Речевая ситуация как средство формирование пунктуационных умений младших школьников период обучения грамоте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 41 41 страница
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 19.07.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики формирования пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте 6
1.1. Лингвистические основы методики обучения пунктуации в начальной школе 6
1.2. Взгляды учёных-методистов на проблему формирования пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте 13
1.3. Речевая ситуация как средство обучения 13
Глава 2. Проблема формирования пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте в практике современной начальной школы 14
2.1. Возможности современных учебно-методических комплектов для организации работы над знаками препинания в период обучения грамоте 14
2.2. Методические рекомендации по формированию пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте на основе речевой ситуации 18
Заключение 20
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления

Первое знакомство учащихся происходит с точкой. Ученики только начинают учиться читать, соответственно работа по «Азбуке» еще не ведется. Основная работа учителя и учеников заключается в устном составлении предложений по картинке. Учитель отмечает особенность отделения одной законченной мысли от другой паузой. Следующим этапом является графическое представление предложения. Устно учащиеся составляют простые предложения, типа:Я люблю плавать.Это закаляет.Далее для данных предложений строится графическая форма, в которой каждое предложение представлено прямоугольником или чертой. Так, построенные два предложения должны иметь разделение. Учитель объясняет, что речевая пауза на письме демонстрируется точкой в конце предложения. То есть, между тремя прямоугольниками одного предложения и двумя прямоугольниками другого ставится точка. В конце второго предложения также ставится знак. Учитель должен пояснить, что помимо паузы, точка и сам конец предложения выделяются понижающей голос интонацией. Этот навык будет практиковаться далее, когда ученики начнут изучать чтение и будут читать предложения.После того, как ученики уже начали осваивать азы чтения, им даются небольшие тексты, буквально в пару предложений, которые не содержат знаков препинания. Задача учеников – расставить эти знаки по смыслу. После этого текст читается повторно, ученики отмечают, что понимать содержание стали лучше. Также практикуется упражнение по составлению предложений из карточек, где обязательно присутствует карточка с точкой. Далее, когда ученики начинают писать диктанты, отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и влияет на оценку. Так формируется навык постановки точки у учащихся.Изучение использования вопросительного и восклицательного знаков у учеников происходит в период начала изучения «Азбуки». Впервые вопросительный знак встречается при чтении простых вопросов. Ученикам объясняется, какая должна быть интонация в таких предложениях. Происходят устные тренировки. Кто дежурный? Катя. А где она? Она болеет.Последним изучают восклицательный знак. Ученикам показывают всю эмоциональность предложений, содержащих восклицательный знак в конце предложения.Во втором классе ученики отдельно изучают раздел под названием «Предложения», где рассматриваются те же три знака – точка, восклицательный и вопросительный знак. Но в связи с большим количеством знаний у учеников, работа ведется более осмысленная. Рассматривается интонационная постановка знаков препинания, от чего зависит постановка того или иного пунктуационного знака, как происходит деление текста на предложения и т.д. Вводятся первые классификации предложений – по эмоциональной окраске – на восклицательные и не восклицательные предложения. Рассматриваются:восклицательные предложения, содержащие яркую эмоциональную окраску, в конце которых ставится восклицательный знак; не восклицательные предложения, несущие в себе информацию в повествовательной форме, не содержащие чувств говорящего; в конце которых ставится точка. Обязательно ведется работа учителя по закреплению понимания постановки пунктуационного знака в конце предложения путем его проговаривания. При этом особое внимание обращается на подходящую именно данному предложению интонацию.В третьем классе вводится в изучение новый пунктуационный знак – запятая. Изучать его начинают в связи с рассмотрением предложений с однородными членами. Ученики изучают интонацию при перечислении, и куда ставят в таких случаях запятые.Учитель объясняет учащимся разницу запятой и точки. В первую очередь, она заключается в том, что запятая не показывает конец предложения в отличие от точки. В интонации тоже есть своя разница. Для этого ученикам дают рассмотреть два предложения:Во дворе дети играли в прятки.Во дворе дети играли в прятки, салки и классики.Рассматривается различие в интонациях этих двух предложений. Дальше программа младшей школы охватывает изучение постановки кавычек, тире, скобок, двоеточий и многоточий. Преимущественно, закрепление этих знаний происходит посредством выполнения различных видов упражнений и разборов текстов. Именно при разборе текста ученики понимают, какую интонацию надо соблюдать, например, при поставленном в предложении тире:Катя купила пять тетрадей. Надя – восемь.Не смотря на то, что по программе начальных классов, изучение сложных предложений не предполагается, учителю необходимо рассмотреть некоторые случаи, наиболее часто употребляемые в устной речи. Рассматриваются правила расстановки знаков препинания на конкретных сложных предложениях.Рассматривают два типа сложных предложений:Когда есть две равноправные части.Когда одна часть зависит от другой.Очень важно для закрепления учениками навыков пунктуационной грамотности связать уроки чтения и русского языка. Происходит закрепление умений грамотного чтения, выражения своих мыслей, обличения их в письменную форму, правильное построение предложений, как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. Ведь именно начальное образование дает основу для дальнейшего изучения правил пунктуации в средней школе.Анализ материалов азбуки показал, что она содержится достаточное количество языкового и иллюстративного материала, чтобы эффективно освоить пунктуационные умения. В азбуке рассмотрены такие знаки препинания как: точка, запятая, вопросительный знак и восклицательный. В языковом материале азбуки и прописей обнаружены разнообразные синтаксические конструкций:- сложные предложения с сочинением и подчинением;- простые предложения:- словосочетания;- речевые обороты.Методические рекомендации по формированию пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте на основе речевой ситуацииОбобщая вышеизложенную информацию, труды и опыт педагогов и ученых, которые были рассмотрены, можно составить ряд рекомендаций для учителя, которых хочет повысить пунктуационный навык школьников:предлагать дополнительные задания, способствующие более глубокому пониманию пунктуационных правил; использовать приемы развивающего обучения; вести работу по развитию самообразования и желание самостоятельного поиска новых знаний; учитывать пожелания и интересы при подборе заданий; использовать различный материал на уроках русского языка, который бы способствовал не только формированию пунктуационного навыка, но и развитию кругозора учащихся.Отсюда вытекает следующий вывод: При систематическом применении в педагогической деятельности разнообразных пунктуационных упражнений, можно добиться следующих результатов:повысить уровень усвоение пунктуационных правил и уровень успеваемости по русскому языку; сформировать у учащихся систему научных взглядов на мир; развивать и совершенствовать устную и письменную речь школьников; усвоение детьми основных литературных норм языка;сформировать основные, прочные навыки правописания и умение осмысленно пользоваться языком, т.е. грамматически правильно, стилистически точно, содержательно.Стоит отметить необходимость изучения различных пунктуационных ошибок, совершаемых учениками в ходе работы. Это помогает при выяснении причин, по которым они были совершены и корректировке работы учителя и ученика. Благодаря этому педагог сможет подобрать наиболее эффективный метод работы с учеником для устранения имеющихся недостатков.Существует 4 вида допускаемых учащимися пунктуационных ошибок:отсутствие нужных знаков препинания; лишние знаки; употребление не того знака, который требуется в данном случае; постановка знака не на том месте, где требуется.Основными условиями формирования пунктуационного навыка являются:1. систематическая работа над совершенствованием навыка выразительного чтения (соблюдение правильной интонации, логического ударения и т.п.);2. усвоение синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом; систематическое выполнение упражнений, направленных на закрепление пунктуационных и синтаксических знаний, связанных с предложением и текстом;3. систематическая работа по исправлению грамматических и пунктуационных ошибок (11,25).Важное место в системе работы по формированию пунктуационного навыка отведено различным упражнениям.Так, например, для усвоения навыка, ученикам можно предоставить пунктуационное упражнение, которое заключается в чтении текстов. Обычно это происходит на уроках русского языка (чтение упражнений) или на уроках чтения. Причем, на уроках чтения ученикам предоставляются тексты различных жанров. Задачей учеников является наблюдение за знаками препинания в тексте. Отлично подходят для данного типа работы лирические стихотворения, так как их чтение подразумевает наибольшую интонационную окраску и осознание расстановки знаков препинания для дальнейшего чтения наизусть.Отличным упражнением является так называемое конструирование текста или его составление по графическому виду. Ниже приведены примеры подобных заданий:1. Составьте восклицательное предложение по теме “Осень”, ”Весна”2. Составьте предложение по схеме:ли на уроках русского языка1. Составьте небольшой рассказ, диалог на определенную тему, употребив в нем восклицательный и вопросительный знаки, и тому подобное.2. Конструирование предложений по предметным картинкам (на доске, например, картинки с изображением овощей, между которыми стоят запятые, а между словом “овощи” стоит тире). Детям предлагается записать эту схему словами. Аналогично можно ввести двоеточие.Результатом выполнения таких упражнений учениками является: Получение навыкасоставления предложений по определенной схеме, используя заданные знаки препинания. Тема может быть произвольной или заданной.Развитие логического мышления и навыков устной речи у учеников.Существуют упражнения, развивающие пунктуационную зоркость. Они предполагают работу учеников над деформированным текстом. В их задачу входит нахождение неправильно поставленных знаков препинания, объяснение ошибки, ее устранение и объяснение правильности своего выбора.1. Упражнение: “прочитайте упражнение так, чтобы получить ответ, который дан в скобках”.2. Дети читали рассказ о космонавтах? (нет, не рассказы; нет, не дети; нет, не о космонавтах).3. Упражнения на закрепление знаков препинания при прямой речи («класс»).Добрый день! – сказал я учителю.В старое время говорили – Корень учения горек, а плод его сладок.С первого класса ученикам, помимо традиционного типа упражнений, предлагаются для работы более интересные, эффективные и занимательные задания, также входящие в рамки программы развивающего обучения по развитию пунктуационной грамотности. Например, так, в системе развивающего обучения, в “Букварях” (под редакцией Н.В. Нечаевой) предлагается целый ряд упражнений:1) Ты - ! Ты - ? Ты -. Используй слова, интонацию, мимику, жесты, движения.2) Расшифруй эти жесты (изображенные на картинке, а ниже пустые клетки для записи сова и схемы). Нужно показать движениями и жестами, произнести в соответствии со знаком препинания:1. Из какой сказки эта фраза? Как ее произносит каждый из героев этой сказки? - Кто ложился в мою постель и смял ее?2. Ты приветствуешь маму учителя, друга, гостей (инсценировка).3. Прочитай голосом лисицы, которой нужно уговорить петушка.Целью таких упражнений является повышение заинтересованности учащихся, обучение внимательности в отношении знаков препинания, формирование выразительной речи детей, умение понимать говорящего, учитывая слова, мимику, жесты, интонацию, умение быть слушателем и говорящим, пробуждение интереса к точному выражению мыслей. К подобным упражнениям можно отнести следующие упражнение – игру:Игра “Немое письмо”.Задание: учитель выразительно читает тексты, а учащиеся ставят только знаки препинания.Целью игры является выявление умения учащихся слушать, определять корни предложения и ставить, в зависимости от интонации, соответствующий знак препинания.Например: Здравствуй, милая мамочка! Привет тебе от твоего любящего сына! Как мои дела? Мне нравиться учиться в школе. Я теперь смогу написать слово “заяц”. Уроки русского языка самые интересные!Я часто вспоминаю тебя и своих братьев, наш лес. Что интересного в вашей жизни? Когда мы увидимся? Целую тебя и братьев! Твой сын заяц Пус.Учащиеся с удовольствием выполняют пунктуационные предложения, так как воспринимают их как игры. В этом возрасте игра – это наиболее эффективный прием, так как дети любят играть. Ко всему прочему, отмечается высокая эффективность такого рода упражнений, влияющих на: совершенствование внимания, как психологического процесса; развитие внимания непосредственно к знакам препинания. Упражнения – игры предполагают участие всех ребят. В их задачу входит активизация познавательной деятельности учеников, развитие творческих способностей. Именно подобным упражнениям учитель должен отдавать предпочтение на уроках, если он ставит цель не только совершенствовать пунктуационные навыки учащихся, но и развивать их речь, дикцию, мышление и охват наибольшего числа учеников во время данного процесса.ЗаключениеДанное исследование посвящено решению сложной и актуальной проблеме, связанной с формированием пунктуационных умений младших школьников в период обучения грамоте.Цель исследования: разработать серию фрагментов уроков, направленных на формирование пунктуационных знаний и умений младших школьников в период обучения грамоте. В ходе исследования были решены следующие задачи: Определены теоретические основы методики обучения младших школьников пунктуации. Выявлены возможности современных учебно-методических комплектов по обучению грамоте для организации работы над знаками препинания. Исследован уровень сформированности пунктуационных знаний и умений первоклассников. Разработана серия фрагментов уроков и заданий, направленных на формирование пунктуационных умений учащихся в период обучения грамоте.В ходе анализа лингвистической литературы были выделены основные аспекты теории пунктуации и теории синтаксиса, которые являются основополагающими при работе над формированием пунктуационной грамотности младших школьников при обучении пунктуации.Анализ методической литературы свидетельствует о том, что в исследованиях ученых-методистов наметились нетрадиционных подходы к процессу обучения пунктуации в начальной школе, определена роль знания основ пунктуационной теории для формирования прочных пунктуационных знаний и умений учащихся, определены методы и приемы их формирования в период обучения грамоте.Анализ учебно-методического комплекта по обучению грамоте показал, что программой не предусматривается знакомство учащихся с термином «знаки препинания», а также перечнем знаков препинания. В азбуке и в прописях в большом количестве представлены различные знаки препинания и разнообразные синтаксические конструкции, наличие которых позволяет учителю осуществлять работу над знаками препинания в период обучения грамоте. Кроме того, на страницах азбуки содержится богатый языковой и иллюстративный материал, который целесообразно использовать при осуществлении работы и над смыслом, и над интонацией при обучении пунктуации. В языковом материале азбуки и прописей обнаружены разнообразные синтаксические конструкций, которые позволяют уже в период обучения грамоте знакомить учащихся с назначением и функциями знаков препинания.При разработке серии фрагментов уроков, и заданий и использованием речевых ситуаций особое внимание уделялось формированию следующих умений:Получение навыка составления предложений по определенной схеме, используя заданные знаки препинания. Тема может быть произвольной или заданной.Развитие логического мышления и навыков устной речи у учеников.повышение заинтересованности учащихся. обучение внимательности в отношении знаков препинания, формирование выразительной речи детей.выявление умения учащихся слушать, определять корни предложения и ставитьсоответствующий знак препинания.Составление выводов ведется на основании наблюдений за процессами деятельности учеников младшей школы, сканирования их эмоциональных реакций на предоставленный к выполнению материал. В результате этих наблюдений составляется мнение о предоставленных фрагментах уроков, в результате которых углубилось восприятие учащимися изучаемого материала по пунктуации, понимание роли знаков препинания в письменной речи. Это, безусловно, способствовало более эффективному формированию их пунктуационных умений.Таким образом, цель курсовой работы достигнута.

Список литературы
1. Алексеева Т.В. Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма - Начальная школа №5, 2000г.
2. Н. С. Валгина – Актуальные проблемы современной русской пунктуации – Москва «Высшая школа» - 2004.
3. Вестник Московского Городского Педагогического Университета – Научный журнал – Серия «Педагогика и Психология» №4 (18) – Москва, 2011.
4. Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»
5. Гусак Ю. Н. – Функциональная специфика пунктуации в дихотомическом пространстве языка и речи: базовые подходы и принципы – 1996.
6. 3иновьева Т. И. Развитие интонационных умений младших школь-ников: проблемы и подходы к их решению // Начальная школа. -2005.
7. 3иновьева Т. И. Развитие интонационных умений младших школь-ников: проблемы и подходы к их решению / / Начальная школа. - 2005. - №2.
8. Иванова Л.Т., Осипов Б.И. Хрестоматия по методики русского языка: Преподавания орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях, М., 1995 г.
9. Иванова Л.Т., Осипов Б.И. Хрестоматия по методики русского языка: Преподавания орфографии и пунктуации в общеобразовательных учебных заведениях, М., 1995 г.
10. Е. И. Литневская – «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников»
11. Лингвистический энциклопедический словарь \ главный редактор Ярцева Е.Н., М., 1990 г.
12. М. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская «Методика преподавания русского языка в начальных классах». Москва. 2002г.
13. Львов М.Г. Словарь-справочник по методики русского языка, М., 1997г.
14. Л. С. Трегубова «О готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников пунктуации» «Начальная школа» № 2-2005г.
15. Л. В. Щерба – «Языковая система и речевая деятельность» -2004.
16. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения», М., 1979г.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе методики формирования пунктуационных умений у младших школьников?

Основу методики формирования пунктуационных умений у младших школьников составляют лингвистические основы и взгляды ученых методистов на эту проблему.

Какое значение имеет речевая ситуация в обучении пунктуации младших школьников?

Речевая ситуация играет важную роль в обучении пунктуации младших школьников, поскольку она является эффективным средством формирования и развития пунктуационных умений.

Какие лингвистические основы лежат в основе методики обучения пунктуации в начальной школе?

Лингвистические основы методики обучения пунктуации в начальной школе включают в себя различные аспекты пунктуации, такие как понятия о знаках препинания, их функции и правила использования.

Какие взгляды ученых методистов на проблему формирования пунктуационных умений у младших школьников в период обучения грамоте?

Ученые методисты высказывают различные мнения насчет формирования пунктуационных умений у младших школьников, но все они признают важность этого процесса и предлагают разные методики для его реализации.

Как речевая ситуация может быть использована в качестве средства обучения пунктуации?

Речевая ситуация может быть использована в качестве средства обучения пунктуации путем создания ситуаций, в которых учащиеся должны использовать правильную пунктуацию для передачи их мыслей и идей. Это помогает им осознать значение и функцию знаков препинания и усвоить правила их использования.

Каковы основные методы формирования пунктуационных умений у младших школьников?

Основными методами формирования пунктуационных умений у младших школьников являются использование речевых ситуаций, визуализация правил пунктуации и активная практика на практических заданиях.

Какие лингвистические основы лежат в основе методики обучения пунктуации?

Основные лингвистические основы методики обучения пунктуации в начальной школе заключаются в изучении правил пунктуации и их практическом использовании в различных речевых ситуациях.

Каким образом речевая ситуация может быть использована как средство формирования пунктуационных умений у младших школьников?

Речевая ситуация представляет собой контекст, в котором правильное использование пунктуации становится неотъемлемой частью коммуникативного процесса. В ходе таких ситуаций дети учатся распознавать и применять соответствующую пунктуацию в зависимости от цели и характера высказывания.

Какие взгляды ученых и методистов существуют на проблему формирования пунктуационных умений у младших школьников?

Разные ученые и методисты предлагают различные подходы и методики обучения пунктуации. Некоторые считают, что активное использование речевых ситуаций является наиболее эффективным способом формирования пунктуационных умений, в то время как другие подчеркивают важность изучения правил и их регулярной практики.

Почему речевая ситуация считается средством обучения пунктуации?

Речевая ситуация считается средством обучения пунктуации, так как она создает естественное окружение для изучения правил пунктуации. В ходе общения и коммуникации в речевой ситуации дети осознают необходимость использования пунктуационных знаков для ясного и корректного выражения своих мыслей.