№ 8 Прогнозирование и планирования, как функция управления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория управления
  • 29 29 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 31.08.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 2
1.Теоретические основы планирования и прогнозирования 4
1.1.Сущность планирования и прогнозирования 4
1.2.Методы планирования и типы планов 10
2.Применение планирования на практике 15
2.1.Стратегическое планирование 15
2.2.Тактическое планирование 19
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Традиционно оценивают эффективность деятельности предприятий независимо от субъекта оценки с помощью финансовых показателей.
Исследования, проведенные Renaissance Worldwide и журналом СFО Маgаsine среди 200 крупнейших западноевропейских компаний, установили, что около 50% компаний строят собственные системы оценки эффективности, основанные только на системе финансовых показателей [7].
Оценки деятельности предприятий на основе только финансовых активов является простым с позиции доступа к информации (как правило, оцениваются финансовая отчетность предприятий: Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о собственном капитале, Отчет о движении денежных средств) и простота методики расчетов определенных показателей.
Наряду с этим финансовые показатели, как правило, не отражают информацию о проблемных или положительных факторах формирования на предприятии ликвидности, деловой активности т.д. Для этого обязательно необходимо владеть не финансовой информацией, о вкусах и пристрастиях потребителей, квалификационном составе работников, внедрении новаций, эффективности деятельности конкурентов, имидже и репутации организации и т.п. Для субъектов оценивания необходима приоритетная информация о перспективах развития организации, которая закладывается в конкретных финансовых индикаторах, формирующие ориентиры для управления, инвестирования, кредитования и реализации других целевых мероприятий.
Известной системой показателей управления деятельностью организации, объединяющей финансовые и нефинансовые индикаторы, является сбалансированная система показателей ВSС Нортона-Каплана.
Результаты проведенных исследований обусловили возникновение концепции сбалансированной системы индикаторов, которая выглядела своеобразной панелью управления, заполненной четырьмя группами индикаторов: финансовыми индикаторами, индикаторами потребителей, индикаторами бизнес-процессов, индикаторами кадрового потенциала, позволяющих на низших уровнях доказывать стратегические показатели высшего уровня управления.
Сбалансированная система показателей характеризуется рядом преимуществ: она содержит целевые показатели, которые охватывают все стратегически важные сферы деятельности организации (финансы, рынок, производство и инновации); формирует причинно-следственные связи между всеми группами показателей; служит инструментом для реализации стратегий организации и повышения информационного обеспечения принятия управленческих решений; формирует индикаторы (20-25 показателей) - ориентиры для управления организацией и т.п.
Качество использования и реализации этой системы в значительной степени зависит от уровня информационного обеспечения для расчета ключевых показателей (особенно это касается нефинансовых показателей) и систематического анализа имеющихся взаимосвязей между показателями, поиска причинно-следственных связей в предлагаемых или фактических изменениях. ВSС прежде всего создана для руководителей высшего уровня управления и владельцев предприятий. Внедряя систему сбалансированных индикаторов Д. Нортона и Р. Каплана на предприятии, необходимо формировать критерии отбора ключевых показателей. К таким критериям целесообразно относить:
• связь индикаторов стратегии развития организации в долгосрочной перспективе (для руководителей организации недостаточно руководствоваться только оперативным диагностическими индикаторами, которые не связаны с перспективами развития, поскольку в таком случае процесс управления разрывается на отдельные звенья, не будучи направленным на формирование долгосрочной перспективы развития для организации);
• количественное выражение индикаторов (индикаторы должны формировать четкие критерии, при этом нецелесообразно включать в системы показателей такие индикаторы, которые формируются на основе субъективных экспертных оценок, поскольку в таком случае теряется объективность оценки ситуации на предприятии);
• доступность (в систему показателей должны включаться такие индикаторы, которые можно оперативно отслеживать и которые не требуют значительных средств для их информационного обеспечения);
• информационная прозрачность (каждый работник в организации должен четко понимать целевую шкалу индикаторов, их тактическое и стратегическое назначение);
• релевантность (индикаторы должны четко отражать цели организации);
• наличие единого толкования индикаторов (индикаторы должны исключать двойное толкование, поэтому работникам необходимо объяснять каждый критерий, используемый на предприятии).
Система индикаторов призвана спрогнозировать, оценить и проанализировать результативность предприятия в целом, его подразделений, виды деятельности, использования ресурсов и т.п. Под индикаторами необходимо понимать ключевые показатели, которые целостно отражают состояние и тенденции развития соответствующего объекта.
Одной из проблем внедрения и применения в организациях системы индикаторов является выбор их количества и состава. На отдельных предприятиях принципом формирования такой системы является деятельностный подход, т.е. устанавливаются индикаторы, с помощью которых прогнозируются и оцениваются отдельные виды деятельности: производственная, маркетинговая финансовая, логистическая, внешнеэкономическая т.п. В условиях ограниченных ресурсов в организациях основной задачей системы индикаторов выступает оценка и прогнозирование использования различных видов ресурсов трудовых, материальных, энергетических, информационных, финансовых.
Основная сложность построения системы индикаторов на предприятии заключается в необходимости обеспечения ее гибкости и высокого уровня адаптивности к изменениям среды функционирования, а это предполагает четкое отслеживание и учет многих взаимосвязей между всеми показателями и отображения прогнозируемых изменений в функциональных показателях при корректировке целевых стратегических показателей. Анализируя достижения фактических показателей по сравнению с плановыми, следует учитывать, что могут возникать отклонения трех типов: отклонения, обусловленные планированием; отклонения, обусловленные непредвиденными изменениями в условиях деятельности; отклонения, обусловленные нарушениями и несоблюдением требований по осуществлению производственно-хозяйственной деятельности.
Этап 4. Подбор на альтернативной основе мероприятий по достижению плановых параметров. После определения основных показателей, которых прежде стремится достичь организация в пределах реализации выбранной стратегии, необходимо разработать мероприятия по достижению заданных параметров. Они будут весьма специфическими для конкретных предприятий.
Примерами возможных мер могут быть: освоение производства новых видов продукции; модернизация технологии производства; внедрение прогрессивных технологий; автоматизация производственных трудоемких процессов; разработка прогрессивных стандартов; внедрение интегрированных управленческих систем; разработка масштабной рекламной кампании; производство передовых методов работы; прирост производственных мощностей за счет реконструкции; модернизация конструкций и технических характеристик изделий.
Этап 5. Бюджетное планирование. Бюджетное планирование, как один из этапов текущего планирования, призвано разработать механизмы реализации сформированных на предыдущем этапе мероприятий по минимальным потерям и максимальным удобствами. Бюджетное планирование - Это процесс формирования бюджетов для конкретных объектов на год с целью определения на основе многовариантного анализа в натуральной или денежной формах объема расходов и доходов, расходов и поступлений, активов и пассивов, оптимизации их структуры и корреспонденции с целью достижения поставленных целей организации, реализации определенных мероприятий с учетом наличия определенных ограничений и влияния факторов среды функционирования.
Основными целями бюджетного планирования, как правило, являются: минимизация потерь; совершенствования управления денежными потоками; оптимизация ресурсных потоков; высвобождение финансовых ресурсов для реализации наиболее прибыльных проектов; выделение наиболее перспективных сфер для инвестирования; выделение высокорентабельных, низкорентабельных и нерентабельных видов бизнеса; оптимизация структуры капитала; повышение эффективности использования имеющихся ресурсов и т.п.
Этап 6. Выбор административных рычагов (политики, процедур, правил) достижение плановых параметров. Административные рычаги формируются на основе разработки политики, процедуры, правила и т.п.
Политика - это общее руководство для действий и принятия решений, которые облегчают достижение целей. В качестве примера можно рассматривать политику, направленную на унификацию деталей и узлов автомобиля.
Процедурами являются действия, которые необходимо осуществлять в конкретной ситуации. Например, содержание инструкций по эксплуатации автомобилей определяет сущность процедур их технического осмотра и обслуживания, ремонта и т.п.
Правило указывает на то, что должно быть сделано в специфической одноразовой ситуации. Оно рассчитано на конкретные и ограниченные вопросы. Примером правила может быть порядок подписи определенного документа. Правила и процедуры выполняющие, следующие функции: указывают работникам направление действий; исключают повторы; формируют содержание деятельности; создают возможности для предсказания определенных событий; способствуют сравнению с прошлым, аналогом т.п.
Таким образом, применение политики, процедур и правил позволяет создать определенный организационно-распорядительный механизм, направленный на обеспечение реализации определенных мероприятий с целью достижения основных показателей.
Этап 7. Формирование текущего плана. Сводный текущий план формируется на текущий календарный или финансовый год и должен содержать следующие разделы: перечень плановых ключевых показателей, которых стремится достичь организация в рамках реализации выбранной стратегии деятельности и которые должны отражать все сферы деятельности предприятия; перечень мероприятий, реализация которых будет способствовать достижению определенных показателей.
Этап 8. Детализация текущего плана по центрам выполнения (ответственности). Заключается в формировании текущих планов для центров выполнения (подразделений, служб, комитетов и т.д.). Центры выполнения (ответственности) - это подразделения, службы, группы организации, ответственных за выполнение определенных работ, реализацию определенных мероприятий и результативности.






Заключение

Под планированием понимают относительно обособленный вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации. В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое, тактическое и оперативное.
Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намеченных конечных результатов, при этом учитываются способы и средства достижения поставленных целей, а также обеспечение необходимыми ресурсами. Стратегическое планирование охватывает период в 5-10 лет, влияет на функционирование всей системы управления и имеет отдаленные последствия.
Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является инструментом выполнения стратегических планов. Этот вид планирования относится в первую очередь условий хозяйственных операций: производственных мощностей, финансирование, инвестиций, средних сроков сбыта, персонала.
Оперативное планирование осуществляется на нижнем уровне организации - это планирование конкретных действий на краткосрочный период. Для этого вида планирования детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, а также внедрение новых технологий.




Список использованной литературы

Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр.пер. с англ./ Науч.ред. и авт.предисл. Л.И.Евенко. – М.: Економика, 2009. – 519с.
Бодди Д., Пзйтон Р. Основи менеджмента, – СПб: Питер, 2006 – 816 с.
Виханский О.С. Наумов А.И. Практикум по курсу: «Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарика, 2005. –281 с.
Герчикова Й.Н. Менеджмент: Учебник. – М: ЮНИТИ, 2005. – 480с.
Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента / П.Ф. Друкер; [пер. с англ.]. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
Егоршин А.П. Управление персоналом. –Н. Новгород: НИМБ, 2007. – 1100 с.
Основы функционального менеджмента: учебное пособие / Г.Н. Козлова, А.С.Редькин, В.А. Кравченко, И.В. Лебедев и др.; Под. общ. ред. проф. Г.Н.Козловой – Одесса: ОКФА, 2005. – 285 с.
Роббинз, Стивен П., Коултер, Мзри. Менеджмент, 8-е издание.: Пер. англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1056 с.
Якокка Ли. Карьера менеджера. / При участии У. Новака; Пер. с англ. Р.И. Столлера; Общ. ред. и предисл. Ю. Медведкова. – М.: Прогресс, 2006. – 384 с.










3



Список использованной литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление. Сокр.пер. с англ./ Науч.ред. и авт.предисл. Л.И.Евенко. – М.: Економика, 2009. – 519с.
2. Бодди Д., Пзйтон Р. Основи менеджмента, – СПб: Питер, 2006 – 816 с.
3. Виханский О.С. Наумов А.И. Практикум по курсу: «Менеджмент» / Под ред. А.И. Наумова. – М.: Гардарика, 2005. –281 с.
4. Герчикова Й.Н. Менеджмент: Учебник. – М: ЮНИТИ, 2005. – 480с.
5. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента / П.Ф. Друкер; [пер. с англ.]. – М.: Изд. Дом «Вильямс», 2004. – 432 с.
6. Егоршин А.П. Управление персоналом. –Н. Новгород: НИМБ, 2007. – 1100 с.
7. Основы функционального менеджмента: учебное пособие / Г.Н. Козлова, А.С.Редькин, В.А. Кравченко, И.В. Лебедев и др.; Под. общ. ред. проф. Г.Н.Козловой – Одесса: ОКФА, 2005. – 285 с.
8. Роббинз, Стивен П., Коултер, Мзри. Менеджмент, 8-е издание.: Пер. англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. – 1056 с.
9. Якокка Ли. Карьера менеджера. / При участии У. Новака; Пер. с англ. Р.И. Столлера; Общ. ред. и предисл. Ю. Медведкова. – М.: Прогресс, 2006. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Что такое планирование и прогнозирование?

Планирование и прогнозирование - это функции управления, которые позволяют организации определить цели, ресурсы и действия, необходимые для достижения этих целей. Планирование - это процесс создания детального плана действий, а прогнозирование - это процесс предсказания будущих событий и тенденций.

Какие методы планирования существуют?

Существует несколько методов планирования, включая верхний, средний и нижний уровни планирования. Верхний уровень планирования связан с разработкой долгосрочных стратегических планов, средний уровень связан с разработкой тактических планов на среднесрочную перспективу, а нижний уровень планирования связан с разработкой операционных планов на короткосрочную перспективу.

Какие типы планов существуют?

Существует несколько типов планов, включая стратегические, тактические и операционные планы. Стратегические планы разрабатывают на долгосрочную перспективу, они связаны с общими целями и направлением организации. Тактические планы разрабатывают на среднесрочную перспективу, они определяют конкретные шаги и ресурсы для достижения стратегических целей. Операционные планы разрабатывают на короткосрочную перспективу, они связаны с ежедневными действиями и ресурсами организации.

Как применяется планирование на практике?

Планирование применяется на практике во всех сферах деятельности организаций. Например, стратегическое планирование помогает определить курс и миссию организации, тактическое планирование помогает определить конкретные действия для достижения стратегических целей, а операционное планирование помогает оптимизировать процессы и ресурсы для достижения операционных целей.

Как оценивается эффективность деятельности предприятий?

Традиционно эффективность деятельности предприятий оценивается с помощью финансовых показателей, таких как прибыль, оборотные средства, доходность активов и другие. Однако возможны и другие подходы к оценке эффективности, с учетом не только финансовых результатов, но и социальной ответственности, инноваций и других факторов.

Что такое планирование и прогнозирование?

Планирование и прогнозирование - это функции управления, направленные на определение целей и разработку планов действий для их достижения. Они помогают организации оптимизировать свою деятельность, предвидеть возможные трудности и принимать необходимые меры для снижения рисков.

Какие методы планирования существуют?

Существует несколько методов планирования, включая топ-даун (сверху-вниз), боттом-ап (снизу-вверх), инкрементальный и др. Топ-даун метод подразумевает, что планы разрабатываются высшим руководством и затем передаются на исполнение нижестоящим подразделениям. Боттом-ап метод предполагает, что планы формируются на основе предложений и идей, поступающих от работников на местах. Инкрементальный метод подразумевает изменение и корректировку планов по мере необходимости.

Какими планами обычно пользуются организации?

Организации обычно используют различные типы планов, включая стратегические, тактические и операционные планы. Стратегические планы разрабатываются на долгосрочную перспективу и содержат общие цели и задачи организации. Тактические планы, в свою очередь, ориентированы на ближайший год или несколько лет и определяют конкретные действия и мероприятия для достижения стратегических целей. Операционные планы, наконец, устанавливают конкретные задачи и действия на краткосрочную перспективу для выполнения тактических планов.