные только на системе финансовых показателей [7].
Оценки деятельности предприятий на основе только финансовых активов является простым с позиции доступа к информации (как правило, оцениваются финансовая отчетность предприятий: Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о собственном капитале, Отчет о движении денежных средств) и простота методики расчетов определенных показателей.
Наряду с этим финансовые показатели, как правило, не отражают информацию о проблемных или положительных факторах формирования на предприятии ликвидности, деловой активности т.д. Для этого обязательно необходимо владеть не финансовой информацией, о вкусах и пристрастиях потребителей, квалификационном составе работников, внедрении новаций, эффективности деятельности конкурентов, имидже и репутации организации и т.п. Для субъектов оценивания необходима приоритетная информация о перспективах развития организации, которая закладывается в конкретных финансовых индикаторах, формирующие ориентиры для управления, инвестирования, кредитования и реализации других целевых мероприятий.
Известной системой показателей управления деятельностью организации, объединяющей финансовые и нефинансовые индикаторы, является сбалансированная система показателей ВSС Нортона-Каплана.
Результаты проведенных исследований обусловили возникновение концепции сбалансированной системы индикаторов, которая выглядела своеобразной панелью управления, заполненной четырьмя группами индикаторов: финансовыми индикаторами, индикаторами потребителей, индикаторами бизнес-процессов, индикаторами кадрового потенциала, позволяющих на низших уровнях доказывать стратегические показатели высшего уровня управления.
Сбалансированная система показателей характеризуется рядом преимуществ: она содержит целевые показатели, которые охватывают все стратегически важные сферы деятельности организации (финансы, рынок, производство и инновации); формирует причинно-следственные связи между всеми группами показателей; служит инструментом для реализации стратегий организации и повышения информационного обеспечения принятия управленческих решений; формирует индикаторы (20-25 показателей) - ориентиры для управления организацией и т.п.
Качество использования и реализации этой системы в значительной степени зависит от уровня информационного обеспечения для расчета ключевых показателей (особенно это касается нефинансовых показателей) и систематического анализа имеющихся взаимосвязей между показателями, поиска причинно-следственных связей в предлагаемых или фактических изменениях. ВSС прежде всего создана для руководителей высшего уровня управления и владельцев предприятий. Внедряя систему сбалансированных индикаторов Д. Нортона и Р. Каплана на предприятии, необходимо формировать критерии отбора ключевых показателей. К таким критериям целесообразно относить:
• связь индикаторов стратегии развития организации в долгосрочной перспективе (для руководителей организации недостаточно руководствоваться только оперативным диагностическими индикаторами, которые не связаны с перспективами развития, поскольку в таком случае процесс управления разрывается на отдельные звенья, не будучи направленным на формирование долгосрочной перспективы развития для организации);
• количественное выражение индикаторов (индикаторы должны формировать четкие критерии, при этом нецелесообразно включать в системы показателей такие индикаторы, которые формируются на основе субъективных экспертных оценок, поскольку в таком случае теряется объективность оценки ситуации на предприятии);
• доступность (в систему показателей должны включаться такие индикаторы, которые можно оперативно отслеживать и которые не требуют значительных средств для их информационного обеспечения);
• информационная прозрачность (каждый работник в организации должен четко понимать целевую шкалу индикаторов, их тактическое и стратегическое назначение);
• релевантность (индикаторы должны четко отражать цели организации);
• наличие единого толкования индикаторов (индикаторы должны исключать двойное толкование, поэтому работникам необходимо объяснять каждый критерий, используемый на предприятии).
Система индикаторов призвана спрогнозировать, оценить и проанализировать результативность предприятия в целом, его подразделений, виды деятельности, использования ресурсов и т.п. Под индикаторами необходимо понимать ключевые показатели, которые целостно отражают состояние и тенденции развития соответствующего объекта.
Одной из проблем внедрения и применения в организациях системы индикаторов является выбор их количества и состава. На отдельных предприятиях принципом формирования такой системы является деятельностный подход, т.е. устанавливаются индикаторы, с помощью которых прогнозируются и оцениваются отдельные виды деятельности: производственная, маркетинговая финансовая, логистическая, внешнеэкономическая т.п. В условиях ограниченных ресурсов в организациях основной задачей системы индикаторов выступает оценка и прогнозирование использования различных видов ресурсов трудовых, материальных, энергетических, информационных, финансовых.
Основная сложность построения системы индикаторов на предприятии заключается в необходимости обеспечения ее гибкости и высокого уровня адаптивности к изменениям среды функционирования, а это предполагает четкое отслеживание и учет многих взаимосвязей между всеми показателями и отображения прогнозируемых изменений в функциональных показателях при корректировке целевых стратегических показателей. Анализируя достижения фактических показателей по сравнению с плановыми, следует учитывать, что могут возникать отклонения трех типов: отклонения, обусловленные планированием; отклонения, обусловленные непредвиденными изменениями в условиях деятельности; отклонения, обусловленные нарушениями и несоблюдением требований по осуществлению производственно-хозяйственной деятельности.
Этап 4. Подбор на альтернативной основе мероприятий по достижению плановых параметров. После определения основных показателей, которых прежде стремится достичь организация в пределах реализации выбранной стратегии, необходимо разработать мероприятия по достижению заданных параметров. Они будут весьма специфическими для конкретных предприятий.
Примерами возможных мер могут быть: освоение производства новых видов продукции; модернизация технологии производства; внедрение прогрессивных технологий; автоматизация производственных трудоемких процессов; разработка прогрессивных стандартов; внедрение интегрированных управленческих систем; разработка масштабной рекламной кампании; производство передовых методов работы; прирост производственных мощностей за счет реконструкции; модернизация конструкций и технических характеристик изделий.
Этап 5. Бюджетное планирование. Бюджетное планирование, как один из этапов текущего планирования, призвано разработать механизмы реализации сформированных на предыдущем этапе мероприятий по минимальным потерям и максимальным удобствами. Бюджетное планирование - Это процесс формирования бюджетов для конкретных объектов на год с целью определения на основе многовариантного анализа в натуральной или денежной формах объема расходов и доходов, расходов и поступлений, активов и пассивов, оптимизации их структуры и корреспонденции с целью достижения поставленных целей организации, реализации определенных мероприятий с учетом наличия определенных ограничений и влияния факторов среды функционирования.
Основными целями бюджетного планирования, как правило, являются: минимизация потерь; совершенствования управления денежными потоками; оптимизация ресурсных потоков; высвобождение финансовых ресурсов для реализации наиболее прибыльных проектов; выделение наиболее перспективных сфер для инвестирования; выделение высокорентабельных, низкорентабельных и нерентабельных видов бизнеса; оптимизация структуры капитала; повышение эффективности использования имеющихся ресурсов и т.п.
Этап 6. Выбор административных рычагов (политики, процедур, правил) достижение плановых параметров. Административные рычаги формируются на основе разработки политики, процедуры, правила и т.п.
Политика - это общее руководство для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. В качестве примера можно рассматривать политику, направленную на унификацию деталей и узлов автомобиля.
Процедурами являются действия, которые необходимо осуществлять в конкретной ситуации. Например, содержание инструкций по эксплуатации автомобилей определяет сущность процедур их технического осмотра и обслуживания, ремонта и т.п.
Правило указывает на то, что должно быть сделано в специфической одноразовой ситуации. Оно рассчитано на конкретные и ограниченные вопросы. Примером правила может быть порядок подписи определенного документа. Правила и процедуры выполняющие, следующие функции: указывают работникам направление действий; исключают повторы; формируют содержание деятельности; создают возможности для предсказания определенных событий; способствуют сравнению с прошлым, аналогом т.п.
Таким образом, применение политики, процедур и правил позволяет создать определенный организационно-распорядительный механизм, направленный на обеспечение реализации определенных мероприятий с целью достижения основных показателей.
Этап 7. Формирование текущего плана. Сводный текущий план формируется на текущий календарный или финансовый год и должен содержать следующие разделы: перечень плановых ключевых показателей, которых стремится достичь организация в рамках реализации выбранной стратегии деятельности и которые должны отражать все сферы деятельности предприятия; перечень мероприятий, реализация которых будет способствовать достижению определенных показателей.
Этап 8. Детализация текущего плана по центрам выполнения (ответственности). Заключается в формировании текущих планов для центров выполнения (подразделений, служб, комитетов и т.д.). Центры выполнения (ответственности) - это подразделения, службы, группы организации, ответственных за выполнение определенных работ, реализацию определенных мероприятий и результативности.
Заключение
Под планированием понимают относительно обособленный вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации. В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, тактическое и оперативное.
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намеченных конечных результатов, при этом учитываются способы и средства достижения поставленных целей, а также обеспечение необходимыми ресурсами. Стратегическое планирование охватывает период в 5-10 лет, влияет на функционирование всей системы управления и имеет отдаленные последствия.
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является инструментом выполнения стратегических планов. Этот вид планирования относится в первую очередь условий хозяйственных операций: производственных мощностей, финансирование, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.
Оперативное планирование осуществляется на нижнем уровне организации - это планирование конкретных действий на краткосрочный период. Для этого вида планирования детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, а также внедрение новых технологий.
Список использованной литературы
Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр.пер. с англ./ Науч.ред. и авт.предисл. Л.И.Евенко. – М.: Економика, 2009. – 519с.
Бодди Д., Пзйтон Р. Основи менеджмента, – СПб: Питер, 2006 – 816 с.
Виханский О.С. Наумов А.И. Практикум по курсу: «Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарика, 2005. –281 с.
Герчикова Й.Н. Менеджмент: Учебник. – М: ЮНИТИ, 2005. – 480с.
Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента / П.Ф. Друкер; [пер. с англ.]. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
Егоршин А.П. Управление персоналом. –Н. Новгород: НИМБ, 2007. – 1100 с.
Основы функционального менеджмента: учебное пособие / Г.Н. Козлова, А.С.Редькин, В.А. Кравченко, И.В. Лебедев и др.; Под. общ. ред. проф. Г.Н.Козловой – Одесса: ОКФА, 2005. – 285 с.
Роббинз, Стивен П., Коултер, Мзри. Менеджмент, 8-е издание.: Пер. англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1056 с.
Якокка Ли. Карьера менеджера. / При участии У. Новака; Пер. с англ. Р.И. Столлера; Общ. ред. и предисл. Ю. Медведкова. – М.: Прогресс, 2006. – 384 с.
3
Список использованной литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр.пер. с англ./ Науч.ред. и авт.предисл. Л.И.Евенко. – М.: Економика, 2009. – 519с.
2. Бодди Д., Пзйтон Р. Основи менеджмента, – СПб: Питер, 2006 – 816 с.
3. Виханский О.С. Наумов А.И. Практикум по курсу: «Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарика, 2005. –281 с.
4. Герчикова Й.Н. Менеджмент: Учебник. – М: ЮНИТИ, 2005. – 480с.
5. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента / П.Ф. Друкер; [пер. с англ.]. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
6. Егоршин А.П. Управление персоналом. –Н. Новгород: НИМБ, 2007. – 1100 с.
7. Основы функционального менеджмента: учебное пособие / Г.Н. Козлова, А.С.Редькин, В.А. Кравченко, И.В. Лебедев и др.; Под. общ. ред. проф. Г.Н.Козловой – Одесса: ОКФА, 2005. – 285 с.
8. Роббинз, Стивен П., Коултер, Мзри. Менеджмент, 8-е издание.: Пер. англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1056 с.
9. Якокка Ли. Карьера менеджера. / При участии У. Новака; Пер. с англ. Р.И. Столлера; Общ. ред. и предисл. Ю. Медведкова. – М.: Прогресс, 2006. – 384 с.
Вопрос-ответ:
Что такое планирование и прогнозирование?
Планирование и прогнозирование - это функции управления, которые позволяют организации определить цели, ресурсы и действия, необходимые для достижения этих целей. Планирование - это процесс создания детального плана действий, а прогнозирование - это процесс предсказания будущих событий и тенденций.
Какие методы планирования существуют?
Существует несколько методов планирования, включая верхний, средний и нижний уровни планирования. Верхний уровень планирования связан с разработкой долгосрочных стратегических планов, средний уровень связан с разработкой тактических планов на среднесрочную перспективу, а нижний уровень планирования связан с разработкой операционных планов на короткосрочную перспективу.
Какие типы планов существуют?
Существует несколько типов планов, включая стратегические, тактические и операционные планы. Стратегические планы разрабатывают на долгосрочную перспективу, они связаны с общими целями и направлением организации. Тактические планы разрабатывают на среднесрочную перспективу, они определяют конкретные шаги и ресурсы для достижения стратегических целей. Операционные планы разрабатывают на короткосрочную перспективу, они связаны с ежедневными действиями и ресурсами организации.
Как применяется планирование на практике?
Планирование применяется на практике во всех сферах деятельности организаций. Например, стратегическое планирование помогает определить курс и миссию организации, тактическое планирование помогает определить конкретные действия для достижения стратегических целей, а операционное планирование помогает оптимизировать процессы и ресурсы для достижения операционных целей.
Как оценивается эффективность деятельности предприятий?
Традиционно эффективность деятельности предприятий оценивается с помощью финансовых показателей, таких как прибыль, оборотные средства, доходность активов и другие. Однако возможны и другие подходы к оценке эффективности, с учетом не только финансовых результатов, но и социальной ответственности, инноваций и других факторов.
Что такое планирование и прогнозирование?
Планирование и прогнозирование - это функции управления, направленные на определение целей и разработку планов действий для их достижения. Они помогают организации оптимизировать свою деятельность, предвидеть возможные трудности и принимать необходимые меры для снижения рисков.
Какие методы планирования существуют?
Существует несколько методов планирования, включая топ-даун (сверху-вниз), боттом-ап (снизу-вверх), инкрементальный и др. Топ-даун метод подразумевает, что планы разрабатываются высшим руководством и затем передаются на исполнение нижестоящим подразделениям. Боттом-ап метод предполагает, что планы формируются на основе предложений и идей, поступающих от работников на местах. Инкрементальный метод подразумевает изменение и корректировку планов по мере необходимости.
Какими планами обычно пользуются организации?
Организации обычно используют различные типы планов, включая стратегические, тактические и операционные планы. Стратегические планы разрабатываются на долгосрочную перспективу и содержат общие цели и задачи организации. Тактические планы, в свою очередь, ориентированы на ближайший год или несколько лет и определяют конкретные действия и мероприятия для достижения стратегических целей. Операционные планы, наконец, устанавливают конкретные задачи и действия на краткосрочную перспективу для выполнения тактических планов.