- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Содержание:
Введение
1.История российского парламентаризма……………………………………………..5
2. Состав и порядок выборов в Государственную Думу РФ
2.1. Порядок организации и проведения выборов в Государственную Думу РФ
2.2.Образование, состав и порядок деятельности Государственной Думы РФ
3. Компетенция Государственной Думы РФ
3.1. Полномочия, отнесенные к исключительному ведению Государственной Думы РФ
3.2. Полномочия Государственной Думы РФ по принятию Федеральных законов
3.3. Акты Государственной Думы
4. Порядок созыва и проведения заседаний Государственной Думы РФ
5. Основания роспуска Государственной Думы РФ
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции РФ созывает палату на ее первое заседание глава государства в определенный срок (30 дней со дня выборов), но он может сделать это и раньше. Президент РФ впервые воспользовался данным конституционным правом, когда созвал первое заседание Государственной Думы ФС РФ, избранной 2 декабря 2007 г., не 1 января 2008 г., на тридцатый день после выборов, а 24 декабря 2007 г., из-за продолжительных зимних праздников. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ).
Заседания, как правило, открытые. Конституции разрешают проводить закрытые заседания в случаях, предусмотренных Регламентом палаты.
Повестка дня каждого пленарного заседания утверждается Палатой. Регламент Государственной Думы ФС РФ устанавливает перечень вопросов, подлежащих внеочередному рассмотрению на заседании палаты, он начинается с посланий и обращений Президента РФ (ст. 51).
Подробно регулируется Регламентом Палаты депутатов порядок проведения парламентских дебатов (§ 57 - 67). Схема их проведения стандартна: сначала выступает автор проекта (закона или другого решения Палаты), затем - докладчик от профильного комитета, далее разворачиваются собственно прения, т.е. обсуждение проекта, после их завершения автору и докладчику предоставляется заключительное слово и Палата переходит к голосованию.
Палаты принимают свои решения голосованием, при этом используется открытое или тайное голосование. По Регламенту Палаты депутатов голосование по законопроектам должно быть только открытым (§ 73), а тайным голосованием избираются должностные лица Палаты (председатель, его заместители, председатели комитетов).
Никакое передоверие или делегирование голосов регламент не допускает. Эта проблема особенно актуальна для современной России, где депутаты недисциплинированны и пропускают заседания, а в научной литературе предлагаются различные меры борьбы с этим явлением.
5. Основания роспуска Государственной Думы РФ
Роспуск представительного органа всегда выражает принудительную меру конституционно-правового характера, направленную на досрочное прекращение деятельности этого органа, осуществляемую, как правило, главой государства. В государстве федеративном роспуск представительного органа субъекта федерации может осуществляться федеральными органами государственной власти в порядке федерального принуждения. Роспуск представительного органа есть одномоментное прекращение его легислатуры, влекущее утрату им своих полномочий, в том числе права принимать какие-либо акты.
В Российской Федерации роспуску согласно Конституции подлежит только Государственная Дума - нижняя палата российского парламента, палата же верхняя - Совет Федерации невосприимчива к роспуску.
Субъектом, осуществляющим роспуск Государственной Думы, выступает глава государства - Президент Российской Федерации. Роспуск Государственной Думы выступает по существу единственным основанием досрочного прекращения ее полномочий. Конституция РФ, а также Регламент палаты не предусматривают возможности самороспуска Государственной Думы, который, учитывая конституционные последствия этой акции, конечно же, не может полагаться "личным делом" нижней палаты, поэтому представляется, что Государственная Дума не вправе объявить о своем самороспуске, что, разумеется, не снимает проблему целесообразности самой возможности самороспуска применительно к Государственной Думе.
Юридические основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ определены федеральной Конституцией исчерпывающим образом (статья 109), поэтому глава Российского государства обладает только условным, связанным правом роспуска нижней палаты, что существенно ограничивает его влияние на парламент и повышает политическую устойчивость Государственной Думы.
Существуют только три конституционных основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ, которые все связаны с формированием и статусом Правительства РФ, что выдает природу полупрезидентской республики, отличающейся от президентской прежде всего самостоятельной правительственной деятельностью. Роспуск Государственной Думы Федерального Собрания России по основаниям недоверия Правительству РФ оправдан тем, что она участвует в формировании правительства, давая согласие на назначение его Председателя.
Все три основания неизбежно вытекают из характера конституционного конфликта между Государственной Думой, с одной стороны, Президентом и Правительством РФ - с другой, который не может быть разрешен иным, "мирным" путем. Поскольку Правительство РФ является конституционным органом, осуществляющим функции высшей исполнительной власти, постольку оно подлежит обязательному формированию в сроки, установленные Конституцией. Отсутствие Председателя Правительства РФ, руководящего деятельностью этого органа, делает невозможным функционирование Правительства, поэтому неоднократное отклонение Государственной Думой кандидатур председателя Правительства, предлагаемых Президентом, вызывает закономерный роспуск палаты. Равным образом стойкое недоверие Правительству РФ со стороны Государственной Думы или отказ Правительству в доверии должны привести к роспуску палаты, если, разумеется, глава государства не объявит об отставке Правительства. В противном случае право Государственной Думы на недоверие Правительству теряет свой юридический смысл. С другой стороны, наличие этого права без альтернативы роспуска Государственной Думы превратит его в право смещения Правительства, что нарушит баланс законодательной и исполнительной властей.
Конституционный Суд РФ в одном из своих решений отметил, что роспуск Государственной Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом РФ и Государственной Думой при формировании Правительства РФ или отказе последнему в доверии преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства РФ или, соответственно, продолжение функционирования Правительства РФ, поддерживаемого Президентом РФ вопреки недоверию, выраженному Правительству Государственной Думой.
Конституционный Суд РФ в том же решении отметил и превентивное значение конституционно-правовых последствий возможного роспуска Государственной Думы, заключающееся в том, что они призваны "удерживать Президента Российской Федерации и Государственную Думу от необоснованных конфликтов, препятствующих согласованному функционированию и взаимодействию органов государственной власти".
Следует подчеркнуть, что Президент РФ является единственным субъектом роспуска Государственной Думы, причем это право является его прерогативой, которой исполняющий президентские обязанности пользоваться не может (часть 3 статьи 92 Конституции РФ). Право роспуска Государственной Думы относится к числу трех непередаваемых полномочий главы государства, осуществляемых только им лично, что само по себе свидетельствует о значимости института роспуска.
Роспуск Государственной Думы, далее, не может быть осуществлен посредством всенародного референдума. Согласно Федеральному конституционному закону от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации" на общероссийский референдум не может выноситься вопрос о досрочном прекращении полномочий Государственной Думы Федерального Собрания РФ (пп. 2 п. 5 ст. 6).
Исследование института роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ с неизбежностью вызывает вопрос, означает ли роспуск нижней палаты прекращение всякой думской деятельности, сохраняет ли Государственная Дума свои полномочия до начала работы Думы нового созыва? Согласно части 4 статьи 99 Конституции РФ с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Действует ли данная конституционная норма в отношении распущенной Государственной Думы?
Подобные вопросы стали предметом официального толкования Конституции России Конституционным Судом РФ, который в своем Постановлении от 11 ноября 1999 г. по делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации указал, что по смыслу этих статей Конституции РФ конституционно-значимые правовые последствия роспуска Государственной Думы заключаются в том, что с момента роспуска Государственная Дума не может принимать законы, а также осуществлять в заседаниях палаты иные полномочия. Роспуск Государственной Думы Президентом РФ означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией РФ полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты.
Таким образом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ роспуск Государственной Думы влечет прекращение ее конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты, что представляется обоснованным с точки зрения назначения роспуска представительного органа государственной власти, как меры конституционно-правового принуждения.
Заключение
Итак, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Основой конституционного строя является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны, равноправны, независимы.
История российского парламентаризма имеет многовековую историю. Родоначальниками современной Государственной Думы Совета Федерации РФ были следующие формы народного представительства: вече, княжеские и боярские думы, сенат, государственный совет, земские соборы.
В соответствии с законодательством РФ выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент Российской Федерации.
Организацией выборов занимаются избирательные комиссии, они же формируют списки избирателей.
Дума состоит из 450 депутатов. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. Внутренняя организация данной палаты Федерального Собрания и порядок ее работы определяются Регламентом Государственной Думы.
Деятельность Государственной Думы Федерального Собрания РФ осуществляется в рамках ее предметов ведения путем реализации предоставленных ей полномочий. Основным нормативным правовым актом, определяющим предметы ведения и полномочия Государственной Думы, является Конституция Российской Федерации.
Статья 108 Конституции Российской Федерации устанавливает право Государственной Думы принимать федеральные конституционные законы, а ст. 136 - право на принятие поправок к главам 3 - 8 Основного Закона страны. Конституционные полномочия Государственной Думы по принятию федеральных конституционных законов, федеральных законов и поправок к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации условно можно назвать общими полномочиями, то есть такими, которыми наделена и вторая палата Федерального Собрания РФ.
Существуют только три конституционных основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания РФ, которые все связаны с формированием и статусом Правительства РФ, что выдает природу полупрезидентской республики, отличающейся от президентской прежде всего самостоятельной правительственной деятельностью.
Эффективность деятельности любого парламента зависит от многих факторов, в первую очередь от объема его полномочий (материально-правовой аспект), но в не меньшей степени результативность действий коллегиального представительного органа, каким является парламент, обусловлена тем, насколько целесообразно и при этом демократично организована его работа (процедурный, процессуальный аспект). Справедливо замечание российского исследователя М.И. Левиной о том, что "парламентские решения и способы их принятия не менее важны, чем судебные. Тем не менее, существует огромное количество работ по судопроизводству, в то время как парламентское производство все еще мало изучено в российском правоведении".
Список литературы
Конституция РФ от 12 декабря 1993г. // СПС Консультант плюс
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс
Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ // СПС Консультант плюс
Федеральный закон от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" // СПС Консультант плюс.
Парламентское право России: Учеб. / Под общ. ред. О.Н. Булакова. М., 2006.
Теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В./. М.: Юрид.л., 1994.
Общая теория права. Курс лекций./ Под ред. Бабаева B.K./. Нижний Новгород. 1993.
Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007. 840 с.
Баглай М.В «Конституционное право Российской Федерации», М:Норма, 2001г.
Веденеев Ю.А., Богодарова Н.А. (ред.). Очерки по истории выборов и избирательного права. Калуга-Москва: Фонд "Символ", 1997.
Дмитриев Ю.А, Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Иркутск, 2004
Енгибарян Р.В., «Конституционное право» учебник / Р.В. Енгибарян, Э.В Тадевосян. - М., 2002.
Козлова Е.И. «Конституционное право России» / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. - М., 2006.
Левина М.И. Парламентское право Великобритании XVII - начала XIX в. М., 2000.
Лукашева Е.А. «Права человека»: учебник. - М., 2001.
Пылин В.В. «Избирательное и референдумное право Российской Федерации»: Учебник. СПб., 2001,
Румянцева Т.С. Федеральное Собрание: Конституционно-правовой статус // Конституционный строй. Выпуск II. М., 1995.
Старостенко К.В Система выборов в Российской Федерации: ограничение политического многообразия / Общество и право, 2008, N 1.
Градовский А. Д. Начала русского государственного права. Тома I-III. // http://base.garant.ru/3988988/41/
Первая российская революция // www.rusempire.ru/istoriya-rossiyskoy-imperii/pervaya-rossiyskaya-revolyutsiya.html
Усанов В.А. История становления парламентаризма в России // http://pravo.vuzlib.net/book_z2079_page_4.html
Рудакова Е.В. Правопреемство конституционного (государственного) строя России // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 2. С. 20 - 29.
Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1303.
Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. N 44. Ст. 1304.
Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А.Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 118.
Румянцева Т.С. Федеральное Собрание: Конституционно-правовой статус // Конституционный строй. Выпуск II. М., 1995. С. 32.
Дмитриев Ю.А. Регламент - правовая основа деятельности парламента России // 100-летие выборов Государственной Думы: история и современность. М., 2006. С. 478.
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 10. Ст. 1146.
Парламентское право России: Учеб. / Под общ. ред. О.Н. Булакова. М., 2006. С. 29.
Левина М.И. Парламентское право Великобритании XVII - начала XIX в. М., 2000. С. 3.
32
Список литературы
1.Конституция РФ от 12 декабря 1993г. // СПС Консультант плюс
2.Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях из-бирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СПС «Консультант плюс
3.Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Феде-рального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. N 121-ФЗ // СПС Консультант плюс
4.Федеральный закон от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Рос-сийской Федерации" // СПС Консультант плюс.
5.Парламентское право России: Учеб. / Под общ. ред. О.Н. Булакова. М., 2006.
6.Теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В./. М.: Юрид.л., 1994.
7.Общая теория права. Курс лекций./ Под ред. Бабаева B.K./. Нижний Новго-род. 1993.
8.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (постатейный). М.: Юстицинформ, 2007. 840 с.
9.Баглай М.В «Конституционное право Российской Федерации», М:Норма, 2001г.
10.Веденеев Ю.А., Богодарова Н.А. (ред.). Очерки по истории выборов и изби-рательного права. Калуга-Москва: Фонд "Символ", 1997.
11.Дмитриев Ю.А, Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Иркутск, 2004
12.Енгибарян Р.В., «Конституционное право» учебник / Р.В. Енгибарян, Э.В Тадевосян. - М., 2002.
13.Козлова Е.И. «Конституционное право России» / Е.И. Козлова, О.Е. Кута-фин. - М., 2006.
14.Левина М.И. Парламентское право Великобритании XVII - начала XIX в. М., 2000.
15.Лукашева Е.А. «Права человека»: учебник. - М., 2001.
16.Пылин В.В. «Избирательное и референдумное право Российской Федера-ции»: Учебник. СПб., 2001,
17.Румянцева Т.С. Федеральное Собрание: Конституционно-правовой статус // Конституционный строй. Выпуск II. М., 1995.
18.Старостенко К.В Система выборов в Российской Федерации: ограничение политического многообразия / Общество и право, 2008, N 1.
Вопрос-ответ:
Когда была создана Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации?
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации была создана 19 января 1994 года.
Какой порядок выборов в Государственную Думу РФ?
Выборы в Государственную Думу РФ проводятся по пропорциональной системе с закрытыми списками кандидатов. Граждане Российской Федерации избирают депутатов на основе единого избирательного округа. Всего предусмотрено 450 мест в Государственной Думе.
Каков порядок организации и проведения выборов в Государственную Думу РФ?
Организация и проведение выборов в Государственную Думу РФ осуществляются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Во время выборов формируются избирательные участки, назначаются избирательные комиссии, проводится кампания по информированию избирателей и регистрация кандидатов.
Как образуется состав и каков порядок деятельности Государственной Думы РФ?
Состав Государственной Думы РФ формируется на основе результатов выборов. Новый созыв Государственной Думы созывается после проведения выборов и первого заседания. Депутаты избирают спикера Государственной Думы и формируют фракции в соответствии с политическими партиями.
Какие полномочия отнесены к исключительному ведению Государственной Думы?
К исключительному ведению Государственной Думы относятся полномочия, связанные с принятием федеральных законов, внесением изменений в Конституцию РФ, утверждением федерального бюджета, ратификацией и денонсацией международных договоров, проведением контроля за деятельностью исполнительных органов власти и другие важные вопросы.
Что такое Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации?
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации – это нижняя палата парламента Российской Федерации, которая состоит из 450 депутатов. Ее основные функции включают принятие законов и представление интересов граждан и регионов России.
Какой порядок выборов в Государственную Думу РФ?
В Государственную Думу РФ выборы проходят один раз в пять лет. Все 450 депутатских мандатов распределяются на основе пропорционального представительства партий. Для выдвижения кандидатов необходимо собрать определенное количество подписей избирателей или представителей партий.
Какие полномочия относятся к исключительному ведению Государственной Думы РФ?
Государственная Дума РФ имеет исключительное право принимать законы в следующих областях: бюджет и налоги; внутренняя и внешняя политика; оборона; охрана прав и свобод граждан; социальная политика; экономика и финансы; государственная служба и управление. Однако некоторые законы требуют согласия Совета Федерации или президента для вступления в силу.